Б01: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-234-242
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Поддубская О.Н.
ОЯСГО:0000-0003-1067-7499, Гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево, Российская Федерация
Создание инновационной системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы как комплексного средства повышения качества, эффективности и доступности общего образования стало одним из приоритетных направлений модернизации российского образования. Этот факт актуализирует необходимость исследований, посвященных разработке и проектированию элективных курсов в условиях профильного обучения, в том числе и по иностранному языку.
Цель статьи состоит в описании теоретически обоснованного и апробированного элективного курса по английскому языку для профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы.
Объектом исследования является профильно-ориентированный процесс обучения иностранному языку на старшей ступени обучения. Предмет исследования - содержание обучения элективного курса «Английский язык в сфере туризма».
Анализ вопроса профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, а также изучение содержания и трудностей, связанных с разработкой элективных курсов для профильного обучения в современной школе может представлять интерес для всех специалистов в области преподавания.
Ключевые слова: профильное обучение; модернизация образования; доступность образования; дифференциация обучения; элек-
тивные курсы; инновационные технологии; базовые, профильные и элективные предметы; преемственность обучения.
ELECTIVE COURSE IN A FOREIGN LANGUAGE AS A COMPONENT OF THE INNOVATIVE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE UPPER GRADES OF A SECONDARY SCHOOL
Poddubskaya O.N.
ORCID:0000-0003-1067-7499, State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zujevo, Russian Federation
The creation of the innovative system of professional education in the upper grades of a secondary school as a complex means of improving quality, efficiency and accessibility of general education has become one of the priority areas for the modernization of Russian education. This fact actualizes the need for the researches devoted to the development and design of elective courses in the context of profile training, including a foreign language.
The purpose of the article is to describe a theoretically grounded and approved elective course inEnglish for profile education in the upper grades of a secondary school.
The object of the study is a profile-oriented process of teaching a foreign language at the upper stage of training. The subject of the study is the content of the elective course "English in Tourism ".
The analysis of the question ofprofile education in the upper grades of a secondary school, as well as the study of the content and difficulties associated with the development of elective courses for specialized education in a modern school, may be of interest to all the experts in the field of teaching.
Keywords: profile training; modernization of education; accessibility of education; differentiation of education; elective courses; innovative technologies; basic, profile and elective subjects; continuity of training.
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества предполагает внедрение инновационных технологий в организацию процесса обучения. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение знаний, но и на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [2, с. 40].
Старшая ступень школы призвана помочь учащимся в выборе жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, именно поэтому сегодня особое внимание уделяется профильному образованию. Создание инновационной системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы как комплексного средства повышения качества, эффективности и доступности общего образования стало одним из приоритетных направлений модернизации российского образования.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени включает в себя базовые общеобразовательные, профильные и элективные предметы, что обеспечивает гибкую систему обучения. Таким образом, профильная школа создает основу преемственности между общим и профессиональным образованием и позволяет лучше подготовить выпускника к продолжению образования.
В настоящее время большим спросом пользуются специальности, где иностранный язык выступает как средство изучения другой предметной области, другими словами из обычного учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство профессиональной ориентации личности школьника. Придать обучению прикладной характер и практическую направленность возможно за счет создания элективных курсов по иностранному языку, которые знакомили бы учащихся с основами определенной профессиональной деятельности [1, с. 11].
В данной статье попытаемся кратко описать содержание элективного курса «Английский язык в сфере туризма» («Tourism and
Catering), необходимость создания которого вызвана расширением социальных, культурных и деловых связей России, а также желанием многих школьников использовать свои иноязычные знания и умения в будущей профессии.
Преяще, чем приступить к разработке указанногокурса, мы определили тематическую направленность программы с акцентом на сферу гостиничного и туристического бизнеса. Такой подход позволил акцентировать внимание на предметном содержании элективного курса, а также на языковых средствах, умениях и навыках изучаемого иностранного языка.
Далее мы уточнили функции нашей программы: интегрирующую, которая соединяет предметные знания в области туризма и английского языка; мотивирующую, т.е. способствующую повышению степени удовлетворённости общепрофессиональной и языковой подготовкой; развивающую, т.е. обеспечивающую динамику профессионального и личностного развития и самообразования; практическую, которая совершенствует языковые навыки и речевые умения и социокультурную, ориентирующую учащихся в отечественной и зарубежной сфере туризма и гостеприимства.
Таким образом, можно предположить, что создание элективного курса - «Английский язык в сфере туризма» для профильной школы, не только расширяет диапазон языковой подготовки учащихся, но и придает ей большую практическую направленность, т.е. средствами иностранного языка можно познакомить учащихся с реальными ситуациями речевого общения в определенной коммуникативной ситуации, что в нашем случае поможет им продолжить образование в сфере туристического бизнеса.
Программа курса «Английский язык в сфере туризма» построена с учетом межпредметных связей между английским языком и экономикой туризма и гостиничного дела. Программа рассчитана на год обучения для учащихся 9-х классов специализированных школ или 10-11-х классов общеобразовательных школ (32 учебных часа за год). Учебный процесс базируется на учебном пособии «Tourism and Catering Workshop» [3].
Содержание элективного курса «Английский язык в сфере туризма» соответствует содержанию языкового образования в целом и включает: предметное содержание речи; речевые умения; языковые знания, умения и навыки; социокультурные знания и умения; компенсаторные и учебно-познавательные умения.
Предметное содержание курса представлено разделами: «Виды и цели современного туризма», «Работа в гостиничном и ресторанном бизнесе», «Полезные советы для путешественников», «Знакомство с достопримечательностями, традициями и культурными особенностями разных стран» и «Маркетинг и реклама».
Что касается методической организации учебного процесса, то она может осуществляться в ходе лекций, практических занятий и самостоятельной работы. Работа на занятиях строится фронтально, в парах, группах, индивидуально, предпочтение отдается проектам, дискуссиям и деловым играм.
Контроль знаний профессионального характера, речевых умений и языковых навыков осуществляется на всем протяжении обучения в ходе написания терминологических диктантов, выполнения тестовых заданий, подготовки сообщений, докладов и презентаций проектов.
Далее, на примере раздела пособия «Виды и цели современного туризма» покажем, как организовать работу над вышеперечисленными компонентами содержания обучения. Данный раздел включает в себя следующие темы:
1. Туризм сегодня. (Tourism today).
2. Информационные технологии и туризм (IT and the travel industry).
3. Полезная информация для туристов (Giving tourist information),
4. Необычный отдых (Alternative holidays).
5. Экстремальный отдых (Adventure holidays)
6. Экотуризм (Ecotourism)
Перечисленные темы составляют предметное содержание речи. В результате изучения раздела «Виды и цели современного туриз-
ма» учащиеся должны знать: классификацию туристических направлений и разновидности отдыха; основные принципы работы туристической сферы; понятия: туристическая индустрия, места скопления туристов, организаторы отдыха, система резервации, альтернативный отдых и др; значение новых лексических единиц, в том числе профессиональных терминов.
Говоря о речевых умениях, следует отметить, что работа на занятиях по данному разделу предполагает дальнейшее развитие и совершенствование умений старших школьников во всех видах речевой деятельности - говорении, чтении, аудировании, письме и переводе.
При обучении говорению при работе над темой «Giving tourist information» акцентируем внимание на совершенствовании умения участвовать в диалоге - обмене информацией межличностного или делового характера. Так, учащимся предлагается прочитать диалог-образец, а затем разыграть диалог «Some information aboutyour capitalcity» с позиции друзей по переписке или с позиции турист -туроператор, и импровизировать продолжение разговора между всеми участниками группы.
При обучении монологической речи, учащиеся должны уметь:
• приводить примеры нестандартного отдыха, говорить о преимуществах и недостатках каждого, уметь отстаивать точку зрения, подкрепляя ее фактами;
• объяснять суть основных понятий отрасли «Туризм», давать интерпретацию новым терминам. Так, например, ознакомившись с содержанием параграфа «Ecotourism», учащимся можно предложить объяснить значение следующих ключевых понятий: nature reserves, natural habitat, endangered species, community project, locally-owned businesses and employees.
• кратко излагать содержание прочитанных текстов. Например, при изучении темы «IT and the travel industry», школьникам дается задание пересказать прочитанный текст «Tourist Services Manager».
При работе по формированию монологической речи уделяется особое внимание развитию умений публичных выступлений,
таких как сообщение, доклад, представление результатов работы по проекту.
Работая над темой «Tourism today», учащиеся могут сделать сообщение о необычном или странном месте отдыха: Use maps, the Internet,or reference books to find out as much as possible about an unusual or strange destination. Report back to your class. Choose the top three unusual destinations for a "class tourist information board".
В данном разделе учащимся также предлагаются темы для докладов:
1) Туризм вчера и сегодня (Tourism yesterday and today);
2) Красивейшие столицы мира (The most beautiful capitals of the world);
3) Экстремальный туризм (Extreme tourism);
4) Деловой английский язык и туризм (Business English and Tourism).
Особое внимание уделяется проектной работе как одной из форм учебной деятельности при обучении монологической речи. Именно проектная деятельность способна, по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой потенциал, проявить свои исследовательские способности, креативность, активность и самостоятельность [1, с. 47].
Предлагаем следующие темы групповых проектов:
1. Экстремальные каникулы для пары старше 60 лет (Adventure holidays for a couple over 60);
2. Экстремальные каникулы для спортивного подростка (Adventure holidays for a sports-mad teenage boy);
3. Экстремальные каникулы для семьи из пяти человек с маленьким ребенком (Adventure holidays for a family of five with a young child).
Работа над аудированием в разделе «Виды и цели современного туризма» предполагает: прослушивание лекции с голоса учителя по теме «Туризм сегодня» и лекции по теме «Виды туризма», презен-
туемой носителем языка. С целью контроля прослушанного после лекции учащиеся отвечают на вопросы.
Развитие умений чтения с полным и выборочным пониманием текста можно организовать при работе над темами «Adventure holidays» и «Ecotourism». Учащиеся читают газетную статью, отвечают на вопросы и выполняют тест множественного выбора или читают текст и подбирают синонимы или антонимы к предложенным словам, а также заканчивают высказывания, используя слова из текста.
Умения письменной речи учащихся совершенствуются в процессе краткой записи основного содержания лекций учителя, в ходе написания деловых писем, проектно-исследовательской деятельности и в ходе изложения содержания докладов и сообщений.
Элективный курс «Английский язык в сфере туризма» также предполагает развитие умения письменного перевода текстов с английского языка на русский и наоборот. Например, по теме «Adventure holidays» учащиеся могут выполнить задание на перевод текста «Turkish Coast» с английского языка на русский, а в завершение каждой темы в качестве итогового упражнения можно предложить выполнить письменный перевод текста с русского языка на английский.
Что касается формирования языковых навыков, в частности грамматических, то в каждом разделе пособия можно провести коммуникативно-ориентированную систематизацию грамматического материала, усвоенного в основной школе. Но все же акцент делается на формирование лексических навыков — на расширение словарного запаса профессиональной направленности за счет терминологии и понятий в сфере туризма.
Немаловажным компонентом содержания обучения являются социокультурные знания и умения. Знакомство учащихся с культурой страны изучаемого языка, с мышлением и образом жизни носителей языка, с особенностями их бизнеса, с умением ориентироваться в различных жизненных ситуациях, связанных с принятием деловых решений происходит в процессе развития всех видов речевой
деятельности на основе текстов для чтения и аудирования, а также через тематику устной и письменной речи.
Компенсаторные и учебно-познавательные умения формируются у обучаемых в процессе прогнозирования содержания текста туристической тематики по заголовку; понимания значения новых терминов и слов на основе лингвистической и контекстуальной догадки; использования синонимов, двуязычных и одноязычных словарей; применения современных информационных технологий; заполнения обобщающих таблиц, схем и диаграмм.
Безусловно, рамки одной статьи не позволяют дать подробное описание элективного курса «Английский язык в сфере туризма» и результатов его апробации, тем не менее, опытное обучение на базе гуманитарного класса профильной школы и анкетирование учащихся показали, что эффективность курса достигается за счет применения современных мультимедиа технологий для презентации изучаемого материала, методов проблемного обучения для совершенствования навыков и умений устного и письменного делового общения, а также использования элементов обучения переводу в сфере профессиональной коммуникации, связанной с туризмом и гостеприимством.
Список литературы
1. Бесценная В.В. Конструирование содержания элективных курсов в профильном обучении: Дис. ... канд. пед. наук / В.В. Бесценная. Омск, 2006. 203 с.
2. Поддубская О.Н. Из истории создания профильного обучения в школе как одного из направлений модернизации образования. Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. Научный журнал №1, 2017. С. 40-48.
3. Wood Neil «Tourism and Catering Workshop», Oxford University Press, 2003. 40 p.