УДК 321.01
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ СПОРТА В ГЛАМУРЕ
© 2015 С.Н.Медведев, О.С.Степанова
Самарский государственный технический университет
Статья поступила в редакцию 12.12.2014
Статья посвящена анализу спортивной деятельности в ракурсе феномена гламура. Тематизируется мысль, что гламур являясь феноменом глэм-капитализма экспансирует свои практики в современный спорт. При этом, трансформируются экзистенциально-смысловые параметры спортсмена и его отношение к миру. Ключевые слова: экзистенциалы спортивной деятельности, гламур, трансформация смыслообразующих практик спортсмена.
Цель исследования: провести анализ содержательной структуры экзистенциалов спорта в пространстве парадигмальной установки гламура. Поставленная цель реализуется через выполнение поставленных задач: 1) Раскрыть смысловое содержание экзистенциалов спорта. 2) Выяснить влияние парадигмальной установки гламура на трансформацию смыслосодержания модусов спорта.
Актуальность темы обусловлена не только тем, что современная спортивная деятельность включена в контекст политического взаимодействия стран на глобальном мировом пространстве, но и тем, что спорт пытается обозначить свое место в культуре техногенного общества. В культуре этого общества доминирующее положение стал занимать гламур, как идеология и технология глэм-капитализма1. При этом необходимо учитывать, что содержательная составляющая глэм-капи-тализма коррелирует экзистенциально-антропологические акценты в спортивной деятельности. Эти акценты фокусно отражают идеологию гламура, как магию, очарование красивой жизни, роскоши и успеха.2 Идеология гламура коррелирует экзистенциалы современного спорта, что приводит к трансформированию смысло-целей спортивной деятельности. Так, смысловым со-
Медведев Сергей Николаевич, аспирант второго года обучения, кафедра философии. E-mail: okokok2014@yandex. ru
Степанова Ольга Сергеевна, преподаватель кафедры философии. E-mail: ost867@yandex.ru
1 Иванов, Д.В. Глэм-капитализм / Д.В.Иванов. - СПб.: Изд-во: Петербургское востоковедение, 2008. - 176 с.
2 Степанова, О.С. Концепция личности в «философии»
гламура / О.С.Степанова // От неразумия к разумию через самопознание и самосовершенствование: монография /отв. ред. В.И.Иванов [Серия: Библиотека актуальной философии]. - Вып. 11. - Красноярск: «Литера-принт», 2011. - С.164 - 165
держанием современного спортсмена часто выступает не бытийные характеристики спортсмена, как индивидуального субъекта, а получение только конечного результата. Поэтому, отвечая на вопрос: что важнее - быть первым или быть лучшим? спортсмен сегодня выбирает первое, а не второе. Именно нацеленность современного спортсмена на результат полученный любым путем, можно объяснить широкое распространение в современных спортивных практиках, использование различных видов допинга. И дело не только в обмане и подтасовке спортивных результатов, но ситуация выходит на иной экзистенциальный уровень - уровень «растворения» индивидуальности спортсмена в поле «бытийного доверия» к другим спортсменам и самому себе3.
Следующим экзистенциалом спортивной деятельности в ракурсе гламурного капитализма выступает то эстетическое отношение к миру, которое презентатируетгламур сегодня. В этом аспекте экзистенциальная составляющая спорта проявляется не только как опыт побед и поражений, но и как практики современной моды, которую позиционируют известные спортсмены. Например, восьмикратная чемпионка мира, знаменитая российская синхронистка Анжелика Тиманина рассуждает о модной составляющей профессионального спорта в своем блоге на Glamour.ru: «Сегодня я хочу поговорить о моде и спорте. Многие скажут, что моде в большом спорте не место, но это совсем не так. Конечно, спортсмены очень ограничены в выборе экипировки, но уж поверь-
3 Борисова, Т.В. Модус рекламы в спорте: экономический и эстетический аспект / Т.В.Борисова, С.Н.Медведев, Е.Д.Безруков // Творчество. Культура. Наука. - Вып. V: Материалы Всеросс. науч. конф. с международ. участием «Бизнес, наука, образование в контексте модернизации: спор философов и экономистов», Самара. - Самара: Сам.гос. техн. ун-т, 2013. -С.81 - 84.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1, 2015
те, чего-то необычного, позволяющего выделиться из общей массы и показать миру свое «я» хочется каждому. У нас даже существует негласное соревнование - кто продемонстрирует самый яркий и красивый костюм или, например, самый необычный и запоминающийся образ. Конечно, в каждом виде спорта действуют свои правила, и все стараются им соответствовать - ведь судьи часто строго следят за внешним видом спортсмена.
В синхронном плавании абсолютно запрещены татуировки, девушкам прямо перед стартом приходится замазывать их специальным тональным средством. Также запрещено выступать в каких-либо украшениях. К счастью, в нашей программе мы имеем право использовать любые образы, и тут фантазии нет границ: грим может быть очень ярким, а ткани — переливаться всеми цветами радуги. Вот, например, на последнем чемпионате мира наш дуэт синхронисток исполнил программу под рок-музыку — это было воспринято весьма неоднозначно, но явно запомнилось всему миру! Купальники в стиле рок, ирокезы и черные губы точно никого не оставили равнодушным. В художественной гимнастике и фигурном катании стараются особенно не экспериментировать с прическами и макияжем, зато костюмы участниц действительно поражают воображение. Их шьют на заказ, используя самые дорогие кристаллы Swarovski и самые необычные материалы».
Не отступают от нее и другие спортсмены, например: «Недавно в Москве прошел чемпионат мира по легкой атлетике, который показал, что у спортсменов есть множество способов проявить свою индивидуальность. К примеру, американская бегунья Алисия Монтано на каждый свой старт выходила с ярким цветком в волосах и укладкой — это стало ее визитной карточкой. Американка Диди Троттер участвовала в забеге с боевым раскрасом из блесток на лице. Очень многие делают яркий маникюр, например, в цветах флага своей страны. А самый быстрый человек на планете, спринтер Усэйн Болт, подписал контракт с известной часовой маркой Hublot и теперь соревнуется только в часах, сделанных для него и названных его именем. Великий американский пловец Майкл Фелпс был выбран лицом модного Дома LouisVouitton — правда, из-за этого спортсмен чуть не лишился олимпийской медали. (Согласно правилу 40 Международного олимпийского комитета, ни один атлет, принимавший участие в Олимпийских играх 2012 в Лондоне, с 18 июля по 15 августа 2012 года не мог сниматься в рекламных кампаниях, не связанных с официальными спонсорами МОК. — Прим. ред.) Специально для него специалисты разрабатывают высокотехнологичные костюмы для плавания. Ходили даже слу-
хи, что он плавает в костюме из кожи акулы. А наша теннисистка Мария Шарапова имеет столько рекламных контрактов, что уже давно и прочно обосновалась на первой строчке в рейтинге самых богатых спортсменов в России. Бренд Nike уже который год снабжает ее тренировочной и повседневной одеждой, и на многие игры Мария выходит в костюмах, созданных специально для нее. Конечно, в спорте главное — результат, и любой спортсмен в первую очередь мечтает стоять на пьедестале и слушать гимн своей страны. И все же я думаю, что каждому из нас хочется почувствовать себя красивым, модным и неповторимым. Ведь все мы люди, и все мы любим моду, не так ли?»4.
Не брезгуют спортсмены и рекламной деятельностью, так, например, известная российская теннисистка Мария Шарапова активно рекламирует жевательные конфеты Sugarova, прибыль от продажи которых она тратит на благотворительность. При этом, явно прослеживается процесс все большего превращения объектов рекламы в объекты инсталляций под влиянием экспансии практик гламура в сферу спортивной деятельности. Итогом экспансии гламура часто является демонстративное эффектное слияние спортивных достижений, рекламируемого товара и имиджа конкретного спортсмена. Ярким примером этих процессов является спортивная деятельность Де-вида Бекхема «Бекхэм - это, безусловно, король спортивного гламура. В британской прессе его нередко называют звездой «светско-рекламно-гламурной действительности». Талантливый и симпатичный футболист, неустанно меняющий свой имидж, он ярко дебютировал в английском «Манчестер Юнайтед», с которым выиграл все, что можно выиграть: первенство и Кубок страны, Лигу чемпионов. Его популярность в Британии не знала границ. Неудивительно, что в 1999 году один из самых популярных людей страны взял себе в жены знаменитую певицу из группы SpiceGirls Викторию Адамс. После этого за каждым шагом четы Бекхэмов началась форменная «слежка». Даже очень солидные издания (не говоря уже о желтых таблоидах) нередко открывались с новостей о жизни звездной пары. Бекхэм стал нарасхват. Сам факт участия полузащитника в том или ином проекте автоматически означал успех даже самого безнадежного предприятия. В 2002 году он был признан «Самым сексуальным мужчиной шоу-бизнеса», обойдя в борьбе за приз
4 Тиманина, А. Анжелика Тиманина о моде в спорте // Журнал Glamour [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.glamour.ru/blogs/anzhelika-timanina /585467/
таких голливудских красавчиков, как БрэдПитт и Джордж Клуни»5.
Можно продолжать и другие примеры... Но, общая ситуация в спорте техногенной цивилизации четко фиксирует тенденцию «рассеивания» индивидуально-бытийного стержня спортсмена или в поведенческих практиках демонстративно-скандальных инсталляций, или в показе «блестяще-совершенного» образа вечно-молодого и сексуального спортсмена, который тиражируется гламурной идеологией. Какой же выход из данной ситуации? Известно, что гламур, как явление техногенного общества, нарушает трансцендентальное единство жизни человека. Это единство было гарантировано «дружбой» природы и культуры общества, что обеспечивало временную преемственность возрастных и социально-культурных маркеров в бытие человека. Гламур агрессивно демонстрирует временной маркер настоящего,
через гламурный образ вечно-молодого человека. Поэтому в гламуре отсутствуют феномены детства и старости, как достойных «естественно-культурных» этапов жизни человека.
Мы предлагаем один из вариантов выхода из обозначенной ситуации. Используя эффективность имеющихся культурных практик самосохранения ценностного ядра человека в «пограничных» ситуациях восстановить статус трансцендентального в жизни человека. Так как именно трансцендентальное не позволяет разрушить смысловую темпоральность жизни человека, оно дает экзистенциальный «шанс» остаться человеку самим собой, а не быть только носителем имиджа и объектом инсталляций.
5 Кочетков А. Чемпионы по выпендрежу // Ж. «Новые известия». - 07.11.2007.
EXISTENTIALS OF SPORT IN GLAMOUR
© 2015 S.N.Medvedev, O.S.Stepanova°
Samara State Technical University
The article is devoted to the analysis of sports activity in glamour phenomenon foreshortening. A thought is put forward that glamour, being a phenomenon of glam-capitalism, expands its practices into modern sport. Thus, existential and semantic parameters of the athlete and his relation to the world are transformed. Keywords: existentials of sports activity, glamour, transformation of athlete's sense-making practices.
Sergey Nikolaevich Medvedev, Postgraduate of Department of philosophy. E-mail: okokok2014@yandex.ru Olga Sergeyevna Stepanova, Lecturer of Department of philosophy. E-mail: ost867@yandex.ru