УДК: 613.168
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАМВАЕВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
В. И. Стукалова, Т. В. Попова1
Целью работы было исследование параметров электромагнитного поля промышленной частоты по электрической составляющей в салонах трамваев и троллейбусов и оценка безопасности его для пассажиров. С целью снижения времени воздействия электромагнитного поля на пассажиров, находящихся в заторах в г. Ростове-на-Дону внедрен программный комплекс автоматизации основных функций управления системой городского пассажирского транспорта.
Ключевые слова: городской транспорт, электромагнитная безопасность, здоровье.
В России общественный транспорт — это одна из крупнейших базовых отраслей хозяйства, составная часть экономической и социальной инфраструктуры. Транспорт является источником негативного влияния на окружающую среду. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха городов является автомобильный транспорт, вклад которого в загрязнение атмосферного воздуха крупных городов составляет от 60 до 90%. В связи с модернизацией автотранспорта повышается его роль и как источника электромагнитных полей, но, несмотря на это, главным источником электромагнитного загрязнения городов является электротранспорт [2].
В настоящее время электротранспорт действует в 120 городах России. В последние годы наблюдается старение и резкое сокращение парка подвижного состава городского электрического транспорта (ГЭТ). Снизились темпы обновления парка ГЭТ. Они значительно ниже темпов списания подвижного состава. Более 50% составляет износ основных производственных фондов (станочного оборудования, тяговых подстанций, контактных сетей и др.). Их неудовлетворительное состояние создаёт огромные потери электроэнергии.
Пассажирский электротранспорт является источником электромагнитного поля (ЭМП) промышленной частоты. Однако, трамваи практически не воздействуют на атмосферу, троллейбусы воздействуют незначительно за счет стирания покрышек колес. Электротранспорт практически не воздействует на почву. Использование демпфирующих элементов при укладке рельсового полотна позволяет снизить шум и вибрацию до показателей, меньших, чем у
1 Стукалова Виктория Игоревна, Попова Татьяна Васильевна — Академия физической культуры и спорта, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
автомобильного транспорта. Электротранспорт более безопасный вид транспорта, как в пассивной сфере, так и в сфере активной безопасности. Трамваи обеспечивают движение без заторов, высокую надёжность, безопасность и скорость сообщения.
Единственными препятствиями широкого использования электротранспорта в городской среде являются: большие финансовые затраты при прокладке трамвайных путей, линий электропередач и технические проблемы, возникающие при организации движения общественного транспорта. Однако анализ пассажирских перевозок на электротранспорте показывает его более высокую эффективность перед другими видами транспорта.
Учитывая вышеперечисленные преимущества, за последние 30 лет трамвай восстановлен в 130 городах мира, включая крупнейшие мировые столицы.
Многочисленные исследования показали, что ЭМП промышленной частоты оказывает воздействие на различные характеристики живых организмов [1, 2, 7]. Так, хроническое воздействие электромагнитных излучений вызывает астенический синдром, различные патологии сердечно-сосудистой системы,
и и и и и Г
иммунной системы, эндокринной, половой, центральной нервной систем [1].
Город Ростов-на-Дону, как и другие крупные города России, сталкивается с проблемой транспортных заторов из-за выраженного несоответствия возрастающего количества транспортных средств на улицах города, и отсутствия условий для их использования. В результате чего, время поездок в электротранспорте увеличивается, а, следовательно, и время воздействия ЭМП на организм пассажиров.
Отсутствие гигиенических нормативов параметров ЭМП промышленной частоты для пассажиров электротранспорта и малочисленность работ по данной теме определяют актуальность данных исследований.
Цель исследования — изучить параметры электромагнитного поля промышленной частоты по электрической составляющей в салонах трамваев и троллейбуса, оценить безопасность его для пассажиров.
Организация и методы исследования: анализ научных литературных данных о влиянии электромагнитного поля промышленной частоты на организм человека, о нормировании параметров электромагнитного поля в салоне пассажирского электротранспорта. Измерения параметров ЭМП по электрической составляющей прибором ПЗ-50.
Так как не существуют специальных требований проведений исследований параметров электрической составляющей ЭМП промышленной частоты в салоне электротранспорта, исследования проводились с учетом требований СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» [5, 6].
Выполнялись замеры выборочно в двух трамваях и одном троллейбусе в трех зонах: у кабины водителя, в центре салона и в конце салона. На остановочной
площадке также были выбраны три точки, находящиеся на равном удалении друг от друга. Измерения проводились на высоте 0,5; 1,0 и 1,7 м от поверхности пола и поверхности земли и на расстоянии 0,5м от конструкций.
Измерения проводились прибором ПЗ-50 в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации прибора при обеспечении необходимых расстояний от датчика до земли, тела оператора, проводящего измерения, и объектов, имеющих фиксированный потенциал.
Гигиеническая оценка проводилась путем сравнения наибольшего из измеренных значений электрического поля (ЭП) с соответствующим предельно -допустимым уровнем (ПДУ). Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»: на территории населенных мест предельно допустимая напряженность переменного электрического поля с частотой 50 Гц на высоте 2 м должна составлять 1000 В/м, а в жилых помещениях предельно допустимая напряженность переменного электрического поля с частотой 50 Гц на высоте от 0,5 до 2 м от пола должна составлять 500 В/м [4,5,6].
Результаты и их обсуждение.
Полученные в собственном экспериментальном исследовании данные представлены в таблицах 1 и 2 (измерения проводились во время остановки трамваев и троллейбусов).
Таблица 1
Параметры напряженности ЭМП трамваев по электрической составляющей
Дислокация точки Напряженность электрического поля, В/м
h=1,5 м h=1,0 м h=0,5 м
Остановка 3-4 4-5 2-4
У кабины водителя 10-12 6-8 3-5
Конец салона трамвая 5-7 3-4 4-5
Середина салона трамвая 5-5 5-7 5-6
Таблица 2
Параметры напряженности ЭМП троллейбуса по электрической составляющей
Дислокация точки Напряженность электрического поля, В/м
h=1,5 м h=1,0 м h=0,5 м
Остановка 3 5 2
Середина троллейбуса 7 7 7
У кабины водителя 12 9 11
Конец салона троллейбуса 6 4 6
Середина салона троллейбуса 5 5 6
Результаты исследования показали, что напряженность ЭМП по электрической составляющей не превышает уровень — 500 В/м во всех контролируемых зонах. Следовательно, исследуемый электротранспорт является безопасным.
До 2016 года средний возраст подвижного состава электротранспорта составлял более 20 лет. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года в городе Ростове-на-Дону приобретено 30 единиц троллейбусов в 2017 году, 30 трамвайных вагонов приобретено в 2016 году.
Анализ данных литературы показывает, что борьба с заторами осуществляется путем внедрения программного комплекса автоматизации основных функций управления системой городского пассажирского транспорта Pikas, внедряемый в г. Ростове-на-Дону, который позволяет эффективно решать задачи на всех уровнях управления городским пассажирским транспортом — стратегическом, тактическом и оперативном [3].
Учитывая цели «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2013 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 года №1734-р, об обеспечении доступности и качества транспортных услуг для населения, о повышении уровня безопасности, о снижении негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду можно считать рельсовый электротранспорт самым эффективным и перспективным видом городского общественного транспорта.
Целесообразность приоритетного развития городского электрического транспорта очевидна. Трамвай — это любимый вид транспорта ростовчан, проживающих в центральной части города.
Учитывая преимущество электротранспорта по сравнению с автомобильным транспортом, трепетное отношение горожан к трамваю в городе Ростове-на-Дону, трамвайные линии на пр. Буденовский реконструированы, на ул. Станиславского реконструируются.
При реконструкции предусматривается переустройство контактных сетей трамвая, трамвайных путей, сетей электроснабжения, наружных сетей связи, сетей водоснабжения, сетей бытовой канализации, тепловых сетей, сетей газоснабжения, устройство наружного освещения, светофорных объектов и дождевой канализации.
Проведение матчей Чемпионата мира 2018 года в городе Ростове-на-Дону — мощный стимул для развития города. Всё, что создается для проведения этого выдающегося события, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры — наследие города, достояние ростовчан.
Выводы
1. Оценены характеристики электромагнитного поля по электрической составляющей городского трамвая: напряженность ЭМП по электрической составляющей не превышает уровень — 500 В/м во всех контролируемых зонах.
2. С целью снижения времени воздействия электромагнитного поля на пассажиров, находящихся в заторах в г. Ростове-на-Дону, внедрен программный комплекс автоматизации основных функций управления системой городского пассажирского транспорта.
Литература
1. Аббуллаев, С. С., Исматов Ф. Х., Ятимов Х. А. Электромагнитное излучение и его влияние на биологические объекты // Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. — 2016. — №2-1 (36). — С.51-55.
2. Бондин В. И. Образование. Экология. Здоровье: Монография /
B. И. Бондин, Т. А. Жаброва, В. А. Каплиев, И. А. Лебедева, А. В. Лысенко, Э. В. Мануйленко, С. В. Марченко, Т. В. Попова, Е. И. Почекаева, В. В. Хренкова / под ред. В. И. Бондина. Ростов н/Д: изд. СКНЦ ВШ, 2012. — 278 с.
3. Зырянов, В. В., Семчугова Е. Ю., Литвина А. А. Повышение эффективности управления городским пассажирским транспортом Ростова-на-Дону //Вестник Саратовского государственного технического университета. — 2013. — №2(71). —
C. 347-351.
4. Лелюхин, А. М. Разработка методов оценки электромагнитных полей на объектах транспорта: Автореф. дисс. канд. тех. Наук. -Москва, 2010. — С.1-18.
5. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"
6. СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".
7. Финоченко Т. А., Мамченко В. А., Козина Л. С., Лысенко А. В. Неблагоприятные условия труда как фактор преждевременного старения работников локомотивных бригад // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения — 2007 — №4 (28). — С. 104-110.
ELECTROMAGNETIC SAFETY OF ROSTOV-ON-DON TRAMS
AND TROLLEYBUSES
Stukalova V.1, Popova T.1
1 Southern Federal University, Rostov-on-Don
Abstract. The aim of the work was to study the parameters of the electromagnetic field of the industrial frequency by the electric component in the salons of trams and trolleybuses and to assess its safety for passengers. In order to reduce the time of
exposure of the electromagnetic field to passengers in jams in Rostov-on-Don, a software complex for automating the basic functions of managing the urban passenger transport system has been introduced.
Keywords: urban transport, electromagnetic safety, health.
References
1. Abullaev, S. S., Ismatov.H., Yatimov H. A. Electromagnetic radiation and its effect on biological objects // Bulletin of Kurgan-Tyube state University named Nasir state. - 2016. - No. 2-1 (36). - P. 51-55. (in Russian)
2. Bondin, V. I., Education. Ecology. Health: Monograph / V. I. Bondin, T. A. Gabrovo, V. A. Drops, I. A. Lebedev, A. V. Lysenko, E. V., Manuilenko, S. V. Marchenko, T. V. Popova, E. I. Potekaev, V. V. Grinkova / ed of Bondini. Rostov n/D: Izd. SKNTS VSH, 2012. - 278 p. (in Russian)
3. Zyryanov, V. V., Zemchugov E. Yu., Litvin A. A. Increase of efficiency of management of urban passenger transport in Rostov-on-don //Bulletin of Saratov state technical University. - 2013. - No. 2(71). - P. 347-351. (in Russian)
4. The lelyukhin, A. M. Development of methods for evaluation of electromagnetic fields on transport: abstract. Diss. kand. tech.SC. - Moscow, 2010.-S. 1-18. (in Russian)
5. SanPiN 2.1.2.2645-10 " sanitary and epidemiological requirements for living conditions in residential buildings and premises" (in Russian)
6. SanPiN 2.2.4.3359-16 "Sanitary-epidemiological requirements to the physical factors at workplaces". (in Russian)
7. Finochenko T.A. Unfavorable working conditions as a factor of premature aging of workers of locomotive crews / T.A. Finochenko, V.A. Mamchenko, L.S. Kozina, A.V. Lysenko // Bulletin of the Rostov State University of Railway Transport- 2007-№ 4 (28). -P. 104-110. (in Russian)