«ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ» И «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ», КАК ОСНОВА БАЗОВОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Б.В. Кузнецов, старший преподаватель, к.пед.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж Ю.В. Горшков, заместитель начальника кафедры, к.п.н., Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
В 2015-2016 учебном году в связи с изменениями в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 20.05.01 «Пожарная безопасность» сотрудниками кафедры физической культуры и спорта были разработаны две учебные программы по дисциплинам «Элективные курсы по физической культуре» и «Физическая культура и спорт». Которые составили основу физической подготовки курсантов Воронежского института ГПС МЧС России.
Целью программ является формирование здоровых и физически развитых специалистов, владеющих необходимым объемом специальных знаний, прикладных навыков, физических и психических качеств, позволяющих им успешно выполнять служебно-боевые задачи.
Задачами дисциплин являются:
- формирование специальных знаний, профессиональных умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение задач в процессе служебной деятельности;
- всестороннее развитие и совершенствование физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- сохранение и укрепление здоровья обучаемых, воспитания у них сознательного отношения к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
- совершенствование спортивного мастерства обучаемых;
- приобретение обучаемыми необходимых знаний по основам теории, методике и организации физической подготовки и спорта в подразделениях Государственной противопожарной службы.
Процесс изучения дисциплин направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению: ОК-8. Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплин обучающиеся должны в области физической культуры:
- знать социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; принципы здорового образа жизни;
- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, жизненных и профессиональных целей, самоопределения в
физической культуре;
- владеть методами физического самосовершенствования и самовоспитания;
- иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
Рабочие программы разработаны для очной и заочной форм обучения. Они взаимно дополняют друг друга. «Физическая культура и спорт» является логическим продолжением «Элективных курсов по физической культуре». И в тандеме эти дисциплины позволяют осуществлять процесс физической подготовки курсантов, студентов и слушателей на протяжении всего периода обучения. «Элективные курсы по физической культуре» проводятся с 1 по 7 семестр в объёме 328 часов, а «Физическая культура и спорт» в 8 и 9 семестрах в объёме 72 часов. В конце каждого семестра обучения проводится итоговая аттестация в виде дифференцированного зачёта.
В основе рабочих программ лежат положения, соответствующие содержанию государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения; все разделы курса взаимосвязаны, представляют собой логическое продолжение базового школьного курса, имеют служебно-профессиональную направленность.
Содержание программ и их структура ориентированы на комплексное достижение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания. Тематические планы соответствует основным положениям программ. Учебный курс «Физическая культура и спорт» дополняет и расширяет умения и навыки, полученные при изучении дисциплины «Элективные курсы по физической культуре».
Список использованной литературы
1. Акулова Л.Н. Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа успешной адаптации курсантов к образовательному процессу силовых ведомств России / Л.Н. Акулова, Б.В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 13-18.
2. Ашкинази С.М. Адаптация курсантов вузов МЧС России к образовательному процессу как психолого-педагогическая проблема / С.М. Ашкинази, Б.В. Кузнецов // Матер. XIV междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2015 год «Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму». -Минск: БГУФК, 2016. - Ч. 2 - С. 118-122.
3. Кузнецов Б.В. Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу военизированных учебных заведений средствами физической культуры (на примере Воронежского института ГПС МЧС России): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Б.В. Кузнецов. - СПб., 2015. - 24 с.
4. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке: методические рекомендации / Б.В. Кузнецов. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - 28 с.
5. Усков В.М. Физическое воспитание в общекультурной и профессиональной подготовке курсантов высших образовательных учреждений МЧС России / В.М. Усков, Б.В. Кузнецов, Н.Г. Сапожникова // Матер. XVII Междунар. науч.-практ. конф. «Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств». - Иркутск: ВСИ МВД России, 2015. - С. 165168.
6. Шуткин С.Н. Элективные курсы по физической культуре: рабочая программа по направлению подготовки 20.05.01 «Пожарная безопасность» / С.Н. Шуткин, Б.В. Кузнецов. - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2016. - 14с.
7. Шуткин С.Н. Физическая культура и спорт: рабочая программа по направлению подготовки 20.05.01 «Пожарная безопасность» / С.Н. Шуткин, Б.В. Кузнецов. - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2016. - 12с.