1УДК 37.078
ББК 74.48; 67.401.12
ЭКСПЕРТИЗА КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
А. В. Евстратикова, Е. Л. Болотова
Аннотация. В статье рассмотрена экспертная деятельность в образовательной сфере как один из видов профессиональной деятельности. Увеличение различных экспертных мероприятий в сфере образования требуют подготовки специалистов, способных профессионально проводить экспертизу в образовании на основе исследований и учета результатов практической деятельности. Совершенствование контрольно-аналитической (экспертной) деятельности в сфере образования в целях принятия важнейших стратегических инновационных решений в настоящее время невозможно без квалифицированных заключений или суждений специалистов (экспертов).
Ключевые слова: экспертиза, профессиональная деятельность, образование.
EXPERT ASSESSMENT AS A TYPE OF PROFESSIONAL ACTIVITY IN EDUCATION
A. V. Evstratikova, E. L. Bolotova
Abstract. The article considers the peculiarities of expert activity in the field of education as one of the types of professional activity in education. An increase in various expert activities in the field of education requires the training of professionals able to conduct professional assessment in education based on research and consideration of results of practical activities. Improvement of control and analytical (expert) activities in the field of education in order to take important strategic innovative solutions is not currently possible without qualified views or judgments of experts.
Keywords: expertise, professional activities, education.
В современном глобализирующемся мире любой социальный институт определенным образом трансформируется, пытаясь приспособиться к новым условиям существования. Требования, которые сегодня выдвигает общество к образованию как на национальном, так и на международном уровне, приводят к необходимости совершенствования контрольно-аналитической (экспертной) деятельности в сфере образования, использованию для принятия важнейших стратегических инновационных решений компетентных оценок специалистов (экспертов), способных представить квалифицированное заключение или суждение по рассматриваемым вопросам.
Экспертиза - слово, имеющее латинские корни, в дословном переводе обозначает некое исследование, разрешение с помощью сведущих людей (ученых) определенного вопроса,
требующего от эксперта специализированных знаний. В свою очередь, экспертом является компетентное лицо, приглашаемое в трудных или спорных ситуациях для проведения корректной экспертизы.
Экспертиза как вид профессиональной деятельности применяется весьма давно и широко. Общим признаком любой экспертизы является выявление фактов подтверждения объекта необходимым, установленным требованиям. Многие годы экспертная деятельность в образовании преимущественно рассматривалась как элемент профессиональной деятельности того или иного специалиста. Экспертные функции традиционно включаются в профессиональные обязанности многих педагогических и руководящих работников. Однако в последние годы экспертная деятельность в сфере образования стала приобретать вид самостоятельной
профессиональной деятельности. Она стала весьма актуальной и востребованной в деловой практике.
Профессиональной деятельностью можно назвать сферу социально ориентированной, предметной деятельности. В зависимости от целевой направленности и системы критериев можно по-разному ограничить предмет этой области.
Так Н. Е. Рубцова [1], Г. А. Мкртчян [2] выделяют ряд наиболее существенных признаков, которые очевидны и при наличии которых есть смысл называть деятельность профессиональной:
1. Система знаний и опыта. Прежде всего, если речь идет о профессионализме, в основе должна быть осведомленность, некоторые навыки и умения, без совокупности которых невозможно стать профессионалом.
2. Понятийная система. Невозможно соотнести человека с предметной сферой, если он не владеет профессиональным языком.
3. Методология. Умение применить приобретенные знания в действительности.
Их вывод о том, что профессиональная деятельность - это система знаний, основанная на опыте ее применения, созвучен идеям А. А. Ан-геловского о том, что практика является, с одной стороны, результатом развития, а с другой - основой для дальнейшего роста специалиста [3]. Профессиональная деятельность -это производство социально значимого продукта либо услуги в общественных сферах.
По утверждению Г. А. Игнатьевой и В. И. Сло-бодчикова, экспертная деятельность представляет собой особый вид экспертно-аналитиче-ской деятельности, для осуществления которой необходимы специальные знания об объекте и предмете экспертизы и профессиональные умения по проектированию, анализу, оценке, контролю и управлению. Результатом данной деятельности является представление мотивированного заключения [4].
Объектом экспертизы в образовании нередко учебное занятие, образовательная программа, педагогическая работа, образовательная деятельность. По мнению Г. А. Мкртячна, предметом экспертизы образовательного процесса является не установление соответствия его результатов каким-либо нормам, а сам про-
цесс деятельности и его изменения как в области педагогической, так и в области управления образовательными процессами [2].
Согласно С. Л. Братченко [5], экспертиза позволяет разобраться в тех компонентах действительности, которые не всегда можно вычислить или измерить. Экспертиза как способ изучения действительности осуществляется экспертами. Их независимое, субъективное мнение и ответственное решение имеет решающее значение.
Цели экспертизы определяются объектом анализа. Например, экспертиза качества образования имеет цель установления соответствия (несоответствия) содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательной организации федеральным государственным образовательным стандартам. Назначение экспертной деятельности в сфере образовании тесно связано с постоянным развитием и изменениями, которые данная сфера претерпевает.
Экспертиза образовательного процесса может включать в себя экспертизу:
• образовательных проектов и программ;
• педагогической деятельности;
• экспериментальной деятельности;
• инновационной деятельности [5].
Лица, профессионально занимающиеся
экспертной деятельностью в сфере образования, должны владеть методологическими основами экспертизы. В состав экспертной деятельности как особого вида исследования включены такие структурные компоненты, как сбор и анализ данных, формулирование проблем исследования и их ранжирование, формирование гипотезы и определение цели исследования, планирование, обозначение инструмента и критериев исследования, оценка и контроль, корректировка.
Как отмечает Е. Б. Лактионова, «за экспертом остается право самостоятельного выбора приемов, средств, процедур проведения экспертизы. Следует заметить, что нередко он принимает участие в формулировке и самого экспертного задания, что позволяет сделать ее более корректной и обоснованной. Чаще всего заказ на экспертизу в сфере образования формулируется в общем виде: "оценить результаты опытно-экспериментальной работы в образовательном
учреждении", "рассмотреть результаты апробации нового учебно-методического комплекса"; "проанализировать предлагаемый образовательный проект" и т. п. Перевод общей цели в форму конкретных экспертных задач осуществляется, как правило, экспертом» [6].
Существует несколько подходов к классификации видов экспертной деятельности. Например, С. И. Назарова и В. А. Мелехин по выполняемой функции экспертизы выделяют экспертизы монофункциональные и полифункциональные, которые в итоге отражают целевую направленность экспертной деятельности и подразделяются на оценочные, контрольные, диагностические, конфликтные и прогнозные [7].
В зависимости от поставленной цели экспертизы могут иметь разнообразные функции, например, гуманистические, социальные, диагностические, оценочные, мотивационные или их сочетание, например: диагностико-прогноз-ные, оценочно-контрольные, контрольно-конфликтные, конфликтно-диагностико-прогноз-ные и пр.
Однако Т. Г. Новикова полагает, что данная классификация является устаревшей и экспертизы в образовании, в конечном счете, должны свестись к следующей типологии:
• нормоконтролирующая;
• квалифицирующая (интерпретирующая);
• дегустационная;
• понимающая [8].
Осуществление нормоконтролирующей экспертной деятельности как самостоятельного вида профессиональной деятельности проявляется при проведении лицензионно-аккре-дитационной экспертизы содержания и качества подготовки обучающихся (выпускников) организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью установления соответствия (несоответствия) ФГОС и выдачи экспертного заключения, служащего основанием для принятия уполномоченным органом (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки) решения [9]:
• о выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников;
• о прохождении государственной аккредитации, по результатам которой ей установлен (подтвержден) государственный статус (тип и вид образовательной организации) и дано право на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ и выдачу выпускникам документа установленного образца о соответствующем уровне образования и квалификации по аккредитованным образовательным программам, указанным в приложении.
Отбор подготовленных экспертов, контроль за их работой, оценка качества деятельности экспертов, например, при проведении аккреди-тационной экспертизы проводится в соответствии с приказом Рособрнадзора от 28.03.2011 № 745 «Об организации работ по сопровождению государственной аккредитации образовательных и научных организаций». Федеральное государственное учреждение «Информационно-методический центр анализа» и федеральное государственное учреждение «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» осуществляют организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение проведения экспертизы.
Т. Г. Новикова [8] высказывает мнение о том, что для проведения экспертизы в качестве экспертов необходимо приглашать сторонних людей, то есть тех, чье мнение не зависит от заказчиков и которые не включены непосредственно в исследуемую область. С ней согласна и Е. Б. Лактионова, утверждая, что «дело не только в том, что "зависимый" исследователь может иметь определенную "дополнительную мотивацию", а в том, что понимание ситуации будет гораздо более глубоким и адекватным, если взгляд изнутри дополняется взглядом извне. Поэтому независимость и "вненаходи-мость" экспертов является одним из важнейших условий полноценной экспертизы» [6].
По мнению Г. А. Игнатьевой и В. И. Слобод-чикова, «заказ на проведение экспертизы появляется тогда, когда происходят существенные изменения профессионально-педагогической деятельности, когда происходит становление и развитие инновационной педагогической практики, и ее разработчикам необходимо ответить на ряд вопросов» [4]. Например, порядок и правила привлечения уполномоченными органами государственного контроля
(надзора) в сфере образования экспертов и (или) экспертных организаций к проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определяется приказом Минобрнауки России от 18.04.2016 № 421, а порядок привлечения экспертов к проведению педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, определяется приказом Минобрнауки России от 26.03.2014 № 234.
Также в законодательстве РФ существует понятие о двух видах аккредитации образовательной деятельности: общественной и общественно-профессиональной. Общественно-профессиональная аккредитация включает в себя взаимодействие профессиональных сообществ и работодателей при разработке и реализации государственной политики в области профобразования и общественно-профессиональной оценки его качества. Общественная аккредитация - это признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям и критериям соответствующих российских, иностранных и международных общественных организаций. Результаты такой аккредитации могут учитываться при проведении государственной аккредитации.
Экспертиза организации, осуществляющей образовательную деятельность, может проводиться по представленной документальной базе. Например, при лицензировании организаций на право ведения образовательной деятельности подаются сведения о педагогических кадрах и укомплектованности штатов, а также о материально-технической базе и оснащенности образовательного процесса и др.
Деловая практика подтверждает позицию многих ученых о том, что экспертиза может представлять собой самостоятельный вид профессиональной деятельности. Актуальность осуществления экспертной деятельности в сфере образования, требования к ее качеству обуславливают необходимость подготовки специалистов компетентных в проведении экспертных процедур, владеющих методологией
экспертизы, понимающих свою ответственность за качество и целесообразность экспертных решений. Признание экспертизы в сфере образования самостоятельным видом деятельности позволяет формировать в России сообщество профессиональных экспертов и в последующем осуществить его интеграцию в мировое экспертное пространство.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рубцова, Н. Е. Интегративно-типологиче-ский подход к психологической классификации профессиональной деятельности [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / Н. Е. Рубцова. - Ярославль: Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2014. - 538 с.
2. Мкртычян, Г. А. Психологическая экспертиза в инновационном образовании [Текст] / Г. А. Мкртычян. - Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing (LAP), 2011. - 147 с.
3. Ангеловский, А. А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм [Текст] / А. А. Ангеловский // Изв. Самарского науч. центра Рос. академии наук. -2010. - Т. 12, № 5 (2). - С. 306-314.
4. Игнатьева, Г. А. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов [Электронный ресурс] / Г. А. Игнатьева, В. И. Слободчиков. - Режим доступа: http:// pandia.ru/text/78/224/51005.php (дата обращения: 25.08.2016).
5. Братченко, С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты) [Текст] / С. Л. Братченко. - М.: Смысл, 1999.
6. Лактионова, Е. Б. К вопросу о возможности использования экспертизы для оценки психологической безопасности образовательной среды [Текст] / Е. Б. Лактионова. - Режим доступа: http://www.emissia.org/ offline/2009/1311.htm (дата обращения: 28.08.2016).
7. Назарова, С. И. Профессиологическая экспертиза качества общего и профессионального образования [Текст] / С. И. Назарова, В. А. Мелехин // Человек и образование. -2014. - № 4 (41). - С. 128-132.
8. Новикова, Т. Г. Типология экспертизы в образовании [Текст] / Т. Г. Новикова // Муници-
пальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 37-42.
9. Назарова, С. И. Экспертиза качества педагогического образования на основе профессионального стандарта педагога [Текст] / С. И. Назарова // Человек и образование. - 2015.
- № 1 (42). - С. 129-134.
10. Жигалев, Б. А. Сущность оценочной экспертизы в области качества профессионального образования в вузе [Текст] / Б. А. Жигалев // Высшее образование в России. - 2011. - № 3.
- С. 58-62.
REFERENCES
1. Rubtsova N. E. Integrativno-tipologicheskiy podkhod k psikhologicheskoy klassifikatsii pro-fessionalnoy deyatelnosti. ScD dissertation (Psycholjgy). Yaroslavl, 2014. 538 p.
2. Mkrtychyan G. A. Psikhologicheskaya eksper-tiza v innovatsionnom obrazovanii. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing (LAP), 2011. 147 p.
3. Angelovskiy A. A. Analiz ponyatiy professiya, professionalnoe soznanie, professionalnaya deyatelnost, professionalizm. Izv. Samarskogo nauch. tsentra Ros. akademii nauk. 2010. Vol. 12, No. 5(2), pp. 306-314.
4. Ignatieva G. A., Slobodchikov V. I. Metodologi-ya ekspertizy innovatsionnykh obrazovatelnykh proektov. Available at: http://pandia.ru/text/78/ 224/51005.php (accessed: 25.08.2016).
5. Bratchenko S. L. Vvedenie v gumanitarnuyu ekspertizu obrazovaniya (psikhologicheskie as-pekty. Moscow: Smysl, 1999.
6. Laktionova E. B. K voprosu o vozmozhnosti ispolzovaniya ekspertizy dlya otsenki psikho-logicheskoy bezopasnosti obrazovatelnoy sredy. Available at: http://www.emissia.org/offline/20 09/1311.htm (accessed: 28.08.2016).
7. Nazarova S. I., Melekhin V. A. Professio-logicheskaya ekspertiza kachestva obshchego i professionalnogo obrazovaniya. Chelovek i ob-razovanie. 2014, No. (41), pp. 128-132.
8. Novikova T. G. Tipologiya ekspertizy v obra-zovanii. Munitsipalnoe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. 2009, No. 5, pp. 37-42.
9. Nazarova S. I. Ekspertiza kachestva peda-gogicheskogo obrazovaniya na osnove profes-sionalnogo standarta pedagoga. Chelovek i obrazovanie. 2015, No. 1 (42), pp. 129-134.
10. Zhigalev B. A. Sushchnost otsenochnoy eksper-tizy v oblasti kachestva professionalnogo obra-zovaniya v vuze. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011, No. 3, pp. 58-62.
Евстратикова Алла Владимировна, магистрантка кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Evstratikova Anna V., Post-graduate student, management of educational systems Department, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]
Болотова Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Bolotova Elena L., ScD in Education, Professor, management of educational systems Department, Moscow State
University of Education
e-mail: [email protected]