Научная статья на тему 'Экстремистские потенции религиозного фундаментализма: от истоков до наших дней'

Экстремистские потенции религиозного фундаментализма: от истоков до наших дней Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
224
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстремистские потенции религиозного фундаментализма: от истоков до наших дней»

Примечания

Точнее - базы ортодоксальной теологии ислама, если речь идет об ашаритско-матуридитском атомизме.

О критике таких стереотипов см.: [Сагадеев 1974; Ибрагим 1999; Ибрагим 2004].

См., например: [Гардэ, Анавати 1981; Гибб 1978; Фахри 1987; Франк 1987; Эсс 1987].

В частности: [Фахри 1958; Вольфсон 1976; Пинес 1997].

Как «курьезный» факт Г. Дэвидсон квалифицирует отсутствие атомистической доктрины в каламском обосновании бытия Бога [Дэвидсон 1987, 136]. Например: [Гардэ, Анавати 1981, 63].

См., например: [Шахрастани 1968 II, 158, 162; Йакуби 1960 I, 140]. Как пишет татарский мыслитель Марджани (1818-1889), богословы Маверан-нахра считали атомизм несостоятельным учением, которое ашариты заимствовали у ранних мутазилитов [Марджани 2008, 157].

Весьма странным, поэтому, представляется сообщение А.В. Смирнова, по которому «многие мутакаллимы утверждали, что "атомы" обладают бесконечной делимостью» [Смирнов 1993, 138].

Такую интерпретацию выдвигает, в частности, Г. Вольфсон [Вольфсон 1976, 494].

«Вопросы философии», М., 2014 г., № 6, с. 142-153.

3

6

7

8

9

10

В. Ким,

кандидат философских наук, доцент (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет) ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПОТЕНЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА: ОТ ИСТОКОВ ДО НАШ ИХ ДНЕЙ

Фундаментализм как идейное течение распространился в современном мире практически во всех религиях и в тех сферах общественной жизни, которые напрямую связаны с религией. Наибольшими экстремистскими потенциями обладает религиозный фундаментализм, который зачастую актуализируется в политике, сопровождаясь деструктивными процессами в обществе. Что же такое фундаментализм и каким образом он связан с фанатизмом (ведь на уровне обыденного сознания связь между фанатизмом и фундаментализмом является несомненной)?

Самым распространенным из видов религиозного фанатизма называют исламский (по числу приверженцев и влиянию на внутриполитические и внешнеполитические процессы во многих странах мира), однако фундаменталистские тенденции наблюдаются не только в иудаизме, исламе и протестантизме (с которых начинается история фундаментализма), не избежали их и представители иных религий и конфессий [10; 12; 24; 50]. В связи с этим И.В. Кудряшова подразделяет все фундаменталистские течения на два типа: в основе первых авраамические религии, вторых -националистические вариации индуизма и буддизма [27, с. 67].

Несмотря на это разнообразие и разницу в доктринах, между ними есть общее. Фундаментализм определяют как движение за возвращение к основам, он имеет «реактивную» природу, являясь реакцией на происходящие процессы в любой сфере общества [42]. Широкая трактовка фундаментализма основывается на двух положениях: наличие принципиальных и не оспариваемых постулатов и агрессивное противодействие новациям под предлогом защиты традиций от новаций [38]. Его связывают с консерватизмом, настаивающим на постепенности происходящих общественных изменений с учетом существующих ценностей и традиций [22] и традиционализмом, представляющим направленность общественного сознания в прошлое, противопоставляющее его настоящему [26].

С. Аверинцев называет фундаментализм «ложным традиционализмом», у которого есть модернистические черты, поскольку он тесно связан с современными тенденциями, в том числе и с секуляристскими [1]. Кроме того, в сознании обывателей фундаментализм тесно связан с религией, в первую очередь с исламом, и терроризмом. Зачастую отождествляют фундаментализм и фанатизм, называя фундаменталистов фанатиками.

Причины возникновения и распространения фундаментализма в мире находятся не только в сфере религии. Их можно разделить на три большие группы:

1) изменения, происходящие внутри самой религии: действие двух тенденций - модернистских (реформистских) и фундаменталистских (консервативных) [14; 15; 17; 41 и др.];

2) группа причин, связанных с культурными процессами, вызванными развитием самого общества (как «сопротивление нарастающей сложности жизни и ее обновлению» [16]) и повсеместным действием тенденции секуляризации [6; 16; 18 и др.];

3) группа причин, связанных с возникновением и распространением глобализации в современном мире, действием так называемого глобализационного давления и антиглобалистской (защитной) реакцией [9; 11; 25 и др.].

С. Жижек считает, что корни фундаментализма необходимо искать в самой культуре, которая так же, как и создавшее ее общество, претерпела изменения. Основным вопросом здесь будет следующий: верите ли Вы? В настоящее время, по его мнению, вера находится в «подвешенном» состоянии [18, с. 16], поскольку в мире, где культура превратилась в «центральную категорию жизненного мира», люди соблюдают ритуалы и обычаи из уважения к обществу и его традициям [18, с. 14-15].

Таким образом, вера представляет собой лишь дань традиции, часть культуры, и это понимание веры и культуры становится всеобъемлющим. Тогда возникает вопрос: есть ли место в таком мире истинной вере? Если вера представляет собой лишь дань традиции и культуре, это вызывает у некоторых верующих сначала скрытые опасения, которые по мере продвижения такой позиции становятся все более явными.

Объективирование таких опасений воплощается в фундаментализме, который не хочет быть частью культуры, как это случилось с верой, а желает сам стать ими (и верой, и культурой), чтобы заменить собой для человека всё необходимое, составить его значимое пространство. Жижек приводит в пример реакцию западного общества на акт вандализма афганских талибов, которые разрушили древние буддистские статуи в Бамиане: «...мы негодовали, потому что мусульмане-талибы не выказали должного уважения "культурному наследию" своей страны и всего человечества. Вместо того, чтобы, подобно всем остальным культурным людям, верить посредством Другого, они истово верили в свою собственную религию и потому не считались с культурной ценностью памятников других религий: для них статуи Будды были всего лишь ложными идолами, а не "сокровищами культуры"» [18, с. 15].

Исламские фундаменталисты в данном случае представляют собой фанатиков, нетерпимо относящихся к любым иноверцам. Вместе с тем фундаментализм и фанатизм в такой культурной ситуации есть способ убеждения себя (в первую очередь), что в десакрализованном мире вера нужна и что она первична. Так человек делает ее более «зримой» для себя и остальных, обозначая, что его вера существует и она более истинна, чем все осталь-

ные пути к богу. В итоге защитники религии нападают на сторонников секуляризации [18, с. 64], предпринимая попытки для ее разрушения.

Фундаментализм представляет собой продукт времени модерна, новую форму веры. К. Армстронг называет его «модернистским экспериментом» [6, с. 16]. Она начинает анализ развития иудейской, христианской и исламской религий с даты отсчета -открытия Х. Колумбом Америки в 1492 г., времени зарождения нового общества (завоевание мусульманской Гранады, после которой в 1499 г. мусульманам было предложено либо поменять веру, либо уехать; изгнание евреев из Испании).

Предпосылками современного фундаментализма были модернистские изменения, которые происходили, по ее мнению, задолго до публикации основных принципов в начале ХХ в., поскольку происходящие изменения вызывали у людей состояние дезориентации, следствием которой становилось обращение к тому, что считалось незыблемым, - вере и религии [6, с. 29].

Причинами появляющихся фундаменталистских реакций и создания религиозных организаций были не только внутренние религиозные процессы, но и многочисленные социально-экономические и политические потрясения, требовавшие от правительств и общества по возможности адекватной реакции и нововведений в строительстве нового мира. Этот мир постепенно формулировал некоторые стандарты, на основе которых выстраивались общества: отделение государства от религии, провозглашение свободы совести, терпимости и представление религии как частного дела гражданина, примат рационализма, социальная справедливость и равенство, эгалитаризм, свобода личности, ориентированная на человека духовность. На них основывался модерн, и они же вызывали ответную реакцию в среде некоторых верующих, побуждали их искать новые формы веры. «Инстинктивной реакцией фундаменталистов на посягательства модерна зачастую становится попытка создать анклав чистой веры...» [6, с. 141], формирование культуры, способной противостоять духу модерна.

К. Армстронг убедительно доказывает, что фундаменталистские процессы не были уделом только западного христианского, движущегося к рациональности, общества; аналогичные тенденции она находит и в иудейском, и в мусульманском мирах, переживающих не менее тяжелые социальные потрясения, вызывающие к жизни новые секты и ереси, пытающиеся найти ответы на

возникающие вопросы и предложить собственные пути спасения (многие из них были фундаменталистскими).

Фундаментализм впервые появился в США в протестантизме в начале ХХ в. [30; 51]. Его основоположники требовали принять в качестве фундамента вероучения содержание Священного Писания, отвергая при этом любые попытки его истолкования. В 1910-1912 гг. в США стали бесплатно распространять анонимные брошюры «The Fundamentals: A testimony of the truth». В этом альманахе идеи либерального протестантского рационализма XVIII-XIX вв., которые допускают научную критику Библии, были обозначены как модернизм, предающий основы христианской веры в жизни. Модернизм [32], против которого выступали американские фундаменталисты-протестанты, ведет свою историю от католических модернистов, раздираемых разнообразными противоречиями (теологическими, историческими и т.д.) [7]. Он является отражением духовного кризиса начала ХХ в. Своеобразной реакцией на этот духовный кризис становится фундаментализм с его стремлением вернуться к основам.

Модернизм и фундаментализм сравниваются П.С. Гуре-вичем как культурные ориентации [16], противоположные по духу и содержанию, но имеющие нечто общее: появление в одну эпоху, взаимосвязанность, обусловленная противостоянием друг другу (фундаментализм противоположен всяким нововведениям и вместе с тем порождает нечто новое в охранительной реакции, а модернизм сопротивляется устоявшейся традиции, которая кажется ему архаикой, и при этом нововведения оформляются в новые правила, т.е. становятся новой традицией и даже ортодоксией [18]; в итоге появляется возможность для постижения фундаментализма и модернизма через призму друг друга [38]).

У католического модернизма были черты, свойственные экстремистским направлениям (формулирование догм, нарушение меры у авторов и сторонников в отстаивании взглядов и их распространении), что сближает его с фундаментализмом.

Фундаментализм распространился среди баптистов, методистов, пресвитериан, «апостолов Христа», в основном в южных штатах США. В 1930-1950-х годах фундаменталисты усиленно занимаются образовательной и миссионерской деятельностью, активно используют СМИ, проводят массовые конференции и библейские школы [13]. После 1920-х годов наибольшая активизация фундаментализма отмечается в 1960-х годах, когда фундамента-

лизм встал в один ряд с ультраправыми элементами и организациями.

К основным характеристикам фундаментализма относятся:

1) противопоставление модерну (когда модерн был растиражирован за пределы западного мира, западный модернистский проект стал восприниматься как основной враг);

2) создание и оформление самими фундаменталистами (авторы - консервативные протестантские деятели, создавшие набор принципов и назвавшие их фундаментальными);

3) проявление только в сфере религии (поскольку фундаментализм представляет собой квази-религию, в которой соединились крайний консерватизм и крайний традиционализм, основанные на религиозных ценностях; фундаментализм как «религиозная идеология, религиозный способ мышления и религиозный способ поведения или действия» [41]);

4) авторитет личности духовного лидера, социальная организация в виде секты, самые крайние проявления фундаментализма - тоталитарная секта (духовный лидер - чаще всего харизматическая личность, которая производит или эксплуатирует идеологические постулаты, например, о духовном предназначении, избранности и малочисленности группы);

5) представляет собой акт модернизации [41] (так как его идеи отличаются новаторством [6, с. 13]).

Таким образом, фундаментализм - это «род социальной деятельности, эксплуатирующий религиозную основу» [41], который может принимать нерелигиозные формы (например, политические).

Нарастание духовного кризиса, о котором писали многие мыслители рубежа Х1Х-ХХ вв. [19; 43; 46; 54; 56], ощущение надвигающейся катастрофы, провозглашение смерти бога и необходимости существовать без божественной защиты вызывали у многих панику. Часть страхов компенсировалась с появлением в начале ХХ в. различных фундаменталистских течений. В конце ХХ и начале ХХ1 в. логика развития социальных, экономических и политических отношений, заключающаяся в суперпроизводстве и суперпотреблении, рождает «тупиковую ситуацию, которая не обеспечена возможностями человеческого рода. Человек вынужден приспосабливаться к реалиям... постиндустриализма» [16], в итоге продолжают появляться фундаменталисты.

В этих условиях перестает действовать принцип терпимости Дж. Локка (свобода совести имеет границы, поскольку каждый

гражданин должен подчиняться государству), каждый имеет право на субъективные ценности, в этом случае защитить ценности культуры и государства способны только фундаменталисты (на что и направлены действия христианских фундаменталистов и усилия праворадикальных политических групп разного толка).

Течения фундаментализма отличаются радикальными, а иногда и экстремистскими взглядами, активной социальной реализацией, в том числе настойчивым прозелитизмом. Фундаменталисты особенно нетерпимы к представителям иных вероучений, в первую очередь к тем, чьих взглядов они ранее придерживались [17]. В организационном плане они напоминают секты с их претензией на истинность и эзотеричность.

Их нетерпимость по отношению к прежним единомышленникам берет начало в неофитстве, так как их вероучение сравнительно новое, не имеет такой социальной поддержки, как у традиционных религий и конфессий, поэтому требует от последователей большего «пыла» и активности (прозелитизм), отстаивания истинности своих догм и делает невозможность примирения с инакове-рующими.

По мнению П. С. Гуревича, фундаментализм амбивалентен: он апеллирует к традиции и вместе с тем предлагает новый социальный (религиозный) идеал. Он дает новые ориентиры для общества, и потому реализуется как идеология (выдвигаются лидеры, есть социальная база, официально провозглашаются принципы -догмы, предлагаются ступени для достижения идеала).

Идеалом становится стремление к возвращению в «золотой век», ко времени, где люди чувствовали себя спокойно, к изначальной истине и т. п., что связывает фундаментализм с мифом и мифологическим сознанием [6; 16]. В структуре откровений фундаменталистов присутствуют изложение исторических процессов, у христиан - буквальное прочтение Библии, описание будущего (зачастую катастрофического) и утверждение об избранности их пути (например, учение проповедника премилленаризма - апокалиптического представления, согласно которому возвращение Христа будет до установления тысячелетнего царства, Дж.Н. Дар-би в США в 1859-1877 гг. [6, с. 172 -175]).

Активная социальная деятельность радикальных фундаменталистов, в основе которой находится насилие, дает противникам и критикам основания для их обвинения в фанатизме фундаментализма.

Фундаментализм действительно обладает некоторыми характеристиками, которые свойственны фанатизму, но это вовсе не означает их тождество. Если фундаментализм - идеология, то фанатизм - социально-психологическая основа, социальное чувство, помогающее воплотить его в жизнь, «субъективная основа фундаментализма» [37, с. 129-136]. Фундаменталист становится фанатиком, когда он теряет меру в следовании своим идеям, агрессивно и настойчиво навязывает фундаментальные принципы, суживает сознание вплоть до восприятия только одной идеи, многократно усиливается в группе и т.д. Таким образом, фундаментализм содержит характеристики, потенциально готовые при «благоприятных» условиях к развитию фанатизма.

Причинами современного фанатичного фундаментализма, по мнению Г. Штойервальда (Н. 81еиетаМ), являются:

1) социально-экономические (разрыв между самыми бедными и самыми богатыми растет, что видно из динамики изменения индекса Джини [20], наличие резких социальных контрастов приводит население некоторых стран к ненависти и агрессии: к примеру, две трети палестинцев живут за чертой бедности, Афга-нистан,в последние десятилетия представляющий собой средоточие фундаменталистов, - одна из самых бедных стран мира);

2) проблемы, не решенные в прошлом: причины религиозных тенденций фундаментализма берут свое начало в национально-освободительном движении, точнее, в попытках преодолеть последствия колониальной политики (отсталость колоний и превосходство метрополий), что приводит к эксплуатации заинтересованными группами мотива ненависти к бывшим угнетателям в религиозном русле;

3) политические проблемы как причины латентных и реальных конфликтов, многие из которых начинаются в глубоком прошлом (к примеру, конфликты в Руанде, Палестине и т.п.);

4) институционализирование религии, ее «смешение» с государством (формирование теократических государств), отсутствие отделения церкви от государства становится питательной средой для фундаментализма, когда религиозные лидеры провозглашают примат одних верующих над другими, тем самым поощряя нетерпимость;

5) эмоциональные причины (в первую очередь одиночество) приводят к сужению эмоционального диапазона, где главными становятся чувства общности и безопасности, в итоге заканчи-

вающиеся зависимостью, поляризацией взглядов, чувством ненависти к врагу;

6) глобализация, развитие технологий и доминирование рыночных отношений, зачастую и в личных связях;

7) образование (существует прямая связь между низким уровнем образованности общества и наличия в нем радикального фундаментализма, так, в Афганистане примерно 70% неграмотных);

8) охранительная реакция населения страны в ответ на возможную потерю культурного наследия и социальную несправедливость;

9) приверженность традиционализму в противовес научному прогрессу;

10) в сфере этики - возвращение к традиционным ценностям Священного Писания;

11) множество психологических проблем, которые приводят к тому, что люди ищут защиту;

12) проблемы, связанные с медиаполитикой, ролью СМИ: обращение к примитивным потребностям, чувствам и эмоциям людей, что дает возможность религиям призывать людей к вечным духовным ценностям и делает их более привлекательными [60, с. 6-9].

Данный перечень появился в работе Штойервальда в 1991 г., но не потерял своей актуальности и сейчас. При этом причин появления фундаментализма гораздо больше, так как фундаментализм - многогранный феномен. И эти же причины затрудняют работу по его предупреждению.

Фундаментализм проявляется и в сфере политики. Одной из тенденций современного мира становится политизация религии.

Благодаря своей идеологичности религия включается в политическую жизнь [40], происходит сакрализация политических конфликтов [34]. Н.А. Бердяев [8] называет рубеж Х1Х-ХХ вв. новым Средневековьем, о возвращении религии в политику писали У. Эко [57] и Г. Рормозер [44]. Когда религиозный фундаментализм становится идеологией политического экстремизма и терроризма, начинают говорить о политическом фундаментализме. В первую очередь это касается исламского фундаментализма, ставшего идеологической основой терроризма.

Одной из главных причин появления исламского фундаментализма является антиглобалистская реакция. Многие лидеры фундаменталистов позиционируют себя как борцов за истинную

веру в противовес западному (в первую очередь - США) безбожному и аморальному миру [53; 58; 59]. Увеличивающееся глобали-зационное давление западного мира, его экономическое и технологическое превосходство (которое пытаются пошатнуть страны БРИКС), стремление США и ведущих европейских стран (ФРГ, Франции и Великобритании) к распространению навязывания общечеловеческих ценностей и демократии, участившееся в последние годы использование военных сил в этом процессе и др. вызывают реакцию «отторжения» не только у многих государств мира, но и у исламских фундаменталистских организаций, объявивших «джихад» [47] Западу. Для многих исламских государств борьба с Западом стала своеобразным отвлекающим маневром, позволяющим переключить внимание граждан с экономических проблем на внешнего врага.

С этой целью образ Запада все больше демонизируется. Большую роль в формировании фундаментализма в исламе сыграла концепция панисламизма [29] (до нее: пантюркизм и панарабизм) - идеология вненационального, внеклассового единства всех мусульман, которая стала идейной основой движения исламской солидарности в эпоху крушения колониальной системы и обретения национальной независимости странами Ближнего и Среднего Востока. Она опирается не только на единую религиозную основу, но и на демографические перемены, связанные с демографической стратегией ислама, которая поощряет рождение детей, считая это волей Аллаха, что приводит к увеличению численности мусульманского населения во всем мире и, соответственно, к распространению ислама (в 2013 г. четверть населения Земли исповедовала ислам, в 39 странах мусульмане составляют большинство [36]). «Демографическая» революция считается одной из причин «Арабской весны».

Активной силой стала исламская молодежь, резкое увеличение численности которой является мощным политическим фактором в арабском мире [23]. Радикализация исламского фундаментализма связывается И.В. Кудряшовой с «высвобождением огромной социопсихологической энергии, которая не может быть канализирована через модели рационального приспособления к среде в ситуации неравного партнерства» [27, с. 67]. Панисламизм стал лозунгом некоторых радикальных фундаменталистов (например, организации «Братья-мусульмане», внесенной в список запрещенных). Таким образом, формирование радикального фундаментализма в исламе связано с действием комплекса причин

(исторических, социально-экономических, политических, религиозных).

Идейными основаниями исламского фундаментализма, как считает И. В. Кудряшова, являются постулаты, выработанные лидерами ислама в XVIII в. (Ибн Абд аль-Ваххабом в Аравии, Мухаммедом ибн Али ас-Сенуси в восточной части Сахары и Мухаммедом Ахмедом ибн Абдаллой (Махди) в Судане): «необходимость возвращения к истинному исламу как религии единого Бога (таухид)и, следовательно, очищения его от языческих обычаев и иностранных "приращений". Отсюда открыто враждебное отношение как к инновациям, так и к "пережиткам", особенно к культу святых, магическим обрядам и союзам с неверными; отстаивание независимого суждения в богословско-правовых вопросах (иджти-хад), т.е. формирование интеллектуальной традиции, открывающей путь к рациональному толкованию общих постулатов и многозначных положений Корана и Сунны, а также к творческому поиску ответов (в духе ислама) на новые требования действительности, что несовместимо со слепым преклонением перед авторитетом муджтахида (таклид) любой конкретной богословско-правовой школы (мазхаба); требование хиджры (переселения) с земель, контролируемых неверными и язычниками, что было первым шагом к объявлению джихада; мир при этом как бы распадался на два антагонистических географических лагеря: территория неверных (дар аль-куфр) и территория ислама (дар аль-ислам); - вера в единого лидера, воспринимаемого в качестве либо "обновителя" религии, т.е. имама, либо ожидаемого мессии (махди)» [27, с. 71].

Исламский фундаментализм не однороден. Существуют следующие направления:

- теоретическое направление, которое занимается сугубо гуманитарными вопросами поиска истины (М. Аркун, размышляя об исламе и возможности его соотнесения с демократией, говорит о некой закономерности возникновения фундаментализма, связанной с тем, что с течением времени происходит отбрасывание «фактов, обусловивших формирование и распространение новой веры. Проникшая в индивидуальную и коллективную психологию, внедренная в языки, обычаи и институты, религия как система веры и безверия замалчивает и игнорирует смысл исторических преобразований всех верований. Это и позволяет нынешнему фундаменталистскому дискурсу обосновывать политическую модель на постулате незыблемости "наставлений" ислама» [5]);

- фундаментализм салафитов [45] (суннитское течение ислама), призывающих возвратиться к вере «праведных предков» (ас-салаф ас-салихун). Они апеллируют к социальному порядку, а не фундаменту; считаются радикальными, их активная борьба в Европе [2] за чистоту веры дает возможность для органов правопорядка обвинить их в религиозном экстремизме. Во Франции действует «Союз мусульманских организаций Франции», который критикует государственную политику по отношению к мусульманам, требует особых прав, которые позволят выделить салафитскую общину и подчинить ее автономному праву [амаль-ви], члены этого союза радикальны и пользуются поддержкой в мусульманских пригородах;

- фундаментализм суннитских террористических групп, целью которых становится строительство исламского мира с помощью насилия (например, террористическая суннитская группировка «Исламское государство», захватывающая территории в Ираке (лето 2014 г.), истребляет всех инаковерующих, ставя их перед выбором - принятие ислама или смерть); яркими представителями суннитов являются ваххабиты, ныне ваххабизм - официальная идеология Саудовской Аравии;

- фундаментализм шиитов (яркой страницей истории которого стала исламская революция в Иране в 1979 г. и приход к власти аятоллы Хомейни), у которых большую роль играют духовные лидеры - муджтахиды, ученые-богословы, призванные вести общину верным путем; шиитам свойственны мученичество, жертвенность, исступление и экстаз, из их среды вышли шахиды -смертники, совершавшие теракты в Палестине, Ливане и других странах (известная террористическая группировка шиитов Ливана -«Хизбалла» (партия Аллаха) внесена в списки запрещенных организаций);

- движение «Талибан» (от араб. талиб - «ищущий знания»), представляющее собой ультраконсервативное исламское движение (ультрафундаментализм), сформировавшееся в 1994 г. из выпускников медресе (мусульманских религиозных училищ), которые открывались в Пакистане для беженцев-пуштунов из Афганистана. Финансировалось Пакистаном, США и Саудовской Аравией. Цель движения - создание истинно исламского государства, лидер -мулла Мохаммад Омар. Талибы создали на большей части Афганистана Исламский эмират, где ввели в действие законы шариата в крайней интерпретации, осуществляли политику истребления все-

го «неисламского» [49], в настоящее время правительство талибов пало, деятельность движения «Талибан» продолжается.

Еще в 2006 г. М. Хабаш, глава Центра исламских исследований в Дамаске (Сирия), озвучил цифры, согласно которым «80% исламского населения консервативно, 20% считают себя реформаторами в главных вопросах», а радикалы составляют 1% [52] (это соотносится с цифрами исследований в других странах, где доля радикально настроенных, экстремистов и террористов составляет не более 3-5% населения). Опасность заключается в том, что люди, входящие в их число, представляют собой активную часть населения, склонную к насилию и агрессии; при знакомстве с экстремистской идеологией, умелом манипулировании, фанатизации сознания радикал становится фанатиком-экстремистом. Особенно актуально это в случаях возрастания конфликтогенности в социально неблагополучных регионах, где имеются причины (религиозные, политические, экономические) для развертывания конфликтов.

Еще одним фактором, способствующим развитию исламского джихада, было щедрое финансирование (само появление исламских группировок на территории Ближнего и Среднего Востока было связано с биполярной системой мира и финансированием ведущими державами религиозных экстремистов).

Например, в Афганистане США финансировали исламистов, которые боролись с советскими войсками. На сегодняшний день в Пакистане, Афганистане, Ливии и других странах существует множество лагерей для подготовки террористов, которые осуществляют свои операции в разных странах мира. Тенденцией настоящего времени становится участие европейских и американских джихадистов в терактах и военных конфликтах на Ближнем Востоке (в Сирии и Ираке, по данным на август 2014 г., воюют примерно 500 британцев, 700 французов, 500 бельгийцев [21]).

Большую роль в джихадизме играет подготовка боевиков-смертников, рассматриваемая как наиболее рациональная и эффективная система мер борьбы с лучше вооруженным противником, в связи с чем появился термин «суицидальный терроризм» [4;35; 48; 55]. Высшей формой джихада становится «истишхад» - мученичество или самопожертвование во имя Аллаха. Шахид в данном случае не совершает самоубийство, а погибает в бою, убивая противника. Это пример фундаменталиста-фанатика, совершающего теракт на основе своих убеждений, жертвующего жизнью во

имя торжества идей, которые заявлены террористической организацией.

Целью может быть строительство панисламского мира; «захват власти в ключевых мусульманских государствах - Саудовской Аравии, Египте, Пакистане, Иордании (последняя важна, так как она граничит с Палестиной, ареной борьбы за уничтожение Израиля) и установление контроля над ядром исламского мира, что, по их представлению, "обезопасит" этот мир от пагубного проникновения западной цивилизации» [33]; победа над Израилем Палестины и т. д.

Таким образом, исламский фундаментализм содержит несколько характеристик, потенциально способствующих формированию экстремизма и фанатизма: редуцирование джихада к одному столпу веры - войне с неверными; буквальное следование Корану и его трактовка в конфликтном ключе - противостоянии неверным; восприятие западных ценностей и ценностей умеренного ислама как угрозы вере; эксплуатация радикальной идеологии экстремистскими группами, склонными к насилию, подготовка фанатиков, которые чаще всего становятся смертниками; тяготение к установлению авторитарной идеологии и формированию авторитарного мышления. В итоге радикальная форма исламского фундаментализма представляет собой идеологическое основание, на котором активизируется религиозный фанатизм.

В целом же фундаментализм, представляющий собой идейное направление за возвращение к основам, является объективной реакцией на новации модерна. Причинами обращения к фундаментализму являются не только внутренние религиозные попытки очищения от последующих наслоений религиозных истин, но и объективные культурные изменения (рационализация мышления, научные открытия, секуляризация). К ним в середине ХХ в. добавляются факторы, связанные с глобализацией.

Религиозный фундаментализм также подвергается эволюции как ответной реакции на новые поиски духовных истин, появление и активное освоение СМИ и Интернета. Фундаменталисты отличаются активным прозелитизмом, ведут миссионерскую деятельность, зачастую теряют чувство меры в продвижении религиозных догматов, что дает основания для их обвинения в религиозном фанатизме, который может проявляться как мирным, так и насильственным путем, становясь идеологической основой терроризма и экстремизма.

Литература

1. Аверинцев С. О фундаментализме. Доклад на конференции последователей О.Г. Кочеткова «Память и беспамятство в Церкви и обществе: итоги ХХ века (Москва, 18-20 сентября 2000 г.) // http://www.krotov.info/ library/ 01_a/ve/rinzev_033.htm

2. Актуальные проблемы Европы. Европа: Кризис мультикультурализма. No 4/ ред. Т.С. Кондратьева, И.С. Новоженова. - М., 2011.

3. Амальви Х. Комментарии об исламе и исламизме в современной Франции // Православный, католический, протестантский, исламский фундаментализм: опыт XX века и современные тенденции_http://www.hist.msu.ru/ Labs/ UkrBel/ fundamentisl.htm

4. Арас Дж. Терроризм вчера, сегодня и навеки. - Баку, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Аркун М. Ислам и демократия. Какая демократия? Какой ислам? // Отечественные записки. - 2003. - № 6.

6. Армстронг К. Битва за Бога. История фундаментализма. - М., 2013.

7. Бердяев Н.А. Католический модернизм и кризис современного сознания // Бердяев Н.А Духовный кризис интеллигенции //http://www.krotov. info/library/ 02_b/berdyaev

8. Бердяев Н.А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы // http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/ 1924_21.html

9. Виноградова И.В. Культурный фундаментализм в контексте глобализации: дис. к. филос. н. - СПб., 2006.

10. Волков А.Б. Религиозный фундаментализм в Израиле и палестинская проблема. - М., 1999 // http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/History / Volkov/_ In-dex.php

11. Гидденс Э. Что завтра: Фундаментализм или солидарность: Беседа с С. Баньковской и А. Филипповым // Отечественные записки. - 2003. -№ 1(10).

12. Глушкова И. Почему в Индии убивают христиан? // НГ Религии. - 14.12.2000.

13. Гордеева О.К. Протестантский фундаментализм в США в 1930-1950 годы // Конференция «Ломоносов 2014» http://www.lomonosov-msu.ru/archive/ Lo-monosov_2014/2730/2200_4194 _adf0ab.pdf

14. Гройс Б. Политика поэтики. - М., 2013.

15. Гройс Б. Религия в эпоху дигитальной репродукции // http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2603

16. Гуревич П.С. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации // http ://www.ecsocman.hse.ru/data/790/112/1218/018G_ urevich.pdf

17. Еленский В.Е. Религиозная свобода: глобальные измерения // http://www. portal- credo.ru/site/index.php?act=lib&id=3000

18. Жижек С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом. - М.: Европа, 2009.

19. Зиммель Г. Избранное в 2 т. - М.: Юрист, 1996.

20. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) // http://Www.statinfo. biz/Geomap.aspx?act=5832&lang=1

21. К чему ведет убийство Джеймса Фоули? // http://www.armtoday. info/default. asp?Lang=_Ru&NewsID=115769

22. Консерватизм // Философия: энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина.

23. Коротаев А.В. и др. Социально-демографический анализ «арабской весны» // «Арабская весна» 2011 года. Системный мониторинг глобальных и региональных рис /Отв. ред. А.В. Коротаев, Ю.В. Зинькина, А.С. Ходунов. - М.: Либроком / URSS, 2012.

24. Костюк К. Православный фундаментализм: социальный портрет и истоки // Полис. - 2000. -No 5http://civitasdei.boom.ru/person/fundment.htm.

25. Кравцов Д.И. Феномен глобализационного давления: социально-философский анализ: дис....к. филос.н. - Красноярск, 2014.

26. Кравченко И.И. Традиционализм // Новая философская энциклопедия: В 4 т. // http://iph.ras.ru/elib/3042.html

27. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Полис. - 2002. - № 1.

28. Кузмицкас Б.Ю. Философские концепции католического модернизма: дис. ... д. филос.н. - Вильнюс, 1984.

29. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. - 1993. - № 6.

31. Марков А. В. Антидарвинизм как симптом интеллектуальной деградации (размышления, навеянные Дарвиновским юбилеем): статья для бюллетеня «В защиту науки», издаваемого комиссией РАН по борьбе с лженаукой // http://www.macroevolution.narod. ru/darwin200.htm

32. Мауро Ф. Модернизм, или новое богословие в католической церкви // http://antimodern.ru/mauro/

33. Мирский Г. Исламский фундаментализм: сунниты и шииты // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 9.

34. Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. - 2008. - № 1.

35. Мохаддам Ф. Терроризм с точки зрения террористов. Что они переживают и почему обращаются к насилию. - М., 2011.

36. Мусаев А., Мусаев Д. Сколько мусульман в мире (по данным статистики) // http://ansar.ru/analytics/2013/03/18/38793

37. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. - СПб., 2002.

38. Паин Э.А. Об усилении позиций фундаментализма на Западе и в России: Возможен ли либеральный ответ? // Угрозы экстремизма и ксенофобии в молодежной среде: Либеральный ответ: Конференция (Москва, 21.04.2012 г.) //http://www.kennan.ru/index.php/rus/Novosti/Ob-lenii-pozicij-fundamentalizma-na-Zapade-i--Rossii-vozmoz-hen-li-liberal-nyj-otvet

39. Панисламизм // http://religiocivilis.ru/islam/islamp/486-panislamizm.html

40. Переяшкин А.В. Политизация религии: Сущность, механизмы, перспективы // http://www.pglu.ru/lib/publications/University _Reading

41. Полывянный Д.И. Понятие религиозного фундаментализма в современном научном дискурсе // http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/ fundamentisl.htm

42. Религиозный и политический фундаментализм в современном мире: Материалы круглого стола // Мировая экономика и международные отношения. -2003. - № 11-12.

43. Розанов В.В. Мимолетное. - М.: Республика, 1994.

44. Рормозер Г. Основы свободы: Взаимоотношения свободы и фундаментализма // Рормозер Г. Кризис либерализма. - М., 1996.

45. Сейджман М. Сетевые структуры терроризма. - М., 2008.

46. Сидорина Т.Ю. Кризис ХХ века: Прогнозы русских мыслителей. - М., 2001.

47. Сикоев Р.Р. Эволюция понятия «исламский джихад»: От пути самосовершенствования к пути войны // Общественные науки и современность. - 2011. -№ 3.

48. Соснин В.А. Психология суицидального терроризма: Исторические аналогии и геополитические тенденции в XXI в. - М.: Форум, 2012.

49. Талибан/ШрУ/и^ш.ге^ю.гиМс^е/^/Пб.Мт

50. Уляхин В.Н. Фундаментализм в православии: Теория и практика / http://monotheism.narod.ru/fundamentalism.htm, 2004

51. Филатов С.Б. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм) // Фундаментализм: статьи. - М., 2003.

52. Хабаш М. Так мало фанатиков в исламе // http://www.voltairenet. org/article 133661.html

53. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2007.

54. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. - М., 2004.

55. Чудинов С. Терроризм смертников: Проблемы научно-философского осмысления. - М., 2010.

56. Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. - Минск: Попурри, 1998.

57. Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература. - 1994. - № 4.

58. Juergensmeyer M. Global Religions: An Introductoin. - Oxford, 2003.

59. Juergensmeyer M. The New Cold War? Religious Nationalism Confronts the Secular State. - Berkeley, etc.: University of California Press, 1993.

60. Steuerwald H. Fundamentalismus und religiöser Fanatismus in der Welt von heute // http://www.theopenunderground. de/@pdf/sekte n/Fundamentalismus.pdf

«Исламоведение», Махачкала, 2015, № 4, с. 6-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.