Научная статья на тему 'Экзистенциальные возможности человека'

Экзистенциальные возможности человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
474
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ЧЕЛОВЕК / HUMAN / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ / СВОБОДА / FREEDOM / НЕСВОБОДА / NO FREEDOM / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / EXISTENCE / БОГ / GOD / ВЫБОР / CHOICE / БУДУЩЕЕ / FUTURE / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / MAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вайтуков Александр Константинович

Рассматривается соотношение свободы и человека в экзистенциональном масштабе. Свобода или несвобода для человека это одновременно его выбор и ответственность. А в связи с глобализацией человеческой деятельности ответственность за свой выбор стала высокорискованной или фатальной. Риски современной техногенной цивилизации: истощение природных ресурсов, разрушение экологии, демографические проблемы, гонка вооружений ставят человечество на грань планетарной катастрофы. Однако, и порождение проблем, и их решение полностью обусловлены свободой как природой человеческой сущности. В Свободе человека и, соответственно, в его деятельности необходимо искать причины и пути решения всех проблем человеческого бытия. А значит, гибель человека или человечества, а также его индивидуальное или коллективное выживание обусловлены выбором и ответственностью самого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL HUMAN CAPABILITIES

This article discusses the relation between freedom and human in existential scale. Freedom or no freedom for a man is both his choice and responsibility. Due to globalization of human activity, the responsibility for one’s own choices became highly risky or fatal. The risks of modern industrial civilization the depletion of natural resources, environmental degradation, demographic problems, arms race put mankind on the brink of planetary disaster. However, problems creation and their solution are completely determined by personal freedom as the human nature. This freedom of a person and, therefore, his activities must be sought for the reasons and solutions of all the problems of human existence. So, the death of a man or a mankind as well as human survival (individual or collective) are all due to the choice and responsibility of a person himself.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальные возможности человека»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

5

2015. Т. 25, вып. 4

Философия. Социальная философия

УДК 141.32(045) А.К. Вайтуков

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Рассматривается соотношение свободы и человека в экзистенциональном масштабе. Свобода или несвобода для человека - это одновременно его выбор и ответственность. А в связи с глобализацией человеческой деятельности ответственность за свой выбор стала высокорискованной или фатальной. Риски современной техногенной цивилизации: истощение природных ресурсов, разрушение экологии, демографические проблемы, гонка вооружений - ставят человечество на грань планетарной катастрофы. Однако, и порождение проблем, и их решение полностью обусловлены свободой как природой человеческой сущности. В Свободе человека и, соответственно, в его деятельности необходимо искать причины и пути решения всех проблем человеческого бытия. А значит, гибель человека или человечества, а также его индивидуальное или коллективное выживание обусловлены выбором и ответственностью самого человека.

Ключевые слова: философия, человек, человеческое, свобода, несвобода, экзистенция, Бог, выбор, будущее, ответственность.

Суть - Сущее - Сущность - Существование - Жизнь - Бытие - Естество - Экзистенция. В кругу этих синонимичных категорий философия от своего рождения в античности и до сей поры пытается открыть-познать-постичь Абсолютные Истины и Смыслы.

Тайна Жизни (вообще) как Тайна всего Сущего взволновала еще ионийских греков и побудила их к раз-Мышлению, но космическая грандиозность этого На-Сущного вопроса сама по себе отвергала наивные попытки раскрыть эту Великую Тайну. Однако один «простой афинянин» догадался, что все тайны бытия откроются лишь после ответа на вопрос о Сущности Человека. Сократовские вопросы: «Что такое Человек? Что такое Благо для Человека?» - вывели философское мышление из спекулятивной неочевидности и созерцательности в актуальное пространство реальности земной жизни, бурной, страстной, противоречивой и опасной.

Человек в своем нестабильном существовании оказался сам для себя «камнем преткновения» -проблемой (от греч. proЫematikos - 'камень'), понимание которой, а тем более ее решение способны поднять человека до понимания высших смыслов и решения вечных проблем в себе и для себя.

Так были определены кредо и замысел настоящей философии: «Познай самого себя! И стань тем, кто ты есть в Истине».

Однако трагические обстоятельства человеческой истории не позволили осуществиться этому замыслу вполне, хотя попытки были многообещающими. Платоновская Академия, Ликей Аристотеля, киники, эпикурейцы, стоики и другие «школы» были для ищущих ярким примером бескомпромиссного философского поиска и практик духовного подвига, ведущих к вершинам жизни.

Однако крах античных цивилизаций, вызванный кризисом рабовладения, и последовавшие темные века средневековья, мракобесья, варварства, догматизма почти прервали философские искания Истины в Человеке.

Рухнул мир, по-своему великий и по-своему привлекательный. Но он был несправедлив и несовершенен, так что падение его было предопределено. Оно вызвало безумие массовых насилий, преступлений и кровопролитий. В таких условиях открытый, неторопливый и безмятежный поиск Истины был невозможен. Надо было просто выживать или спасать нажитое, и в 529 г. эдиктом императора Юстиниана все философские школы были закрыты или разгромлены. «Какой поиск Истины!? Какое философствование?! Какое разномыслие?! Когда надо спасать государство! - единственный гарант порядка и сытости!» «Темные века» средневековья затянулись почти на тысячелетие.

Конечно же, поиски-постижения Истины и Смыслов Бытия продолжались, но тайно: в тиши монастырей, в уединении отшельничества и пыли библиотек, в беседах в узком кругу посвященных, коим пришлось изобретать «язык аллегорий».

К счастью, жизнь не стоит на месте, и как бы ни пытались «сильные мира сего», защищая свое благополучие и привилегированное положение, остановить ее ход, закрепостить ее проявления в цер-

2015. Т. 25, вып. 4

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ковных догмах, отрицавших настоящую жизнь, «законсервировать» в феодальных регламентациях сословного общества, удерживавших людей в страхе перед новым и грядущим, настоящая жизнь своими великими смыслами и безграничными возможностями влекла новые и новые умы и сердца.

Эпохи Ренессанса и Просвещения разбили оковы схоластического мертвого догматизма и, наконец, XIX век открыл возможности свободного (для Европы) и решительного (или решающего) осознания сути человеческого существования - трагического, но не безнадежного.

Но что ждет человека в будущем? Есть ли шанс преодолеть трагическое в человеческом? Ответ, как всегда, надо искать в себе!

Что живет в человеке - в многообразии его проявлений от самых ничтожно-подлых и мерзких до высоких и великих.

Ответ в европейской философии известен давно: Свобода! И хотя дефиниция Свободы вызывала неоднократно трудности и споры, но прорыв состоялся: Свобода есть состояние Бога. И тогда возникает вопрос: как Божественное допустило отъявление зла? Вопрос и ответ являются весьма ответственными. Очевидно, что Свобода только тогда будет Свободой, когда она допускает самоотрицание, то есть несвободу. Конечно, не как необходимость, а только как возможность. И, увы, эта возможность проявилась.

Так что человеческое существование есть (феноменально) - испытание несвободы. А в сущности само переживание несвободы и есть проявление Свободы!

Остается, правда, уточняющий вопрос: кто первым отказался от Свободы, подав, таким образом, дурной пример отпадения от Блага Жизни. В своей конкретности ответ на этот вопрос не является существенным. Важно осознание того, что человек есть сам в себе доказательство изначального Божественного Присутствия Свободы, а потому несет полную ответственность за свою судьбу. Касается ли это отдельного человека или человечества в целом.

Экзистенциальные возможности человека безграничны: Бессмертие, Свобода, Любовь, Красота, Счастье. Всё это возможно обрести в Истине Настоящей Жизни. Но можно и потерять. Искушения зла во всех его мерзостях - тоже возможности изначальной Свободы (свободы выбора), укорененной в сущности человека. Это и понимается как борьба Добра и Зла. И она происходит непосредственно в каждом человеческом существе. Исход ее неясен, если речь идет о другом человеке или человечестве. Но лично в себе и для себя по-прежнему актуальной для человекаостается дихотомия главного вопроса: быть иль не быть? И здесь каждый - в существе своем - может решить судьбу свою.

Как бы ни сложились обстоятельства жизни в настоящем и будущем каждого человека, в нем будут жить возможности Благого и дурного, Истинного и ложного, Прекрасного и безобразного, Высокого и низкого, Вечного и смертного, Свободного и несвободного, Благородного и подлого, Справедливого и несправедливого, Божественного и безбожного.

Осуществление этих возможностей остается за самим «человеческим» существом.

Выбор и ответственность - это дары Свободы.

Отказ от Свободы - тоже проявление Свободы.

Выбор неизбежен.

Ответственность неотвратима.

ВСЁ возможно в Божественной Свободе!

Даже стать «человеком», или «недочеловеком», или «пустым местом».

Возможно ли обратное? Возможно ли возвращение Жизни от «человеческого» к Божественному - Сверхчеловеческому? Конечно, да!

Но это Возвращение к Богу в себе и для себя - такая экзистенциальная возможность есть в «человеческом» (как сокровенная, святая, священная) уже тысячелетия - не является должным. А лишь -возможным. Осуществится ли эта возможность? Ответить человек может лишь в себе и для себя.

Хочется ответить: «да!» И без всяких «если», ибо все условия для освобождения «человеческого» существа уже воссозданы: «Семя посеяно», «нивы побелели», всё готово для «жатвы». Вновь наступило «Лето Господне благоприятное».

Ужасы XX века - мировые и гражданские войны, массовый террор, геноцид, тоталитаризм -испытаны «человеческим» существом и отвергнуты. Эти «плоды зла» познаны. Хотя не исключено появление и других.

Но пока, в эти два десятилетия, по крайней мере, в России Свобода Мысли, Свобода Духа «человека», Свобода поиска и познания Истины уже возможны и кое-где даже действительны. Филосо-

Экзистенциальные возможности человека 7

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 4

фия не запрещена. Ранее недоступные философские тексты, хоть и малыми тиражами, но публикуются. Историческое завоевание свободы информационного пространства - Интернет - стал доступен. Государство напрямую не покушается на личную свободу «человеческого» существа, и даже уже возможно публичное обсуждение фундаментальных философских идей.

Свобода Настоящей Жизни - это неизбывная основа Бытия. И всё (даже зло несвободы) есть Ее проявления.

«Человек» есть одно из следствий испытания бесконечных возможностей Абсолютной Свободы. Конечно, не последнее. И, конечно, преходящее, так как конечная форма не может вместить в себе Бесконечное. И потому даже в земной несвободе «человеческое» существо рвется к Божественной Свободе - своей подлинной Родине, порой бесконечно близкой, а порой бесконечно далекой.

«Как же происходит это? - вопрошал я себя. - Что побуждает живое повиноваться, и приказывать, и, приказывая, повиноваться себе?

Так слушайте же слово мое, мудрейшие! Удостоверьтесь, действительно ли проник я в основу основ жизни и до самых недр сердца ее?

Всюду, где было живое, обнаруживал я волю к власти; и даже в повиновении слуги находил я стремление быть господином» [1. С. 100].

«Достоевский как-то писал, что "если бога нет, то всё дозволено". Это - исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, всё дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни во вне. Прежде всего у него нет оправданий. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек - это свобода.

С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой -в светлом царстве ценностей - у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то что я выражаю словами: человек осужден быть свободным» [2. С. 327].

Итак, если «бог умер», то это «старый бог» - созданный еще античными элитами для масс, в которых они видели только дешевую рабочую силу и бесплатное «солдатское мясо»; это - «бог церкви», «бог как внешний авторитет» - «бог рабовладелец». Этот «бог» был маской зла, пугалом для рабов, замышлявших бунт ради освобождения, что не могло продолжаться «вечно». Делать «человеческое» существо, рожденное в изначальной Свободе, рабом и полагать, что это рабство незыблемо -невозможная глупость.

Жизнь рождена свободной и потому она обновилась. В этом виноваты только сами «человеческие» существа, ибо они - Ее дети. Жизнь - есть вечное обновление. И «человек» не может не обновляться, ибо этим он отрицал бы основу собственного бытия.

Поэтому умные по-прежнему ищут Бога в себе и себя -в Боге.

Прошли темные века и эпохи ужаса, возможно, придут новые. Но «плоды с древа познания добра и зла» в «человеческом» масштабе уже хорошо изучены. И процесс их познания учит: пора делать самостоятельный выбор - Жить в Свободе или умереть в несвободе. И этот век, возможно, будет решающим в «человеческой» судьбе.

«Человек» создал оружие уничтожения себе подобных, а точнее - оружие «само»-уничтожения. Страх перед самоуничтожением заставляет «человека» его контролировать. И не применять.

Но «чужая душа - потемки». А у многих и своя еще «бурелом, тайга, темный лес - залезешь -потеряешься». Может ли в этих условиях кто-то дать гарантии Жизни помимо самого «человеческого» существа?

Современные экзистенциональные возможности «человека» бесконечны и безграничны, прекрасны и светлы, но, увы, не гарантированы.

Однако ничего другого, кроме Само-о-Существления Свободы в себе и для себя в судьбе «человеческого» существа нет.

И я вновь напоминаю себе: в Свободе Настоящей Жизни - Выбор неизбежен. А Ответственность неотвратима.

Ибо разум дан, чтобы решать свои проблемы, а не убегать от них.

2015. Т. 25, вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

* * *

1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Интербук. 1990. 301 с.

2. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.

Поступила в редакцию 05.10.15

A.K. Vaytukov

EXISTENTIAL HUMAN CAPABILITIES

This article discusses the relation between freedom and human in existential scale. Freedom or no freedom for a man is both his choice and responsibility. Due to globalization of human activity, the responsibility for one's own choices became highly risky or fatal. The risks of modern industrial civilization - the depletion of natural resources, environmental degradation, demographic problems, arms race - put mankind on the brink of planetary disaster. However, problems creation and their solution are completely determined by personal freedom as the human nature. This freedom of a person and, therefore, his activities must be sought for the reasons and solutions of all the problems of human existence. So, the death of a man or a mankind as well as human survival (individual or collective) are all due to the choice and responsibility of a person himself.

Keywords: philosophy, man, human, freedom, no freedom, existence, god, choice, future, responsibility.

Вайтуков Александр Константинович, старший преподаватель кафедры социологии Института истории и социологии

Vaytukov A.K.,

Senior Lecturer at Department of Sociology of Institute of History and Sociology

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.