Научная статья на тему 'Эластичность спроса по цене на примере ресторанной индустрии'

Эластичность спроса по цене на примере ресторанной индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1421
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРОС / ЭЛАСТИЧНОСТЬ / ТОВАР / ЦЕНА / РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / DEMAND / ELASTICITY / GOODS / PRICE / RESTAURANT BUSINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрушина Екатерина Павовна, Соковец Ольга Андреевна

В данной статье рассмотрено понятие эластичность спроса, его актуальность в ресторанном бизнесе. Проанализированы факторы, влияющие на эластичность спроса. Выявлена корреляция межу наценкой на определенную позицию в меню и объемом продаж этого продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Price elasticity of demand

This article deals with theprice elasticity of demand, its relevance in restaurant sphere. Analyzed the factors which influence on price elasticity of demand. Identified correlation between the mark-up for a certain position in the menu and the sales volume of the product.

Текст научной работы на тему «Эластичность спроса по цене на примере ресторанной индустрии»

бакалавриата / И. В. Ильин, О. Г. Леонова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 216 с.

Кефели И. Ф. Глобалистика. Экополитология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. Ф. Кефели, Р. С. Выходец. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 197 с.

Поляков В. В. Международные экономические отношения: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Поляков, Е. Н. Смирнов, Р. К. Щенин; под ред. В. В. Полякова, Е. Н. Смирнова, Р. К. Щенина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 180 с.

Смирнов Г. Н. Политология. Россия в мировом политическом процессе: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. Н. Смирнов, А. В. Бурсов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 255 с.

Шимко П. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П. Д. Шимко ; под ред. И. А. Максимцева. — М. : ИздательствоЮрайт, 2018. — 392 с.

Processes of globalization in the modern world

© Panov K., 2019

Considered significant trends in the global economy. The relevance of this article is expressed in the fact that the topic affects all aspects of the life of the world community. Globalization has positive and negative sides. The basis of such existing problems as the crisis of the global economy, political conflicts, migrations, and national currency reserves are the processes of globalization. The scientific article discusses the «driving forces» that form and affect globalization in the world. It is noted that in modern conditions of economic development, one of the incentives for long-term growth of the GDP of any state is technological development, which in the conditions of transition to an innovation trajectory of economic development is manifested in innovation activity. Innovation in the form of scientific and technological progress is considered a key factor in the socioeconomic development of the state.

Keywords: globalization, world economy, political conflicts, migrants, the «driving forces» of globalization, international trade, trade war

УДК 658.81

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАННОЙ ИНДУСТРИИ © Петрушина Е. П., Соковец О. А., 2019

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной статье рассмотрено понятие эластичность спроса, его актуальность в ресторанном бизнесе. Проанализированы факторы, влияющие на эластичность спроса. Выявлена корреляция межу наценкой на определенную позицию в меню и объемом продаж этого продукта.

Ключевые слова: спрос, эластичность, товар, цена, ресторанный бизнес

Согласно экономическому закону спроса, потребители будут покупать меньше товара, если цена товара увеличивается. Эта отрицательная функция спроса позволяет экономистам предсказать, как потребители будут реагировать на изменения цен. Ценовая эластичность спроса является наиболее распространенным показателем, используемым для определения чувствительности потребителей к цене. Ценовая эластичность спроса — это пропорциональное изменение спроса при изменении цены [1]. Другими словами, ценовая эластичность спроса измеряет, как процентное изменение цены товара повлияет на спрос на этот товар.

Товар считается неэластичным, если потребители готовы купить товар независимо от цены. Инсулин является примером неэластичного товара: пациенты, которым необходим инсулин, будут продолжать платить за него практически любую цену. Продукты считаются эластичными, если потребители готовы купить продукт по мере роста цен [2]. Ресторанная индустрияявляется

примером эластичного товара: большинство потребителей будут питаться в ресторанах меньше, если цена в меню увеличивается.

Существует несколько факторов, влияющих на эластичность.

Заменители: когда товара больше, эластичность выше, так как потребители могут легко переключиться на другие товары в ответ на изменение цен. Ресторанный бизнес можно назвать эластичным, так как есть много вариантов ресторанов на выбор, а также возможность поесть дома.

Транзакционные издержки: если при переключении между продуктами значительно повышаются затраты, то спрос относительно неэластичен.

Процент дохода: если товар занимает высокую долю дохода потребителя, спрос на этот товар будет более эластичным [3]. Если потребитель тратит значительную часть своего общего дохода на питание в ресторане, увеличение цены в ресторанах приведет к снижению потребительского спроса вне дома. Однако, если потребитель тратит

лишь небольшую часть своего общего дохода на питание в ресторане, увеличение цены в ресторане вряд ли приведет к снижению потребительского спроса.

Время: в краткосрочной перспективе спрос на товары имеет тенденцию быть неэластичным, поскольку потребители не сразу замечают или реагируют на изменения цен. В долгосрочной перспективе спрос на товары имеет тенденцию быть эластичным, поскольку потребители имеют возможность изменить свои привычки к расходам.

Необходимость и роскошь: по мере того, как товар становится более необходимым для потребителя, эластичность уменьшается, так как потребитель будет покупать товар практически по любой цене. Например, потребители, зависимые от сигарет или алкоголя, будут приобретать эти товары в любом случае.

Качество товара и широта применения: если товар имеет высокое качество и является широко применимым, то эластичность будет ниже.

Ценовая эластичность спроса является важной мерой максимизации доходов. Если ценовая эластичность спроса на продукт неэластична, то увеличение цены продукта приведет к увеличению выручки: если цена на инсулин увеличивается, то увеличивается выручка производителей инсулина. Если ценовая эластичность спроса на продукт эластична, то увеличение цены продукта приведет к снижению выручки: если цена сахара увеличивается, то выручка производителей сахара уменьшается. Если ценовая эластичность спроса на товар является единичной эластичностью, то увеличение цены товара равно соответствующему увеличению спроса на товар. Доход максимизируется, когда потребительский спрос эластичен.

Ценовая эластичность в ресторанной индустрии поможет определить, как гости будут реагировать на колебания цен в меню. Формула для измерения влияния спроса на количество по цене:

Ценовая эластичность спроса = (%изменение величины спроса) / (% изменение цены)

Если ценовая эластичность спроса в блюде меньше единицы, то спрос неэластичен — это означает, что изменение цены не влияет на спрос блюда. И наоборот, если эластичность спроса больше единицы, то увеличение цены влияет на количество, с которым блюдо приобретается [4].

Если меняется цена блюда в меню, важно проверить изменение спроса на этот продукт через неделю или месяц. Если изменение цен существенно влияет на спрос, возможно, придется поменять ингредиенты, чтобы сделать его более доступным или заменить это блюдо на другое.

В ресторанной индустрии эластичность цен также относится к разнообразию позиций в меню. Создание эластичного меню по цене ресторана означает, что используется ценовая стратегия, которая привлекает гостей с различными доходами. Есть такие клиенты, которые хотят пойти в

ресторан и потратить деньги на хорошую бутылку вина, в то же время есть и такиепосетители, у которых существуют ограничения по бюджету. Таким образом, эластичность цен относится к наличию меню с варьированным диапазоном цен так, что экономный клиент и клиент с большим бюджетом может чувствовать себя удовлетворенным.

Наличие различных вариантов в меню с премиальными и простыми продуктами предоставитширокий диапазон,что также повлияет на воспринимаемую ценность блюд [5]. Например, если в ресторане есть коктейльное меню с напитками в диапазоне от 200 рублей до 1500 рублей, то более доступные напитки будут казаться отличной сделкой, в то время как более дорогие напитки будут казаться роскошными.

Концепция ценовой эластичности очень важна в ресторанной индустрии, будьто мониторинг влияния изменения цен в меню или разработка меню с разнообразным диапазоном цен для привлечения более разнообразного круга гостей. ■

1. Копытовских А. В. Оценка возможностей практического использования показателей эластичности при управлении ценами. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/otsenka-vozmozhnostey-prakticheskogo-ispolzovaniya-pokazateley-elastichnosti-pri-upravlenii-tsenami (Дата обращения: 16.11.2018)

2. Шогенов А. М. Эластичность регионального спроса и потребления продуктов питания [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/elastichnost-regionalnogo-sprosa-i-potrebleniya-produktov-pitaniya (Дата обращения: 16.11.2018)

3. Орловцева О. М. Использование коэффициента эластичности спроса при прогнозировании объемов продаж продукции [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, No4 (2016) - URL: https://naukovedenie.ru/PDF/66EVN416.pdf (Дата обращения: 16.11.2018)

4. Ценовая эластичность спроса и доход спроса по цене [Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал ЭСМ URL:http://ecsocman.hse.ru/data/050/650/1219/024_4.1 .pdf (Дата обращения: 16.11.2018)

5. Елагина А. С. Оценка эластичности спроса по цене при формировании политики ценообразования предприятий пищевых производств [Электронный ресурс] // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2'2016 -URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-economy-2016-2/4-elagina-novoselov.pdf (Дата обращения: 16.11.2018)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Елагина А. С. Оценка эластичности спроса по цене при формировании политики ценообразования предприятий пищевых производств [Электронный ресурс] // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2^2016 - URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-economy-2016-2/4-elagina-novoselov.pdf (Дата обращения: 16.11.2018)

№ 1 •2019

Бизнес-образование в экономике знаний

70

Копытовских А. В. Оценка возможностей практического использования показателей эластичности при управлении ценами. [Электронный ресурс]

URL: https://cyberleninka. ru/article/v/otsenka-vozmozhnostey-prakticheskogo-ispolzovaniya-pokazateley-elastichnosti-pri-upravlenii-tsenami (Дата обращения: 16.11.2018)

Орловцева О. М. Использование коэффициента эластичности спроса при прогнозировании объемов продаж продукции [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, No4 (2016) - URL:

https://naukovedenie.ru/PDF/66EVN416.pdf (Дата обращения: 16.11.2018)

Ценовая эластичность спроса и доход спроса по цене [Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал ЭСМ

URL:http://ecsocman.hse.ru/data/050/650/1219/024_4. 1.pdf (Дата обращения: 16.11.2018)

Шогенов А. М. Эластичность регионального спроса и потребления продуктов питания [Электронный ресурс] - URL:

https://cyberleninka.ru/article/v/elastichnost-regionalnogo-sprosa-i-potrebleniya-produktov-pitaniya (Дата обращения: 16.11.2018)

Price elasticity of demand

© Sokovets O., Petrushina K., 2019

This article deals with theprice elasticity of demand, its relevance in restaurant sphere. Analyzed the factors which influence on price elasticity of demand. Identified correlation between the mark-up for a certain position in the menu and the sales volume of the product.

Keywords: demand, elasticity, goods, price, restaurant busines

УДК 663.97:339.138(100)

PR И МАРКЕТИНГ ТАБАЧНОЙ КОМПАНИИ ДОСТИЖЕНИЙ И РЕПУТАЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

ФИЛИП МОРРИС: АНАЛИЗ

© Рудаков Н. А., 2019

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Статья рассказывает о старте и успехах компании РЫЬрМогта— одной из крупнейших компаний, производящейи распространяющей табачную продукцию по всему миру. Филип Моррис смогла разрастись из небольшого магазина в гигантскую корпорацию, благодаря, в том числе, проведенной в свое время мощной маркетинговой кампании. Несмотря на больше успехи в данной отрасли, компания не раз подвергалась критике и участвовала в судебных разбирательствах, что наносило удар ее репутации. В статье описываются действия, которые предпринимало руководство компании, направленные на поддержание имиджа и привлечение новых клиентов.

Ключевые слова: Филип Моррис, табачный производитель, маркетинг, кампания, курение, репутация

Philip Morris International («Филип Моррис Интернешнл»)является одним из крупнейших табачных производителей в мире. Продукция компании представлена такими известными, пожалуй, каждому курящему человеку марками как Marlboro, L&M, BondStreet, Chesterfield, Parliament и многие другие. На 2015 г. объем производства сигарет составлял порядка 638миллиардов штук, из них почти 66 миллиардов на рынке России. В тот период, по собственным оценкам компании, ее доля на мировом рынке за пределами Америки и Китая составляла 29,2 %,на рынке России — 28 % [1].

История всемирно известного в наше время производителя берет начало с того дня, когда Филип Моррис открыл лавку по продаже табачных изделий в 1847 г. в Лондоне. После его смерти бизнес перешел по наследству его жене Маргарет и брату Леопольду. Кконцу ХХ века компания приобрела известность. В 1894 году владение компанией перешло к Уильямк Кертису Томсону и его семье. Под его руководством компания начала поставлять табаккоролевскому двору Эдварда VII, и уже в 1902 году Густав Экмейер зарегистрировал

ее как корпорацию в Нью-Йорке. Позже на упаковках сигарет, производимых Philip Morris, добавилась эмблема с короной.

1919г. стал для корпорации переломным — ее выкупила фирма, принадлежавшая американским акционерам. Новую корпорацию зарегистрировали в Вирджинии под названием Philip Morris&Co., Ltd., Inc. К концу 20-х годов ХХ века компания начала производство сигарет на собственной фабрике в г. Ричмонд. В 1924г. появилась марка сигарет Marlboro, которая впоследствии стала одной из самых знаменитых в мире.

После успешного «покорения»США, руководство компании решило распространять свою продукцию во всем мире. В 1954 г. был учрежденфилиал компаниив Австралии, и в следующем году международное подразделение Philip Morris Overseas, в 1961 г.переименованное в Philip Morris International.

Так открылись широчайшие горизонты для расширения рынков сбыта посредством заключения лицензионных соглашений и стремительного увеличения количества филиалов по всему миру. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.