кономерно, что в этих условиях, на первый план выходят неформальные механизмы, воспроизводя традиционный (основанный исключительно на личной преданности) тип внутриэлитных взаимодействий.
Примечания
Экспертный опрос проводился исследовательской ф\П-пой С'араювскоі о межрегионального института общественных наук при Саратовском госуниверсиїете им. Н.Г. Чернышевского (д-р полит, наук, профессор II.И. ]Пестов, канд. полит. наук ИЛ. Кузнецов, канд. полит, наук М.В. Данилов, канд. полит, наук Д.В. і Іопонов, канд. ноли г. наук, доцеш И.Н. Тарасов, канд. полит, наук, допет СМ . Сергеев) в рамках сетевого межрегиональною проекта ДНО <41Н.0-Центр>> Мэудугцее России вчгляд ич центра и регионов: политическая сфера». В опросе приняли участие 20 жспертов. в числе которых представители политической элиты, средств массовой информации, бичпес-с фуктур, полито.тогиче-скої о сооошес і на.
‘ См.: О і ос\дарственной і ражданской службе Российской Федерации: ФЗ „Ч» 79 от 27 июля 2004 г. /' Рос. газе га. 2004. ? 1 июля.
’ С м: О государственной службе Саратовской обдаст: Закон Сараї. обл. о г 15 дек. 1996 года С’арат. весі и. 1996. 30 дек.
4 См.: Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы Саратовской области: Постановление губернатора Сарат. обл. „Мі 926 оі 2.6 лек. 1997 г. ,7 Сб. норма твны.х документов. Саратов, 1998.
' См.: О государственной гражданской службе Саратовской области: Закон Сара і овской области .М‘ 15-ЗСО от 2 февр. 2005 і. 1 ¡едедя облаєш. 2005. „V: 7. 9 февр.
’’ См.: Об утверждении методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Саратовской области в органах ис-
полиительной власти Саратовской области: Распоряжение Правительства Сарат. обл. .N1' 169-Пр от 17 июня 2005 і.
См.: Вопросы конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Саратовской области: Постановление Правительства Саратовской области .М1 146-Г] от 12 мая 2005 г.; Об утверждении методики проведения конкурса на замещение накат ной должное ти государственной гражданской службы Саратовской области в органах исполнительной власти С’арат овской области: Распоряжение 1 !рави гель-ства Сарат. обл. № 169-11р от 17 июня 2005 г.
См.: О кадровом резерве на государственной гражданской службе Саратовской области: Постановление губернатора С'арат. обл. Л1> 216 от 30 авг. 2005 і.
См. подробно: I¡арипін М.В.. Кирсанов М.В. Современные кадровые технологии в системе юсударственной службы /•' Реформа государственного управления в России: взгляд изнутри. М., 2004,
См.: Распоряжение Правительства РФ Л!1 1789-р от 25 окт. 2005 т. Документ опубликован на ин тернет-сервере
1 Іравительства РФ (Ъир:.,;пра-”о\.уагиeb.ru:8080/риЫіс/ (1е1аи11лт.чр?по-887б7)
См.: К.ніш П.П. Методы повышения эффективности финансового управления в органах исполнительной влас і и /, Состояние и механизмы модернизации российского і осу дарственного управления. М., 2004
См.: Об оценке результативное і и деятельности руководителей органов исполнительной в.гасли области: Распоряжение 1 Іравиїельегва Сара говской области 147-Пр от 30 мая 2005 г. (в редакции распоряжения Правительства С аратовской области № 307-11р от
2 1 о к і. 2005 гл.
См.: Гришина Механизмы стимулиронания результативности работы і осударсівенных и муниципальных служащих: Дис. ... канд. жон. наук. М., 2006.
УДК 32:: 159.9+32(092)
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОБРАЗОВ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ (на примере стран Центрально-Восточной Европы)
И.Н.Тарасов
Саратовский государственный социально-экономический университет, кафедра философии и политологии E-mail: [email protected]
В статье на примере стран Центрально-Восточной Европы рассматриваются проблемы, связанные с влиянием общественнополитического имиджа политического лидера на его личные или партийные элективные показатели. В качестве объектов рассмотрения выбраны образы ведущих политиков региона: А. Квасьневского. В. Мечьяра и В. Клауса. Различия политического лидерства, обусловленные особенностями институционального дизайна, позволяют выделить три типа лидерства в странах ЦВЕ: мажоритарное, парламентарное, мажоритарно-парламентарное
Elective Images Measurement of Political Leaders (On Example of the Countries of Central-East Europe)
I.N. Tarasov
In article on the example of the Central-East Europe countries are considered problems connected to influence of political image of the
political leader on its persona! or party elective parameters As objects от consideration are chosen images of conducting politicians of region: by A, Kwasnewski, V, Meciar and V. Klaus. The distinctions of political leadership caused by features of institutional design, allow allocating three types of leadership in the CEE countries: majority, parliamentary, majority-parliamentary.
Посткоммунизм в Европе предстает перед нами в разнообразных формах переходных политических режимов. В каждой из rioci-коммунистических стран мы обнаружим специфические черты, которые часто обусловлены характером политического лидерства и личными качествами ведущих политических
© И.М. Тарасов, 200/
деятелей. Всеми теоретическими моделями д е м о крат и з а ц и и выборы рас с м атр ива кл ея как основополагающий механизм движения общества к демократии, поэтому вопрос об электоральном измерении образов политических лидеров вызывает определенный научный интерес.
Образ политического лидера представляет собой преимущественно иррациональное отражение его рациональных суждений. Но наряду с эмоциональным отношением к лидеру самым значимым фактором оораза лидера является доверие к нему со стороны избирателей. В этом отношении результаты опросов общественного мнения и реального голосования могут выступать надежным источником. фиксирующим образ лидера. Кроме того, именно электоральное отражение предоставляет возможность установить динамку изменения образа политического лидера с формальной стороны.
При всех существенных различиях демократического транзита в странах Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) все же можно констатировать, что проблема формирования образа власти с учетом региональной специфики, является общей. Для нас важно понять, какие гюлитико-психологиче-ские свойства лидера способствуют или препятствуют электоральному успех} в поет-коммунистических условиях, какую роль играет общественно-политический образ (имидж) политика и идеологическое содержание его воззрений. Главной задачей нашей работы является определение степени влияния сложившегося общественно-политического образа (имиджа) политического лидера на его (или его партии) элективные показатели.
Рассматривая имидж политика, Е.В. 1л о-рова-Гантман отмечает, что он имеет три группы основополагающих компонен I ов. персональные (физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности. индивидуальный стиль принятия решений и т.д.): социальные (статус лидера -официальная позиция, принадлежность к конкретной социальной группе, материальное положение, происхождение и биография, характер взаимодействия со сторонниками и оппонентами); символические (маркер определенной идеологии)". Перечисленные компоненты рационального характера наиболее тесным образом связаны с электоральными
показателями. Л.П. Шаншиева выделяет три типа политических лидеров стран Восточной Европы конца XX в.: «Одни из них занимали значимые позиции в прежней, социалистической общественной системе, другие сформировались в ее недрах, но выступали в качестве оппозиции и сыграли определяющую роль в сломе этой системы, третьи заявили о сеое и заняли властные позиции в условиях демократических реформ 90-х годов» .
Электоральное отражение образов политических лидеров стран ЦВЕ измеримо по нескольким показателям: во-первых, по
уровню поддержки политической партии, с которой связан данный лидер; во-вторых, результаты, полученные им лично на президентских выборах: в-третьих, результаты опросов общественного мнения. Причем приоритет того или иного показателя определяется особенностями институционального дизайна политической системы. Польша является смешанной республикой - здесь «зеркалом» выступают президентские выборы, а Чехия, Словакия и Венгрия - парламентские республики, в которых авторитет политического лидера вполне сопоставим с уровнем поддержки его партии на парламентских выборах. Результаты опросов общественного мнения значимы для оперативной оценки динамики поддержки лидера, однако не являются в полной мере «электоральным зеркалом».
Особое внимание привлекают политические лидеры, имена которых устойчиво ассоциируются с демократическим транзитом: Лех Валенса, Александр Квасьневский. Вацлав Гавел. Вацлав Клаус. Владимир Мечьяр и др. Эти люди по сей день во многом определяют оолик политической власти своих стран. В. Клаус — действующий президент Чехии. А. Квасьневский и В. Мечьяр -ведущие политики Польши и Словакии. Кроме того. А. Квасьневского можно отнести к политическим лидерам первою типа, В. Мечьяра - второго, В. Клаус представляет третий тип. За пределами нашего рассмотрения остаются ведущие политики Венгрии. Fie стоит искать в этом факте предвзятость автора. Представляется вполне достаточным отбор политических лидеров каждого типа из разных стран. Такой отбор по оговоренным критериям может быть проведен в люоом пост коммунистическом государстве.
Одним из крупнейших политиков в по-еткоммумистической Польше является Александр Квасьневский. Он вошел в большею политику, став министром по делам молодежи в реформаторском правительстве Зб.Мес-снера в возрасте 31 года. Становление будущего президента как политического лидера состоялось в 1989-1991 гг., когда он вел активную деятельность в условиях политической неопределенности: участвовал в переговорах круглого стола, занимался проблемами трансформации ПОРГ1, подготовкой конституционной реформы. Квасьневский получил с избранием на пост председателя Социал-демократии Республики Польша (СДРГ1) сначала внутрипартийное, а с избранием в 1993 I. в Сейм и общественное признание как политического лидера национального масштаба. В 1995 г. его кандидатура была выдвинута СДРП на пост президента.
К этому времени за А. Квасьневским закрепилась репутация прагматика. «Его авторитет как человека, способного вести дискуссию. побеждать в ней противника и вместе с тем способного к диалогу, вырос после круглого стола, после открытых дебатов с А. Михником»4. Именно качества полемиста прибавили ему около 8% голосов в ходе избирательной кампании. Основным соперником Квасьневского был действовавший тогда президент Л. Валенса. Прот ивники Квасьневского пытались представить его как «коммуниста» и «безбожника». Симпатии избирателя привлекал внешний вид кандидата Леви-цы. Отличная спортивная форма (похудел и отказался от мяса), элегантная одежда (синие и голубые сорочки, яркие галстуки), подчеркнут а я а ккуратность вызывали положительные эмоции. Немаловажную роль в организации внешнего имиджа кандидата сыграла его жена Иоланта. Неудивительно, что 54% избирателей предпочли Квасьневского из-за его личных качеств и лишь 40% разделяли его программу, за него проголосовала молодежь , В нервом туре легендарный глава про ф с о го з а « С с ь 111 да р н ост ь » п о л у ч ил 29.5 % голосов. Квасьневский -■ 31,5%". Перед вторым туром сторонники Валенсы попытались разыграть карту «коммуны», сорвать кампанию левого кандидата, привлечь авторитет Костела. Но во втором туре А. Квасьневский получил 51,72%). Л. Валенса - 48,28% голосов избирателей.
В 1995-2000 гг. политический облик А. Квасьневского не претерпел существенных изменений, если не учитывать физических кондиций. Президент набрал лишний вес. поседел и стал менее активен. Квасьневскому пришлось решать насущные вопросы текущей политики. Оставив руководство партией, идеологически он стал более свободен. А. Квасьневский идентифицировал себя как социал-демократ, стремящейся стать со-циал-либералом6. Конституция 1997 г. поставила президента над ветвями власти, придала ему функцию арбитра. В совокупности все эти факторы вывели Квасьневского из-под удара после поражения Левицы на парламентских выборах 1997 г., ухудшения экономической ситуации. Зато внешнеполитические успехи Польши в евроатлантической интеграции формировали положительный образ президента. Поэтому в предвыборной кампании 2000 г. Квасьневский был явным фаворитом, хотя и не вел активной агитации. Его программа представляла набор наиболее общих постулатов, суть которых сводится к лозунгу «Все -- улучшить!». Она не содержала каких-либо острых углов ri оказалась приемлемой для большинства поляков. На президентских выборах 2000 г. Квасьневский одержал убедительную победу уже в первом туре, получив 53,9% голосов избирателей.
Важно отметить общую тенденцию падения электорального рейтинга Леха Валеи-еы. Если в декабре 1990 г. на первых прямых выборах президента Польши он получил во втором туре поддержку 75% избирателей, в 1995 г. - 48,28% и уступил президентские кресло своему' конкуренту, то в 2000 г. -1.01% и заявил о прекращении активной политической деятельности^. г)та тенденция во мг югом 1 подтверждает предположение, чт о в последние годы произошла смена парадигмы лидерства. Лидеров-революционеров в ноет коммунистических странах потеснили на п о л ит и ч ес к о м О л и м не л и д ер ы - рс ф о р м а го р ь i (по Такеру), «хозяйственники»1).
После отставки в 2005 г. А. Квасьневский остается самым популярным политиком в стране. Сегодня образ А. Квасьневского в обществе имеет исключительно положительные оценки. В целом прагматизм и реализм бывшего президента соответствуют настояниям польского общества, что подтверждают многочисленные опросы, в которых уровень его поддержки стабилен и находится на уровне 45-55%>!1'. Неслучайно новая коали-
ция левых сил Полыни накануне парламентских. выборов 2007 г. вновь обратилась к Квасьневскому с предложением вернуться в большую политику, возглавив объединение «Левина и Демократы».
Взлетами и падениями можно охарактеризовать карьеру ведущего политика пост коммунистической Словакии - Владимира Мечъяра, хотя опыт его диссидентской деятельности сравнительно не велик. Гем не менее, в его биографии есть немало эпизодов, которые позволяют нам отнести его ко второму типу восточноевропейских лидеров. К личности Мечьяра внимание привлекает его неординарное положение в элите на протяжении всего посткоммунистического периода.
Политическая карьера Мечьяра началась в 1970 г., когда он был исключен из компартии и снят со всех постов в Чехословацком Союзе Молодежи из-за его отрицательного отношения к советской оккупации страны. Некоторое время Мечьяр осваивал рабочие специальности на предприятиях Тренчина '. Такие последствия репрессий, как пишет М.Шимечка, были стандартными для периода стабилизации. Мечьяр был одним из тех. кого режим выбросил на улицу, а затем помиловал, предоставив возможность ПОЛУ ЧИТЬ образование. Окончив юридический факультет в университете им. Я.А. Коменского. будущий словацкий премьер вплоть до «бархатной революции» имел адвокатскую практику. «Этот абсурдный, как заколдованный круг, порядок наказания и помилования большинство словацкой элиты приняли и двадцать лет жили в симбиозе с режимом. И на протяжении почти всех этих двадцати лет реальность социализма подтверждала правильность их выбора»1“. В условиях, когда необходимость такого симбиоза с режимом отпала, на политической сцене Словакии возникло мощное демократическое движение «Общественность против насилия» (ОПН).
В период 1989-199! гг. складывается идеологический образ Мечьяра. Свое видение политического развития республики Мечьяр изложил в программе «Шанс для Словакии», являясь одним из ее соавторов. Первостепенное значение для него приобретает вопрос о национальном самоопределении. Он находит свое поле для развития личного политического успеха - противос тояние Праге. Мечьяр на предвыборных митингах говорил о несправедливой федерализации.
вспоминал о коллективном наказании всех словаков за режим И. Тиео. Откровенно националистическая риторика сочеталась с популизмом широкой демократии и необходимости сохранить высокие социальные гарантии, которые люди имели при социализме. Умение владеть аудиторией - профессиональное качест во адвоката, помогло Мечьяру выдвинуться на ведущие позиции в ОПН. В январе 1990 г. он становится министром республиканского правительства, летом -депутатом верхней палаты федерального парламента. Наконец, после победы ОПН на выборах (29,34%) занимает пост премьер-министра Словакии. 'Торпедирование премьером процесса дезинтеграции ЧСФР вызвало раскол в партии. В ¡991 г. Мечьяр возглавил сначала платформу внутри ОПН, а затем самостоятельное Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). хотя и потеря.) премьерский пост’. Таким образом, накануне выборов 1992 г. политический образ Мечьяра как истинного словацкого патриота усилился ореолом героя-мучеиика. Поэтому неудивительна победа ДЗДС (37,26%) и возвращение его лидера в кресло премьера.
В 1992 1994 i г. Мечьяр проводил политику персонификации партии. Он последовательно устранял внутрипартийных конкурентов. В конечном итоге к 1994 г. большинство тех, кто первоначально входил в руководство партии, покинули ее ряды. Как отмечает С. Фиш, персонификация шла рука об руку с деидеологизацией партии. «К середине 90-х годов аморфный, эклектичный и лживый антилиберализм точнее всею соответствовал тому набору принципов, которые были у партии»1 . К этому времени она превращается в подобие психологического братства. Сходные процессы начались в правительстве страны. Попытка Мечьяра «замкнуть на себе» всю цепь принятия политических решений привела к значительному снижению уровня компетентности правительственных чиновников. На их фоне Мечьяр выглядел незаменимым руководителем. В этот период лидер ДЗДС приобретает некоторые черты лидера-пожарного (по типологии Херманн). «Л и дер ы - пожа р н ые зан и м а юте я туш е н и с м пожаров, т.е. реагируют на те проблемы, которые окружающая среда предъявляет их конституентам. Подобные лидеры откликаются на порожденные ситуацией события и проблемы. Насущные требования момента
определяют их действия» +. Здесь необходимо заметить, что Мечьяр. выдавая себя за лидера-пожарного. сам раздувал политические «пожары». В ситуации обострения политической борьбы Мечьяр организовывал автобусные туры на Братиславу своих региональных сторонников. Как показывает практика, такие приемы срабатывали. Все перечисленные черты политического лидерства Владимира Мечьяра особенно ярко проявились в условиях кри зиса 1994 г.
Парламентская оппозиция добилась отставки правительства, однако не смогла сформировать устойчивой коалиции. В результате досрочных выборов ДЗДС получила 34.96% голосов избирателей. Словацкий политолог Г. Месежников отмечает, что у партии Мечьяра сформировался достаточно устойчивый электорат - социально незащищенные слои, почти полностью материально зависимые ог милости государства, малообразованные. желающие установления порядка сильной рукой вождя, люди, страдающие ксенофобией, зараженные национализмом'". Победа ДЗДС привела к установлению особого политического режима, который характеризуется персонификацией и деидеологизацией правящей партии и партизацией юсу-дарства. Вместе с тем, персонификация партии дала «жизнь» таким лидерам, как И. Гашпарович и Р. Фпцо. В период 1994 -1998 гг. политическое лидерство В. Мечьяра приобретает явно авторитарные черты. «Вытоптав» внутрипартийное поле, он выдвигает на ведущие политические посты людей малокомпетентных. но лично преданных вождю. Так состав парламента был обновлен на 41%".
Па выборах 1998 г. ДЗДС' получила наибольшую поддержку избирателей (28,66%), но не смогла сформировать кабинет. Причинами падения мечьяризма в 1998 г. С. Фиш называет провал идеи партизаним государства, фиглярство лидера и криминальные способы политической борьбы, отсутствие позитивной программы, сохранение открытого характера словацкого общества1 .
Даже после поражения 1998 г. В. Мечьяр остается ведущими словацким политиком. В 1999 т. партия номинировала его кандидатом на пост президента на первых прямых выборах главы государства. В первом туре Мечьяр получил 37.20%). уступив лидерство кандидату правящей коалиции Р. Шустеру
почти 10% Во втором туре преимущество Шустера над Мечьяром увеличилось до 15.60%. Таким образом, полученные Мечьяром 42.81% во втором ту ре являются пределом его личной популярности, поскольку политические установки лидера ДЗДС не изменились по сравнению с началом его политической карьеры. Все же необходимо заметить, что в последние годы наметилось расхождение в рейтинге партии и самого Мечьяра. Это подтвердили итоги парламентских выборов 2002 т. и 2006 г.. а также президентская кампания 2004 г.
В 2002 г., получив 19.50% голосов избирателей, ДЗДС вновь заняла первое место, но не смогла сформировать правительство из-за отсутствия коалиционных партнеров. Из персонифицированной организации Движение стало превращаться в стандартный политический субъект левоцентристской ориентации. Накануне президентских выборов 2004 г. уровень поддержки В. Мечьяра постоянно повышался. Если в феврале 2004 г. он составлял 18,70%, то в конце марта -26.00%. По результатам голосования в первом туре (3 апреля 2004 г.) В. Мечьяр занял лидирующую позицию, получив 32.73%). Во второй гур вышли В. Мечьяр и И. Гашпарович. Перед словацким избирателем наметился очень простой выбор - меньшее из зол. Словакия выбрала Гашпаровича, хотя Мечьяр получил поддержку 40.08% избирателей1 . По всей видимости, многие словаки поддерживают Мечьяра, но еще большее их число не готовы голосовать за него. Очевидно, что несоответствие предлагаемых идей личному поведению не дает эффективных результатов. Высокий рейтинг самого Мечьяра не помог парт ии в 2006 г., когда ДЗДС получила лишь 8,79%), уступив популистскому Альянсу нового гражданина (АНО) Р. Фицо и либеральной Демократической и Христианской у нии (СДКУ) М.Дзу ринды.
Чешская политическая сцена долгое время имела двух гениальных, но презирающих друг друга актеров, двух Вацлавов - Гавела и Клауса. Действительно, их политический образ в сознании чехов диаметрально противоположен. Гавел - драмату рг и диссидент, моральный авторитет нации, Клаус -экономист и карьерист, воспринимается как удачливый политический делец. За рубежом имя последнего устойчиво ассоциируется с «чешским экономическим чудом». Вместе с
тем. можно согласиться с М. Оренстейн в том, что «Вацлава Клауса запомнят, возможно. больше как политика, чем как экономиста»-'1. Эго предположение было высказано еще до избрания Клауса на пост президента Чехии в 2003 г.
Клауса можно отнесли к политическим лидерам третьего типа. т.е. к тем. кто занялся активной политической деятельностью под влиянием революционных перемен конца 1980-х гг. Нынешний чешский президент не участвовал в деятельности подполья, Клаус вошел в круг людей, связанных с Р. Климовой, которая в 1989 I. познакомила его с Гавелом"1. Формирование общественно-политического образа нынешнего обитателя пражского Града началось во время «Бархатной революции», когда академический ученый-экономист с 16-летним стажем работы в государственном банке был назначен Fia пост министра финансов Чехословакии. Осенью 1990 г. произошел разрыв между Гавелом и Клаусом, когда лидером Гражданского форума (ГФ) был избран прагматик Вацлав Клаус. Кулуарные переговоры с региональными представителями позволили ему «выкрасть» партийную власть у Гавела. Важно отметить, что в этот период руководитель Форума проявлял явную социал-либераль-ную ориентацию, что помогло ему завоевать авторитет внутри движения^. Клаус на посту лидера ГФ не СМ01 сохранить единство и сам в феврале 1991 г. основал Гражданскую демократическую партию (ГДН), которую возглавлял до 2002 г. Виновен ли Клаус в распаде Форума1? По всей видимости, сдержать центробежные тенденции было объективно невозможно. Политическая практика показывает, что любое широкое общественное движение, достигая конкретной цели, неминуемо распадается. Сам Клаус признавал, что использовал положение Г'Ф для создания собственной политической партии. Окончательно Клаус и Гавел разошлись по вопросам о будущем Федерации и тактике экономических реформ.
Чехия, появившаяся на карте Европы в 1993 г., является парламентской республикой. Большая часть властных полномочий находится в руках премьер-министра, а кабинет формируется на основе парламентского большинства. Это обстоятельство позволяет нам ориентироваться на результаты парламентских выборов при отражении об-
раза политического лидера в электоральном «зеркале». Кроме того, доминирование личности Клауса внутри партии дает основание в известной мере отождествлять электоральные показатели ГДП с именем ее председателя.
Впервые ГДП победила на выборах в Чехии летом 1992 г.. получив 29,73% голосов избирателей. Клаус стал премьер-министром. С этого момента в идеологическом плане он начинает эволюционизировать в сторону неолиберализма фридмановского типа. Избиратель воспринимал премьера не столько как борца с коммунизмом (эта роль отводилась Гавелу), сколько успешного менеджера национального масштаба. Неслучайно за четыре года правления партия, персонифицированная с Клаусом, сумела сохранит ь доверие граждан, получив на следующих выборах 29,60%. «Клаус отнюдь не был склонен к самопожертвованию. в отличие от таких диссидентов, как. например, Вацлав Гавел. В этом качестве он схож с рядовым средним чехом, который довольно скоро стал испытывать усталость от правления морального меныиинства г ероев-диссиде нтов»‘'. Отношение к премьеру и его партии резко изменилось, когда в 1997 г. в прессе появились сообщения о финансовых махинациях ГДП. Падение рейтинга общественного доверия к Клаусу, а также кризис неолиберальной политики привели к отставке кабинета.
Все же необходимо признать, что в период до внеочередных выборов в 1998 г. Клаусу удалось поддержать свой личный авторитет за счет дистанцирования от внутрипартийных махинаций и эффективной критики правительства И. Тошовского. В отличие от В.Мечьяра чешский политик отказался от персонификации партии. Летом 1998 г. рейтинг лтщера ГДП составлял 27%, а на выборах его партия, хотя и уступила первенство социал-демократам, получила 27,70% голосов избирателей. На протяжении четырех лег Клаус сохранял видное место на чешской политической сцене, будучи спикером нижней палаты. Казалось, что ренессанс ГДП неминуем, однако в 2002 г. партия Клауса потерпела очередное поражение на выборах, получив 24,47%. Основной причиной тому стала старая программа партии и уход лидера в тень. Клаус занялся подготовкой собственной номинации на пост главы государства. В феврале 2003 г. парламент избрал его прези-
дентом. В ходе выборов Клаус вновь проявил свои способности убеждать. Не имея поддержки большинства, он сумел привлечь на свои сторону ряд депутатов из числа коммунистов и социал-демократов, тонко сыграв на внутрипартийных противоречиях. За Клауса проголосовали 142 депутата и сенатора (50,71 % парламентариев)"4. На инаугурации Клау с заявил: «Хочу укрепить доверие граждан в нашу политическую сцену». Уровень доверия к новому президенту со стороны граждан достаточно высок и по опросам общественного мнения накануне президентских выборов составлял 31%, а в декабре 2006 г. - 74%"'. Планируемый переход к прямым выборам президента в Чехии существенно повышает шансы В. Клауса занять пост главы государства во второй раз.
ства. отношение к религии для изоирателей являются вторичными. Сложившийся общественно-политический образ политического лидера в ситуации идейного или институционального кризиса (внутри отдельной партии или политической системы в целом) оказывает определяющее влияние на электоральные показатели. Вместе с тем, степень влияния личного имиджа политика-лидера на результаты выборов имеет тенденцию к снижению в условиях поступательно развивающегося процесса консолидации демократии. Изучение на примере стран ЦентральноВосточной Европы показывает, что электоральное измерение образов политических лидеров вполне пригодно в качестве одного из индикаторов при оценке переходных политических процессов.
Предпринятый анализ свидетельствует, что общность политического режима ие означает единообразия в типе лидерства"1. Вывод. сделанный Е.Б. Шестопал на базе исследования российского материала, во многом подтверждается и на материале стран I (ВБ. В данном регионе, как и в России, существует расхождение между установками на политиков и действительным электоральным выбором. Тем не менее, можно утверждат ь, ч то в последние годы рациональные оценки деятельности политиков стати преобладать над и рра ц и о н ал ь ны м и о це н ка м и.
Анализ электорального отражения образа политическою лидера имеет ограниченную эффективность и в состоянии лишь фиксировать динамику изменения рациональных установок политика в соотнесении с уровнем его поддержки. Различия политического лидерства, обусловленные особенностями ин-с г и ту ц и он ал ь 1- т о го д и з а й на, позволят от в ы д е -лить три типа лидерства в странах ЦВЕ: мажоритарное (А. Квасьневский), парламентарное (В. Клаус), мажоритарно-парламентарное (В. Мечьяр). Трех лидеров объединяет принадлежность к одному политическому поколению; идеологический прагматизм - стремление использовать идеи социал-либерализ-ма приносило им наибольший успех: вхождение в состав высшей политической элиты в период демократ изации конца 1980-х - начала 1990-х гг.: развитые ораторские навыки, привлекательная внешность, высокий интеллект. Дал них характерен дух модернизации и реформизма. Их морально-этические каче-
Примечания
1 В современной политической науке, как отечественной, так и «рубежной, нет единого мнения по вопросу о содержании концепта «Центрально-Восточная Европа». В полыни не і не работ имеются в виду Польша, Чехия, Словакия и Венгрия.
Имидж лидера ! Под ред. П.В. Ггоровой-Гантман. М., 1994. СМ 17.
' 1 Іолиіические лидеры и стратегии реформ в Восточной
Европе t)їв. ред. Л.н. Шаншиева. М., 2003. (\6.
" . /ыкошина 77.С. Александр Квасьневский - президент
»сеч поляков Политические лидеры и сіраіеіии реформ в Восточной Гвропе От. ред. Л.Н. Шаншиева. М.. 2003. С.50.
Потемкин А. Польша: выборы новою президента V ИТАР-ТАСС . 1945. -М'80. 30 дек.
" Kwasth'wski A. Dorn wszvstkich Polska. Warshawa, 2000. S.З 10. ’
' Kwasneuwki A. Wzór. praklyka i obyezaj poHiyczny /: Kzeczpospolita. 2000. 18 serpnia.
” (.'м.: Тарасов П.П. Кризис правых партий в Польше ••/ Человек и власть в современной России. Саратов, 2001
' См.: UJccmotuvt И.!>. Оценка гражданами личности лидера / І Іолис. 1997. .N76.
1 Vergleich der Präsidenten Lech Kacz\nski. Aleksander Kwasniewski mul Lech Walesa /7 Polen-Analvsen. 2006. .Nil. S.U. 1 '
,! Официальная биография В.Мечьяра размещена па сайте . І і 10: hllp ://v\ \\ w. mee і аг. hzd s. sk “ ! Пимент M. Урок реального социализма /У ЦентральноЕвропейский ежегодник. М.. 2003. (’.34.
1 Фиш MC. Конец '.'мечьяршма» /V Конституционное
право: восточноевропейское обозрение (KIIBO). 1999.
№3.
’* Хсрмаии М. Стили лидерства в формировании внешней политике // Полис. 1991. МЛ .
Mcsczmkov Cr. Domestic Politics /V Slovakia 1996-97. Bratislava. 1998. P.20.
' ’ Maaoea Д. Парламентские процедуры и доминирование законодательной власти. Словакия /7 КПВО. 1995. №2.
Фиш Л/. С. Указ. соч.
Добер ). Мечьяр еще надеется на реванш /У Ичвеетия. 1999. 18 мая.
Результаты пречидеи гских выборок к Словакии опубликованы на сайте Национального статистического управ.юния: http://vvv\w.statistics.sk/pre/ident20()4
()рснстейн М. Вацлав Клаус: революционер и парламентарий " K1IBO. 1998. ЛЪЗ.
Klaus V. Misto autobiografía: urcujici monienty a vi i va /У 1 ittp://\v\v\v. klaus.cz/
î'yôaiKo //. Капиталичм слипом Вацлава Клачса// Новое время. 1994. №44.
Оренстейн М Указ, соч.
htlp://\Y\v\v.zprav odaj.cz.4ipg _ni62342.htm
См.: Radio Praha, 20.XII.2006: http:/'www.radio.cz
См.: ¡Uecmonai fifí. Указ. соч.
УДК 321
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КОНСОЛИДАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
И.И. Брянцев
Комитет общественных связей и национальной политики
Саратовской области
E-mail: [email protected]
В статье представлены некоторые подходы к изучению и соавни-тельному анализу моделей взаимодействия некоммерческих организаций с региональной, муниципальной властью и населением с целью выявления наиболее оптимальных, с точки зрения динамики общественного развития территории, форм взаимодействия.
Обозначена роль информационного поля, способствующего увеличению зоны легитимированных практик межсекторного взаимодействия. Проанализировано значение нормативной базы регулирования данных процессов на региональном и муниципальном уровнях. Исследованы стимулирующие процессы социальной самоорганизации населения и расширение возможностей функционирования общественного сектора в качестве самостоятельного субъекта публичной политики на региональном политическом пространстве.
Some Aspects of Consolidation Mechanism Formation of the Regional Community
1.1. Bryancev
Some approaches on studying and the comparative analysis of models of interaction NGO with regional, municipal authority and the population with the purpose revealing of the optimal forms of interaction, from the point of view of dynamics of social territory development, are presented.
The role of the information field promoting increase of a zone of legitimate practices of intersection interaction is designated. The meaning of normative base of regulation of given processes at a regional and municipal level is analyzed. Stimulating processes of sociai self-organizing of the population and expansion of opportunities of functioning of public sector as the independent subject of public policy on regional political space are investigated.
Социальные процессы современной России характеризуются постоянно возрастающим влиянием институтов гражданского общества на управленческие решения. Движущими силами метаморфоз в сфере социального управления, как наиболее полного отражения всего спектра социальных процессов, являются, вероятно, как общие демократические тенденции глобального масштаба, так и специфические российские факторы.
Во-первых, Россия при громадной территории и практически неисчерпаемых природных ресурсах во все большей степени ощущает дефицит человеческого ресурса. Демографические проблемы, рост затрат на получение профессионального образования и конкуренция на уровне мировой экономики диктуют необходимость оптимального исследования потенциала каждого работника, каждого члена общества.
Во-вторых, Россия радикально меняет к\ре экономического развития и соответственно стремится к изменению своей роли в мировой экономике. Превращение в высокоразвитую державу с передовой промышленностью и наукой, с эффективным государственным управлением на базе общественного самоуправления, разумеется, невозможно без м н о г о п л а но во го с отру д н и чества госуда рст ва и гражданского общест ва.
В-третьих, необходимы изменения и в самом гражданском общест ве, чтобы оно совместно с государственной властью сформировало надежную платформу для дальнейшего развития экономики и социальных отношений. Эта задача осложняется тем, что в российском обществе достаточно распространены иждивенческие установки, правовой нигилизм, аморальные устремления.
Все эти. а также ряд других факторов диктуют необходимость создания механизмов эффективного взаимодействия и взаимоконтроля между властью и обществом.
При этом обязательно следует' учитывать, что у государственных учреждений и
© ИЛ Брянцев, 2007