Актуальные вопросы совершенствования 2(77) 2016
содержания, организации и методического
обеспечения образовательного процесса -
в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
Т.С. Каримова, О.Л. Подлиняев ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО ПОЛОЖЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
В статье рассматривается сущность экзистенциального подхода, его роль и место в пространстве современной психолого-педагогической науки. Анализируются возможности использования основных положений экзистенциального подхода при построении образовательного процесса вуза правоохранительного профиля.
Ключевые слова: экзистенциализм, феноменология, личностный рост, самоактуализация, образовательное пространство вузов правоохранительного профиля.
T.S. Karimova, O.L. Podlinyaev THE EXISTENTIAL APPROACH AND POSSIBILITIES OF THE USING ITS STATES IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE HIGHER SCHOOL OF THE LAW-ENFORCED PROFILE
The article regards the main point of the existential approach; its role and place in the space of the psycho-pedagogical science. The article analyses the possibilities of the basic states using of the existential approach in the educational process formation in the higher school of the law-enforced profile.
Key words: existentialism, phenomenology, personality development, self actualization, education space of the higher school of the law-enforced profile.
Появление экзистенциализма связывают с именем датского философа С. Кьеркегора [10], провозгласившего понятие «экзистенция» (лат. existentia - существование) как глубинную сущность «человеческого Я». Согласно С. Кьеркегору, экзистенция является фундаментом каждой конкретной человеческой личности, определяющим ее уникальность, неповторимость и отличие от остальных людей. Причем, с позиции С. Кьер-кегора, экзистенция - это не определенная и изначально заданная человеку сущность, а «открытая возможность»; человеческое существование предшествует человеческой сущности - человек не рождается человеком, а становится им.
На дальнейшее становление экзистенциализма оказал значительное влияние немецкий философ Э. Гуссерль - основатель феноменологии, предметом которой является внутренний мир отдельных субъектов, рассматриваемый как неповторимый и уникальный результат самосозидания.
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
Наибольшего влияния экзистенциализм как философское направление достигает к середине XX в.; к этому же периоду он разводится на религиозный (наиболее известными представителями которого являются русский философ Н.А. Бердяев; немецкий философ, психиатр К. Ясперс; французский философ Г. Марсель и др.) и секу-лярный (французские философы Ж.-П. Сартр; С. Де Бовуар; лауреат Нобелевской премии А. Камю; немецкие философы М. Хайдеггер, П. Тиллих и др.).
Одной из ключевых категорий экзистенциальной философии является свобода. Свобода - главное, что отличает человека от всего нечеловеческого. Обретая себя как экзистенцию, человек обретает и свободу, которая является основным источником и движущей силой его существования. Человек может отказаться от свободы, поскольку, по словам Н. А. Бердяева, быть свободным гораздо труднее, чем быть рабом - «Свобода порождает страдание. Можно уменьшить страдание, отказавшись от свободы» [2, с. 16]; однако отказ человека от свободы - это также частный случай свободы.
Согласно экзистенциализму смысл свободы состоит в том, что человек не является пассивным объектом, формирующимся под воздействием социума, равно как и не является «продуктом» биологического, животного начала, а «выби-
рает» самого себя, создает себя своими действиями и поступками в каждый момент своей жизни. Таким образом, человек свободен в творении собственной жизни, несет полную ответственность за все в ней совершенное и не может оправдывать себя, ссылаясь на внешние обстоятельства: «Свобода есть не право, а обязанность» [2, с. 325].
Экзистенциализм исходит из фундаментального положения о том, что человек является субъектом своего развития и свободен в выборе собственного жизненного пути. При этом экзистенциальная парадигма не отрицает значительного воздействия на становление личности социальных обстоятельств и, безусловно, признает влияние его биологической природы, в том числе и иррациональных бессознательных сил. Однако нельзя считать социальные или биологические детерминанты доминирующими или, более того, единственными факторами человеческого развития. «Экзистенциальный анализ считает человека существом свободным, ориентированным на смысл и стремящимся к ценностям, в противоположность ходячему психоаналитическому представлению о человеке как о существе, детерминированном преимущественно влечениями и стремящимся к наслаждению» [8, с. 115].
Человек свободен сам регулировать действующие на него социальные и природные факторы; в то же время он свободен выбрать путь отказа от этой свободы и подчи-
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
ниться влиянию внешних или бессознательных воздействий - такой путь ведет к потере индивидуальности, к конформизму, к деструктивному поведению. Таким образом, человек не только свободен осуществлять свой жизненный выбор, но и полностью ответственен за него. Свобода - всегда ответственность за эту свободу. Если реализация свободы не сопряжена с ответственностью, то она может привести к произволу.
Основными задачами экзистенциально ориентированного подхода следует считать оказание помощи человеку в выборе собственного уникального и в то же время позитивного пути личностного развития; в поиске и реализации сущностных смыслов; способствование в обретении свободы жизненных выборов и ответственности за эти выборы; содействие в решении проблем отношений как с миром внешним, так и с миром внутренним. По словам В. Франкла, «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным» [8, с. 267].
Человек, таким образом, несет ответственность не только за свободу внешних выборов, но и за выборы внутренние, касающиеся как осуществления своих возможностей, так и целенаправленного отказа от их реализации в случае их
противоречия выбранному жизненному пути.
Личностный рост, самоактуализация, свобода выбора - все это исключительно серьезный труд, тяжелый поиск, требующий максимальной концентрации человеческих ресурсов, воли, творчества, способностей, духовных сил. Уход от этих проблем -наиболее легкий способ существования, но человек в конечном итоге расплачивается за него деперсонализацией - потерей собственного «Я». В любом случае отказ от свободы означает отказ от возможности жить счастливой, полноценной, насыщенной смыслом жизнью.
Экзистенциальная парадигма неоднородна внутри себя; она представляет собой конгломерат различных течений, однако все они базируются на ряде фундаментальных принципов, которые одновременно могут являться критериями, отличающими истинно экзистенциальные концепции от модных сегодня, самопровозглашенных квазиэкзистенциальных подходов.
Среди наиболее значимых принципов можно назвать следующие:
- принцип холизма - один из ключевых принципов, лежащих в основе любого экзистенциально ориентированного подхода; исходя из него, каждого человека необходимо рассматривать как единый, уникальный, целостно-организованный «гештальт»;
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
- принцип эмпирической свободы - его смысл заключается в том, что человек в состоянии делать свободный выбор и руководить собой при любых обстоятельствах. «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам. Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно функционирующий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать!» [5, с. 79];
- принцип креативности -провозглашает творчество имманентным свойством человеческой природы, потенциально присутствующим изначально у всех людей. К сожалению, многие люди не сохраняют и не реализуют свой творческий потенциал;
- принцип рациональности -противостоит психоаналитическому представлению об обусловленности человеческой природы бессознательными, иррациональными силами. Принцип рациональности постулирует утверждение, что изначальная внутренняя человеческая природа рациональна, конструктивна и ориентирована на ответственную самосозидаемость личности. Деструктивные, асоциальные проявления у человека являются не врожденным наследием, а следствием фрустрации возможности позитивного роста и самоактуализации. «Когда социальные условия позволяют людям вести себя в соответ-
ствии с их истинной природой, рациональность будет руководить их поведением» [5, с. 153];
- принцип субъективности -любые экзистенциальные или экзистенциально-гуманистические теории в той или иной степени базируются на феноменологической основе. Исходя из этого принципа, каждый человек воспринимает окружающую реальность субъективно; таким образом, внутренний мир и поведение будут недоступны для понимания без акцента на индивидуальный опыт переживания конкретной личности. Данный принцип отличает экзистенциальные концепции, прежде всего, от концепций бихевиористских, представители которых, практикуя лабораторные и «естественнонаучные» методы объективного исследования (в том числе проводимые над животными), создают разнообразные модели «среднестатистического» человека, «нормального» человека и так далее;
- принцип проактивности -является ключевым положением экзистенциальных учений, согласно которому человек устремлен вперед и ориентирован на будущее. «Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он в высшей степени проактивен... Так как мотив достижения совершенства присущ всему живому, человечество всегда движется вперед, растет, словом, про-активируется» [5, с. 258];
- принцип гетеростаза - в основе данного принципа лежит идея
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
о том, что человек не стремится к гомеостазу - статичности и неподвижности в своем психическом существовании; личность (в здоровом варианте развития) всегда находится в процессе становления, идет по пути самоактуализации, несмотря на риск, трудности и препятствия росту.
Названный ряд принципов не является полным, но, тем не менее, позволяет достаточно уверенно идентифицировать экзистенциальные концепции в существующем многообразии психолого-педагогических школ и течений.
В целом экзистенциальный подход выводит психолого-педагогическую науку на новый уровень представлений о человеке и его развитии. Его влияние распространилось на разнообразные науки, предметом изучения которых является человеческая личность; в том числе экзистенциальный подход представляет методологическую основу для популярных сегодня индирективных образовательных систем.
Целесообразность использования основных положений экзистенциального подхода в образовательном пространстве вуза МВД определяется тем, что сотрудники органов внутренних дел (в силу своей профессиональной специфики) нередко оказываются в ситуациях, требующих принятия самостоятельных решений. Профессионально важные качества работников системы МВД сегодня определяются
не столько способностью и готовностью выполнять приказы и распоряжения вышестоящих органов или непосредственных руководителей, сколько умением оперативно принимать самостоятельные решения, зачастую в стрессовых условиях.
Следует признать, что экзистенциальный подход, как психолого-педагогическая концепция, может наиболее оптимально обеспечить становление у сотрудников правоохранительных органов таких личностно-профессиональных качеств, как личностная установка на выживание в экстремальных ситуациях, способность адекватно оценивать обстановку и в кратчайшее время принимать правильные решения, не терять самообладания в момент опасности; умение делать выборы и нести ответственность за них; владение коммуникативной культурой и т. д.
В образовательном пространстве вуза МВД наиболее значимые положения экзистенциального подхода могут быть реализованы в процессе изучения гуманитарных дисциплин.
В качестве приоритетных дисциплин, позволяющих осуществить экзистенциальный подход в обучении, в силу своей специфики мы рассматриваем педагогический потенциал таких гуманитарных предметов, как «Риторика», «Социология», «Политология».
К примеру, риторика характеризуется специфическим соотноше-
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
нием знаний и умений: предполагает большой удельный вес формирования речевых навыков (умений) и в то же время не меньший, чем для точных наук, объем языковых знаний в виде правил, закономерностей, программ, решений разнообразных коммуникативных задач. Однако эти правила не самоценны как в других научных дисциплинах, они относятся к построению, реализации языковой деятельности. Язык выступает и средством, и целью обучения. При изучении дисциплины «Риторика» сама предметная деятельность обеспечивает благоприятные условия для общения, а общение приобретает статус единственно возможной формы самого процесса обучения.
Социология призвана обеспечить развитие у курсантов трех основных составляющих продуктивного усвоения основных социологических закономерностей и категорий, которые в свою очередь будут способствовать развитию экзистенциальной направленности:
- во-первых, курсант сможет представлять общество не как совокупность застывших рациональных структур, а постоянный процесс осуществления через социальные структуры одних экзистенциальных проектов бытия и подавление или отказ от осуществления других;
- во-вторых, будет воспринимать социальные проблемы не как опасность, от которой нужно бежать (по словам Э. Фромма, бежать от
свободы), а как возможность для своего личностного роста, имеющего только тогда место, когда осознана ответственность за решение этих социальных проблем;
- в-третьих, будет понимать, что сложившиеся проблемные поля социального бытия во многом, если не в основном, связаны либо с отказом от личностной ответственности за все происходящее в обществе, либо с согласием с социальными несправедливостями, которые приводят к потере радости при встрече с социальным.
Политология позволяет объективно подойти к проблеме прав, свобод, равенства и справедливости для каждого гражданина. В связи с этим приоритетной становится экзистенциальное понимание идеи личной свободы, которая выступает как источник и права, и нравственности. Сам факт утверждения гражданского начала тесно связан с упрочением идеи свободы личности. Максимум гражданской свободы обеспечивает максимум нравственной свободы. Вместе с тем, как подчеркивал Ф.М. Достоевский, «если исповедовать свободу без внутреннего самоограничения, она ведет к распущенности». Свобода личности имеет смысл лишь в соотнесенности с чем-то другим, о ней как о ценности можно говорить лишь по поводу отношений между людьми. С этой точки зрения свобода составляет важную, но не единственную сущностную харак-
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
теристику человека. Будучи разумно-нравственным существом, человек живет и действует не только преследуя собственные эгоистические цели и интересы, но и носит в себе сознание сверхличных, стоящих над ним начал и законов.
Через политологию курсант узнает функции общества и индивида, гражданского общества и правового государства. Для правильного понимания политического, политических феноменов и процессов необходимо иметь соответствующее представление обо всех этих аспектах и измерениях. В качестве объединяющего их начала выступает мировоззрение, базирующееся на экзистенциализме.
Преподавание вышеприведённых дисциплин вносит важный вклад в процесс овладения курсантами достижениями мировой и отечественной культуры, которое подразумевает свободное самоопределение личности в экзистенциальных традициях, становление структуры духовных ценностей. Главной целью становится воспитание творческой личности, способной осознать свою значимость, свою позицию в окружающем мире посредством общения, умения говорить и слушать, критически мыслить, вести диалог, аргументировать и учитывать аргу-
менты оппонента, выражать симпатию, личностное переживание, находить альтернативные решения в сложившихся обстоятельствах, чтобы соотнести понятие свободы личности и справедливости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 65-70.
2. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / сост. и послесл. П. В. Алексеева; подгот. текста и прим. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1995. 383 с.
3. Братченко С. Л. Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии // Психол. газета "Има-тон". 1997. № 1. С. 7.
4. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.
5. Маслоу А. Психология бытия / пер. с англ. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.
6. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм -это гуманизм // Сумерки богов: сб. / сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.
7. Тиллих П. Избранное: теология культуры / пер. с англ. М.: Юрист, 1995. 479 с.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
9. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / пер. с англ. А. Малышевой. Минск: Полифакт, 1992 . 128 с.
10. Kierkegaard S. The Sickness unto Death. Princeton University Press. 1941. P. 25-29.