ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КУЗБАССА
е. Н. ПЕтЕНЕвА
российский государственный торгово-экономический университет
Малый и средний бизнес играет важную роль в развитии экономик ведущих стран мира. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.
Малый бизнес в промышленно развитых странах во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 30—60 %, а в некоторых отраслях — 70—80 %.
Развитие малого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор, повышается занятость населения в основных секторах экономики.
Рост малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Для современной мировой экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса являются процессы концентрации производства, централизации капитала и производства, рост транснациональных корпораций (ТНК), интернационализация экономики, развитие глобальных сетей. Именно крупные ТНК располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время наблюдается интенсивный рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших
объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий (МСП) особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Все узловые вопросы становления и развития предпринимательства в России прямо или косвенно связаны с решением широкого комплекса проблем формирования и развития внешнеэкономической составляющей национальной экономики.
Одной из главных проблем для российских малых и средних предприятий является выход на международный уровень и завоевание рыночных ниш конкурентоспособной продукцией. Отсутствие опыта и отлаженных механизмов внедрения в мировую экономику является серьезным препятствием для развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) малых предприятий.
Ввиду этого необходимым является поддержание предприятий малого и среднего бизнеса, выходящих на международный рынок.
Острота названных проблем и необходимость их решения обусловливают актуальность данного научного исследования, целью которого является разработка рекомендаций по поддержке и стимулированию деятельности малых и средних предприятий Кузбасса на внешних рынках.
Для решения проблем и установления благоприятных перспектив развития малого и среднего бизнеса, а также выхода предприятий этой сферы на внешний рынок большое значение имеют меры по стимулированию внешнеэкономической активности данного сектора.
При формировании политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в России важно учитывать опыт зарубежных стран, который показывает необходимость вывода малого и среднего бизнеса на мировой рынок как обязательного этапа развития данного сектора экономики.
В последние годы в Кемеровской области особое значение имеет приобщение кузбасского
малого предпринимательства к международному сотрудничеству, как с точки зрения возможного использования выгод и преимуществ международного разделения труда, так и с точки зрения освоения современных методов работы на рынке, включения в международные инвестиционные процессы, а также внедрения в хозяйственный оборот последних достижений технического прогресса.
Предприятия малого и среднего бизнеса Кузбасса развивают внешнеторговые связи более чем с
1 По данным статистической отчетности Кемеровской таможни.
50 странами дальнего и ближнего зарубежья, с постепенным наращиванием объемов со странами ЕС.
Основные показатели внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства Кемеровской области представлены в табл. 1.
Многие кузбасские МСП, как правило, еще не подготовлены для успешной деятельности на внешних рынках, не имеют необходимых навыков, плохо разбираются в конъюнктуре мировых рынков, и не знакомы с широким комплексом
Таблица 1
Внешнеторговый оборот предприятий малого бизнеса Кузбасса в 2005—2007 гг., долл.1
Страна-экспортер/импортер 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт
Австралия - - - 9 227 - 9 569
Австрия - 3 945 6 458 23 997 2 273 21 104
Азербайджан 67 239 42 097 78 617 85 997 3 774 17 661
Армения - 4 334 3 161 - 5 147 8 140
Афганистан 10 909 - - - 5 883 -
Беларусь - 105 970 - 88 095 - 20 618
Бельгия - - - 20 742 1 982 185 149
Болгария - - 393 2 516 10 892 4 047
Великобритания - 11 626 - - 23 341 4 514
Венгрия - 13 818 - - 11 955 421 847
Вьетнам - - - - 7 944 -
Германия 8 670 329 711 13 291 1 143 256 11 866 1 168 653
Гонконг - - - - - 99 291
Греция 11 118 - 6 629 - - -
Грузия 534 - 15 773 - 929 -
Дания - - - 1 592 15 511 -
Израиль - - - - - 6 966
Индия 2 750 - - - -
Ирландия - 10 135 - - - -
Исландия 2 104 - - - 7 119 -
Испания 6 017 - 9 975 - 20 003 -
Италия - 38 465 39 14 789 6 122 6 966
Казахстан 101 844 146 220 89 059 141 205 147 237 83 873
Канада - - - 1 200 - -
Кипр - - - - 6 285 -
Кыргызстан 30 052 - 35 468 28 761 14 395 28 776
Китай 23 250 448 639 42 420 666 535 34 560 1 079 760
Корея - - - 18 189 506 -
Латвия 20 023 48 644 25 213 - 13 532 4 134
Литва 4 538 8 165 482 - 31 530 -
Марокко - - - - 7 077 -
Молдова 9 770 7 470 155 3 870 11 886 12 200
Монголия 33 701 - 7 866 5 116 17 332 -
Нидерланды 10 903 9 319 3 342 65 739 18 426 242 688
Норвегия 10 476 - - - - -
ОАЭ - - - - 1 551 -
Польша 9 029 17 448 - 56 602 52 648 27 467
Румыния - - - - 8 615 -
Сербия и Черногория - - - - 6 933 -
Словакия 6 220 46 713 - - 14 543 -
Окончание табл. 1
Страна-экспортер/импортер 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт
США - 4 665 10 449 - 5 607 -
Таджикистан 13 562 82 188 18 951 61 840 11 903 114 933
Тайвань 9 998 - - 9 668 - -
Туркмения - - 5 835 - - -
Турция - - - - 43 707 -
Узбекистан 30 560 385 285 18 954 469 476 32 602 1 002 015
Украина 14 666 55 516 22 867 156 779 67 824 20 212
Финляндия - - - - 298 -
Франция - - - 26 686 8 794 -
Хорватия - - - - 2 033 -
Чехия 1 223 1 860 - 23 248 - -
Швейцария - 7 938 - - - -
Швеция 2 239 10 805 - - 7 673 -
Эстония 15 699 7 529 4 368 3 078 13 537 1 857
ЮАР - - - - - -
Япония 400 139 740 261 026 - 3 841 -
Итого 854 483 1858 586 680 791 3 128 203 719 616 4 596 524
организационных и правовых вопросов, связанных с продвижением и реализацией товара за рубежом. Их поставки за рубеж зачастую носят эпизодический характер и основываются нередко на инициативе руководителей или отдельных работников МСП. Кроме того, выход на зарубежные рынки сбыта требует крупных первичных инвестиций, обеспечение которых является большой проблемой для большинства МСП.
Участие МСП Кузбасса в импортных операциях значительно шире и определяется целым рядом особенностей развития как российской, так и региональной экономики на современном этапе.
Во-первых, за счет импорта в регионе обеспечивается значительная часть товарных ресурсов розничного товарооборота, удовлетворяется потребность в широком ассортименте потребительских товаров, прежде всего продовольственных.
Во-вторых, все больше малых предприятий выходят на внешний рынок в качестве покупателей необходимого сырья и полуфабрикатов для обеспечения производственных процессов, а также машин и оборудования — для поддержания производства на современном уровне технического прогресса.
В связи с этим при ввозе четко прослеживается определенная специализация в основном по двум категориям:
• импорт, осуществляемый для собственных нужд (импортеры-промышленники);
• импорт, осуществляемый для последующей перепродажи товаров на внутреннем рынке (импортеры-коммерсанты).
Столь широкий охват закупок малого бизнеса предопределяет его более массовое участие в импорте, чем в экспортных операциях. При этом участие в импорте не предъявляет малым предприятиям особых требований, как это имеет место в экспорте. Необходим лишь достаточный стартовый капитал для первых закупок (для крупных объемов — складские помещения), а далее успешные операции обеспечивают средствами последующие, а неудачи фактически выводят предприятие из этой сферы деятельности.
Таким образом, основной внешнеторговый оборот малых предприятий приходится на импортную составляющую.
Хотя, если анализировать динамику трех последних лет, то и показатели экспорта постепенно растут, вовлекая все большее число участников, при этом расширяется география экспорта.
Следует отметить и тот факт, что география экспорта расширяется уже не за счет стран СНГ и ближнего зарубежья, а за счет стран ЕС, Азии и дальнего зарубежья, хотя объемы поставок в эти страны еще недостаточно велики.
Налаживание устойчивых связей и расширение географии экспортно-импортных операций привели к наращиванию объемов ВЭД по отраслям хозяйственной деятельности, что отражено на диаграммах, представленных на рис. 1 и 22.
Анализ диаграмм на рис. 1 и 2 позволяет сделать вывод, что преобладающими отраслями экспортно-
2 По данным статистической отчетности Кемеровской таможни.
1 800 1 600 1 400 1 200 1 000 800 600 400 200 0
Сг
импортной деятельности являются опто- Тыс. долл. вая и розничная торговля, в особенности импорт — 1 644 тыс. долл. в 2005 г. и 2 846 тыс. долл. — в 2006 г., а также промышленность, в составе которой преобладают отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности. Такие показатели внешнеторгового оборота МСП Кузбасса связаны с общей тенденцией развития региональной экономики, в которой преобладает продукция горнодобывающей и обрабатывающих отраслей.
Ввиду того, что развитие внешнеэкономических связей для Кузбасса является в настоящее время особо важной задачей в комплексе мероприятий, направленных на расширение ВЭД, приоритетным направлением является поддержка малых предприятий, выходящих на внешние рынки.
Поддержка МСП, ориентированных на ВЭД, осуществляется как на государственном уровне, так и со стороны коммерческих и некоммерческих структур.
Анализируя основные направления правовой поддержки МСП, следует отметить, что нормативно-методическое обеспечение и законодательная база развития предпринимательства в Кемеровской области приняты в рамках существующего законодательства Российской Федерации.
Помимо этого, в Кемеровской области создана мощная интегрированная структура поддержки малого предпринимательства, в том числе и МСП, работающих в сфере ВЭД, которая на сегодня представлена:
• Департаментом внешних экономических связей при Кузбасской торгово-промышленной палате Кемеровской области;
• Департаментом потребительского рынка и предпринимательства Администрации Кемеровской области;
• Комиссией по вопросам экономического развития и предпринимательства общественной палаты Кемеровской области;
• Областной межведомственной комиссией по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства;
• Общественно-экспертным советом по малому
1 644
515
282
ст 184
Ж
41
24
15
□ Экспорт
□ Импорт
«о*
Рис. 1. Отраслевая структура экспортно-импортной деятельности МСП Кузбасса в 2005 г.
Тыс. долл.
3 000
2 500
2 000
1 500
1 000
500
2 846
-377
15
29
26
68
32
20
□ Экспорт
□ Импорт
Рис. 2. Отраслевая структура экспортно-импортной деятельности МСП Кузбасса в 2006 г.
предпринимательству Кемеровской области; Государственным фондом поддержки малого предпринимательства Кемеровской области; муниципальными фондами поддержки предпринимательства;
Кузбасской торгово-промышленной палатой и ее филиалами в 6 городах области; агентствами развития и поддержки предпринимательства;
информационно-аналитическими центрами; бизнес-инкубаторами.
5
2
4
8
Основные факторы, сдерживающие развитие ВЭД малого предпринимательства в регионах
■ отсутствие государственной экспортной стратегии регионов;
■ отсутствие мониторинга ВЭД малого бизнеса;
■ отсутствие мер целевой поддержки со стороны государственных управленческих органов;
■ неготовность МСП к ВЭД;
■ нехватка финансовых ресурсов;
■ низкая конкурентоспособность продукции МСП;
■ высокое налогообложение;
■ административные барьеры;
■ коррупция органов государственной власти;
■ недостаток профессиональных знаний
Рис. 3. Факторы, сдерживающие развитие внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства в регионе
Кроме того, развитию инфраструктуры поддержки МСП в Кемеровской области уделяется особое внимание.
Так, в последние годы в Кемеровской области стала успешно развивать свою деятельность общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Информационный портал малого и среднего предпринимательства. Основной целью этой организации является содействие консолидации предпринимателей в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики. Для решения проблем МСП в ОПОРЕ РОССИИ сформированы комитеты — по профильным для малого и среднего предпринимательства темам, а также комиссии, отражающие «отраслевой» разрез деятельности бизнеса, которые призваны согласовать интересы бизнеса и власти в реализации ключевых направлений современной экономической политики и предложить конкретные рекомендации по решению проблем предпринимателей.
Широкое распространение и популярность в Кузбассе приобрели бизнес-инкубаторы и бизнесцентры, которые ставят своей целью оказать материальную помощь предприятиям малого и среднего бизнеса, выходящим на внешние рынки.
Помимо этого, в последнее время в Кемеровской области действуют международные программы
развития и поддержки местного предпринимательства.
Так, с 2007 г. Кемеровская область участвует во втором этапе проекта ТАСИС «Поддержка экспортно ориентированных инновационных малых и средних предприятий». Главная цель про-екта—это поддержка и содействие процессу развития инновационных и экспортно ориентированных малых и средних предприятий, расширение торговых взаимоотношений между странами Европейского Сообщества и Российской Федерацией, а также формирование «общего экономического пространства». Особое внимание в ходе реализации данного проекта уделяется расширению доступа МСП к кредитно-финансовым ресурсам.
Несмотря на усиленную поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, существуют факторы, сдерживающие развитие внешнеэкономической деятельности малого бизнеса в регионах России, в том числе и в Кузбассе (рис. 3).
Исходя из анализа мирового опыта развития малого бизнеса, опыта российских МСП, реалий современной экономики и политики России, поддержка ВЭД МСП остается важной составляющей региональной политики.
Поэтому в рамках такой поддержки приоритетными направлениями региональной политики в данной сфере должны стать:
1) совершенствование нормативной базы развития малых предприятий: устранение противоречий, содержащихся в нормативных актах; создание условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства;
2) совершенствование кредитно-финансовых механизмов, имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства: развитие системы микрокредитования, гарантирования займов в коммерческих банках; создание региональных гарантийных систем; развитие системы страхования субъектов малого предпринимательства, обществ взаимного кредитования и микрокредитования;
3) повышение эффективности функционирования инфраструктуры МСП:
• усиление информационной и консультационной поддержки малого предпринимательства
через существующие структуры и в рамках международных программ;
• целенаправленное содействие выставочно-ярмарочной деятельности; обучение и подготовка кадров для предпринимательских структур и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в сфере ВЭД;
• взаимодействие со СМИ по вопросам развития и поддержки малого бизнеса;
• формирование положительного имиджа предпринимателя и укрепление его социального статуса;
• развитие механизмов Интернет-торговли;
4) организация проведения мониторинга внешнеэкономической деятельности МСП Кузбасса:
• статистическое и социологическое обследование малого предпринимательства на основе данных официальной статистики по установленным формам отчетности для МСП и внесение соответствующих дополнений в формы обязательной отчетности Кемеровской таможни и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области;
• анализ эффективности осуществления экспортно-импортной деятельности МСП;
• выявление и анализ текущих проблем в деятельности ВЭД малого предпринимательства;
• прогнозирование экономического развития малого предпринимательства;
• создание служб наблюдения на базе существующих региональных структур, при отраслевых и региональных объединениях предпринимателей;
• законодательное закрепление принципов организации мониторинга посредством внесения дополнений к федеральному закону или отдельным законодательным актом.
Выявив достаточно достоверно долю МСП в ВЭД, проведя анализ эффективности деятельности малого бизнеса региона, можно последовательно решать проблемы, стоящие перед этой категорией предпринимателей, найти формы и определить конкретные меры по стимулированию их внешнеэкономической деятельности.
Принимая во внимание опыт зарубежных стран, для решения проблем и установления благоприятных перспектив для выхода МСП на международный рынок большое значение имеют меры по стимулированию внешнеэкономической активности данного сектора.
Учитывая отраслевые особенности развития и темпы роста экономики региона, одним из оптимальных способов выхода на внешние рынки и усиления экспортной деятельности для малого бизнеса Кузбасса является кооперация малых предприятий и крупного бизнеса — транснациональных корпораций (ТНК).
Самыми эффективными формами данного сотрудничества являются такие методики и технологии, как кластеризация, субконтрактные модели производства, аутсорсинг, франчайзинг, доказавшие свою эффективность в мировой практике.
Для кузбасских МСП выгоднее всего использовать опыт субподрядных отношений в Японии, в соответствии с которым крупные ТНК выделяют малым предприятиям заказы и тем самым оказывают финансовую поддержку малому предпринимательству.
По опыту Москвы целесообразно создать Центр субконтракции, который оказывал бы поддержку малым предприятиям, размещал бы субконтрактные заказы, оказывал помощь в поиске партнеров и поставщиков.
Кроме того, возможно создание субконтрактной зоны по базовым производствам на территории крупных заводов Кемеровской области.
Актуальной задачей в сфере взаимодействия ТНК и малого инновационного бизнеса является создание в Кемеровской области инженерно-технологических центров, научно-исследовательских парков и технопарков. Такие центры могли бы оперативно реагировать на запросы малых предприятий, делать опытные образцы и малые партии, помогать в разработке конструкторской документации и промышленного дизайна.
Специализированные малые предприятия, которые существуют в Кемеровской области, вполне могут перерасти в инженерно-технологические центры, но их надо довооружить, внедрить системы менеджмента качества, включить в состав инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Если такой подход соединить с инновационным потенциалом, который есть в НИИ, КБ — в виде патентов и разработок — получится эффективная модель.
В данном направлении особенно важно завоевание рыночных ниш малыми предприятиями при поддержке их усилий местными органами власти. Инструментами такой поддержки могут стать:
• создание специализированных фондов по страхованию инвестиционных рисков малого бизнеса;
• установление агентских отношений с коммерческими банками для осуществления монито-
ринга конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, кредитование их оборотного капитала и инвестиционных проектов под соответствующие гарантии правительства, банков, страховых обществ;
• отладка механизмов сертификации продукции и распространения достоверной информации о мировых стандартах на те или иные изделия, рыночной конъюнктуре и т. д.
Особенно активной должна быть роль государственных и региональных органов власти. Конструктивное развитие малого производственного и инновационного бизнеса, внедрение эффективных механизмов кооперационного взаимодействия малых и крупных предприятий возможны только на платформе, объединяющей усилия Департамента потребительского рынка и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области, Департамента внешних экономических связей, территориальных органов власти, советов директоров, самих предпринимателей. Для успешной реализации территориальных программ развития кооперации необходимы разработка методологических принципов и системный подход.
Помимо этого, для развития инновационно-производственного потенциала малого бизнеса целесообразно применять кластерный подход.
Кластерный принцип организации производства — это эффективная форма государственно-частного партнерства. Кластеризация малого бизнеса может дать очень многое в социальном аспекте — это и сохранение рабочих мест, и снижение затрат по выплате пособий по безработице, и увеличение налогооблагаемой базы, и повышение конкурентоспособности.
Для этого необходимо разработать методологию выявления потенциальных кластеров — перспективных направлений, куда необходимо направить целевую поддержку со стороны органов власти и организации инфраструктуры поддержки МСП.
Данная методология основывается на основных принципах образования кластеров:
• географический, когда все предприятия сосредоточены на определенной территории;
• базовый, когда вокруг базового предприятия образуется масса малых и средних;
• на технологической, научно-технической основе; на основе создания конкурентных преимуществ.
Именно кластеры незаменимы в процессе освоения мировых рынков, поскольку само малое предприятие зачастую не может этого сделать.
Особенно перспективны в Кузбассе кластеры в производстве продуктов питания, в сфере услуг. Так что создание инновационных производств и объединение их в кластеры в Кузбассе возможны и необходимы.
Поэтому взаимосвязанная система использования принципов кластеризации, аутсорсинга и промышленной субконтрактации является перспективной для поддержки деятельности МСП в Кузбассе. Однако, чтобы это явление стало широким и привычным во всех регионах, нужна четкая законодательная база формирования таких отношений между предприятиями.
Таким образом, на сегодняшний день в Кузбассе существуют все предпосылки для развития и стимулирования эффективной ВЭД малого предпринимательства:
• наличие специализированных инновационных предприятий малого бизнеса, имеющих достаточный потенциал и желание для выхода на мировые рынки;
• стабильно развивающаяся экономическая среда региона;
• благоприятный инвестиционный климат;
• переориентация ресурсодобывающих крупных производств в обрабатывающе-технологичес-кие и кооперация с малым бизнесом;
• действие в регионе международных программ поддержки экспортной деятельности малого инвестиционного бизнеса;
• позитивная политика региональных органов власти в развитии ВЭД региона в целом и активное использование потенциальных возможностей и преимуществ малого бизнеса в этой деятельности.
Существующая поддержка малого бизнеса Кузбасса как со стороны государства, так и со стороны инфраструктуры, предлагаемые меры стимулирования ВЭД малых предприятий региона и перспективы развития экспортно-импортного потенциала МСП послужат развитию интеграционных взаимоотношений Кузбасса с мировым хозяйством, более широкой вовлеченности этого региона в систему мирохозяйственных связей, ускорению научно-технического прогресса, повышению жизненного уровня жителей Кемеровской области.
ЛИТЕРАТУРА 1. Савченко В. Е. Современное предпринимательство. Экономические и организационные основы. Учебное пособие. — М.: Известия, 2006. — 312 с.
2. Сайт Администрации Кемеровской области — http://www. ako. ru.
3. Сайт проекта TACIS «Поддержка экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий» — EUROPAID / 121069 / C / SV / RU — http://www. ieo-smes. ru/ru/.
4. Сайт Информационного портала малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ — http://www. opora. ru/
5. The Russian SME Observatory Report 2001. — June 2002. — http://www. rcsme. ru/rus/Databases/ Docs/New/GetContents. asp?DocID=3448.
6. Importance of SMEs and the Role of Public Support in Promoting SME Development, by World Bank Institute. — Creating а Conducive Legal & Regulatory Framework for Small and Medium Enterprise Development in Russia. A Policy Dialogue Workshop, St. Petersburg, Russia, September 14—16, 2003.
7. Практика взаимодействия малого и крупного бизнеса. Информационно-аналитический сборник. APEC Small and Medium Enterprises Working Group. — М.: июнь, 2004.
К сведению авторов и читателей
Федеральное агентство по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ и Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU приступили к реализации проекта «Разработка системы статистического анализа российской науки на основе данных российского индекса научного цитирования (РИНЦ)» по Федеральной целевой научно-технической программе.
В Российский индекс научного цитирования включены все издания, выпускаемые нашим издательским домом: «Финансы и кредит», «Дайджест-Финансы», «Экономический анализ: теория и практика», «Региональная экономика: теория и практика», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», «Международный бухгалтерский учет», «Всё для бухгалтера», «Бухгалтер и закон», «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии».
РИНЦ - это многофункциональная информационная система, в которой обрабатывается библиографическая информация, аннотации и пристатейные списки цитирования из российских научных журналов. Поисковые и информационные сервисы базы данных эффективно реализуют различные виды поиска информации, анализируют и рассчитывают индексы цитирования отдельных авторов, научных коллективов и организаций, тематических направлений, импакт-факторы журналов. Авторам предоставлена возможность самостоятельно вводить и корректировать информацию о том, что, где и когда они опубликовали, используя для этой цели интерфейс Единого реестра научных публикаций. Используя систему управления ссылками, возможно без труда выходить не только на полные тексты статей, которые обрабатываются в самом РИНЦ, но и на статьи, которые цитировались в этих публикациях.
Подробная информация о проекте размещена на сайте разработчика
- www.elibrary.ru.
Уважаемые авторы и читатели!
Мы также напоминаем Вам, что электронные версии всех наших журналов доступны на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.
Мы прилагаем все усилия для того, чтобы доступ к необходимой информации был максимально быстрым и простым для Вас, и надеемся, что использование современных информационных технологий сделает Вашу работу с материалами наших изданий еще более удобной!