Научная статья на тему 'Экспозиционно-образный метод и педагогические подходы формирования проектного мышления будущего дизайнера'

Экспозиционно-образный метод и педагогические подходы формирования проектного мышления будущего дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА / КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭКСПОЗИЦИОННО-ОБРАЗНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ / КЛЮЧЕВЫЕ И НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВЩИКА / DESIGN THINKING OF THE FUTURE DESIGNER / CULTURAL-ANTHROPOLOGICAL THE COMPETENCE / AN EXPOSITION-SHAPED METHOD OF FORMATION OF THE CULTURAL ENVIRONMENT / KEY AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE DESIGNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В данной статье ставится задача обоснования экспозиционно-образного метода в формировании проектного и креативного мышления будущего дизайнера с позиций экзистенциальной философии и культурной антропологии. Актуальность педагогических подходов в профессиональном образовании проектировщика автор связывает со стратегической переориентацией университетов по линии «проектность -инноватика креативность», рассматривая креативность как условие гуманитарного проектирования в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPOSITION-IMAGINATIVE METHOD AND PEDAGOGICAL FORMATION APPROACHAS OF A DESIGNER,S CREATIV THINKING OF THE FUTURE DESIGNER

This article poses the problem of justification of the expositionimaginative method in the formation of a project or a designer's creative thinking of the future designer in terms of existential philosophy and cultural anthropology. Author connects the urgency of the formation of pedagogical approaches in vocational education designer with the strategic reorientation of universities under the "project thinking-innovation-creativity, considering creativity as a condition for humanitarian design into the educational environment.

Текст научной работы на тему «Экспозиционно-образный метод и педагогические подходы формирования проектного мышления будущего дизайнера»

УДК: З78

Е.В. Алексеева, соискательВГУЭС, г. Владивосток, E-mail: eva44@ bk.ru

ЭКСПОЗИЦИОННО-ОБРАЗНЫЙ МЕТОД И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА

В данной статье ставится задача обоснования экспозиционно-образного метода в формировании проектного и креативного мышления будущего дизайнера с позиций экзистенциальной философии и культурной антропологии. Актуальность педагогических подходов в профессиональном образовании проектировщика автор связывает со стратегической переориентацией университетов по линии «проектность -инноватика - креативность», рассматривая креативность как условие гуманитарного проектирования в образовательной среде.

Ключевые слова: проектное мышление будущего дизайнера, культурно-антропологические компетенции, экспозиционнообразный метод формирования культурной среды, ключевые и надпрофессиональные компетенции проектировщика.

Формирование культурной среды, как социальной и превращенной формы, определяет тот факт, что среда, опережая темп развития человеческой жизни, ставит индивида перед необходимостью творческого самоопределения. Поэтому, в эпоху постмодерна, сосредоточенность на новизне актуализирует вопрос онтологического смысла творчества, где идея жизни как творчества переносит акцент в проблематике человека с вопросов о наличном бытии на динамический континуум жизнедеятельности, как последовательности событий или произведений. «Именно Мир как Произведение теперь есть главное обстоятельство современности» [1]. Сам вопрос онтологического смысла творчества человека постмодерна разворачивается в контексте экзист-персоналистической антропологии, где человеческое бытие описывается посредством эк-зистенциалов, которые фундированы его врожденной способностью к проектному и креативному мышлению. Экзистенци-ально-персоналистическая антропология как новое направление философии, возникшее в эпоху постмодерна, сосредотачивает свое внимание на сознательно - смысловой, духовной жизни человека, раскрывая условия возможности или невозможности целостного человеческого бытия на данной основе [2]. Объективность знаний социальных явлений, их критика и поиск новизны состоит в том, чтобы максимально выявить дорефлексивные предпосылки познания как горизонт собственного жизненного мира человека. Только тогда появляется возможность заключить свою социальную позицию в скобки и дать объективно-релевантную картину социального мира [3].

Поскольку рамки статьи недостаточны для описания методологии и методов в дизайн-проектировании культурной среды, необходимо дать категориальное определение феномену творчества, как отправной точки для решения проблемы метода в дизайн-образовании. Согласно И. Канту - возможности любого вопрошания напрямую зависят от возможностей самого вопрошающего. Следуя данной логике рассуждения, можно предположить, что критика тривиальности, нормы и поиск оригинальных проектных решений должны определять выбор методологических подходов в дизайн-проектировании культурной среды, их своеобразие и уникальность. Сам поиск нестандартных решений, как считают М.М. Калиничева и Е.В. Жердяев, относит данный вид творчества к типу «деятельностных» онтологий и характеризуется тем, «что в нее включен субъект деятельности, который преобразует некий исходный материал в продукт с помощью определенных средств» согласно своей субъектности или проектного мышления [4]. Философия проектного мышления отражает проектногуманистический взгляд проектировщика на окружающий мир как на многоаспектную систему жизни, позволяющий найти свой способ взаимодействия с миром предметных форм, смысловых отношений человека, природы и вещей. Т.е. в дизайн-проектировании проектное мышление есть индивидуальноличностная способность дизайнера к решению проектных задач, как в профессиональной, так и в социальной деятельности, которая формируется на основании дорефлексивного познания, его культурно-антропологических компетенций[5]. Для формирования культурной среды с позиций проектного

мышления, на наш взгляд, наиболее продуктивной является техника восприятия среды как экспозиции образов, которая фундирует экспозиционно-образный метод в дизайне. Педагогической целью данного метода в образовании является формирование культурно-антропологических компетенций, которые выражаются в способности проектировщика дифференцировать свои индивидуальные особенности от культурно-обусловленных способов и образцов в проектировании культурной среды. Экспозиция образов выстраивается согласно онтологической последовательности формообразования человека, его Бытия-в-мире на экзистенциальном, антропологическом, культурном и социальном уровнях творчества (в первую очередь) самого проектировщика, как субъекта социального взаимодействия. В целом, описываемый метод отражает логическую структуру и сущность природы человеческого мышления как паритета эмоционального и логического. Поскольку принцип мышления дизайнера всегда находится в предметах своего мышления, можно сказать, что задачей проектного мышления является обеспечение центрального положения человека, его восприятия в культурной среде, где сама среда позиционируется как его неорганическое тело. В данном случае восприятие есть «визуальное суждение» человека об окружающей среде, которое поддерживается миром образов, как его перцептивных понятий и сложившихся визуальных суждений. Например, «потерянность» среди предметов есть результат нарушения перцептивного чувственного восприятия и художественной интуиции человека [6]. Поэтому, проектное мышление дизайнера в целом направлено на обеспечение комфортного восприятия человеком своей среды за счет формирования ее идеальной «формы», где «идеальная» среда является условием совпадения перцептивных понятий человека со средой [7]. Достигается это за счет интеграции образного и логического мышления, что, собственно, и является проблемой в профессиональном образовании будущего дизайнера, поскольку само проектное мышление есть интегративная характеристика личности, ее способности к рефлексивной творческой самореализации. Поэтому, рассматривая экспозиционно-образный метод в профессиональном образовании будущего дизайнера, мы связываем его с педагогическим целеполага-нием, поскольку сам метод, в первую очередь направлен на формирование субъектности студента, как проявления его собственной экзистенции в процессе проектирования культурной среды. Реализуя данный метод, педагог, помогает формированию самостоятельного творческого мышления студента, позволяющего последнему найти свой собственный путь к проектному результату при решении поставленных задач. В данном контексте происходит формирование адекватного способа личного существования через «раскрытие» студента по отношению к собственному бытию и реализации своих потенциальных возможностей. Роль преподавателя в данном процессе направлена на актуализацию экзистенцио-нального, антропологического, культурного и социального уровней творчества, которая протекает на основе фундамен-

тального партнерства. Преподаватель создает образовательную среду для развития субъектности и формирования ключевых надпрофессиональных компетенций студента.[8]. В данном контексте фундаментальное партнерство заключается в представлении преподавателем не только проектных средств, но и возможности выбора студентом обоснованных представлений о собственном бытии и проектируемом объекте. Здесь функциональная деятельность человека рассматривается как его образ действия, который в среде представлен в виде экспозиции образных систем. Проектирование с помощью экспозиционно-образного метода позволяет дизайнеру формировать собственное восприятие, которое постоянно корректируется в соответствии с поставленной им же задачей [9]. Например, педагог, используя метод, учитывает, что собственное восприятие проектировщика есть возможность проектной трансформации самого себя по четырем экспозициям. Во-первых, на экзистенциональном уровне - это есть способность студента к непосредственному переживанию жизни в рамках пред-проектного анализа и формированию навигационных стилеобразующих средств. Во-вторых, на антропологическом уровне восприятие или проектное мышление проявляется как реагирование на непосредственное переживание жизни, где про-

ектная задача обретает проблематизацию в рамках конфликта средовых функций человека. В-третьих, на культурном уровне - это есть анализ реагирования на непосредственное переживание жизни в ее концептуальном звучании. И, в-четвертых, на социальном уровне происходит реализация студента как рефлексивной творческой личности в завершенном проекте, в его индивидуальном стиле.

Экспозиционно-образный метод использует формы обучения согласно педагогическим целеполаганиям. К ним относятся перфоманс, инсталляция и другие формы, соответствующие жанрам актуального искусства постмодерна. В частности, форма рефлексивного театра позволяет будущему дизайнеру окунуться в атмосферу адекватную социальнокультурным запросам общества. Таким образом, к ожидаемым результатам педагогического обеспечения работы с помощью экспозиционно-образного метода относится формирование субъектности будущего проектировщика, его культурноантропологических, надпрофессиональных или ключевых компетенций в форме проектного мышления и способности выстраивать гибкие траектории само-творения в контексте запросов современного общества в заданном профессиональном пространстве.

Библиографический список

1. Ячин, С.Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена. - Владивосток: Дальнаука, 2001.

2. Хайдеггер, М. Бытие и время. - Санкт-Петербург: Наука, 2002.

3. Ячин, С.Е. Философские основания современного научного познания. - Владивосток: Дальнаука, ДВГТУ, 2001.

4. Калиничева, М.М. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ. Предпосылки, истоки, тенденции становления / М.М. Калиничева, Е.В. Жердяев, А.И. Новиков. - М.: ВНИИТЭ, 2009.

5. Кравцова, Т.А. Гуманитарно-художественная компетентность дизайнера костюма / Т.А. Кравцова, В.С. Чернявская - Владивосток: Изд-во Владивостокского государственного ун-та экономики, моды и дизайна, 2009.

6. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие /пер. с англ. В.Н. Самохина. - М.: Прогресс, 1974.

7. Калиничева, М.М. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ. Предпосылки, истоки, тенденции становления /М.М. Калиничева, Е.В. Жердяев, А.И. Новиков. - М.: ВНИИТЭ, 2009.

8. Денисова, С. А. Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования ключевых компетенций [Э/р]: Школа: день за днем. Педагогический альманах. - 2008. - Р/д: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=153

9. Розин, В.М. Образование в конце ХХ века //Вопросы философии. - 1992. - № 9.

Bibliography

1. Jachin, С.Е. The person in sequence of events of a victim, gift and S.E .Jachin's exchange. - Vladivostok: Dal’nauka, 2001.

2. Heidegger, M. Bytie and time. - St.-Petersburg: the Science, 2002.

3. Jachin, S.E. Philosophical of the basis of modern scientific knowledge. - Vladivostok: Dal’nauka, DVGTU, 2001.

4. Kalinicheva, M.M. School of ergodesign VNEEТA. Preconditions, sources, tendencies of stanovlenija / M.M. Kalinicheva, E.V. Zherdjaev, A.I. Novikov. - М: VNEEТA, 2009.

5. Kravtsova, T.A. Gumanitarno-hudozhestvennaja competence of the designer of a suit / T.A. Kravtsov, V.S. Chernjavskaja. - Vladivostok: Publishing house of the Vladivostok state university of economy, a fashion and design, 2009.

6. Arnhejm, R. Iskusstvo and visual perception / lane from English V.N. Samokhin. - М: progress, 1974.

7. Kalinicheva, M.M. School of ergodesign VNEEТA. Preconditions, sources, tendencies of stanovlenija / M.M. Kalinicheva, E.V. Zherdjaev, A.I. Novikov. - М.: VNEEТA, 2009.

8. Denisov, S.A. Development of subjects of educational activity by means of formation key kompetentsij [E/r]//School: day after day. The pedagogical almanac. - 2008. - an access mode: http://www.den-za-dnem.ru/page.php? article=153

9. Rozin, V.M. Obrazovanie in the end of the XX-th century // Philosophy Questions. - 1992. - № 9.

Article Submitted 16.02.11

УДК 37.015.31: 316.647.5

Б.Б. Даумова, соискатель ученой степени канд. пед. наук, Казахстан, г. Костанай,

E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье автором рассматриваются компоненты комплекса педагогических условий, направленного на повышение этнотолерантной компетентности учащихся, дается краткая характеристика разработанного автором прикладного курса, предллагается критериальная модель сформированности и общая характеристика уровней этнотолерантной компетентности старшего школьника, также предлагаются виды заданий, направленных на формирование трех основных типов умений в области этнотолерантности.

Ключевые слова: этническая толерантность, этнотолерантная компетентность, этнос, педагогические условия, поликультурная образовательная среда, толерантное и этнотолерантное сознание.

Современный мир стал миром коммуникаций, что озна- будет определен этнотолерантностью подрастающего поколе-чает в конечном смысле - диалог, успех которого во многом ния [1-5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.