Г. А. Бутырский, О. В. Коршунова
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
В статье представлено описание процедуры получения нового методического знания через исследование конкурсных материалов учителей физики. Экспертная оценка методических продуктов учителей физики рассматривается как метод исследования, сочетающий в себе теоретическую и экспериментальную составляющие. Проанализированы, прежде всего, особенности современного урока физики, представленного на конкурс участниками в формате видеозаписи. На основе исследования выведен авторский алгоритм анализа современного урока с позиций требований федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы с акцентом на методологический компонент учебного занятия и создание условий для активной поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: методический профессиональный конкурс, методика физики, частная дидактика физики на уровне общеобразовательной школы, профессиональный конкурс учителей физики, методические продукты, урок физики, внеурочная работа по физике, методическое знание, экспертиза как метод исследования в методике физики.
Современная педагогика, дидактика и частные дидактики располагают множеством исследовательских методов, помогающих изучить, объяснить, предсказать и сконструировать многогранные явления воспитывающе-развивающего обучения и образования. Напомним, что под методом научного исследования понимается способ или прием познания объективных закономерностей определенной области знания [1], в нашем случае - области дидактики физики. Метод научного исследования - это путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений; способ получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий [2].
Среди таких методов для частной дидактики мы выделяем метод изучения продуктов профессиональной деятельности учителей (педагогов) экспертами и получение теоретического дидактического знания на основе проводимого анализа с последующей идеализацией полученных выводов и приданием им формы теоретических конструктов, которые, в свою очередь, выступают как определенные ориентиры развития, не кореллирующие непосредственно с эмпирическими объектами и явлениями. В целом используется комплекс приемов исследования, поэтому будем называть наш метод комплексным (смешанным) по своей сути, поскольку он синтезирует в себе как эмпирические способы исследования, так и теоретические. Поясним подробнее эту мысль, заметив, что сущность методов будет интерпретирована относительно субъекта обучения - педагога (учителя).
Метод изучения продуктов деятельности связан с определением цели изучения; составлением плана-программы изучения деятельности; выяснением уровня овладения умениями практической деятельности; с временными затратами для выполнения конкретного вида деятельности.
Данный метод часто связан с изучением документов. Документ - деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-нибудь.
По форме фиксации информации встречаются:
- письменные документы (содержат в основном буквенный текст);
- статистические данные (информация в основном цифровая);
- фонетические документы (магнитофонные записи, звукозаписи на СБ-дисках и др.);
- технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество, установки опытов и фотографии их в действии).
Для педагогов представляют особый интерес такие текстовые документы, как сценарий урока, технологическая карта урока, аттестационный материал, конкурсные документы, индивидуальный план профессионально-личностного развития, а также фонетические: видеозапись учебного или внеурочного занятия и др.
Особое значение для исследовательской работы по педагогике имеет анализ продуктов деятельности учителей. Различают пять основных видов анализа педагогических документов:
1) психологический (целью является выяснение отношения учителей к какому-либо педагогическому явлению);
2) педагогический (на основе анализа педагогической документации выясняют уровень реализации принципов в обучении);
3) анализ уровня профессионального развития учителей (по содержанию учебного занятия и способам его реализации анализируется развитие интеллекта; по составлению технологических карт урока - развитие методического и инструментально-технологического мышления);
4) формализованный (составляется план контент-анализа, при котором стараются найти легко подсчитываемые количественные признаки, черты и свойства документов, отражающие определенные стороны изучаемого явления или процесса);
5) технологический (можно выделить как составную компоненту анализ уровня профессионального развития учителей).
При анализе документов требуется критический подход для обеспечения пре-зентативности и объективности материала документов. Поэтому, прежде всего, необходимо определить адекватность и достоверность документов. Первое можно выяснить сопоставлением данного документа с какими-либо другими данными. Во втором случае исследователь должен выяснить, каким методом получены фиксированные в документе данные, какие критерии использовались при оценке того или иного педагогического (методического) процесса и т. п.
Документальное наблюдение, как и работа над литературными источниками, требует тщательного записывания получаемых сведений. Эти сведения рекомендуется наносить на отдельные листы, причем на каждый лист одну выписку или выписки лишь одного вида, связанные общей проблемой.
К творческим работам педагогов необходимо относиться особенно осторожно и деликатно. В процессе изучения творческих работ педагогов важно обратить внимание на содержание работы, использованную литературу, эстетическое оформление, выполнение рекомендаций к написанию работ. Это дает возможность определить отношение автора к изучаемой проблеме, глубину исследования, умение определять объект и предмет исследования, работать с литературными источниками; аналитические и творческие способности автора, эстетическую культуру, умение обобщать, сравнивать; конструировать и прогнозировать ситуации, моделировать образовательный процесс; оформлять результаты поиска в виде отчета, доклада, статьи или другого формата (в нашем случае - конкурсного варианта учебного и внеучебного занятий).
Экспертный метод (метод экспертных оценок - МЭО) - комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественным суждением и формальной
обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
От экспертизы метод экспертных оценок отличают две особенности: научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы; применение количественных методов при организации экспертизы и при оценке суждений экспертов и их обработке.
С помощью МЭО осуществляются:
- анализ сложных педагогических процессов, явлений, ситуаций, характеризующихся в основном качественными, неформализуемыми признаками;
- прогнозирование развития отрасли знания, процессов обучения и воспитания и их взаимодействия с внешней средой;
- определение и ранжирование по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие системы;
- оценка альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов.
На основе экспертной оценки устанавливается степень согласованности мнений экспертов по какому-то исследуемому вопросу и объективность обоснования выводов экспертов. Последний вопрос очень важен с точки зрения научности этого метода. Экспертные оценки не могут быть голословными, неаргументированными, субъективными мнениями, а должны опираться на существующие объективные связи между фактами и явлениями. Метод экспертных оценок можно эффективно применять, когда количественным, точно измеряемым явлениям надо дать качественные оценки.
Например, при оценке профессиональных качеств личности некоторые показатели являются точно измеряемыми, некоторым же явлениям можно дать оценку лишь на основе мнений многих специалистов.
Достоверность коллективной экспертной оценки зависит от следующего:
- компетентности и эрудиции экспертов,
- степени их знакомства с той областью, по которой проводится экспертиза,
- стажа и результатов их работы в области данной проблемы,
- степени аргументированности своего мнения,
- объективного отношения к обсуждаемой проблеме,
- количества экспертов.
Известны разновидности метода экспертных оценок, но во всех исследовательских методах широко задействованы приемы анализа и синтеза, рассматриваемые также как самостоятельные исследовательские методы.
Анализ как метод исследования является очень распространенным вариантом получения новой научной информации. Этот метод исследования предполагает изучение отдельных сторон, свойств, составных частей объекта или процесса (явления). Например, оценивая профессионализм учителя в целом, исследователь выделяет составные части этого феномена. Одно и то же исследуемое явление можно анализировать во многих аспектах. Всесторонний анализ явления позволяет глубже раскрыть его. Например, при анализе деятельности учителя на уроке возможно рассмотрение таких аспектов, как создание условий для активности интеллектуальной деятельности обучающихся, организация их внимания, учебной дисциплины, самостоятельной работы с учебным материалом и др.
Метод анализа в педагогическом исследовании связан с тремя операциями:
- изоляцией, что связано с систематическим изучением отдельно выделенных элементов, характеристик педагогического (методического) процесса, при определенных условиях;
- избирательностью, то есть выделением тех или иных признаков, элементов педагогического (методического) процесса с целью их изучения;
- последовательным выделением и изучением элементов педагогического (методического) процесса как системы, исходя из педагогической (дидактической) теории и логики исследования.
Анализ всегда связан с синтезом - методом объединения различных теоретических посылок, идей, утверждений, обеспечивающих получение новых знаний. Синтез - это смысловое соединение.
Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании, так как в научной работе необходимы как анализ (разложение на отдельные элементы), так и синтез явлений (соединение элементов в новые связи) [3].
Идеализация - метод исследования, заключающийся в конструировании некоего идеала; высший уровень абстрагирования, отвлечения от факторов и условий развития, несущественных в данном исследовании, помогающий выяснить те или иные связи и отношения, интересующие нас в данный момент; выявление внутренних факторов развития, закономерностей и движущих сил процессов и явлений. Данный метод также играет важнейшую роль при аналитико-синтетической деятельности и получении обобщающих выводов, например в случае исследования педагогического опыта. И далее мы поясним метод обобщения педагогического опыта.
Участие в профессиональных конкурсах мы считаем формой обобщения передового педагогического опыта. Работая над подготовкой конкурсных материалов, учитель проводит глубокий анализ своих достижений и проблем, показывает лучшие образцы организации образовательного процесса, демонстрирует владение образовательными технологиями или их элементами, презентирует свое методическое мастерство.
С учетом обозначенных позиций сформулируем гипотезу: экспертная оценка конкурсных материалов учителей физики на основе изучения продуктов профессиональной деятельности учителей экспертами-методистами позволяет на основе проводимого анализа с последующей идеализацией полученных выводов и приданием им формы теоретических конструктов получить новое теоретическое частнодидак-тическое знание. В частности, возможно выявление тенденций изменения урока в постиндустриальном информационном обществе как скрытых закономерностей дидактики физики в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Благотворительный фонд «Поддержка» при финансовой помощи АО «Омут-нинский металлургический завод» Кировской области является учредителем и организатором межрайонного конкурса «Энергия знаний» среди учителей физики общеобразовательных организаций Кировской области. Конкурс имеет целью повышение качества преподавания предмета физики в общеобразовательных организациях и стимулирование учителей физики. В качестве задач конкурса рассматриваются:
- выявление и распространение успешных образцов инновационной педагогической практики, оказавших влияние на повышение качества преподавания физики в общеобразовательных организациях;
- увеличение количества выпускников, подготовленных к успешной сдаче ЕГЭ по физике и поступлению в вузы на технические специальности;
- адресное поощрение учителей физики за высокое педагогическое мастерство и результативность в работе;
- формирование долгосрочных целевых отношений между общеобразовательными организациями Восточного образовательного округа, а также Белохолу-ницкого, Зуевского, Нагорского, Фаленского муниципальных районов и АО «Омут-нинский металлургический завод».
Конкурс проводится на основании экспертной оценки представленных документов и материалов учителями физики в соответствии с совокупностью критериев конкурсного отбора. Экспертная оценка проводится по балльной шкале (всего критериев - 10, по каждому из которых установлено максимальное количество баллов -10). Перечислим используемые критерии (показатели по всем критериям предоставляются за три последних года):
1. Уровень успеваемости (средняя отметка) обучающихся по физике (в сравнении со среднеобластным баллом и наличие положительной динамики).
2. Доля успевающих на «4» и «5» по физике (в зависимости от процента от всех обучаемых учителем школьников и наличие положительной динамики).
3. Доля выпускников, сдающих ЕГЭ по физике (в зависимости от процента от всех обучаемых учителем школьников и наличие положительной динамики).
4. Результаты ЕГЭ по физике (в сравнении со среднеобластными показателями и наличие положительной динамики).
5. Результаты Всероссийской олимпиады школьников по физике (в зависимости от её этапа, на котором участвовал ученик, - муниципального или регионального).
6. Результаты участия школьников, обучаемых учителем, в конкурсах по физике (в зависимости от уровня - муниципальный, региональный, всероссийский, международный).
7. Число выпускников, поступивших в технические вузы на технические специальности (в зависимости от процента от всех обучаемых учителем школьников и наличие положительной динамики).
8. Число выпускников, поступивших в технические вузы и заключивших договоры с АО «Омутнинский металлургический завод».
9. Видеоматериалы «Мой лучший урок».
10. Видеоматериалы «Мое лучшее внеклассное мероприятие по физике».
При экспертной оценке документации и методических продуктов учителей физики в формате видеоматериалов об уроке и внеклассном мероприятии наиболее нас интересовали методические «произведения» учителей. Потому как именно глубокий анализ информации, в них содержащейся, позволяет методисту-эксперту создать достаточно целостное представление о том, в каких образовательных условиях (элементы информационно-образовательной среды) выполняет профессиональную деятельность учитель (оборудование и оснащение кабинета физики, используемые средства обучения, количество обучающихся в классе, возможность использования ИКТ и др.); каковы основные методические подходы и находки учителя в преподавании предмета; каков индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога, его специфика (целевые установки, знания, умения, навыки, опыт деятельности); каковы личностные качества учителя (наличие гуманно-личностной ориентации как базового компонента профессиональной компетентности; умение системно воспринимать педагогическую реальность; способность свободно ориентироваться в предметной области; технологичность учителя (умение грамотно и адекватно ситуации использовать механизмы воспитания, обучения и развития); креативность, способность к педагогической рефлексии и др.). В целом данные конкретные эмпирические материалы позволили при использовании идеализации и обобщения абстрагироваться от конкретики и выявить общие элементы в педагогическом опыте конкретных учителей, а также заметить тенденции в трансформировании характеристик современного урока и в целом образовательной деятельности, связанной с освоением физики с учетом и внеклассной, внеурочной деятельности по предмету.
Каковы же основные элементы методического знания, выведенного из обобщения результатов экспертной оценки работ учителей?
Начнем с того, что с наших педагогических и методических позиций отношение к критериям конкурса двойственное. Почему? Потому что данный набор критериев, как, впрочем, и критерии для отбора лучших учителей по национальному проекту «Образование», в комплексе не лишены противоречий.
К сожалению, наши нормативные документы, регулирующие сегодня сферу образования, заявляют новые ориентиры и парадигмы образования, связанные приоритетно с развитием личности, с созданием комфортных условий для её самоопределения и самореализации в обучении. Анализируя критерии конкурса, можно сказать, что первые два в этом смысле отражают лишь количество обучающихся, успевающих на «4» и «5», а также динамику этого показателя. Но именно критерий «успеваемость» не показывает, как происходит развитие личности обучающихся и именно классическая традиционная система оценки сегодня вступает в противоречие с новыми подходами к процедурам оценивания индивидуальных продвижений обучающихся в процессе познания. Сегодня этот «академический» показатель необходимо трансформировать в такой вариант, когда будет отслеживаться индивидуальное продвижение и развитие каждого школьника, его персональная успешность в обучении. А это характеристика, значительно отличающаяся от успеваемости. Поэтому над данным критерием следует задуматься. Отказаться от него достаточно сложно, это будет означать принципиальный отход от утвердившихся традиций, но когда-то надо начинать менять ситуацию, если мы хотим не на словах, а на деле следовать заявленным в Федеральном государственном образовательном стандарте принципам. Ещё одна сторона «медали»: очень сложно в малочисленном классе получить высокий процент успевающих на «4» и «5». Просматривая видеозаписи уроков, мы встретились с таким случаем: в классе у одного из участников на уроке присутствует 5 обучающихся. Сложно в таких условиях (при малой наполняемости класса) иметь высокую долю успевающих на «хорошо» и «отлично». Таким образом, создаются неравные условия для конкурсантов из различных образовательных организаций. В выигрышном положении находятся педагоги из многочисленных «полноценных» школ.
С критерием «результаты ЕГЭ» можно согласиться, потому что это официальный критерий, по которому сегодня оценивается, в большей степени, результативность работы педагога, хотя опять же, по большому счету, он противоречит позициям современных требований к оценке образовательных достижений. Но ничего не поделать, это официальные нормативные показатели.
Относительно участия школьников в олимпиадах и конкурсах по физике также можно согласиться с критериями, но опять здесь в выигрышном состоянии находятся учителя школ, где достаточно большое количество обучающихся.
Таким образом, было бы уместным в конкурсе разделить номинации по городским и сельским школам, оставив те же критерии.
Обозначим основные методические тенденции и находки учителей физики, проявляющиеся в уроках и внеурочных мероприятиях (выводы из анализа двух последних критериев - видеоприложений «Мой лучший урок физики» и «Мое лучшее внеклассное мероприятие по физике»).
1) Результативность и целевая ориентированность обучения по физике -формирование универсальных учебных действий (УУД), ключевых компетенций
- На всех проанализированных занятиях прослеживается тенденция формирования самостоятельности, ответственности, активности (часто - в творческом ва-
рианте) субъектов обучения - школьников. А это говорит о творчестве самого учителя, потому что только творческая личность может воспитать творческую личность.
- В плане формирования ключевых компетенций и профориентированности на деятельность в металлургическом производстве выступает этап в уроке одного из конкурсантов - решение ситуационной задачи про плавление стали в цехе (в доменной печи), и даже расчет того, сколько это стоит (8-й класс).
- Ярко выражено формирование экологической культуры (урок о тепловых явлениях, внеклассное мероприятие о сбережении энергии в быту).
- Из урока по теме «Механическая энергия» (7-й класс) нужно особо отметить прием работы с рисунками, когда ученики классифицировали их на несколько групп, а затем выявляли основание классификации (критерий). Очень оригинальный прием на формирование когнитивного умения сравнения и классификации, кроме того, ещё и умения переводить жизненные практические ситуации в плоскость физики.
- Ещё одна хорошая традиция прослеживается, в частности, во внеучебных мероприятиях. Она связана с пропедевтикой предмета у школьников, ещё не изучающих физику. Такие мероприятия также представлены конкурсантами с частотой 22%.
2) Анализ содержательного аспекта конкурсных занятий
- Метапредметность как становящееся признаком современного урока явление также очень четко представлено в методических продуктах - уроках и внеклассных мероприятиях. Показательным в этом отношении примером высокого методического искусства является урок по теме «Симметрия вокруг нас и в основе всего» (10-й класс), а также урок по теме «Решение задач с физическим содержанием» (10-й класс). В первом случае занятие посвящено такому метаобъекту, как «симметрия», а второй пример представляет уникальный вариант интегрированного урока, формулу которого можно обозначить, как «Математика + Физика + ЕГЭ». В этом смысле интерес представляют интегрированные внеклассные мероприятия «Естественнонаучный турнир», «Физико-краеведческая игра», «Физика за чашкой чая», «Физика человека», использование на уроке физики межпредметных связей с химией. Большую методическую ценность имеет урок, реализованный в режиме технологии «перевернутого урока (класса)», когда учебный материал обучающиеся изучают самостоятельно до занятия, а на уроке происходит его осмысление, систематизация, более глубокая проработка сущности, обобщение. Целесообразность таких уроков обусловлена различными учебными ситуациями:
а) материал емкий по содержанию, но тесно связан с ранее изученным в разделе или теме, изобилует многочисленными схемами, рисунками, выделяющими динамику процессов, достаточно насыщен демонстрационными опытами. На таком уроке сочетается постановка проблемы школьниками, рассказ учителя и беседа с классом, выступления обучающихся с краткими сообщениями и демонстрация ими опытов, коллективное обобщение изученного на уроке материала;
б) материал новый по содержанию, теоретические основы невелики, но прикладные вопросы многочисленны, ученики используют кроме основного дополнительные учебники, самостоятельно заранее готовят демонстрационный эксперимент;
в) базой для урока являются знания по курсу основной школы, в старших классах они расширяются, углубляются, уточняются, конкретизируются, развиваются.
- Практически в каждом уроке деятельность обучающихся организовывалась по цепочке «Эксперимент (факты) - Гипотеза - Модель - Выводы-следствия -Критериальный эксперимент»: урок «Плавление и отвердевание», (8-й класс), урок
«Симметрия вокруг нас и в основе всего» (10-й класс), урок «Механическая энергия» (7-й класс), урок «Исследовательская деятельность по теме "Тепловые явления" 8-й класс), урок по теме «Давление. Единицы давления» (7-й класс). Очень методически ценным является внеурочное пропедевтическое мероприятие методологической ориентированности по моделированию физических явлений для 5-го класса. Ведется работа с обобщенными планами выполнения исследовательской деятельности (повторение алгоритма-плана проведения эксперимента на уроке решения экспериментальных задач по теме «Плотность вещества». В этом уроке оригинальной методической находкой в плане организации физической разминки является прием «Весы». Он заключается в следующем. Если весы в равновесии, то школьники вытягивают руки горизонтально по бокам. Если «кладем груз на левую чашку», то она начинает перетягивать (обучающиеся выполняют наклон в левую сторону); аналогично организуется наклон в правую сторону (кладем груз на правую чашку весов). Таким образом организуется физкультминутка, содержательно связанная с предметом физики и поддерживающая благоприятную валеологическую обстановку на занятии. Учитель удерживает обучающихся в «поле» физики, заботясь об их нормальном физическом самочувствии. Это и является элементом здоровьесберегающих технологий.
- В совокупности уроков по электродинамике особо явно прослеживается организация деятельности с моделями физических объектов и явлений, обсуждение границ их применимости (модель электрического поля, модель точечного заряда, материальной точки, границы применимости закона Ома, идеальные приборы -амперметр и вольтметр, модель - идеальный колебательный контур, модель тонкой линзы).
- Все более актуальным в обучении становится индивидуально-дифференцированный подход, который был реализован при решении экспериментальной задачи (задание индивидуальное, но есть возможность воспользоваться подсказкой, которая, однако, снижает оценку работы на 1 балл) (урок «Решение экспериментальных задач по теме «Плотность вещества»). В данном занятии выделяется также оригинальный прием запоминания единицы измерения физической величины. Конкурсант называет единицы измерения «фамилией» цифры. Реализуется дифференциация деятельности учащихся по признаку «теоретичность - экспериментирование». Домашнее задание задается в виде обязательной и дополнительной частей. Это также является элементом дифференциации (индивидуализации) обучения.
3) Анализ организационного аспекта конкурсных занятий
- Все педагоги разнообразно, но очень методически верно выстраивают орга-низационно-мотивационный и целеобразующий этапы урока (предметный спор между Математикой и Физикой; «выполнение покупок» в виртуальном магазине при подведении учащихся к необходимости наличия знаний по давлению; проблемный вопрос про горный хрусталь на уроке, посвященном линзам и построению изображений в них; прием «Найди лишнее» на уроке «Механическая энергия»). Здесь ученики действительно мотивируются на деятельность на уроке, потому что привлекаются к обсуждению жизненные вопросы, практические примеры из окружающей среды. Создаются условия для поиска личностных смыслов учениками, что настраивает обучающихся на более активную учебно-познавательную деятельность. Кроме того, уже на этих этапах происходит формирование универсальных учебных действий. Соответственно, по примерам формируются умение презентировать свою позицию по проблеме или обсуждаемому вопросу и понимать смысл высказываний одноклассников (коммуникативные УУД); отыскание причинно-следственных связей, выполнение сравнения (учебно-познавательные УУД).
- Четкость, безупречная логика, использование традиционных средств для более эффективной визуализации (цветных мелков) при построении изображений в линзах в формате параллельного использования натурного эксперимента с элементами исследования - все эти характеристики относятся к уроку по теме «Линзы. Построение изображений в линзах». Данный урок показывает, что разумные традиции системы образования срабатывают и в новой образовательной ситуации.
- Не зря говорят, что только аккуратный учитель может воспитать в ребенке аккуратность, только любящий свой предмет педагог может привить любовь и интерес в ученике к данному предмету. В одной из видеозаписей урока поражает наличие уникально аккуратных записей на доске, которые делает учитель во время проведения занятия. Причем учитель этот - мужчина. Такое же качество отмечено при просмотре урока по теме «Линзы. Построение изображений в линзах» (11-й класс).
- Каждым конкурсантом готовится большое количество различного раздаточного материала для школьников на урок. И эти методические материалы помогают более эффективно и с наименьшими затратами организовать продуктивную деятельность обучающихся на уроке. Сегодня становится традицией подготовка дидактического материала учителем самостоятельно с помощью ресурсов цифровой техники. И это одно из проявлений широкого внедрения в процесс обучения физике информационно-коммуникационных технологий. На уроках «Механическая энергия» (7-й класс), «Симметрия вокруг нас и в основе всего» (10-й класс) учителя подготовили для школьников своеобразный путеводитель по организации их деятельности на уроке, с которым учащиеся работали на различных этапах учебного занятия, получали задания по текстам, в них содержащихся; вписывали собственные мысли, решали задачи.
- Практически на каждом анализируемом занятии просматривается использование групповой работы. И это понятно, поскольку сегодня в дидактике и методиках коллективная учебная деятельность в форме групповой признается одной из приоритетных, с помощью которой возможно формирование множества УУД.
- Элементы учебных исследований присутствуют в большинстве представленных на конкурс работ (либо на уроках, либо во время внеурочных мероприятий). В учебное занятие включаются микроисследования, более продолжительного характера (по времени), сочетающие абстрактно-эмпирическую деятельность обучающихся (по характеру и содержанию деятельности). И это также резонирует с приоритетными задачами организации современного процесса обучения - применением метода поиска знаний, а не готового преподнесения их «на блюдечке». Сейчас ученику предлагается не просто «кашку скушать», а сначала ещё её и «приготовить самому». И это уже есть обучение методологии выполнения деятельности, формирование одного из важнейших универсальных учебных действий - умения поиска знания и его применения для решения жизненно важных задач и проблем (учебно-познавательные УУД).
- Использование ИКТ-технологий - неотъемлемая часть учебного занятия. Привычным делом становится использование презентаций, изготовленных не только учителями, но и обучающимися.
Приведем список видеоматериалов, которые нам удалось проанализировать в рамках экспертной оценки (табл. 1).
Таблица 1
Тема урока Тема внеклассного мероприятия
8-й класс. Плавление и отвердевание Конференция «Первые шаги в науке»
7-й класс. Механическая энергия Межпредметное районное мероприятие (физика, химия, биология) «Естественно-
научный турнир»
11-й класс. Решение задач с физическим содержанием Сборные команды профильных 8, 10, 11-х классов «Физический бой»
7-й класс. Решение экспериментальных задач по теме «Плотность вещества» 8-й класс Физико-краеведческая игра «Знатоки родного края»
10-й класс. Симметрия вокруг нас и в основе всего 9-й класс. Классный час «Как можно беречь энергию в быту»
8-й класс. Исследовательская деятельность по теме «Тепловые явления» 5-й класс. Моделирование физических явлений
7-й класс. Давление. Единицы давления Час занимательной физики для учащихся начальной школы
11-й класс. Тема «Линзы» 7-й класс. Турнир «Мир занимательной физики»
8-й класс. Параллельное соединение проводников
11-й класс. Линзы. Построение изображений в линзах
10-й класс. Закон Кулона Пропедевтическое мероприятие «Здравствуй, Физика!»
10-й класс. Электроемкость. Конденсаторы. «Физика за чашкой чая»
11-й класс. Закон Ома и его применение Интегрированное внеклассное мероприятие «Физика человека»
11-й класс. Электромагнитные колебания. Колебательный контур Турнир юных физиков «Что? Где? Когда?»
С точки зрения праксеологического подхода, сущность которого заключается в усовершенствовании практической деятельности с ориентацией на максимальную целесообразность, можно утверждать, что качество конкурсных материалов свидетельствует о сформированности у конкурсантов культуры «правильного действия» как части общепедагогической и методической культуры, т. е. им присущи:
- знание норм и нормативов успешной деятельности, принятых в рамках педагогического сообщества учителей физики;
- наличие в субъективном опыте достаточного диапазона процедур, необходимых для продуктивности и результативности методических действий;
- умение проектировать систему правильных педагогических действий, оптимальную для заданных условий обучения, воспитания и развития;
- способность к праксеологическому анализу и оценке различных форм проявления профессиональной активности [4].
На основе последнего вывода можно заключить, что целесообразным является обсуждение итогов конкурса и обобщающих выводов, сделанных по результатам экспертизы материалов конкурсантов, на методических совещаниях, методических объединениях учителей физики, дискуссионных консультациях с конкурсантами, в методических дискуссиях через публикацию материалов конкурса и т. д.
На основе результатов экспертизы выведен авторский алгоритм анализа современного урока с позиций требований федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы с акцентом на методологический компонент учебного занятия и создание условий для активной поисковой учебно-познавательной деятельности школьников (табл. 2).
Таблица 2
Критерии оценки урока физики Кол-во баллов
1. Научно-методический анализ урока самим учителем: представление-пояснение основной идеологии урока в видеовступлении в урок либо текстовом пояснении (дополнительный компонент конкурсных материалов) 2 балла
2. Результативно-целевой критерий: постановка задач урока и нацеленность на результаты (предметные, метапредметные и личностные) 4 балла
- задачи и результат определяются совместно с учителем; 1
- задачи и результат определяются обучающимися самостоятельно; 2
- использование нетривиальных приемов постановки задач и определения планируемых результатов урока 2
3. Содержательный критерий: 7 баллов
- преемственность, взаимосвязь материала урока с предыдущим знанием, обозначение перспективы на будущее (реализация внутри-предметных связей); 1
- конструирование и организация деятельности с моделями физических объектов и явлений; обсуждение границ их применимости; 2
- реализация межпредметных и метапредметных связей; 1
- привлечение краеведческого материала; 1
- включение в содержание элементов прикладного характера 2
4. Структурно-организационный критерий: 10 баллов
- четкая логика урока с плавными переходами от одного этапа к другому; 1
- целесообразная смена видов деятельности; наличие самостоятельной работы школьников; 1
- использование цикла учебного познания или других элементов методологии науки; 3
- наличие в уроке элементов учебного исследования и обсуждения полученных результатов; 2
- наличие в уроке натурного физического эксперимента: постановка задачи эксперимента, выделение этапов, проведение опытов, обсуждение результатов 2
- оправданность сочетания различных форм организации деятельности учащихся 1
5. Развивающее-воспитательный критерий: 5 баллов
- развитие разных видов мышления, приемов мыслительных действий; 2
- визуализация учебного материала (эксперимент, графики, таблицы, схемы, рисунки; различные средства кодирования информации; применение ИКТ); 2
- воспитание коммуникабельности, ответственности, инициативности, воли, старательности 1
6. Оригинальные приемы и авторские элементы урока (дополнительный компонент конкурсных материалов) 2 балла
Итого баллов: - обязательных; - с учетом первого и последнего критериев (дополнительных) 26 баллов 30 баллов
Накопленные аналитические материалы, включающие и видеоуроки (или их фрагменты), могут служить, в значительной степени, базой для проведения научно-методической конференции учителей физики в районах Кировской области, в студенческих группах при проведении занятий по современным проблемам урока, при подготовке установочных конференций по педагогической практике.
Создание банка уроков учителей области позволит организовать самостоятельную работу студентов-бакалавров и магистрантов при подготовке и проведении семинарских занятий, проводить поисковую работу по проблемам урока, конкретизировать отдельные тезисы фрагментами «живых» уроков.
В заключение необходимо отметить, что анализ подобных конкурсных материалов, выполненный в рамках экспертной деятельности, может быть действенным методом исследования для получения нового методического знания и определения своеобразных «точек роста» в позитивных преобразованиях современного процесса обучения и образования.
Примечания
1. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах и таблицах : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2016. С. 57.
2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Технология организации и оформления научно-исследовательских работ : учеб.-метод. пособие. М. : Изд-во УЦ «Перспектива», 2011. С. 32.
3. Там же.
4. Колесникова И. А. Педагогическая праксеология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Е. В. Титова. М. : ИЦ «Академия», 2005. 256 с.