4. Наварецкий Д. Подготовка специалистов по физической культуре (исторические аспекты и современные европейские тенденции) / Д. Наварецкий, Ю. Войнар .Черкассы «Вщлуння-Плюс» - 2005. - 172 с.
Контактная информация: [email protected]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ГОРНОМ ТУРИЗМЕ
Шамиль Гусейнович Арадахов, старший преподаватель,
Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ),
г. Махачкала
Аннотация
В статье представлены экспериментальные материалы по обоснованию методики базовой подготовки спортсменов в горном туризме, позволяющей унифицировать ее содержание в различных видах горного туризма.
Ключевые слова: методика, содержание, базовая подготовка, горный туризм.
EXPERIMENTAL JUSTIFICATION OF THE CONTENT AND METHODOLOGY OF BASE PREPARATION IN MOUNTAINEERING
Shamil Gusejnovich Aradahov, the senior teacher,
The Dagestan State Pedagogical University,
Makhachkala
Annotation
The article presents the experimental materials on justification of the methodology for base preparation of athletes in mountaineering, allowing to unify its content in various kinds of mountaineering.
Keywords: methodology, content, base preparation, mountaineering.
ВВЕДЕНИЕ
Особое значение в горном туризме имеет базовая подготовка, которая закладывает основу физической и технико-тактической подготовленности и служит не только фундаментом спортивного совершенствования, но и является одним из основных факторов безопасности. Однако в настоящее время уровень методической подготовленности инструкторов и тренеров снизился, и, как следствие, снизилось качество подготовки горных туристов, и естественно возросла вероятность происшествий [2].
Анализ программ подготовки в различных видах горного туризма показывает, что время, отводимое на освоение умений и навыков преодоления одних и тех же препятствий в различных видах туризма, в различных учебно-тренировочных центрах может различаться на 30-50%, отличается также и последовательность освоения отдельных технических приемов и действий. Нет единства мнений специалистов и в вопросах оценки уровня физической, технической и тактической подготовленности горных туристов [1,3].
В ходе исследования состояния проблемы были выявлены следующие противоречия:
- между потребностью в повышении качества подготовки горных туристов и отсутствием единых взглядов специалистов к определению содержания и методики, обеспечивающей необходимую базовую подготовку;
- между существующими системами базовой подготовки в различных видах туризма, обусловленными их специализацией, возможностью интеграции и взаимоза-менения этих систем, и недостаточной теоретико-практической разработанностью подходов в реализации этой возможности;
- между необходимостью формирования у спортсменов на этапе базовой подготовки знаний, умений и навыков, обеспечивающих не только спортивное совершен-
ствование, но и безопасность, и отсутствием научно обоснованных содержания и методики базовой подготовки.
Выделенные противоречия определили актуальность исследования и стали основанием для постановки научной проблемы теоретико-методического, содержательного и организационного обеспечения процесса базовой подготовки горных туристов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования было определение содержания, разработка методики базовой подготовки горных туристов и проверка ее эффективности.
Для определения организационно-методических особенностей и содержания базовой подготовки горных туристов, а также уровня их начальной и специализированной подготовки, проводился опрос руководителей, тренеров и спортсменов, имеющих высокую квалификацию. В опросе участвовало 47 экспертов, стаж практической работы и занятий которых в горном туризме составил от 6 до 30 лет. Из них 64,0% имеют инструкторское звание по спортивному туризму, мастера спорта по спортивному туризму - 29,8%. К тому же, 90% опрошенных проводят свои экспедиции круглогодично, что может говорить о высокой «горной активности» экспертов.
Результаты анкетирования после их статистической обработки, послужили основанием для формирования содержания и методики базовой подготовки горных туристов и плана педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент проводился в течение 8 месяцев на базе поисковоспасательной службы МЧС России Республики Дагестан. В педагогическом эксперименте приняла участие команда спортсменов спортивного клуба ДГПУ (экспериментальная группа), состоявшая из 15 человек в возрасте от 20 до 24 лет. В качестве контрольной группы выступили 40 спортсменов уровня базовой подготовки из поисковоспасательной службы г. Махачкала.
ЭГ занималась по разработанной нами методике. Техническая подготовка включала 128 часов, из них 1 лекция 0,5 часа, 3 лекции по 1,5 часа, 3 семинарских занятия по 1 часу, 20 практических занятий по 5 часов. 4 контрольных занятия по 4 часа и 2 контрольных занятия по 2 часа. Практические занятия проходили на скальных стенках и на сложно-пересеченной трассе 3 раза в месяц, продолжительностью 3-5 часов.
Тактическая подготовка состояла из 15 часов, из них 3 лекции по 1,5 часа, 3 практических занятия по 2 часа, 1 семинарское занятие - 2,5 часа, 2 контрольных занятий по 1 часу.
На физическую подготовку было отведено 126 часов, из них 58 практических занятий (тренировок) по 2 часа и 10 контрольных занятий по 1 часу. В физической подготовке особое внимание уделялось развитию таких физических качеств, как общая выносливость, силовая выносливость, сила и гибкость. Так же уделялось внимание развитию быстроты, специальной способности ориентироваться в пространстве и на местности, формированию вестибулярной устойчивости и равновесия. На этапе базовой подготовки соотношение между общефизической и специальной физической подготовкой изменялось в сторону увеличения времени на специальную подготовку.
Контрольная группа проходила подготовку по утвержденной программе базовой подготовки поисково-спасательной службы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Эффективность методики базовой подготовки горных туристов определялась на основе контроля и сравнения показателей физической, технической и тактической подготовленности в ходе педагогического эксперимента, а также по результатам официальных и контрольных соревнований во время экспедиции на гору Базардюзи высотой 4466 м.
Анализ показателей характеризующих общую физическую подготовленность
спортсменов контрольной и экспериментальной групп, свидетельствует о значительном улучшении развития силовых качеств в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Так в подтягивании на перекладине разность в улучшении этого показателя составляет 29,7%, а в приседании на одной ноге - 27,4%. Меньшее различие выявлено в приросте показателя, характеризующего выносливость - бег на 1000 метров (7,2%) и в показателе, характеризующего взрывную силу - прыжок в длину с места (2,5%).
Нам представляется, что такое неравномерное улучшение уровня развития физических качеств является следствием, во-первых, различного объема времени выделенного на воспитание различных физических качеств (на развитие силовых способностей было выделено 36% всего времени отводимого на физическую подготовку, а на быстроту только 12%) во-вторых, сопряженного воздействия занятий по физической и технической подготовке.
Улучшение показателя работоспособности спортсменов контрольной и экспериментальной групп статистически не достоверно, что является, по нашему мнению, отражением адекватности нагрузок на организм спортсменов обеих групп.
В тоже время, лучшие показатели специальной физической подготовки наблюдаются в экспериментальной группе в сравнении с контрольной. В контрольном тесте оно составило 2,4%, что, по нашему мнению, отражает высокий исходный уровень сформированности навыка в преодолении контрольного теста. Разница в приросте показателей при подъеме по лестнице составило 19,1%, что свидетельствует об эффективности методики тренировки в экспериментальной группе.
Прирост показателей уровня технической подготовленности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой также более выражен. Разница в преодолении комплексной 8ЯТ-трассы 1 составляет 9,1%, в преодолении комплексной 8ЯТ-трассы 2 - 12,1% и в преодолении скального участка - 18,5%. Если различия в улучшении времени прохождения препятствий между двумя первыми показателями составляет всего три процента, то третий показатель улучшился по сравнению с первыми почти в два раза.
Мы считаем, что это является следствием того, что преодоление первого препятствия отражает уровень начальной подготовки. Второе и третье препятствие требует от спортсменов более высокого уровня подготовки, и поэтому более высокий процент улучшения в этих показателях по сравнению с первым является существенным аргументом в правильности содержания и методики базовой подготовки в экспериментальной группе.
Тактическая подготовленность спортсменов экспериментальной группы определялась на основе изменения количества баллов полученных спортсменами за решение ситуационных задач до и после эксперимента. Каждая задача оценивалась дифференцированно, а именно: отсутствие решения - 0 баллов, частичное решение - 1 балл, полное решение - 2 балла.
Полученные в исследовании данные свидетельствуют о достаточно хорошей тактической подготовленности спортсменов экспериментальной группы до педагогического эксперимента. Средний балл за тактическую подготовленность составил 7,47±1,85, что соответствует оценке «хорошо».
По окончании эксперимента прирост результатов по тактической подготовленности составил 15,78%, что говорит об эффективности содержания и методики базовой подготовки в экспериментальной группе.
По критерию «время прохождения маршрута до высоты 250 метров с навеской и выемкой снаряжения» интегральная подготовленность спортсменов экспериментальной группы достоверно лучше интегральной подготовленности спортсменов контрольной группы (1 = 5,76; р < 0,01).
Официальные соревнования подтвердили более высокий уровень подготовки спортсменов экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В содержание базовой подготовки горных туристов должны включаться упражнения, обеспечивающие безопасное прохождение горных маршрутов 2-й - 4-й категории сложности. Содержание технической подготовки должно определяться исходя из задач тактической подготовки, а содержание физической подготовки должно определяться исходя из задач технической подготовки.
На базовом этапе оптимальным соотношением между физической, технической и тактической подготовкой горных туристов является следующая пропорция: техническая подготовка - 47,0±5%, тактическая подготовка - 6,0± 1%, физическая подготовка
- 47,0± 5%, от общего бюджета времени отводимого на базовую подготовку. Причем соотношение специальной и общей физической подготовки составляет 50,0% на 50,0%.
Основу методики на этапе базовой подготовки горных туристов должны в основном составлять сопряженные методы тренировки, позволяющие формировать и совершенствовать технику горного туризма одновременно с развитием необходимых физических качеств, при условии соблюдения принципа посильной трудности. Основным содержанием тактической подготовки является решение ситуационных задач. Причем сложность этих задач в процессе подготовки должна возрастать, а время, даваемое на их решение сокращаться.
Таким образом, результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанной методики базовой подготовки горных туристов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зданович, И.А. Физическая и техническая подготовка в горном туризме в условиях искусственно созданной горной среды : дис. ... канд. пед. наук / Зданович И.А. - Омск, 2005. - 163 с.
2. Романова, М.Е. Управление устойчивым развитием организаций оздоровительного туризма в России : автореф. дис. ... канд. эконом. наук / Романова М.Е. - М., 2007. - 27 с.
3. Магомедов, Р.Р. Педагогическая система многолетней подготовки спортсменов в горном туризме : дис. ... д-ра пед. наук / Магомедов Р.Р. - Майкоп, 2002. -570 с.
Контактная информация: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ БРЕЙКИНГА В СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Вячеслав Игоревич Баранов, аспирант,
Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
г. Хабаровск
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, направленного на определение социальных предпосылок внедрения брейкинга в систему физического воспитания студенческой молодежи.
Ключевые слова: мотивация, физическое воспитание, студенты, танцевальная двигательная активность, брейкинг.