Научная статья на тему 'Эксплуатационные особенности аккумуляторов, применяемых в авиационной технике'

Эксплуатационные особенности аккумуляторов, применяемых в авиационной технике Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1752
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККУМУЛЯТОРЫ / ХАРАКТЕРИСТИКИ АККУМУЛЯТОРОВ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Голубева Майя Георгиевна, Чепурин Александр Николаевич

В статье описаны основные характеристики авиационных аккумуляторов как кислотных, так и щелочных. Обсуждаются особенности их эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Голубева Майя Георгиевна, Чепурин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operational features of batteries used in aviation equipment

The basic characteristics of aviation batteries both acid and alkaline are described. Their operational features are considered.

Текст научной работы на тему «Эксплуатационные особенности аккумуляторов, применяемых в авиационной технике»

2015

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 217

УДК 629.7.064

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ

М.Г. ГОЛУБЕВА, А.Н. ЧЕПУРИН

В статье описаны основные характеристики авиационных аккумуляторов как кислотных, так и щелочных. Обсуждаются особенности их эксплуатации.

Ключевые слова: аккумуляторы, характеристики аккумуляторов, эксплуатация, преимущества и недостатки.

Настоящая работа содержит обзорный материал по авиационным аккумуляторам и анализ их эксплуатационных особенностей.

Аккумуляторы представляют собой химические источники электрического тока, в которых химическая энергия реакций окисления-восстановления превращается в электрическую. В отличие от гальванических элементов, в которых активные массы катода и анода не восстанавливаются после их срабатывания, в аккумуляторах процессы окисления-восстановления носят обратимый характер в результате зарядки аккумуляторов, т.е. подключения электродов катода и анода к соответствующим полюсам внешнего источника постоянного тока. По своему назначению авиационные аккумуляторы подразделяются на бортовые и аэродромные.

Бортовые аккумуляторы используются для обеспечения электроэнергией бортового оборудования воздушных судов при отказе генератора и для автономного запуска авиационного двигателя.

Аэродромные аккумуляторы применяются для проверки работоспособности аэродромного оборудования, запуска авиационных двигателей.

Основные характеристики аккумуляторов:

- электродвижущая сила, представляющая разность потенциалов между анодом и катодом, измеренная при разомкнутой внешней цепи (т.е. при отсутствии электрического тока) ЭДСаккумулятора= Еанода- Екатода>0 (В). Она зависит от величины электродных потенциалов, температуры и концентрации электролита;

- напряжение разряда (ир) представляет разность потенциалов между анодом и катодом при замкнутой внешней цепи, т.е. при проходе через аккумулятор электрического тока

ир _ ЭДСаккумулятора - ^К-вн р, где 1р - ток разряда (А); Явн р - внутреннее сопротивление аккумулятора (ОМ) при разряде;

- как следует из приведенного уравнения ир, всегда будет меньше ЭДСаккумулятора из-за потери напряжения на внутреннем сопротивлении аккумулятора;

- напряжение заряда (из) - это разность потенциалов между анодом и катодом при зарядке аккумулятора внешним источником постоянного тока;

- Из =ЭДСаккумулятора +1зЯвн з, где 1з - ток заряда; Явн з - внутреннее сопротивление при заряде;

- внутреннее сопротивление аккумулятора (Явн) складывается из сопротивления электродов, электролита, переходных контактных сопротивлений. Следует заметить, что внутреннее сопротивление при разряде всегда ниже, чем внутреннее сопротивление при заряде, так как в полностью заряженном аккумуляторе более высокая электропроводность активных масс и электролита;

- емкость аккумулятора (Ср) - количество электричества, которое может отдать полностью заряженный аккумулятор при его разрядке определенным током до определенного допустимого напряжения. Ср = Jр• ^ (А-ч), где Jр - ток разряда; ^ - время разряда (ч);

- коэффициент полезного действия (КПД аккумулятора) - отношение емкости разряда (Ср) к емкости заряда (Сз) в процентах. КПД аккумулятора = (Ср/Сз) • 100%.

Наиболее широкое применение в авиации нашли кислотные и щелочные аккумуляторы в зависимости от вида используемого электролита.

1. Кислотные аккумуляторы

Среди кислотных аккумуляторов самый распространенный - свинцовый. Он состоит из двух перфорированных свинцовых пластин, одна из которых заполнена губчатым металлическим свинцом, а другая двуокисью свинца PbO2. Обе пластины погружены в 30% раствор серной кислоты.

В свинцовом аккумуляторе проходят следующие процессы окисления-восстановления Pb0 +PbO2 + 2 H2SO4 заряд ~разряд 2 PbSO4 +2H2O.

В том числе:

на катоде - на аноде (PbO2) +

Pb0 - 2e - заряд ~разряд Pb+2 + 2е; Pb+4 + 2е заряд ~разряд - Pb+2 - 2е.

При разряде свинцового аккумулятора активные массы на катоде и аноде превращаются в PbSO4 (мелкокристаллический), который при заряде аккумулятора разрушается и на катоде восстанавливается до металлического РЬ0, а на аноде окисляется до РЬ+4 (РЬ02). При работе аккумулятора, т.е. при его разряде, образуется реакционная вода, которая постоянно разбавляет электролит и понижает его плотность. Поэтому о степени разряженности аккумулятора можно судить по изменению плотности электролита.

Особенности эксплуатации кислотного аккумулятора

Неисправности кислотных аккумуляторов подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним неисправностям относятся:

- трещины моноблока;

- поломка или ослабление выводных клемм;

- трещины и оплавление мастики;

- поломка или засорение рабочих пробок.

К внутренним неисправностям относятся следующие:

1. Саморазряд и вредная сульфатация активных масс электродов. Они обусловлены высокой активностью электролита. Кроме того, происходит выкрашивание активных масс с последующим их оседанием на дно аккумулятора, что вызывает короткое замыкание. Саморазряд кроме того возможен при наличии в электролите вредных примесей, таких как, например, HMnO4.

На катоде 5Pb + 2HMnO4 +7H2SO4 ^ 5PbSO4 +2MnSO4 +8H2O Pb0 - 2e- ^ Pb+2 | 5 Mn+7 + 5е ^ Mn+2 | 2.

На аноде 5PbO2 + 2MnSO4 + H2O ^ 5PbSO4 +2MnSO4 +2H2O Pb+4 + 2e- ^ Pb+2 |5 Mn+2 - 5e- ^ Mn+7 |2.

Далее HMnO4 снова отправляется к катоду, и, таким образом, в неработающем аккумуляторе рабочие массы электродов превращаются в PbSO4, т.е. идет их сульфатация. Поэтому при приготовлении электролита следует использовать только дистиллированную воду.

Поскольку приведенные выше процессы протекают самопроизвольно и практически не управляются, вместо мелкокристаллического PbSO4 образуется крупнокристаллический, который при последующих зарядах растворяется крайне плохо и активные массы пластин восстанавливаются не полностью.

Признаками вредной сульфатации являются:

- повышенное напряжение в начале заряда и пониженное в конце заряда;

- медленное повышение плотности электролита при заряде;

- быстрое повышение температуры электролита при заряде;

- резкое падение напряжения, пониженная емкость при разряде.

Сульфатацию аккумулятора можно устранить, выполнив следующие операции:

- вылить электролит;

- залить дистиллированную воду;

- залить новый электролит;

- поставить аккумулятор на зарядку.

Если плотность электролита при этом будет повышаться, то перечисленные меры достигли цели.

2. Слипание пластин с сепараторами. Оно происходит при хранении аккумуляторных батарей (АБ) без электролита в разряженном состоянии, когда батареи перед установкой на хранение разряжались до напряжения ниже 1,7 В (на одной батарее). Кроме того, они не были герметично закрыты пробками и хранились при температуре свыше 300 С.

3. Повышенный износ пластин. Этот процесс имеет место при систематических зарядах батарей большими токами при температуре свыше 450 С, что приводит к обильному газовыделению, вызывающему разрушение пластин.

Преимущества и недостатки кислотных аккумуляторов

У кислотного аккумулятора одно единственное преимущество - высокие значения напряжения разряда (Цр = 2,1 В) и высокая емкость разряда (Ср), что обуславливает его сравнительно небольшие габариты и компактность.

Недостатки:

- большой вес (при проектировании воздушного судна идет борьба за каждый грамм веса);

- саморазряд (обусловлен высокой активностью электролита, выкрашиванием активных масс электродов с последующим их оседанием на дно аккумуляторной батареи, вызывающим короткое замыкание);

- неустойчивость к механическим нагрузкам (рыхлые активные массы электродов при ударах и встряхиваниях могут осыпаться на дно аккумулятора и приводить к его саморазряду);

- небольшой интервал рабочих температур (-15 - +350 С);

- пожаро- и взрывоопасен (при работе аккумулятора выделяется газообразный водород, и потому его нельзя устанавливать рядом с нагревательными приборами);

- ожого-опасен (опасность получения ожогов при контакте с электролитом - серной кислотой).

Щелочные аккумуляторы

Среди щелочных аккумуляторов наиболее широкое применение получили железо-никелевый, кадмий-никелевый и серебряно-цинковый.

Железо-никелевый аккумулятор

Представляет собой две перфорированные железные пластины, одна их которых заполнена дисперсным железом (порошком), а другая - гидратом закиси никеля [№(ОН)з]. Обе пластины

погружены в 30% раствор электролита КОН, при температуре -20 - +300 С. При работе этого аккумулятора имеют место следующие реакции окисления-восстановления

Fe + 2Ni(OH)з заряд ~разряд Fe(OH)2 + 2Ni(OH)2.

При разряде-заряде: на катоде на аноде

Fe0 - 2e- заряд ~разряд Fe+2[Fe(OH)2] + 2e; Ni+3 + ^ заряд ~разряд Ni+2[Ni(OH)2]

При работе данного аккумулятора не выделяется реакционной воды, а следовательно, электролит не разбавляется, и его плотность не падает.

Аналогичные процессы окисления-восстановления протекают при работе кадмий-никелевого аккумулятора.

Кадмий-никелевый аккумулятор

Cd + 2Ni(OH)з заряд ~разряд Cd(OH)2 + 2Ni(OH)2.

При разряде-заряде: на катоде на аноде

Cd0 - 2e- заряд ~разряд Cd+2[Cd(OH)2] + 2e; Ni+3 + ^ заряд ~разряд Ni+2[Ni(OH)2]

Напряжение разряда каждой из приведенных выше щелочных аккумуляторных батарей составляет 1,4 В, что значительно ниже, чем для свинцовых кислотных аккумуляторных батарей.

Хранить щелочные аккумуляторы следует в разряженном состоянии, когда отрицательные электроды (Fe и Cd), покрытые пассивирующим слоем гидроксидов, менее подвержены коррозии.

Серебряно-цинковый аккумулятор

Положительный электрод серебряно-цинкового аккумулятора представляет собой каркас из серебряной проволоки, спрессованный с серебряным порошком и завернутый в химически стойкую ткань - сепаратор (из капрона). Отрицательный электрод - спрессованная смесь оксида цинка с цинковым порошком, завернутая в целлофан (сепаратор). В качестве электролита используют 39% раствор КОН с растворенным в нем до насыщения оксидом цинка (ZnO). В результате в растворе образуется гидроксоцинкат калия K[Zn(OH)3]. При работе этого аккумулятора имеют место следующие процессы окисления-восстановления

(-) 2Zn + H2O + 2Ag2O заряд ~разряд Ag +ZnO + Zn(OH)2.

При разряде-заряде: на катоде на аноде

Zn + KOH +2OH - 2e заряд ~разряд K[Zn(OH)з] + 2e; Ag2O + H2O + 2e заряд ~разряд 2Ag + 2OH- -2e.

Напряжение разряда такого аккумулятора составляет 1,85 В, которое остается стабильным при разряде благодаря незначительной поляризации электродов.

Серебряно-цинковые аккумуляторы значительно превосходят рассмотренные выше щелочные аккумуляторы по удельной энергии (Вт-ч/кг). Серебряно-цинковая аккумуляторная батарея весом 4,5 кг и общим объемом 1800 см3 может давать ток до 1500 А.

Преимущества и недостатки щелочных аккумуляторов

Преимущества:

- устойчивость к саморазряду;

- широкий диапазон рабочих температур (-35 - +600 С);

- устойчивость к механическим воздействиям;

- пожаро- и взрыво-безопасность;

- безопасность эксплуатации, так как щелочной электролит менее ожоговый, чем кислотный;

- устойчивость к воздействию вредных примесей.

Единственным недостатком являются сравнительно небольшие значения напряжения разряда, что обуславливает их громоздкость и большие габариты.

В данном обзоре не рассмотрены перспективные аккумуляторы, например, газовые кислород-водородные, поскольку широкого применения в авиационной технике они пока не получили.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бокмицкий А.В. Автоматическое и электрическое оборудование летательных аппаратов. М.: Энергия, 2005.

2. Красношапка М.М. Электроснабжение летательных аппаратов. М.: Транспорт, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Брускин Г.В., Синдеев П.Н. Электрические приборы и оборудование. М.: Транспорт, 1998.

OPERATIONAL FEATURES OF BATTERIES USED IN AVIATION EQUIPMENT

Golubeva M.G., Chepurin A.N.

The basic characteristics of aviation batteries both acid and alkaline are described. Their operational features are considered.

Keywords: batteries, battery characteristics, operation, advantages and disadvantages.

REFERENCES

1. Bokmitskiy A.V. Avtomaticheskoe i elektricheskoe oborudovanie letatelnyih apparatov. M.: Energiya. 2005. (In Russian).

2. Krasnoshapka M.M. Elektrosnabzhenie letatelnyih apparatov. M.: Transport. 1998. (In Russian).

3. Bruskin G.V., Sindeev P.N. Elektricheskie priboryi i oborudovanie. M.: Transport. 1998. (In Russian).

Сведения об авторах

Голубева Майя Георгиевна, окончила МХТИ им. Д.И. Менделеева (1959), кандидат технических наук, доцент авиатопливообеспечения и ремонта летательных аппаратов МГТУ ГА, автор более 250 научных работ, область научных интересов - проводники 2-го рода и электропроводимые материалы.

Чепурин Александр Николаевич, 1945 г.р., окончил Московский технологический институт мясной и молочной промышленности (1974), автор более 30 научных работ, область научных интересов - электропроводящие авиационные материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.