Научная статья на тему 'Элективный курс «Политическое красноречие» в аспекте формирования коммуникативных универсальных учебных действий'

Элективный курс «Политическое красноречие» в аспекте формирования коммуникативных универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ УЧЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ / SUBJECT OF TEACHING / COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / ORAL SPEECH / POLITICAL RHETORIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Ольга Алексеевна

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий, которые выступают как способность к саморазвитию и самосовершенствованию учащихся, возможность самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности, то есть умение учиться. Одним из средств формирования таких умений может выступать элективный курс «Политическое красноречие», который поможет учащимся применить полученные знания и умения в собственной речевой практике. В статье представлена программа элективного курса «Политическое красноречие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Elective Course Political Rhetoric in the Aspect of Forming Communicative Universal Educational Actions

The article is devoted to the problem of forming communicative universal educational actions that serve as the learners' ability to self-development and self-perfection, an opportunity to independently acquire new knowledge, skills and competences, i.e. the ability to learn. One way of forming these skills is the elective course PoliticalRhetoricwhich will help students apply their knowledge and skills in their own speech practice. The article presents the program of the elective course PoliticalRhetoric.

Текст научной работы на тему «Элективный курс «Политическое красноречие» в аспекте формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

УДК 37.016: 808.5 ББК Ч426.41

О. А. Суханова

г. Чита, Россия

Элективный курс «Политическое красноречие» в аспекте формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий, которые выступают как способность к саморазвитию и самосовершенствованию учащихся, возможность самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности, то есть умение учиться. Одним из средств формирования таких умений может выступать элективный курс «Политическое красноречие», который поможет учащимся применить полученные знания и умения в собственной речевой практике.

В статье представлена программа элективного курса «Политическое красноречие».

Ключевые слова: субъект учения, коммуникативные универсальные учебные действия, устная речь, политическое красноречие.

O. A. Sukhanova

Chita, Russia

The Elective Course Political Rhetoric in the Aspect of Forming Communicative Universal Educational Actions

The article is devoted to the problem of forming communicative universal educational actions that serve as the learners’ ability to self-development and self-perfection, an opportunity to independently acquire new knowledge, skills and competences, i.e. the ability to learn. One way of forming these skills is the elective course Political Rhetoric which will help students apply their knowledge and skills in their own speech practice. The article presents the program of the elective course Political Rhetoric.

Keywords: subject of teaching, communicative universal educational actions, oral speech, political rhetoric.

Новые социальные запросы, связанные с переходом России из индустриального в постиндустриальное общество, определяют новые цели образования и стратегию его развития. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Личность в таком обществе должна выступать разносторонне развитой, творческой, самостоятельно и критически мыслящей.

На современном этапе школьник в процессе обучения должен быть субъектом учения, для которого характерными качествами будут являться желание и способность учиться и развиваться, коммуникабельность, самостоятельность, умение работать в команде и другие.

Таким образом, важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравствен© О. А. Суханова, 2011

ного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [2, с. 9]. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала и коммуникативные действия. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Кроме того, универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, то есть умения учиться.

На современном этапе всё большее общественное значение приобретает проблема развития у школьников устной речи, состояние разви-

тости которой на сегодняшний день не очень высокое, а это напрямую связано с формированием у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий, при овладении которыми ученик должен уметь [1]:

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- понимать возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

- быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- с помощью вопросов добывать недостающую информацию;

- управлять поведением партнёра;

- убеждать своего собеседника в чём-либо;

- устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать;

- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Одной из организационных форм формирования универсальных учебных действий в профильной школе является элективный курс. Представленная в статье (разработанная и апробированная нами в опытном обучении учащихся 10 классов многопрофильного лицея ЗабГГПУ) программа элективного курса «Политическое красноречие» направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которыми должен обладать учащийся при выходе из школы. Материал, на базе которого у учащихся развиваются эти учебные действия, политическое красноречие. Выбор его обусловлен следующими факторами:

1) в настоящее время политика является той сферой, которая очень прочно вошла в жизнь практически всех людей, является для многих привлекательной сферой реализации своих сил и возможностей;

2) политик - это прежде всего оратор. Он занят преобразованиями, поэтому не только отталкивается от существующих образцов культурноречевой деятельности, но и создаёт новые идеи, стиль, в том числе речевой, образ поведения. Оказываясь в различных ситуациях речевого общения, он, как правило, не имеет возможности подготовиться к выступлению, поэтому должен хорошо владеть приёмами воздействия, коммуникативными стратегиями, которые, по существу, представляют собой универсальные коммуникативные действия.

Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий воспитывает личностную культуру, которая является одним из основных направлений развития личности в современном обществе, одной из составляющих которой является готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

Представим содержание данного элективного курса.

Программа элективного курса «Политическое красноречие».

Пояснительная записка

Ораторское искусство в его современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого эффекта. Умение убедительно, полно и понятно выражать своё коммуникативное намерение для современных школьников остаётся проблемой. Практика преподавания показывает, что индивидуальный словарь обучаемых очень беден.

Элективный курс разработанный для учащихся десятых классов профильной школы, призван:

1) пробудить интерес к политической ораторской речи; мотивы изучения данного вида красноречия и получения умений таких выступлений;

2) сформировать у школьников представления:

- о месте и роли политики в современном обществе;

- о правилах и приёмах публичного речевого воздействия;

- о политической речи, её разновидностях;

3) развивать коммуникативные универсальные действия (умения эффективного публичного выступления на политические темы).

Целью данного элективного курса является развитие коммуникативных универсальных учебных действия в устной форме речи старшеклассников.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Дать учащимся представление о риторике как о теории, мастерстве и искусстве красноречия, об особенностях ораторского искусства.

Познакомить учащихся с политической речью как видом ораторского искусства и её особенностями.

Познакомить учащихся с основными требованиями к публичному выступлению.

Познакомить учащихся с основными средствами устной речи, видами аргументации.

Познакомить учащихся с разновидностями политического красноречия.

Способствовать развитию умения у учащихся публично выступать.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать / понимать:

- что такое риторика, публичное выступление, политика, ораторская речь, политическая речь, агитаторская речь, митинговая речь, парламентская речь, аргументация;

- виды ораторского искусства;

- особенности политической речи;

- требования к публичному выступлению;

- средства устной речи;

- невербальные средства общения;

- виды аргументации;

- типы аудитории;

должны уметь /использовать / быть способными:

- объяснять важность риторики в России;

- осуществлять подготовку к публичному выступлению;

- правильно вести себя в ходе выступления (внешний вид, манера выступления, позы, жесты);

- владеть приёмами поддерживания внимания аудитории в ходе выступления;

- доносить главную мысль своего выступления до слушателей;

- приводить доказательные аргументы к защищаемому тезису;

- успешно завершать выступление;

- произносить публичные речи в любой ситуации;

- аргументированно отвечать на вопросы слушателей;

- справляться с волнением в ходе выступления.

Общее число часов - 28 ч.

Учебно-тематический план

Тема 1. Современная риторика и её место в обществе (4 ч)

Риторика как наука об искусстве публичного выступления. Особенности ораторского искусства. История риторики. Риторика в Древней Греции и Риме. Риторика в средние века. Риторика нового времени. Виды ораторского искусства. Развитие риторики в современной России. Важность риторических навыков для современного общества.

Тема 2. Политическая речь как вид ораторского искусства (4 ч)

Что такое политика. Политик - оратор. Политическая речь - речь убеждающая. Виды политической речи: парламентская речь, дипломатическая речь, митинговая речь, агитаторская речь. Особенности политической речи.

Тема 3. Основные требования к публичному выступлению (9 ч)

Подготовка к публичному выступлению. Обдумывание выступления. Выбор темы и определение содержания будущего выступления. Структура публичного выступления. Репетиция выступления. Психологическая готовность к выступлению. Незапланированное выступление. Приёмы захвата внимания аудитории. Манера выступления. Поведение оратора в аудитории. Внешний вид оратора. Ораторская индивидуальность. Средства устной речи. Невербальные средства общения (поза и жесты). Приёмы борьбы с волнением. Начало выступления. Организационный момент в аудитории. Приёмы поддержания внимания. Донесение главной мысли выступления. Ответы на вопросы аудитории. Соблюдение регламента. Завершение выступления. Варианты концовок. Правила подготовки политического выступления. Правила подготовки агитационных и убеждающих выступлений.

Тема 4. Эффективность публичного выступления (6 ч)

Аргументация как процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обосно-

вания какой-либо мысли перед слушателями. Общие правила аргументации: определить тему, сформулировать основной тезис, подобрать аргументы в поддержку тезиса, сделать вывод.

Виды аргументации: нисходящая и восходящая; односторонняя и двусторонняя; опровергающая и поддерживающая; дедуктивная и индуктивная. Помехи восприятию аргументации: избыточные повторы информации, злоупотребление оратором иностранными терминами, речевые ошибки.

Типы аудитории. Однородная - неоднородная; большая - небольшая аудитория; подготовленная - неподготовленная аудитория; молодёжная аудитория, аудитория старшего возраста; аудитория с разным уровнем понимания. Национальная специфика аудитории.

Работа над речевой формой выступления. Простота изложения. Конкретность лексики. Выразительность речи.

Тема 5. Риторическая практика в незнакомой аудитории (5 ч)

Выступления в других классах, выступление на конференциях. Оценка эффективности публичного выступления.

Планирование учебного материала

Тема 1. Современная риторика и её место в обществе.

Урок 1. Риторика как наука. Особенности ораторского искусства. Виды ораторского искусства

Урок 2. История риторики.

Урок 3. Важность развития риторики в современной России.

Урок 4. Тестирование

Тема 2. Политическая речь как вид ораторского искусства.

Урок 5. Политика - это... Какая речь называется политической.

Урок 6. Особенности политической речи и её разновидности.

Урок 7. Выступления учащихся на политическую тему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Урок 8. Игровое проектирование «Заседание круглого стола».

Тема 3. Основные требования к публичному выступлению.

Урок 9. Публичное выступление. Содержание публичной речи.

Урок 10. Поведение оратора при незапланированном выступлении.

Урок 11. Средства устной речи и язык внешнего вида.

Урок 12. Структура публичного выступления.

Урок 13. Просмотр видеофрагментов с выступлениями политиков и их анализ.

Урок 14. Правила подготовки политического выступления.

Урок 15. Как сделать выступление убедительным.

Урок 16. Выступления учащихся на политическую тему.

Урок 17. Диалог в политической речи.

Тема 4. Эффективность публичного выступления.

Урок 18. Факторы, влияющие на эффективность публичного выступления.

Урок 19. Аргументация как один из факторов эффективности публичного выступления. Правила аргументации.

Урок 20. Виды аргументации. Примеры из выступлений политических деятелей.

Урок 21. Аудитория как один из факторов эффективности публичного выступления.

Урок 22. Простота изложения и выразительность речи как один из факторов эффективности публичного выступления.

Урок 23. Творческая работа.

Тема 5. Риторическая практика в незнакомой аудитории.

Урок 24. Выступление перед другим классом с целью убедить выбрать именно того кандидата на должность старосты класса.

Урок 25. Выступление на внутришкольной конференции.

Урок 26. Выступление перед учащимися средних классов на тему: «Курение опасно для вашего здоровья».

Урок 27. Выступление на конференции в вузе.

Урок 28. Контрольный зачёт.

Рекомендуемая литература для учителя

Основная литература

1. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль,1997.

2. Кузнецов И. Н. Современная риторика. М., 2006.

3. Ласотько А. Г. Риторика: методические указания. Воронеж, 1997.

Дополнительная литература

1. Волков А. А. Основы риторики: учебник для вузов. М, 2006.

2. Граудина Л. К. Культура русской речи: учебник для вузов. М, 2000.

3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д, 2004.

3. Далецкий Ч. Риторика: учеб. пособие. М, 2003.

Рекомендуемая литература для учащихся

Дополнительная литература:

Основная литература

1. Аннушкин В. И. Баева О.А. Ораторское

1. Петров О. В. Риторика: учеб. пособие для студ. юрид. вузов. М, 2001.

искусство и деловое общение. Минск, 2001.

2. Голуб И. Б. Искусство риторики. Мо-

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д, 2004.

3. Далецкий Ч. Практикум по риторике. М,

сква, 2005.

1996.

Список литературы

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук; Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с.

Рукопись поступила в редакцию 30.11.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.