УДК 378.4 577.1
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ХИМИЯ БИОПОЛИМЕРОВ», КАК КРЕАТИВНАЯ ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ.
Головина Н.В., Филиппова А.А., Доброхотов Д.А.
ФГБОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Использование новых информационных технологий в образовательном пространстве позволяет совершенствовать содержание форм обучения. Поэтому необходимо создание креативных образовательных программ, сопоставимых с требованиями европейского сообщества. В элективном курсе « Химия биополимеров» по специальности «Лечебное дело" и «Педиатрия» сформулированы цели, содержание программы и структура курса, а также знания, умения и навыки, которыми должны обладать студенты для достижения конечных целей обучения. Данный курс имеет особое значение, так как приобретенные знания послужат фундаментом для усвоения таких дисциплин как патологическая физиология, патологическая анатомия, физиология, фармакология. Кроме того, этот курс студентами изучается самостоятельно.
Ключевые слова: модуль, санти-кредит, балльно-ретинговая система, интерфероны, коферментная функция, инновационный подход, фундаментальная дисциплина, образование, практические навыки, биополимер, оценка знаний, естественно-научный
В международном образовательном пространстве нельзя прекращать поиск научно- педагогических идей и образовательно-воспитательных стратегий, поэтому необходимо реформировать категории, принципы и закономерности в обучении; формировать у студентов определенное мировоззрение; создавать новые педагогические технологии, которые позволят вести обучение на уровне международного образовательного пространства. Поэтому разработка, изучение и применение оптимальных и унифицированных методов, необходимых для успешного преподавания студентам медицинских ВУЗов, не подлежит сомнению. Традиционные педагогические технологии имеют определенные недостатки и главные из них - разрыв между требованиями, предъявляемые студенту в процессе обучения и реальной профессиональной деятельностью. Чтобы приблизить учебный процесс к мировым стандартам и устранить недостатки традиционного обучения, используют новые информационные технологии (НИТ), которые позволяют учесть влияние информации на содержание
обучения. Использование инновационных подходов к представлению и систематизации знаний на предметную структуру содержания образования, создает необходимость подготовки будущих специалистов, которые могли бы с помощью полученных при довузовском образовании знаний, освоить, закрепить и применить эти знания, а также умения и навыки в своей будущей профессии.Понимая химические законы можно всесторонне и полно объяснить явления, изучаемые биологами, физиками, медиками.
Прогресс в любой современной области знаний невозможен без активного участия и помощи химии. Химия является фундаментальной основой и одной из самых важных дисциплин в медицинских вузах. Современная химия позволяет научно обосновать фармакотерапевтические принципы и диагностические подходы, которые являются ключевыми в медицинской науке и практике. Поэтому, на наш взгляд, введение в обучаемый процесс курса «Химия биополимеров» считаем необходимым и своевременным.
Цель курса включает в себя:
• овладение современным уровнем естественнонаучных знаний, позволяющим понять функционирование живых систем на клеточном уровне и уяснить причины возникновения некоторых патологий;
• выработка умений научно обосновать фар-макотерапевтические принципы и некоторые диагностические подходы;
• получение теоретических знаний и практических навыков, которые необходимы при изучении биологии, микробиологии, физиологии, патологии, фармакологии, а также в дальнейшей самостоятельной практической работе;
• формирование умений оперировать теоретическими знаниями.
В задачи лекционного курса входят ключевые вопросы программы; материал лекций призван стимулировать студентов к последующей самостоятельной работе.
Конечное достижение целей курса предусматривает постановку ряда целевых проблемных задач, в результате выполнения которых у студентов должны быть сформулированы следующие знания и навыки.
Студенты должны знать:
1. Основы строения атомов. Механизм образования химической связи.
2. Классификацию химических реакций.
3. Пространственное строение органических соединений, механизмы реакции в органической химии.
4. Иметь представление о белках и биологически активных веществах, структуре и свойствах важнейших типах биомолекул.
5. Основы химии высокомолекулярных соединений.
6. Свойства биополимеров.
7. Строение и свойства природных соединений.
8. Строение и свойства смешанных биополимеров.
9. Современные физико-химические методы исследования биополимеров.
10. Роль биополимеров в важнейших биохимических процессах.
Студенты должны уметь описывать наблюдаемые явления и делать из своих наблюдений обоснованные выводы, прогнозировать результаты физико-химических процессов, производить физико-химические измерения, характеризующие свойства систем, моделирующих протекание процессов в живом организме, решать типовые практические
(расчетные) и ситуационные задачи на основе теоретического минимума. Они должны владеть химическими знаниями и умениями в решении проблем, возникающих при изучении патфизиологии, пата-натомии, патологии и др. медицинских дисциплин). Выработать навыки самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой; вести поиск и делать обобщающие выводы.
Элективный курс «Химии биополимеров» для студентов лечебных факультетов является одной из важных дисциплин в процессе обучения курса химии. В этот курс включены теоретические вопросы, без знания которых нельзя понять принципы процессов, протекающих в биосистемах. Обзорно рассматриваются методы, с помощью которых получают информацию о качественном и количественном составе биологических жидкостей в лабораторной диагностике, изучаются реакции метаболических путей, механизм их регуляции и энергетические балансы с точки зрения химической термодинамики; большое внимание уделяется клинико-биохимическому значению нарушений работы основных ферментов.
Основной задачей данного курса является подготовка специалиста высокой квалификации, основной деятельностью которого явится диагностика, сохранение и восстановление здоровья людей. В содержание курса «Химия биополимеров» входят разделы: классификация биополимеров (белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты); смешанные биополимеры; физико-химические свойства растворов биополимеров; ферменты, свойства ферментов, ферментативный катализ; гели и студни; гормоны пептидной природы, производные аминокислот; биополимеры важнейших физиологических процессов (гемоглобин, антитела, интерфероны, осмофор и др .)
В результате освоения данных разделов студенты должны уметь: давать характеристики различным видам биополимеров, классифицировать смешанные биополимеры, проводить расчеты с использованием формул, сравнивать каталитические активности ферментов, находить коферменты и активные центры, классифицировать гормоны (производные аминокислот, белково-пептидные, стероидные). Они также должны знать: строение, структуру и свойства видов природных соединений, свойства различных видов смешанных биополимеров, способы образования коферментной формы водорастворимых витаминов, химическое строение и действие гормонов. Содержание курса «Химия биополимеров» сформировано в модули, которые
охватывают весь необходимый материал, отведенный для данного курса химии.
В первом модуле - освещены вопросы классификации биополимеров (белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты). Способы получения (реакции полимеризации и поликонденсации). Структура макромолекул (линейные, плоскостные, пространственные). Свойства: молекулярная масса, асимметрическое строение, гибкость, эластичность. Второй модуль - изучает смешанные биополимеры их общую характеристику, физико-химические свойства растворов биополимеров; свойства растворов ВМС (гидратация, электростатическая и электронейтральная самопроизвольность образования, термодинамическая устойчивость, вязкость (аномальная, удельная, структурная), набухание; осмотическое давление и онкотическое давление, коллоидную защиту, гели(студни), факторы, влияющие на процессы желатинирования, тиксотро-пию, синерезис, диффузию в гелях. В третьем модуле - изучаются строение и свойства ферментов, основы ферментативного катализа, кофакторы, ко-ферменты (витамины), роль в жизнедеятельности. Четвертый модуль рассматривает классификацию гормонов пептидной природы, биополимеры важнейших физиологических процессов: гемсодержа-щие белки (гемоглобин, миоглобин), цитохромы, биополимеры иммунной системы, интерфероны (вирусы).
Данный курс формируется из лекций и семинарских занятий. Студентам выдается пособие, которое включает блоки информации по модулям, эталоны решения типовых задач, контрольные вопросы и задачи по всем темам курса. Студентам предлагается самостоятельное изучение материала. Отличительной чертой данного изучения является опосредованное педагогическое общение преподавателя со студентами (посредством учебников, учебно-методических материалов, аудио- и видео обучающих заданий, консультаций). Итогом освоения курса является сдача зачета по билетам или защита реферата, который предоставляется студентами в виде оформленного труда, изложенного на 15 - 20 страницах машинописного текста формата А-4 и доклада с презентацией слайдов.
Анализируя степень внимания студентов к различным разделам курса «Химия биополимеров», основываясь на современных «теориях ресурсов»,
можно сделать вывод, что у них сформировалась реальная осознанная потребность в знаниях по данному предмету. При оценке аспектов селективного внимания студентов при изучении модулей (по 20-ти балльной системе) в первую очередь их интересует медико-биологический аспект, во вторую очередь - естественно-научный и в последнюю очередь философский.
На наш взгляд, приоритеты в самостоятельной работе должны соответствовать профессиональным интересам будущего врача. Данный элективный курс имеет четкую теоретическую и практическую структуру и полностью соответствует этим задачам. А роль преподавателя, в этом случае, должна осуществляться в виде творческих конструктивных консультаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н.В.Головина, В.А.Попков, В.Ю. Решетняк, О.В.Нестерова, А.А.Филиппова. Инновационные аспекты и методические рекомендации в определении содержания курса химии в медицинских и фармацевтических вузах при дистанционных формах обучения. Материалы научно-практической конференции «Интеграция образования, науки и производства в фармации», С.112-114, Ташкент, 2012.
2. В.А.Попков, Н.В.Головина, В.С.Бабаскин, Н.Ю.Гарнова, Д.А.Доброхотов. Внедрение модульных и дистанционных технологий обучения при изучении интегрированного курса химии в медицинских и фармацевтических вузах. Материалы научно-практической конференции «Интеграция образования, науки и производства в фармации», С., Ташкент, 2013.
3. Научная организация образовательного процесса. - М.: Сб. материалов научно-методической конференции ММА им. И.М.Сеченова, 2004.
4. Проекты Федеральных Государственных Образовательных Стандартов - материалы Министерства образования России, 2010г.
5. Попков В.А., Головина Н.В., Машнина Н.В. Использование инновационных технологий в организации преподавания и контроля качества познавательной деятельности студентов- заочников. - СПб.: Изд. МГУ,2009.
6. Попков В.А., Головина Н.В. Современные тенденции развития инновационного подхода к проблемам педагогических аспектов образования при изучении интегрированного курса химии в медицинских вузах». Известия РАО, №4 ,2012
ELECTIVE COURSE "CHEMISTRY OF BIOPOLYMERS" AS A CREATIVE FORM OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF MEDICAL AND PEDIATRIC DEPARTMENTS IN MEDICAL SCHOOLS.
Golovina N.V., Filippova A.A., Dobrokhotov D.A.
First Moscow State Medical University named after I.M.Sechenov, Moscow, Russian Federation
Annotation. The use of new information technologies in the educational space allows you to improve the content of forms of training. Therefore it is necessary the creation of creative educational programs that are comparable to the requirements of the European community. The elective course "Chemistry of biopolymers" specialty "Medicine" and "Pediatrics" stated goal of the program content and structure of the course, as well as the knowledge and skills required of students to achieve the ultimate goals of education. This course is of particular importance, because the knowledge gained will serve as a foundation for learning subjects such as pathological physiology, pathological anatomy, physiology, pharmacology. In addition, this course, students study on their own.
Key words: module, santi credit, score-rated system, interferons, coenzyme function, innovative approach, a fundamental discipline, education, skills, biopolymer, evaluation of knowledge, natural scientific
REFERENCES
1. N.V. Golovina. V.A.Popkov, V.U.Reshetnyak, A.A. Filoppova Innovacionnse aspect I metodicheskie recomendacii v opredelenii soderganiya kursa ximii v medicinskih vyzah pri distancionnih formah obucheniya. Materiali naychno-prakriheskoi konferencii "Integraciya obrazovaniya, nauki I proizvodstva v farmacii" C112-114.Tachkent 2012
2. N.V. Golovina. V.A.Popkov, V.S Babaskin, N.U.Garnova, D.A. Dobrokhotov. Vnedrenie modylnih I distancionnih tehnologii obycheniya pri izychenii integri-rivannogo kyrsa ximii v medicinskih I farmacevtichesih vuzah. Materiali naychno-prakriheskoi konferencii "Inte-graciya obrazovaniya, nauki I proizvodstva v far-macii".Tachkent 2013
3. Naychnaya organizaciya obrazovatelnogo processa. M.Sb matariali naychno-metodicheskoi kon-farencii MMA I.M.Sechenov.2004
4. Proecti Federalnih Gosydarstvennih Obrazovatal-nih Standartov.materiali Ministerstva obrazovaniya Rus-sian.2010
5. N.V. Golovina. V.A.Popkov, N.V.Mahnina. Ispol-zovanie innovacionnih trchnologiy v organizacii prepo-davaniya I kontrolya kachestva poznovatelnoy deyatelnosti stydentov-zaochnikov. SPb. Izd.MGU 2009
6. N.V. Golovina. V.A.Popkov, Sovremennie ten-dencii razvitiya innovacionnogo podhoda k problemam pedagogicheskih aspectov obrazovaniya pri izychenii in-tegrirovannogo kursa ximii v medicinskih vuzah. Izvestiya RAO №4 2012.