ББК 4481.2 + Ю715.4
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К ДЕЛОВОЙ ПЕРЕПИСКЕ
Н.Н. Кузьмина ЮУрГУ
Рассмотрен проект и результаты исследования процесса становления готовности будущих менеджеров к деловой переписке с партнерами посредством учебно-педагогического взаимодействия.
Цель экспериментальной работы заключается в оценке эффективности выдвинутого комплекса педагогических предпосылок по становлению готовности будущих менеджеров к деловой переписке с партнерами в образовательном процессе университета. Экспериментальная работа проводилась с 2005 по 2007 год со студентами - будущими менеджерами. Эксперимент проводился в естественных условиях образовательного процесса на факультетах «Международный» и «Экономика и управление» Южно-Уральского государственного университета. Всего в исследовании на различных этапах участвовало 220 студентов и 17 преподавателей.
При рассмотрении теоретических аспектов проблемы педагогического содействия становлению готовности будущих менеджеров к деловой переписке с партнерами нами был выдвинут ряд предположений, который потребовал экспериментальной проверки. Становление готовности будущих менеджеров к деловой переписке с партнерами в образовательном процессе университета на уровне, достаточном для решения профессиональных задач, осуществляется, если:
- в основу положена теория гуманно ориентированного образования, при котором на всех этапах проектирования и осуществления образовательного процесса учитываются природоопределенные свойства студентов, реализуется учебно-педагогическое взаимодействие на основе паритетности взаимоотношений студентов и педагога, а также создания ситуаций успеха для самореализации студентов;
- в содержании лингвистических дисциплин отражены основные признаки деловой переписки менеджера;
-содержание образовательного процесса осуществляется сочетанием когнитивных и созидательных аспектов деловой переписки.
На этой основе нами ставились следующие задачи экспериментальной работы:
- выявить принципы организации экспериментальной работы по педагогическому содействию становлению готовности будущих менеджеров к деловой переписке с партнерами;
-экспериментально проверить комплекс педагогических предпосылок становления готовности будущих менеджеров к деловой переписке с партнерами в образовательном процессе университета;
-определить основные уровни и критерии готовности к деловой переписке;
-опираясь на результаты исследования, разработать, апробировать и внедрить в образовательный процесс методические рекомендации по педагогическому содействию становлению готовности будущих менеджеров к деловой переписке с партнерами.
Первый этап исследования - организация эксперимента.
На основе анализа психолого-педагоги-ческой теории и изучения образовательного процесса в высших учебных заведениях нами выявлены уровни готовности студентов к деловой переписке. На основе выявленного уровня готовности определены педагогические средства, задача которых осуществлять педагогическое содействие становлению готовности к деловой переписке в профессиональной деятельности менеджеров посредством учебно-педагогического взаимодействия. Эффективность положений гипотезы исследования проверяется в результате практической апробации модели педагогического со-действия становлению готовности будущих
менеджеров к деловой переписке с партнерами. В соответствии с этим определена цель экспериментальной работы: проверить влияние выдвинутых в гипотезе условий на эффективность становления готовности студентов, будущих менеджеров, к деловой переписке с партнерами. Ожидаемым результатом является повышение уровня готовности к деловой переписке с партнерами.
В соответствии с этой целью мы определили задачи констатирующего и формирующего эксперимента.
Задачи констатирующего эксперимента.
1) Выявить сложившийся на данный момент уровень готовности к деловой переписке.
2) Определить на основе выявленного уровня готовности уровни каждого этапа становления готовности к деловой переписке.
Задачи формирующего эксперимента.
1. Разработать формы и методы организации учебно-педагогического взаимодействия в педагогическом содействии становлению готовности к деловой переписке, которые создавали бы условия для перехода от одного уровня готовности к другому, более высокому.
2. Осуществить эмпирическую проверку разработанной модели с целью выявления эффективности влияния гипотетических условий.
3. Сделать выводы о подтверждении достоверности условий, выдвинутых в гипотезе.
Во время проведения констатирующего эксперимента выявлено, что студенты считают деловую переписку важным аспектом в деятельности менеджера.
Также изучалось мнение преподавателей университета с педагогическим стажем не менее пяти лет о значимости деловой переписки для будущих менеджеров.
При изучении мнения преподавателей относительно значимости готовности будущих менеджеров к деловой переписке выявлено: все преподаватели отмечают важность деловой переписки именно в профессиональной деятельности менеджера, но работу в этом направлении целенаправленно не проводят, чаще это происходит от случая к случаю, бессистемно, используют лишь некоторые виды деловых писем и работу по образцу. Преподаватели высказали интерес и желание ознакомиться, а в будущем реализовывать в практике образовательного процесса методику педагогического содействия становлению готовности будущих менеджеров к деловой переписке с партнерами.
Для изучения уровня готовности студентов к деловой переписке мы использовали разные методы.
Предлагалось написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Деловая переписка в деятельности менеджера». В ходе написания этой работы студентам необходимо было дать ответы на пункты плана (например: «Что такое деловая переписка в деятельности менеджера?»; «Какие виды писем должен писать менеджер?»; «Значима ли, на Ваш взгляд, деловая переписка в деятельности менеджера?»; «Для чего нужна деловая переписка?»; «Какие перспективы может открыть деловая переписка в деятельности менеджера?» и т.д.).
Выявлялось, имеют ли студенты первого курса представление о том, что такое деловая переписка в общем смысле слова; что студенты понимают под деловой перепиской в профессиональной деятельности менеджера; важна ли для студентов деловая переписка; необходимо ли для студентов получение знаний, необходимых для деловой переписки, во время обучения в университете; что, по мнению студентов, необходимо изменить в общении между ними и преподавателем для того, чтобы оно способствовало становлению готовности к деловой переписке и т.д.
В ходе эксперимента проводилось тестирование на определение уровня готовности к деловой переписке, осуществлялось собеседование, наблюдение. Также проводился анализ продуктов деятельности (результат решения практико-ориентирован-ных задач, например, создание писем по теме, заданной ситуацией).
В результате получены следующие данные:
- 89,5 % студентов имеют представление, что такое деловая переписка в общем смысле слова;
-только 32,3 % студентов осведомлены, какие письма должен составлять менеджер;
- 76,8 % полагают, что для успешной самореализации в профессиональной деятельности менеджера им необходимо уметь вести деловую переписку;
- 82,7 % студентов отметили отсутствие атмосферы сотрудничества при взаимоотношении между студентами и педагогом;
- вышеупомянутые 82,7 % студентов считают, что если бы отношения с преподавателем происходили в атмосфере сотрудничества, то качество их знаний были бы выше,
кроме того, отношение к учебе могло бы измениться в лучшую сторону;
- 72,7 % студентов понимают, что способность к деловой переписке не возникнет сама собой во время обучения в вузе, ее необходимо целенаправленно формировать;
- 89 % студентов отмечают, что им нужна помощь, чтобы правильно и грамотно составить деловое письмо;
- большинству учащихся, а именно 66,4 %, легче выразить свои мысли в устной форме, что указывает на несформированность навыков письменного общения на родном языке, 29 % отдали предпочтение письменной форме; 4,6 % одинаково владеют как устной, так и письменной формой общения;
-только 8,6 % студентов уже сталкивались с проблемой написания какого-либо вида делового письма; 71,4 % еще не приходилось писать деловые письма;
-как результат вышеуказанных мнений, повышенный интерес к изучению делового письма проявили 15,9 %, хотели бы попробовать свои силы, ответив «желательно», -73,2%, и только 10,9 % посчитали данные знания бесполезными;
- свою профессию связывают с деловой перепиской 34 % человек, 41,8 % не исключают такую возможность, 24,2 % считают, что деловая переписка в будущей профессии им не понадобится.
Студентам также было предложено написать письма на определенную тему (практикоориентированные задания). Однако эти задания оказались не под силу большинству испытуемых. Только 12,7 % студентов показали положительный результат.
Итак, студенты хотят вести деловую переписку, понимают ее значение в будущей профессиональной деятельности, выражают желание заниматься деловой перепиской. Неспособность большинства студентов самостоятельно составить деловое письмо, их интерес к изучению деловых писем еще больше убедили нас в необходимости педагогического содействия становлению готовности будущих менеджеров к деловой переписке.
Для определения критериев оценки готовности студентов к деловой переписке мы использовали метод экспертных оценок, поскольку необходимо определить критерии оценки для определения уровней готовности студентов к деловой переписке в ходе всей экспериментальной работы [2, 3]. Была создана группа экспертов в количестве семнадцати
человек (преподаватели международного факультета и факультета лингвистики со стажем работы не менее пяти лет). Этой группе преподавателей была прочитана ознакомительная лекция о готовности к деловой переписке как аспекте образованности, описаны характеристики образованности (осведомленность, сознательность, действенность, умелость) с соответствующими показателями [4]. После окончания лекции экспертам было предложено придать вес каждой из обобщенных характеристик готовности к деловой переписке. По результатам экспертизы было выявлено, что каждая из обобщенных характеристик готовности к деловой переписке имеет примерно одинаковый вес в «готовности к деловой переписке».
Нами был определен максимальный балл по каждому показателю в критериях (осведомленность, сознательность, действенность, умелость) - 5.
Данные критерии оценки уровня готовности студентов к деловой переписке использованы в ходе всей экспериментальной работы для определения начального уровня готовности и всех последующих уровней. В ходе всего эксперимента принадлежность студентов к соответствующему уровню готовности к деловой переписке определялась путем сложения полученных каждым студентом баллов по каждой из характеристик. Готовность к деловой переписке определялась по следующей формуле, исходя из одинакового вклада в готовность каждой характеристики и учитывая, что среднее количество показателей в каждом критерии равно трем:
3 3
Г=Ох — +С+Д+У х —,
8 4
где О - осведомленность, С - сознательность, Д - действенность, У - умелость.
Для каждого уровня готовности студентов к деловой переписке определялась верхняя и нижняя границы. Если сумма баллов находится в интервале [15-30) баллов, уровень готовности - начальный; [30 - 43) баллов - преддоста-точный уровень готовности; [43 - 53) баллов -достаточный уровень готовности; от [53 - 60) баллов - уровень выше достаточного.
Для того чтобы определить, к какому уровню готовности к деловой переписке принадлежат студенты, нами были подобраны тесты, анкеты, задания на основе анализа литературы по данной теме [1, 5 и др.]. Осведомленность определялась путем тестирования общих представлений о деловых письмах; о деловых письмах в деятельности менеджера
и их составляющих. Сознательность - путем анкетирования, проведения опросов на определение направленности студента на деловую переписку. Действенность определялась анкетированием и путем анализа продуктов деятельности студентов (предлагалось написать письмо на заданную тему). Выяснялось эмоциональное отношение к деловой переписке. Умелость выявлялась на практике в процессе деловой переписки с помощью практикоориентированных заданий, выяснялась способность к использованию накопленных знаний и умений в процессе деловой переписки.
Наряду с тестированием и анкетированием, проводилось наблюдение и собеседование, которые также имеют своей целью определение принадлежности студентов к тому или иному уровню готовности к деловой переписке.
На основе полученных результатов тестирования, анкетирования, анализа продуктов деятельности (писем) и сочинений, а также наблюдения и собеседования студенту присваивался тот или иной уровень готовности к деловой переписке. Нами были получены следующие данные: 23,18 % студентов относятся к начальному уровню готовности к деловой переписке, 60 % студентов относятся к пред-достаточному уровню готовности к деловой переписке и 16,82 % студентов относятся к достаточному уровню готовности к деловой переписке.
Второй этап экспериментальной работы
- реализация модели педагогического содействия становлению готовности будущих менеджеров к деловой переписке с партнерами.
На данном этапе проверялась эффективность разработанной модели педагогического содействия становлению готовности будущих менеджеров к деловой переписке с партнерами.
В процессе проверки эффективности использовались следующие методы: моделирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности студентов.
В первой экспериментальной группе соблюдались следующие условия: опора на гуманно ориентированное образование; в содержании отражены основные признаки деловой переписки менеджера; в содержании образовательного процесса отражены когнитивные аспекты деловой переписки.
Во второй экспериментальной группе -опора на гуманно ориентированное образование; в содержании отражены основные признаки деловой переписки менеджера; в содержании
образовательного процесса отражены созидательные аспекты деловой переписки.
В третьей экспериментальной группе -опора на гуманно ориентированное образование; в содержании отражены основные признаки деловой переписки менеджера; содержание образовательного процесса характеризуется сочетанием когнитивных и созидательных аспектов деловой переписки.
В контрольной группе - образовательный процесс осуществлялся традиционным способом.
Целесообразность выбора трех экспериментальных групп обосновывалась логикой исследования и необходимостью проверить:
-действительно ли необходимо для становления готовности к деловой переписке с партнерами в профессиональной деятельности менеджера одновременное соблюдение трех перечисленных условий, выдвинутых в гипотезе;
- насколько эффективным может быть процесс деловой переписки будущих менеджеров (становления готовности к деловой переписке), когда все перечисленные в гипотезе положения выполняются.
Третий этап экспериментальной работы -анализ и обработка полученных результатов.
Результаты контрольных и прочих работ, опросных листов анализировались, обрабатывались методами математической статистики (проверка нулевой гипотезы с помощью критерия хи-квадрат для двух независимых выборок), сравнивались с данными начала экспериментальной работы. Итоговый срез показал, что наибольшее повышение уровня готовности к деловой переписке произошло в ЭГЗ, где процесс реализации модели педагогического содействия становлению готовности будущих менеджеров к деловой переписке осуществлялся на основе комплекса условий.
Подтверждение статистической существенности отличий в распределении по уровням готовности к деловой переписке получено нами с помощью критерия Л/2 на уровне значимости 5 %. При сравнении контрольной группы с каждой из экспериментальных мы пришли к выводу, что существенные отличия с контрольной группой имеет только ЭГЗ, т.к.
(ЭГЗ, КГ) > х20,05. Группы ЭГ1, ЭГ2 не имеют существенных различий в уровне готовности к деловой переписке по сравнению с контрольной группой, т.к. %2ЭМП (ЭГ1, КГ) < < %20,05, Х2эмп(ЭГ2, КГ) < х\о5-
Анализ материалов экспериментальной работы позволяет сделать вывод о подтверждении гипотезы исследования.
Литература
1. Альбов, А.С. Письмо зарубежному партнеру / А.С. Альбов. -Л.: Судостроение, 1991. -191 с.
2. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. -М.: Высш. школа, 1981. -240 с.
3. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории и измерений в педагогике / В. И. Михеев. -М.: Высш. шк., 1987. -200с.
4. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
5. Сериков, Г.Н. Образование человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. -416с.
6. Ashley, A. Commercial Correspondence / A. Ashley. - Oxford University Press, 2005. -304 p.