Затолокин Александр Александрович
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (е-таП: [email protected])
Экстремизм как социальная болезнь
В статье автор осуществляет анализ этапов развития экстремизма, прослеживая эволюцию этого явления от девиантного поведения до радикального проявления, предлагает способы противодействия экстремизму.
Ключевые слова: правовой нигилизм, экстремизм, радикализм, терроризм, право, закон, административно-правовой анализ.
A.A. Zatolokin, Master of Law, Teacher of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Extremism as the social disease
The author analyzes the stages of development of extremism, tracing its evolution from deviant behaviour to radical manifestations, offers methods of counteraction to extremism.
Key words: legal nihilism, extremism, radicalism, terrorism, right, law, administrative-legal analysis.
В 1941 г. на конференции Федерального союза в Оксфорде философ и социолог Карл Мангейм так охарактеризовал ситуацию в странах Европы на момент начала Второй мировой войны: «Давайте посмотрим на мир с точки зрения врача, пытающегося поставить научный диагноз нашей общей болезни. В том, что наше общество серьезно больно, сомнений нет» [1, с. 412]. Что можно сказать сегодня, по прошествии более полувека? Ситуацию, сложившуюся в настоящее время, можно охарактеризовать словами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Мы живем в то время, когда большая часть общества больна и не сознает своей болезни» [2]. Современное общество тяжело больно, и назрела необходимость в его обследовании и лечении. На наш взгляд, одной из эпидемий современного общества является экстремизм. Ранее проявление экстремизма считалось признаком неблагополучия общества в социальном плане, однако теперь «экстремизм - это болезнь всего общества, как алкоголизм, наркомания, преступность и другие виды деградации личности» [3]. В современных условиях недостаточно лишь ставить диагноз, тем более что нельзя считать компетентным врача, который только констатирует диагноз и не назначает лечение. В настоящей работе, насколько это позволяют рамки научной статьи, проведем анализ развития девиантного поведения, его эволюционирования в террористические акты,
а также рассмотрим средства противодействия таким явлениям.
Представляется интересным мнение академика И.А. Гундарова в вопросе противодействия экстремизму, который сопоставляет методы профилактической медицины с методами борьбы с экстремизмом и выводит три подхода в противодействии социально значимым заболеваниям: «симптоматический (нейтрализация симптомов), патогенетический (блокировка механизмов распространения), этиологический (устранение причины)» [4]. Принимая за основу данный подход, проследим эпикриз экстремизма как социального заболевания.
В предыдущих работах нами указывалось, что экстремизм берет начало от правового нигилизма [5, с. 140]. Проявление симптомов экстремизма на ранней стадии выражается в нивелировании общественно значимых норм и правил: в сквернословии, в нарушении правил дорожного движения, в распитии спиртных напитков на территории детских площадок, в выгуле собак без поводка и намордника, в стрельбе при проведении свадеб, в ночных танцах на проезжей части, в езде с флагами как субъектов Российской Федерации, так и зарубежных стран и пр.
В последнее время возросла общая правовая грамотность населения. Подтверждение этому можно найти на медиапросторах Интернета, в частности на сайте УоиТиЬе, который переполнен видеороликами различных «правозащит-
229
ников» с инструкциями по общению с сотрудниками полиции. В дополнение к сказанному необходимо отметить, что наша страна занимает лидирующее место в мире по количеству юристов. Так, по мнению члена Ассоциации юристов РФ, первого вице-спикера Совета Федерации Александра Торшина, «по количеству юристов на 100 тыс. населения мы в два раза опережаем США» [6]. Поэтому нельзя сказать, что граждане совершают правонарушения по незнанию закона. Отсюда следует, что отрицание общественных норм (правовой нигилизм) совершается сознательно, и единственный катализатор этого - чувство безнаказанности и вседозволенности. Подтверждением этих слов является случай, произошедший в 2013 г., связанный с избиением депутата Государственной Думы. Нападавшими были выходцы из Республики Дагестан, которым ранее удалось избежать ответственности за вымогательство [7]. Напомним, что летом прошлого года уроженец Республики Дагестан, управляя автомобилем Toyota Land Cruiser, совершил опасный маневр, создав аварийную ситуацию с автомашиной под управлением депутата Государственной думы. Выйдя из машины, водитель Toyota и его попутчик избили депутата и скрылись с места происшествия. Так вот именно безнаказанность и вседозволенность стали причиной этого инцидента.
Итак, на раннем этапе проявления экстремизма, когда позиционируемый субъект экстремистской деятельности находится на начальной, «зародышевой» стадии своего развития, в отношении его должен применяться весь спектр полицейских средств для пресечения попыток «наплевать» на устои общества, государства. То есть должен быть применен симптоматический подход - работа по устранению симптомов экстремизма, а именно - правового нигилизма. В арсенале полиции, кроме прочих мер, имеется гл. 27 КоАП РФ «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях». Использование данных мер, на наш взгляд, позволит кратно снизить экстремистские выпады нигилистов на этапе зарождения умысла на проявление отрицания общественных норм:
доставить исполнителя в отделение полиции;
досмотреть подозрительного человека или транспортное средство;
отстранить от управления водителя и запретить эксплуатацию автомобиля, тем самым не допустить осуществление злого умысла.
Следующей ступенью в эволюции «болезни» выделим «чистый экстремизм». В Федеральном
законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве определения понятия «экстремистской деятельности (экстремизма)» дается перечисление запрещенных поступков: насильственное изменение основ конституционного строя, терроризм и его оправдание, возбуждение розни и т.д. В борьбе с экстремизмом в чистом виде необходимо не только использовать патогенетический подход, но и применять комплекс мер, в который должны входить:
административно-правовые меры (доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; привлечение к административной ответственности и пр.);
оперативно-розыскные меры (опрос; наведение справок; наблюдение; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и пр.);
уголовно-правовые (привлечение к уголовной ответственности);
меры международного сотрудничества (в современных условиях, в связи с повышенной террористической активностью, особое внимание уделяется антитеррористической составляющей в деятельности МОУП) [8];
экономические (перекрытие каналов финансирования).
Именно применение комплексного «лечения» позволит на данном этапе не только блокировать механизм распространения «болезни», но и остановить развитие экстремизма.
В том случае, когда зародыш экстремизма - правовой нигилизм - беспрепятственно развивается, укрепляя свои связи и обрастая сторонниками, он трансформируется в чистый вид, возбуждающий социальную, расовую, национальную рознь, пропагандирующий свою исключительность по различным признакам, а на пике своего развития он окончательно набирает силу и мутирует в политический экстремизм.
Обращает на себя внимание подход ученого-административиста Н.В. Башкирова [9] в рассмотрении проблем политического экстремизма. Им аргументируется вывод о том, что современный политический экстремизм применительно к конституционно-правовой системе государства приобретает форму социально-правового нигилизма. В целом, поддерживая мнение данного автора, мы все же склонны считать, что политический экстремизм в своем становлении про-
230
ходит несколько стадий (как отмечалось выше, правовой нигилизм и чистый экстремизм), хотя и берет свое начало из правового нигилизма.
В настоящее время на территории Российской Федерации одной из организаций, занимающихся политическим экстремизмом, является Иммарат Кавказ, базирующаяся на территории Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик. Данная организация распространяет среди молодежи видеоролики экстремистского содержания с призывами к «джихаду». Выступающие в этих роликах «амиры» и «муждахеды» призывают бороться с «гяурами», оказывать поддержку бандам, перечислять финансовую помощь террористам, находящимся в тюрьмах, и помогать их семьям.
Административно-правовая обструкция рассматриваемой «болезни» - политического экстремизма - заключается в применении различных средств, но уже в рамках специальных режимов. В своих работах профессор Д.Н. Бах-рах выделяет несколько видов режимов. В частности, к экстраординарным режимам он относит «особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий» [10]. Также в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства может вводиться правовой режим контртеррористической операции.
Одним из примеров проявлений воинствующего ислама явилось совершение акта агрессии в Нальчике 13 октября 2005 г. Бандиты напали на восемь объектов: аэропорт, военкомат, погран-отряд, здания УФСБ, ФСИН, полка ППС, здания ОМОНа и Центра «Т» МВД. Кроме того, боевики напали на охотничий магазин «Арсенал» в центре города и магазин «Сувениры». Нападению также подверглись 3 городских ОВД. Согласно официальным данным в столкновениях погибли 33 сотрудника правоохранительных органов и 12 мирных жителей. Еще более 100 человек, в подавляющем большинстве - также
сотрудники местных спецслужб, были ранены. Потери со стороны боевиков составили 92 человека, еще 13 были захвачены живыми. Среди уничтоженных в Нальчике боевиков есть жители практически всех регионов Северного Кавказа [11]. Согласно статистике МВД России Кабардино-Балкария является одним из лидеров среди российских регионов по «преступлениям террористического характера». За последнее время режим контртеррористической операции вводился в Кабардино-Балкарии уже несколько раз: 29 июня 2012 г. он действовал на части территории Урванского и Черекского муниципальных районов, а 1 апреля 2013 г. режим контртеррористической операции был введен на части Эльбрусского района Кабардино-Балкарии [11]. Введение режима контртеррористической операции позволило своевременно локализовать конфликт, предотвратить распространение бандгруп в соседние районы и нейтрализовать бандитов.
В качестве еще одного примера можно привести события последних месяцев в соседней Украине. Очевидно, что непринятие соответствующих мер к казалось бы незначительному проявлению экстремизма украинских радикалов в рамках «мирной» демонстрации 21 ноября 2013 г. привело к деморализации политической власти в стране, анархии, разгулу бандитизма, ксенофобии, национализму, вплоть до откровенного нацизма. Отсутствие адекватной реакции на ситуацию на начальном этапе с помощью мер административного принуждения и обеспечения административного процесса, отсутствие воли по введению необходимого административно-правового режима в конечном итоге ставит под сомнение дальнейшую государственность Украины.
В завершение хотелось обратить внимание на то, что тяжесть вреда, причиняемого правовым нигилизмом и политическим экстремизмом, не сопоставима. Пропорционально степени вреда разнятся и антагонистичные меры правоприменительной деятельности. Если в первом случае с помощью мер обеспечения административного производства можно выявить симптомы экстремизма, провести своевременную энтропию, локализовать и нейтрализовать распространение болезни - правового нигилизма, то в случае прогрессирования болезни, без уделения ей должного внимания со стороны органов правопорядка, использования административных мер впоследствии явно недостаточно.
1. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1. Mannheim K. Diagnosis of our time. Moscow, 1994. 1994.
231
2. URL: http://cerkov.by/page/patriarh-kirill-my-zhivem-v-to-vremja-kogda-bolshaja-chast-obshhestva-bolna-i-ne-soznaet-svoej-bolezni.
3. Алиханова З.-Б.Т. Духовность на пути противодействия терроризма и экстремизма. URL: http://scienceport.ru/lib/Duhovnost-na-puti-protivodeystviya-terrorizma-i-ekstremizma.html
4. URL: http://lawinrussia.ru
5. Затолокин А.А. Проблемы реализации административно-правовых мер, применяемых сотрудниками полиции в деятельности по противодействию экстремизму и терроризму // Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности. 2014. № 1.
6. URL: http://www.mos360.ru/communication/ blog/mu360/165.php.
7. URL: http://www.newsru.com/russia/22jul2013/ hoodyakov.html
8. Стронский Д.Д., Затолокин А.А. К вопросу о кооперации усилий мирового сообщества по борьбе с международным терроризмом (организационно-правовой и уголовно-процессуальный аспекты) // Расследование преступлений: теория и практика: информ. бюл. ГСУ при ГУВД Краснодарского края. 2004. Вып. 1-2. С. 88-92.
9. Башкиров Н.В. Меры административно-правового противодействия политическому экстремизму: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
10. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2000.
11. URL: http://www.mk.ru/old/article/2013/07/ 12/883074-v-nalchike-vveden-rezhim-kto.html
2. URL: http://cerkov.by/page/patriarh-kirill-my-zhivem-v-to-vremja-kogda-bolshaja-chast-obshhestva-bolna-i-ne-soznaet-svoej-bolezni.
3. Alikhanov Z.-B.T. Spirituality on ways to combat terrorism and extremism. URL: http://scienceport.ru/lib/Duhovnost-na-puti-protivodeystviya-terrorizma-i-ekstremizma.html
4. URL: http://lawinrussia.ru
5. Zatolokin A.A. Problems of implementation of legal and administrative measures applied by the police in efforts to combat extremism and terrorism // Actual problems of operative-investigative and administrative activities. 2014. № 1.
6. URL: http://www.mos360.ru/communication/ blog/mu360/165.php.
7. URL:http://www.newsru.com/russia/22jul2013/ hoodyakov.html
8. Stronski D.D., Zatolokin A.A. To the issue of cooperation of efforts of the world community in combating international terrorism (organizational-legal and procedural aspects) // Investigation of crimes: theory and practice: newsletter of the DSU at GUVD of Krasnodar region. 2004. Iss. 1-2. P. 88-92.
9. Bashkirov N.V. Measures of administrative-legal counteraction to political extremism: auth. abstr. ... Master of Law. Moscow, 2005.
10. Bakhrakh D.N. Administrative law. Moscow, 2000.
11. URL: http://www.mk.ru/old/article/2013 /07/ 12J883074-v-nalchike-vveden-rezhim-kto.html
232