ОЧЕРКИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ
ESSAYS OF THE LIFE AND WORK OF GREAT PERSONS
УДК 159.9; 378
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПЕРСОНОЛОГИИ ВЫДАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ЛЕОНТЬЕВА И ЕГО РОЛИ В ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
(к 115-летнему юбилею)
Семёнов Игорь Никитович — профессор, доктор психологических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; e-mail: i_samenov@mail.ru
Введение: актуальность рефлексивной персонологии
и выдающейся личности А.Н. Леонтьева в контексте развития акмеологии Бурно развивающаяся на рубеже ХХ-ХХ1 вв. акмеология как интегра-тивная комплексная неклассическая наука (А.А. Деркач) возникла на трансдисциплинарном перекрёстке: возрастной (Н.А. Рыбников), педагогической (Н.В. Кузьмина) психологии профессиональной и управленческой деятельности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова), психологии труда (Е.А. Климов) психологии творчества и рефлексивной культуры (А.А. Деркач, И.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов) выдающихся личностей (А.А. Бодалёв, Л.Я. Рудкевич, И.Н. Семёнов), социальной и политической психологии организаций (А.А. Де-ркач, В.Г. Зазыкин, Р.Л. Кричевский, Л.А. Степнова). Синергическое взаимодействие этих дисциплинарных компонентов комплексной акмеологии базируется на методологии человекознания (Б.Г. Ананьев), позволяющей ассимилировать достижения социальных и психологических знаний в целях акмеоло-гического обеспечения (А.А. Деркач, Г.С. Михайлов) социальной практики
проектирования и управления организациями (А.А. Деркач, Ю.В. Синягин), а также личностно-профессионально-го роста субъектов (К.А. Абульханова, А.А. Деркач, Е.А. Климов, В.Н. Марков) разнотипных видов современной трудовой деятельности.
Одним из необходимых — для конструктивного развития акмеологии — направлений такой ассимиляции является использование (А.А. Деркач, 2004) фундаментального наследия одного из лидеров советской психологии ХХ века А.Н. Леонтьева. Ибо этот выдающийся в человекознании советский учёный с мировой известностью является создателем крупнейшей московской научной школы, развивающей и поныне в МГУ его общепсихологическую концепцию мотивационно-структурной организации предметной деятельности как важнейшего психологического условия формирования личности и её сознания в процессе социальных взаимодействий в общественных системах: производства, управления, образования, науки, культуры. Этим определяется целесообразность обращения к рефлексивно-персонологическому изучению творчества А.Н. Леонтьева в контексте развития современной акмеологии.
РЕЗЮМЕ
Рефлексивная персонология выдающейся личности Алексея Николаевича Леонтьева, анализ его роли в становлении и развитии человекознания, отечественной психологии, акмеологии.
Ключевые слова: Алексей Николаевич Леонтьев, рефлексивный анализ жизнедеятельности, акмеологический подход.
В связи со 115-летним юбилеем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) актуальным является исследование его жизненного пути и научно-профессиональной деятельности с учётом малоизученных креативно-науковедческих и рефлексивно-акмео-логическх аспектов. Фундаментальные достижения теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, учитывались в различных психологических концепциях, в том числе в научных школах психологии научного творчества М.Г. Ярошевского и психологии творческого мышления Я.А. Пономарёва, а также позднее — в общей и рефлексивной акмеологии развития профессионального мастерства (К.А. Абульханова, А.А. Бодалёв, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Р.Л. Кричевский, А.К. Маркова, И.Н. Семёнов, Ю.В. Синягин, Л.А. Степнова и др.). По инициативе создателя московской школы акмеологии А.А. Деркача, посвятившего специальную работу влиянию концепции деятельности А.Н. Леонтьева на развитие акмеологии, в РАГС в 2003 г. была проведена научная конференция в связи с его 100-летним юбилеем, где обсуждались различные аспекты влияния его идей на акмеологическую проблематику. В продолжение этого почина и в связи со 115-летием со дня рождения А.Н. Леонтьева охарактеризуем эволюцию его жизнедеятельности и сосредоточимся на изучении его роли в формировании отечественной психологии и акмеологии творчества и профессиональной деятельности выдающихся личностей.
Ключевые эпохи жизненного пути и профессиональной
деятельности А.Н. Леонтьева
Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева — как и развитие им психологической теории деятельности — многократно анализировались в отечественной психологии и философии (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова, 2005, с. 429-431; Семёнов, 2009, 2014; Юдин, 1978 и др.). Поэтому ограничимся выделением основных эпох жизнетворчества выдающейся личности А.Н. Леонтьева как акмео-лого-персонологической предпосылки науковедческого изучения его концепции креативного мышления и творческой деятельности, достижения которой оказали существенное влияние на развитие общей и рефлексивной акмеологии профессионального мастерства и рефлексивной культуры человека (Абульха-нова, Деркач, Семёнов и др., 1994; Де-ркач, Семёнов, Балаева, 2005; Деркач, Семёнов, Степанов, 1998). В целях пер-сонологической полноты анализа социокультурной панорамы инновационной деятельности А.Н. Леонтьева актуальным является исследование его жизнетворчества с учётом ряда до сих пор недостаточно изученных науковедческих, креативных, рефлексивных, эргономических, акмеологическх аспектов, аналогично тому, как ранее нами была эксплицирована логика зарождения акмеологии в трудах по психофизиологии творчества Н.Я. Пэрны (см.: Деркач, Семёнов, Балаева, 2005) и — становления эргономики при инженерно-психологическом изучении оперативной деятельности (Алексеев, Семёнов, 1977; Мунипов, Алексеев, Семёнов, 1979). При этом используем рефлексивно-акмеологичес-кий опыт изучения нами персонологии ряда российских выдающихся психологов: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Я.А. Пономарёва, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М.Г. Ярошевского, в том числе ряда создателей: эргономики — Н.Г. Алексеева, В.П. Зинченко, В.М. Му-нипова, методологии — И.С. Ладен-ко, В.М. Розина, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и акмеологии — В.Г. Асеева, А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Н.Я. Пэрны (Деркач, 2004; Деркач, Семёнов, Балаева, 2005; Семёнов, 2009, 2014, 2015). Обратимся к анализу жизненного пути А.Н. Леонтьева и эволюции его научной деятельности.
В целом жизненный путь и научно-организационная деятельность
А.Н. Леонтьева дифференцируется на следующие ключевые эпохи его лич-ностно-профессионального развития.
Первая — образовательная — эпоха (1903-1924) включает в себя допрофес-сиональное становление его личности: домашнее воспитание в семье крупного чиновника Н.В. Леонтьева (который работал по финансовой части в системе кинематографии) и учёбу в 1-м московском реальном училище для подготовки в будущем к инженерной деятельности, а также поступление на философское отделение факультета общественных наук МГУ, специализация у Г.И. Чел-панова в Психологическом институте при МГУ, где А.Н. Леонтьев рекомендован для подготовки к профессорскому званию и поступает в аспирантуру, при этом слушая лекции в других вузах Москвы.
Во второй — культурно-исторической — эпохе (1925-1931) он, работая в ряде московских вузов и в Психологическом институте, сотрудничает с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия в разработке культурно-исторической психологии, публикуя на её основе в 1931 г. фундаментальную монографию по развитию памяти как высшей психической функции (Леонтьев, 1983), которая удостоилась премии Главнауки. При этом А.Н. Леонтьев экспериментально исследует развитие памяти у 1200 испытуемых, охватывая все основные возрасты: дошкольников, школьников и студентов, что корреспондировало с высказанной в 1928 г. идеей Н.А. Рыбникова о необходимости создания акмеологии как науки о возрастном становлении взрослых.
Третья — раннедеятельностная — эпоха (1932-1936) состоит из руководимых А.Н. Леонтьевым поисковых теоретико-экспериментальных исследований психических действий (в восприятии, памяти, мышлении и т.д.) в Харьковской психоневрологической академии, что послужило эмпирическим заделом для ряда положений будущей теории деятельности. Работая в Москве во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ), он в 1936 г. по совокупности работ получает степень кандидата биологических наук и руководит диссертационными исследованиями познавательных процессов своих последователей в Харькове (В.И. Ас-нин, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Г. Луков и др.).
В четвертую — психогенезную — эпоху (1937-1951) А.Н. Леонтьев заве-
дует лабораторией развития психики в Психологическом институте и читает — по приглашению С.Л. Рубинштейна — лекции в вузах Ленинграда, где в Педагогическом институте им. Н.К. Крупской заведует кафедрой психологии и защищает в 1940 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена докторскую диссертацию по проблемам развития психики (оппоненты — ведущие учёные: Л.А. Орбели, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов). Во время войны профессор МГУ А.Н. Леонтьев участвует в обороне Москвы, организует эвакуацию в Ашхабад Психологического института и кафедры психологии МГУ. Затем он руководит в Свердловской области военным госпиталем, где вместе с майором медицинской службы П.Я. Гальпериным и А.В. Запорожцем проводит психофизиологические исследования по восстановлению функций после ранений. Их результаты в 1945 г. обобщены в совместной монографии А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца (Леонтьев, 1983, Т. 2. С. 31-42). После войны А.Н. Леонтьев, заведуя в Психологическом институте отделом детской психологии и преподавая в МГУ, ведёт исследования также в Академии педагогических наук РСФСР; в 1945 г. он был избран членом-корреспондентом и в 1950 г.-академиком), что обобщено в книгах «Очерк развития психики» (Леонтьев, 1947), «Умственное развитие ребёнка» (Леонтьев, 1950) и ряде фундаментальных статей (Леонтьев, 1983. Т. 1).
Пятая — общепсихологическая — эпоха (1951-1965) начинается с его перехода в 1951 г. (вместе с П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Ю.В. Котеловой, А.Р. Лурия, З.А. Решетовой, Н.Ф. Талызиной) из Психологического института в МГУ. Здесь он — после С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова (см. о них: Семёнов, 2009; 2016) — заведует кафедрой и отделением психологии на философском факультете, руководя исследованиями механизмов деятельности в экспериментах по ощущению, восприятию, мышлению, а также по инженерной психологии автоматизации управления (Леонтьев, 1954, 1955). Кульминацией этой эпохи является издание в 1959 г. его обобщающего труда «Проблемы развития психики» (1983, Т. 1), за который в 1963 г. он получил Ленинскую премию. Это позволило А.Н. Леонтьеву выстроить стратегию на полноценное институциональное строительство психологической науки в стране через
создание в обозримом будущем факультета психологии МГУ и Института психологии в системе АН СССР.
Шестая — факультетская — эпоха (1966-1971) начинается с научно-организационной деятельности А.Н. Леонтьева по открытию весной 1966 г. психологического факультета МГУ и по руководству подготовкой и проведением (с А.Р. Лурия, А.А. Смирновым, О.К. Тихомировым) первого в стране 18-го международного конгресса по психологии. Развивая эти институциональные достижения отечественной психологической науки, А.Н. Леонтьев становится также сотрудником — руководимого его бывшим аспирантом (а в то время уже крупным историком человекознания) М.Г. Ярошевским — сектора психологии научного творчества в Институте истории естествознания и техники (ИИЕиТ) АН СССР. Параллельно А.Н. Леонтьев участвует в развитии инженерной психологии и нарождающейся в стране эргономики (Зинченко, Леонтьев, Ломов, Мунипов, 1972; Ерёменко и др., 1966).
Седьмая — интегративная — эпоха (1972-1979) начинается с того, что после открытия в конце 1971 г. во главе с Б.Ф. Ломовым Института психологии АН СССР (куда перешёл со своими сотрудниками доцент МГУ О.К. Тихомиров), А.Н. Леонтьев сосредоточивается на теоретическом обосновании в 1975 г. своей деятельностной концепции в фундаментальном труде «Деятельность. Сознание. Личность» (Леонтьев, 1983. Т. 2. С. 94-31). При этом он способствует развитию фундаментальной науки, поддерживая, например, организацию в 1978 г. его учениками Я.А. Пономарёвым, Н.Г. Алексеевым, И.Н. Семёновым Всесоюзной секции «Психология творчества» (Пономарёв, Алексеев, Семёнов, 1979) Общества психологов СССР, где А.Н. Леонтьев был членом Президиума, а также развитию прикладного человекознания, руководя с П.Я. Гальпериным разработкой сотрудниками факультета (Н.Н. Костюков, Н.Н. Нечаев, А.И. Подольский, З.А. Решетова и др.) эффективных психотехнологий профессионального обучения ракетчиков войск стратегического назначения в системе военной инженерной психологии. Помимо всего этого А.Н. Леонтьев заботился о популяризации психологических знаний, редактируя (Гиппенрей-тер, Леонтьев, 1974) переводы трудов зарубежных психологов (Бартлет, Валлон, Заззо, Пиаже, Фресс и др.), участвуя в энциклопедиях в качестве автора
ряда принципиальных статей (О человеке, Психология личности, Мышление, Научение, Речь, Психика, Психология и др.) в «Философской энциклопедии», «Детской энциклопедии», «Большой советской энциклопедии» и курируя в них психологию и педагогику.
Сосредоточимся на изучении некоторых недостаточно изученных аспектов творчества А.Н. Леонтьева, важных для анализа взаимодействия его научной школы с другими школами, в особенности со школой С.Л. Рубинштейна (разработавшего принцип деятельности на рубеже 1930-1940-х годов) и ряда последователей культурно-деятельнос-тного направления Л.С. Выготского —
A.Р. Лурия и А.Н. Леонтьева (А.Г. Ас-молов, Ф.Е. Василюк, П.Я. Гальперин,
B.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.А. Иван-ников, В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, А.А. Пузырей, В.В. Рубцов, И.Н. Семёнов, С.Д. Смирнов, Н.Ф. Талызина, О.К. Тихомиров, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, М.Г. Ярошевский), которые не только теоретически развили его идеи в своих оригинальных концепциях, но и эффективно адаптировали де-ятельностный подход к образовательной и эргономической практике.
В связи с этим обратимся к анализу двух таких недостаточно изученных в историко-научной литературе направлений наследия А.Н. Леонтьева, как его оригинальные исследования мыслительной деятельности и научного творчества выдающихся личностей, а также их влияния на развитие общей и рефлексивной акмеологии профессионального мастерства, что оказало эвристическое воздействие на трансформацию классической психологии труда в современную акмеологию и организационную психологию. При этом будем опираться не только на литературные источники, но также и на опыт личного общения с А.Н. Леонтьевым по линии исследования и формирования продуктивного мышления в МГУ, изучения психологии научного творчества в ИИЕиТ, построении разработки методологии эргономики в ВНИИТЭ и изучении проблем акмеологии профессиональной деятельности и мастерства в РАНХиГС.
Экзистенциально-профессиональное
влияние А.Н. Леонтьева на развитие общей и рефлексивной психологии творчества
О выдающемся психологе, профессоре А.Н. Леонтьеве я впервые узнал в июне 1963 г., когда пришёл на фило-
софский факультет МГУ для поступления на отделение психологии. Здесь я увидел большой портрет корифея с сообщением о присуждении ему Ленинской премии за фундаментальный труд «Проблемы развития психики» (1959). Возможность познакомиться ближе с этим ярким, мудрым человеком и профессионалом в области человекознания представилась мне на 3-4-м курсах при еженедельном чтении им интереснейшего университетского курса лекций по общей психологии (Леонтьев, 2000).
Как лектор, он производил восхищающее и вдохновляющее впечатление. Его внешний облик, манера яркой и захватывающей публичной речи, интригующая логика изящных рассуждений и акцентирующая их смысл артистическая жестикуляция, умный пронизывающий взгляд, погружающий тебя в трепет перед раскрываемой панорамой таинственных и загадочных психических явлений, — всё это в моём сознании неофита ассоциировалось с загадочным образом Мефистофеля. Напористо начиная лекцию, проблемно по нарастающей её продолжая, аргументируя логику доказательств эмпирическими примерами, А.Н. Леонтьев подводил внимание слушателей к кульминации и вдруг делал многозначительную рефлексивную паузу для того, чтобы тихим-тихим голосом «инсайтно» сформулировать разрешение проблемного содержания всей лекции. От него исходила завораживающая магия всезнающего мудреца, который раскрывал — вместе с тобой в сотворчестве — врата в Храм Науки, побуждая тебя к открытиям загадок и тайн Психологии.
Теоретические положения лекций А.Н. Леонтьева были порой трудны для понимания юному неофиту в психологии. Поэтому студенты просили его ассистента О.К. Тихомирова и руководителей наших дипломов (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгар-ник, Ю.В. Котелова, М.С. Лебединский, А.Р. Лурия, З.А. Решетова, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.) пояснять сложные и ключевые положения теории деятельности. Относительно теоретико-экспериментального изучения А.Н. Леонтьевым психологии продуктивного мышления и творческой деятельности пояснения нам давали приглашённые им в МГУ для чтения весной 1967 г. спецкурса «Психология научного творчества» М.Г. Ярошевский и его ассистенты Я.А. Пономарёв и Н.Г. Алексеев, которые также были студентами А.Н. Леонтьева на рубеже 1940-1950-х годов.
В отличие от широко известных фундаментальных трудов А.Н. Леонтьева (1983. Т. 1 и Т. 2) по общей, возрастной, социальной, инженерной, педагогической психологии недостаточно изучено его влияние на становление отечественной психологии научного творчества (М.Г. Ярошевский, Я.А. Пономарёв, Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин) и рефлексивного мышления (В.В. Давыдов, А.З. Зак, В.А. Лефевр, И.Н. Семёнов, В.И. Слобод-чиков), а также методологии эргономики (Э.Г. Юдин, Н.Г. Алексеев, В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, И.Н. Семёнов, Б.Г. Юдин). Историко-научное изучение этой проблематики опирается на социокультурный анализ нами профессиональной деятельности А.Н. Леонтьева в тех сферах, где он сотрудничал в науковед-ческих (БСЭ, ИИЕиТ) и эргономических (МГУ, ВНИИТЭ) институциях и где мне посчастливилось в то время участвовать в обсуждении его фундаментальных докладов (многие из которых, к сожалению, не были опубликованы). Поэтому в данном разделе статьи прибегнем к методологическому принципу дополнительности, согласно которому объективная науковедческая рефлексия деятельности А.Н. Леонтьева в этих — инновационных для того времени (1960-1970-е годы) — сферах человекознания дополняется моей авторской субъективной экзистенциальной рефлексией сотворческого общения с ним его коллег в этих передовых научных институциях.
Важно отметить, что проблематику психологии творчества А.Н. Леонтьев изучал в течение всей своей научной деятельности. В юности он интересовался творчеством в сфере техники, литературы, искусства, театра и кино. Среди книг по искусствознанию сильное впечатление на него произвели рукописи Л.С. Выготского о пьесе «Гамлет» и «Психологии искусства» (своё «Предисловие» к ним А.Н. Леонтьев опубликовал лишь в 1965 г.). Став в 1951 г. в МГУ заведующим кафедрой психологии (см. о ней: Семёнов, 2012), он поддержал поисковые эксперименты соратника по культурно-исторической школе П.Я. Гальперина (см. о нём: Семёнов, 2012, 2014, 217), который — в русле своего формирующего подхода к изучению психики — начал проводить вместе с коллегами (Я.А. Пономарёв, Ю.Б. Гип-пенрейтер) опыты по исследованию ориентировки в условиях решения задач «на смекалку» или «на соображение», что было им обобщено гораздо позже (Гальперин, Данилова, 1981).
Позднее А.Н. Леонтьев проанализировал проблематику творческого мышления (Леонтьев, 1954) и с этих теоретических позиций обобщил опыт экспериментального исследования решения нестандартных задач (Леонтьев, Пономарёв, Гиппенрейтер, 1981). В развитие этих исследований в 1960 г. под редакцией А.Н. Леонтьева была издана первая в стране теоретико-экспериментальная монография Я.А. Пономарёва «Психология творческого мышления». Свою же концепцию творческого мышления П.Я. Гальперин опубликовал в знаменитой статье о психологии мышления с позиций теории поэтапного формирования умственных действий в сборнике «Исследование мышления в советской психологии» (М.: Наука. 1966).
В середине 1960-х годов с учётом этих достижений в МГУ была начата работа двух групп экспериментальных исследований:
1) О.К. Тихомирова и Э.Д. Телегиной — по общепсихологическому изучению эвристического мышления под руководством А.Н. Леонтьева;
2) Л.Ф. Обуховой и И.Н. Семёнова — по психолого-педагогическому формированию творческого мышления под руководством П.Я. Гальперина, что послужило экспериментальной базой (Семёнов, 1979, 2012) для развёртывания мною позднее при поддержке его и А.Н. Леонтьева психологического изучения роли рефлексии в творческом мышлении методом нормативного анализа познавательной деятельности (Семёнов, 1977) на материале дискурсивного решения задач «на соображение».
Будучи учеником П.Я. Гальперина, я также работал лаборантом и вёл исследование эвристик у О.К. Тихомирова в его группе когнитивной инженерной психологии, курируемой А.Н. Леонтьевым, который живо интересовался нашими экспериментами по эвристике (Э.Д. Телегина, В.А. Терехов, Ю.В. Виноградов, Л.П. Гурьева, И.Н. Семёнов) и участвовал в их научном обсуждении. Свои идеи о творческом мышлении А.Н. Леонтьев развивал в 1960-1970-х годах в лекциях по общей психологии (Леонтьев, 2000), на которых сформировалось наше поколение Леон-тьевской школы специалистов по изучению мышления, деятельности и личности, ставших потом профессорами МГУ и ряда столичных вузов (М.К. Акимова, Н.А. Аминов, Т.Ф. Базылевич, Е.М. Борисова, Б.С. Братусь, И.А. Васильев,
Н.Н. Костюков, Л.М. Митина, А.К. Ос-ницкий, И.Н. Семёнов, С.Д. Смирнов, Е.Т. Соколова, Ю.К. Стрелков и др.). Позднее в русле идей А.Н. Леонтьева мышление как деятельность исследовалось О.К. Тихомировым с позиций концепции о её смысловой структуре (Тихомиров, 1975) в созданной им в МГУ научной школе (Ю.Д. Бабаева, Н.Б. Берё-занская, И.А. Васильев, Ю.Е. Виноградов, Л.П. Гурьева, В.В. Знаков, Т.В. Корнилова, В.Е. Клочко, Э.Д. Телегина, В.А. Терехов и др.)
В августе 1966 г. все студенты под руководством А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, О.К. Тихомирова участвовали вместе с преподавателями в подготовке и проведении 18-го Международного психологического конгресса, проходившего в МГУ, где обсуждались, в частности, актуальные проблемы психологии мышления и творчества, а также истории и методологии человекозна-ния. Откликаясь на интерес студентов к этой проблематике, А.Н. Леонтьев сообщил мне в декабре 1966 г. после заседания НСО, что он пригласил профессора М.Г. Ярошевского из Института истории естествознания и техники (ИИЕиТ) АН СССР прочитать в МГУ спецкурс по психологии творчества весной 1967 г. На этом спецкурсе я познакомился также с ассистентами М.Г. Ярошевского, его сотрудниками по ИИЕиТ — классиком отечественной психологии творчества Я.А. Пономарёвым и методологом мыслительной деятельности Н.Г. Алексеевым, с которыми мы потом более 30 лет сотрудничали в области науковедения и методологии человекоз-нания, эргономики и педагогики (Алексеев, Семёнов, 1977; Пономарёв и др., 1979, 1988).
По рекомендации А.Н. Леонтьева и О.К. Тихомирова я поступил в 1968 г. стажёром-исследователем в аспирантуру руководимого М.Г. Ярошевским сектора психологии научного творчества ИИЕиТ АН СССР. Выстраивая стратегию создания в системе Академии наук самостоятельного института психологии, А.Н. Леонтьев (консультировавший во время войны в Ашхабаде диссертационное исследование М.Г. Ярошевского по психологии творчества А.А. Потеб-ни) вскоре стал также сотрудником этого сектора в ИИЕиТ по приглашению его директора, академика Б.М. Кедрова, который в качестве историка и методолога естествознания специально изучал психологию научных открытий и интересовался процессами решения
творческих проблем и задач. Запомнились энциклопедически фундаментальные и артистически яркие выступления А.Н. Леонтьева на заседаниях сектора и оригинальные доклады на учёном совете по проблематике научного и художественного творчества, лишь небольшая часть которых отражена в его немногих публикациях по психологии научно-творческой деятельности (Леонтьев, 1967, 1969, 1971, 1981 и др.).
В этот период А.Н. Леонтьев — автор ряда энциклопедических статей (Психика, Психология, Речь, Мотивы, Научение, Мышление, Парапсихология и др.) в 1940-1970-х годах и авторитетный консультант энциклопедий — оказал поддержку относительно публикации в БСЭ ряда заказанных мне Э.Г. Юдиным принципиальных статей («Вюрцбургская школа», «Душа», «Гениальность», «Желание», «Индивидуальность»), в том числе о творчестве его учителя и друга Л.С. Выготского и философа О. Кюльпе (БСЭ, Семёнов, 1972-1973).
Следует отметить глубокий фило-софско-методологический смысл на-уковедческого и искусствоведческого анализа А.Н. Леонтьевым проблем психологии творчества, что концептуально выходило за парадигматику предмет-но-деятельностного подхода (Семёнов, 2014) в более объёмный социокультурный контекст порождения и развития инноваций. Рефлексия этих идей позднее чувствуется в изучении М.Г. Яро-шевским (1971) категориального строя теоретической психологии, Я.А. Пономарёвым (1988) — методологии психологического знания, Н.Г. Алексеевым и И.Н. Семёновым (1977) — методологии инженерной психологии и эргономики оперативной деятельности (а также в 1990-2000-е годы — культурно-де-ятельностной методологии рефлексивно-творческого мышления и акмеологии оптимизации деятельности и развития профессионализма — см.: Деркач, Семёнов, Балаева, 2005).
Благодаря усилиям А.Н. Леонтьева и Б.Ф. Ломова, в конце 1971 г. открылся Институт психологии АН (ИПАН) СССР, куда по его приглашению перешёл Я.А. Пономарёв для общепсихологического изучения творчества. В это же время Н.Г. Алексеев перешёл в ГЦОЛИФК для исследования и развития шахматного творчества, а я — по приглашению Н.Ф. Талызиной — в МГУ для психолого-педагогического формирования творческого мышления. При этом М.Г. Яро-шевский взял в ИИЕиТ курс на развитие
социальной психологии научных коллективов, отталкиваясь от системной методологии творчества (Алексеев, Пономарёв, Юдин, 1971)) и онтопси-хологического развития А.В. Петровским (1982) концепции деятельности
A.Н. Леонтьева (см. о них: Семёнов, 2014, 2015) и его идей о научном и художественном творчестве (Леонтьев, 1969, 1991). В 1980-е годы это привело к созданию М.Г. Ярошевским в ИИЕиТ научной школы социальной психологии науки (П.П. Аллахвердян, Е.П. Белкин, Е.А. Володарская, М.С. Иванов,
B.П. Карцев, Т.Д. Марцинковская, В.В. Умрихин, А.В. Юревич и др.).
Вернувшись в МГУ на кафедру педагогики факультета психологии, которой руководила Н.Ф. Талызина, я получил возможность, выполняя поручения декана А.Н. Леонтьева, изучать стиль его эффективного руководства научным коллективом психологов и стратегического планирования развития университетских научных исследований в сфере педагогической и инженерной психологии.
В общепсихологическом аспекте в МГУ нами велось теоретико-экспериментальное исследование рефлексивных механизмов творческого мышления, с учётом которых в психолого-педагогическом плане разрабатывались приёмы формирования решения нестандартных задач «на соображение», в том числе в контексте программированного обучения (Подгорецкая, Семёнов, Черни-нилов, 1972), которое реализовывало инженерно-кибернетическую ориентацию в образовательной практике, что критиковалось с позиций психологии деятельности (Леонтьев, Гальперин, 1965). Полученный опыт был использован нами в организованной системным философом Э.Г. Юдиным лаборатории методологических исследований деятельности ВНИИ технической эстетики при разработке с ним и Н.Г. Алексеевым (Алексеев, Семёнов, 1977) проблем методологии эргономики, начало изучения которой было заложено А.Н. Леонтьевым с другими лидерами инженерной психологии (Зинченко, Леонтьев, Ломов, Мунипов, 1972). При этом нами продолжалось общепсихологическое изучение рефлексивности творческого мышления, в том числе на материале исследований поиска и принятия решений. Результаты этих пилотажных экспериментов публиковались в сборниках, формировавшихся под редакцией А.Н. Леонтьева в МГУ и ВНИИТЭ (Семёнов, 1976, 1977; Семёнов, Сиротина, Зарецкий, 1977). Участ-
вуя в стратегических разработках по инженерной психологии и эргономике, А.Н. Леонтьев тем самым использовал свой огромный авторитет для научно-организационного обеспечения развития в стране этих важных для практики инновационных направлений современной психологии труда. Параллельно с этим, на рубеже 1960-1970-х годов А.Н. Леонтьев участвовал также в организации ещё одного — науковедческого — инновационного направления в человекозна-нии, которое формировалось М.Г. Яро-щевским в секторе психологии научного творчества в ИИЕиТ АН СССР.
Наряду с этим А.Н. Леонтьев активно участвовал в развёртывании методологии инженерной психологии в МГУ (формируя группы В.Я. Дубровского, А.И. Назарова, О.К. Тихомирова, у которого я изучал эвристики человека — см.: Семёнов, 2013), а также методологии эргономики (Зинченко, Леонтьев, Ломов, Лурия, 1972). Следует отметить широту теоретических взглядов и стратегическую прозорливость А.Н. Леонтьева относительно грядущих перспектив дальнейшего развития проблематики психологии деятельности во взаимодействии с другими сферами человекоз-нания — философией, методологией, социологией, педагогикой, кибернетикой, информатикой, эргономикой.
Интенсивно разрабатывая в 1970-е годы общепсихологическую теорию деятельности в контексте обобщения проблем орудийно-знакового опосредования развития психики взаимодействием сознания и личности (Леонтьев, 1972), он поддерживал развитие других направлений изучения методологии деятельности. Одно из таких методологических направлений было связано с разработкой В.А. Лефевром (см. о нём: Семёнов, 2017) кибернетико-математи-ческих средств логико-психологического изучения рефлексии в контексте инженерной психологии, а другое — с разработкой теоретических основ изучения в секторе М.Г. Ярошевского научно-профессионального творчества в контексте науковедения.
Роль А.Н. Леонтьева в становлении
психологии творчества и изучении научной профессиональной деятельности
Проблематикой творчества А.Н. Леонтьев интересовался почти во все периоды своего пути в науке: от юношеских увлечений техникой и искусством до изучения в своём зрелом творчестве
продуктивного мышления и креативной деятельности в науке и искусстве. Однако на рубеже 1960-1970-х годов ему всё же довелось изучать эту проблематику на официальной службе в ИИЕиТ АН СССР, куда он был приглашён его директором — большим энтузиастом психологии творчества — академиком Б.М. Кедровым. В 1967 г. в ИИЕиТ был организован сектор психологии научного творчества бывшим (в военные годы) аспирантом А.Н. Леонтьева — а в то время уже крупным историком психологии и теоретиком науковедения — М.Г. Ярошевским. Имевший два высших образования (философско-пси-хологическое и биолого-медицинское) блестящий знаток истории естествознания и человекознания, А.Н. Леонтьев органично вписался своими исследованиями научного и художественного творчества в междисциплинарное и системно-методологическое изучение инновационных проблем науковедения. Его энтузиастами были: директор, академик Б.М. Кедров (интересовавшийся психологией решения творческих проблем); заместитель директора, историк биологии С.Р. Микулинский; историк психофизиологии М.Г. Ярошевский и сотрудники сектора: методолог Н.Г. Алексеев, психологи Я.А. Пономарёв, И.Н. Семёнов, этнограф Б.А. Фролов. Работая в этом секторе, А.Н. Леонтьев вёл исто-рико-научные и теоретико-науковедчес-кие исследования по изучению научного и художественного творчества. С их интереснейшими (я как аспирант сектора — восхищенный тому свидетель!) фи-лософско-методологическими и истори-ко-культурологическими предпосылками и психолого-науковедческими обобщениями он выступал с докладами на заседаниях сектора и учёного совета ИИЕ-иТ. Их содержание, к сожалению, тогда не стенографировалось и лишь малой толикой отразилось в научной печати (Леонтьев, 1967, 1969, 1971, 1981 и др.), но всё-таки сумело оказать существенное влияние на становление в стране психологии творчества в последующих трудах М.Г. Ярошевского, Э.Г. Юдина, Я.А. Пономарёва, Н.Г. Алексеева, И.Н. Семёнова и др. (см. о них: Семёнов, 2014, 2015). Помимо теоретических проблем психологии творчества (Алексеев, Пономарёв, Юдин, 1971) А.Н. Леонтьев интересовался также проводимыми в ИИЕиТ и МГУ экспериментами по моделированию интуитивных (Я.А. Пономарёв) и рефлексивных (И.Н. Семёнов) механизмов творческого мышления
(Пономарёв, Алексеев, Семёнов 1979; Семёнов, 1977) с теоретическо-деятель-ностных позиций и в контексте проблематики моделирования в психологии (Леонтьев, Джафаров, 1973; Семёнов 1971 и др.). Эти исследования продуктивного мышления — начатые в МГУ в научных школах П.Я. Гальперина и А.Н. Леонтьева — велись параллельно с логико-психологическим изучением мышления под руководством С.Л. Рубинштейна (1958, 1960).
В 1950-е годы в научной школе С.Л. Рубинштейна (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Бруш-линский, А.М. Матюшкин, В.Н. Пушкин, Д.Б. Богоявленская и др.) были проведены эксперименты по изучению мышления на материале решения учебных геометрических задач, отталкиваясь от работ гештальт-психолога М. Верт-гаймера. В отличие от этого, в развитие опытов по продуктивному мышлению гештальтистов М. Вертгаймера и К. Дункера, в школах П.Я. Гальперина и А.Н. Леонтьева их студенты Я.А. Пономарёв и Ю.Б. Гиппенрейтер стали проводить в 1950-х годах в МГУ эксперименты по изучению механизмов решения творческих задач (Леонтьев, Пономарёв, Гиппенрейтер, 1981). Эти опыты позднее были продолжены в школе П.Я. Гальперина (Гальперин, Данилова, 1981) его учениками: в 1960-е годы — Л.Ф. Обуховой и И.Н. Семёновым, в 1970-е годы — Б.Д. Элькониным, А.А. Веселовым, в 1980-е годы — В.Л. Даниловой, Н.Р. Котик и другими (см.: Семёнов, 2017).
В научной школе А.Н. Леонтьева под его редакцией выходит в 1960 г. первая в стране теоретико-экспериментальная монография по «Психологии творческого мышления» Я.А. Пономарёва. При этом А.Н. Леонтьев проявил гражданское мужество, ибо ветеран войны Я.А. Пономарёв пережил в ней плен и по идеологическим условиям того послевоенного времени смог устроиться лишь зоопсихологом в Уголке им. Дурова. При поддержке А.Н. Леонтьева с большим трудом Я.А. Пономарёва взял на работу директор Психологического института АПН РСФСР академик А.А. Смирнов — научным сотрудником в лабораторию психологии школьника во главе с Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Здесь, опираясь на труды А.Н. Леонтьева (1950, 1954), Я.А. Пономарёв стал исследовать закономерности умственного развития и формирования внутреннего плана действий, продолжая также изучать механизмы творческого
мышления (Пономарёв, 1960). По этой же идеологической причине — шлейфа «бывшего военнопленного» — приглашение Я.А. Пономарёва академиком Б.М. Кедровым в ИИЕиТ и М.Г. Яро-шевским в сектор психологии научного творчества также было для обоих связано с карьерным риском — как и для
A.Н. Леонтьева, который поддерживал защиты кандидатской и докторской диссертаций Я.А. Пономарёвым, изучавшим психологию не только научного, но и художественного творчества (см. о нём: Семёнов, 2014, 2015).
Традиция изучения психологии способностей и этих обоих видов творчества восходит к трудам Л.С. Выготского (Выготский, 1930) и к их дальнейшему развитию А.Н. Леонтьевым (Леонтьев, 1960, 1967, 1991 и др.). Это изучение велось им в нескольких направлениях:
1) восприятие киноискусства при сотрудничестве с С.М. Эйзенштейном до войны;
2) создание и восприятие литературных произведений, начало чему было положено сотрудничеством с Л.С. Выготским (см. предисловие А.Н. Леонтьева к его «Психологии искусства») и продолжено после войны при изучении художественного творчества (Леонтьев, 1983, 1991)
3) теоретико-экспериментальное исследование психологии продуктивного мышления (Леонтьев, 1954; Леонтьев, Пономарёв, Гиппенрейтер, 1981) в сравнении с логическим (Леонтьев, 2003);
4) теоретический анализ творческого мышления учёных, выдающихся креативных личностей и научной деятельности в контексте науковедения (Леонтьев, 1967, 1969; 1982) при сотрудничестве с сектором М.Г. Ярошев-ского (Н.Г. Алексеев, Я.А. Пономарёв, И.Н. Семёнов, Э.Г. Юдин);
5) методологический анализ логики развития человекознания и науковедчес-кая рефлексия теоретических основ психологического знания (Леонтьев, 1971; Семёнов, 2015);
6) теоретический анализ эвристического мышления в контексте автоматизации научно-технического прогресса и компьютеризации творческой деятельности в современной культуре (Леонтьев, 1961; Леонтьев, Панов, 1961) при сотрудничестве с Д.Ю. Пановым и О.К. Тихомировым и его научной школой (Е.Д. Телегина, В.А. Терехов, Ю.Е. Виноградов, Бабаева Л.П. Гурьева,
B.Е. Клочко, Т.В. Корнилова, В.В. Знаков, И.А. Васильев, И.Н. Семёнов и др.),
которая развивалась не только в МГУ (в инженерно-психологической группе по психологии эвристики), но также и в организованных им позднее лабораториях мышления в МГУ и интеллектуальной деятельности (Тихомиров, 1976) в открытом в 1971 г. Институте психологии АН СССР по приглашению его директора общего и инженерного психолога Б.Ф. Ломова.
Заключение: значение человекознания А.Н. Леонтьева
для психологии и акмеологии
На протяжении сорока лет А.Н. Леонтьев был не только крупным учёным-исследователем в области общей, возрастной, педагогической, инженерной психологии и педагогики, но и ведущим организатором психологической науки — одним из лидеров отечественного человекознания. За научную и общественную деятельность он был награждён: в 1963 г. Ленинской премией, в 1970 г. — Ломоносовской премией I степени, а также орденами и медалями СССР, медалью Министерства просвещения им. К.Д. Ушинского.
В историко-научном плане важно подчеркнуть, что наследие А.Н. Леонтьева плодотворно развивается его многочисленными учениками и последователями на факультете психологии МГУ при сменивших его деканах А.А. Бо-далёве, Е.А. Климове, А.И. Донцове, Ю.П. Зинченко. Фундаментальные труды А.Н. Леонтьева конструктивно используются в различных областях современного человекознания, в том числе в психологии творчества и акмеологии профессиональной деятельности и развития выдающихся личностей.
Завершая рефлексивную персоно-логию выдающейся личности Алексея Николаевича, следует подчеркнуть не только его творческие и лидерские способности, но и сильный и смелый характер. Так, в начале войны он уже 40-летним учёным записался добровольцем на фронт, где участвовал в обороне Москвы, а после войны с риском для карьеры спас опального С.Л. Рубинштейна от увольнения с кафедры психологии идеологического философского факультета МГУ. Руководя в течение 30 лет подготовкой психологических кадров в МГУ, А.Н. Леонтьев по-отечески заботился о студентах и аспирантах в непростое послевоенное время и взрастил крупнейшую в стране московскую психологическую школу. В этой школе А.Н. Леонтьева сформи-
ровался ряд ведущих учёных (Л.И. Бо-жович, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, Б.В. Зейгарник, Д.Б. Эльконин), в том числе академиков АПН СССР и РАО (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.Н. Ждан, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, Н.Н. Нечаев, Я.А. Пономарёв, В.В. Рубцов, Н.Ф. Талызина, М.Г. Ярошевский).
В целом в творческом наследии А.Н. Леонтьева дифференцируются все основные аспекты психологического познания: историко-научный, философско-методологический, концептуально-теоретический, инструментально-методический, познавательно-исследовательский, практико-прикладной, научно-организационный, учебно-образовательный и культурно-просветительский.
Созданная им концепция психологии деятельности реализуется в различных направлениях современного человекознания: как в психологии и акмеологии, так и в смежных науках (философия, методология, гносеология, этика, эстетика, лингвистика, социология, науковедение, искусствознание, педагогика, конфликтология, менеджмент, эргономика). Для ассимиляции акмеологией классического наследия А.Н. Леонтьева значимо формирование в нём представлений: о вершинности в развитии высших психических функций, о социокультурной детерминации этого развития и его ору-дийно-знаковой опосредованности, о мо-тивационно-операциональной структуре деятельности и её связи с функционированием сознания и рефлексии, о деятель-ностной природе возрастного развития личности и типах её ведущей деятельности, о роли профессиональной деятельности и самосовершенствовании мастерства в творческом становлении и успешной самореализации выдающихся личностей в науке и культуре.
А.Н. Леонтьев был избран: членом-корреспондентом (1945), академиком (1950), академиком-секретарём (1950), членом президиума (1956), вице-президентом (1959-1961) АПН РСФСР, в 1971 г. — академиком и членом Президиума АПН СССР, а также почётным членом ряда зарубежных ассоциаций, академий и университетов, профессором Сорбонны; вице-президентом и сопредседателем Общества Дружбы «СССР-Франция», членом президиума и председателем Общества психологов СССР, президентом Международной эргономической ассоциации.
Ему принадлежит основная заслуга в налаживании с 1954 г. профессиональных связей советских психологов с зарубежными коллегами в сфере человекознания. Акме-вершиной здесь стала организация А.Н. Леонтьевым в 1966 г. в МГУ 18-го Международного психологического конгресса в качестве его президента (совместно с председателем организационного комитета А.Р. Лурия, председателем программного комитета А.А. Смирновым, учёным секретарём О.К. Тихомировым) и создание факультета психологии в МГУ. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в России и в зарубежных странах проводятся научные конференции и конгрессы по психологии деятельности, где обсуждаются исследования, ведущиеся на основе и в развитие Леонтьевской концепции предметной деятельности как оригинального вклада российской психологии в мировую науку современного че-ловекознания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова К.А., Деркач А.А., Семёнов И.Н. Общая и прикладная ак-меология. / Под ред. А.А. Деркача. Ч. 1, 2. — М.: Изд-во РАГС, 2001.
2. Алексеев Н.Г., Пономарёв Я.А., Юдин Э.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии / Отв. ред. и автор вст. статьи М.Г. Ярошевский. — М.: Наука, 1971.
3. Алексеев Н.Г., Cемёнов И.Н. Типы системного представления оперативной деятельности // Техническая эстетика. — 1977. — № 4-5. — С. 23-26.
4. Байер И.В., Деркач А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / Под ред. А.А. Деркача и Э.А. Манушина. — М.: Изд-во РАГС, 1997.
5. Балаева А.В., Семёнов И.Н. Реф-лексивно-акмеологический подход к изучению научно-профессионального творчества // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования / Под ред. А.В. Карпова, И.Н. Семёнова и др. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ-РПО, 2004. — С. 77-83.
6. Бодалёв А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб: СОЮЗ, 1997.
8. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. и с «Предисловием» А.Н. Леонтьева. — М.: Искусство, 1965.
9. Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. Предисловие / Развитие памяти: экспериментальное исследование высших психических функций. 2-е изд. — М.; Л.: Учпедгиз, 1932.
10. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. — 1981. — № 1.
11. Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. — М.: Изд-во РАГС, 2000.
12. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. — М.: Изд-во РАГС, 2001.
13. Деркач А.А. Деятельностный подход и акмеология // Развитие и саморазвитие личности: Материалы научной конференции к 100-летнему юбилею А.Н. Леонтьева / Под ред. А.А. Дерка-ча. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 300 с.
14. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Бала-ева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. — М.: Изд-во РАГС, 2005.
15. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. — М.: Изд-во РАГС,1998. — 248 с.
16. Дюков В.М., Орлова Е.В., Семёнов И.Н. Акмеологические проблемы развития инноваций в образовании. — Красноярск: Изд-во КРЦРО, 2007.
17. Ерёменко И., Зинченко В., Леонтьев А., Ломов Б., Рубахин В. Автоматизация и управление // Техника и вооружение. — 1966. — № 4. — С. 36-43.
18. Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Мунипов В.М. Методологические проблемы эргономики // Методологические проблемы эргономики. Материалы 1-й Международной конференции стран-членов СЭВ по эргономике. — М. Изд-во ВНИИТЭ-СЭВ. 1972. — С. 5-26.
19. Кедров Б.М. Логико-психологический анализ научного открытия // Наука и жизнь. — 1965. — № 12. — C. 8-16.
20. Климов Е.А.Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
21. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2005. — 431 с.
22. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Проблемы психологии понимания. Известия АПН РСФСР. Вып. 7. 1947. — С. 3-40.
23. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребёнка. — М.: Правда, 1950 (пер. на англ., нем., исп., болг. яз.).
24. Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления // Доклады совещания по вопросам психологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — С. 5-12.
25. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. — 1960. — № 1. — С. 7-17; То же: 2003. № 2. -С. 20-30.
26. Леонтьев А.Н. Человек и культура (на рус., англ., фр., исп. яз.). — М.: Прогресс, 1961. — 115 с.
27. Леонтьев А.Н. О научном творчестве выдающегося советского учёного Н.А. Бернштейна // Вопросы философии. — 1967. — № 6. — С. 144.
28. Леонтьев А.Н. Как рождаются идеи // Неделя, 1969. № 17.
29. Леонтьев А.Н. Рецензия на книгу: Ярошевский М.Г. «Психология в ХХ столетии. Торетические проблемы развития психологической науки». — М.: Мысль, 1971.
30. Леонтьев А.Н. Психология искусства и художественная литература // Литературная учёба. — 1981. — № 2. — С. 177-185.
31. Леонтьев А.Н. О творческом пути Л.С. Выготского (Вступительная статья) // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — С. 9-41.
32. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1983. Т. 1 — 391 с.; Т. 2 — 318 с.
33. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 287 с.
34. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000. — 560 с.
35. Леонтьев А.Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 2003. № 2. — С. 5-18.
36. Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение // Советская педагогика. — 1964. — № 10. -С. 56-65.
37. Леонтьев А.Н., Джафаров Э.Н. К вопросу о моделировании и математи-
зации в психологии // Вопросы психологии. — 1973. — № 3. — С. 3-14.
38. Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю. Психология человека и технический прогресс. — М.:Изд-во Института философии АН СССР, 1962. — 60 с.
39. Леонтьев А.Н., Пономарёв Я.А., Гиппенрейтер Ю.Б. Опыт экспериментального исследования творческого мышления // Общая психология. Психология мышления. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтери В.В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 269-280.
40. Орлов С.С., Семёнов И.Н. Оценка деятельности научных коллективов (опыт праксиологической рефлексики) // Человек в мире интеллектуальных систем / Под ред. И.С. Ладенко. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1991.
41. Подгорецкая Н.А., Семёнов И.Н., Чернинилов В.И. Первый советско-французский семинар по программированному обучению // Советская педагогика. — 1972. — № 12.
42. Пономарёв Я.А, Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н. Исследование проблем психологии творчества // Вопросы психологии. — 1979. — № 3. — С. 182186.
43. Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. С.Ю. Степанова. — М.: Философское общество АН СССР, 1988 — 276 с.
44. Психологические проблемы профессионального обучения. / Под ред. З.А. Решетовой. — М.: Изд-во МГУ, 1979.
45. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его изучения. — М.: Изд-во АН СССР, 1958.
46. Семёнов И.Н. Опыт экспериментального моделирования интеллектуально-личностных аспектов творческой деятельности // Материалы IV съезда Общества психологов. — Тбилиси,1971.
47. Семёнов И.Н. Опыт деятельнос-тного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности. Эргономика. Труды ВНИИТЭ. Вып. 10 / Под. ред. В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.М. Мунипова, Э.Г. Юдина. — М.: Изд-во ВНИИТЭ, 1976. — С. 148-188.
48. Семёнов И.Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при дискурсивном решении творческих задач // Психологические исследования. Вып. 7. / Под ред. А.Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1977. — С. 39-49.
49. Семёнов И.Н.С.Л. Рубинштейн известный и неизвестный: историко-куль-туральная рефлексия жизнетворчества. Панорама развития философско-психо-логической системы С.Л. Рубинштейна в современном человекознании // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2009. — Т. 6. — № 3. — С. 6389, 106-116.
50. Семёнов И.Н. Кафедра общей психологии МГУ как колыбель университетского профессионального образования психологов и изучения рефлексии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 2012. № 5-6. — С. 112-133.
51. Семёнов И.Н. Системодеятель-ностная методология и рефлексивная психология мышления: монография. — М.: Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2014. — 280 с.
52. Семёнов И.Н. Рефлексивная пер-сонология жизнетворчества Анатолия Алексеевича Деркача // Акмеология. — 2014. — № 4. — С. 8-11.
53. Семёнов И.Н. Рефлексия жизнедеятельности А.А. Бодалёва и развития психологии общения и акмеологии выдающихся личностей // Акмеология. — 2015. — № 2 и 4.
54. Семёнов И.Н. Влияние взаимодействия школ Я.А.Пономарёва и М.Г. Ярошевского на развитие рефлексивной психологии творчества // Современные исследования интеллекта и творчества / Под ред. А.Л. Журавлёва, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной. — М.: Изд-во ИП РАН, 2015. — С. 375409.
55. Семёнов И.Н. Развитие рефлексивной психологии творчества во взаимодействии с персонологией, акмео-логией и педагогикой // Психология одарённости и творчества / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. — М; СПб: Нестор-История, 2016. — С. 74-86.
56. Семёнов И.Н. Методологическая рефлексия параллелей развития научного творчества и школ Л.С. Выготского,
Б.М.Теплова, Г.И.Челпанова // Челпа-новские чтения — 1916. — М.: Изд-во ПИ РАО, 2016.
57. СемёновИ.Н.Развитие научно-педагогической деятельности П.Я. Гальперина (К 115-летию со дня рождения) // Мир психологии. — 2017. — № 4.
58. Семёнов И.Н. Полифоническая персонология В.А. Лефевра и фундаментальное развитие рефлексивных наук о человеке и вселенной // Психология. Журнал высшей школы экономики. — 2017. — № 4. — С. 667-625.
59. Семёнов И.Н., Сиротина Е.А., Зарецкий В.К. Исследование рефлексивного аспекта поиска и принятия решения // Проблемы организации принятия решения. Эргономика. Труды ВНИИТЭ. Вып. 14 / Под ред. В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.М. Мунипо-ва. — М.: Изд-во ВНИИТЭ, 1977.
60. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. — М.: Наука. 1975.
EXISTENTIAL-CULTURAL REFLECTION OF PERSONOLOGY OF AN OUTSTANDING PERSONALITY — ALEXEI NIKOLAYEVICH LEONTYEV AND HIS ROLE IN PSYCHOLOGY AND ACMEOLOGY OF CREATIVITY (on the occasion of the 115th anniversary)
Igor N. Semenov — Professor, Doctor of Psychological Sciences, Higher School of Economics (National Research University);
e-mail: i_samenov@mail.ru ABSTRACT
Reflexive personology of an outstanding personality Alexey Nikolaevich Leontyev, study of his role in establishment and development
of human study, national psychology and acmeology. Keywords: Alexey Nikolaevich Leontyev, reflexive study of life activities, acmeological approach.