♦
♦
элементов. Несмотря на удорожание кондитерских изделий, содержащих солодовый экстракт, по сравнению с кондитерскими изделиями, изготовленными по традиционным рецептурам, по нашему мнению, спрос на такие функциональные кондитерские изделия будет расти в связи со стремлением отечественных потребителей к здоровому образу жизни.
Специально для Вооруженных сил России специалистами предприятия был разработан новый вид хлебобулочных изделий, получивший название хлебцы «Армейские». Замена традиционного разрыхлителя на солодовый экстракт позволило, во-первых, снизить калорийность готовых изделий и, во-вторых, существенно повысить пищевую ценность изделий за счет увеличения количества витаминов и необходимых человеку микроэлементов, содержащихся в солодовом экстракте.
Использование в рецептуре сахарного печенья солодового экстракта совместно с инвертным сиропом позволило специалистам предприятия увеличить содержание белка на 12 - 15%, количество витаминов и минеральных веществ, а также снизить активность химических разрыхлителей до 30% [5, с. 40].
Специалисты ОАО «Кондитерский комбинат “ Кубань”» разработали и запатентовали новую линию по производству пряников с добавлением солодового экстракта длительного хранения (до 9 месяцев). В дальнейшем производственная линия была доукомплектована отсадочной машиной, что позволило выпускать пряники с различными начинками, в том числе обогащенными пектиновыми веществами, обладающими бактерицидными свойствами. В настоящее время специалисты предприятия совместно с НИИ кондитерской промышленности и ГУ НИИ крахмалопаточной промышленности ведут научно-исследовательские работы по уменьшению в пряниках содержания сахарозы путем замещения части сахарозы модифицированным крахмалом.
С целью расширения целевой аудитории потребителей продукции предприятия специалистами ОАО «Кондитерский комбинат “Кубань”» были разработаны рецептуры сахарного печенья на фруктозе и сорбите. Использование муки первого и второго сорта при производстве мучных кондитерских изделий позволяет обогатить готовые изделия витаминами, минеральными веществами, а также отрубянистыми веществами, которые способствуют выведению из организма человека токсичных металлов и других вредных веществ, т.е. имеют свойства, аналогичные действию пищевых волокон. Кроме того, в ОАО «Кондитерский комбинат “Кубань”» разработали рецептуру функциональных вафель, обогащенных пищевыми волокнами. В 15 г
нового кондитерского изделия содержится суточная норма минеральных веществ и витаминов, необходимых человеческому организму.
Новая для отечественного рынка кондитерских изделий идея создания функциональных кондитерских изделий, в определенном количестве которых содержится суточная норма необходимых человеческому организму микроэлементов и витаминов, активно разрабатывается российскими учеными. И.К. Васнева и О.Е. Бакуменко предлагают разработать рецептуру антистрессового продукта для студентов, небольшое количество которого будет содержать все необходимые витамины и микроэлементы для интенсивной учебной деятельности [2, с. 24 - 25].
Таким образом, создание функциональных кондитерских изделий призвано преодолеть главный недостаток традиционных кондитерских изделий - дисбаланс между высокой энергетической ценностью и отсутствием витаминов и микроэлементов, необходимых для нормального функционирования организма человека, которые неизбежно гибнут в процессе производства кондитерских изделий. Развитие стратегии разработки и производства функциональных кондитерских изделий является перспективным направлением производственной деятельности отечественных кондитерских предприятий.
1. Артемьева Ю.И. Диверсификация в пищевой промышленности: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2005.
2. Васнева И.К., Бакуменко О.Е. Научные и технологические аспекты разработки антистрессового продукта для студенческой молодежи // Пищевая промышленность. 2011. № 2.
3. Гусаров Ю.В., ГусароваЛ.Ф. Модернизация управления в информационной экономике // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36).
4. Еремеев М.А. Исследование линейной зависимости составляющих компенсационного пакета // Вестник СГСЭУ. 2010. № 1 (30).
5. Кочетов В. Производство функциональных кондитерских изделий для различных возрастных групп // Хлебопродукты. 2007. № 8.
6. Кублин И.М., Верещагина Л. С. О методологии формирования производственной программы промышленного предприятия // Вестник СГСЭУ. 2010. № 5 (34).
7. Малютенкова С.М. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров. СПб.: Питер, 2004.
8. Санинский С.А. Взаимодействие предприятий-произ-водителей с потребителями в рыночных условиях // Вестник СГСЭУ. 2009. № 4 (28).
9. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
10. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
УДК 338.45:664 А.В. Рожкова
ЭКЗОГЕННЫЕ ИННОВАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Целью работы является выявление инструментов устойчивого развития предприятий пищевой промышленности в условиях роста конкуренции. Раскрыто значение инновационной деятельности для предприятий низкотехнологичных отраслей, к которым относятся предприятия пищевой промышленности, в обеспечении устойчивого развития. Проведен анализ причин, по которым снижается инновационная активность предприятий. Доказана необходимость
♦--------------------------------------------------------------------------------------------♦
экзогенных инноваций, в частности, в системе распределения продукции как инструмента устойчивого развития предприятий пищевой промышленности.
Ключевые слова: инновации предприятий пищевой промышленности, экзогенные и эндогенные инновации предприятий, инновации в системе распределения продукции.
A.V. Rozhkova
EXOGENOUS INNOVATIONS AT ENTERPRISES OF FOOD SECTOR AS A TOOL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
The aim of the paper is to reveal tools for sustainable development of food industry enterprises during competitiveness growth. The author determines the significance of innovation activity for low-tech sectors enterprises which include food industry enterprise in order to ensure sustainable development. Analysis of reasons for declining innovative activity of enterprises is given. The necessity of exogenous innovations, particularly in the product distribution, as a tool for sustainable development of the food industry is proved.
Key words: innovations of food industry enterprises, exogenous and endogenous innovation of enterprise, innovation in the product distribution.
Рост конкуренции на региональных рынках кондитерско-макаронных товаров обострил проблемы устойчивого развития местных производителей. Так, на красноярской кондитерской фабрике «Краскон» с 2005 г. отмечается неустойчивый спрос на основную товарную группу - кондитерские изделия. В целом в 2010 г. по сравнению с 2005 г. объем продаж снизился на 16,7% (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Динамика объемов продаж кондитерских изделий красноярской компании «Краскон» за 2005 - 2010 гг.
Анализ причин сложившейся ситуации показал, что снижение конкурентоспособности компании «Краскон» обусловлено высокими ценами на кондитерские изделия. Однако использование качественного, экологически чистого сырья для производства кондитерских изделий не позволяет компании снижать цены.
Поиск путей роста конкурентоспособности продукции компании «Краскон» показал, что одним из основных направлений в этой области является внедрение инноваций. Компанией «Краскон» с 2007 по 2010 гг. ежегодно выпускалось по 8 наименований конфет. В сентябре 2011 г. появилось еще 8 новых товарных единиц не только в ассортиментной группе «конфеты», но и в группах «вафли» и «мармелад». Выведение новых товаров фабрики «Краскон» на рынок объясняется необходимостью расширения ассортимента для привлечения новых потребителей и сохранения существующих, что обеспечивает устойчивый спрос на продукцию компании.
Анализ деятельности предприятия показал, что для него характерны только производственные эндогенные инновации. Между тем снижение спроса на продукцию фабрики «Краскон» в течение 5 лет иллюстрирует, что возможности устойчивого экономического развития компании за счет эндогенных инноваций исчерпаны. Компании требуются не только производственные, но и непроизводственные инновации.
Интервьюирование руководителей ряда предприятий пищевой промышленности и маркетинговых служб, в частности компании «Краскон», проведенное в 2010 г.,
показало, что в качестве объектов инноваций на предприятиях рассматриваются производство и маркетинг. К производственным инновациям относят выпуск новых товаров и новые технологии, к маркетинговым - чаще всего новые виды продвижения. Между тем существует инновационный потенциал в другом направлении маркетинга - распределении.
На наш взгляд, узкое понимание менеджерами малых и средних производственных предприятий своего инновационного потенциала объясняется недостаточным теоретическим обоснованием инновационной деятельности предприятий, не относящихся к категории высокотехнологичных, что обусловлено малым количеством прикладных релеватных исследований. Контент-анализ литературы показал, что во многих работах, посвященных инновациям социально-экономических систем, отсутствует четкое определение особенностей инновационной деятельности производственных предприятий разной отраслевой принадлежности [4; 5; 8; 9; 16]. В литературе сложилось устойчивое представление о том, что инновационное развитие характерно только для предприятий высокотехнологичных отраслей, внедряющих наукоемкую продукцию [2; 10; 12; 15]. Реализация инновационной политики в России рассматривается чаще всего в рамках государственной поддержки национальных инновационных систем [6] либо субъектов инновационного предпринимательства. В критерии, по которым предприятие относят к инновационному типу, в соответствии с некоторыми методиками включаются, например, количество полученных патентов, долю научно-технологического потенциала, эффективность затрат на научные исследования и разработки, определяющие принадлежность организации к инновационным предприятиям, внедряющим наукоемкую продукцию [14].
Между тем предприятия пищевой промышленности, относящиеся к низкотехнологичным отраслям, также нуждаются в инновациях для обеспечения устойчивого развития и имеют инновационный потенциал. Определить релевантные инновационные инструменты для развития предприятий - основная задача менеджмента в условиях высококонкурентной рыночной среды [1; 3].
Анализ литературы показал, что причины, по которым снижается инновационная активность предприятий, могут быть вызваны различными факторами, как внеш-
Объем продаж, т 2005 2006 2007 2008 2009 2010
2987 2762 2981 2818 2592 1779
♦
♦
ними, так и внутренними. В этой связи можно выделить экзогенный и эндогенный подходы. Одни авторы являются приверженцами эндогенного подхода, определяя главными причинами низкой инновационной активности предприятий слабый инновационный климат, антиинно-вационную стратегию предприятий, боязнь нововведений, слабую мотивацию работников по внедрению инноваций [13]. Другие исследователи придерживаются экзогенного подхода, считая, что внешние факторы самым непосредственным образом влияют на внутренние, выступая одной из главных причин снижения инновационной активности промышленных организаций [7]. Последнее время стал популярным интегрированный подход, объединяющий авторов, считающих, что причинами низкой инновационной активности являются и эндогенные, и экзогенные факторы. Придерживаясь интегрированного подхода, отметим, что в разных ситуациях необходимо определять основные причины низкой инновационной активности и выявить приоритетные направления развития инноваций для решения определенных проблем предприятий.
Рассматривая производственные предприятия как открытые системы, автор считает, что организация и стимулирование инновационной деятельности в рамках приоритетных направлений должны рассматриваться на основе интегрированного подхода к объектам инноваций, объединяющего производственные и непроизводственные инновации, с целью достижения устойчивого функционирования предприятий.
Так, в рамках проводимых исследований инструментов устойчивого развития фабрики «Краскон» менеджменту компании предлагается сделать акцент на экзогенные объекты инновации, в частности провести модернизацию системы распределения. Анализ существующей у фабрики системы распределения показал, что одной из причин снижения спроса является неэффективное взаимодействие с предприятиями фирменной торговли. Фабрика «Краскон» имеет собственную фирменную торговую сеть, представленную в г. Красноярске тремя магазинами, что дает ей определенные конкурентные преимущества на рынке. Между тем анализ технологий взаимодействия компании «Краскон» с фирменными магазинами показал, что они осуществляются, во-первых, только в рамках распределения продукции (т.е. магазины используются как места продажи продукции фабрики), во-вторых, на основе договоров купли-продажи, по сути являясь простыми трансакциями (рисунок).
таких как маркетинговая информационная система и комплекс маркетинговых коммуникации, не используются совместно. Функции фирменной торговли ничем не отличаются от функций розничной торговли. Это снижает эффективность взаимодействия и приводит к снижению продаж не только фабрики, но и фирменных магазинов (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Динамика объемов продаж кондитерских изделий фирменных магазинов компании «Краскон» за 2005 - 2010 гг.
Объем продаж, т
2005 2006 2007 2008 2009 2010
678,92 662,26 641,08 524,52 487,04 423,37
На наш взгляд, существующая практика взаимоотношений компании «Краскон» с фирменными магазинами требует модернизации в первую очередь.
В настоящее время широкое распространение получила теория управления взаимоотношениями и ее направление - маркетинг взаимоотношений. Однако пока большая часть исследований носит теоретический характер и слабо иллюстрирует возможности модернизации существующей модели взаимодействий производственных предприятий с посредниками с целью решения проблем устойчивого развития предприятий. В последнее время стали появляться работы, посвященные исследованию межфирменных взаимодействий как фактору инновационного развития предприятий [2].
Перспективы инновационного потенциала производственных предприятий пищевой промышленности нам видятся в управлении взаимоотношениями с каналами распределения. Внедрение новой бизнес-модели фабрики «Краскон», диверсифицирующей функции фирменной торговли в цепочке создания ценности, может стать стимулом активизации инновационной деятельности компании и, таким образом, устойчивого развития в условиях высококонкурентного рынка кондитерских товаров.
Отметим, что прикладные исследования инноваций в области управления взаимоотношениями предприятий низкотехнологичных отраслей, к которым относятся предприятия пищевой промышленности, требуют теоретического обоснования, которое может расширить направления развития инноватики.
Существующая модель взаимодействия фабрики «Краскон» и фирменной торговли в цепочке создания ценности на рынке кондитерских товаров г. Красноярска
Существующее взаимодействие фабрики « Краскон» с магазинами фирменной торговли является долгосрочным, будучи эксклюзивной формой трансакций, но не является партнерским, так как имеющиеся ресурсы для создания инструментов воздействия на потребителей,
1. Бутова Т.Г. Модернизация технологий взаимодействия производственных компаний с посредниками // Маркетинг и модернизация экономики: сб. науч. статей XIII междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: Изд-во «Еще не поздно», 2010.
2. Верба В.С. Межфирменное взаимодействие как фактор инновационного развития высокотехнологичных предприятий // Инновации. 2011. № 3.
3. Вершинина М.В. Низкотехнологичные отрасли: поиск инновационной стратегии // Инновации. 2010. № 8.
4. Гамидов Г.С. Модель стимулирования инновационной деятельности экономических систем // Инновации. 2008. № 3.
5. Жиц Г.И. Способности и ресурсы: продолжение рассуждений о методологии оценки инновационного потенциала социально-экономических систем различного уровня сложности // Инновации. 2008. № 5.
6. Иванова Н.И. Анализ инновационной политики и оценка ее результатов // Инновации. 2008. № 5.
7. Инновационная экономика. М.: Наука, 2001.
♦-------------------------------------------------------------
8. Костина Г.Д. Организационные основы коммерциализации инновационного продукта // Инновации. 2009. № 7.
9. Мардас А.Н. Управленческий цикл государственного регулирования инновационной деятельности в отраслевом комплексе региона // Инновации. 2008. № 5.
10. Поляков С.Г. Влияние организационных рутин на развитие стратегии кооперации инновационной компании // Инновации. 2010. № 3.
11. Рожкова А.В. Модернизация системы распределения компании «Краскон» как основа роста экономического потенциала // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2010.
12. Садков В.Г. Обоснование приоритетных направлений развития предприятий как важнейшая подсистема инвариантной
-------------------------------------------------------♦
системы финансирования оздоровления не платежеспособных предприятий // Инновации. 2007. № 1.
13. Сорокин Д.Е. Механизм торможения инновационного роста // ЭКО-2010. № 2.
14. Статовский Д.А. О новой методике оценки инновационных компаний для реализации программ государственной поддержки субъектов инновационного предпринимательства // Инновации. 2010. № 3.
15. Хасфиев Х.А. Интеллектуальный капитал - основа инновационного развития предприятия // Инновации. 2011. № 6.
16. Хорева Т.А. Создание модели прогнозирования роста производственного потенциала при активизации инновационной деятельности // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 9.
уДК 6576 н.Н. Сисина
О МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ПРЕДПРИЯТИЙ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
В статье изучены вопросы методического обеспечения анализа природоохранной деятельности предприятий в условиях их перехода к международным принципам устойчивого развития с целью разработки общих и частных целей и задач анализа; определения его предмета и формирования информационной базы его проведения. Для достижения поставленных целей изучена методология экономического анализа, ее дискуссионные и проблемные аспекты, а также развитие методологии в современных условиях.
В ходе исследования были сформулированы конкретные аналитические задачи и пути их решения; приведена классификация экологических затрат; конкретизированы показатели экологического и экономического результатов осуществления природоохранных мероприятий; включены в объекты охраны физические поля околоземного пространства; разработаны макеты аналитических таблиц с целью оценки выполнения плана природоохранных мероприятий, а также для анализа причин их невыполнения; поставлена задача обособления экологических затрат в системе бухгалтерского учета предприятия в целях повышения аналитичности учетной информации. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в научных разработках методологии экономического анализа, процессе анализа природоохранной деятельностьи во всех циклах управления, учебных курсах по экономическому анализу.
Ключевые слова: анализ природоохранной деятельности, предприятия-природопользователи, природные ресурсы, информационная база.
N.N. Sisina
METHODICAL ASPECTS OF ECONOMIC ANALYSIS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION WITH REGARD TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES
The paper explores the issues of methodological support for the analysis of environmental performance of enterprises in their transition to the international principles of sustainable development in order to develop general and specific goals and objectives of the analysis, definition of its subject matter and defining information base for holding the analysis. To achieve these objectives the author studies the methodology of economic analysis, it's debatable and problematic aspects as well as the development of the methodology in contemporary conditions.
In the course of the study the author formulates specific analytical problems and their solutions, a classification of environmental costs, specific indicators of environmental and economic progress in the implementation of environmental measures, develops models of analytical tables in order to assess the implementation of the Environmental Action Plan and to analyze the reasons for its failures, identifies the task of separation of environmental costs in the accounting system in order to improve enterprise analytic accounting information. The results of this study can be used in scientific research methodology of economic analysis, analysis of environmental protection activity during all cycles of management, training courses on economic analysis.
Key words: analysis of environmental protection, natural resources, information base.