Научная статья на тему 'Экспертное оценивание показателей педагогико-эргономического качества электронных изданий образовательного назначения'

Экспертное оценивание показателей педагогико-эргономического качества электронных изданий образовательного назначения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роберт И. В., Граб В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспертное оценивание показателей педагогико-эргономического качества электронных изданий образовательного назначения»

Роберт И.В. , Граб В.П.

ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИКО-ЭРГОНОМИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В настоящее время на рынке педагогической продукции, реализующей возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), особенно популярными и востребованными становятся электронные средства/издания образовательного назначения, которые повсеместно используются в процессе преподавания учебных дисциплин на всех уровнях образования. Востребованными становятся также распределенный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальной сетей, прикладные программные средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления образовательным учреждением и другая педагогическая продукция, представленная в электронном виде.

Остановимся на вопросах экспертного оценивания показателей педагогико-эргономического качества электронных изданий образовательного назначения. При этом под электронным изданием образовательного назначения (ЭИОН) будем понимать учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ, и ориентированное на: экранное представление учебной информации (например, с привлечением средств технологий

мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, геоинформационные, телекоммуникации); осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; автоматизацию процессов контроля результатов обучения и продвижения в учении; автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением; автоматизацию гигиенического контроля безопасности применения.

В настоящее время следует констатировать, что качество педагогической продукции, представленной в электронном виде, и, прежде всего, электронных изданий образовательного назначения, не обеспечивает условия безопасного, педагогически целесообразного и эффективного ее применения в образовательном процессе. Особенно опасны, с точки зрения гигиенистов, психологов и педагогов, возможные негативные последствия психолого-педагогического воздействия, оказываемого на ученика информационно-емким и эмоционально-насыщенным электронным средством обучения, не имеющего аналога в прошлом. Это связано с: использованием недопустимого объема учебной информации, представленной на экране; несоответствием представляемой на экране информации (по структуре, качеству) индивидуальным возможностям личности; необеспеченностью позитивным психологическим климатом информационного взаимодействия с объектами виртуальных экранных миров; ориентацией разработчиков электронной продукции педагогического назначения на такие современные прикладные области, как реклама, шоу-бизнес, промышленные, дизайнерские, художественные применения.

В этой связи вызывает опасение отсутствие психолого-педагогической, содержательно-методической, дизайн-эргономической экспертизы, что приводит к использованию некачественной электронной педагогической продукции, применение которой может нанести серьезный вред физическому и психическому здоровью молодого человека.

В 2004 году Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Институту информатизации образования РАО (ИИО РАО) впервые в России выдано Свидетельство о регистрации в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации (регистрационный № РОСС ки. Д149.04АО00 от 06.12.2004 г.) системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения (АПИКОН) . Система предназначена для организации и проведения добровольной сертификации продукции и обеспечивает независимую квалифицированную оценку ее соответствия требованиям действующих педагоги-ко-эргономических стандартов и технических условий.

В связи с этим Институт информатизации образования РАО, опираясь на пятнадцатилетний опыт проведения экспертизы педагогической продукции, представленной в электронном виде, предлагает определенные походы к проведению экспертизы по группам некоторых наиболее значимых педагогико-эргономических показателей при оценке характеристик ЭИОН для ее последующей сертификации.

Экспертное оценивание показателей ЭИ ОН и значений этих показателей осуществляются по определенным методикам, приведенным в таблицах 2-4. Общий подход к проведению экспертиз по группам некоторых наиболее значимых показателей при оценке характеристик продукции представлен в таблице 1.

Таблица 1. Состав характеристик и методы их оценки

№ п/п Оцениваемая характеристика Метод оценки

1 Характеристика функционального назначения По каждому нормативному, правовому документу задаются определенные наборы входных данных, результаты оцениваются по содержимому экрана и выходных форм на бумажных носителях

2 Функции обработки данных По каждому пункту требований задается несколько различных наборов данных, результаты оцениваются по содержимому экрана.

3 Характеристика информационной совместимости Проверка наличия описания форматов файлов обмена, описания допустимых характеристик; Проверка наличия словарей при вводе данных.

4 Характеристика целостности и сохранности программ и данных Непосредственная проверка контроля неизменяемости программ и данных при архивировании и восстановлении архивирования данных по команде администратора и автоматически через заданные промежутки времени, фактического разграничения прав доступа всех категорий пользователей к режимам и данным.

5 Максимальное время: -ожидания отклика на помощь пользователю; -поиска по запросу Определение времени: - ожидания отклика на запрос пользователя; - поиска по случайному запросу.

6 Характеристика эргономического и гигиенического соответствия по содержанию и длительности одного учебного цикла 1. Соответствие определенному виду деятельности по критериям оценки тяжести и напряженности трудового процесса*. 2. Наличие предусмотренных мер для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями в соответствии с требованиями для целевой аудитории*. * Приложение 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-3

Требования к технико-технологическим характеристикам приведены в таблице 2.

Таблица 2. Требования к технико-технологическим характеристикам

№ п/п Наименование характеристики

Значение Методика оценки

1 2 3 4

Требования к установке/удалению ЭИ ОН

1 Программы-инсталляторы, шрифты, дополнительное ПО Наличие Проверить наличие на информационных носителях, представленных разработчиком, необходимых программ-инсталляторов, шрифтов и дополнительного ПО

Автозапуск (autorun) Наличие Убедиться в активизации системы автозапуска при установке диска в привод CD/DVD

Интерфейс инсталлятора Русскоязычный Убедиться, что запросы, сообщения об ошибках и выполняемых действиях в ходе инсталляции выполнены на русском языке

Дополнительные ПО и шрифты Наличие запросов на установку В процессе инсталляции убедиться в автоматическом предложении установки дополнительного ПО и шрифтов

Установка дополнительного ПО и шрифтов Автоматиче- ская Проверить наличие и работоспособность автоматической установки дополнительного ПО и шрифтов путем их непосредственной установки при запросах в ходе инсталляции

Принудительный (в «ручном» режиме) перезапуск ОС Отсутствие необходимости Убедиться в наличии запроса на автоматический перезапуск ПЭВМ при окончании инсталляции. Если такой запрос отсутствует, осуществить запуск ЭИ ОН без принудительного перезапуска ПЭВМ и убедиться в отсутствии конфликтов с ОС

Исходные параметры ОС Сохранность Произвести инсталляцию ЭИ ОН; выключить ПЭВМ; через 20 секунд включить; убедиться в работоспособности ОС (проверить сохранность шрифтов ОС, разрядности цветовой палитры, разрешающей способности области экрана, частоты обновления экрана монитора); произвести запуск любых 2-3 программ, работающих в данной ОС; визуально убедиться, что при их запуске конфликты отсутствуют

Собственные элементы Полное удаление Произвести деинсталляцию ЭИ ОН и убедиться в отсутствии директорий и/или его отдельных программ в корневых каталогах на НЖМД АРМ; проверить отсутствие компонентов ЭИ ОН в реестре ОС и меню «Пуск»

Дисковое пространство Освобождение Определить размеры занятой дисковой памяти с установленным ЭИ ОН и без него; сверить разность указанных величин с дисковой памятью, занимаемой непосредственно ЭИ ОН

Требования к функционированию ЭИ ОН

Кнопки управления

Работоспо-

собность

Нажатием на кнопки управления интерфейса ЭИ ОН проверить (с помощью «мыши»/клавиатуры) наличие отклика ПС в соответствии с указанными функциями кнопок

Активные зоны

Работоспо-

собность

Нажатием на активные зоны ЭИ ОН проверить (с помощью «мыши»/клавиатуры) наличие отклика ПС

Логические переходы в прямом и обратном направлении

Работоспо-

собность

Визуально убедиться в наличии элементов управления (специальные кнопки/полосы прокрутки) и путем воздействия на них проверить работоспособность переходов

Многозадачный режим работы ОС

Работоспо-

собность

При функционировании ЭИ ОН произвести запуск Word, Excel, PowerPoint и Adobe PhotoShop; убедиться в отсутствии конфликтов и ошибок при их одновременном запуске

Интерфейс во всех элементах ЭИ ОН

Русскоязычный

Убедиться, что все элементы интерфейса пользователя ЭИ ОН (при инсталляции русскоязычной версии) выполнены на русском языке

Обработка дат

Корректна

а) установить системный таймер на время 31.12.2002. 23 ч. 58 мин.; проверить правильность времени и даты через 2 мин;

б) установить системный таймер на время 28.02.2004. 23 ч. 58 мин.; проверить правильность времени и даты через 2 мин;

в) установить системный таймер на время 28.02.2003. 23 ч. 58 мин.; проверить правильность времени и даты через 2 мин

Требования к эргономическим характеристикам приведены в таблице 3. Таблица 3. Требования к эргономическим характеристикам

№ п/п Наименование характеристики

Значение Методика оценки

1 2 3 4

Требования к визуальной среде

Время работы в агрессивной среде Не более 4-5 % Определить полное время работы пользователя с ЭИ ОН и время его работы с ЭИ ОН в агрессивной среде на основе следующих критериев: визуальная среда нормальная: использование разнообразной цветовой палитры; наличие не менее 4 однотипных объектов (при большом количестве объектов); использование линий разной толщины;

визуальная среда агрессивная:

имеется поле, в котором отсутствуют видимые элементы, либо их число резко снижено; имеется поле, в котором расположены однотипные объекты

Используемые цвета Постоянны Визуально установить постоянство используемых цветов при отработке операций диалогового режима (например, красный цвет - экстренная информация или сбой, желтый -внимание или слежение, зеленый - разрешение, синий -ожидание)

Контраст объектов по отношению к фону Не менее 2:1в прямом контрасте; не более 1:2 в обратном контрасте При помощи функции PrintScrn поместить фрагмент ЭИ ОН в буфер обмена и далее в графический продукт Adobe PhotoShop; разделить объект и фон; палитру фона и палитру объекта преобразовать в черно-белую палитру «CMYK»; определить отношение серых цветов (К) объекта и фона. Операцию повторить для 5 фрагментов в различных участках ЭИ ОН

Требования к формату текста и параметрам знаков

Высота знака Не менее 3,5 мм Визуально определить наименьший шрифт и оценить его высоту при помощи штангенциркуля

Отношение ширины знаков к их высоте В пределах 0,75-0,80 Для используемых в ЭИ ОН шрифтов при помощи штангенциркуля определить высоту и ширину знаков; вычислить их отношение (при большом количестве шрифтов в ЭИ ОН проанализировать не менее 7 шрифтов); определить среднее значение отношения ширины знака к его высоте

Расстояние между знаками Не менее 0,3 высоты знака Для используемых в ЭИ ОН шрифтов при помощи штангенциркуля определить высоту знаков и расстояние между словами; вычислить их отношение (при большом количестве шрифтов в ЭИ ОН проанализировать не менее 7 шрифтов); определить среднее значение отношения расстояния между словами к высоте знака

Расстояние между строками В пределах 1,52 высоты знака Для 10 фрагментов, находящихся в различных участках ЭИ ОН, при помощи штангенциркуля определить высоту знаков и расстояние между строками; вычислить их отношения; определить среднее значение отношения расстояния между строками к высоте знака

Длина строки Не более 80 знакомест Визуально устанавливаются 10 наиболее длинных строк с малой высотой знака, и производится непосредственный подсчет количества в них знаков

Уровень реализации технологии мультимедиа

Фото и видеофрагменты Наличие Визуально убедиться в наличии фото и видео-фрагментов

Компьютерная графика Наличие Визуально убедиться в наличии компьютерной графики (2D, 3D графики, эффектов анимации)

Звуковое сопровождение Наличие Убедиться путем непосредственного прослушивания через акустическую систему в наличии звукового сопровождения

Требования к звуковым характеристикам

«Зависания» звука, посторонние шумы и помехи Отсутствие Убедиться "на слух" при полном прослушивании звукового сопровождения в отсутствии "зависаний" звука, посторонних шумов и помех

Регулировка уровня громкости звука средствами ЭИ ОН Возможно Убедиться в возможности регулировки уровня громкости звука средствами ЭИ ОН и работоспособности соответствующих элементов управления

Раздельная регулировка основного и фонового звукоряда Возможно Убедиться в возможности раздельной регулировки основного и фонового звукоряда и работоспособности соответствующих элементов управления

Примечание. Характеристики 9-14 не оцениваются для ЭИ ОН следующих типов: информационно-

справочная система; информационная система для управления образованием; инструментальное программное средство.

Требования к содержательно-педагогическим характеристикам приведены в таблице 4. Таблица 4. Требования к содержательно-педагогическим характеристикам

№ п/п Наименование характеристики

Значение Методика оценки

1 2 3 4

Область применения

Ориентация информационного ресурса на: - предметную область (области); - реализацию определенных видов информационной деятельности Приведенное в формуляре Определить фактическую ориентацию ЭИ ОН

Возраст обучаемых Приведенное в формуляре Определить фактический возраст возможных пользователей ЭИ ОН (обучаемых)

Тип информационного ресурса: - по функциональному назначению; - по методическому назначению Приведенное в формуляре Определить фактический тип ЭИ ОН

Педагогическая целесообразность применения

Цели и задачи образования соответствует Оценить ориентацию ЭИ ОН на: - развитие личности обучающегося, его подготовку к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации; - реализацию социального заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации современного общества; - интенсификацию всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования

Содержание образования Соответствует Оценить соответствие издания регламентируемым Минобрнауки РФ целям и задачам образования учебным планам, программам, нормативным требованиям и иным документам

Методическая значимость Соответствует Оценить соответствие основным дидактическим принципам обучения

Полнота форм представления материала Достаточная Оценить полноту форм представления материала (аудио,фото, видео, анимация, графика, таблицы)

Соответствие возрастным особенностям обучаемых

Тематика и учебные задания Соответствует Выявить соответствие тем и учебных заданий возрасту обучаемых

Темп подачи учебного материала Соответствует Убедиться в соответствии темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям обучаемых за счет наличия возможности регулировки и/или пошагового представления учебного материала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень технической подготовки обучаемых Базовый Убедиться в приемлемости требований к уровню технической подготовки обучаемых

Возможность вариативности образования

Уровни сложности учебного материала Наличие Убедиться в наличии нескольких уровней сложности, соответствующих уровням усвоения учебного материала

Гибкость подачи учебного материала Наличие Убедиться в наличии возможности изменения последовательности подачи материала для поддержки традиционных и внедрения новых методик обучения

Формы ведения диалога От 2 до 7 форм Убедиться в наличии разнообразных средств ведения диалога: выбор различных режимов работы с ЭИ ОН; выбор вопроса/ответа из предложенных; представление на экране вопросов/ответов в произвольной форме, по ключевым словам, в форме с ограниченным набором символов и др.

Учет психолого-педагогических требований

Развивающие компоненты в обучении Используются Убедиться в использовании развивающих компонент в обучении

Активизация познавательной активности Возможна Убедиться в наличии способов активизации познавательной активности

Развитие учебной самостоятельности Предусмотрено Убедиться в наличии способов формирования опыта самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков

Методическая состоятельность продукта

Методические материалы Наличие Убедиться в наличии методических материалов (для учителя, для учителя и ученика, для ученика)

Методическая поддержка ресурса Наличие Убедиться в наличии методической поддержки использования информационного ресурса (семинары, публикации, система подготовки учителей, Интернет-поддержка и др.)

Отслеживание объема изученного материала Реализовано Убедиться в наличии автоматической системы отслеживания объема изученного материала с идентификацией пользователя (протокола хода занятий)

Закрепление материала, умений, навыков Реализовано Убедиться в наличии методических приемов закрепления содержания учебного материала, умений, навыков

Контроль риала усвоения мате- Реализован Убедиться в наличии промежуточных и/или итоговых форм контроля усвоения содержания учебного материала

Примечание. Характеристики 9-14 не оцениваются для ЭИ ОН следующих типов: информационно-

справочное; информационная система для управления образованием; учебно-игровое программное средство; досуговое программное средство; инструментальное программное средство; демонстрационное программное средство.

Опыт работы ИИО РАО в области экспертизы и сертификации педагогической продукции, представленной в электронном виде, показал, что качество педагогической продукции, прошедшей сертификацию, улучшается, так как процедура сертификации предполагает предоставление консультативных услуг в виде методических рекомендаций по доработке характеристик продукции заявителя до требуемого уровня. Тем самым значительно уменьшается риск приобретения образовательными учреждениями, в том числе школами, некачественной продукции, представленной в электронном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.