Научная статья на тему 'Экспериментальное обеспечение курса физики при проблемно-ориентированном обучении бакалавров и инженеров'

Экспериментальное обеспечение курса физики при проблемно-ориентированном обучении бакалавров и инженеров Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ларионов В. В., Пичугин Д. В., Чернов И. П.

Рассмотрены вопросы организации натурно-виртуального физического лабораторного практикума на основе проблемно-ориентированного обучения (ПОО). В этой связи приведены конкретные примеры реализации лабораторного прибора по изучению поведения веществ в неоднородном магнитном поле. В статье приведены примеры соответствующих контролирующих и обучающих тестов, позволяющих реализовать элементы современных технологий управления знаниями. Отмечена необычная роль знаний в современном информационном веке и их значение для студентов, обучающихся технике и технологии. Приведен баланс времени обучения предложенным методом, который реализован со студентами 2 и 3 курса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обеспечение курса физики при проблемно-ориентированном обучении бакалавров и инженеров»

УДК 37

В.В. Лир ионов, Д. В. Пичугин, И. П. Чернов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ ПРИ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ И ИНЖЕНЕРОВ

Томский политехнический университет

Физический эксперимент в процессе преподавания физики имеет огромное обучающее и воспитательное значение. Нашей целью не является полемика с представителями разных направлений в области экспериментальной поддержки курса физики, особенно для подготовки бакалавров и инженеров. Задача состоит не в отрицании других концепций модельного и виртуального практикума, а в обосновании и тщательной разработке собственных идей и методов. Несмотря на обилие работ и хорошую изученность [1-3], тема содержит в себе большое разнообразие подходов и высокую значимость для инженерною образования. В первую очередь это касается проблемно-ориентированного (ПОО) и элитного обучения студентов в области техники и технологии и создания для этих целей натурно-виртуального практикума. Анализу данного вопроса посвящена предлагаемая статья.

Рассмотрим на конкретных примерах основные проблемы, возникающие при внедрении предлагаемых методов в практику обучения. Эргономическая визуализация заменяет сложное текстовое описание объектов и образов, а визуальная рецепция технических объектов обладает важным преимуществом -высокой скоростью распознавания образов и заключенной в них информации, что важно в условиях, когда в мире практически каждые два года удваивается ее объем. В инженерном образовании визуализация, которая соответствует фрактальной методологии, развитию многомерного мышления, позволяет дополнительно проводить изменения и модификации изучаемого объекта, что весьма сложно осуществить на реальных объектах по многим причинам. Поэтому натурный практикум естественным образом обязан сопровождаться виртуальным практикумом, и наоборот. При этом натурный эксперимент может иметь компьютерную поддержку.

Как правило, моделирование в виртуальном практикуме сопровождается изображением несложной схемы эксперимента и представляет визуальное отображение математической функции, и хотя в категории проблемных ситуаций это также относится к плоскости действий субъекта [4], однако мало соответствует модификации изучаемого объекта по технологическому принципу. Моделирование в учебном процессе можно отнести к особым вспомогательным элементам, которые дополняют как лекционные и

практические занятия, гак и лабораторный эксперимент [5, б]. Вместе с тем в лабораторном практикуме моделирование обязано сопровождаться виртуальными образами. Кроме того, ясно, что по многим причинам ряд лабораторных работ можно выполнить только в натурно-виртуальном виде. Рассмотрим подробнее ряд примеров из натурно-виртуального практикума.

Обычно, виртуально исследуя интерференционные кольца Ньютона в монохроматическом свете, изменяют радиус кривизны линзы Я, длину волны излучения X и наблюдают изменение радиуса колец интерференционной картины на мониторе. Этот этап слсд>-ет считать предварительным моделированием, т.е. этапом, предшествующим преобразовательным действиям, которые, в свою очередь, должны соответствовать принципу полноты физической системы [6]. Назовем некоторые из этих действий. Что произойдет, если в устройстве для наблюдения колец Ньютона:

1) применить источник теплового излучения (рис. 1);

2) изменить в приборе расстояние между плоскопараллельной пластиной и линзой (и с какой точностью следует проводить это изменение);

3) изменить показатель преломления среды, заполняющей пространство между линзой и пластиной;

4) применить составную линзу в виде двух половинок разной кривизны;

5) применить составную пластину в виде двух половинок с разными показателями преломления;

6) применить составную линзу в виде двух половинок одинаковой кривизны, но с разными показателями преломления;

7) применить составной двухцветный светофильтр (рис. 1) ?

Натурно-виртуальный прибор позволяет ответить на эти вопросы, помогает использовать понятие длины когерентности и подробно исследовать влияние этого фактора на качество интерференционной картины. Еще пример. 11ри изучении движения частиц в магнитных полях полезно визуализировать различные траектории частиц с тем, чтобы виртуально реализовать магнитные поля, которые соответствуют каждой из траекторий 1,2, 3, 4 (рис. 2). Необходимо определить, какие катушки с током 5, 6, 7, 8, при каком их количестве и взаимном расположении создают магнитные поля, соответствующие каждой траектории.

нитные поля, соответствующие каждой траектории. При изучении важно не только «потрогать взглядом», но и произвести конкретные действия, например собрать электрическую схему, используя видеоизображения элементов реального прибора, лабораторной установки. Для визуализации нужно использовать стандартные задачи из вузовских сборников и слайды реальных приборов и деталей.

Рис.1. Интерференционная картина для составного зеленокрасного фильтра

ПЛЛЛГ ■'ТЛР і 2

ь- >

%

Рис. 2. Траектории движения заряженных частиц в магнитных полях

Виртуальная модификация является также одним из элементов ГІОО. Отметим, что в общем случае дидактическая система в лабораторном практикуме технических вузов реализуется следующими способами при их взаимном сочетании:

1. Системно(профессионально)-ориет ированным практикумом, когда проводится моделирование профессиональной деятельности.

2. Технолого-ориентированным физическим практикумом, при котором широко используется исследование веществ, применяемых в различных технологических целях, например кирпича, бетона, бензина, технических масел.

3. Традиционно-ориентированным практикумом, в котором в основном применяется оперативное использование знаний и получение экспериментальных навыков.

4. Проблемно-ориентированным физическим практикумом [6].

При реализации проблемно-ориентированного обучения учитывается, что поиск неизвестного в проблемной ситуации не совпадает с процессом решения задачи на семинарах и осуществляется по другим закономерностям. Ни трудные, ни легкие задачи не вызовут проблемной ситуации, так как при их решении основное требование состоит в том, чтобы установить неизвестные связи, определить их и получить неизвестную величину, тогда как проблемные ситуации имеют свою структуру. Проблемная ситуация представляет собой специфический вид взаимодействия объекта и субъекта и характеризуется прежде всего степенью трудности подлежащего усвоению материала, а при Г100-обязательным преобразованием изучаемой физической системы или объекта. Новое знание может быть понято, усвоено или применено для технического усовершенствования лишь при равном уровне с уже усвоенными знаниями [7]. Поэтому знания, необходимые для ПОО, сообщаются мотивированным способом и при условии, что преподавателю известны возможности студента, включающие как уровень достигнутых знаний, так и его творческие способности. Поэтому задания для мини-группы подлежат корреляции с имеющимися успехами, и чем раньше, тем эффективнее происходит решение проблемно-проектных задач.

Рассмотрим конкретный проект «Лабораторный прибор для изучения поведения веществ во внешнем магнитном поле», который выполняется в виртуальном виде. «Необходимые» измерительные приборы студенты выбирают путем маркетингового исследования по Интернету и каталогам фирм, работающих на томском рынке. Информация о приборах в виде слайдов и рекламно-технических параметров заносится в специальные файлы проекта. Заметим, что это необходимо, так как источником новой добавленной стоимости в настоящее время выступает дизайн, контроль качества, маркетинг и обслуживание.

Приводим полный текст задания.

Цель проекта: создать прибор для измерения силы, действующей на 1 г магнитного (диа-, пара-, ферромагнитного) вещества, помещенного в неоднородное магнитное поле.

Приборы и принадлежности: источник магнитного поля в виде короткой катушки с током, образцы диа-, пара- и ферромагнетиков.

При выполнении работы следует изучить:

1. Методику расчета неоднородного магнитного поля [8, с. 200-202].

2. Методику расчета времени установления стационарного магнитного поля [9, с. 184-186].

3. Методику расчета сил, действующих на вещество в магнитном поле [10, с. 384].

4. Самостоятельно разработать методику и технику эксперимента по измерению сил, действующих на I г вещества. Сделать выводы о применимости токов различных конфигураций для получения требуемых неоднородных полей. Визуализировать магнитные силовые линии. Расчеты свести в таблицу. Описание методик занести в файлы проекта.

5. Создать виртуальный проест поведения веществ в магнитном поле, применив Flash- технологии. Указать реальные приборы измерения времени, тока и магнитного поля. Разработать инструментальную (рис. 3) панель прибора, используя современный дизайн, и полную схему лабораторной установки. Провести измерения и их результаты занести в таблицу.

Вещество

dB/dz dB/dt То, I«. Z, В(2),

Н с А м Тл

2 10'5 1.9 0.038 0.01 10.0 0.01 0.0033

Краткие выводы. Протоколы обсуждения проектов.

В таблице: Fm- сила, действующая на единицу массы вещества, помещенного в магнитное поле; 10 -

максимальная сила тока в катушке; х0 - время установления максимального тока в катушке; dB/dz-градиент магнитного поля; z- координата расположения образца; dB/dt - скорость изменения магнитного ноля в данный момент. Индукция магнитного поля на оси катушки с током в точке с координатой z равна (

Ä(z) = ipp0M(/)

L-z

где Ь-длина катушки с током; ц - магнитная проницаемость среды; р0 - магнитная постоянная; N - число витков на единицу длины; 1(0 - ток в катушке при к 10. Силу, действующую на единицу массы диамагнитного вещества, находят по формуле

1 е

*т = Т---------ПГ

4 т

dz

где п - число молекул (атомов), содержащихся в одном грамме диамагнитного вещества; г-средний размер атома вещества; е — заряд электрона; т - масса электрона; с1В1 (к- градиент магнитного поля в точке х. Особые разногласия у «разработчиков» прибора вызывает методика определения силы, действующей на образец. Как правило, предлагаются ассоциативные аналоги, которые были изучены в предыдущих семестрах. Например, и-образный «манометр», измерительная система на основе машины Атвуда, один груз которой представляет диамагнитное вещество, а второй - небольшой стержень из ферромагнетика, находящийся внутри проволочного кольца с чувствительным гальванометром. При движении намагниченного стерженька в кольце возникает ЭДС индукции, по величине которой судят о силе, выталкивающей диамагнитный образец.

Обучение по изложенной методике требует 8 ч аудиторного и 16 ч внеаудиторного времени. В экспериментальных проектах участвовали студенты II курса физико-технического факультета и студенты факультета естественных наук и математики, обучающиеся в ТПУ по направлению «Физика».

Опыт применения ПОО в натурно-виртуальном виде показывает, что он органически включает в себя тестирование. Однако традиционные контролирующие и обучающие тесты не соответствуют рассматривае-

Ток I, А [ 1 ¡¿з II, Ом Г о7~"]^

: цгн| о.ооТ]:

Z, СМ 0.01

ВИТКОВ П 100

7J

t В, 1 t,ci 0 001

"I *

B(z), Тл -

Т, С”

0.00010663

0.01

B(tK Тл - 0.00011958

dB/dz, Тп/м = 0.17904818

Рис 3. Внешняя панель прибора для изучения магнитных свойств веществ

мой психологической структуре объекта познания. Это обусловлено:

1) недостаточно эффективным целеполаганием;

2) несоответствием современному уровню обучения технике и технологии (очень часто способ действия соответствует продолжающемуся школьному обучению, т.е. движению «назад»), условиям действия (это может быть решением задачи стандартного семинарского занятия, но при соответствующем учете проблемных ситуаций);

3) отсутствием функционального строения действий (цель, способ и условия выполнения).

Роль традиционных тестов, тем не менее, весьма существенна. Поэтому они должны входить в состав новых тестов в качестве фундаментальной компоненты. В литературе справедливо подчеркиваются основные недостатки тестов, связанные со случайным выбором ответа и отсутст вием тренировки речевого аппарата, что делает невозможным прослеживать логику рассуждения обучаемого. Эти недостатки устраняются тогда, когда обучение является корпоративным и связано с созданием новых лабораторных приборов, изучением и исследованием аналогов (рис. 4).

Возникающая новая отрасль дидактики высшей школы - электронная дидактика - в качестве проблемы изучения могла бы включить в цели разработку дидактически целесообразного натурно-виртуального лабораторного практикума и способов создания в нем проблемных ситуаций, вызывающих необходимую технологическую активность студентов. Новые программные оболочки типа РЕМЬаЬ.2.3 дают широкие возможности трансформировать и модифицировать физические объекты в трехмерном виде. Принципы модификации таких объектов уже сейчас требуют разработки дидактических приемов их применения. Иначе студент как носитель психики не будет согласован с современной психологической структурой объекта познания. Считаем, что для физики это должно происходить в рамках и схемах ПОО.

Очевидно, что информационные технологии, в том числе и информационно-педагогические, играют решающую роль только тогда, когда плотность потока новых учебных «продуктов» и информационных технологий в учебном процессе достаточно велика [7]. Это достигается согласованием программ изучения физики и информатики, использованием проблемно-ориентированного обучения с учетом следующих свойств знаний:

1. Знания увеличиваются, если они передаются, тиражируются и используются. Это реализуется путем создания банков виртуальных решений, полученных студентами. Исполнители проекта обязаны «побывать в таком банке», оставить «в файле» новые мысли, пусть самые абсурдные, запротоколировать идеи.

2. Если знания не используются, то они уменьшаются и разрушаются, поэтому проекты выбираются

так, что их расчетная часть обязательно содержит тематику предыдущих семестров.

3. Для знаний в настоящее время характерен сетевой эффект взаимодействия, который порождает новое явление возрастающей предельной полезности и возрастающей предельной производительности. Чем больше масштаб деятельности, тем больше эффективность вовлекаемых ресурсов, в том числе собственных интеллектуальных возможностей. Следовательно, проекты натурно-виртуального практикума должны соответствовать принципу полноты физической системы [6].

Кроме того, при обучении, и особенно проблемно-ориентированном, необходимо подчеркивать роль стандартов. Компания, которая становится обладателем стандарта, одновременно начинает доминировать в отрасли. Быстрое приобретение знаний в этой связи становится решающим фактором, так как интеллектуальный капитал, приобретенный при изучении физики, является определяющим для инженеров и бакалавров.

Все предложенное значительно дополняет традиционные процессы управления познавательной деятельностью, реализуемой в неявной форме в электронных учебниках, а также путем представления учебного материала при живом общении лектора с аудиторией. При ПОО эти процессы осуществляются в конкретно-мотивированной и деятельной форме, исключающей пассивность и представляющей непрерывную серию фундаментальных, но проблемных задач и проблемных ситуаций в виргуально-информацион-ном виде. Отметим, что об опыте применения проблемно-ориентированного обучения в ряде стран Европы сообщается в [11].

Заключение

1. Методическое обеспечение лабораторного практикума по физике, предложенное в работе, может служить эффективной базой для проблемно-ориентированною обучения студентов в области техники и технологии.

2. Виртуальные проекты, реализуемые во время обучения, должны учитывать проблемные ситуации как специфические условия взаимодействия объекта познания и субъекта психики.

3. Натурно-виртуальные эксперименты по схеме ПОО наилучшим образом соответствуют современным системам корпоративного обучения и управления знаниями, приобщения студентов к созданию новых виртуальных и «игровых» приборов.

4. Технологические тесты, которые входят в стандартные в виде дополнения к их фундаментальной составляющей, являются важным элементом в системе проблемно-ориентированного обучения инженеров и бакалавров.

Техническое решение может быть достигнуто при условии, что сердечник катушки:

1 ) полый.

2) сплошной.

3) диэлектрик,

4) выполнен в форме прутков

Для того, чтобы наблюдать дублет в спектре N8, нужно использовать:

1) кольца Ньютона,

2) диф. решетку,

3) натриевую лампу,

4) дисперсионную призму

Этот закон применен

дли расчета

вза имодействнн :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) точечных масс,

2) точечных зарядов,

3) произвольных тел,

4) магнитных нолей,

5)электрических полей

Для того 41 обы система удовлетворяла принципу технологичности, изменяют массу, добавляя грузики:

1) магнитным полем,

2)электрическим,

3) электромагнитом,

4) непрерывно,

5) не грузики, а

заряды_______________

В МГД-генераторе движение частиц осуществляется:

1) по окружности,

2) в магнитном поле,

3)в электрическом поле

Дли того чтобы осуществить, надо использовать поле:

1) электрическое,

2) магнитное,

3)электромагнитное,

4) гравитационное,

5) неоднородное

электрическое________

Из хаотически предложенных данных составить задачу, собрать Схема реального или схему лабораторного прибора. Это пример эвристического виртуального эксперимента

метода построения виртуальной задачи и схемы натурно-

виртуального эксперимента____________________________________]__________________________

Рис. 4. Примеры формулирования тестов для проблемно-ориентированного обучения

Литература

1. Козел С.М., Тихомиров Ю.В. Виртуальный практикум по физике. - http://www.Dhvsicon.ru/: htto://www college/ru/:

Виртуальная физика (// http://stratum.ac.ru/rus/products/vphysics/)

2. PhysLab (http:// keva.tusur.ru/-vnf/)

3. labVIEW (http://www-2net.spbstu.ru/CD ED/virt-lab/labview.html)

4. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

5. Чернов И.П. и др. Соотношение компьютерных и реальных экспериментов в лабораторном практикуме по физике II Образовательные технологии: состояние и перспективы: Тр. науч.-метод. конф. Томск, 1999.

6. Ларионов В.В. Основные принципы проектно-ориентированного обучения физике в техническом университете II Изв. Томского политехи. ун-та. 2004. Т. 307. Ns 1. .

7. Гапоненко А Л. Управление знаниями. М., 2001.

8. Детлаф A.A. и др. Курс физики Т. 2: Учеб. пос. для вузов. М., 1977.

9. Савельев И.В. Курс общей физики. Т. 2. М., 1978.

10. Парселл Э. Электричество и магнетизм: Учеб. рук-во. М., 1983.

11. http://www.docfizzix.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.