Научная статья на тему 'Экспериментальные площадки: от эксперимента к образовательной практике (из опыта работы Нижегородской школы специальной психологии)'

Экспериментальные площадки: от эксперимента к образовательной практике (из опыта работы Нижегородской школы специальной психологии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутова Наталья Вадимовна, Кисова Вероника Вячеславовна

В данной статье представлены результаты многолетних теоретикоэкспериментальных исследований по проблеме оказания психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития. Показано, что дети с задержкой психического развития это особая категория детей, нуждающихся в создании специфических педагогических условий в целях компенсации дефекта их психического развития, что должно быть соподчинено с целенаправленной индивидуальной диагностической и коррекционной работой с ними. Рассмотрены основные положения научной концепции изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в системе «детский сад школа», разработанные профессором У.В. Ульенковой. Анализируется становление и деятельность на базе кафедры детской психологии Горьковского государственного педагогического института научной школы специальной психологии, в рамках которой осуществлялась научно-исследовательская деятельность коллектива кафедры, обеспечивающая системное внедрение научных инноваций в образовательную практику (на примере работы экспериментальных площадок).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутова Наталья Вадимовна, Кисова Вероника Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL PLATFORMS: FROM EXPERIMENT TO EDUCATIONAL PRACTICE (EXPERIENCE OF NIZHNY NOVGOROD SCHOOL OF SPECIAL EDUCATION)

This article presents the results of long-term theoretical and experimental studies on the problem of providing psychological and pedagogical assistance to children with mental retardation. It is shown that children with mental retardation is a special category in need of creating specific pedagogical conditions in order to compensate for the defect in their mental development, which should be subordinated with targeted diagnostic and individual correctional work. The basic principles of scientific concept of learning, education and training children with mental retardation in the system "kindergarten-school" developed by Professor U.V. Ulienkova are considered in the article. The formation and activities of the department of child psychology of the Gorky State Pedagogical Institute scientific school of special education are analyzed, where the department staff carry out the research activities to ensure the systematic introduction of scientific innovations into educational practice.( on the example of experimental sites).

Текст научной работы на тему «Экспериментальные площадки: от эксперимента к образовательной практике (из опыта работы Нижегородской школы специальной психологии)»

УДК 378.01

Н.В. ШУТОВА1, В.В. КИСОВА1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ: ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

Аннотация. В данной статье представлены результаты многолетних теоретико-экспериментальных исследований по проблеме оказания психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития. Показано, что дети с задержкой психического развития - это особая категория детей, нуждающихся в создании специфических педагогических условий в целях компенсации дефекта их психического развития, что должно быть соподчинено с целенаправленной индивидуальной диагностической и коррекционной работой с ними. Рассмотрены основные положения научной концепции изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в системе «детский сад - школа», разработанные профессором У.В. Ульенковой. Анализируется становление и деятельность на базе кафедры детской психологии Горьковского государственного педагогического института научной школы специальной психологии, в рамках которой осуществлялась научно-исследовательская деятельность коллектива кафедры, обеспечивающая системное внедрение научных инноваций в образовательную практику (на примере работы экспериментальных площадок).

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, научная концепция, экспериментальные площадки, диагностическая и коррекционная работа

N.V. SHUTOVA1, V.V. KISOVA1

'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

EXPERIMENTAL PLATFORMS: FROM EXPERIMENT TO EDUCATIONAL PRACTICE (EXPERIENCE OF NIZHNY NOVGOROD SCHOOL OF SPECIAL EDUCATION)

Abstract. This article presents the results of long-term theoretical and experimental studies on the problem of providing psychological and pedagogical assistance to children with mental retardation. It is shown that children with mental retardation is a special category in need of creating specific pedagogical conditions in order to compensate for the defect in their mental development, which should be subordinated with targeted diagnostic and individual correctional work. The basic principles of scientific concept of learning, education and training children with mental retardation in the system "kindergarten-school" developed by Professor U.V. Ulienkova are considered in the article. The formation and activities of the department of child psychology of the Gorky State Pedagogical Institute scientific school of special education are analyzed, where the department staff carry out the research activities to ensure the systematic introduction of scientific innovations into educational practice.( on the example of experimental sites).

Keywords: children with mental retardation, a scientific concept, experimental platforms, diagnostic and correctional work.

Проблема изучения и оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приобрела особую актуальность в российском обществе в последние десятилетия. Новые подходы к их обучению и воспитанию нашли отражение в современных законах и законодательных актах Российской Федерации: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года (приказ №1155), Приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и другие.

По данным И.И. Мамайчук и М.Н. Ильиной [10], наиболее часто встречаемым нарушением развития у детей (до 20% от всей детской популяции) является задержка психического развития (ЗПР). Выделение этой категории нарушенного развития в отдельную классификационную группу в коррекционной психологии и педагогике, клинической психологии имеет долгую историю. Первые упоминания о детях, имеющих трудности в обучении, относятся к началу ХХ века и связаны с именами таких отечественных и зарубежных психологов и педагогов, как A. Binet [18], Л.С. Выготский [1], А.Н. Граборов [2], В.П. Кащенко [4], Н.И. Озерецкий [11] и другие.

В работах данных исследователей для обозначения специфики развития таких детей использовались термины «отстающие в педагогическом отношении», дети «пограничной черты», «субнормальные», «трудные», «слабо одаренные дети» и т.д. Формулируя классификацию типов и видов трудных детей, Л.С. Выготский пишет, что между нормальным и трудновоспитуемым ребенком существуют так называемые переходные формы. По его мнению, особое внимание педагогов и психологов к таким случаям может способствовать предупреждению или снижению проблем, связанных с развитием ребенка. Долгое время научное определение особенностей детей с ЗПР носило исключительно медицинский характер. Обозначение специфики развития таких детей описывалось как «минимальное мозговое повреждение», «минимальная мозговая дисфункция». Во второй половине ХХ века в зарубежной медицинской и психолого-педагогической научной литературе состояния, обусловленные минимальной мозговой дисфункцией, получили дополнительную терминологическую конкретизацию. В работах исследователей стали выделяться виды нарушений и расстройств, которые имели пограничный характер с нормативным развитием: гиперактивность, эмоциональные расстройства, нарушения развития познавательных функций, навыков письма, чтения, счета, «субклинические» расстройства интеллектуальной деятельности и поведения. Как отдельный тип нарушения задержанное развитие в зарубежной науке и практике не классифицируется. В международной классификации болезней десятого пересмотра Всемирной Организации Здравоохранения (МКБ-10) ЗПР выделяется как специфическое расстройство школьных навыков. Однако такой подход представляется недостаточным, т.к. не позволяет выработать всестороннее представление об особенностях психического развития детей с ЗПР.

Как отдельная категория нарушенного развития ЗПР в отечественной дефектологии была выделена только в 60-х гг. ХХ века. В работах Г.Е. Сухаревой [14] ЗПР классифицируется как нарушение развития, относящееся к задержанному типу дизонтогенеза. В известной работе В.В. Лебединского [9] ЗПР также относится к задержанному виду дизонтогенеза и входит в группу нарушений, вызванных отставанием в развитии. Несмотря на различия, имеющиеся между рассматриваемыми классификациями нарушенного психического развития, все они свидетельствуют о том, что ЗПР в отечественной клинической психологии, коррекционной психологии и педагогике определяется как отдельный вид дизонтогенеза, требующий специального рассмотрения и изучения.

Систематическое изучение познавательной деятельности, личности, особенностей воспитания и обучения детей с ЗПР было начато НИИ дефектологии АПН СССР в конце 60-х годов XX века. В исследовательской работе принимали участие такие видные отечественные дефектологи, как Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Г.И. Жаренкова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина и другие. Одновременно с научным коллективом института дефектологии активная экспериментальная работа с детьми с ЗПР осуществлялась на экспериментальных площадках детских садов города Горького. Инициатором и идейным вдохновителем этой работы была Ульяна Васильевна Ульенкова - в то время кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Горьковского педагогического института имени М. Горького. Под ее руководством в Горьком были открыты первые в СССР специальные диагностико-коррекционные дошкольные группы на базе детского сада №1 Автозаводского района, а позднее был создан Центр компенсирующего воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на базе детского сада №277 Советского района.

Как пишет У.В. Ульенкова [17], данные массового обследования детей подготовительных к школе групп этих детских садов на предмет готовности к школьному обучению (изучался уровень развития словесно-логического мышления и произвольного внимания), проведенного в 1970-71 учебном году, показали, что около 10% дошкольников от числа обследованных (193 из 2000 человек) не поняли и не приняли диагностических заданий, рассчитанных на возраст 6-7-летних детей. Основная масса этих детей с первых же недель обучения в школе попала в разряд неуспевающих учащихся. По мнению У.В. Ульенковой, компенсаторная работа с дошкольниками по ликвидации задержки развития должна начинаться с того момента, когда стали проявляться первые признаки этой задержки. Однако в описываемый период времени в дошкольных учреждениях еще не сложилась сколько-нибудь определенная система работы с такими детьми. Основной причиной такого положения являлась недостаточная теоретическая разработанность проблемы задержки психического развития, в частности ее типологии с позиций комплексного подхода.

У.В. Ульенковой была разработана научно-методологическая концепция, которая позволила автору создать систему диагностического изучения детей с ЗПР и оказания им индивидуализированной помощи в психическом развитии [15, 16]. Был создан диагностический комплекс, позволяющий не только выявлять и дифференцировать нарушения по типу задержанного развития, но и осуществлять динамический контроль за

развитием детей в специально созданных условиях воспитания и обучения. Теоретически диагностический комплекс был выстроен на основе следующих принципов:

- построение диагностического исследования, которое обеспечивает комплексное и системное изучение ребенка как в гностической, так и в личностной сфере;

- конструирование диагностических методик на основе критериально-ориентированного подхода;

- выявление зоны индивидуального развития ребенка с целью прогнозирования оптимальных для его развития психолого-педагогических условий;

- разработка конкретных коррекционных психолого-педагогических программ, нацеленных на эффективную реализацию возрастных возможностей ребенка в развитии интеллектуальной, эмоциональной, волевой и коммуникативной сфер психики.

В этой же логике У.В. Ульенковой и представителями ее научной школы были определены основные научные подходы к организации и содержанию коррекционной помощи дошкольникам с ЗПР:

- единство диагностической и коррекционной работы с детьми;

- планирование содержания коррекционно-развивающих программ в соответствии с результатами диагностического исследования;

- учет при создании индивидуализированной модели коррекции развития выявленного у ребенка варианта ЗПР, уровень его психического развития, состояние физического и психического здоровья;

- развитие субъектности ребенка с ЗПР в ходе сотрудничества со взрослыми и сверстниками [5, 6, 12, 13].

Результаты многолетнего теоретического и экспериментального исследования проблемы оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР были представлены У.В. Ульенковой в диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, которую она успешно защитила в НИИ дефектологии АПН СССР в Москве в 1984 году. С этого времени в городе Горьком стали появляться новые экспериментальные диагностико-коррекционные группы для дошкольников с ЗПР, работа в которых велась в соответствии с теоретическо-прикладной концепцией У.В. Ульенковой.

В 1990 году НИИ дефектологии АПН СССР выпустил типовую программу коррекционного обучения детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе, куда входили такие разделы, как первоначальное обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, развитие элементарных математических представлений, труд, изобразительное искусство и ритмика. Во многом разработка данной программы опиралась на результаты теоретической и практической работы У.В. Ульенковой.

С этого времени на базе кафедры детской психологии педагогического института (заведующий - доктор психологических наук У.В. Ульенкова) стала складываться первая научная школа специальной психологии, в рамках которой постоянно велась научно-исследовательская работа на экспериментальных площадках дошкольных учреждений. На базах городских детских садов для детей с ЗПР проводились многочисленные диссертационные исследования аспирантов Нижегородского педагогического университета (Е.Б. Аксенова, Е.Н. Васильева, Е.Е. Дмитриева, Г.И. Ефремова, В.В. Кисова, О.В. Лебедева, Ю.Л. Левицкая, С.Н. Сорокоумова, И.Ю. Троицкая и другие).

По инициативе У.В. Ульенковой и отдела народного образования Советского района города Нижнего Новгорода был организован уникальный образовательный комплекс МС(К)ОУ специальная-коррекционная школа-детский сад VII вида №57, который включал в себя пять дошкольных групп для детей с ЗПР в возрасте от 3 до 7 лет, а также классы специальной коррекционной школы для детей с ЗПР. Таким образом, дошкольники, которые во время пребывания в коррекционных группах детского сада показали выраженную положительную динамику, но не достигли необходимого уровня психофизиологической и социальной готовности к обучению в общеобразовательной школе, могли продолжить обучение в специальной (коррекционной) школе. Такой подход позволял осуществить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием, обеспечивая гармоничное развитие личности ребенка с ЗПР.

Параллельно с решением проблемы дошкольного образования детей с ЗПР в городе Горьком шла активная экспериментальная работа по созданию нового типа коррекционных школ для учащихся, имеющих данное нарушение развития. Ведущие специалисты НИИ дефектологии АПН СССР Т.А. Власова и В.И. Лубовский выступили с инициативой о проведении многолетнего эксперимента по обучению школьников с ЗПР в специализированном учебном заведении. В 1967 году в Автозаводском районе города Горького при поддержке Горьковского областного отдела народного образования были созданы «классы индивидуализированного обучения» (КИО) для детей с ЗПР. За семь лет работы (до 1974 года) эти классы показали значительные потенциальные возможности в обучении и воспитании отстающих в развитии школьников. Однако примерно для 10 % учащихся с ЗПР пребывание в КИО в течение одного-трех лет оказалось недостаточным. Перейдя затем в обычную школу, эти дети вновь становились стойко неуспевающими. Поэтому встал вопрос о необходимости создания специальной школы-интерната, который объединил бы все КИО района.

Первого сентября 1974 года в Автозаводском районе города Горького была открыта первая в СССР экспериментальная базовая школа-интернат № 10 для детей с ЗПР. Основанием для открытия явилось постановление Коллегии Министерства Просвещения СССР «Об опыте работы Автозаводского РОНО г. Горького по созданию классов индивидуального обучения». За время работы школа активно сотрудничала с ведущими специалистами города в области специальной психологии и педагогики, что привело к созданию в ней учебно-воспитательной системы, основанной на следующих принципах:

- гуманизация учебно-воспитательного процесса: ориентация на личность ученика, уважение к нему, опора на положительный личностный потенциал ребенка;

- всемерное обеспечение охранительного и развивающего режима жизнедеятельности детей: адаптация содержания обучения с учетом ЗПР учащихся, усиление внимания к повторению учебного материала, обязательные посильные занятия физкультурой и спортом и т.д.;

- целенаправленное формирование интереса к учебной деятельности: опора на внеучебные интересы и склонности, использование проблемного обучения, широкое применение наглядности, современных технических средств обучения, привлечение к творческой деятельности;

- оптимизация обучения и развития учащихся: расширение общего кругозора, отработка техники чтения, обучение самостоятельной работе с учебником и картой,

овладение навыками наблюдения, выполнения практических работ, формирование умения рассуждать, доказывать и т.д.;

- тесная связь учебного процесса с внеклассной работой: объединение учащихся в кружки по интересам, проведение выставок детского творчества, участие в экскурсиях, посещение театров, музеев и др.;

- использование индивидуальной работы с учащимися: комплексное психологическое и педагогическое изучение каждого ребенка, знакомство с семьей ученика, обсуждение перспектив его дальнейшего развития на педагогических советах и ПМПК, коррекционно-развивающая работа по наиболее проблемным для каждого учащегося направлениям.

Укреплению научного и практического потенциала школы-интерната №10 способствовало постоянное взаимодействие с кафедрой психологии Горьковского государственного педагогического института, а впоследствии с кафедрами детской, возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета [3,7, 8]. На базе данной школы-интерната были выполнены диссертационные исследования аспирантов У.В. Ульенковой (Т.Н. Князева, И.А. Конева,

H.В. Масленникова (Карпушкина), Н.Н. Шешукова) и другие.

Существенное увеличение количества образовательных учреждений для дошкольников и школьников с ЗПР в Нижнем Новгороде в конце девяностых годов ХХ века, усиление научного и практического интереса к детям и подросткам с данным видом дизонтогенеза сделало возможным еще более тесное сотрудничество специализированных детских садов и школ с коллективом научной психологической школы У.В. Ульенковой. На базе большинства таких образовательных учреждений были организованы районные, городские или областные экспериментальные площадки. В результате нижегородскими учеными были разработаны высокоэффективные научно обоснованные системы психолого-педагогической помощи детям с ЗПР. Это диссертационные исследования на соискание степени доктора психологических наук Е.Е. Дмитриевой, Т.Н. Князевой, Л.Э. Семеновой, С.Н. Сорокоумовой, О.В. Суворовой, Н.В. Шутовой.

Накопленные за долгие годы экспериментальной работы с детьми с ЗПР результаты в настоящее время стали основой для функционирования экспериментальных площадок при учебно-методическом объединении по педагогическому образованию Нижегородской области. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина по-прежнему является научно-исследовательской базой для многих образовательных учреждений Нижнего Новгорода и области, работающих с разными категориями детей с ОВЗ. Особую роль в этом отношении занимают кафедры специальной педагогики и психологии, классической и практической психологии, обеспечивающие экспериментальную работу в шести образовательных учреждениях Нижнего Новгорода. Работа экспериментальных площадок обеспечивает возможность системного внедрения инноваций в образовательную практику, а для педагогов и руководителей образовательных учреждений служит основой научного роста.

ЛИТЕРАТУРА

I. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 527 с. 2. Граборов А.Н. Вспомогательная школа. Л.: ГИС, 1925. 368 с.

3. Гуцу Е.Г. Возможности педагогической практики в развитии профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов // Нижегородское образование. 2011. №2. С. 111-115.

4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 304 с.

5. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. О некоторых психологических аспектах современной российской системы образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №5-2. С. 81-85.

6. Кисова В.В., Семенов А.В. Сотрудничество как психолого-педагогическое условие социализации дошкольников с задержкой психического развития // Фундаментальные исследования. 2014. №12-4. С. 882-886.

7. Князева Т.Н. Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду: дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2005. 392 с.

8. Конева И.А. Психологические особенности формирования образа Я у младших подростков с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции и дифференциации // Современные проблемы науки и образования.2013. №6. С. 863.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Издательский Центр «Академия», 2003. 144 с.

10. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: Научно-практическое руководство. СПб: Речь, 2006. 352 с.

11. Озерецкий Н.И. Психопатология детского возраста. Л.: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1938. 328 с.

12. Семенов А.В., Кисова В.В. Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №3-4. С. 186-188.

13. Сорокоумова С.Н., Кисова В.В. Формирование основ учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 2015. №4. С. 63-74.

14. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: в 3 томах. Т. 2. М.: Медгиз, 1959. 406 с.

15. Шутова Н.В., Кисова В.В. Становление и пути развития психологического образования в горьковском государственном педагогическом институте в 20-80 годы ХХ века [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). С. 16. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/9b8/shutova.pdf (дата обращения: 06.03.2017) (in Russian).

16. Шутова Н.В., Кисова В.В. От института к университету: направления психолого-педагогических исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете в конце XX - начале XXI века [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). С. 24. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/81e/shutova-.pdf (дата обращения: 06.03.2017) (in Russian).

17. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Издательский центр

«Академия», 2002. 176 с.

18. Binet A. Nouvelle recherches sur la mesure du niveau intellectual chez les enfants d ecole // L'Annee Psychologique. 1911. Vol. 17. P. 145-210.

REFERENCES

1. Vygotskij L.S. Problems of defectology. Moscow, Prosveshhenie Publ., 1995. 527 p. (In Russian)

2. Graborov A.N. Auxiliary school. Leningrad, GIS Publ., 1925. 368 p. (In Russian)

3. Gucu E.G. Possibilities of pedagogical practice in developing the professional competencies of future primary school teachers. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2011, no. 2, pp. 111-115 (in Russian).

4. Kashhenko V.P. Pedagogical correction: Correcting deficiencies of character in children and adolescents. Moscow, Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. 304 p. (In Russian)

5. Kisova V.V., Kuznecov Ju.A., Semenov A.V. Some psychological aspects of modern russian education system. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2013, no. 5-2, pp. 81-85 (in Russian).

6. Kisova V.V., Semenov A.V. Collaboration as a psycho-pedagogical condition of socialization of senior preschool children with mental development delay. Fundamental'nye issledovanija, 2014, no. 12-4, pp. 882-886 (in Russian).

7. Knjazeva T.N. Psihologicheskaja sistema obespechenija gotovnosti mladshih shkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija k obucheniju v osnovnoj shkole v uslovijah integracii v obshheobrazovatel'nuju sredu. Diss. dokt. psihol. nauk. [Psychological system of maintenance of readiness of younger schoolboys with a delay of mental development to training at the basic school in the conditions of integration into the regular educational environment. Dr. psychol. sci. diss.]. N.Novgorod, 2005. 392 p. (In Russian)

8. Koneva I.A. Psychological special way formation image of «I» younger adolescents with mental retardation in the conditions of educational integration and differentiation. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2013, no. 6, pp. 863. Available at: http://elibrary.ru/download/elibrary_21163298_94465310.pdf (accessed 06.03.2017) (in Russian).

9. Lebedinskij V.V. Disorders of mental development in childhood. Moscow, Izdatel'skij Centr «Akademija», 2003. 144 p. (In Russian)

10. Mamajchuk I.I., Il'ina M.N. Psychologist's help to a child with mental retardation: Scientific and practical guidance. St. Petersburg, Rech' Publ., 2006. 352 p. (In Russian)

11. Ozereckij N.I. Psychopathology of childhood]. Leningrad, Uchpedgiz. Leningr. otd-nie, 1938. 328 p. (In Russian)

12. Semenov A.V., Kisova V.V. Cooperation as a form of innovative developmental education. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2014, no. 3-4, pp. 186-188 (in Russian).

13. Sorokoumova S.N., Kisova V.V. Formation of Bases of Educational Collaboration with Adults and Coevals at the Senior Preschool Children with Mental Development Delay. Defektologija, 2015, no. 4, pp. 63-74 (in Russian).

14. Suhareva G.E. Clinical lectures on childhood psychiatry: in 3 volumes. Volume 2. Moscow, Medgiz Publ., 1959. 406 p. (In Russian)

15. Shutova N.V., Kisova V.V. The formation and the development of psychological education in Gorky State Pedagogical University in 20-80 years of the XX century. Vestnik Mininskogo

universiteta, 2016, no. 2 (15), p. 16. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/ 9b8/shutova.pdf (accessed 06.03.2017) (in Russian).

16. Shutova N.V., Kisova V.V. From the institute to the university: directions of the psychological and pedagogical research in Nizhny Novgorod State Pedagogical University in the late XX - early XXI centuries. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 4 (17), pp. 24. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/81e/shutova-.pdf (accessed 06.03.2017) (in Russian).

17. Ul'enkova U.V., Lebedeva O.V. Organization and maintenance of special psychological care for children with developmental problems. Moscow, Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. 176 p. (In Russian)

18. Binet A. Nouvelle recherches sur la mesure du niveau intellectual chez les enfants d ecole. L'Annee Psychologique, 1911, vol. 17, pp. 145-210.

© Шутова Н.В., Кисова В.В., 2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Шутова Наталья Вадимовна - доктор психологических наук, профессор кафедры классической и практической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: vladochka9@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Shutova Natalia Vadimovna - Sc.D.in Psychology, Professor of the Department of Classical and Practical Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: vladochka9@yandex.ru

Кисова Вероника Вячеславовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: kisovaverv@mail.ru

Kisova Veronica Vycheslavovna - Ph.D in Psychology, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: kisovaverv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.