УДК 378.016:006
Закиева Р.Р., Садыков М. Ф., Хамидуллина Г. Ф.
ЭКСПРЕСС ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
Проект направлен на популяризацию и повышение качества и престижа обучения в высшем учебном заведении, формирования знаний, умений и навыков через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде обучения среди студентов и учащихся государственных общеобразовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Ключевые слова: тест, экспресс тестирование, успеваемость студентов, проверка знаний, номер телефона, зашифрованные коды.
Информация в современном мире является одним из важнейших параметров. Современные достижения в области вычислительной техники оказывают сильное влияние на сферу образовательной деятельности и способствуют появлению новых подходов в обучении. Одной из наиболее важных задач, стоящих перед российской системой образования, является обеспечение доступности и качества образовательного процесса, итогом которого должно быть формирование конкурентоспособного выпускника. Данная цель не может быть достигнута без опоры на современные информационные технологии в образовании.
Сложившаяся в вузах система контроля знаний студентов, направленная лишь на усвоение студентами необходимой суммы знаний и их воспроизведение, сегодня не удовлетворяют ни студента, ни педагога. На смену такому положению должны прийти новые формы контроля и самоконтроля, которые ориентировали бы студента на умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Предлагаемый проект направлен на популяризацию и повышение качества и престижа обучения в высшем учебном заведении, формирования знаний, умений и навыков через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде обучения среди студентов и учащихся государственных общеобразовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Возрастающие требования к уровню конкурентоспособности выпускников, необходимость быстрой адаптации специалиста к меняющимся рыночным условиям требует разработки современных подходов к процессу обучения, позволяющих приблизить его к реальным условиям работы. Информационные и коммуникационные технологии, являясь средствами профессиональной деятельности, могут быть успешно реализованы в учебном процессе при выявлении возможностей их использования в качестве средства обучения. Однако в настоящее время нет научно обоснованных рекомендаций по использованию информационных и коммуникационных технологии как средства обучения студентов, что обуславливает актуальность исследования.
Известно, что в преподавательской и студенческой среде отношение к тестированию неоднозначное. Попробуем выделить достоинства и недостатки этой методики. Несомненно, для любого преподавателя подготовка теста - это задача по дидактической работе с материалом дисциплины, осмысление ее ключевых, программных аспектов. Ведь открытые тесты чаще всего опираются на выбор нужного качества из нескольких вариантов, предложенных испытуемому. Это обычно задания по поиску верного определения какого -либо понятия, термина. Поэтому разработчики тестов должны соотнести задания с ФГОС, учебным планом, рабочей программой, привести содержание каждой дисциплины в соответствие с логикой образовательной программы по специальности, выделить ключевые дидактические единицы, тот самый «сухой остаток», что и входит в понятие «знания специалиста».
Кроме собственно знаний, тесты позволяют проверить сформи-рованность умений и навыков студентов. Например, этому способствуют вопросы, связанные с ранжированием этапов какой-либо технологии или методики деятельности (методика библиографирования, выполнения библиографических справок и т.п.). Чтобы правильно ответить на вопрос, студент должен предварительно освоить материал на практических занятиях, закрепить умения в процессе производственной практики.
Тестирование позволяет выявить уровень развития такого важ-
ного профессионального качества специалиста, как его ориентированность на потребителя, умение понять информационное поведение обслуживаемого субъекта, построить верную информационную стратегию достижения оптимального удовлетворения информационных потребностей. Например, в задании предлагается ранжировать источники информации, порядок их использования в зависимости от заданных качеств потребителя (с учетом его возрастных, профессиональных, социальных характеристик).
Тестовые задания, составленные в целом по всему объему учебной дисциплины, дают возможность получить обобщенный срез знаний по всем аспектам и темам изученного курса, в то время как в традиционной системе проверки знаний студентов по экзаменационным билетам присутствует элемент случайности (как правило, билет ограничивается 2-мя вопросами). Также, к сожалению, в настоящее время много времени расходуется на проверку знаний у учащихся, что объясняется только одной причиной: большие затраты времени педагога как на подготовительном этапе, так и на этапе проведения проверки контрольных (тестовых) работ.
Наконец, по сравнению с устным опросом тестирование существенно экономит время, отводимое на контроль знаний студентов. Для заочного обучения в условиях предельного ограничения количества аудиторных часов тестирование часто является единственной возможностью формирования достаточно объективной оценки знаний студентов.
Общеизвестны и, очевидно, вечны проблемы, связанные с контролем знаний обучаемых. Тестирование как методика контроля качества подготовки специалистов получило признание и широкое распространение в деятельности высшей школы, особенно в последние годы, когда вопрос о выборе объективных критериев контроля качества встал особенно остро [1-3].
Уже не первый год высшие учебные заведения Казани постепенно переходят на Болонскую систему. Систему, которая, с одной стороны, призвана повысить уровень качества нашего образования и приблизить его к европейским стандартам, а с другой - уничтожить навсегда все трудности, возникающие из-за несоответствия россий-
ских и европейских научных степеней. Важной составляющей условий Болонского процесса является кредитно-модульная система, имеющая две основные функции. Во-первых, объемы работы студента четко определены, т.е. в течение семестра студент должен набрать определенное количество баллов. А во-вторых, довольно существенно упрощается переход из одного университета в другой. Также новая методика обучения делает невозможным реализацию популярной среди студентов схемы накануне экзамена: «зазубрил -сдал-забыл». Ведь кредиты нужно зарабатывать на протяжении всего семестра. Любителям проспать первую пару придется пересмотреть свой график, так как за каждый пропуск снимаются баллы.
По словам студентов, минус Болонской системы - большое количество человек в группе, что лишает возможности каждому получить максимальные баллы. Как можно решить это? Ну, например, по старинке, преподаватель раздает вопросы, а студенты отвечают. В нашем университете лекции проходят «потоком», то есть примерно 5-6 групп по 25-30 человек. Получается, на одной паре присутствуют как минимум 125 человек. Представить себе сложно, это сколько времени преподаватель должен потратить, чтобы проверить все эти работы?
Второй вариант - компьютерное тестирование. Да, отличный способ, но как же сделать так, чтобы каждый студент смог ответить на вопросы? Компьютеров-то на каждого не хватает. Чтобы решить эту проблему, мы решили придумать что-то такое, что могло бы сразу проверить знания всех студентов и за минимальное время. Так, чтобы после каждой проведенной пары преподаватель мог отслеживать, усвоили ли студенты материал, и если нет, то дать этот материал снова. Заложенные в устройстве принципы позволили бы быстро и качественно проводить смс - тестирование и тем самым программа автоматически будет выставлять баллы. Но как же этого добиться?
В настоящее время почти все люди имеют сотовые телефона, следовательно, у каждого есть свой номер телефона. Перед лекцией преподаватель заранее зашифровывает 3 цифры (например, номер телефона 9274253368, зашифрованные коды 01234Х6ХХ9, то есть студент должен ответить на 5,3 и 6 вопросы и отправить 3 цифры с
ответами на номер, который укажет преподаватель). Пример набора тестовых заданий представлен на рисунке 1.
+7ХХХХХ12ХХ3
1 2 34 5 6789 10
1. передача; 2. прием; 3. обработка и хранение информации; 4. и 1, и 2, и 3 1) В 1895г. ... изобрел и построил действующую модель радио.
1. Анод, катод; 2. Анод, катод, накал; 3. Анод, катод, накол, управляющий
1. Анод, катод; 2. Анод, катод, накол; 3. Анод, катод, накал, управляющий
5) радиолампа - триод пропускает ток, если на сетке 0, а ...
7) любая физическая величина изменяющаяся со временем это
8) электрическая величина изменяющаяся со временем это
9) в радиолампах эмиссия электронов возникает вблизи
Рис.1. Набор тестовых заданий для проведения текущего тестирования
На следующем этапе компьютер обрабатывает данные и выставляет соответствующие баллы. Полученные в результате тестирования данные позволяют преподавателям ранжировать обучаемых по уровню знаний и умений (сравнивать результаты одних обучаемых с аналогичными результатами других обучаемых), эффективно совершенствовать задания и методы обучения (поскольку получаемые данные способствуют раскрытию наиболее сильных и слабых сторон обучаемых) а также предлагаемых им заданий.
Важным аспектом компьютерного тестирования является быстрая проверка, что экономит время как у преподавателей, так и у сту-
дентов. Применение данных и иных современных методов контроля знаний, несомненно, будет способствовать овладению обучаемыми соответствующими знаниями, умениями и навыками, их самостоятельности и уверенности в собственных знаниях и навыках, которые они смогут эффективно применять в учебном процессе и на практике.
Давайте попробуем прикинуть вероятность попадания одного и того же вопроса. Если взять одного конкретного студента, как правило, вокруг него еще 8 учащихся, то есть вероятность попадания одинакового вопроса для близко сидящих студентов равна -. Теперь по-
8
_ liii считаем совпадение трех вариантов вопросов. То есть------ —.
8 8 8 512
Если же, как пример, посмотреть результаты группы ЭСХ 1 -10 , то можно увидеть, как средний балл студентов растет (если за первый тест результат показал средний бал 1.5, то за второй 2.5, а третий - 3.0), что доказывает о заинтересованности студентов повысить таким образом свою успеваемость.
Универсальная система, способная к быстрой перестройке и адаптации к конкретному эксперименту, должна удовлетворять следующим взаимосвязанным условиям:
1. В основе управления лежит программа, которая способна взаимодействовать с аппаратной частью, позволять работать с базовыми знаниями программирования, быть интуитивно понятной для неспециалиста в программировании, позволять легко модифицировать части программы, т.е. быть наглядной и логически прозрачной.
2. Аппаратная часть установки должна легко интегрироваться в современные информационные системы, иметь широкий спектр диапазонов и каналов измерения, иметь определенный набор управляющих и измерительных устройств.
Одним из наиболее удачных решений в направлении разработки универсальных систем автоматизации является подход компании "National Instruments" (NI) - технология виртуальных приборов на основе среды графического программирования. Имеется «пробный» вариант, который работает в среде LabView. В качестве управляющей программы используется язык графического программирования LabView 8.5. В эту систему интегрировано множество различных
функций, облегчающих работу с аппаратурой.
Проект предполагает охват студентов и учащихся государственных общеобразовательных учреждений высшего и средне профессионального образования и имеет долгосрочную перспективу. Имеется патент №2011615199, зарегистрированый в Реестре программ для ЭВМ от 13 сентября 2011 г.
Для проведения эффективной проверки знаний у обучающихся требуются усилия не только преподавателей, но и органов власти, самой общественности, и, в первую очередь, самой молодежи, так как качество знаний играют важную роль при трудоустройстве на работу.
Источники
1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: уч. пос. для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально -педагог.техникумов и для студентов инженерно - педагогических специальностей. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: уч. для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 (747) с.
References
1. Podlasy'y I.P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov: uch. pos. dlya vuzov. M.: VLADOS-press, 2004. 365 s.
2. Bezrukova V.S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika: uchebnik dlya industrial'no-pedagog.tehnikumov i dlya studentov injenerno-pedagogicheskih special'nostey. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 1999.
3. Podlasy'y I.P. Pedagogika. Novy'y kurs: uch. dlya stud. ped. vuzov: V 2 kn. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1999. Kn. 1: Obsch'ie osnovy'. Process obucheniya. 576 (747) s.
Зарегистрирована 23.05.2013.