Научная статья на тему 'Экзистенциальные миры сербской художественной литературы'

Экзистенциальные миры сербской художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
191
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / SERBIAN LITERATURE / Г. ПЕТРОВИЧ / ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА / INTERNAL BEAUTY / КАЛОКАГАТИЯ / KALOKAGATHIA / GORAN PETROVIC

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сатина Ирина Валериевна

В статье рассматриваются экзистенциальные грани сербской художественной литературы XX века на примере творчества Г. Петровича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXISTENTIAL WORLDS OF SERBIAN LITERATURE

In the article I consider the existential aspects of Serbian literature using the example of work by Goran Petrovic.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальные миры сербской художественной литературы»

УДК: 82+340.12 (1-87) ББК. 83.3 (0) 941

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ МИРЫ СЕРБСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Сатина Ирина Валериевна, кандидат философских наук

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко (г. Воронеж)

Аннотация: В статье рассматриваются экзистенциальные грани сербской художественной литературы XX века на примере творчества Г. Петровича.

Ключевые слова: сербская литература, Г. Петрович, внутренняя красота, калокагатия.

THE EXISTENTIAL WORLDS OF SERBIAN LITERATURE

Satina I.V.,

Candidate of Philosophical Sciences (Voronezh)

Abstract: In the article I consider the existential aspects of Serbian literature using the example of work by Goran Petrovic.

Key words: Serbian literature, Goran Petrovic, internal beauty, kalokagathia.

Сербскую литературу традиционно разделяют на три периода: древний, до начала XV века, средний, до конца XVIII века и новый (современный) этап.

Значительные события, сыгравшие большую роль в становлении сербской литературы, связаны с именем Вука Караджича (1787 - 1864). Знаменитый реформатор сербского литературного языка в 18141818 годах издал первую сербскую грамматику и словарь, которые в настоящий момент являются основой современного сербского языка. К XIX веку сербская литература оказывается под влиянием идеи романтизма, проповедующего национальную самобытность и самосознание сербов.

В XX веке, после некоторого затишья, связанного с исторической обстановкой, сербская литература вновь засверкала значительными именами, среди которых особо следует отметить Иво Ан-дрича (1892 - 1975), единственного югославского писателя, лауреата Нобелевской премии в области

литературы (1961 год) за роман «Мост на Дрине», созданный во время II мировой войны и впервые опубликованный в 1945 году. Центральное место в нем занимает мост, построенный в 1571 году Мех-медом-пашой Соколовичем. Временные рамки событий, описываемых автором, охватывают около четырех веков, начиная со времени, когда Сербия входила в состав Османской империи, и завершая началом XX века. В 2012 году правительством Сербии и мэрией города Вишеград была учреждена премия имени Иво Андрича, которую будут вручать авторам, пишущим на славянских языках. Подход

В котором говорится о печальном стебельке полыни, о загадочной работе, о загадочном писателе и сафьяновом переплете, о высоте наших гор,

209

Берегиня»777»Сова, 2016, № 1 (28)

нежном аромате, исходящем от девушки в шляпке колоколом, о мрачном аквариуме, пористых стенах и о том, может ли образоваться плесень в банке с абрикосовым джемом, открытой в понедельник [3]. Мое знакомство с современной сербской литературой произошло в конце 90-х годов. В то время мы с жадностью накидывались на новинки художественной литературы, знакомились с творчеством многочисленных авторов. Хлынувший в Россию поток переводных изданий давал возможность для обстоятельного знакомства с ними. Это было замечательное время для любителей книжных новинок. Лотки с книгами стояли по всему городу, продавцы имели постоянных покупателей, сами хорошо разбирались в литературных произведениях, могли предоставить информацию из любой области и на любой читательский вкус.

Впервые о классике современной сербской литературы - Милораде Павиче [1] - я услышала от продавца одного из подобных развалов. Не помню, что именно я искала, но в процессе разговора он обратил мое внимание на только что переведенную книгу этого автора. «Последняя любовь в Константинополе» (в оригинале, «Последняя любовь в Царьграде») была охарактеризована как произведение с весьма оригинально построенным изложением событий. Некоторое время поиски этой книги стали моей навязчивой целью. Ее нигде не было. Либо должны были в ближайшее время привезти, либо только что купили. Спрос среди читающей публики на нее был огромен. К сожалению, городские библиотеки не могли мне помочь, в те годы они закупали в основном только новую учебную литературу. Помог случай. Одна из моих студенток оказалась страстной поклонницей М. Павича, и именно ей я обязана этим удивительным свиданием с сербской художественной литературой. Передавая мне достаточно увесистую стопку книг, она сказала, что добавила в нее произведение еще одного сербского писателя и настоятельно просила прочитать его.

Дома я погрузилась в миры Милорада Павича. Игра с текстом, игра с читателем, необычные повороты сюжетов, непредсказуемый итог, все это увлекало и вело за собой. Ящик для письменных принадлежностей рассказывал свою собственную уникальную историю. "Поиск любви в Константинополе'' представлял собой магическое исследование, которое каждый проводил так, как ему вздумается. Встречи в середине книги, имена героев, которые узнаешь, только дочитав до конца, все это рождало метафизическое пространство, сотканное из фантастических притч и реальных историй сербского народа.

Книга, которую я получила в дополнение, была произведением современного сербского писателя, Го-рана Петровича [2]. Называлась она «Атлас, составленный небом». Открыв ее, я оказалась в нереальном, фантастическом, вдохновленным красотой мире, мире, направленным на полное духовное обновление.

А вы могли бы прожить в Доме без крыши? Когда вместо крыши голубое небо. Вокруг может бушевать непогода, а у вас над головой всегда крыша голубого цвета? Здесь нет места подлости и унынию. Ни сам Дом, ни его обитатели, нисколько не страдают от бушующей вокруг непогоды, поскольку они в состоянии постичь то, что скрыто за гранью повседневной рутины. Именно так обитатели Дома без крыши пытались объяснить состояние своего жилища, важному строительному инспектору:

«- Крыша? - Инспектор приподнялся на цыпочки, тем самым как бы вытянув и подчеркнув строгие линии своего костюма. - Об этом вы расскажите кому-нибудь другому. Кто согласится с тем, что небо - это крыша? Вы должны вернуть на место и балки, и черепицу. Это и будет крышей! Что вы умничаете, провоцируете общественность. Кроме того, подумайте и о том, что во время дождя дом под крышей не протекает.

Нам стало ясно, что убеждать посетителя бесполезно. Он мыслил геометрически и был просто не в состоянии понять, что при дожде наш дом и так не протекает, что такая крыша, как у нас, позволяет нашему дому простираться до самого неба, что наш дом, такой как он есть, это Вавилонская башня высотой в два этажа» [4].

А что вы можете сказать о четырех сезонных болезнях? Весенней, делающей человека чрезвычайно ранимым; Летней - склоняющей к страсти; Осенней - выявляющей хрупкость и Зимней - позволяющей человеку впасть в дрему, делая его душу похожей на мячик. Им можно играть, но он также может погубить хозяина, застряв у него в горле?

Хотите узнать, как незнакомка добралась до конца перламутровой дорожки и почему рыбки кружились восьмерками?

Обитатели Дома без крыши с радостью помогут вам с поисками ответов на вышеперечисленные вопросы, ну а если вопрос окажется сложным даже для них? То на помощь придет энциклопедия Serpentiana, в которой находятся ответы на вопросы любой сложности и показан выход из любой ситуации.

К сожалению, идиллия быстро завершается, на месте Дома без крыши власти решают построить многоэтажные дома и торговый центр. Урбанизация рациональнее венка из улыбок. И Дом без крыши, а точнее Дом с крышей голубого цвета, цвета неба, не выдерживает. Страх и уныние проникают во все его щели, они плотным кольцом опутывают его оби-

210 -I

тателей, которые не в силах бороться со своим отчаянием. Лязг бездушного металла рушит хрупкие ростки душевного покоя. Жители Дома покидают его, но не смиряются с неизбежным проигрышем. Они движутся навстречу новому, еще неизвестному, но чему-то такому, что восполнит их утрату.

Из глубины веков до нас дошло полное глубокого смысла выражение «в здоровом теле - здоровый дух». Философским обоснованием подобного существования стал термин калокагатия - синтез эстетических и этических достоинств человека, в рамках которого совершенство телесного сложения и нравственного склада мыслилось как единое целое: доброе - всегда прекрасное, а злое - всегда безобразное. К сожалению, с течением времени, человечество утрачивает стремление к гармонии. Погоня за материальным благополучием, технический прогресс, потребительское отношение к окружающему нас миру природы нарушило тонкую грань баланса между физическим и духовным состоянием современного человека. Потеря ценностных ориентиров в обществе, пронизанном прагматизмом, заставило человечество обратить внимание на восстановление утраченной гармонии. Оказалось, научно-технический прогресс в состоянии отыскать лекарство от телесной боли, но полностью бессилен перед болью духовной.

Феноменальность сербской литературы - в поиске утраченного обществом вдохновения красотой. Именно к данной категории писателей и принадлежит Горан Петрович, который с помощью героев своих произведений пытается помочь читателю обрести внутреннее умиротворение. «Книга с местом для свиданий», увидевшая свет в 2000 году, попытка встряхнуть человечество, показав ему, как можно быть одиноким в реальном мире и как на самом деле мы страстно желаем человеческого общения.

Один из героев романа «Книга с местом для свиданий» - Адам - проходит все стадии становления от боли физической, сопутствующей одинокому и не воспринимаемому окружающими существованию, до боли духовной, когда даже на страницах необычной книги, оказывается, есть место подлости, обману и даже убийству. К счастью, встреча внутри книги в сафьяновом переплете с Еленой, госпожой Натальей, служанкой Златаной, семьей Стонов, профессором позволяет ему найти тот путь, который свойственен честному и доброму человеку.

Герои романов Горана Петровича - невероятные существа, Дом без крыши, Книга, Остров, Собор, все они участвуют во всеобщем движении жизни, все они живые существа, все они дополняют нашу реальность тем, что оказывается скрытыми рамками техногенного мира. Попробуйте один из рецептов Златаны и, возможно, вы захотите встре-

титься с ней и ее окружением? Для этого достаточно открыть книгу, «Книгу с местом для свиданий!» [5].

Романы М. Павича и Г. Петровича заставляют задуматься о сути нашего внутреннего переживания реальности. Остановиться и попытаться оглядеться, восстановить нарушенный баланс духовного восприятия. Вырваться за рамки массового искусства и найти в себе частицу уникального, свойственного только собственному «Я». Особую грань данного факта подчеркивает и социально-политическая ситуация, через которую прошла Сербия в начале XXI века. Потрясения, выпавшие на долю сербского народа, с одной стороны, и обращение национальной литературы к поиску таких понятий, как добро и красота, с другой, делают феномен сербской литературы проводником в становлении новых ориентиров современной литературной традиции. Сербский народ нашел в себе силы выстоять перед ударами судьбы, найдите и вы себя, познакомившись с удивительными мирами современной сербской литературы.

Примечания:

1. Павич Милорад (15.10 1929 - 30.11. 2009). Югославский и сербский писатель, прозаик, поэт, переводчик. Представитель постмодернизма и магического реализма.

2. Петрович Горан (р. 1961 год). Сербский писатель, работает библиотекарем. В 2000 году получил видную литературную премию в Сербии, премию журнала «НИН».

3. Петрович, Г. Книга с местом для свиданий / Г. Петрович. - М.: Амфора, 2005. - С. 3.

4. Петрович, Г. Атлас, составленный небом / Г. Петрович. - М.: Амфора, 2005. - С. 163.

5. Один из рецептов служанки Златаны: Взять один килограмм стерляди, 'У килограмма репчатого лука, % килограмма свежих грибов, которые предварительно следует перебрать. Стерлядь очистить от острой чешуи тщательнее, чем другую рыбу, лучше всего сделать это, ошпарив ее кипящей водой и содрав потом кожу, жабры вынуть и выбросить, репчатый лук нарезать как можно тоньше, посолить, высыпать в % литра лучшего оливкового масла, и поставить тушиться на медленном огне. Когда лук будет наполовину готов, мелко нарезать грибы и поместить их в ту же посуду, что и лук. Когда лук превратится в кашицеобразную массу, положить на него нарезанную кусками рыбу и оставить ее вместе с луком на огне на две минуты, за это время посыпать рыбу небольшим количеством молотого красного и белого перца и слегка перемешать все деревянной ложкой. Затем залить рыбу горячей водой так, чтобы она оказалась полностью закрытой, и варить полчаса. Во время варки не мешать, а только несколько раз встряхнуть кастрюлю. Перед тем как снять ее с огня, посыпать рыбу мелконарезанной петрушкой и дать быстро прокипеть. После этого снять с огня, разлить по тарелкам и поставить на лед остывать! [6].

6. Петрович, Г. Книга с местом для свиданий / Г. Петрович. - М.: Амфора, 2005. - С.116-117.

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.