государственная служба 2017 том 19 № 2 109
выношу на защиту
DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-2-109-114
экспертно-аналитимеское сопровождение деятельности федеральных органов исполнительной власти
тАтьяНА СЕРгЕЕвНА САтыРь, аспирантка Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается экспертно-аналитическое сопровождение деятельности федеральных органов исполнительной власти как одна из возможностей управления, повышающих эффективность их деятельности. Это одна из ключевых характеристик в сфере государственного управления, определяющая, насколько качественно и быстро принятые решения приводят к желаемому результату. Под информацией понимается совокупность данных, сведений, фактов, характеристик о процессах, предметах, событиях, она является важным элементом, посредством которого происходит управление. Принятие решений должно основываться на качественной и достоверной информации, данных, исследованиях, экспертных оценках и заключениях. Для повышения качества материалов (программ, докладов, записок и др.) создаются экспертно-аналитические структуры, в которые входят профильные специалисты с высокой квалификацией и опытом. О необходимости экспертно-аналитического и информационного сопровождения деятельности органов власти говорит создание экспертных советов при министерствах Российской Федерации. Среди их ключевых задач и функций можно выделить подготовку аналитических, информационных и методических материалов, анализ предложений, проектов и инициатив, экспертизу проектов, нормативно-правовых актов, планов и программ, выработку рекомендаций, прогностическую оценку возможных последствий реализации проектов, нормативных правовых актов и др. При анализе информации о деятельности экспертных советов учитывались следующие показатели: наличие положений о создании совета, задачи и функции, состав совета, заключения и протоколы, составленные по итогам заседаний. Изучение данных на официальных сайтах министерств российской Федерации позволило определить порядок функционирования экспертных советов, характер и объем имеющейся информации, период ее обновления, актуальность и своевременность ее размещения, а также выявить те из них, которые обладают наиболее и/или наименее подробной информацией о своей деятельности. ключевые слова: экспертно-аналитическое сопровождение, экспертный совет, федеральные органы исполнительной власти, экспертное сообщество, государственное управление
EXPERT-ANALYTICAL SUPPORT OF FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES ACTIVITY
TATIANA S. SATYR, Post-graduate student of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (119571, Russian Federation, Moscow, Vernadskogo prosp., 82). E-mail: [email protected]
abstract: The analysis of expert and analytical support of activities of federal authorities as one of the means of management aimed at increasing their working efficiency is considered in the article. This is one of the key characteristics in the public administration sphere determining how qualitatively and quickly administrative decisions lead to the desirable result. Information is understood as a set of data and facts, characteristics of processes, objects, and events; it is an important element and means of management exercising. Decision-making process should be based on the high-quality and reliable information, data, research, expert evaluations and conclusions. To improve the quality of materials (programs, reports, notes etc.) expert and analytical institutions with highly qualified and experienced experts are founded. The formation of Advisory councils within the Ministries of the Russian Federation demonstrates the increased need of expert, analytical and information support of activities of authorities. The key tasks and functions of Advisory councils are preparation of analytical, informative and methodical materials, analysis of suggestions, projects and initiatives, expert examination of projects, regulatory legal acts, plans and programs, drawing up recommendations, assessment of possible consequences of projects, regulatory acts implementation, etc. To analyze the activities of Advisory councils we used the following indicators: availability of regulations on creation of the Council, tasks and functions, the structure of the Council, the conclusions and protocols of the meetings. The analysis of data on the official websites of Russian Ministries allowed to determine the order of functioning of the Councils, the nature and number of available information, the period of its updating, relevance and promptness of publishing, and also to reveal the councils possessing the most and/or least detailed information about their activities.
Keywords: expert and analytical support, advisory council, federal authorities, expert community, public administration
Современное постиндустриальное общество представляет собой динамично развивающуюся систему. Возрастает количество новых событий и знаний, явлений, видов жизнедеятельности, создаваемой и потребляемой информации. В соответствии с концепцией информационного общества Д. Белла, информация связана, прежде всего, с научным и теоретическим знанием [Белл, 1973]. Под информацией1 следует понимать все существующие данные, сведения, сообщения, а не только фундаментальные знания. По Кастельсу, ключевым источником повышения производительности является генерирование знаний, обработка информации и символической коммуникации [Кастельс, 2000]. Это подтверждает необходимость систематизации, аналитики и интерпретации поступающих данных.
Развитие современного общества повышает ценность качественных управленческих решений, а, следовательно, и качественной профессиональной информации. В связи с постоянным увеличением количества знаний растет необходимость в грамотных и опытных специалистах-экспертах профильных направлений, способных анализировать поступающие данные. Организация системы государственного управления с точки зрения его эффективности - ключевой вопрос для развития любой страны. Эффективность государственной власти - основополагающее качество деятельности в этой сфере, определяющее, насколько быстро принятые управленческие решения приводят к желаемому результату.
Экспертно-аналитическое сопровождение применяется в системе управления для повышения эффективности функционирования системы. Для этих целей органам государственной власти необходимо опираться на достоверную и подтвержденную фактами информацию и данные. Для улучшения информационно-аналитического и экспертного сопровождения создаются экспертно-аналитические структуры (советы, центры, подразделения и т.д.). Так, особую роль в принятии управленческих решений начинает играть экспертное сообщество. Его члены должны обладать высокой квалификацией и опытом, сочетающим научно-исследовательскую активность и личное участие в управлении проектами, иметь способность к междисциплинарной деятельности. Специальные знания могут быть конвертированы в определенный аналитический продукт, востребованный органами государственной власти для решения актуальных задач2.
Под экспертной деятельностью понимается работа специальных структур, включающая в себя управленческое консультирование, получение уникальной
1 Энциклопедия культурологии: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ епс_си1Шге/383/ИНФОРМАЦИЯ
2 Сосунов (2012). Роль экспертного сообщества в процессе приня-
тия политических решений: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/his-
Шгу/2012/01/2012-01-33^
информации, диагностику и мониторинг, экспертное прогнозирование. Кроме перечисленного, следует отметить такие виды деятельности, как подготовка аналитических материалов, экспертиза научно-исследовательских работ, программ и законопроектов, результатов исследований; реализация проектов; проведение мероприятий.
Для определения уровня открытости и наличия необходимой информации о деятельности эксперт-но-аналитических структур исполнительной власти, эффективности их функционирования был проведен анализ имеющихся данных на официальных сайтах о работе экспертных советов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Так, каждое из министерств имеет свой экспертный, или консультативный, совет, деятельность которого направлена на повышение эффективности и информационной прозрачности процесса принятия управленческих решений. В его состав входят профильные эксперты, общественные деятели, представители науки и органов государственной власти. Включение в совет специалистов из разных структур позволяет рассматривать проблемы и вырабатывать рекомендации, учитывая позиции не только представителей органов власти, но и деятелей науки, сотрудников государственных учреждений и др. Среди основных задач и функций экспертных советов можно выделить следующие: подготовка аналитических, информационных и методических материалов; анализ предложений, проектов и инициатив; экспертиза проектов, нормативно-правовых актов, планов и программ; выработка рекомендаций; прогностическая оценка возможных последствий реализации проектов нормативных правовых актов и др. Следует отметить, что помимо этих структур при министерствах имеются и другие (рабочие группы, консультационные и совещательные органы и т.д.).
По итогам 2015 года в Правительство Российской Федерации был представлен доклад, посвященный анализу отчетов министерств и ведомств об экспертном сопровождении и общественном обсуждении реализации планов их деятельности3. Так, по данным на 2015 год, Министерство энергетики, Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и Министерство транспорта Российской Федерации используют в своей деятельности наибольшее количество форм экспертного сопровождения из всех возможных. На сегодняшний день, исходя из данных, находящихся только в открытом доступе (на информационных сайтах), можно сделать следующие дополнения.
Анализ информации о деятельности экспертных и консультационных советов был проведен по нескольким показателям: наличие положений и распоряже-
3 Экспертное сопровождение и общественное обсуждение планов министерств: итоги: http://open.gov.ru/events/5511257
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 2 111
т.С. Сатырь. Экспертно-аналитическое сопровождение деятельности федеральных органов исполнительной власти
ний о создании совета, задач и функций совета, его состава, заключений и протоколов по итогам заседаний, а также актуальность и своевременность обновления и предоставления информации. Экспертные советы были образованы сравнительно недавно, что говорит о необходимости экспертно-аналитического и информационного сопровождения деятельности органов власти. Так, из всех министерств Российской Федерации лишь несколько имеют на своих официальных сайтах относительно полную информацию о деятельности экспертно-аналитических и консультационных структур.
На сайте Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации в полном виде опубликованы данные об утвержденном в 2007 году экспертном совете МЧС России4 (положение об экспертном совете, где рассмотрены его задачи и цели, протоколы заседаний с 2007 по 2015 годы). Последнее обновление информации на сайте происходило весной 2016 года. Эту информацию подтверждают данные рейтингов5, согласно которым в 2015 году МЧС России занимало вторую строку с высоким показателем по уровню работы с референтными, экспертными и консультативными органами, а в 2016 году поднялось на первое место.
Экспертный совет по контрактным отношениям при Министерстве экономического развития Российской Федерации (2014 год)6 имеет довольно подробное описание своей деятельности. На сайте представлены положение, состав совета, официальные документы, информация о заседаниях и протоколы. Помимо этого, при Министерстве экономического развития Российской Федерации создан экспертный совет по корпоративному управлению7, одной из главных задач которого является повышение эффективности экспертно-аналитической деятельности Министерства и формирование сбалансированной государственной политики в области корпоративного управления. По данным рейтинга открытости федеральных органов исполнительной власти за 2015
4 Положение об экспертном совете: http://www.mchs.gov.ru/ ministry/comissions/JEkspertnij_sovet_MCHS_Rossii/Dokumentik/ Polozhenie_ob_JEkspertnom_sovete
5 Динамика повышения открытости министерств и ведомств 2016: http://openstandard.rU/index.html#whatisso; ВЦИОМ Пресс-выпуск № 3259 Рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти 2016: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115980
6 Экспертный совет по контрактным отношениям: http:// economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/sovet
7 Экспертный совет по корпоративному управлению образован при Министерстве экономического развития Российской Федерации: http://economy. gov.ru/minec/about/structure/ depCorp/20160603
год8, Министерство экономического развития Российской Федерации находилось на лидирующих позициях, в том числе по показателю «решения органа власти подкреплены экспертизой».
В Министерстве юстиции Российской Федерации создано несколько экспертных и научно-консультативных советов9. Однако ни об одном из них нет исчерпывающей информации о положении, составе совета, протоколов заседаний. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации также имеет в своей структуре несколько советов. Наиболее полная информация - о созданном в 2014 году экспертном совете по региональным печатным СМИ10: представлены как положение и состав совета, так и несколько протоколов заседаний, проведенных в 2016 году. По рейтингу открытости 2016 года11 Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации также продемонстрировало высокие показатели. Следует отметить, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердило несколько экспертных советов12, но об их деятельности на официальном сайте информация отсутствует.
Министерством внутренних дел Российской Федерации в 2001 году был создан экспертный совет МВД России по вопросам нормотворческой работы13. На сайте Министерства содержится положение об экспертном совете, а также состав совета. Информация о проведенных заседаниях и протоколы отсутствуют. Отметим также, что последнее обновление данных
8 Динамика повышения открытости министерств и ведомств 2016: http://openstandard.ru/index.html#whatisso
9 Экспертный совет при Министерстве юстиции Российской Федерации по мониторингу правоприменения в Российской Федерации: http://minjust.ru/press/news/ekspertnyy-sovet-pri-ministerstve-yusticii-rossiyskoy-federacii-po-monitoringu; экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации: http://minjust.ru/node/126181; научно-консультативный совет по вопросам международного права при Министерстве юстиции Российской Федерации: http://minjust.ru/node/ 126165; научно-консультативный совет при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма: http://minjust.ru/node/ 126182; консультативный совет по проблемам судебно-экспертной деятельности при Министерстве юстиции Российской Федерации: http://minjust.ru/node/128447
10 Экспертный совет по региональным печатным СМИ: http:// minsvyaz.ru/ru/activity/advisories/17/#section-materials
11 Рейтинг открытости министерств и ведомств 2016: http://open. gov.ru/events/5515645
12 Координационные и совещательные органы: http://www. minstroyrf.ru/about/coordination-and-advisory-bodies
13 Экспертный совет Министерства внутренних дел Российской
Федерации по вопросам нормотворческой работы: https://мвд.
рф/mvd/sovorg/rulemaking
проводилось в 2011 году. Сведений, находящихся на сайте, о советах при Министерстве обороны Российской Федерации недостаточно для полноценного анализа: в 2011 году был создан экспертный совет ВМФ14, а также Государственная экспертиза Министерства обороны Российской Федерации.
Об экспертном и консультационном советах15 при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, соответственно, на официальных сайтах дана подробная информация о целях, задачах и функциях, указан состав совета, однако отсутствуют протоколы заседаний. При Министерстве спорта Российской Федерации создано несколько экспертных советов (экспертный совет по вопросам контроля за реализацией целевых комплексных программ подготовки спортсменов к Олимпийским играм16; экспертный совет по вопросам контроля за реализацией целевых комплексных программ подготовки к Олимпийским играм спортивных сборных команд Российской Федерации по зимним видам спорта17), однако сведений об их деятельности практически не представлено.
Для реализации государственной политики в сфере здравоохранения, повышения роли научных, образовательных медицинских учреждений и общественных организаций в области охраны и укрепления здоровья населения, усиления их ответственности за состояние и развитие системы здравоохранения при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации был создан экспертный совет в сфере здравоохранения18, экспертный совет по вопросам организации клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реа-
14 Заседание экспертного совета ВМФ России: http://function.mil. ru/news_page/country/more.htm?id=12008927@egNews
15 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации // Создан экспертный совет по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) при Минприроды Российской Федерации: http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID= 130846; Минпромторг России: Консультативный совет: http:// minpromtorg.gov.ru/open_ministry/advisory/adv_2/docs
16 Министерство спорта Российской Федерации // Приказ об экспертном совете по вопросам контроля за реализацией целевых комплексных программ подготовки спортсменов к Олимпийским играм: http://www.minsport.gov.ru/documents/ministry-orders/29390
17 Заседание экспертного совета по вопросам контроля за реализацией целевых комплексных программ подготовки к Олимпийским играм спортивных сборных команд Российской Федерации по зимним видам спорта: http://www.minsport.gov.ru/ press-centre/news/29078
18 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 622 от 5 ноября 2008 года: https://www.rosminzdrav.ru/documents/7 699-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-622-ot-5-noyabrya-2008-g
билитации19, а также экспертный совет по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения20. По данным структурам можно найти информацию о составе совета, а также о его функциях и задачах. В Министерстве образования и науки Российской Федерации была выделена центральная экспертная комиссия21 и несколько десятков рабочих групп, научно-координационных советов, межведомственных координационных и совещательных органов, однако подробной информации о них не было представлено.
Полностью отсутствует информация об экспертно-аналитических и консультативных советах в Министерстве культуры Российской Федерации, Министерстве по делам Северного Кавказа, а также о созданном консультационном совете при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации22, где последнее обновление проводилось в 2013 году. Имеется краткая информация о консультативном совете по развитию инноваций в нефтегазовом секторе23 при Министерстве энергетики Российской Федерации, об экспертном совете по содействию повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования24 при Министерстве финансов Российской Федерации и об экспертном совете Министерства Российской Федерации по развитию
19 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 434н «Об экспертном совете Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросам организации клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации»: https://www. rosminzdrav.ru/documents/9 210-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-rf-ot-10-iyulya-2015-g-434n-ob-ekspertnom-sovete-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-po-voprosam-organizatsii-klinicheskoy-aprobatsii-metodov-profilaktiki-diagnostiki-lecheniya-i-reabilitatsii
20 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 1638 «Об экспертном совете Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения»: https://www.rosminzdrav.ru/ documents/648 2-prikaz-minzdrava-rossii-ot-2 9-dekabrya-2012-g-1638
21 Перечень координационных и совещательных органов, образованных Министерством образования и науки Российской Федерации: http://минобрнауки.рф/министерство/совещательныеорганы.
22 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/2 2379.371. htm
23 Консультативный совет по развитию инноваций в нефтегазовом секторе: http://minenergo.gov.ru/node/324
24 Экспертный совет Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/ru/om/fingram/about/experts/#ixzz4SYdmjgwO
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 2 113
Т.С. Сатырь. Экспертно-аналитическое сопровождение деятельности федеральных органов исполнительной власти
Дальнего Востока25. Отсутствует информация и об экспертных советах при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Министерство по делам Северного Кавказа Российской Федерации, по оценке экспертов (показатель «ограниченное привлечение экспертов») входит в число «аутсайдеров»26, так же, как и Министерство иностранных дел Российской Федерации - по оценке исполнителей с помощью показателя «нехватка информации о текущей деятельности». На сайте Министерства транспорта Российской Федерации отсутствует информация об экспертном совете, однако было отмечено, что при экспертном совете при Правительстве Российской Федерации создана рабочая группа по транспорту и транспортной инфраструктуре27.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на наличие экспертных и консультативных советов в министерствах, получить сведения об их деятельности и оценить эффективность их функционирования представляется затруднительным в
25 Приказ от 21 января 2015г. №4 "О создании экспертного совета Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока" // http://www.minvostokrazvitia.ru/upload/iblock/25f/ prikaz_expert.pdf
26 Оценка реализации федеральными органами исполнительной власти механизмов открытости // http://openstandard.ru/ assets/presentation_vciom_2015.pdf
27 Экспертный совет Министерства транспорта Российской Феде-
рации // http://www.mintrans.ru/activity/detail.php7SECTI0N_ Ш=1326#
связи с отсутствием необходимых данных или недостаточно полной информации. Для возможности провести анализ исполнения решений, принятых на заседаниях, важным является наличие их протоколов. Однако данная часть представлена лишь в некоторых экспертных советах. Полученные сведения можно представить в виде таблицы28.
Проведенный анализ открытых данных позволяет сделать некоторые выводы о системе функционирования экспертно-аналитического сопровождения деятельности.
Экспертно-аналитические структуры созданы при министерствах сравнительно недавно. Это говорит о возрастании роли экспертного сообщества и необходимости экспертно-аналитического сопровождения деятельности (проведении дополнительных экспертиз и подготовки аналитических материалов) при принятии управленческих решений. Экспертное сообщество занимает ключевую позицию в системе экспертно-аналитического сопровождения. От уровня квалификации, наличия необходимых компетенций, опыта работы (не только по временному периоду, но и по количеству подготовленных и реализованных проектов, работ, материалов) эксперта зависит качество предоставляемого материала и значимых оценок и прогнозов.
В каждом положении о создании экспертного совета четко прописаны цели, задачи и функции их
28 Данные представлены выборочно, исходя из проведенного анализа.
таблица. Анализ данных на официальных сайтах о работе экспертных советов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации
Министерство Экспертный совет, дата создания наличие нормативно-правовых документов (уставов, положений и т.д.) наличие информации о составе совета наличие протоколов заседаний
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 21 июня 2007 года + + (последние - за 2015 год)
Министерство юстиции Научно-консультативный совет по вопросам международного права, 26 июля 2012 года + + 34 чел.
Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы + (последние - за 2016 год)
Экспертный совет по мониторингу правоприменения, 12 апреля 2012 года + + 43 чел.
Министерство связи и массовых коммуникаций Экспертный совет по региональным печатным СМИ, 27 августа 2014 года + + 30 чел. (на 2014 год) + (последние - за 2016 год)
Министерство здравоохранения и социального развития Экспертный совет в сфере здравоохранения, 5 ноября 2008 года + + 63 чел. (на 2008 год) -
Министерство внутренних дел Экспертный совет по вопросам нор-мотворческой работы, 27 ноября 2001 года + + (количество меняется, последнее обновление - в 2011 году)
114 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 2
выношу на защиту
деятельности, относящиеся к профилю соответствующего министерства. Это раскрывает механизм и порядок экспертно-аналитического сопровождения каждого совета. Важным механизмом осуществления экспертно-аналитического сопровождения являются заседания, рабочие встречи, круглые столы, на которых эксперты имеют возможность обсудить, аргументировать свою позицию и вступить в дискуссию по наиболее значимым вопросам для принятия наилучшего решения.
Необходимо отметить, что отсутствие в открытом доступе полной информации о деятельности экспертных советов и их составе, заседаниях затрудняет воз-
можность внешним экспертам и заинтересованным лицам провести собственный анализ реализации принятых решений на заседаниях, а также ознакомиться с составом экспертов для подтверждения качества предоставляемых материалов. Безусловно, для повышения эффективности деятельности органов власти необходима четко выстроенная система экспертно-аналитического сопровождения с отобранными высококвалифицированными экспертами, направленная на подготовку качественных материалов и программ, выработку предложений и построение прогнозов для их последующей реализации.
Литература
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. яз. под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1973.
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.
References
Bell D. Griadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt social'nogo prognozirovaniya [The coming of post-industrial society. A venture of social forecasting]. Ed. by V.L. Inozemcev. M., 1973. In Russian.
Castells M. Informacionnaya epokha. Ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The information age: economy, society and culture]. M., 2000. In Russian.
ЧТО ЧИТАТЬ
тарасов А.А. Эксперт и специалист в уголовном процессе России: монография.
2-е изд. М.: Проспект, 2017. 126 с.
В монографии анализируется российское законодательство, регулирующее назначение и производство экспертиз по уголовным делам, а также привлечение к участию в них специалистов, рассматриваются наиболее спорные вопросы правоприменения, предлагаются способы решения теоретических и практических проблем использования специальных знаний в доказывании по уголовным делам. Книга предназначена для студентов и аспирантов, обучающихся по юридическим специальностям, адвокатов, работающих по уголовным делам, практических работников правоохранительных органов, экспертов, руководителей экспертных учреждений.
исаков В.Б. правовая аналитика. Учебное пособие. М.: НОРМА. ИНФРА-М, 2017. 382 с.
В учебном пособии раскрыты понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, психологии, управленческой науки, логики, экономической науки, математики, информатики в осуществлении правовой аналитической деятельности. Показаны возможности использования системного анализа для исследования правовых, социально-политических и экономических процессов, организации систем управления. Раскрыты особенности русской аналитической школы. Рассмотрен комплекс вопросов, связанных с методологией, организацией и технологиями правовой информационно-аналитической работы. Даны материалы, посвященные методам и приемам эффективной организации мыслительной деятельности как в учебной, так и в профессиональной работе юриста. Для студентов старших курсов и слушателей магистратуры, а также для специалистов в области правовой аналитики.
ячин С.Е. Аналитика человеческого бытия: введение в опыт самопознания: систематический очерк. Монография. м.: ИНФРА-М, 2017. 209 с.
Основываясь на принципах экзистенциальной аналитики, автор раскрывает многомерность человеческого бытия-в-мире как бытия, рефлексивно соотнесенного с Иным. Ключевым является вопрос, как субъект онтологически проживает и вместе с тем экзистенциально переживает свои жизненные мироотношения. Различение проживания и переживания установлено в качестве принципа онто-феноменологической дифференциации. Показано, как в рамках базовых жизненных мироотношений формируются четыре грани опыта любого человека: трансцендентный, символический, предметный и чувственный. Конечным итогом понимания человеческого бытия является высшая форма соотнесенности с Иным: отношение соучастное, т.е. этическое. Работа рассчитана на всех, кого интересует загадка человеческого бытия.