УДК 159.9
А. Г. Маджуга, И. А. Синицина
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА
Представлен теоретико-методологический анализ проблемы здоровья в контексте концептуальных идей
экзистенциально-гуманистического подхода. Особое внимание уделяется рассмотрению механизмов формирования установок на здоровье и здоровый образ жизни у человека на основе смысложизненных ориентаций. Дано авторское определение феноменологической категории «здоровье», критерии оценки здоровья с позиций экзистенциально-гуманистического подхода и рассмотрены базовые принципы его формирования.
Ключевые слова: здоровье; экзистенциально-гуманистическая психология, экзистенциально-гуманистический подход, внутренняя позиция, смысложизненные ориентации, здоровьетворение, экзистенциальный вакуум, смысл жизни, критерии оценки здоровья человека, базовые компетенции.
A. G. Madzhuga, I. A. Sinitsina
The Existential-Humanistic Approach to Human Health
The theoretical-methodological analysis of health issue in the context of conceptual ideas of the existential-humanistic approach is represented. Special attention was paid to the mechanisms of formation of attitude to health and healthy lifestyle on the base of life-meaningful orientations. The authors’ determination of the phenomenological category “health”, criteria of health estimation from the existential-humanistic approach’s point of view and the general principals of it’s formation is represented.
Key words: health, existential-humanistic psychology, existential-humanistic approach, inner position, life-meaningful
orientations, health creation, existential vacuum, meaning of life, criteria of a person’s health estimation, basic competencies.
Проблема здоровья человека остается глобальной и наиболее актуальной проблемой в любое время. В условиях современной цивилизации здоровье также представляет собой особую ценность. В обыденном представлении часто можно встретить понятие здоровья, связанное с понятием «норма» и противоположное болезни. Действительно, между здоровьем и болезнью существует множество связей, но данное представление не раскрывает всей сущности понятия «здоровье». Здоровье многоаспектно, оно включает в себя комплекс таких составляющих, как соматическое, физическое, психическое, нравственное, сексуальное. Вследствие этого многими учеными признается положение, предложенное американским медиком Г. Сигеристом: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает
МАДЖУГА Анатолий Геннадьевич - д. психол. н., доцент, зав. кафедрой психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.
E-mail: mag-d@rambler.ru
СИНИЦИНА Ирина Анатольевна - ассистент кафедры психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.
E-mail: irinasinica@mail.ru
просто отсутствие болезней: это нечто положительное, жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» [1, с. 25]. Центром проблемы здоровья является поиск путей к сбалансированному существованию человека, путей к гармонии души и тела.
Следствием комплексности и многоаспектности понятия «здоровье» явилось существование и разработка различных подходов к пониманию данной проблемы. Мы рассмотрели проблему здоровья как феномена с точки зрения экзистенциальногуманистического подхода.
Экзистенциальный подход расширяет предмет феноменологии за пределы актов сознания, признает важность дорефлексивных (доментальных) телесных компонент в структуре значения, подчеркивает экзистенциальный выбор человека в жизненной ситуации или сосредотачивается на тотальности личного переживания как бытии-в-мире. Происхождение объединенного термина «экзистенциальнофеноменологический» неясно с учетом того, что философы, развивавшие это направление, относят себя обычно либо к феноменологам, либо к экзистенциалистам. Однако такое объединение кажется исторически и методологически оправданным, хотя оно не должно мешать пониманию определенной и четкой дифференциации [2]. Феноменология
создавалась как метод, направленный на понимание явлений человеческого сознания. Экзистенциализм характеризуется стремлением прояснить сущностные и вечные вопросы человеческого существования в широком смысле, такие как конечность (финитность) существования - проблема смерти, воплощенного, телесного, эмоционального, ситуационного существования, экзистенциальная изоляция, способность к языку, символизм, рефлексия, стремление к осмыслению, свобода выбора, самоактуализация и трансцен-денция, вовлечение в отношения, ответственность. Экзистенциальная феноменология, таким образом, может означать применение феноменологического метода к вечным проблемам человеческого существования. Экзистенциально-гуманистическая психология использует качественное исследование - анализ значения и экспликацию описаний переживания жизненного мира. В связи с этим экзистенциальногуманистический подход рассматривает личность и её поведение в аспекте сущностных характеристик человека.
Современные гуманистические тенденции требуют обратить внимание на самого человека, на его сущностные силы, на его целостность (Б. Г. Ананьев, В. С. Ильин), на индивидуальный смысл жизни (И. А. Ильин, В. Франкл), на самореализацию человеком своих сил и способностей (А. Маслоу, К. Роджерс, Л. С. Рубинштейн), на его интегративные качества (А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон) [3]. В настоящее время всесторонним рассмотрением экзистенциально-гуманистического подхода занимается С. Л. Братченко. Данный подход в контексте сохранения здоровья представлен в статьях Л. Ф. Тихомировой. В работах Н. М. Амосова, А. М. Изуткина, Ю. П. Лисицына, В. Д. Жирнова, В. П. Петленко, И. А. Серовой, Б. Г. Юдина рассмотрены подходы к проблеме здоровья, основой которых являются ценности и смысложизненные ориентации, духовные и нравственные детерминанты благополучия человека, активно представленные в рамках экзистенциальногуманистического подхода.
Предметом экзистенциализма является бытие (М. Хайдеггер), которое постигается не опосредованно (через рассудочное мышление), а лишь непосредственно, открываясь человеку как его собственное бытие, его личное существование, то есть как экзистенция. Экзистенциализм поставил в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы: бытие, смысл жизни, ответственность, решение и выбор, жизненные ценности, событие и другие, которые составляют сущность экзистенциальной сферы [4].
Бытие человека определяется как специфический способ его уникального, неповторимого существования. Понятие «бытие» самым тесным образом связано с понятием «событие» (со-бытие - бытие со мной).
Жизнь человека можно представить как сложную линию, у которой две крайние точки: рождение и смерть [5]. Между ними происходит множество разных событий. Но влияние на человека оказывают только значимые события (как положительные, так и отрицательные). Значимое событие оказывает влияние на развитие человека, способствует изменениям в его жизни. Здоровье человека может быть представлено только в рамках его бытия, состоящего из событий. С другой стороны, здоровье является фундаментальной основой значимых событий, представленных всеми аспектами благополучия и гармоничного развития человека.
Основой здоровья человека является способность к осмыслению своего бытия. Здесь происходит столкновение с ещё одной категорией экзистенциализма - проблемой выбора. У человека есть потенциал осознать свою жизнь, понять её и предпринять конструктивные шаги на пути к тому, чтобы жить более аутентично, больше стать самим собой. Но все дело в том, сумеет ли человек реализовать этот потенциал [6]. Человек всегда делает выбор, даже если он ничего не выбирает, он тем самым всё же делает выбор. Выбор происходит в отношении собственного развития, нравственного, духовного и физического здоровья, выбор в отношении самого себя. От выбора человека зависит стратегия его поведения и в отношении собственного здоровья. Сделанный выбор является для человека единственно правильным. Важнейшая способность «человеческой природы» - внутренне присущая человеку мотивация к «поиску здравого», которая, как только ее освобождают, побуждает человека двигаться к большей эффективности и удовлетворенности в жизни. Если у человека отсутствует возможность выбора, он не может быть здоровым в полной мере. Соответственно, чтобы быть здоровым, необходимо получить эту возможность. Главная цель оздоровления не в устранении симптомов, а в помощи человеку почувствовать себя способным на большее в своей жизни и имеющим выбор там, где ранее он испытывал принуждение [7].
Здоровье человека состоит в противодействии двух мотивов: развития и стабильности. Человек делает выбор в пользу одного из мотивов. Используя одни возможности, он тем самым отказывается от других. Болезненное состояние возникает в случае, если человек не может осуществить этот выбор, и борьба мотивов обостряется. Окружающий мир наполнен разногласиями, дисгармонией. Болезнь начинается с попыток укрыться от этой дисгармонии. Здоровый человек, напротив, готов двигаться вперед, балансируя на острие нестабильности.
С проблемой выбора связано понятие свободы. Человек свободен в своем выборе, он сам определяет
свою жизнь и здоровье. Люди свободны формировать собственные характеры и ответственны за то, что они создают из самих себя. Человек обладает свободой воли, пишет В. Франкл, так как «он поднимается над плоскостью соматических и психических детерминант своего существования... он свободен занять позицию по отношению к этим условиям; он всегда сохраняет свободу выбрать свою установку и отношение к ним» [8, с. 15]. Когда люди поднимаются выше телесных и психических измерений своего существования, они входят в новое измерение, так называемое ноологическое (духовное) измерение. К этому ноологическому измерению относятся именно человеческие функции, такие как размышление, способность превращать себя в объект, осознание [9]. Человек во все большей мере становится субъектом собственного здоровья, от воли человека зависит то, какие техники продуцирования здоровья он будет создавать и как будет использовать их.
В соответствии со свободой выбора и субъективностью человек определяет жизненные ценности. Здоровье является одной из важнейших жизненных ценностей любого человека. Список жизненных ценностей определяется субъективно, меняется с изменением ситуации развития человека, его возраста и т. п., но ценность здоровья всегда представлена в этом списке.
Для благополучного существования человеку необходимо принять ответственность за все происходящее с ним. Человек ответственен за свое существование, за свое здоровье. Человек, находящийся в состоянии полного здоровья, принимает на себя ответственность за решение возникающих противоречий, самостоятельно открывает новые пути таких решений.
Важнейшим понятием экзистенциально-
гуманистического подхода является «смысл жизни». Человек всегда находится в поисках смысла жизни. Человек свободен в своем выборе смысла, но, найдя его, он несет ответственность за осуществление своего уникального смысла. Смысл жизни не может быть дан человеку извне, предложен или навязан. Он должен найти его вполне самостоятельно [9]. При потере смысла жизни человек испытывает трудности во всех сферах своей жизнедеятельности, начинаются проблемы со здоровьем. Согласно В. Франклу, при потере смысла жизни человек оказывается в состоянии экзистенциального вакуума. Переживание бессмысленности, пустоты и тщетности называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальному вакууму сопутствует экзистенциальная фрустрация. Экзистенциальная фрустрация возникает, когда фрустрировано стремление к смыслу. Апатия и скука - главные характеристики экзистенциальной фрустрации. Экзистенциальный вакуум может вести к развитию неврозов (ноогенного невроза,
заключающегося в появлении клинической симптоматики, и психогенного невроза, включающего в себя мании и фобии). Согласно экзистенциальногуманистическому подходу потеря смысла жизни непременно сказывается на здоровье.
Если человек будет иметь определенную жизненную позицию, ценностные ориентации, будет проявлять ответственность, будет уметь делать выбор и принимать решения, то можно утверждать, что у такого человека сформирована экзистенциальная сфера. Развитая экзистенциальная сфера помогает человеку не только познать себя, но и реализоваться в соответствии со своими возможностями. Развитие экзистенциальной сферы - это цель, к которой необходимо стремиться для обретения и поддержания собственного здоровья. Человек сам ответственен за свое здоровье, обретение здоровья зависит от его собственной активности, его выбора; человек способен излечиться самостоятельно и творить своё здоровье.
Понятие «творение» представляется нам наиболее адекватным в сущности валеологического подхода к здоровью и наиболее точным с морфологической точки зрения, так как творящий - значит создающий нечто новое, уникальное, ранее не бывшее, а в отношении здоровья творящий - значит обеспечивающий приращение здоровья, способствующий появлению новых характеристик [10]. Субъект в процессе здоровьетворящего образования - это творец, исследователь, изобретатель, создатель своего здоровья, а следовательно и себя, отсюда путь здоровья для индивида это его движение к самому себе, это самостоятельное строительство им самим пути к себе, это переход образа его «здорового Я» с одного уровня на другой [11, с. 6].
Здоровьетворение предполагает овладение человеком следующими базовыми компетенциями: культурой физической (способностью управлять физиологическими процессами, наращивая их резервную мощность, своими движениями, своим телом); культурой психологической (способностью управлять своими психическими состояниями, межличностными отношениями, мыслями, эмоциями); культурой духовной (способностью быть нравственным, верящим в добро, быть творческим, быть слитным с миром, быть с окружающим миром в динамическом равновесии и гармонии) [12, с. 59]. Всё это возможно осуществить наиболее продуктивно при достаточном развитии экзистенциальной сферы. В связи с этим одной из главных проблем здоровья является формирование принципов заботы о самом себе, т. е. здоровых потребностей, ведущих к здоровью. В этом контексте сам человек является «режиссером» своей жизни. В соответствии с вышесказанным экзистенциально-гуманистический подход в отношении здоровья можно представить следующим образом (рис.).
Рис. Логико-структурная схема отношения к здоровью человека с позиций экзистенциально-гуманистического подхода
Выделив основные положения, мы можем заключить, что с точки зрения экзистенциальногуманистического подхода здоровье - это возникшее при осмыслении собственного существования и принятии ответственности за него состояние индивида, выраженное в стремлении к постоянному развитию за счёт способности к свободному и правильному выбору на основе собственных ресурсов.
Принимая во внимание данное определение, можно представить критерии оценки здоровья человека с позиций концептуальных идей экзистенциальногуманистического подхода. К ним относятся:
- проявление личной ответственности за происходящее в отношениях с миром и самим собой;
- субъективность по отношению ко всему происходящему;
- опора в различных видах деятельности на собственные ресурсы;
- способность к осознанному выбору;
- наличие и понимание смысла собственной жизни;
- наличие определенных жизненных ценностей и приоритетов;
- способность к развитию в ситуации нестабильности и дисгармонии окружающего мира.
Современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней. Вместе с тем первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Экзистенциальногуманистический подход направлен именно на формирование указанных характеристик, он призван поддержать человека в самом трудном и важном деле своей жизни - поиске себя.
Л и т е р а т у р а
1. Лисицын Ю. П., Венгрова И. В. Памяти Г. Э. Зиге-риста. - М.: «Советская медицина», 1957.
2. Marijn W. Luijpen, Dick F. Swaab, Joseph A. Sergeant, and Erik J. A. Scherder Effects of Transcutaneous Electrical Nerve Stimulation (TENS) on Self-Efficacy and Mood in Elderly with Mild Cognitive Impairment // Neurorehabilitation and Neural Repair 18(3); 2004. - P. 166-175.
3. Тихомирова Л. Ф. Экзистенциальный подход к реализации педагогами функции сохранения здоровья учащихся // Ярославский педагогический вестник. - 2011. -№ 4. - С. 23-28.
4. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? / Пер. Э. Сагетдинова. - М.: Академический проект, - 2007.
5. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - С. 43-47.
6. Братченко С. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюдженталя: человек в поисках самого себя // Психологические проблемы самореализации личности.
Вып. 2. - СПб., 1998.
7. Bugental J. F. T. What is distinctive about this existential-humanistic perspective on psychotherapy // The Saybrook Perspective. 1995.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла: [Сборник ]: Пер. с англ. и нем. В. Франкл; под ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; Вступ. ст. Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.
9. Дубовицкая Т. Д. Концепции и методы психологической помощи. - Стерлитамак: Изд-во СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2011. - 165 с.
10. Маджуга А. Г. Здоровьетворящее образование: монография. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. - 368 с.
11. Акбашев Т. Ф. Первые шаги в «Педагогику жизни»: из выступления канд. пед. наук Т. Ф. Акбашева на сессиях школы-панорамы «Педагогика жизни». - Челябинск: Изд-во ТОО «Версия», 1995. - 91 с.
12. Маджуга А. Г. Концептуальное обоснование проблемы организации процесса здоровьетворящего образования в инновационных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - № 4. - С. 112-115.