Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 36 (290). Филология. Искусствоведение. Вып. 72. С. 5-8.
ФИЛОЛОГИЯ
М. В. Аблин
ЭКСТРЕМИЗМ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В ЮРИСЛИНГВИСТИКЕ
Рассмотрен экстремизм как категория юридической лингвистики, правоведения и политологии. Оценивается возможность использования слов «экстремизм», «экстремистский» в вопросах постановления о назначении судебной лингвистической экспертизы и тексте экспертного заключения.
Ключевые слова: судебная лингвистическая экспертиза, экстремизм, экстремистские ма-
териалы, словесный экстремизм.
Понятие и сущность экстремизма рассмотрены во множестве научных работ: юридических, политологических, лингвистических. Основная масса исследований - правовые. В статье мы представим различные подходы к определению понятия «экстремизм» (на основе работ С. С. Борисова, Е. Ю. Булыгиной, Е. И. Га-ляшиной, М. В. Горбаневского, Т. В. Губаевой, М. А. Лаппо, А. Г. Никитина, Е. Е. Плужнико-ва, И. Н. Сенина, Т. А. Трипольской, а также положений соответствующих нормативно-правовых актов и определений из лексикографических источников).
Среди судебных лингвистических экспертиз (основное направление исследований в юрислингвистике) значительное место занимают экспертизы на предмет экстремизма (для последующего включения издания в список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ). Мы должны ответить на вопрос, насколько эта категория лингвистическая, допустимо ли использование дефиниции «экстремистский» в формулировках вопросов при назначении судебной лингвистической экспертизы и тексте экспертного заключения.
Лексическое значение слова «экстремизм» отражено в толковых словарях. Под ним понимается приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике) [12. С. 1518;
11. С. 754; 13. С. 912].
Юридическое определение экстремизма закреплено как в международных документах, так и в российских законодательных актах. Понятие «экстремизм» как юридический термин появилось в российском праве вследствие подписания и последовавшей затем ратификации Российской Федерацией Шанхайской конвен-
ции от 15 июня 2001 г., вошедшей в историю международного права под названием «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» [4]. В соответствии со статьей 1 данного документа экстремизм - это какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.
В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» приводятся определения «экстремизма» и «экстремистских материалов». Согласно статье 1 указанного закона, под экстремизмом в том числе понимается:
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
В законе также содержится определение экстремистских материалов. Это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы [5].
Е. И. Галяшина отмечает, что экстремистские материалы должны обладать следующими признаками [3. С. 32]:
- документы или информация на иных носителях;
- материалы, предназначенные для обнародования;
- материалы, содержащие призыв к осуществлению экстремистской деятельности;
- материалы, содержащие обосновывание или оправдывание необходимости осуществления экстремистской деятельности;
- труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии;
- публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Е. И. Галяшина справедливо подчеркивает, что если в публикации имеется хоть какое-нибудь обоснование (то есть подкрепление фактами, серьезными убедительными доводами) расового и (или) национального превосходства, а также оправдание (то есть признание правильным, допустимым) такого превосходства или практики совершения любых преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы, то она может быть квалифицирована в качестве экстремистского материала. Отметим, что при проведении судебной лингвистической экспертизы часто осуществляется поиск соответствующих призывов (прямых и косвенных) к определенной деятельности. На
наш взгляд, необходимо производить поиск не только призывов, например, направленных на возбуждение розни по религиозному признаку, но и высказываний, содержащих «обоснование» или «оправдание» данной деятельности.
Что же представляет собой экстремизм с позиции политологии и права? По мнению Т. В. Губаевой, экстремизм - это система противоправных деяний, запрещаемых федеральным законом, так называемые словесные составы, их общий признак - противоправное использование слова и / или сопутствующих ему неязыковых знаков (изображений, жестов) в целях внедрения в сознание деструктивных идей и психологических установок [5].
С. С. Борисов определяет экстремизм как вид противоправной деятельности, осуществляемой вследствие крайнего неприятия существующих основ конституционного строя и выражающейся в уголовно наказуемых деяниях, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, захват власти, возбуждение ненависти либо вражды в обществе по признакам принадлежности к определенной расе, национальности (этносу) или отношения к религии» [1. С. 13].
Еще одно юридическое определение экстремизма предлагает А. Г. Никитин. Исследователь указывает, что экстремизм - это обусловленное объективными реалиями социально-правового явления крайнее проявление психологических, идеологических и поведенческих элементов к конкретным общественным отношениям и их участникам. А. Г. Никитин различает «экстремистскую деятельность в рамках закона» и «экстремизм как антипра-вовую идеологию». Экстремистская деятельность в рамках закона - социально активное правомерное, основанное на крайних оценках существующих общественных отношений и их участников поведение, не запрещенное законом и допустимое им в части обеспечения неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Экстремистская деятельность в рамках закона не содержит признаков какого-либо правонарушения и может рассматриваться как правомерное поведение с соответствующей охраной и защитой со стороны государства. Экстремизм как антиправовая идеология является системой взглядов и идей, которая отрицает ценность действующего права как универсального средства удовлетворения жизненно важных потребностей и интересов личности, общества и государства. Она отвергает
правовые ценности, достигнутые обществом, и предлагает взамен свою собственную мировоззренческую систему критериев и способов оценки объектов окружающего мира, основанную на неадекватных, неприемлемых (как для отдельно взятого человека, социальной группы, так и общества в целом) постулатах и ориентирах. Такая идеология стремится к уничтожению институтов гражданского общества и правового государства, ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов различных субъектов права, формирует нигилистические установки у граждан, порождает обстановку социального напряжения между различными слоями и группами общества, и характеризуется идеями, противоречащими таким фундаментальным общеправовым принципам как законность, равенство, гуманизм, демократизм и справедливость [6. С. 9].
Юрист И. Н. Сенин рассматривает экстремизм как одну из форм проявления правового нигилизма. Экстремизм как форма проявления правового нигилизма, отмечает правовед, представляет значительную опасность для современной России. Его проявления разнообразны - от возбуждения гражданской ненависти до функционирования незаконных вооруженных формирований, цель которых - изменение конституционного строя Российской Федерации и нарушение ее территориальной целостности [8. С. 4]. Автор предлагает следующее определение экстремизма: форма нигилистического отрицания охраняемых государством общественных отношений, направленная на их дестабилизацию и разрушение, проявляющаяся в виде идей и действий, связанных с применением или угрозой применения насилия [8. С. 7]. И. Н. Сенин выделяет экономический, политический, национальный, религиозный, экологический виды экстремизма.
Е. И. Галяшина приводит следующее определение экстремизма: это не только межнациональные и межконфессиональные идеологические конфликты, но и массовые беспорядки, хулиганские действия и акты вандализма, совершаемые в силу идеологических, политических, расовых, национальных причин или религиозной ненависти либо вражды, в том числе и в отношении какой-либо социальной группы, а также пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан в силу социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности [3. С. 9 -10]. Е. И. Галяшина различает понятия
экстремизм и словесный экстремизм. Словесный экстремизм - это целенаправленный акт публичной передачи сообщений в форме устных или письменных речевых высказываний, которые:
- призывают или подстрекают к осуществлению, инициируют, провоцируют или руководят противоправными действиями экстремистского толка;
- оправдывают или обосновывают их;
- пропагандируют нацистскую или сходную с ней до степени смешения символику и атрибутику;
- направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды либо ненависти, включая передачу информации языковыми средствами в публичных выступлениях, печатных изданиях, средствах массовой информации (радио, телевидение) [3. С. 32].
Политолог Е. И. Плужников предлагает в понятии «экстремизм в религии» выделять такие видовые понятия, как «религиозный экстремизм», «этноконфессиональный экстремизм», «религиозно-политический экстремизм», «религиозный криминальный экстремизм». Е. И. Плужников отмечает, что понятие «экстремизм в религии» является по объему шире и охватывает различные пласты экстремистской деятельности в религиозных отношениях, а также облегчает работу специалистов правоприменительной практики, проводящих в жизнь политику противодействия экстремизму [7. С. 21].
Таким образом, «экстремизм», «экстремистские материалы» - юридические категории, закрепленные в законодательстве. Определения экстремизма, приводимые в толковых словарях, недопустимо использовать в работе эксперта-лингвиста при производстве судебной лингвистической экспертизы. Эксперт не может использовать и законы, содержащие определения указанных дефиниций: это будет означать выход за пределы лингвистической компетенции. Следовательно, в вопросах постановления о назначении лингвистической экспертизы не должны содержаться данные слова и словосочетания (с компонентом «экстремистский»). Лингвист при анализе языкового материала может идентифицировать отдельные оценочные высказывания, выражающие неприязненное, враждебное отношение к другим нациям или представителям других религий, а также содержащие призывы к борьбе с ними. На наш взгляд, необходимо осу-
ществлять поиск не только таких призывов, но и высказываний, содержащих «обоснование» или «оправдание» данной деятельности (это должно быть зафиксировано в вопросах экс-перту-лингвисту). В зависимости от вида экстремизма должны различаться и проводимые экспертизы: мы считаем, что желательно назначение комплексных лингвистико-религиоведческих, лингвистико-культурологических или лингвистико-политологических экспертиз. Проведение подобных исследований позволит избежать ошибок при анализе таких объектов, как художественные, исторические произведения (на наш взгляд, вопрос возможности анализа данных произведений должен решаться юристами).
Список литературы
1. Борисов, С. С. Преступления экстремистской направленности: проблемы законодательства и правоприменения [Электронный ресурс] : автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. 46 с. URL: http://siberia-expert.com/ news/prestuplenija_ehkstremistskoj_napravlen-nosti_problemy_zakonodatelstva_i_pravoprimen-enija/2012-03-30-431.
2. Булыгина, Е. Ю. Признаки экстремистского текста: квалификация «конфликтоопасных» языковых средств и авторских приемов [Электронный ресурс] / Е. Ю. Булыгина, М. А. Лап-по, Т. А. Трипольская // Юрислингвистика-9: Истина в языке и праве : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Н. Д. Голева. Кемерово ; Барнаул : Изд-во Алтайс. ун-та, 2008. 454 с. URL: http:// siberia-expert.com.
3. Галяшина, Е. И. Лингвистика vs экстремизма (в помощь судьям, следователям, экспертам) / под ред. проф. М. В. Горбаневского. М. : Юрид. мир, 2006. 96 с.
4. Горбаневский, М. В. О прикладной лингвистике в борьбе с экстремизмом [Электронный ресурс]. URL: http://siberia-expert.com/ publ/satti/stati/g/4-1-0-220.
5. Губаева, Т. В. Судебная экспертиза
по делам об экстремизме [Электронный ресурс]. URL: http://siberia-expert.com/publ/
satti/stati/sudebnaja_ehkspertiza_po_delam_ob_ ehkstremizme_t_v_gubaeva/4-1-0-163.
6. Никитин, А. Г. Экстремизм как объект общетеоретического и общеправового анализа [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 23 с. иЯЬ: http://sibe-ria-expert.com/news/ehkstremizm_kak_obekt_ obshheteoreticheskogo_i_obshhepravovogo_anal-Ї2а/2011-05-13-185.
7. Плужников, Е. Е. Религиозный экстремизм в современной России: проблемы теоретической интерпретации и политической практики [Электронный ресурс] : авто-реф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2010. 34 с. иЯЬ: http://siberia-expert.com/news/religioznyj_ ehkstremizm_v_sovremennoj_rossii_problemy_ teoreticheskoj_interpretacii_i_politicheskoj_prak-йЫ/2011-05-26-191.
8. Сенин, И. Н. Экстремизм как форма правового нигилизма в современной России (теоретико-правовой аспект) [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. 21 с. иЯЬ: http://siberia-expert. com/news/ehkstremizm_kak_forma_pravovogo_ шgiHzma_v_sovremennoj_rossii_teoretiko_pra-vovoj_aspekt/2012-01-23-367.
Нормативные правовые акты
9. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main. htm.
10. Шанхайская Конвенция о борьбе с
терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Шанхай, 15 июня 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: http://law.edu.ru/norm/norm.
asp?normГО=1168301.
Словари
11. Словарь русского языка : в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; под ред. А. П. Евгенье-вой. 3-е изд., стер. М. : Рус. яз., 1985-1988. Т. 4 : С-Я. М., 1988. 800 с.
12. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб. : Норинт, 2000. 1536 с.
13. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. М. : Эксмо, 2010. 944 с.