/46 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 3 (45) УДК 614.8.01
Экспертная оценка результатов пятилетнего функционирования общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
А.В. Лукьянович, А.В. Алымов Аннотация
Представлены организационная структура и задачи общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Раскрыты статистические данные, особенности и недостатки в ее функционировании, представлен комплекс мероприятий по оценке результатов деятельности системы, на основании которой подготовлены выводы и организационно-технические предложения по ее развитию и совершенствованию.
Ключевые слова: автоматизированная система; информирование; оповещение; население; безопасность.
Expert Evaluation of the Functioning of the Five-Year Nationwide Integrated System of Informing and Alerting the Population in Crowded Places
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
A. Lukyanovich, A. Alymov
Abstract
The organizational structure and tasks of the All-Russian comprehensive system of informing and alerting the population in crowded places. Disclosed statistics, features and shortcomings in its operation, provides a set of measures for evaluating the performance of the system, from which the findings and organizational and technical proposals for its development and improvement.
Key words: automated system; information; notification; population; security.
Целью создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее — ОКСИОН) является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС (далее — ЧС), обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка, своевременное и оперативное информирование граждан о ЧС и угрозе террористических актов, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий [1].
Для решения поставленных задач в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы:
информационные центры (далее - ИЦ); распределенные автоматизированные подсистемы; терминальные комплексы (далее — ТК). ИЦ предназначены для планирования и проведения информационных операций, управления трансляциями на ТК и функционированием нижестоящих ИЦ, анализа информации об обстановке в местах массового пребывания людей, контроля работоспособности ТК, организации взаимодействия с центрами управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России, системами информирования и оповещения населения другой ведомственной принадлежности и иных форм собственности.
Распределенные автоматизированные подсистемы предназначены для обеспечения программно-аппаратного сопряжения между ИЦ и ТК.
ТК предназначены для приема, обработки и отображения аудиовизуальных сообщений, а также приема и передачи в ИЦ информации об обстановке в местах массового пребывания людей. В соответствии с системотехническим проектом ОКСИОН [2], ТК разделяются на стационарные (далее — СТК) и мобильные (далее — МТК).
СТК включают технические средства сбора и отображения информации, радиационного и химического контроля, звукового вещания.
В качестве мест размещения СТК используются: основные выезды и въезды в город, пересечение основных городских магистралей;
аэропорты, авто- и железнодорожные вокзалы, станции метрополитена;
крупные торговые центры и городские рынки; центральные площади городов, стадионы и др. места массового пребывания людей.
По местам установки и составу оборудования СТК подразделяются на пункты:
уличного информирования и оповещения населения (далее — ПУОН);
информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей (далее — ПИОН).
МТК включают транспортные средства, на которых размещаются светодиодные экраны с оборудованием, необходимым для отображения видео- и аудиоинформации, видеонаблюдения, обеспечения связи,
создания информационного контента, а также мониторинга радиационной, химической и биологической (далее — РХБ) обстановки, автономного энергоснабжения, защиты от поражающих факторов источников ЧС и другим оборудованием.
МТК подразделяются на пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах (далее — ПИОТ) и мобильные комплексы информирования и оповещения населения (далее — МКИОН).
К ПИОТ относятся ТК, устанавливаемые на транспортных средствах общего пользования, напр., в вагонах поездов, метро, автобусах, троллейбусах ит.д., в состав которых могут входить управляющие компьютеры и экраны.
МКИОН предназначены для дополнения стационарного парка ТК мобильным сегментом, состоящим из транспортных средств, с размещенными на них светодиодными экранами и необходимым оборудованием.
Основными задачами МКИОН являются: оперативное оповещение и информирование населения об опасных и ЧС, правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧС в различных местах пребывания населения при выполнении защитных мероприятий;
оказание информационно-психологической помощи населению в период ликвидации ЧС непосредственно в местах его временного пребывания, на маршрутах движения, пунктах первичного жизнеобеспечения;
осуществление видеомониторинга обстановки в местах развертывания мобильных группировок; осуществление мониторинга РХБ обстановки. В соответствии с решением Оргкомитета по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей [3]проведена оценка эффективности ОКСИОН.
К моменту проведения исследования сбор статистических данных по показателям, необходимым для оценки эффективности ОКСИОН, не осуществлялся. В связи с этим оценка результатов функционирования ОКСИОН выполнена на основании информации, представленной территориальными органами МЧС России в соответствии со специализированной экспертной анкетой для опроса руководителей и специалистов, задействованных в функционировании ОКСИОН [4].
В ходе оценки результатов функционирования ОКСИОН выполнено:
исследование существующего парка ТК; определение показателей оценки деятельности ОКСИОН;
сбор статистической информации о функционировании ОКСИОН и проведение экспертного опроса; анализ результатов функционирования ОКСИОН. 1. Анализ полученной информации показал, что значительная часть ТК располагается в областных
центрах и крупных городах РФ, а отдаленные территории субъекта и сельская местность не охвачены системой вовсе. Информация об охвате населения ТК — процент от общей численности населения субъекта (населенного пункта), до которого доводится информация с использованием ТК, — представлена на рис. 1.
Из диаграммы, представленной на рис. 1, видно, что ОКСИОН создана в 43 из 85 субъектов Российской Федерации, что составляет 52 % от их общей численности. Среднестатистический охват населения ТК в населенном пункте составляет около 20 % от его общей численности, в субъекте Российской Федерации — 9 %, а в стране в целом — около 6 %. Максимальный охват наблюдается в г. Якутск — 100 %, минимальный в гг. Южно-Сахалинск, Челябинск, Омск, Санкт-Петербург и Липецк (от 1—5 %).
2. Все работы, связанные с техническим и организационным обеспечением бесперебойного функционирования ОКСИОН, проводятся своевременно и в установленном порядке. В ряде случаев возникают сбои в работе ТК, статистика по продолжительности сбоев (аварийных остановок, поломок) которых в рассматриваемый период представлена на рис. 2.
Из диаграммы, представленной на рис. 2, видно, что на протяжении одного года каждый ТК в среднем простаивает около трех дней, при этом в ряде субъектов Российской Федерации данный показатель достигает одного месяца (гг. Мурманск и Астрахань).
Основными причинами неработоспособности ТК явились:
задолженности по оплате договоров на предоставление услуг связи для ОКСИОН (45 %);
сбои в программном обеспечении и выходы из строя управляющих компьютеров (45 %);
реконструкция, ремонт или иные строительно-монтажные работы в зданиях, в (на) которых размещается оборудование ОКСИОН (10 %).
3. Анализ ЧС, проводимый в 2010—2014 гг. в рамках подготовки ежегодных государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера, показал, что при возникновении ЧС различного характера, во многих случаях, ОКСИОН не используется в полном объеме. Прежде всего это связано с местами расположения СТК, а именно удаленностью их от мест возникновения ЧС, а также слабой укомплектованностью территориальных органов МЧС России и субъектов РФ мобильными комплексами (МКИОН).
В то же время работа МКИОН при террористическом акте в московском метрополитене в 2010 г., а также при катастрофическом наводнении на Дальнем Востоке в 2013 г., показала эффективность использования мобильного сегмента ОКСИОН. Напр., работа мобильного комплекса и выводимая оперативная информация вызывала живой интерес жителей г. Комсомольска-на-Амуре и в целом получила положительные отклики [5].
К началу 2015 г. в оперативном управлении МЧС России находятся лишь 36 МКИОН. Опыт их применения указывает на необходимость дальнейшего раз-
Рис. 1. Охват населения ТК в субъектах РФ и населенных пунктах, входящих в них и оснащенных ОКСИОН* (1 — Амурская область; 2 — Архангельская область; 3 — Астраханская область;4 — Владимирская область; 5 — Воронежская область; 6 — Волгоградская область; 7 — Вологодская область;8 — Забайкальский край; 9 — Ивановская область; 10 — Иркутская область; 11 — Калужская область; 12 — Кемеровская область; 13 — Костромская область; 14 — Краснодарский край; 15 — Красноярский край;16 — Курская область; 17 — Липецкая область; 18 — г Москва; 19 — Московская область; 20 — Мурманская область; 21 — Ненецкий АО (Нарьян-Мар); 22 — Нижегородская область; 23 — Новгородская область;24 — Новосибирская область; 25 — Омская область; 26 — Приморский край; 27 — Республика Башкортостан; 28 — Республика Карелия; 29 — Республика Саха (Якутия); 30 — Республика Татарстан; 31 — Ростовская область; 32 — Самарская область; 33 — г. Санкт-Петербург; 34 — Сахалинская область; 35 — Свердловская область; 36 — Смоленская область; 37 — Ставропольский край; 38 — Тульская область; 39 — Тюменская область; 40 — Удмуртская Республика; 41 — Ханты-Мансийский АО (Югра); 42 — Челябинская область; 43 — Ярославская область)
Рис. 2. Продолжительность сбоев (аварийных остановок, поломок) ТК в течение одного года(в сутках) (1 — Архангельская область; 2 — Астраханская область; 3 — Воронежская область;4 — Волгоградская область; 5 — Вологодская область; 6 — Ивановская область; 7 — Иркутская область; 8 — Калужская область; 9 — Костромская область; 10 — Краснодарский край; 11 — Красноярский край; 12 — Курская область; 13 — Липецкая область; 14 — Москва; 15 — Московская область; 16 — Мурманская область; 17 — Нижегородская область; 18 — Новосибирская область; 19 — Омская область; 20 — Приморский край; 21 — Республика Башкортостан; 22 — Республика Саха (Якутия); 23 — Республика Татарстан;24 — Ростовская область; 25 — Самарская область; 26 — Санкт-Петербург; 27 — Сахалинская область;28 — Свердловская область; 29 — Смоленская область; 30 — Ставропольский край; 31 — Тульская область;32 — Тюменская область; 33 — Удмуртская Республика; 34 — Ханты-Мансийский АО (Югра);35 — Челябинская область; 36 — Ярославская область)
вития мобильного сегмента системы и оснащения им всех субъектов Российской Федерации. При этом, учитывая современные реалии, необходимо внедрять передовые технологии при создании ТК данного типа, которые позволят не только снизить эксплуатационные расходы на их содержание, но и расширить вариативность способов доведения до населения важной социально значимой и иной необходимой информации (напр., наряду с выводом внеочередных сообщений о местах эвакуации и оказания первой помощи, рекомендуется выводить в эфир выпуски новостей федеральных каналов, заявлений должностных лиц и т.д., что позволит заполнить информационный вакуум и снизить психологическую напряженность у населения).
4. Основными тематиками информационных материалов (далее — ИМ), транслируемых на ТК, являются: «пожарная безопасность»; «наводнение»; «безопасность на водоеме»; «электробезопасность»; «противодействие терроризму»; «поведение на ули-це»;«противодействие погодным и метеоусловиям»; «дорожно-транспортные происшествия».
При этом среднестатистическое количество зафиксированных происшествий, соответствующих тематикам «пожарная безопасность», «дорожно-транспортные происшествия» и «безопасность на воде» (95 % от общей численности), значительно превышает количество зафиксированных происшествий по остальным тематикам. Это позволяет достоверно оценить динамику изменения количества происшествий в субъекте РФ по отношению к объемам ИМ соответствующих тематик (рис. 3).
Результаты анализа информации, представленной на рис. 3, говорят о том, что в субъектах Российской Федерации, где функционирует ОКСИОН, наблюдается динамика снижения происшествий (8 % ежегодно, свыше 25 % за период 2010—2013 гг.), связанных с тематиками «пожарная безопасность» и «безопасность на воде», что нельзя сказать о «дорожно-транспортных происшествиях».
По тематике «пожарная безопасность», максимальное снижение происшествий зафиксировано в Республике Башкортостан (свыше 48 %), минимальное — в Костромской и Архангельской областях (3,7 % и 5,3 % соответственно), а в Мурманской области зафиксировано увеличение на 5,5 %.
По тематике «безопасность на воде», максимальное снижение происшествий зафиксировано в Ярославской, Курской и Воронежской областях (свыше 50 %), минимальное — в Республике Башкирия (2,2 %), а в Астраханской, Костромской областях и Ненецком автономном округе зафиксировано увеличение на 6 %, 24 % и 3,3 % соответственно.
По тематике «дорожно-транспортные происшествия» лишь в 7 субъектах Российской Федерации зафиксировано незначительное снижение происшествий, в остальных наблюдается рост количества происшествий от 1,7 % в Иркутской до 143 % в Самарской областях.
5. Наряду с анализом статистических данных, представленных территориальными органами МЧС России, проводился анализ данных, полученных в результате экспертного опроса, в котором приняли участие следующие респонденты:
Рис. 3. Динамика изменения количества происшествий в субъекте РФ по отношению к объемам ИМ соответствующих тематик (1 — Архангельская область; 2 — Астраханская область;3 — Воронежская область; 4 — Вологодская область; 5 — Иркутская область; 6 — Костромская область; 7 — Краснодарский край; 8 — Красноярский край; 9 — Курская область; 10 — Мурманская область; 11 — Ненецкий ОА; 12 — Нижегородская область; 13 — Республика Башкортостан; 14 — Республика Татарстан; 15 — Самарская область; 16 — Смоленская область; 17 — Тюменская область; 18 — Удмуртская Республика; 19 — Ярославская область)
начальники главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их заместители;
начальники ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их заместители;
начальники и специалисты отделов (отделений, групп) центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, ответственные за функционирование ОКСИОН.
В соответствии с ответами респондентов, ОКСИОН вносит существенный или достаточный вклад в следующие показатели безопасности жизнедеятельности населения:
повышение информированности населения в области безопасности жизнедеятельности — по мнению 87 % респондентов;
повышение эффективности оповещения населения в условиях ЧС — по мнению 89 % респондентов;
организацию оперативного мониторинга обстановки в местах размещения ТК — по мнению 83 % респондентов;
обеспечение безопасности населения в целом — по мнению 78 % респондентов.
О перспективах и предложениях по совершенствованию ОКСИОН у респондентов сложилось следующее мнение о необходимости: 34 % — увеличения количества ТК; 29 % —увеличения штата сотрудников и специалистов, ответственных за функционирование ОКСИОН; 16 % —увеличения численности МКИОН; 14 % — увеличения или обновления ИМ; 7 % —модернизации и централизации программного обеспечения ОКСИОН.
Результаты функционирования ОКСИОН в 2010—2014 гг. позволяют говорить о следующем:
темпы и объемы развития ОКСИОН недостаточны. На сегодняшний день системой охвачена лишь
половина субъектов Российской Федерации, при этом существующие ТК размещаются лишь в областных центрах и крупных городах (общее количество ТК в 2010—2014 гг. представлено на рис. 4);
существует необходимость усиления эксплуатационно-технических служб территориальных органов МЧС России техническими специалистами и средствами материально-технического обеспечения, так как одними из основных причин выхода из строя ТК являются технические и программные аварии и поломки;
особое внимание необходимо уделить работе организаций, обеспечивающих функционирование ТК и обслуживающих ОКСИОН в целом, т.к. также существенными причинами неработоспособности ТК являются задолженности по оплате договоров на предоставления услуг связи, обеспечения электроэнергией и т.д.;
необходимо увеличить количество МКИОН в территориальных органах МЧС России. Расширение парка МКИОН позволит существенно повысить возможности ОКСИОН, обеспечит реализацию ее функций в местах, не оборудованных СТК, или в сельской местности, где развертывание ОКСИОН не предусмотрено;
ИМ, используемые для трансляций на ТК, способствуют в большинстве своем предупреждению угроз возникновения различных ЧС;
ОКСИОН вносит существенный или достаточный вклад в показатели безопасности жизнедеятельности населения, при этом для сохранения достигнутого результата необходимо увеличение людских и аппаратно-программных ресурсов, задействованных в функционировании системы.
В то же время ретроспективный анализ результатов текущей оценки ОКСИОН по отношению к оценке, проведенной в 2011 г. [6], показывает идентичность недостатков, выявленных в обоих случа-
Рис.4. Количество ТК (шт.) по годам в период 2010—2014 гг.
ях. Это говорит о необходимости усиления контроля мероприятий, проводимых в рамках обеспечения и повышения эффективности функционирования ОКСИОН, а также организации их заблаговременного планирования как организационно-технического, так и финансового.
Литература
1. Временный регламент организации функционирования и развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (утв. от 24.07.2013 № 14-5-3458). М.: ФГБУ «ИЦ ОКСИОН», 2014.
2. Системотехнический проект ОКСИОН: Отчет о НИР (заключ.). М.: ОАО «Интеллект-Телеком», 2005.
3. Протокол заседания Организационного комитета по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей от 29.04.2014 № 1, п.4. М.: ФКУ НЦУКС, 2014.
4. Оценка эффективности ОКСИОН в 2010—2014 гг.: Отчет о работе. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014;
5. Катастрофическое наводнение 2013 года в Дальневосточном федеральном округе. Т. I. Уроки и выводы: Научно-метод. труд / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. 154 с.: ил.
6. Лукьянович А.В., Алымов А.В., Пашков А.А. Анализ динамики развития и надежности функционирования ОКСИОН в условиях угрозы и возникновения ЧС // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2011. № 5.
Сведения об авторах
Лукьянович Алексей Викторович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, нач. отд.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 7019-5142.
Алымов Александр Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 3245-1613.
Information about authors
Lukyanovich Alexey V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emer-gencies" (Federal Center of Science and High Technology), Head of Department. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 7019-5142.
Alexander Alimov V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Research Associate. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3245-1613.