Научная статья на тему 'Электоральное поведение современной российской молодежи (на примере Брянской области): проблемы и прогнозы'

Электоральное поведение современной российской молодежи (на примере Брянской области): проблемы и прогнозы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
724
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КАНАЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ / SOCIAL FORECASTING / ELECTORAL BEHAVIOR / YOUTH / CASE STUDY / THE CHANNELS OF POLITICAL SOCIALIZATION / IDEOLOGICAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малашенко И. В.

Основная цель статьи выявить с помощью социологического прогностического исследования проблемы в электоральном поведении современной российской молодежи, и в частности Брянской области, а также предложить технологии повышения качества политического участия. Автор анализирует роль каналов политической социализации, формы электорального поведения и идеологические ориентации молодежи и предлагает итоговую прогностическую модель. В заключении делается вывод, что среди молодежи Брянской области существуют предпосылки для дальнейшей демократизации государства и формирования гражданского общества. Исследователь предлагает обратить внимание на политику комплексного нравственно-правового политического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main purpose of the article detected by the sociological study of prognostic problems in the electoral behavior of modern Russian youth, and in particular the Bryansk region, and also offer technology to improve the quality of political participation. The author analyzes the role of channels of political socialization, forms of electoral behavior and ideological orientation of youth and offers the final predictive model. In conclusion, it is concluded that the youth of the Bryansk region, there are prerequisites for the further democratization of the state and formation of civil society. The researcher suggests paying attention to the policy of integrated moral-legal political education.

Текст научной работы на тему «Электоральное поведение современной российской молодежи (на примере Брянской области): проблемы и прогнозы»

УДК 316.4+324

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ): ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗЫ

И.В. Малашенко

Основная цель статьи выявить с помощью социологического прогностического исследования проблемы в электоральном поведении современной российской молодежи, и в частности Брянской области, а также предложить технологии повышения качества политического участия. Автор анализирует роль каналов политической социализации, формы электорального поведения и идеологические ориентации молодежи и предлагает итоговую прогностическую модель. В заключении делается вывод, что среди молодежи Брянской области существуют предпосылки для дальнейшей демократизации государства и формирования гражданского общества. Исследователь предлагает обратить внимание на политику комплексного нравственно-правового политического воспитания.

Ключевые слова: социальное прогнозирование, электоральное поведение, молодежь, социологическое исследование, каналы политической социализации, идеологические ориентации.

В российском обществе, которое проходит период модернизации, существует острая необходимость в управлении социальным потенциалом молодого поколения, и в частности его электоральным поведением. В 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации». В документе прогнозирование определено ключевой функцией государства, дающей «научно обоснованные представления о стратегических направлениях социально - экономического развития страны» [1]. Основная цель данной статьи выявить с помощью социологического прогностического исследования проблемы в электоральном поведении современной российской молодежи, и в частности Брянской области, а также предложить технологии повышения качества данной формы политического участия.

В 2013-2014 гг. лаборатория социологии и пиар - технологий Брянского государственного университета организовала и провела эмпирическое прогностическое поисковое социологическое исследование, рассчитанное на среднесрочную перспективу. В исследовании генеральной совокупностью являлась вся молодежь Брянской области в возрасте от 14 до 30 лет (287 тыс. 347 чел.). Эмпирическое социологическое исследование проходило в марте-мае 2013 года, использовалась квотная целевая выборка. Объем выборки-500 человек.

Объектом прогностического социологического исследования было выбраноэлекторальное поведение современной российской молодежи как формы социального развития. Проблемной ситуацией считается снижение качества политического участия (электорального поведения) в обществе, в том числе молодежной среде. Цель социального прогноза - повышение качества электорального поведения российской молодежи (в том числе в Брянской области) и выявление назревших социальных проблем. Задачами исследования (индикатумами) стали: 1) роль каналов политической социализации в молодежной среде; 2) формы электорального поведения; 3) идеологические ориентации молодежи. Основная гипотеза исследования связана с утверждением, что электоральное поведение современной российской молодежи зависит от социально-демографических характеристик (пол, возраст, место проживания), самооценки материального положения семьи и уровня образования - это индикаторы прогноза.

В результате проведенного эмпирического прогностического социологического исследования были составлены четыре прогнозные модели. В данной статье представлена заключительная модель - вероятностный тренд.

Рассмотрение первого индикатума показало, что большую роль в процессе социализации современной молодежи играют два основных агента: телевидение и Интернет (80,8% и 63% соответственно). Периодическая печать (газеты и журналы) являются источником информации для 27,4% респондентов, а радио-для 22%. Роль «значимых других» и «обобщенных других» значительно проигрывает перед «четвертой властью»: семья и друзья составляют-24,5%, а окружающие люди-25,4%. 2% респондентов затруднились назвать источники, вероятно в силу огромного потока поступающей информации.

Молодежь XXI века нельзя обвинять в полном безразличии к политическим событиям, в том числе выборам. Сравнительно невысокий интерес к политике и выборам, в том числе связан с широким спектром жизненных интересов этой социально-демографической группы. Многие молодые люди входят во взрослую жизнь, и их социальный опыт ограничивается межличностными и внутрисемейными коммуникациями. Большинство тратит огромное количество времени на получение образования. Тенденция увеличения интереса к политике начинает проявляться по мере включения молодых людей в трудовую деятельность: 14-17 лет-47%, 18-20-57%, 21-24-59%, 25-30-67% [2, с. 93]. Корреляционный анализ выявил, что активность включения молодежи в информационное поле политики во многом будет зависеть не от соотношения по полу и месту жительства, а от качества жизни молодого человека (уровень образования, материальная обеспеченность семьи, становление системы профессиональных ролей). Высоко ресурсные группы молодежи чаще воспринимают и транслируют политическую информацию.

Схема 1.

Каналы получения информации о политических событиях, в том числе выборах.

Огромное значение в ближайшее время на процесс политической социализации будут играть два канала получения информации о политических событиях - это Интернет и телевидение. Проведенное исследование показывает, что Интернет стремительно продолжит в ближайшие пять лет вытеснять другие каналы коммуникации.

У юношей от 14 до 25 лет и девушек от 14 до 19 лет, проживающих как в городе, так и сельской местности, уже наблюдается отсутствие в предпочтении каналов коммуникации: границы между телевидением и Интернетом исчезли. В силу возможностей, в том числе мобильности (телевизор с собой не возьмешь) и оперативности получения информации Интернет получит пальму первенства канала политической социализации среди современной молодежи.

Печатная продукция (газеты, журналы, книги, ежедневники и др.) имеет качество портативности и доступности, что не хватает любой телепередаче. Любой человек имеет возможность самостоятельно анализировать информацию. Единственный путь увеличения полярности прессы в молодежной среде: перевести ее в электронный вариант и размещать больше цветных картинок, так как современной молодежи присуще «клиповое» мышление.

В радиовещании носителем информации выступает звук, благодаря чему можно мгновенно передавать информацию на большие расстояния. Психологи отмечают высокую способность радио создавать глубинное вовлечение человека в мир транслируемой информации: простое повторение политических комментариев, исключение из обсуждения альтернативных точек зрения создают эффект запоминания нужных сообщений без усилий со стороны слушателей. Необходимо увеличить популярность радио как канала социализации. Известно, что прослушивание радио очень популярно среди автолюбителей в утреннее и вечернее время [3], поэтому радиостанциям необходимо позаботиться не только о размещении рекламы и хитов песен, но и включать в эфир дебаты кандидатов, информацию о политических партиях.

Возрождение, восстановление личных контактов широко используется в наши дни во время избирательных кампаний. Э. Фромм обратил внимание на проблему «перегревания» западных СМИ, что приводит к саморазрушению общества. «Если патологические процессы распространяются на все общество, они теряют индивидуальный характер, и тогда вся культура настраивается на этот тип патологии и находит пути для ее удовлетворения» [4, с. 307]. В современном обществе можно обнаружить политическое измерение этой патологии: утрата социально-политических связей, отсутствие интереса к политике и деструктивные формы протеста, в том числе абсентеизм. Такая тенденция отмечается и среди молодежной аудитории. Большее желание взаимодействовать с окружающими людьми по проблемам политики выразили молодые люди, имеющие высшее и среднее образование, а также группа «живем скромно, но на жизнь хватает».

Вторым индикатумом исследования были выбраны формы электорального поведения. Согласно обработанным данным количество молодых людей желающих принять участие в выборах составило 61,6% - это 2/3 опрошенных. Примечательно, что из общего количества респондентов 15% желают обладать пассивным избирательным правом, т.е. выдвигать свои кандидатуры на государственные должности. 12,2% респондентов заявили о желании участвовать в митинге в поддержку политических партий и движений. Количество же молодых людей, не желающих принимать участие в политической деятельности, составило 19,8%.

Схема 2.

Формы политического участия

Проведенное социологическое исследование подтвердило зависимость электорального поведения молодежи от ген-дерных и социально-демографических показателей. Девушки более активно участвуют в голосовании как избиратели (активное избирательное право): в 1,4 раза больше (35,8% против 25,8%), но обладать пассивным избирательным правом претендуют - юноши 9,4% против 5,6%, чаще в 1,7 раза. Интересно, что 20-30 летние юноши и девушки, проживающие в городе, более активно участвуют в выборах, чем их сверстники, проживающие в сельской местности: юноши в 2,4 раза, девушки в 2,7 раза. По возрастному критерию, более активными являются группы 20-24 и 25-30 летних респондентов.

Решающее значение в электоральном поведении играет образование. Статистика по всем странам позволяет сделать вывод: более образованные люди более активны в политическом отношении [5, с. 450]. Наше исследование еще раз подтверждает данный факт. Образование играет первостепенную роль в процессе социализации личности. Чем в обществе больше молодых грамотных людей, тем выше их политическая активность.

Не подтвердилась гипотеза о роли среды обитания. Считается, что степень политического участия выше в сельской местности, так как отмечается групповое «давление» на индивида [6, с. 451]. В нашем случае, формы электорального поведения в два раза ярче выражены в городской среде молодежи. Молодые люди, проживающие в городе и поселке городского типа более мобильны во всех видах деятельности, в том числе политической. На наш взгляд, в городской среде «эффект заражаемости» продолжит проявляться и в будущем, так как при наличии конкуренции лидером становится тот, кто ярче и активнее.

В целом, молодежную аудиторию можно разделить на три группы: 1) небольшое число активистов, вовлеченных в различные формы политической деятельности-15%; 2) только голосующие-65,2%; 3) не участвующие в политической деятельности (пассивный электорат)-19,8%.Такая модель политического участия характерна для стран либеральной демократии. В целом цифры совпадают с данными по Центральному региону (в том числе Брянской области), которая относится к средневысокому уровню избирательной активности (64,4-66,64%) [7, с. 97]. Электоральное поведение россиян, и молодежи в частности, по количественным показателям сопоставимо с большинством других стран, хотя и не может быть отнесено к числу высоких.

Наблюдается тенденция снижения явки на выборы. Так, на парламентские выборы 2003 г. пришло-55,7% россиян, в

1999 г. их было-62%, а в 1995 г.-65% [8, с. 212]. Ученые установили, что на выборах «сильных» институтов в новых демократиях показатели явки систематически выше [9, с. 5]. Социологический опрос показал, что в выборах федерального уровня (выборы президента, депутатов Государственной Думы ФС РФ) принимали участие 65,4% молодых людей, а участие в выборах регионального и муниципального уровня сравнительно ниже на 13,4%.

В целом можно прогнозировать, что триада избирателей в молодежной среде: активисты, голосующие и равнодушные обыватели (пассивный электорат) сохранится и в ближайшие пять лет.

Изучение третьего индикатума показало, что большая часть респондентов-65% уверенно узнает некоторые политические течения. Затруднения в определении своего отношения вызвали такие направления, как: христианские демократизм-48, 2%, консерватизм-45, 8%, монархизм-40%, социализм-39,2% и русский национализм-38% (вопрос в анкете задавался в открытой форме).

Наибольшую популярность среди молодых людей получили: «зеленые» (экологисты) и коммунисты: им симпатизируют по 50,4% от числа ответивших, далее идут либералы-42,8%, социал-демократы-38,4%, социалисты-35,8%, консерва-торы-20,2% Меньше всего сторонников получили анархисты-6,2% и фашисты-3,6%.

Структура политических ориентаций различных социальных групп, обладает спецификой, которая отмечает, что младшие возрастные группы более подвержены воздействию новых социально-экономических и духовных реальностей, чем старшие. Как правило, у молодежи настоящий опыт доминирует над прошлым. Можно предположить, что в Брянской области будет продолжать наблюдаться тенденция разновекторности электорального поведения.

Таблица 1.

№ Идеологические направления Количество (%)

1. Зеленые, экологическое направление 50,4

2. Коммунизм 50,4

3. Социализм 35,8

4. Социал-демократизм 38,4

5. Христианский демократизм 16

6. Либерализм 42,8

7. Консерватизм 20,2

8. Монархизм 11,6

9. Русский национализм 17,2

10. Анархизм 6,2

11. Фашизм 3,6

В наши дни в Брянской области существует социальная база для многих идеологических направлений. В первую очередь - это идеологические предпочтения «зеленым»-50% опрошенных, потому что для Брянской области характерна «экологичность» массового сознания из-за последствий Чернобыльской катастрофы, произошедшей в 1986 г. и хранящимися складами химического оружия в г. Почеп [10, с. 16]. Также можно говорить о сохранении тенденции «красного пояса» в молодежной среде области - это 50% респондентов. Потенциал популярности наблюдаются и у других политических направлений: либералы-43%, социал-демократы-38%, социалисты-35% и консерваторы-20%.

Можно отметить, что в современной Брянской области одной шкалы «левые-правые» для характеристики идеологических предпочтений, в том числе молодежи недостаточно. Симпатии к лидеру, возглавляющего политическую партию, будут иметь большее значение, чем ее программа и идеология. Появление сильного лидера сыграет не менее важное и определяющее значение в электоральном выборе молодежи. Таким образом, Брянскую область по идеологическим предпочтениям в среде молодежи можно отнести к амбивалентному субъекту страны, в котором идеологические ориентации молодежи мозаичны и расколоты.

В связи с этим, необходимо активировать в сознании молодых людей национальную систему приоритетов, создавать яркий образ национальной идеи - системы ценностных установок общества, в которых выражаются самосознание народа и задаются цели личного и национального развития в исторической перспективе, адаптировать традиции к новым средствам коммуникации. По мнению В.Г. Горбачева развитию ниши национал-патриотического направления «будут способствовать православные корни отечественной культуры и морали, расположение Брянской области на стыке трех славянских государств - России, Белоруссии и Украины» [11, с. 47].

Можно утверждать, что среди молодежи Брянской области существуют предпосылки для дальнейшей демократизации государства и формирования гражданского общества. Правда, необходимо обратить внимание на политику комплексного нравственно-правого гражданского воспитания молодого поколения. Подводя итог нашему исследованию необходимо акцентировать внимание на некоторых технологиях, которые будут способствовать повышению качества электорального поведения среди молодежи[12, с. 154]:

Первая технология - укрепление доверия молодежи к выборам.Электоральную активность необходимо прививать на самых ранних стадиях социализации, начиная с семьи. Беседы в семье, школе должны показывать, что участие в избирательном процессе - это не обязанность, а потребность и право каждого гражданина страны. Из множества типов политической социализации РФ подходит - плюралистический тип, который предполагает высокий уровень гражданской активности и политического участия. Основными институтами социализации выступают школа, средства массовой информации, партии и общественные организации. Такой тип формирует консолидированную демократию (сообщественную), которая базируется на равновесии трех начал: развитого гражданского общества, конституционного ограничения власти и индивидуальной свободы автономной личности.

Вторая технология - гражданское просвещение современной молодежи и повышение уровня политической и правовой культуры. Гражданское просвещение предполагает разъяснение основных вопросов, почему так важно принимать участие в голосовании, почему голосование должно быть тайным, по какой причине необходимо обеспечить безопасность голосующих. Ролевые игры, направленные на повышение политической грамотности, знакомство с основами избирательного законодательства, формирование потребности в активном участии в избирательном процессе. Молодые люди

проявляют большой интерес, когда им предлагают разработать программу политической партии. Здесь они наблюдают избирательный процесс «изнутри», являются его участниками. Для повышения эффективности данной формы работы необходимо прибегать к совместным усилиям школы - вуза - избирательных комиссий - органов государственной власти.

Третья технология - осознание значимости своего участия в управлении делами государства через системную и активную молодежную политику. Во многих регионах страны наблюдается постепенный переход от системы реализации политики - для молодежи, к политике - вместе с молодежью. Появляются качественно новые объединения, получившие название общественные консультативно - совещательные структуры, действующие при органах государственной власти (молодежный парламент, молодежное правительство, молодежный исследовательский центр, совет молодых ученых и др.). Такие организации способствуют карьерному стимулированию молодежных лидеров. Молодые лидеры - это не просто пример для подражания, но и реальные генераторы ценностей и образцов поведения для остальных.

Всё это диктует необходимость превратить проблемы политического участия молодежи, в частности, электоральное поведение, в приоритетное направление молодежной политики государства, поскольку стихийное развитие ее политической активности чревато перерастанием в протестные формы, как во Франции 2006 г., Молдове 2009 г.

Четвертая технология - стимулирование электорального поведения среди молодежи.Привлекать к выборам как считают 25% респондентов, надо мягкими, стимулирующими методами, а не наказаниями. Выборы должны стать «праздником» для избирателей, особенно для жителей провинции, жизнь которой не так ярко насыщена интересными событиями. Следует использовать музыкальное сопровождение, концертно-развлекательные программы на патриотическую тему, недорогой буфет. Выборы - это знаменательное событием в жизни молодых людей. Впервые приходящим на избирательные участки молодым людям, стоит вручать календари с символикой, небольшие сувениры и открытки-поздравления, адресованные впервые голосующим избирателям. В качестве предложений респонденты предлагали поздравлять восемнадцатилетних избирателей стильными ручками, бейсболками, футболками и денежными премиями, а детей, пришедших вместе с взрослыми - воздушными шарами и конфетами.

Студентка 5 курса заочной формы обучения факультета технологии и дизайна Трубакова Е.П. в эссе по теме: «Выборы как форма политического участия» написала следующее: «Выбирать всегда нелегко. Сколько в жизни путей, не знает никто. Тут уместно вспомнить слова из сказки: «Направо пойдешь - невесту найдешь. Налево пойдешь - коня потеряешь». А вдруг... и налево и направо будет совсем не то, что написано на камне. Нужно верить себе, а не камню или агитационному плакату. Тогда и выбор пути, и кандидатов во власть будет правильным. Главное - не быть равнодушным! Опуская избирательный бюллетень в урну, думай о будущем!».Массовый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом.

Вышеприведенные технологии повышения качества электорального поведения среди молодежи должны носить системный характер, осуществляться взаимосвязано и целенаправленно. Ведь выбирать всегда нелегко. Сколько в жизни путей, не знает никто. Главное - не быть равнодушным!

Путь к демократии - один: через стимулирование участия граждан, в том числе и политике [13, с. 108]. Власть должна быть озабочена созданием в обществе опорных «точек», очагов гражданственности, в том числе и среди молодежи.

The main purpose of the article detected by the sociological study of prognostic problems in the electoral behavior of modern Russian youth, and in particular the Bryansk region, and also offer technology to improve the quality of political participation. The author analyzes the role of channels of political socialization, forms of electoral behavior and ideological orientation of youth and offers the final predictive model. In conclusion, it is concluded that the youth of the Bryansk region, there are prerequisites for the further democratization of the state and formation of civil society. The researcher suggests paying attention to the policy of integrated moral-legal political education.

Keywords: social forecasting, electoral behavior, youth, case study, the channels ofpolitical socialization, ideological orientation.

Список литературы

1. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ - №30. 1995.

2. См.: Шереги Ф.Э., Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет. М.,2010. 520 с.

3. Сайт Центра прогнозирования и маркетингаhttp://socioprognoz.ru [Дата доступа 24.01.2014 г.].

4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998.

5. Желтов В.В. Основы политологии. Ростов-на-Дону, 2004. 544 с.

6. См.: Там же.

7. Ахременко А.С. Электоральное участие и абсентеизм в российских регионах: закономерности и тенденции// Вестник МГУ Серия 12. Политические науки. 2005. №3.

8. Политология/под ред. Буренко В.И. М., 2013. 392 с.

9. Шевченко Ю.Д. Динамика электорального поведения в новых демократиях: автореферат на соискание уч. степени канд. полит. наук. М., 2000.

10. Бизнес Регион 2012 №10.

11. Горбачев В.Г. Национал- патриотизм в партийной жизни Брянской области// Вестник БГУ 2014.№2.С.44-47.

12. Малашенко И.В. Абсентеизм как форма политического участия среди современной российской молодежи: причины и технологии улучшения качества электорального поведения// Социально-психологические вызовы современного общества. Перспективы.Пути решения. II Международная заочная научно-практическая конференция 21.11.2013 г. Брянск, 2013. С. 153-155.

13. Мехедов В.Д. Гражданин, политика и власть глазами политологов и студентов. Учебное пособие. Брянск: «Курсив», 2012. 143 с.

Об авторе

Малашенко И.В. - кандидат исторических наук, магистр социологии, старший преподаватель кафедры философии, истории и политологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, Malashenko1976@ yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.