дические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 8 (22). Ч. 1. С. 46-50.
20. Синицына У. П. Образ «чистой религии» в произведениях Л. Н. Толстого, на примере отношения к христианству и буддизму // Система ценностей современного общества. Новосибирск, 2010. С. 111-115.
Notes
1. Eguti M. Uchenie L. N. Tolstogo o neprotivlenii zlu i ego vliyanie na obshchestvennuyu mysl' YAponii: dis. ... kand. filos. nauk [L. N. Tolstoy's doctrine about non-resistance to evil and its influence on public opinion in Japan: dis. ... Cand. Philosophy] M. 2001. P. 46.
2. Tolstoy L. N.Odumajtes'! [Think again!] // Full. coll. Vol. 36. M. State Publ. of fiction. 1956. Pp. 100-148.
3. Cit. by: Eguchi M. Op. cit. P. 54.
4. Hakkyo K. Tolstoj v Yaponii [Tolstoy in Japan] // Mesyachnyj byulleten' k Poln. sobr. soch. L. N. Tolstogo -Monthly bulletin to Full coll. of Tolstoy's works. 1973, No. 15, p.6.
5. U. P. Sinitsyna «YA Lev Tolstoj, a ne tolstovec»: k istorii vzaimootnoshenij L. N. Tolstogo i tolstovstva ["I am Lev Tolstoy, but not the tolstovets": the history of relations of L. N. Tolstoy and the Tolstoyship] // Materialy XXXIV Mezhdunar. Tolstovskih chtenij - Proceedings of XXXIV Int. Tolstoy readings. Tula. Tula State Ped. Univ.named after L. N. Tolstoy. 2014. Pp. 303-307.
6. Tolstoy L. N. Pis'mo Abeh-Izo [Letter to Abe-Izo] // Full coll. Vol. 75. M. State Publ. of fiction. 1956. P. 177.
7. Hakkyo K. Op. cit. Pp. 8-9.
8. Yanagi T. Tolstoj v Yaponii [Tolstoy in Japan]. Tokyo. 1998. P. 30.
9. Ibid. P. 15.
10. Hakkyo K. Op. cit. P. 7.
11. Cit. by: Eguchi M. Op. cit. P. 58.
12. Tolstoy L. N. Polnoe sobranie sochinenij [Complete works]. Vol. 34. M. State Publ. of fiction. 1952. P. 110.
13. Hakkyo K. Tolstoj v YAponii [Tolstoy in Japan] // Mesyachnyj byulleten' k Poln. sobr. soch. L. N. Tolstogo - Monthly Bulletin to Full coll. of Tolstoy's works. 1972, No. 7, p. 8.
14. YAponskie posledovateli hristianstva L. N. Tolstogo - Japanese adherents of Christianity of L. N. Tolstoy // Russkaya literatura XIX veka i hristianstvo - Russian literature of the XIX century and Christianity. M. Moscow State University. 1993. Pp. 311-315.
15. Tokutomi R. Polnoe sobranie sochinenij [Complete works]. Vol. 1. Tokyo. 1999. Pp.20-21.
16. Cit. by: Eguchi M. Op. cit. P. 68.
17. See: Eguchi M. Op. cit. P. 73.
18. Kato A. Osvobozhdenie zla i perelomnyj moment g-na Tolstogo [Release of evil and the turning point of Mr. Tolstoy] / Issledovaniya Tolstogo - Tolstoy Studies. 1918, No. 1, p. 5.
19. Belyaev D. A. Mul'tikul'turalizm kak strategiya sozdaniya diskretnogo «sverhobshchestva» v kontekste postmodernistskoj kul'tury: teoriya i praktika [Multiculturalism as a strategy to create discrete "overholdelse" in the context of postmodern culture: theory and practice // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki - Historical, philosophical, political and law sciences, Cul-turology and study of art. Issues of theory and practice. Tambov. Gramota. 2012, No. 8 (22), part 1, pp. 46-50.
20. Sinitsyna P. W. Obraz «chistoj religii» v proizvedeniyah L. N. Tolstogo, na primere otnosheniya k hristian-stvu i buddizmu [Image of the "pure religion" in the works of L. N. Tolstoy, for example, the relationship of Christianity and Buddhism] // Sistema cennostej sovremennogo obshchestva - System of values of modern society. Novosibirsk. 2010. Pp. 111-115.
УДК 141.2
С. А. Пушкин
Экзистенциализм как квинтэссенция неонуара
Статья посвящена проблеме философского осмысления комиксов, принадлежащих к литературному жанру нуар. Утверждается, что такие спорные и дискуссионные вопросы философской школы экзистенциализма как интерпретация понятий «существование» и «сущность», описание процесса обретения сущности (Ж.-П. Сартр), размышления о взаимосвязи личности и общества, феномене общества "man" (М. Хайдеггер), рассуждения о теории «пограничных ситуаций» (К. Ясперс) находят отражение в нуар комиксах. Анализ сюжетов и персонажей комиксов раскрывает сущность содержания парадокса, сочетающего в себе абсолютную свободу действий и бремя ответственности за совершаемые личностью поступки. Автор считает, что основные тезисы философии экзистенциализма направляются в сознание реальных и потенциальных потребителей комикс-продукции жанра нуар подспудно под прикрытием увлекательных сюжетов комиксов.
© Пушкин С. А., 2016
The article is devoted to the problem of understanding the philosophy of comics belonging to the literary genre of noir. It is stated that such arguable and debatable items of the philosophical school of existentialism as interpreting the concepts of existence and essence, describing the process of essence discovery (J.-P. Sartre), speculating on individual and society interrelation, the phenomenon of "man" society (M. Heidegger), reflecting on the theory of border situations (K. Jaspers) are to be found in noir comics. The plots and the characters analysis of comics reveal the contents of the paradox resulting in combining absolute freedom for actions and the burden of responsibility of the individual for the actions taken by him. The author is of the opinion that the basic theses of the philosophy of existentialism are channeled into the minds of real and potential consumers of noir comics implicitly veiled by intriguing plots.
Ключевые слова: неонуар, экзистенциализм, сущность, существование, пограничная ситуация, моральная амбивалентность.
Keywords: neo-noir, existentialism, essence, existence, border situation, moral ambivalence.
Слово нуар, заимствованное из французского языка (noir - черный), первоначально претендовало не более чем на литературный термин. Это обусловлено тем, что в 1945 г. французское издательство Gallimard опубликовало переводы американских и британских криминальных новелл в серии книг под обобщающим названием "Serie Noire" («Черная серия»).
В кинематограф термин пришел в 1955 г. после выхода в свет книги Р. Борде и Э. Шаметона «Панорама американских кинонуаров», ставшая, по мнению А. А. Артюх, «киноведческим бестселлером» [1]. Вместе с тем следует отметить, что первые нуар фильмы появились задолго до нуар комиксов. Так, если нуар фильмы начали снимать уже в начале 40-х гг. XX в. - "Maltese Falcon" («Мальтийский сокол», 1941), "Double indemnity" («Двойная страховка», 1944), - то первые нуар комиксы появились лишь в середине 80-х гг. Наиболее известными из первых нуар комиксов являются комиксы серии "Watchmen" («Хранители», 1986-1987). Рассматривая содержание большинства известных нуар комиксов, можно говорить о том, что они близки по форме не к классическим нуар фильмам, а к фильмам жанра «неонуар» или, как еще его называют, «постнуар». Несмотря на данный факт, термин «неонуар комикс» практически не закрепился в речевом обиходе специалистов. В комикс-индустрии предпочтение отдается термину «нуар комикс». Чаще всего нуар комиксы являются симбиозом комиксов о супергероях и классических произведений жанра нуар, например, "Marvel: Noir" («Марвел: Нуар», 2009-2010), "V for Vendetta" («V значит Вендетта», 1982-1989).
Современные нуар комиксы могут отходить от ряда классических канонов жанра нуар. Так, в комиксе "Anti-Venom: New ways to live" («Антивеном: Новые пути к жизни», 2009) действие происходит не только в ночном городе, но и в прериях Мексики [2]. Следует отметить, что комиксы также отходят от правила повествования лишь от одного лица. В комиксе Punisher / Batman: Deadly Knights («Каратель / Бэтмен: Рыцари Смерти», 1994) повествование ведется от лица двух героев - Карателя и Бэтмена [3]. Это связано с тем, что данный комикс является «кроссовером», в котором в качестве героев представлены персонажи разных издательств. В вышеупомянутом комиксе, в частности, задействованы герои издательств Marvel и DC.
Характерным является ярко выраженная моральная амбивалентность главного героев нуар комиксов, при этом грань между отрицательными и положительными героями практически полностью оказывается стертой. Так, антигерой Антивеном является жесточайшим убийцей, но вместе с тем обладает способностью к регенерации, возможностью лечить других людей. Антивеном говорит о себе так: «У каждого на плечах сидит ангел и дьявол. Значение имеет лишь, кого слушать. Дженна мой ангел. Я должен слушать ее. Или дьявол снова заговорит» [4]. Узнав, что его девушку накачали наркотиками, он в ярости жестоко убивает всех окружающих его врагов и заявляет: «Я старался быть хорошим, действительно старался. Но... мой ангел. Он забрал моего ангела. Он заставляет ее заниматься вещами. Вещами, которые она не должна была больше делать. Я думаю об этом, и это вынуждает меня делать с человеческими телами то, что они не должны делать. Раз они не хотят обратиться к добру, то я покажу им старого себя» [5].
В серии комиксов «Пингвин. Боль и Предубеждение» главным героем является злодей. Повествование ведется от лица Пингвина. С одной стороны, мы узнаем, что Пингвин испытывает глубокие чувства к матери и к слепой девушке, которая полюбила его, с другой стороны, мы видим, как жестоко он убивал остальных членов своей семьи в прошлом и убивает близких людей своих обидчиков [6]. Особенно ярко это продемонстрировано в третьем номере комикса, где параллельно изображено, как он уничтожает всех, кто был близок случайному обидчику, и дарит целое состояние служанке своей матери [4].
Исследователи, изучающие нуар, часто говорят о влиянии философии экзистенциализма, однако практически отсутствуют работы, говорящие о связи экзистенциализма и нуар комиксов. Целью статьи является выявление элементов экзистенциализма в содержании и форме не-онуар комиксов. Вследствие споров о характере влияния массовой культуры на сознание проблема исследования комиксов становится актуальной как никогда. Представляется необходимым решить следующие задачи: сопоставить дату возникновения и предпосылки формирования экзистенциализма и нуара; выявить основные тезисы философской школы экзистенциализма на основе таких известных неонуар комиксов, как «Город Грехов», «Хранители», «Хранители: Пролог: Роршах», «V значит Вендетта», «Марвел: Нуар», «Антивеном - новые пути к жизни».
Назвать точную дату формирования философской школы экзистенциализма проблематично, хотя условной датой считается первая половина XX в. В России идеи экзистенциализма возникли до Первой мировой войны, а в Германии экзистенциализм как философское направление было популярно в послевоенные годы. Более приемлемо говорить о событиях, послуживших толчком для развития философии экзистенциализма в отдельно взятых странах. Е. Брейсах характеризовал ХХ в. как век «кризиса» и «тревоги» [7]. В статье «Введение в современный экзистенциализм», говоря о предпосылках формирования экзистенциализма, он отмечал, что экзистенциализм являлся «отражением в философии «века гибели иллюзий» [8]. Можно проследить любопытную тенденцию, что и экзистенциализм, и нуар пользовались наибольшей популярностью в период кризисов, когда в обществе были сильны депрессивные настроения, и человек, «уходя в себя», пытался найти смысл своей жизни. Так, неонуар возник в Америке в 70-е гг. на фоне вьетнамской войны и других социальных потрясений.
Приведем основные постулаты экзистенциализма: отличие сущности от существования (экзистенции) и возможность перехода первой во второе, пограничные ситуации К. Ясперса, свобода и ответственность человека, взаимоотношение индивида и общества, общество "man".
Теоретики экзистенциализма не рассматривают бытие (окружающий мир) вне человека. Ж.-П. Сартр, описывая процесс обретения индивидом своей сущности, утверждает, что Бога как такового нет, существует одно бытие, у которого существование предшествует сущности. Этим бытием является человек. Человек сначала существует, встречается, появляется в мире и только потом определяется [9]. Человек сам творит свою сущность каждым своим действием. Существование, по мнению экзистенциалистов, иррационально и не подлежит познанию. Сущность человека можно познать лишь в определенный момент на основе определенных совершаемых действий. Такой момент назван К. Ясперсом «пограничной ситуацией».
Пограничная ситуация является пусковым механизмом, помогающим экзистенции проявить себя, актуализироваться в действиях и поведении человека. За осознанием ситуации следует изменение собственной жизни. Человек перестает быть слепым, ибо в переживании пограничной ситуации ему открывается подлинное бытие, таким образом, человек обретает свою сущность [10].
Свобода в понимании экзистенциалистов представляет собой возможность выбирать, как ему поступать в том или ином случае. Лишиться свободы человек может только по собственному желанию и по причине того, что свобода является тяжелейшим бременем. Поэтому на человека возлагается ответственность за все результаты его действий. Отказ от свободы, по мнению экзистенциалистов, гораздо легче, так как человек отказывается от ответственности как за себя, так и за все общество. Однако данный отказ является прямой дорогой в общество конформистов (по М. Хайдеггеру - общество "man", Н. А. Бердяев называет это объектным обществом). Главная черта общества "man" - обезличенность. Призвание личности - бороться с обществом "man". Но это не предполагает борьбу с социальными институтами. Борьба индивида с "man" - это борьба индивидуальности как с принудительным, так и с добровольным обезличиванием.
Именно данная идея прослеживается в действиях главного героя из комикса «V - значит Вендетта». V борется с тоталитарным государством, руководителя которого зовут не по имени, а обезличенным титулом «Лидер». Монологи V и Лидера - это обозначение мировоззрения личности и обезличенного члена общества "man".
Персонаж V, стоя у статуи, символизирующей Правосудие, заявляет, что Анархия научила его, что «правосудие невозможно без свободы». Правосудие обезличенного общества"man" он сравнивает с библейской героиней - Иезавиль (символ всего аморального, бесчестного). Свобода для V превыше счастья. V обвиняет массы в том, что к власти приходят такие диктаторы, как Муссолини и Гитлер. Он обвиняет их в том, что в угоду своему счастью и покою они отказываются от ответственности, обвиняет их в трусости, отсутствии гордости, нежелании сказать «нет» внутреннему стремлению стать членами общества «man». В завершение своего монолога он взрывает статую.
Позиция Лидера сформулирована следующим образом: «Я не потерплю болтовни о свободе. Я не потерплю трепотни о свободе личности. Это роскошь. В роскошь я не верю». Лидер верит в «силу и единство». Ради силы и единства Лидер допускает «единство мысли, слова и дела». Особо следует отметить, что Лидер, отказывая в свободе остальным, отказывается от своей свободы. По собственному признанию он «словно сидит в клетке». Он «слуга, но повелевает всем, чем видит, ему принадлежит все, но не принадлежит ничего». Он называет себя «Рабом судьбы» [11].
Говоря о связи экзистенциализма и нуара, можно утверждать, что экзистенциализм есть квинтэссенция нуара. Нуар комикс становится тем, что он есть, не благодаря наличию персонажа роковой женщины, главного героя детектива и набора визуальных эффектов. Все это либо создает атмосферу, либо является отображением атрибутики экзистенциализма.
Отсутствие бытия вне человека демонстрируется способом повествования. Комикс «Хранители: Пролог: Роршах» представляет собой дневник главного героя [12]. Композиционно он выполнен в форме воспоминаний. Так, комикс, раскрывающий сущность Роршаха, «Хранители. № 6. Бездна смотрит в тебя», выполнен в форме заметок тюремного психолога. Повествование в комиксах «Город Грехов» и "Marvel: Noir" представляет собой сочетание воспоминаний, эмоций и мыслей главного героя относительно окружающей его реальности.
Главный герой нуара, будь то обыкновенный человек (персонажи комиксов «Город Грехов») либо супергерой-вигилант, балансируя на грани между добром и злом, ищет себя в данном мире. Не случаен выбор образа «копа»-одиночки, хорошего бандита или частного детектива. Все эти герои обречены на одиночество и на духовные поиски «себя», поиски смысла своего «существования». Они вынуждены сталкиваться с соблазном уйти в сторону и «поплыть по течению», так как дальнейший путь грозит им неминуемой гибелью, но они отказываются от такой возможности, выбирая «путь Сизифа». Полицейский Хартиган и бандит Марв из цикла комиксов борются с семейством Рорков, являющихся «хозяевами города». Оба героя понимают, что продолжение борьбы неминуемо повлечет смерть, но не прекращают борьбы в силу жизненных принципов. Оба героя ничего не должны. У Хартигана последний день до пенсии, но он едет спасать девочку от рук сына высокопоставленного чиновника [13]. С убитой девушкой Марв провел всего одну ночь, но мстит за ее смерть [14]. Оба в итоге умирают. Но оба удовлетворены содеянным и не испытывают сожалений. Супергерой Роршах умирает от рук доктора Манхэттена, так как не желает скрывать правду о планах Озимондии. Лозунг Роршаха - «никаких компромиссов даже перед лицом Армагеддона».
Визуальные эффекты нуар комиксов призваны доказать иррациональность и эфемерность существования человека. Это показывается практически полным растворением человека в тенях окружающего мира, его отражениями в зеркале, стекле или лужах воды, искажением силуэтов под дождем. В некоторых картинах мы видим не самих людей, а лишь их тени. Один из главных героев нуар комикса «Хранители» супергерой Роршах в разговоре с тюремным психологом своими словами повторяет один из основных постулатов Ж.-П. Сартра: «Человек есть лишь то, что сам из себя делает» [15]. В своей последней беседе с тюремным психологом Роршах говорит, что «Смысл не прилагается к жизни. Нет иной системы, кроме той, которую мы придумываем сами, когда слишком много думаем об этом. Нет иного смысла, кроме придуманного» [16]. В конце комикса можно наблюдать коренное изменение мировоззрения психолога. Он глядит на картинку с черными пятнами, пытаясь увидеть дерево, но видит дохлую кошку, в которой копошатся черви. Но даже представление кошки есть попытка избежать настоящего ужаса, заключающегося в том, что на картинке изображена бессмысленная и пустая чернота [17].
На примере комикса «Хранители: Пролог: Роршах» мы видим четкую разницу между существованием и сущностью, между человеком, выбравшим путь общества "man" , и человеком, поставившим цель разрушить "man" . Уолтер Ковач, человек, скрывающий воплощение существования, безличный неудачник с невзрачной, даже отталкивающей внешностью, символизирует существование, общество "man" . Антигерой Роршах - сущность Уолтера Ковоча, является пусть своеобразной, циничной и порой неоправдонно жестокой, но личностью, имеющей смысл жизни [18].
Пограничные ситуации отражаются в содержании нуар комиксов и создают многих супергероев: Бэтмена, Карателя, Дардрэвэла, Человека-Паука и др. Пограничные ситуации в других комиксах даны в предыстории, просто объясняя появление героя. Ярким и наглядным является пример перехода от существования к сущности супергероя Роршаха, чье настоящее имя - Уолтер Джозеф Ковач. На вопрос психолога, стал ли Роршах Роршахом после того, как он надел маску, Роршах говорит, что тогда он был Ковачем, притворявшимся Роршахом, для того чтобы стать Роршахом, было необходимо озарение. Далее Роршах рассказывает о том, как он расследовал убийство шестилетней девочки, и, видя, как собаки гложут кости, он берет нож и рассекает соба-
кам черепа. Роршах говорит: «Ковач под латексом пробормотал "мамочки" и закрыл глаза. А открыл их уже Роршах». После этого Роршах убивает убийцу девочки, сжигая его заживо, и, глядя на пожар, «очищается».
В данном примере жизнь Ковача и его пребывание в роли Роршаха до расследования убийства девочки - существование, убийство собак и преступника - пограничная ситуация, после чего Роршах обретает свою сущность [19]. Еще один пример пограничной ситуации и обретения сущности - это «перерождение» Иви, героини комикса «V значит Вендетта». V объясняет, что счастливый мир является самой коварной тюрьмой, и, только оказавшись в условиях реальной тюрьмы, испытав несвободу, можно осознать данную ситуацию и, перерождаясь, обрести самого себя. Нахождение обнаженной героини на крыше является символом перехода от существования к сущности [20].
В комиксах "Marvel: Noir" демонстрируется то, что пограничная ситуация не всегда влечет за собой смерть. Герой узнает, что девушка, которую герой любил, на самом деле является жестокой убийцей по кличке Бычий Глаз. Его сознание переживает ломку. Герой потрясен, что его впервые в жизни обманули, при этом обманула девушка, которую он полюбил. Свои переживания он передает следующими чувствами: «Что я чувствовал тогда? Как будто кто-то не давал мне усвоить урок, прежде чем я понимал, нужен ли он мне. Как будто аплодисменты прекращались, и я понимал, что сейчас отправлюсь спать среди крыс. Как будто кто-то все время смеялся надо мной, потому что мой отец был слишком глуп, раз пошел против правил. Как будто ты стоишь на берегу, и чувствуешь нахлынувшую волну, размывающую песок под твоими ногами, представляя тот момент, когда вся земля развернется и поглотит тебя. Как будто ты все время доверял, зная, что тебя могут предать» [21]. Через данные ощущения герой понимает такую простую вещь, что он не идеален, а может ошибаться.
Рассмотрение формы и содержания нуар комиксов в связке с философской школой экзистенциализма позволяет взглянуть на проблему влияния на сознание данной категории комиксов с новой стороны. Обычно критикуют нуар комиксы и фильмы, созданные по их мотивам, как произведения, содержащие сцены жестокости, и вследствие этого считают, что данная категория комиксов может повлиять на формирование девиантного сознания.
Однако эти же исследователи не являются столь ярыми критиками философской школы экзистенциализма. Они не считают кощунственными предположения философов-экзистенциалистов, что «только такие пограничные ситуации, как боль и даже смерть позволяют понять сущность человека»; приемлемым считается идея «разрушения общества "man"». Нейтральное отношение вызвано тем, что философская школа экзистенциализма чрезвычайно насыщена метафорами, аллегориями и другими приемами. Критика неонуара обычными людьми, не обладающими специальными знаниями, простительна в силу их неосведомленности, однако критика неонуара социологами и философами и нейтральное отношение к философской школе экзистенциализма есть демонстрация двойных стандартов. Неонуар продукция является продуктом культуры, следовательно, изначально можно предполагать, что комиксы и фильмы, относящиеся к категории нуар, могут содержать метафоры и иносказания, поэтому многие фразы и события в комиксах не следует понимать буквально.
Кроме того, жанр нуар, за исключением нескольких работ, изначально предполагает, что минимальный порог возраста потребителя - шестнадцать лет. Ни авторы комиксов, ни режиссеры не скрывают, что данные продукты не рекомендованы детям. Если комикс попадает в руки ребенка, солидарную ответственность несут распространители комиксов, стремящиеся продать товар, и родители, не контролирующие своих детей. В настоящее время многие родители предоставляют своих детей самим себе. Не уделив должного внимания воспитанию своих детей, родители, не признавая своих ошибок, готовы обвинять комиксы и кинематограф. Обвиняя комиксы и кинематограф, родители забывают, что не предоставляют своим детям альтернативные источники воспитания.
В продуктах неонуара можно отследить социальные проблемы, волнующие современного человека: ущемление прав и свобод человека, проникновение организованной преступности в органы власти. В отличие от большинства остальных комиксов, неонуар продукция содержит легкую недосказанность. Именно это и является ее основной ценностью. Продукт неонуара никогда не содержит четкий ответ на вопросы, он лишь дает определенные направления для рассуждений. Таким образом, нуар продукты не диктуют правила поведения, они предлагают сделать самостоятельный выбор, который есть основа основ философской школы экзистенциализма, её квинтэссенция.
Примечания
1. АртюхА. А. Нуар: голос из прошлого. Об истории и теории жанра // Искусство кино. 2007. № 5. URL: http://kinoart.ru/archive/2007/05/n5-article18. Дата обращения: 17.10.2014
2. Уэллс З. Удивительный Человек-Паук: Анти-Веном - новые пути к жизни, № 1 / З. Уэллс, П. Секайра, А. Сантос, Ф. Д'Аурило. Нью-Йорк: Марвел, 2009. URL: http://www.jurnalu.ru/online-reading/comicsonline/ amazingspidermanpresentsantivenomnewwaystolive/amazingspidermanpresentsantivenomnewwaystolive001. Дата обращения: 07.11.2015
3. Dixon C. Punisher. Batman: Deadly Knights / C. Dixon, Jr. J. Romita, Jr. J., K. Janson. N.Y.: Marvel and Dc., 1994. URL: http://unicomics.ru/comics/online/batman-punisher. Дата обращения: 26.01.2014
4. Уэллс З. Удивительный Человек-Паук: Анти-Веном - новые пути к жизни, № 1... С. 10.
5. Уэллс З. Удивительный Человек-Паук: Анти-Веном - новые пути к жизни, № 3/ З. Уэллс, П. Секайра, А. Сантос, Ф. Д'Аурило. Нью-Йорк: Марвел, 2009. С. 11. URL: http://www.jurnalu.ru/online-reading/comic-sonline/amazingspidermanpresentsantivenomnewwaystolive/amazingspidermanpresentsantivenomnewwaystoliv e003. Дата обращения: 07.11.2015
6. Гервиц Г., Кудрански С. Пингвин. Пингвин: Боль и предубеждение. № 2. Прелестный мальчик. DC Comics, 2011. URL: www.jurnalu.ru/online-reading/comicsonline/penguinpainandprejudice/002. Дата обращения. 07.11.2015
7. Breisach E. Introduction to Modem Existentialism. N. Y., 1962. Р. 3.
8. Там же.
9. Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: перевод. М.: Политиздат, 1989. С. 323.
10. Мануковский В. В. Экзистенциональное содержание понятий «Встреча» Г. Марселя и «Пограничная ситуация» К. Ясперса // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 127-129.
11. Мур А., Ллойд Д. V - значит Уендетта. № 2. N. Y.: DC Comics, 1989. URL: http://unicomics.ru/comics/ online/v-for-vendetta-02. Дата обращения: 07.11.2015
12. Азарелло Б., Бермехо Л. Хранители: Пролог: Роршах. DC Comics, 2012. URL: http://unicomics.ru/ com-ics/series/before-watchmen-rorschach Дата обращения: 17.10.2014
13. Миллер Ф. Город Грехов. Тот желтый ублюдок. СПб: Амфора, 2013.
14. Миллер Ф. Город Грехов. Трудное прощание. СПб.: Амфора, 2005.
15. Сумерки богов.
16. Мур А., Гиббонс Д. Хранители. СПб.: Амфора, 2009. URL: http://unicomics.ru/comics/online/ watch-men-06. Дата обращения: 30.07.2014
17. Там же.
18. Азарелло Б., Бермехо Л. Указ. соч.
19. Мур А., Гиббонс Д. Указ. соч.
20. Мур А., Ллойд Д. V - значит Vендетта. № 7. N. Y.: DC Comics, 1989. URL: http://unicomics.ru/comics/ online/v-for-vendetta-07. Дата обращения: 07.11.2015
21. Миллер Ф. Город Грехов. Трудное прощание. С. 4-7.
Notes
1. Artyukh A. A. Nuar: golos iz proshlogo. Ob istorii i teorii zhanra [Noire: a voice from the past. About the history and theory of a genre] // Iskusstvo kino - Art of cinema. 2007, No. 5. Available at: http://kinoart.ru/archive/ 2007/05/n5-article18. Date of access: 17.10.2014
2. Wells Z. Udivitel'nyj CHelovek-Pauk: Anti-Venom - novye puti k zhizni, № 1 [Amazing Spider-Man: Anti-venom - new ways to life]. No. 1 / Z. Wells, P. Secaira, A. Santos, F. D'Aurillo. New York. Marvel. 2009. Available at: http://www.jurnalu.ru/online-reading/comicsonline/amazingspidermanpresentsantivenomnewwaystolive/amaz-ingspidermanpresentsantivenomnewwaystolive001. Date of access: 07.11.2015
3.C. Dixon Punisher. Batman: Deadly Knights / C. Dixon, Jr. J. Romita, Jr. J., K. Janson. N. Y.: Marvel and Dc., 1994. Available at: http://unicomics.ru/comics/online/batman-punisher. Date of access: 26.01.2014
4. Wells Z. Udivitel'nyj CHelovek-Pauk: Anti-Venom - novye puti k zhizni, № 1. [Amazing Spider-Man: Anti-venom - new ways to life] No. 1... P. 10.
5. Wells Z. Udivitel'nyj CHelovek-Pauk: Anti-Venom - novye puti k zhizni, №3 [Amazing Spider-Man: Anti-venom - new ways to life] No. 3/ Z. Wells, P. Secaira, A. Santos, F. D'Aurillo. New York. Marvel. 2009. P. 11. Available at: http://www.jurnalu.ru/online-reading/comicsonline/amazingspidermanpresentsantivenomnewwaystolive/ amazingspidermanpresentsantivenomnewwaystolive003. Date of access: 07.11.2015
6. Gervits G., S. Kudranski Pingvin. Pingvin: Bol' i predubezhdenie [Penguin. Penguin: Pain and prejudice]. No. 2. Prelestnyj mal'chik - A beautiful little boy. DC Comics. 2011. Available at: www.jurnalu.ru/online-reading/comicsonline/penguinpainandprejudice/002. Date of access: 07.11.2015
7. E. Breisach. Introduction to Modem Existentialism. N. Y. 1962. P. 3.
8. Ibid.
9. Sumerki bogov - The twilight of the gods / comp. and gen. ed. by A. A. Yakovleva: translation. M. Politizdat. 1989. P. 323.
10. Manukovskiy V. V. EHkzistencional'noe soderzhanie ponyatij «Vstrecha» G. Marselya i «Pogranichnaya situaciya» K. YAspersa [Existential concepts of "Meeting" of G. Marseille and "Borderline situation" by K. Jaspers] // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of the Chelyabinsk State University. 2012, No. 18 (272). Philosophy. Sociology. Cultural studies. Is. 25. Pp. 127-129.
11. Moore A., Lloyd D. V - znachit Vendetta [V for Vendettal. No. 2. N.Y. DC Comics. 1989. Available at: http://unicomics.ru/comics/online/v-for-vendetta-02. Date of access: 07.11.2015
12. Azarello B., Bermejo L. Hraniteli: Prolog: Rorshah [Watchmen: Prologue: Rorschach]. DC Comics. 2012. Available at: http://unicomics.ru/comics/series/before-watchmen-rorschach Date of access: 17.10.2014
13. F. Miller Gorod Grekhov. Tot zheltyj ublyudok [Sin City. That yellow bastard]. SPb. Amphora. 2013.
14. F. Miller Gorod Grekhov. Trudnoe proshchanie [Sin City. A difficult farewell]. SPb. Amphora. 2005.
15. The twilight of the gods...
16. Moore A., Gibbons D. Hraniteli [Watchmen]. SPb. Amfora. 2009. Available at: http://unicomics.ru/ comics/online/watchmen-06. Date of access: 30.07.2014
17. Ibid.
18. Azarello B., Bermejo L. Op. cit.
19. Moore A., Gibbons D. Op. cit.
20. Moore A., Lloyd D. V - znachit Vendetta [V for Vendetta]. No. 7. N.Y. DC Comics. 1989. Available at: http://unicomics.ru/comics/online/v-for-vendetta-07. Date of access: 07.11.2015
21. F. Miller Gorod Grekhov. Trudnoe proshchanie. [Sin City. The hard farewell....] Pp. 4-7