ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
5
2015. Т. 25, вып. 4
Философия. Социальная философия
УДК 141.32(045) А.К. Вайтуков
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Рассматривается соотношение свободы и человека в экзистенциональном масштабе. Свобода или несвобода для человека - это одновременно его выбор и ответственность. А в связи с глобализацией человеческой деятельности ответственность за свой выбор стала высокорискованной или фатальной. Риски современной техногенной цивилизации: истощение природных ресурсов, разрушение экологии, демографические проблемы, гонка вооружений - ставят человечество на грань планетарной катастрофы. Однако, и порождение проблем, и их решение полностью обусловлены свободой как природой человеческой сущности. В Свободе человека и, соответственно, в его деятельности необходимо искать причины и пути решения всех проблем человеческого бытия. А значит, гибель человека или человечества, а также его индивидуальное или коллективное выживание обусловлены выбором и ответственностью самого человека.
Ключевые слова: философия, человек, человеческое, свобода, несвобода, экзистенция, Бог, выбор, будущее, ответственность.
Суть - Сущее - Сущность - Существование - Жизнь - Бытие - Естество - Экзистенция. В кругу этих синонимичных категорий философия от своего рождения в античности и до сей поры пытается открыть-познать-постичь Абсолютные Истины и Смыслы.
Тайна Жизни (вообще) как Тайна всего Сущего взволновала еще ионийских греков и побудила их к раз-Мышлению, но космическая грандиозность этого На-Сущного вопроса сама по себе отвергала наивные попытки раскрыть эту Великую Тайну. Однако один «простой афинянин» догадался, что все тайны бытия откроются лишь после ответа на вопрос о Сущности Человека. Сократовские вопросы: «Что такое Человек? Что такое Благо для Человека?» - вывели философское мышление из спекулятивной неочевидности и созерцательности в актуальное пространство реальности земной жизни, бурной, страстной, противоречивой и опасной.
Человек в своем нестабильном существовании оказался сам для себя «камнем преткновения» -проблемой (от греч. proЫematikos - 'камень'), понимание которой, а тем более ее решение способны поднять человека до понимания высших смыслов и решения вечных проблем в себе и для себя.
Так были определены кредо и замысел настоящей философии: «Познай самого себя! И стань тем, кто ты есть в Истине».
Однако трагические обстоятельства человеческой истории не позволили осуществиться этому замыслу вполне, хотя попытки были многообещающими. Платоновская Академия, Ликей Аристотеля, киники, эпикурейцы, стоики и другие «школы» были для ищущих ярким примером бескомпромиссного философского поиска и практик духовного подвига, ведущих к вершинам жизни.
Однако крах античных цивилизаций, вызванный кризисом рабовладения, и последовавшие темные века средневековья, мракобесья, варварства, догматизма почти прервали философские искания Истины в Человеке.
Рухнул мир, по-своему великий и по-своему привлекательный. Но он был несправедлив и несовершенен, так что падение его было предопределено. Оно вызвало безумие массовых насилий, преступлений и кровопролитий. В таких условиях открытый, неторопливый и безмятежный поиск Истины был невозможен. Надо было просто выживать или спасать нажитое, и в 529 г. эдиктом императора Юстиниана все философские школы были закрыты или разгромлены. «Какой поиск Истины!? Какое философствование?! Какое разномыслие?! Когда надо спасать государство! - единственный гарант порядка и сытости!» «Темные века» средневековья затянулись почти на тысячелетие.
Конечно же, поиски-постижения Истины и Смыслов Бытия продолжались, но тайно: в тиши монастырей, в уединении отшельничества и пыли библиотек, в беседах в узком кругу посвященных, коим пришлось изобретать «язык аллегорий».
К счастью, жизнь не стоит на месте, и как бы ни пытались «сильные мира сего», защищая свое благополучие и привилегированное положение, остановить ее ход, закрепостить ее проявления в цер-
2015. Т. 25, вып. 4
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
ковных догмах, отрицавших настоящую жизнь, «законсервировать» в феодальных регламентациях сословного общества, удерживавших людей в страхе перед новым и грядущим, настоящая жизнь своими великими смыслами и безграничными возможностями влекла новые и новые умы и сердца.
Эпохи Ренессанса и Просвещения разбили оковы схоластического мертвого догматизма и, наконец, XIX век открыл возможности свободного (для Европы) и решительного (или решающего) осознания сути человеческого существования - трагического, но не безнадежного.
Но что ждет человека в будущем? Есть ли шанс преодолеть трагическое в человеческом? Ответ, как всегда, надо искать в себе!
Что живет в человеке - в многообразии его проявлений от самых ничтожно-подлых и мерзких до высоких и великих.
Ответ в европейской философии известен давно: Свобода! И хотя дефиниция Свободы вызывала неоднократно трудности и споры, но прорыв состоялся: Свобода есть состояние Бога. И тогда возникает вопрос: как Божественное допустило отъявление зла? Вопрос и ответ являются весьма ответственными. Очевидно, что Свобода только тогда будет Свободой, когда она допускает самоотрицание, то есть несвободу. Конечно, не как необходимость, а только как возможность. И, увы, эта возможность проявилась.
Так что человеческое существование есть (феноменально) - испытание несвободы. А в сущности само переживание несвободы и есть проявление Свободы!
Остается, правда, уточняющий вопрос: кто первым отказался от Свободы, подав, таким образом, дурной пример отпадения от Блага Жизни. В своей конкретности ответ на этот вопрос не является существенным. Важно осознание того, что человек есть сам в себе доказательство изначального Божественного Присутствия Свободы, а потому несет полную ответственность за свою судьбу. Касается ли это отдельного человека или человечества в целом.
Экзистенциальные возможности человека безграничны: Бессмертие, Свобода, Любовь, Красота, Счастье. Всё это возможно обрести в Истине Настоящей Жизни. Но можно и потерять. Искушения зла во всех его мерзостях - тоже возможности изначальной Свободы (свободы выбора), укорененной в сущности человека. Это и понимается как борьба Добра и Зла. И она происходит непосредственно в каждом человеческом существе. Исход ее неясен, если речь идет о другом человеке или человечестве. Но лично в себе и для себя по-прежнему актуальной для человекаостается дихотомия главного вопроса: быть иль не быть? И здесь каждый - в существе своем - может решить судьбу свою.
Как бы ни сложились обстоятельства жизни в настоящем и будущем каждого человека, в нем будут жить возможности Благого и дурного, Истинного и ложного, Прекрасного и безобразного, Высокого и низкого, Вечного и смертного, Свободного и несвободного, Благородного и подлого, Справедливого и несправедливого, Божественного и безбожного.
Осуществление этих возможностей остается за самим «человеческим» существом.
Выбор и ответственность - это дары Свободы.
Отказ от Свободы - тоже проявление Свободы.
Выбор неизбежен.
Ответственность неотвратима.
ВСЁ возможно в Божественной Свободе!
Даже стать «человеком», или «недочеловеком», или «пустым местом».
Возможно ли обратное? Возможно ли возвращение Жизни от «человеческого» к Божественному - Сверхчеловеческому? Конечно, да!
Но это Возвращение к Богу в себе и для себя - такая экзистенциальная возможность есть в «человеческом» (как сокровенная, святая, священная) уже тысячелетия - не является должным. А лишь -возможным. Осуществится ли эта возможность? Ответить человек может лишь в себе и для себя.
Хочется ответить: «да!» И без всяких «если», ибо все условия для освобождения «человеческого» существа уже воссозданы: «Семя посеяно», «нивы побелели», всё готово для «жатвы». Вновь наступило «Лето Господне благоприятное».
Ужасы XX века - мировые и гражданские войны, массовый террор, геноцид, тоталитаризм -испытаны «человеческим» существом и отвергнуты. Эти «плоды зла» познаны. Хотя не исключено появление и других.
Но пока, в эти два десятилетия, по крайней мере, в России Свобода Мысли, Свобода Духа «человека», Свобода поиска и познания Истины уже возможны и кое-где даже действительны. Филосо-
Экзистенциальные возможности человека 7
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 4
фия не запрещена. Ранее недоступные философские тексты, хоть и малыми тиражами, но публикуются. Историческое завоевание свободы информационного пространства - Интернет - стал доступен. Государство напрямую не покушается на личную свободу «человеческого» существа, и даже уже возможно публичное обсуждение фундаментальных философских идей.
Свобода Настоящей Жизни - это неизбывная основа Бытия. И всё (даже зло несвободы) есть Ее проявления.
«Человек» есть одно из следствий испытания бесконечных возможностей Абсолютной Свободы. Конечно, не последнее. И, конечно, преходящее, так как конечная форма не может вместить в себе Бесконечное. И потому даже в земной несвободе «человеческое» существо рвется к Божественной Свободе - своей подлинной Родине, порой бесконечно близкой, а порой бесконечно далекой.
«Как же происходит это? - вопрошал я себя. - Что побуждает живое повиноваться, и приказывать, и, приказывая, повиноваться себе?
Так слушайте же слово мое, мудрейшие! Удостоверьтесь, действительно ли проник я в основу основ жизни и до самых недр сердца ее?
Всюду, где было живое, обнаруживал я волю к власти; и даже в повиновении слуги находил я стремление быть господином» [1. С. 100].
«Достоевский как-то писал, что "если бога нет, то всё дозволено". Это - исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, всё дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни во вне. Прежде всего у него нет оправданий. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек - это свобода.
С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой -в светлом царстве ценностей - у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то что я выражаю словами: человек осужден быть свободным» [2. С. 327].
Итак, если «бог умер», то это «старый бог» - созданный еще античными элитами для масс, в которых они видели только дешевую рабочую силу и бесплатное «солдатское мясо»; это - «бог церкви», «бог как внешний авторитет» - «бог рабовладелец». Этот «бог» был маской зла, пугалом для рабов, замышлявших бунт ради освобождения, что не могло продолжаться «вечно». Делать «человеческое» существо, рожденное в изначальной Свободе, рабом и полагать, что это рабство незыблемо -невозможная глупость.
Жизнь рождена свободной и потому она обновилась. В этом виноваты только сами «человеческие» существа, ибо они - Ее дети. Жизнь - есть вечное обновление. И «человек» не может не обновляться, ибо этим он отрицал бы основу собственного бытия.
Поэтому умные по-прежнему ищут Бога в себе и себя -в Боге.
Прошли темные века и эпохи ужаса, возможно, придут новые. Но «плоды с древа познания добра и зла» в «человеческом» масштабе уже хорошо изучены. И процесс их познания учит: пора делать самостоятельный выбор - Жить в Свободе или умереть в несвободе. И этот век, возможно, будет решающим в «человеческой» судьбе.
«Человек» создал оружие уничтожения себе подобных, а точнее - оружие «само»-уничтожения. Страх перед самоуничтожением заставляет «человека» его контролировать. И не применять.
Но «чужая душа - потемки». А у многих и своя еще «бурелом, тайга, темный лес - залезешь -потеряешься». Может ли в этих условиях кто-то дать гарантии Жизни помимо самого «человеческого» существа?
Современные экзистенциональные возможности «человека» бесконечны и безграничны, прекрасны и светлы, но, увы, не гарантированы.
Однако ничего другого, кроме Само-о-Существления Свободы в себе и для себя в судьбе «человеческого» существа нет.
И я вновь напоминаю себе: в Свободе Настоящей Жизни - Выбор неизбежен. А Ответственность неотвратима.
Ибо разум дан, чтобы решать свои проблемы, а не убегать от них.
2015. Т. 25, вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
* * *
1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Интербук. 1990. 301 с.
2. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.
Поступила в редакцию 05.10.15
A.K. Vaytukov
EXISTENTIAL HUMAN CAPABILITIES
This article discusses the relation between freedom and human in existential scale. Freedom or no freedom for a man is both his choice and responsibility. Due to globalization of human activity, the responsibility for one's own choices became highly risky or fatal. The risks of modern industrial civilization - the depletion of natural resources, environmental degradation, demographic problems, arms race - put mankind on the brink of planetary disaster. However, problems creation and their solution are completely determined by personal freedom as the human nature. This freedom of a person and, therefore, his activities must be sought for the reasons and solutions of all the problems of human existence. So, the death of a man or a mankind as well as human survival (individual or collective) are all due to the choice and responsibility of a person himself.
Keywords: philosophy, man, human, freedom, no freedom, existence, god, choice, future, responsibility.
Вайтуков Александр Константинович, старший преподаватель кафедры социологии Института истории и социологии
Vaytukov A.K.,
Senior Lecturer at Department of Sociology of Institute of History and Sociology
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]