Научная статья на тему 'Экстремистская деятельность: поиск политически эффективных способов противодействия в современной России'

Экстремистская деятельность: поиск политически эффективных способов противодействия в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
552
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ / РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / EXTREMISM / EXTREMIST ACTIVITY / POLITICAL BEHAVIOR AND PARTICIPATION / RUSSIAN IDENTITY / LEGAL AND POLITICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болховитина Татьяна Сергеевна

Обосновывается важность концептуализации государственной политики противодействия экстремизму, исходя из того, что в российском обществе пока не удалось побороть тенденцию к распространению экстремистской деятельности. Выявляется связь российской идентичности с отношением к идеологии экстремизма. Выявляются факторы, способствующие распространению экстремистской деятельности и побуждающие к экстремистскому политическому поведению. Предлагаются меры (государственные и негосударственные) противодействия экстремизму. Акцентируется внимание на необходимость формирования общегражданской идентичности, повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMIST ACTIVITY: SEARCH OF POLITICALL Y-EFFICIENT MEASURES OF RESISTANCE TO EXTREMISM

The article substantiates the importance of conceptualization of state policy against extremism, given that the Russian society has not managed to overcome the tendency to the extension of extremist activity yet. The relation between the Russian identity and the extremist ideology is revealed. The facts affecting the extension of extremist activity and instigating extremist political behavior are discovered. The state and non-state measures of resistance to extremism are offered. The necessity of forming the general civil identity and increasing the level of legal consciousness and legal culture of citizens is emphasized.

Текст научной работы на тему «Экстремистская деятельность: поиск политически эффективных способов противодействия в современной России»

УДК 3223

ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОИСК ПОЛИТИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Т.С. Болховитина

Обосновывается важность концептуализации государственной политики противодействия экстремизму, исходя из того, что в российском обществе пока не удалось побороть тенденцию к распространению экстремистской деятельности. Выявляется связь российской идентичности с отношением к идеологии экстремизма. Выявляются факторы, способствующие распространению экстремистской деятельности и побуждающие к экстремистскому политическому поведению. Предлагаются меры (государственные и негосударственные) противодействия экстремизму. Акцентируется внимание на необходимость формирования общегражданской идентичности, повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, политическое поведение и участие, российская идентичность, правовая и политическая культура.

Противодействие экстремизму как девиантной формы политического участия все более выдвигается в разряд наиболее актуальных проблем национальной безопасности российского государства и общества. Одна из отличительных особенностей экстремизма связана с тем, что он является инструментом реализации на практике установок конкретных сил, действующих в социально - политической сфере, формируясь на основе противоречий и столкновения интересов различных слоев и групп общества. Современной практике известны несколько форм экстремизма - политический, национальный и религиозный.

Экстремизм политический предполагает действия, направленные на изменение конституционного строя либо политики, проводимой государством и его институтами. Почти всегда данное явление сопровождается проведением нелегитимных актов в отношении политических противников, попытками дестабилизировать ситуацию в стране. В России это было связано, в частности, с событиями на Болотной площади, массовыми гуляниями на Чистых прудах, Маршами миллионов и несогласных.

Одной из наиболее опасных форм экстремизма становится этнический экстремизм. Именно он провоцирует межнациональную напряженность, способствует разжиганию межнациональной розни и конфликтных ситуаций. Для России, где проживает около 200 этнических групп, это вызывает особую озабоченность, тем более что на этническую природу зачастую опирается религиозная экстремистская деятельность. Сложившаяся ситуация обусловливает не только настоятельную необходимость анализа особенностей экстремистской деятельности, но и определения комплекса

мер политического, законодательного, практического и иного характера противодействия этой угрозе.

В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма. Так, положения статьи 13 Конституции Российской Федерации запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни [1].

Базовым нормативным актом, регламентирующим вопросы борьбы с экстремизмом и дающим перечень характеризующих его юридически значимых признаков, является Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление.

Согласно Закону, экстремистская деятельность (экстремизм) - это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности Российской Федерации;

- захват или присвоение властных полномочий;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- осуществление террористической деятельности;

- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

- унижение национального достоинства;

- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой [2].

Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» предусматривает ответственность за противоправные действия,

которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, такие, как: «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» (ст. 5.26 КоАП РФ); «Нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации» (ст. 17.10 КоАП РФ); «Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» (ст. 17.2 КоАП РФ); «Мелкое хулиганство» (ст. 20.1 КоАП РФ); «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» (ст. 20.2 КоАП РФ); «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» (ст. 20.3 КоАП РФ) [3].

В перечисленных статьях КоАП РФ установлены санкции, позволяющие при их назначении учитывать степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного физическим или юридическим лицом, личность нарушителя, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

В соответствии с примечанием 2 статьи 282.1 Уголовного кодекса РФ под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Самостоятельные составы преступлений экстремистской направленности изложены в статьях Уголовного кодекса Российской Федерации: ст. 280- «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»; ст. 282 - «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»; ст. 282.1 - «Организация экстремистского сообщества»; ст. 282.2 - «Организация деятельности экстремистской организации»; ст. 357 - «Геноцид» [4]. В то же время специалисты указывают на отсутствие критериев, дающих возможность определить границы экстремизма, что является одним из факторов широкого распространения данного явления в общественной среде [5, с.101].

В соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения [2]. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Как известно, федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими. К сожалению, год от года их не становится

меньше. В 2014 году были запрещены, в частности: Книга Пауля Йозефа Геббельса «Михаэль. Германская судьба в дневниковых листках» (решение Басманного районного суда г. Москвы от 22.10.2013 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22.01.2014); Книга из собрания сочинения «Рисале-и Нур» «Путеводитель для молодежи» Бадиуззаман Саид Нурси на русском языке, 2005 года издания, перевод с турецкого; брошюра из собрания сочинения «Рисале-и Нур» «Прелести веры и прогресс человека» Бадиуззаман Саид Нурси на русском языке, 2012 года издания, Стамбул, на 95 страницах (решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22.04.2014); Материал с названием «Можно ли выезжать на Джихад в Сирию в то время, когда идет Джихад на Кавказе», опубликованный на странице http://alisnad.com/?p=834 на сайте http://alisnad.com в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 28.04.2014); Брошюра «Язычество как духовно-нравственная основа русского национал-социализма», размещенная в открытой информационной телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу http://cultlib.alfaspace.net/80.htm (решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 22.07.2014); Статьи «Наши понятия о войне», «Дозволено ли атаковать школу, выпускников которой после ее окончания вербуют для вступления в армию ридды», «Джихад»: Сражение молодых!», «Джихад даже камнями...», размещенные на Интернет-сайте «Чемодан Муджахида» http://chemodanmudjahida.blogspot.ru (IP адрес 173.194.112.44); Интернет ресурс «Чемодан Муджахида» http://chemodanmudjahida.blogspot.ru (заочное решение Ленинского районного суда г. Перми от 28.04.2014); Статья «Идель-Урал. Способы борьбы с олимпийскими играми в Сочи», размещенная на Интернет-сайте «htt://idel-ural.tumlr.com/» (IP адрес 66.6.40.38); Интернет-ресурс «htt://idel-ural.tumlr.com/» (IP адрес 66.6.40.38) (заочное решение Ленинского районного суда г. Перми от 29.04.2014); Листовка «Победа будет за нами!», газета «Высшая мера» от 27.04.2011 (приговор Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08.05.2013); Текст песни «Нацисты - Партия Гитлера Благословимая», размещенный на интернет-сайте: http://www.wedkind.ru/text/7958220 98667237pl6306378- text pesni partiya-gitlera-blagoslavimava.html (решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 23.05.2014); Аудиовизуальные материалы «Железный порядок», «Железный порядок - национал социалисты», «Железный порядок -Белые Шнурки», «Железный порядок - Скин», «Железный порядок - терпению конец», «Железный порядок - Арийские борцы», аудиофайлы «Banda Moskvy - Immigrant», «Коловрат - наш символ свастика», «Коло-врат - Слава России!!!» (решена Ленинского районного суда г. Пензы от 23.05.2014); Видеофайлы: «ВД. Обращение русских моджахедов к му-

сульманам»; «Не падайте духом победа близка»; «Призыв муджахедов из Вилайята КБК, воюющих в Сирии. Джамат «Катибату мухаджирин КБК. Шам 2012», размещенные в сети «Интернет» на сайте «vkontakte.ru» на странице http://vk.com/id 177075782 (решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.05.2014); Видеоматериал «Этого малого достаточно, чтобы уважать Ислам», расположенный в социальной сети http://vk.com на личной странице пользователя под ником «Тимур Галимханов» по электронному адресу http://vk.com/id17079307, продолжительностью 01 мин. 20 сек. (решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04.03.2014); Видеоролик «Коловрат - Россия для Русских», продолжительностью 1 минута 29 секунд (решение Заводского районного суда г. Орла от 07.07.2014); Печатное издание «Усуль аль-иман. Постулаты мусульманской веры», ООО «Издатель Эжаев А.К.», подписано в печать 08.06.2011 г. (решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 25.03.2014) и др. [6]

Приведенные факты экстремистских материалов свидетельствуют об их широкой географии, многообразии форм выражения, нацеленности на различные категории, распространенности посредством информационных технологий, прежде всего Интернет. В связи с этим весьма важным направлением деятельности органов государственной власти становится борьба с агитацией экстремистов [7, с. 123-131]. Речь идет о нейтрализации агитаторов и нейтрализации средств агитации посредством выявления каналов поставки литературы. Представляется актуальной организация комплексной антиэкстремистской пропагады как на федеральном, так и на региональном уровнях, направленной на формирование адекватного общественного мнения о сущности экстремизма и методах противодействия ему [8, с. 251-258]. Поскольку экстремисты для осуществления своей противоправной деятельности все шире используют сеть Интернет, необходимы разработка соответствующей комплексной системы контроля за электронными средствами массовой информации, принятие мер по своевременному пресечению работы экстремистских сайтов.

Практика показывает, что в экстремистскую деятельность втянуто значительное число молодых людей. Некоторые исследователи высказывают в связи с этим опасение относительно возможности появлении организованного массового молодежного движения, объединяющего экстремистов, прежде всего в качестве формы политической борьбы [9, с. 197; 10, с. 114-118]. В этих условиях остро стоит проблема формирования общероссийской идентичности. Это подтверждают опросы ВЦИОМ и Центра проблемного анализа и государственно - управленческого проектирования, в соответствии с которыми только 47% идентифицируют себя с общероссийской нацией. При этом практически все идентифицируют себя с определенной этнической группой [11, с. 70-71; 12]. На вопрос ВЦИОМА возможны ли конфликты, массовые выступления по причине межэтнических

различий 41% отвечают утвердительно, 28% респондентов допускают конфликты на почве религиозно - конфессиональных различий. Такому общественному радикализму можно противопоставить только эффективную государственную национальную политику, основные задачи и приоритеты которой сформулированы в Указе Президента Российской Федерации «Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года», где основной акцент сделан на укрепление государственного единства России, сохранение этнокультурной самобытности ее народов, обеспечение конституционных прав и свобод граждан [13]. Все это требует повышения роли институтов социализации (государственных и негосударственных) в формировании культуры взаимоотношений между людьми различных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними. Многое могут сделать национально-культурные формирования - объединения, союзы, ассоциации (их в России 989), обладающие огромным гуманитарным потенциалом и способными стать эффективной площадкой для межэтнического и культурного обмена. Необходимо также работать над повышением уровня правового сознания граждан, их правовой и политической культурой. Тенденция распространения экстремизма в обществе недвусмысленно указывает на то, что борьба с ним остается одной из приоритетных государственных задач, имеющих целью сохранение стабильности и единства российского общества.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 г. № 236-ФЗ) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3031; Собрание законодательства РФ. 28.07.2014. № 30 (Часть I). Ст. 4237.

3. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 22.10.2014 г. № 317-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (часть 1). Ст. 1; Собрание законодательства РФ. 27.10.2014. № 43. Ст. 5801.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 04.06.2014 г. № 142-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954; Собрание законодательства РФ. 09.06.2014.

№ 23. Ст. 2927.

5. Востриков П., Петрянин А. Концептуальные особенности государственной политики противодействия экстремизму // Власть. 2014. № 3. С. 101.

6. Федеральный список экстремистских материалов [Электронный ресурс] // miniust.rumko/fedspisok/ (дата обращения: 05.10.2014).

7. Киняшева А., Муращенков С. Конфликтогенный потенциал гражданских инициатив в российском обществе // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. 2014. С.123-131.

8. Ухорский М.В. Влияние социального неравенства на политические предпочтения и политическую активность населения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 4. 2013. С. 251 - 258.

9. Соснин В.А., Нестик Т.А. Современный терроризм: социально -психологический анализ. М., 2009. С. 197.

10. Маркин В., Роговая А. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде // Власть. №12. 2012. С. 114- 118.

11. Государственная политика нациестроительства в современной России. М.: Научный эксперт, 2011. С. 70-71.

12. Российская идентичность: измерение, вызовы, ответы [Электронный ресурс] // http://wciom.ru/index.php?id= 195&uid=114519 (дата обращения: 04.10.2014).

13. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 24.12.2012. № 52.

Ст. 7477.

Болховитина Татьяна Сергеевна, канд. полит. наук, доц., зав. каф., [email protected], Россия, Брянск, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

EXTREMIST ACTIVITY: SEARCH OF POLITICALLY-EFFICIENT MEASURES OF

RESISTANCE TO EXTREMISM

T.S. Bolkhovitina

The article substantiates the importance of conceptualization of state policy against extremism, given that the Russian society has not managed to overcome the tendency to the extension of extremist activity yet. The relation between the Russian identity and the extremist ideology is revealed. The facts affecting the extension of extremist activity and instigating extremist political behavior are discovered. The state and non-state measures of resistance to extremism are offered. The necessity of forming the general civil identity and increasing the level of legal consciousness and legal culture of citizens is emphasized.

Key words: extremism, extremist activity, political behavior and participation, Russian identity, legal and political culture.

Bolkhovitina Tatyana Sergeevna, PhD (Political Sciences), Head of Department (Bryansk branch), Associate Professor, [email protected], Russia, Russian Academy of National Economy and Public Administration of the President of the Russian Federation.

УДК 321.7

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ТРАНЗИТ НА ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ПРЕЕМНИЧЕСТВА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ

А.В. Жабров, П.А. Королев

Рассмотрены особенности института преемничества президентской власти на постсоциалистическом пространстве в условиях продолжающегося демократического транзита. Анализируются его причины, условия и воздействия на ход демократического транзита в постсоциалистических странах, институциональные признаки, делаются выводы о распространенности института преемничества президентской власти на постсоциалистическом пространстве как политической практики.

Ключевые слова: демократический транзит, институт преемничества, президентская власть, президентство, постсоциалистические трансформации.

Демократический транзит на постсоциалистическом пространстве представляет собой уникальный политический процесс, разворачивающийся одновременно в институциональной и социокультурной сферах, сопровождающийся при этом трансформациями в политике, экономике и т. д. Сложность и многофакторность данного явления в полной мере сказывается на инвариативности траекторий трансформаций на всем его протяжении. Специфика, динамика и результативность политикотрансформаци-онного процесса в определенной степени зависят от соотношения, характера взаимосвязи, интенсивности изменения институциональных и социокультурных составляющих [1].

По мнению С. Хантингтона, демократический транзит — это процесс поэтапной смены конфигурации и характера взаимодействия ведущих политических субъектов в политическом поле государства, который может быть как успешным, так и безуспешным. К показателям успешности демократического транзита он относит сохранение территориальной целостности государства в процессе демократического транзита, а также наличие ненасильственной легитимной передачи власти на протяжении двух последовательно осуществляемых электоральных циклов [2].

Данное утверждение может быть использовано при сравнительном анализе результативности демократических транзитов на постсоциалистическом пространстве при условии его конкретизации (соотнесение выделяемых показателей с постсоциалистическим пространством), детализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.