ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2023. Т. 29. № 4
СОЦИОЛОГИЯ В КИТАЕ
DOI: 10.24290/1029-3736-2023-29-4-221-232
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ЖЕНЩИН В КИТАЕ
Чень Сыли, асп. кафедры современной социологии социологического
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, МГУ д. 1, стр. 33,
г. Москва, Российская Федерация, 119234*
Целью исследования, результаты которого в кратком виде представлены в данной статье, была оценка влияния традиционной китайской мысли на женщин.
В качестве методов исследования были избраны следующие: исторический научный метод, абстрактно-логический научный метод, формально-юридический научный метод, метод компаративного анализа, метод научного объективизма.
Кратко результаты исследования можно представить следующим образом: такие практики, как медитация, ушу, цигун, оказывают непосредственное влияние на женщин по всему миру за счет их использования в исключительно оздоровительных целях. В этом смысле уместно предположить, что таким образом китайская философия может влиять и на мировоззрение людей (в частности, на женщин). При этом женщина с точки зрения китайской философии играет подчиненную роль по отношению к мужчине.
Автор делает следующие выводы. На наш взгляд, один из способов, который может адаптировать традиционные китайские учения к реалиям сегодняшнего дня, должен заключаться в идее занятости женщины не только в качестве хранительницы домашнего очага, но и в качестве менеджера, переговорщика, управляющего (трансформация концепции даосизма). Так, способность договариваться, исходя из современной научной психологии, присуща людям с андрогинным типом мышления. И в этом смысле мужчины должны учиться коммуникативным навыкам в первую очередь у женщин. Это может быть актуальным не только с точки зрения нравственности, но и с точки зрения развития современной экономики. При этом данная идея является вполне применимой и для других стран, в том числе и для России.
Ключевые слова: женщины, Китай, китайская философия, даосизм, конфуцианство, легизм, мудрость, психология управления, гендерная психология, политическая психология.
* Чень Сыли, е-шаП: [email protected]
ЕМ]
SOCIOLOGY IN CHINA
EXTRAPOLATION OF TRADITIONAL VIEWS
ON WOMEN IN CHINA
Chen Sili, Postgraduate Student of Department of Modern Sociology of Faculty of
Sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninsky Gory, 1-33, Moscow, Russian
Federation, 119234, e-mail: [email protected]
The purpose of the study, the results of which are briefly presented in this article, was to assess the influence of traditional Chinese thought on women.
The following research methods were chosen: historical scientific method, abstract-logical scientific method, formal-legal scientific method, comparative analysis method, scientific objectivism method.
Briefly, the results of the study can be presented as follows: practices such as meditation, wushu, qigong have a direct impact on women around the world due to their use for exclusively health purposes. In this sense, it is appropriate to assume that in this way Chinese philosophy can influence the worldview of people (in particular, women). At the same time, from the point of view of Chinese philosophy, a woman plays a subordinate role in relation to a man.
The author makes the following conclusions. In our opinion, one of the ways that can adapt traditional Chinese teachings to the realities of today should be the idea of using a woman not only as a homemaker, but also as a manager, negotiator, manager (transformation concepts of Taoism). Thus, the ability to negotiate, based on modern scientific psychology, is inherent in people with an androgynous type of thinking. And in this sense, men should learn communication skills, first of all, from women. This may be relevant not only from a moral point of view, but also from the point of view of the development of modern economics. Moreover, this idea is quite applicable to other countries, including Russia.
Key words: women, China, Chinese philosophy, Taoism, Confucianism, Legalism, wisdom, management psychology, gender psychology, political psychology, Russian-Chinese studies.
Эра глобализации позволяет говорить о необходимости проведения анализа тех процессов, которые возникают в обществе под влиянием культур, религий, а также философских направлений со всех уголков земного шара. Китайская мысль как одна из самых древних в человеческой цивилизации является по-настоящему авторитетной для мирового сообщества. Любой современный университет в своем образовательном курсе имеет в числе прочего основы китайской философии. Кроме того, нельзя также недооценивать влияние китайской философии, транслируемой через спортивные секции, восточные единоборства, специальные школы и другие образовательные организации. Роль женщины как хранительни-
цы домашнего очага в китайской традиции, в целом, совпадает и с западными философскими учениями, однако культурная и экономическая мощь современной КНР заставляет задуматься и о том, насколько традиционный китайский взгляд на женщину может экстраполироваться, во-первых, во внешнюю среду, во-вторых, на свою внутреннюю аудиторию. Так, наличие специальных правозащитных организаций по правам женщин, низкий процент народного представительства женщин в Китайском Собрании являются обстоятельствами, подтверждающими актуальность данного исследования.
Цель исследования — оценка влияния традиционной китайской мысли на женщин.
Методы исследования — исторический научный метод, абстрактно-логический научный метод, формально-юридический научный метод, метод компаративного анализа, метод научного объективизма.
Научная новизна данной статьи выражается в предложениях по адаптации трактования древних китайских учений в соответствии с современными реалиями, синтезировании концепции даосизма с современной теорией психологической андрогинности. В свою очередь практическая значимость исследования заключается в возможности краткого ознакомления с традиционными китайскими взглядами на место женщины в семье и обществе.
Китайская философия является одной из самых влиятельных в Азии и равнозначна по влиянию греческой философии в Европе. Во многом она также основывается на религиозных догмах буддизма и даосизма. Важно отметить, что данные верования, наряду с индуизмом, выступают в большей степени как философские учения, нежели как религии, в которых Бог как создатель не является центральной фигурой, властителем Вселенной, Абсолютом и т.д. Так, почитаемые в Китае Конфуций, Лао-цзы и Будда являются очень уважаемыми символами и некими образцами для поведения.
Разумеется, существуют и другие философские направления, определяющие философскую китайскую мысль, в том числе конфуцианство, моизм, легизм, минцзя, учение об инь-янь и многие другие.
Основная идея даосизма заключается в понятии "дао" как основного закона мира, сущности всего, от которого все начинается и которым все заканчивается. При этом даосизм окончательно сформировался только к XII в. Основная практика даосизма — это медитация, которая стала популярной по всему свету и в своем классическом виде, и в западном понимании. Медитация пришла
в даосизм из буддизма, и в этом смысле мы можем рассматривать философские учения Китая как совместно, так и по отдельности. В частности, в европейских странах медитация стала одной из составляющих здорового образа жизни. Так, спортивные клубы по всему миру предлагают медитацию в качестве дополнительных практик после занятий в тренажерных залах, танцевальных студиях, секциях цигун (восточного единоборства, включающего в себя также и психопрактики) и др. Подобные предложения можно встретить в Санкт-Петербурге1, в Париже2, в Нью-Йорке3 и других крупных городах во всех частях света.
Конфуцианство как одно из основных учений Китая сформировалось под влиянием политического кризиса, в результате которого стало культивироваться некое счастливое прошлое, когда чиновники противостояли алчности и насилию. В этом смысле конфуцианство является не только философско-религиозным течением, но и политической идеологией. Кроме того, под влиянием данной идеи создается концепция совершенного человека — цзюнь-цзы. Считается, что конфуцианство возникло на 250 лет (или даже более) раньше христианства. Однако первые храмы появились только в VI в. н.э.
Что касается буддизма, то это учение зародилось в Индии, и лишь к I в. н.э. оно начинает распространяться в Китае. Тем не менее, многими исследователями буддизм воспринимается в большей степени как китайское религиозно-философское направление. Основная идея буддизма заключается в преодолении страдания и достижении нирваны, выходе из вечного перерождения, а также ошибочном представлении человека о своем собственном существовании. К XIV в. буддизм приобретает современную форму, а в научной литературе начинает обозначаться как неоконфуцианство. Суть трансформации данного учения заключалась в переосмыслении буддизма как мировой религии вселенского масштаба, а также государственной идеологии4.
Современные китайские исследователи отмечают, что влияние философии на общество снижается, в том числе, и в самом Китае,
1 Официальный сайт клуба "Исцеляющий Цигун" (Санкт-Петербург). 2023. № 29-41. URL: https://tao-light.ru.html (дата обращения: 08.05.2023).
2 Официальный сайт городского спортивного клуба в Париже. Цигун в Париже. 2023. № 34-70. URL: https://urbansportsclub.com/ru/sports/qigong/paris (дата обращения: 08.05.2023).
3 Официальный сайт Центра цигун в Нью-Йорке. 2023. № 31-82. URL: https:// www.qigongnyc.com/ (дата обращения: 05.08.2023).
4 Петрова Н.Э. Исторические и философские основы китайской культуры // Наука и практика регионов. 2019. № 1(14).
при этом указывая, что философия как предмет маргинализирует-ся, не оказывая должного влияния на общество, как это было прежде5. Тем не менее, если не в самом Китае, то в Европе, Америке и Австралии китайская философия и китайская культура оказывают колоссальное влияние на общество через физкультуру и спорт: занятия цигун, ушу уже не являются чем-то экзотическим для жителей стран, где западная культура является доминирующей.
Важно отметить, что китайская идеология заключается в распространении философских и культурных ценностей далеко за пределы самого Китая. При этом здесь речь не идет о политике "мягкой силы" в западном понимании. Уместнее говорить о культурной и философской экспансии. И если сравнивать ее с политикой "мягкой силы", то она является более агрессивной, а в китайских исследованиях по политической философии можно встретить прямые призывы к этой самой экспансии. Так, Се Фучжань в своей статье, посвященной достижениям китайской философии, указывает: "Нас вдохновляют великие достижения последнего столетия, и нас влечет мечта о тысячелетних свершениях. Давайте теснее сплотимся вокруг Центрального Комитета партии, ядром которого является товарищ Си Цзиньпин, высоко поднимем великое знамя идей Си Цзиньпина о китайском социализме новой эры и будем продолжать всесторонне претворять в жизнь дух нашей философии и других социальных наук"6. С точки зрения классической политологии использование подобных призывов в исследованиях недопустимо, однако для Китая оно является доктринально уместным. И в этом смысле можно предположить, что развитие традиционных философских учений в Европе является частью замысла политического истеблишмента Китая, не всегда осознанно, но в соответствии с идеологией доминирования, принятой в Поднебесной.
В Китае, как и в западной культуре, женщинам как слабому полу долгое время отводились второстепенные роли. Идеология конфуцианства не позволяла женщинам получать полноценное образование, поэтому впоследствии такой подход постепенно стал осуждаться в китайском обществе. Так, Лян Цичао отмечает, что без полноценного участия женщины в производстве невозможно построить по-настоящему эффективную экономику, ведь подоб-
5 Чен Сяньда. Дилемма философии и ее перспективы // Наука. 2023. № 3-17. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2017/0213/c40531-29076193.html (дата обращения: 08.05.2023).
6 Се Фучжань. Достижения и опыт китайской философии и социальных наук за столетие // Наука. 2020. № 230-271. URL: http://www.qstheory.cn/qshyjx/2021-06/16/c_1127567354.htm (дата обращения: 08.05.2023).
ные ограничения оставляют не у дел половину населения целой страны7.
А.А. Лобова указывает, что понятие "права женщины" практически не рассматривается китайскими философами в качестве обсуждаемой категории, тем не менее, именно патриархальность и второстепенная роль женщины, очевидно, являются тем, что объединяет традиционную восточную и традиционные европейские философии. В этом смысле разница заключается лишь в том, что в западной культуре женщина гораздо раньше и гораздо в большей степени стала независимой и полностью эмансипированной8.
В настоящее время проблема гендерного неравенства стоит гораздо острее, чем в эпоху плановой экономики. Можно сказать, что в Китае произошла сексуальная революция подобная той, которая наблюдалась в СССР, однако возврат к рыночной экономике повлек за собой и стремление общества вернуть женщину "туда, откуда она пришла" — к домашнему очагу. Поэтому традиционная китайская мысль, как и во многих других культурах, идеологически отводит женщине второстепенную роль9.
Традиционная конфуцианская концепция "инь-ян" отводит женщине спокойную, но пассивную и второстепенную роль, что является полной противоположностью мужской роли. Единственная приемлемая социальная роль — это роль матери. Это ярко отражается в трактате "Ли Цзи", в котором женщина является собственностью семьи своего мужа, а право на развод принадлежит только мужчине10. Вместе с тем, необходимо отметить, что подобное трактование "инь-ян" может являться несколько политизированным и сексистским, применительным к древнему восточному обществу, ведь идея данной концепции заключается также и в том, что во всем хорошем есть что-то плохое, во всем плохом — что-то хорошее, во всем мужском — женское, и наоборот.
Легизм, зародившийся в IV в. до н.э., как одно из направлений китайской философии, является некоей альтернативой конфуцианству, провозглашая диктатуру права. Как мировое учение, легизм оказал серьезнейшее влияние на мировую цивилизацию, в особенности на развитие юриспруденции и теории права. Однако и это
7 Лян Цичао. Об образовании для женщин // Рождение китайского феминизма: основные тексты по транснациональной теории. 2013. № 2.
8 Лобова А.А. Женский вопрос в философской мысли Китая в начале XX в. // Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее. 2020. № 5.
9 Цзюхуа Ян. Женщины в Китае наступают: прогресс, вызовы и размышления // Социальная интеграция. 2020. Т. 8. № 2.
10 Ли Цзи. Древнекитайская философия // Древнекитайская философия. 1973.
№ 4.
философское направление подразумевает подчиненную роль женщины, обосновывая данный тезис не с точки зрения долга, а с точки зрения правовой доктрины. Так, согласно теории Шана Яна, "когда женщина отдает все свои силы делам домашним, а мужчина — делам вне дома, доходы велики"11.
Единственным направлением китайской философии, в котором мужчина и женщина не противопоставляются, является даосизм12. Идеальный человек, кроме прочего, должен быть гибким и принимающим, что присуще именно женщине. Здесь можно проследить очевидную отсылку к теории идеальных андрогинов, берущей свое начало от Платона Афинского (427-347 гг. до н.э.) и развившейся в современной гендерной психологии, согласно которой представители среднего психологического пола являются идеальными менеджерами, политиками, способными манипулировать обществом13.
Интересно, что согласно докладу Центра защиты прав женщин Университета Чжэнчжоу, китайские женщины в целом не считают себя полностью эмансипированными и опасаются возможных контрреформ, которые могут быть связаны с ограничениями их прав, при этом указывая, что настоящая эмансипация заключается в равном доступе к рынку труда. По мнению авторов доклада, права женщин в целом не относятся к возможности заниматься политикой и являться активными участниками жизни государства и общества14. Данный тезис является весьма спорным, однако из данного доклада можно заметить, что китайских женщин в большей степени беспокоит их экономическое состояние, нежели возможность серьезного политического влияния. Если исходить из данного доклада, то можно отметить, что его авторы далеки от соблюдения принципов традиционной китайской философии, более того, они указывают на их архаические начала, сложно совместимые с современностью.
Рядом китайских исследователей отрицается проблема гендер-ного неравенства. Так, Чжан Шаньшань, Се Цзиньюй и У Мин говорят о так называемом "доброжелательном сексизме", в соответствии с которым следование традиционным китайским ценностям не несет в себе чего-то вульгарного и архаичного, указывая, что соблюде-
11 Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2001.
12 Богомолова Я.К. Положение женщины в учениях древнего Китая (на примере конфуцианства, легизма и даосизма) // Студент и научно-технический прогресс. 2020. № 6.
13 Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2021.
14 О социальном развитии, положении и функциях женщин в Китае // Официальный сайт Центра защиты прав женщин Чжэнчжоуского университета. 2023. № 114-180. URL: http://www5.zzu.edu.cn/womenlaw/info/1006/1148.htm (дата обращения: 08.05.2023).
ние гендерных ролей не равносильно ограничению прав. Доброжелательный сексизм не принуждает, а предлагает женщине следовать традиционным ценностям, что является квинтэссенцией китайской традиционной, а также современной мировой философии (так как идея равенства женщин является мировой)15.
В современном Китае права женщины гарантированы действующей Конституцией, и, если не углубляться в вопросы правоприменения основного закона КНР, то государство охраняет женщин от возможного неравенства: "Женщины в Китайской Народной Республике пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни. Государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает женщинам равную с мужчинами оплату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников из числа женщин"16. В этом смысле стремление к культурно-идеологической и философской экспансии не соотносится с принципами китайского законодательства.
Важно отметить, что парламент КНР имеет в своем составе около 25% женщин, что является высоким показателем на фоне других азиатских стран, но достаточно низким на фоне стран Западной Европы17. Таким образом, нельзя сказать, что женщины не имеют своего представительства. Вопрос в том, насколько они влияют на принятие тех или иных решений. А.К. Чуракова отмечает, что Китай достиг определенного прогресса в отношении развития прав женщин, и нельзя сказать, что в Поднебесной ущемляются права слабого пола18. Иными словами, влияние китайской традиционной мысли на уровень гендерного неравенства существует, но оно малозначительно.
Китай, как и другие мировые державы, подвергся влиянию глобализации, в соответствии с которым культуры и традиции отдельных стран постепенно размываются. В настоящее время уместно говорить о тотальной вестернизации человечества. Влияние традиционной мысли, в том числе и в КНР, резко снижается, оставаясь
15 Чжан Шаньшань, Се Цзиньюй, У Минь. Сладкий яд: как доброжелательный сексизм влияет на развитие карьеры женщин? // Успехи психологической науки. 2019. № 27(8).
16 Конституция Китайской Народной Республики // Официальный сайт правительства Китайской Народной Республики. 2023. № 1-9. URL: http://www.gov.cn/ guoqing/2018-03/22/content_5276318.htm (дата обращения: 08.05.2023).
17 Официальный сайт Всекитайского собрания народных представителей. 2023. № 11-39. URL: http://www.npc.gov.cn (дата обращения: 08.05.2023).
18 Чуракова А.К. Политико-правовое положение женщин в современном Китае // Социально-политические процессы в меняющемся мире. 2021. № 4.
лишь на том уровне, на котором это возможно. Ушло то время, когда философия либо религия являлись определяющими для общества; сейчас же уместнее говорить о главенствующей роли науки, а это, в свою очередь, стирает культурные границы (закон всемирного тяготения везде одинаковый). В этом смысле проблемы тендерного неравенства в Китае являются сугубо экономическими и мало зависят от традиционной китайской философии и ее трактования современных норм поведения19.
Обратимся к результатам исследования. Традиционно основы китайской философии составляют идеи конфуцианства, буддизма, даосизма, а также легизма.
Такие практики, как медитация, ушу, цигун оказывают непосредственное влияние на женщин по всему миру за счет их использования исключительно в оздоровительных целях. В этом смысле уместно предположить, что таким образом китайская философия может влиять и на мировоззрение людей (в частности, на женщин). Однако большинство практик в странах западной культуры являются адаптированными, поэтому нельзя говорить, что, к примеру, занятие цигун может приблизить женщин во всем мире к более китайскому мировоззрению.
Есть определенные признаки того, что КНР как государство использует философию в качестве инструмента культурной экспансии. Вместе с тем, положение женщины в традиционной китайской мысли мало отличается от положения женщины в других религиях, в том числе и в христианстве. Женщина играет подчиненную роль, однако развитие права, глобализм не позволяют говорить о существенных проблемах защиты прав женщин в Китае: они есть, но есть также и правозащитные организации, которые играют немаловажную роль в развитии КНР. Поэтому возможная реэмансипация женщин в Китае исключается.
Если попытаться дать характеристику парламенту Китая с точки зрения гендерного состава, то можно отметить, что 25% — это довольно мало, но при этом это также и значительная часть народных представителей. Так, традиционная китайская мысль оказывает непосредственное влияние на политику государства, однако и в этом случае роль философии не стоит переоценивать.
Таким образом, исследование подтвердило изначальную гипотезу о том, что традиционная китайская мысль оказывает незначительное влияние на женщин. При этом сам факт того, что многие
19 Ильченко М.В. Особенности социального положения женщин в Китае // Социология. 2019. № 1.
ученые говорят о гендерном неравенстве в Китае, указывает на то, что проблема все-таки существует.
Итак, в заключение необходимо сказать следующее. Идеи, заложенные в конфуцианстве и легизме, отводящие женщине второстепенную и подчиняющуюся роль, с точки зрения истории могут оказывать непосредственное влияние на китайское общество, китайских женщин, а также на их самоидентификацию. При этом достаточно сложно утверждать, что китайская традиционная мысль определяет гендерную философию других стран: подчиненное положение женщины является традиционным практически для всех мировых религий, в то числе и для христианства. На наш взгляд, один из способов, который может адаптировать традиционные китайские учения к современным реалиям, должен заключаться в идее реализации женщины не только в качестве хранительницы домашнего очага, но и в качестве менеджера, переговорщика, управляющего (трансформация концепции даосизма). Так, способность договариваться, исходя из современной научной психологии, присуща людям с андрогинным типом мышления. И в этом смысле мужчины должны учиться коммуникативным навыкам, в первую очередь, у женщин. Это может быть актуальным не только с точки зрения нравственности, но и с точки зрения развития современной экономики. При этом данная идея является вполне применимой и для других стран, в том числе и для России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2021.
Богомолова Я.К. Положение женщины в учениях древнего Китая (на примере конфуцианства, легизма и даосизма) // Студент и научно-технический прогресс. 2020. № 6.
Ильченко М.В. Особенности социального положения женщин в Китае // Социология. 2019. № 1.
Конституция Китайской Народной Республики // Официальный сайт правительства Китайской Народной Республики. 2023. № 1-9. URL: http://www. gov.cn/guoqing/2018-03/22/content_5276318.htm (дата обращения: 08.05.2023).
Ли цзи. Древнекитайская философия // Древнекитайская философия. 1973. № 4.
Лобова А.А. Женский вопрос в философской мысли Китая в начале XX в. // Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее. 2020. № 5.
Лян Цичао. Об образовании для женщин // Рождение китайского феминизма: основные тексты по транснациональной теории. 2013. № 2.
Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2001.
О социальном развитии, положении и функциях женщин в Китае // Официальный сайт Центра защиты прав женщин Чжэнчжоуского университета.
2023. № 114-180. URL: http://www5.zzu.edu.cn/womenlaw/info/1006/1148.htm (дата обращения: 08.05.2023).
Официальный сайт Всекитайского собрания народных представителей. 2023. № 11-39. URL: http://www.npc.gov.cn (дата обращения: 08.05.2023).
Цигун в Париже // Официальный сайт городского спортивного клуба в Париже. 2023. № 34-70. URL: https://urbansportsclub.com/ru/sports/qigong/paris (дата обращения: 08.05.2023).
Официальный сайт клуба "Исцеляющий Цигун". 2023. № 29-41. URL: https://tao-light.ru.html (дата обращения: 08.05.2023).
Официальный сайт Центра цигун в Нью-Йорке. 2023. № 31-82. URL: https://www.qigongnyc.com/ (дата обращения: 05.08.2023).
Петрова Н.Э. Исторические и философские основы китайской культуры // Наука и практика регионов. 2019. № 1 (14).
Се Фучжань. Достижения и опыт китайской философии и социальных наук за столетие // Наука. 2020. № 230-271. URL: http://www.qstheory.cn/ qshyjx/2021-06/16/c_1127567354.htm (дата обращения: 08.05.2023).
ЦзюхуаЯн. Женщины в Китае наступают: прогресс, вызовы и размышления // Социальная интеграция. 2020. Т. 8. № 2.
Чен Сяньда. Дилемма философии и ее перспективы // Наука. 2023. № 3-17. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2017/0213/c40531-29076193.html (дата обращения: 08.05.2023).
Чжан Шаньшань, Се Цзиньюй, У Минь. Сладкий яд: как доброжелательный сексизм влияет на развитие карьеры женщин? // Успехи психологической науки. 2019. № 27 (8).
Чуракова А.К. Политико-правовое положение женщин в современном Китае // Социально-политические процессы в меняющемся мире. 2021. № 4.
Ян Хиншун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М., 1950.
REFERENCES
Bendas T.V. Gendernaja psihologija [Gender psychology]. SPb., 2021 (in Russian).
Bogomolova Y.K. Polozhenie zhenshhiny v uchenijah drevnego Kitaja (na pri-mere konfucianstva, legizma i daosizma) [The position of women in the teachings of ancient China (on the example of Confucianism, legalism and Taoism)] // Student i nauchno-tehnicheskij progress. 2020. N 6 (in Russian).
IlchenkoM.V. Osobennosti social'nogo polozhenija zhenshhin v Kitae [Features of the social status of women in China] // Sociologija. 2019. N 1 (in Russian).
Konstitucija Kitajskoj Narodnoj Respubliki [Constitution of the People's Republic of China] // Oficial'nyj sajt pravitel'stva Kitajskoj Narodnoj Respubliki. 2023. N 1-9. URL: http://www.gov.cn/guoqing/2018-03/22/content_5276318.htm (date of the application: 08.05.2023) (in Chinese).
Li Tszi. Drevnekitajskaja filosofija [Ancient chinese philosophy] // Drevnekita-jskaja filosofija. 1973. N 4 (in Chinese).
Lobova A.A. Zhenskij vopros v filosofskoj mysli Kitaja v nachale XX v. [Women's question in the philosophical thought of China at the beginning of the 20th century] // Vostochnaja Azija: proshloe, nastojashhee, budushhee. 2020. N 5 (in Russian).
Liang Qichao. Ob obrazovanii dlja zhenshhin [About education for women] // Rozhdenie kitajskogo feminizma: osnovnye teksty po transnacional'noj teorii. 2013. N 2 (in Chinese).
Malyavin V.V. Kitajskaja civilizacija [Chinese civilization]. M., 2001 (in Russian).
O social'nom razvitii, polozhenii i funkcijah zhenshhin v Kitae [On the social development, position and functions of women in China] // Oficial'nyj sajt Centra zashhity prav zhenshhin Chzhjenchzhouskogo universiteta. 2023. N 114-180. URL: http://www5.zzu.edu.cn/womenlaw/info/1006/1148.htm (date of the application: 08.05.2023) (in Chinese).
Oficial'nyj sajt Vsekitajskogo sobranija narodnyh predstavitelej [Official website of the National People's Congress of China]. 2023. N 11-39. URL: http://www.npc. gov.cn (accessed: 08.05.2023) (in Chinese).
Qigong in Paris // Oficial'nyj sajt gorodskogo sportivnogo kluba v Parizhe [Official website of the city sports club in Paris]. 2023. N 34-70. URL: https://urbans-portsclub.com/ru/sports/qigong/paris (accessed: 08.05.2023).
Oficial'nyj sajt kluba "Isceljajushhij Cigun" [Official site of the club "Healing Qigong"]. 2023. N 29-41. URL: https://tao-light.ru.html (accessed: 08.05.2023) (in Chinese).
The official website of the Qigong Center in New York. 2023. N 31-82. URL: https://www.qigongnyc.com/ (accessed: 08.05.2023).
Petrova N.E. Istoricheskie i filosofskie osnovy kitajskoj [Historical and philosophical foundations of Chinese culture] // Nauka i praktika regionov. 2019. N 1 (14) (in Russian).
Xie Fuzhan. Dostizhenija i opyt kitajskoj filosofii i social'nyh nauk za stole-tie [Achievements and experience of Chinese philosophy and social sciences for a century] // Nauka. 2020. N 230-271. URL: http://www.qstheory.cn/qshyjx/2021-06/16/c_1127567354.htm (accessed: 08.05.2023) (in Chinese).
Juhua Yang. Zhenshhiny v Kitae nastupajut: progress, vyzovy i razmyshlenija [Women in China Are Coming: Progress, Challenges and Reflections] // Social'naja integracija [Social integration]. 2020. Vol 8. N 2 (in Chinese).
Chen Xianda. Dilemma filosofii i ee perspektivy [The dilemma of philosophy and its perspectives] // Nauka. 2023. N 3-17. URL: http://theory.people.com.cn/ n1/2017/0213/c40531-29076193.html (accessed: 08.05.2023) (in Chinese).
Zhang Shanshan, Xie Jinyu, Wu Min. Sladkij jad: kak dobrozhelatel'nyj seksizm vlijaet na razvitie kar'ery zhenshhin? [Sweet Poison: How Does Benevolent Sexism Affect Women's Career Development?] // Uspehi psihologicheskoj nauki. 2019. N 27 (8) (in Chinese).
Churakova A.K. Politiko-pravovoe polozhenie zhenshhin v sovremennom Kitae [The political and legal status of women in modern China] // Social'no-politicheskie processy v menjajushhemsja mire. 2021. N 4 (in Russian).
Yan Khinshun. Drevnekitajskij filosof Lao-czy i ego uchenie [The ancient Chinese philosopher Lao Tzu and his teachings]. M.- L., 1950 (in Chinese).