6. Лихтанская О.И., Белова С.В. Потребности клиента как фактор повышения качества обслуживания в гостиничном бизнесе // Наука и туризм: стратегии взаимодействия : сборник статей / под ред. А. Г. Редькина. Вып. 5 (3). Барнаул, 2016. С. 29-34.
7. Челенков А.П. Управление качеством в сфере услуг [Электронный ресурс] URL. http://delovoymir. biz/ru/articles/view/?did=10534.
References
1. Vetitnev A.M., A.V. Guzeva Vnutrennij marketing v obespechenii kachestva sanatorno-kurortnykh uslug // EHkonomika zdravookhraneniya. 2004. — № 9. S. 26-30.
2. Vlasova M.L. Sotsiologicheskie metody v marketingovykh issledovaniyakh : ucheb. posobie dlya vu-zov. M. : Izd. dom GU VSHEH, 2015. 709 s.
3. Gerpott T.J. EHmpiricheskie issledovaniya loyal'nosti klientov // Problemy teorii i praktiki upravleni-ya. 2001. №3. S. 10-18.
4. Gilbert D. Marketingovye issledovaniya. SPb. : Piter, 2016. 752 s.
5. Lebedeva L.S. Otsenka udovletvorennosti i loyal'nosti potrebitelej sanatorno-kurortnykh uslug // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008. № 65. S. 185-191.
6. Likhtanskaya O.I., Belova S.V. Potrebnosti klienta kak faktor povysheniya kachestva obsluzhivaniya v gostinichnom biznese // Nauka i turizm: strategii vzaimodejstviya : sbornik statej / pod red. A. G. Red'kina. Vyp. 5 (3). Barnaul, 2016. S. 29-34.
7. CHelenkov A.P. Upravlenie kachestvom v sfere uslug / A.P. CHelenkov [EHlektronnyj resurs]. URL. http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=10534.
УДК: 379.851:128
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА
(Опыт интерпретации и применения философских концепций Ж.П. Сартра и А. Камю)
А.В. Метелев
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
Аннотация. Предлагается анализ и выявление экзистенциальных оснований экстремального туризма с опорой на концепции, положения и идеи наиболее ярких представителей философии экзистенциализма — Ж.П. Сартра и А. Камю. В результате выделяются следующие экзистенциальные основания данного вида туризма: попытка человека выявить свою сущность, т.е. определить — «что» Я есть на самом деле (Ж.П. Сартр); стремление сформировать свою сущность, т.е. создать и реализовать «проект» самого себя (Ж.П. Сартр); неосознанное или сознательное стремление хотя бы отчасти рационализировать иррациональный мир; перед лицом конечности существования обрести не «конечный», а «процессуальный» смысл жизни, который может заключаться в «борьбе с абсурдом» (А. Камю) или в реализации «проекта» самого себя (Ж.П. Сартр). Ключевые слова: экстремальный туризм, риск, безопасность, экзистенциальные основания, экзистенциализм, «тревога», «абсурд», «абсурдный человек», «бытие-для-себя», «бытие-для-другого», «бытие-в-себе».
EXISTENTIAL CAUSES FOR EXTREME TOURISM (Interpretation and application of J.P. Sartre's and A. Camus'
philosophical conceptions)
Aleksej V. Metelev
Altay State University, Barnaul, Russia
Abstrakt. This article reveals and analyzes existential causes for extreme tourism taking as a basis the conceptions, claims and ideas of the most prominent existentialist philosophers — J.P. Sartre and A. Camus. In result, it distinguish the following existential causes for this kind of tourist activities: a way to discover one's own essence, or to define "what" she really is (Sartre); an intention to form one's own essence that is to produce, or realize "a project" of oneself (Sartre); an intention — conscious or unconscious — at least partly rationalize the irrational world; in the face of finite existence, a way to obtain the "processual" meaning of life, not the "finite"one, which can consist of "fighting absurdity" (Camus), or realizing "a project"of oneself (Sartre). Key words: extreme tourism, risk, security, existential causes, existentialism, anxiety, absurdity, absurd man, being-for-itself, being-for-others, being-in-itself.
Введение. Одним из востребованных и быстроразвивающихся видов туризма как в мире, так и в Российской Федерации является экстремальный туризм. Об этом, в частности, свидетельствует то, что в последнее десятилетие появляются все больше его разновидностей, разрабатывается множество новых маршрутов, совершенствуется специальное снаряжение и экипировка, производство которых опирается на самые передовые технологии.
Учитывая, что экстремальный туризм связан с выходом из зоны комфорта, большими затратами физических сил, требует значительных материальных средств на покупку или прокат специального снаряжения и экипировки, а также на саму организацию и проведение туристских поездок, возникает вопрос о том, что является причиной такой его популярности. Тем более, что занятия экстремальным туризмом связаны с большой вероятностью получения тяжелых травм, а в ряде случаев с риском для самой жизни.
Решить эту проблему и найти объяснение этому феномену пытались различные исследователи. Однако в связи с тем, что возникновение экстремального туризма как такового, а также обособление данного вида туризма от других произошло относительно недавно, количество специальных исследований, посвященных его анализу, относительно невелико. В первую очередь это касается изучения фундаментальных оснований экстремального туризма. Данная проблема затрагивается по преимуществу социологами и психологами, но в контексте более широких или смежных исследований. Например, в социологических исследованиях — в рамках «социологии риска» и «социальной девиации», в психологических — в различных вариантах теории мотиваций, исследованиях девиантного поведения и «психологии риска».
Кроме того, большинство исследований направлены на изучение различных аспектов самого феномена экстремального туризма, например таких, как новые виды экстремального туризма, методика подготовки, проблемы обеспечения безопасности туристов-экстремалов и т.д.
Среди немногочисленных специальных работ, посвященных изучению глубинных оснований экстремального туризма, особо стоит выделить исследование Э. Браймера и Р. Швейцера «Опасные виды спорта полезны для здоровья: феноменологическое осмысление страха и тревоги в контексте спортивного туризма», в котором авторы приходят к выводу о том, что преодоление страха в экстремальных видах спорта открывает перед его субъектами новые жизненные горизонты. Это происходит, по их мнению, как в обычной жизни, так и в плане метафизических связей с объективным миром, выступает стимулом к изменению поведения, отношения к природе и даже трансформации сознания [1].
При этом следует отметить, что несмотря на почти философские выводы авторы подходят к рассмотрению данной проблемы в первую очередь всё же с точки зрения психологии.
Поэтому в связи с недостаточной изученностью и мозаичностью, а также исследованностью экстремального туризма на уровне явления следует указать на необходимость выявления фундаментальных оснований экстремального туризма исходя из философских концепций.
Материалы и методы исследования. В данном исследовании предлагается анализ и выявление экзистенциальных оснований экстремального туризма с опорой на концепции, положения и идеи наиболее ярких представителей философии экзистенциализма — Ж.П. Сартра и А. Камю.
Концепция Ж.П. Сартра в той ее части, которая касается проблем соотношения сущности и существования, свободы человека и смысла жизни наиболее полно раскрывается в его фундаментальном труде «Бытие и Ничто» [3] и в своеобразном манифесте экзистенциализма «Экзистенциализм — это гуманизм» [5].
В работе «Бытие и Ничто» Ж.П. Сартр выделяет три аспекта человеческого сознания — «быти-е-для-себя», «бытие-для-другого», «бытие-в-себе». «Бытие-в-себе» — это попытка определить человеком свою сущность через соотнесение себя с определенными («чтойными») вещами, однако в результате он может лишь формально негативно (отрицательно) определить свое Я [3].
«Бытие-для-себя» — это само-сознание, сущность человека, то, что он есть, его Я. Однако в силу того, что оно не определено, Ж.П. Сартр говорит о нем как о «Ничто», т.е. как о нечто, которое существует, но не может быть определено. При этом Ж.П. Сартр указывает основные способы определения человеком своей сущности, но подчеркивает, что все они не приводят к адекватному результату. Так, например, в процессе рефлексии, при попытке познания своего Я, человек определяет его исходя из того же неосознанного Я (т.е. субъективно). Иначе говоря, само Я, или сущность постоянно ускользает. Кроме того, Ж.П. Сартр утверждает, что человек постоянно изменяется, т.е. каждый значимый поступок или выбор — это, с одной стороны, проявление сущности, а, с другой стороны, то, что её изменяет [3].
«Бытие-для-другого» — это то, что Я пытается узнать или узнает о себе от других людей, однако такое представление о своей сущности, полученное через Другого, неадекватно, поскольку Другой судит о сущности Я только по ее проявлениям (по словам и поступкам), к тому же уже оставшимся в прошлом (а сущность не является неизменной). Кроме того, Я сознательно или бессознательно подстраивается под Другого, поступая так, как Другой, по его мнению, ждет от него. Помимо этого, Другой судит о сущности Я исходя из своей сущности (субъективно), которую он также не знает [3, 4].
Одно из ключевых противоречий, которые связаны с сущностью человека, по мнению Ж.П. Сартра, — это диалектическое противоречие между незнанием себя (человек с точки зрения определения его сущности — это «Ничто») и стремлением к познанию себя (попыткой «наполниться» содержанием, определить его, стать «чтойным») [3].
По этому поводу следует отметить, что скрытая, обычно ускользающая от рефлексии сущность наиболее явно и непосредственно проявляется в экстремальных ситуациях. Поведение человека в этом случае, в отличие от обыденной рутинной жизни, не продиктовано рациональным расчетом или обусловленностью привычных социальных ролей, а потому дает основание для определения и оценки как им самим, так и «Другим», того, что он есть на самом деле, какова его истинная сущность.
Ж.П. Сартр утверждает, что человека определяют и вместе с тем формируют и изменяют его поступки, по преимуществу, те которым предшествует ситуация значимого выбора или важного решения [5]. Можно подчеркнуть, что в первую очередь это касается решений и последующих поступков, которые человек вынужден принимать спонтанно, так как такая ситуация провоцирует непосредственное проявление скрытой сущности, а не рациональных мотивов, внешних приличий или соответствия социальной роли и привычному образу в глазах «Другого».
Результаты исследования и обсуждение. К утверждениям Ж.П. Сартра можно добавить и то, что по сравнению со стандартными и привычными ситуациями, в экстремальных — сущность человека (его «бытие-для-себя») проявляется наиболее полно благодаря тому, что человек в них действует не односторонне, как по преимуществу рациональное и сознательное существо, а как целостность, проявляет все свои силы: как физические, так и духовные, все способности в комплексе. Причем это касается применения не только разума, рассудка, знаний, умений и навыков, но и нерациональных, в том числе неосознаваемых, способностей, например, таких как: инстинкты, рефлексы, эмоции, чувства, интуиция, вера, воля.
В экстремальном туризме эту ситуацию (время ее возникновения, обстоятельства и степень риска) можно в большей или меньшей мере спланировать и «просчитать». И поэтому, как следствие, есть возможность подготовиться к ней, овладев определенными знаниями и навыками, заблаговременно предпринять или предусмотреть меры безопасности, освоить специальное снаряжение, обеспечить «страховку». Иными словами, «заручиться», более основательными рациональными основаниями и таким образом взять под максимальный контроль неизвестные, а потому очень часто неуправляемые и непредсказуемые иррациональные, в первую очередь неосознаваемые, составляющие своей сущности.
Если учитывать то, что человеческая сущность постоянно меняется, то даже поведение в данной экстремальной ситуации не дает возможности определить свою сущность раз и навсегда. Поступив каким-то образом, человек уже изменился, а судит он о своей «прошлой сущности» [3,5].
Возможно поэтому тот, кто пережил данные ситуации в экстремальном туризме, часто сознательно или на уровне подсознания стремится их пережить снова и снова, чтобы узнать, как проявит себя его уже изменившаяся после прошлого экстремального опыта сущность.
Кроме того, в экстремальных ситуациях человек непосредственно и предельно остро «переживает» свое существование. Ведь нахождение перед лицом опасности, а в ряде случаев «балансирование» между жизнью и смертью, провоцирует обостренное ощущение себя, акцентированное чувство жизни. При этом жизнь зависит от действий человека, обусловленных его сущностью, неопределенность которой он остро ощущает в экстремальных ситуациях, в связи с чем возникает ощущение «тревоги», которая дополнительно подчеркивает ощущение собственного «Я».
Можно согласиться с предлагаемым Ж.П. Сартром разграничением «страха» и «тревоги». «Страх» — это ощущение, возникающее в результате столкновения с ситуацией «внешней» неопределенности и, как следствие, с опасностью. «Тревога» возникает в связи с острым осознанием или бессознательным ощущением неопределенности собственной «внутренней» сущности («бытия-для-себя»). Это ощущение вызывает явную или неявную постановку, например, таких вопросов как: «Как я поведу себя?», «Кто или «что» я есть на самом деле?», «Как в данной ситуации проявит себя моя неопределенная сущность?» [3].
Согласно одному из тезисов Ж.П. Сартра человек — это проект самого себя (создание, творчество себя, своей сущности) [3, 5].
Проецируя это положение философской концепции Ж.П. Сартра на специфику экстремального туризма, можно охарактеризовать данный вид туризма как сферу, которая отличается тем, что здесь явно выражено стремление целенаправленного формирования или изменения своей сущности через преодоление, с опорой на почти ницшеанскую «волю к власти». При этом имеется в виду акцент не на «власти» как цели, а на «воле» — способности, связанной с процессом, «воле», которая лежит в основе и направлена на преодоление, «воля к власти» — это стремление к постоянному внутреннему становлению, восхождению, перерождению. При этом «власть» понимается как господство не над другими, а над самим собой.
Одним из ключевых понятий концепции А. Камю является «абсурд». В своей работе «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» [2] автор определяет «абсурд» как несоответствие рациональности человека и иррациональности мира. При этом можно подчеркнуть, что иррационален не только мир природный, но, пожалуй, в еще большей степени — мир социальный. Ведь если здесь применить положения концепции Ж.П. Сартра, то следует отметить, что человек не может определить не только свою сущность, но также неадекватно судит о сущности «Другого» (или «других» людей), поэтому часто выстраивая свои рациональные планы и рассчитывая на других людей, он исходит из искаженного представления о них, а это может приводить к тому, что его расчеты не оправдаются и планы не будут реализованы или реализуются не так, как изначально он рассчитывал.
В повседневной рутинной жизни человек не замечает «абсурда». В этом случае он находится в привычном русле, действует в рационально установленном им порядке. К осознанию «абсурда» его обычно подталкивают какие-то экстраординарные события, которые приводят к разрушению привычного порядка жизни, а в ряде случаев к разочарованию в том смысле жизни, который чаще всего человеком определяется в связи с какой-то целью жизни. Поэтому в случае, если оказывается, что цель потеряна или не достижима, то теряется и связанный с ней смысл. В этом случае человек может прийти к осознанию «абсурда». Того, кто приходит к осознанию данного несоответствия,
А. Камю называет «абсурдным человеком». Хотя из осознания абсурда человек может сделать различные выводы, два основных — это либо примирение с абсурдом (в различных вариантах), либо борьба с ним, «бунт» [2].
Образ «абсурдного героя», «бунтующего человека» А. Камю представляет в переосмысленном им мифе о Сизифе. Сизиф был наказан богами за жизнелюбие и осужден вечно вкатывать камень в гору к вершине, однако при этом он был обречен на то, что никогда не достигнет цели. В интерпретации А. Камю Сизиф — это образ абсурдного героя, который сознательно борется с абсурдом, камень — жизнь, которую человек, как Сизиф, направляет к цели, преодолевая препятствия. Данным переосмыслением мифа А. Камю в частности подчеркивает, что ценность не в достижении цели, а в том, что человек управляет своей жизнью, хотя прекрасно осознает, что в любой момент может произойти что-то, что перечеркнет его планы [2].
При этом борьба с абсурдом ведется не для победы, которая всегда — только некий результат и итог. Если он и будет достигнут, то не тогда и не так, как это планирует и рассчитывает человек, а возможно, он так и не достигнет цели, как Сизиф — вершины. Здесь важна сама решимость, ценен сам процесс борьбы и «бунта» [2]. Иными словами, если здесь и возможна победа, то над самим собой. А также возможность и способность реализовать вполне рациональный проект самого себя.
Если развить и дополнить данные основополагающие положения концепции А. Камю, опираясь на идеи Ж.П. Сартра, то можно подчеркнуть, что «абсурд» — это не только несоответствие рациональности человека и иррациональности мира (как природного, так и социального), но и рационального (точнее, рационализированного), «явленного» представления о себе, с одной стороны, и иррациональностью своей неопределенной сущности — с другой. Следовательно, это несоответствие между явленной «чтойностью» человека и его сущностным «ничто». При этом, если брать в расчет утверждение Ж.П. Сартра о том, что человек — это «проект» самого себя, то это несоответствие «удваивается». Во втором его аспекте — это несоответствие нынешнего сущностного «ничто» и рационализированного «проекта» себя в будущем, т.е. того, чем человек пытается стать.
В экстремальном туризме благодаря специальным навыкам, снаряжению, опыту и готовности к неожиданностям формируется уверенность (как объективная, так и субъективная), что несоответствие между рациональностью человека и иррациональностью мира, которое подчеркивает А. Камю, можно «снять», рационально урегулировать. Рисками можно управлять, можно взять в свои руки свою судьбу, как Сизиф свой камень, стать ее хозяином и направлять в нужном направлении, проявив волю, превозмогая трудности и просчитав возможные неожиданности. Однако очень часто присутствует опасность того, что такая уверенность, в первую очередь это касается уверенности субъективной, может перерасти в самоуверенность, которая является следствием, того, что у человека притупляется готовность к иррациональности мира, к тому, что возникнет какая-то случайность, которая «спутает все карты», разрушит все рационально определенные и «просчитанные» планы, и у него, как у Сизифа, «камень» вырвется из рук и скатится к подножию горы.
В основе такой самоуверенности очень часто лежит чрезмерная вера в человеческий разум, которая приносит самоуспокоение и ложную уверенность, что все находится под контролем, а также чрезмерный акцент на достижение результата, конечно же — победного. В таком состоянии и с таким настроем человек «забывает» об иррациональности мира и оказывается не готов к крушению своих рациональных планов. Иными словами, неосознанная уверенность человека в возможности рационализировать мир приводит к отсутствию настроя и решимости к тому чтобы, как говорит Ж.П. Сартр, «действовать без надежды» [5] или, как утверждает А. Камю, «бороться с абсурдом», «бунтовать» [2].
Выводы. Таким образом, по итогам интерпретации концепций Ж.П. Сартра и А. Камю, а также их применения к исследованию экстремального туризма можно выделить следующие экзистенциальные основания данного вида туризма.
1. Попытка выявить свою сущность, т.е. определить — «что» Я есть на самом деле (Ж.П. Сартр).
2. Сформировать свою сущность, создать и попытаться реализовать «проект» самого себя (Ж.П. Сартр).
3. Неосознанное или сознательное стремление хотя бы отчасти рационализировать иррациональный мир.
4. Перед лицом конечности существования обрести не «конечный», а «процессуальный» смысл жизни, который может заключаться в «борьбе с абсурдом» (А. Камю) или в реализации «проекта» самого себя (Ж.П. Сартр).
Библиографический список
1. Brymer E., Schweitzer R. Extreme sports are good for your health: A phenomenological understanding of fear and anxiety in extreme sports. J. of health psychology. L., 2013. Vol. 18, No 4. P. 477-487.
2. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1990. С. 222-318.
3. Сартр Ж.П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. № 3. С. 89-100.
4. Сартр Ж.П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 207-228.
5. Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 326-345.
References
1. Brymer E., Schweitzer R. Extreme sports are good for your health: A phenomenological understanding of fear and anxiety in extreme sports. J. of health psychology. L., 2013. Vol. 18, No 4. P. 477-487.
2. Camus A. The Myth of Sisyphus. An Essay on Absurdity. Twilight of the Idols. Мoscow: Politizdat, 1990. P. 222-318 (in Russian).
3. Sartre J.P. Being and Nothingness. Philosophical Sciences. 1989. № 3. P. 89-100 (in Russian).
4. Sartre J.P. First Attitude Toward Others: Love, Language, Masochism. The Human Problem in Western Philosophy. Мoscow, 1988. P. 207-228 (in Russian).
5. Sartre J.P. Existentialism is a Humanism. Twilight of the Idols. Мoscow:, 1990. P. 326-345 (in Russian).