Научная статья на тему 'Экспрессные методы измерения показателя преломления и дисперсии моторных топлив'

Экспрессные методы измерения показателя преломления и дисперсии моторных топлив Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
233
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕЛОМЛЕНИЯ / ДИСПЕРСИЯ / УГЛОВАЯ ДИСПЕРСИЯ / ПРЕДЕЛЬНЫЙ УГОЛ / INDEX OF REFRACTION / DISPERSION / ANGULAR DISPERSION / LIMIT OF ANGLE / PARAFINO-NAPHTHENIC AND AROMATIC COMPONENTS OF FUELS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Пеньковский Анатолий Иванович, Фаттахова Маргарита Васильевна

Анализируются особенности измерений показателя преломления и дисперсии моторных топлив, показана конструкция портативного спектрорефрактометра и приведены расчеты компенсатора дисперсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Пеньковский Анатолий Иванович, Фаттахова Маргарита Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPRESS METHODS OF MEASURING INDEX OF REFRACTION AND DISPERSION OF MOTOR FUELS

Analized are specific features of measuring index of refraction and dispersion of motor fuels. Shown is the design of a portable spectral refractometer and given calculations of dispersion compensator.

Текст научной работы на тему «Экспрессные методы измерения показателя преломления и дисперсии моторных топлив»

УДК 535.321:543.45

ЭКСПРЕССНЫЕ МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ И ДИСПЕРСИИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ

Анатолий Иванович Пеньковский

АО «Швабе - Технологическая лаборатория», 420075, Россия, г. Казань, ул. Липатова, 37, начальник НП0-430, e-mail: [email protected]

Маргарита Васильевна Фаттахова

АО «Швабе - Технологическая лаборатория», 420075, Россия, г. Казань, ул. Липатова, 37, инженер-конструктор, аспирант КНИТУ КАИ им. А. Н. Туполева, e-mail: [email protected]

Анализируются особенности измерений показателя преломления и дисперсии моторных топлив, показана конструкция портативного спектрорефрактометра и приведены расчеты компенсатора дисперсии.

Ключевые слова: показатель преломления, дисперсия, угловая дисперсия, предельный

угол.

EXPRESS METHODS OF MEASURING INDEX OF REFRACTION AND DISPERSION OF MOTOR FUELS

Anatoly I. Penkovsky

JSC «Shvabe - Technological laboratory», 420075, Russia, Kazan, 37 Lipatov St., Chief of CPD-430, e-mail: [email protected]

Margarita V. Fattakhova

JSC «Shvabe - Technological laboratory», 420075, Russia, Kazan, 37 Lipatov St., graduate student of the KNRTU KAI named after A. N. Tupolev, e-mail: [email protected]

Analized are specific features of measuring index of refraction and dispersion of motor fuels. Shown is the design of a portable spectral refractometer and given calculations of dispersion compensator.

Key words: index of refraction, dispersion, angular dispersion, limit of angle, parafino-naphthenic and aromatic components of fuels.

Целью работы является создание удобных экспрессных методов и средств контроля моторных топлив.

Стандартные прямые методы контроля основных эксплуатационных характеристик моторных топлив требуют существенных затрат средств и времени для проведения одного анализа.

Косвенные экспрессные методы затруднены тем, что моторные топлива состоят из множества индивидуальных углеводородов, каждый из которых вносит вклад в общие характеристики топлив. Эти углеводороды обычно делят на три основные группы: парафиновые, нафтеновые и ароматические [1]. Существует ряд методов определения характеристик моторных топлив по соотношению этих групп. Среди методов определения группового состава моторных

топлив наиболее информативным и удобным является рефрактометрический метод с использованием дисперсии показателя преломления [2-4].

Суть рефрактометрического метода состоит в том, что моторное топливо рассматривают как смесь парафино-нафтеновых и ароматических фракций и находят в нем долю ароматических углеводородов РАР%. Для этого сначала измеряют показатель преломления топлива в желтом свете п0 (для длины волны = 589,3 нм) и разность показателей преломления пр — пс = Дрс, называемую средней дисперсией (для длин волн водорода Хр = 486,1 нм и Хс = 656,3 нм), относительно стеклянной измерительной призмы рефрактометра. Затем находят относительную дисперсию топлива:

« = (Пр — Пс) • 103/(пс — 1), (1)

и сравнивают ее с априори известной усредненной величиной относительной дисперсии парафино-нафтеновых составляющих топлива юпн = 17,55. По разнице этих величин дисперсий находят долю ароматических углеводородов Р АР% с помощью линейного уравнения

рАР% = К(ы — 17,55), (2)

где К - коэффициент пропорциональности; ю - относительная дисперсия топлива.

Найденные значения п0, ю и Рдр% являются главными при определении других характеристик топлив. Так, октановое число бензинов О, цетановое число z дизельного топлива, высота некоптящего пламени ^ нагарный фактор Нф керосинов связаны с п0 и РАР% следующими формулами, полученными экспериментально:

П = 76 + 0,652(рар% — 10%), (3)

z = 350(1,475 — п0х) + 46, (4)

h = 340(1,475 — п0х) + 19,5 — 0,04рар%, (5)

Нф = 150 — 4000(1,453 — п0 ) — 0,15рар%, (6)

где п0х - показатель преломления топлива при 20 оС.

Формулы (3)—(6) получены в результате обработки большого массива экспериментальных данных, полученных при исследовании аттестованных образцов топлив (бензинов, дизельных и реактивных топлив) различными методами (рефрактометрическим, дисперсиометрическим, диэлькометри-ческим, поляризационным). Проведенные исследования показали, что показатель преломления п0 всех видов топлива находится в пределах от 1,3750 до 1,4805, диапазон измерения средней дисперсии Дрс топлив - от 0,0060 до 0,0120, а предел допустимой погрешности измерений п0 и Дрс не должен превышать 2 • 10-4.

Для измерения п0 и ДРС моторных топлив в лабораториях обычно используют рефрактометры Пульфриха [1], укомплектованные спектральными лампами с громоздкими источниками высокого напряжения, что неудобно для проведения экспрессных анализов топлив.

На рис. 1 показана схема нового портативного спектрорефрактометра ИРФ-479А для контроля качества моторных топлив.

Отличительными особенностями спектрорефрактометра (рис.1) являются измерительная призма 4, выполненная из стекла БК10 (п0 = 1,5688, ДрС = 0,01015, угол призмы 0 = 66,5°), наличие компенсатора дисперсии, выполненного в виде одной призмы прямого зрения 5, а также равномерная шкала 10, содержащая 110 делений.

1 2 3 4 5 6

8 9 10

6

12

14

13

Рис. 1. Структурная схема спектрорефрактометра ИРФ-479А

Принцип работы представленного прибора следующий: белый свет от любого источника света проходит призму-осветитель 1, слой исследуемого топлива 3, преломляется в измерительную призму 4, вторично преломляется на выходной грани призмы 4, проходит через компенсатор 5 и попадает на объектив 7. В фокальной плоскости объектива 7, где установлена равномерная шкала 10, строится изображение границы света и тени, которую можно наблюдать с помощью окуляра 11.

Если наблюдаемая граница света и тени имеет радужную окраску, то необходимо с помощью вращения кольца 6 добиться полной компенсации дисперсионных эффектов, образовавшихся в результате преломления света при его

прохождении через призму 4. Показания в делениях шкалы М с прибора снимают по положению границы света и тени относительно шкалы 10. Показания в делениях шкалы М соответствуют измеренному показателю преломления топлива nDx:

nDx = nD sin {e - arcsin [(1) sin(pmin - МДР)]}, (7)

где n0 - показателю преломления призмы 4; 0 - угол между входной и выходной гранями призмы 4; Pmin - угол предельных лучей относительно нормали к выходной грани призмы 4 при минимальном показателе преломления топлива; Др - цена деления шкалы 10 (град).

По положению шкалы 12 кольца 6 относительно нулевого индекса 14 неподвижного кольца 13 определяют угол поворота ф призмы 5 и находят среднюю дисперсии через конструктивные коэффициенты А и B [1]:

Afc = (% - nc) = А + В^с^пф, (8)

где

А = nosine^FcVG; (9)

В = (V(n0-n|)(1-n0+G2))/G; (10)

G = nxsine + coseVnO — n|; (11)

(ДFC)k = 0,025598 - угловая дисперсия, вносимая призмой 5.

Подставляя в формулы (9) - (11) значения n0 = 1,5688, (Дрс )0 = 0,01015, 0 = 66,5° находим, что при изменении nx от 1,3750 до 1,4805 средняя величина коэффициента А« 0,009304, а величина коэффициента В меняется от Bmin « 0,328819 до Bmax « 0,478996.

Таким образом, для расчетов средней дисперсии моторных топлив для данной конструкции спектрорефрактометра можно пользоваться формулой:

Дрс = А + (В^П — (Втах — В^п) • М) • (Дрс)ктах • sinф0 =

= 0,009304 + (0,479 — 0,001502 • М)0,025598 • sinф0, (12)

где М - число делений шкалы 10; (ДрС)ктах - максимальная угловая дисперсия, вносимая призмой 5; ср° = ъ ■ 3° - угол поворота призмы 5; z - число делений шкалы 12 относительно индекса 14.

На рис. 2 показана зависимость дисперсии (Дрс)к, вносимой призмой 5 (компенсатором), от угла поворота ф° призмы 5.

Рис. 2. Зависимость дисперсии (ДРС)к от угла поворота ф° призмы 5

Из формулы (12) и рис. 2 видно, что если компенсатор дисперсии находится в исходном положении, т. е. при ф = 0°, то искомая дисперсия ДРС = 0,009304 соответствует средней величине диапазона измерения дисперсии моторных топлив. Значит, в диапазоне углов ф° от ф = -15° до = +15° формула

1 1 гит 1 тах 1 1 ^

(12) близка к линейной функции, где наблюдается наибольшая ее крутизна, следовательно, достигается наибольшая точность измерений ДРС.

В результате исследований методов измерения показателя преломления и дисперсии моторных топлив авторам удалось создать простой портативный спектрорефрактометр ИРФ-479А (рис. 1). Если в спектрорефрактометре ИРФ-479А вместо шкалы 10 и окуляра 11 установить многоэлементный фотоприемник, управляемый микропроцессором, а в процессор внести программы на основе формул (7), (12), то процесс экспрессных измерений основных характеристик топлив существенно упростится.

библиографический список

1. Иоффе Б. В. Рефрактометрические методы химии. - Л. : Химия, 1974. - 400 с.

2. Иоффе Б. В., Баталин О. Е. Определение группового состава стандартных фракций бензинов // Нефтехимия. - 1964. - 4, 481.

3. Хейфец Е. М. Новые методы определения химического состава топлив и масел. -М. ; Л. : Гостоптехиздат, 1950. - 64 с.

4. Пеньковский А. И., Николаев В. Ф., Боровкова Н. С. Способ экспрессной оценки качества моторных топлив и устройство для его осуществления // Патент РФ№2532638.

5. Пеньковский А. И., Николаев В. Ф., Боровкова Н. С. Новые оптические способы и устройства для анализа качества моторных топлив // Оптический журнал. - 2016. - 83, 4. - С. 63.

© А. И. Пеньковский, М. В. Фаттахова, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.