Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование теплообмена в пучках профилированных трубок маслоохладителей'

Экспериментальное исследование теплообмена в пучках профилированных трубок маслоохладителей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
259
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕПЛООБМЕН / ПРОФИЛИРОВАННЫЕ ТРУБКИ / ПУЧОК / HEAT TRANSFER / PROFILE TUBES / BUNDLE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бродов Юрий Миронович, Аронсон Константин Эрленович, Рябчиков Александр Юрьевич, Локалов Григорий Александрович, Желонкин Николай Владимирович

Исследованы особенности течения и теплообмена масла в пучках гладких и профилированных трубок. Рассмотрено влияние окружения соседних трубок пучка на теплообмен на рабочей трубке. Получены зависимости для расчета теплообмена в пучках профильных витых трубок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бродов Юрий Миронович, Аронсон Константин Эрленович, Рябчиков Александр Юрьевич, Локалов Григорий Александрович, Желонкин Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование теплообмена в пучках профилированных трубок маслоохладителей»

УДК 536.24:621.311.22.002.5

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛООБМЕНА В ПУЧКАХ ПРОФИЛИРОВАННЫХ ТРУБОК МАСЛООХЛАДИТЕЛЕЙ

Ю.М. БРОДОВ, К.Э. АРОНСОН, А.Ю. РЯБЧИКОВ, Г.А. ЛОКАЛОВ, Н.В. ЖЕЛОНКИН

Уральский государственный технический университет - УПИ им. первого Президента

России Б.Н. Ельцина

Исследованы особенности течения и теплообмена масла в пучках гладких и профилированных трубок. Рассмотрено влияние окружения соседних трубок пучка на теплообмен на рабочей трубке. Получены зависимости для расчета теплообмена в пучках профильных витых трубок.

Ключевые слова: теплообмен, профилированные трубки, пучок.

Введение

Исследованиям теплообмена при течении вязких жидкостей в пучках с гладкими трубками посвящено большое количество работ [1-5]. Полученные зависимости позволяют проводить расчеты и разрабатывать охладители масла для энергетических машин [1-6]. В последнее время нашли широкое распространение маслоохладители с трубками из нержавеющей стали (08Х18Н10Т), что определяется высокой коррозионной стойкостью данного материала в средах, не содержащих (или содержащих небольшое количество) хлоридов. Так, только по разработкам авторов изготовлено и поставлено на ТЭС более 200 маслоохладителей различных типоразмеров для турбин мощностью от 6 до 800 МВт [7-10].

Использование трубок из нержавеющей стали с относительно низким коэффициентом теплопроводности материала (1ст =16 Вт/(м2-К)) при более высокой надежности гладких трубок несколько снижает тепловую эффективность маслоохладителей, что требует поиска и применения интенсифицирующих теплообмен поверхностей. В настоящее время в теплообменных аппаратах нашли широкое применение профилированные трубки с накаткой - профильные витые (ПВТ) (рис. 1, а) [9, 11]. В ряде аппаратов различного назначения используются профильные трубки с кольцевой накаткой (ПКТ) (рис. 1, б) [10]. Проведенный анализ показал, что данные по интенсификации теплообмена при обтекании вязкими жидкостями пучков с профилированными трубками практически отсутствуют. Эти обстоятельства и обосновали необходимость проведения комплекса экспериментальных исследований по изучению теплогидравлических процессов в трубных пучках с гладкими и профилированными трубками применительно к маслоохладителям турбоустановок.

© Ю.М. Бродов, К.Э. Аронсон, А.Ю. Рябчиков, Г.А. Локалов, Н.В. Желонкин Проблемы энергетики, 2010, № 9-10

а) б)

Рис. 1. а) профильная витая трубка, б) профильная кольцевая трубка: к - глубина канавки, мм; « -шаг между соседними канавками, мм; г - число заходов профилирования; 8 - толщина стенки; 4

Бн - наружный диаметр трубки

Методика исследования

Исследование гидродинамики и теплообмена при обтекании пучков трубок поперечным потоком турбинного масла проведено на специально созданном экспериментальном стенде (рис. 2) методом локального теплового моделирования с охлаждаемой рабочей трубкой [12]. В этом случае температура набегающей на рабочую трубку жидкости соответствует температуре потока перед пучком. Параметры масла для экспериментального исследования выбраны в соответствии с диапазонами их изменения в маслоохладителях турбоустановок на различных режимах их работы [4, 8]. Экспериментальный стенд (рис. 2) состоит из экспериментального модуля, комплекса вспомогательного оборудования и включает в себя три отдельных контура: первый - для нагрева масла до требуемой начальной температуры, второй - для подачи масла в экспериментальный модуль, третий - для подачи охлаждающей воды.

Основным элементом экспериментального стенда является модуль, в который устанавливаются исследуемые пучки трубок. Модуль представляет собой канал прямоугольного сечения шириной 84 мм, высотой 87 мм и длиной 700 мм, в который устанавливаются 11-рядные пучки гладких или профилированных трубок. Стенки модуля выполнены из оргстекла для уменьшения тепловых потерь в окружающую среду. По боковым стенкам модуля устанавливаются половинки трубок. Рабочая трубка, представляющая собой водяной калориметр, устанавливается в середине шестого ряда пучка, где поток масла уже стабилизирован, и закрепляется в верхней (съемной) и нижней (стационарной) стенках модуля.

Рис. 2. Принципиальная схема экспериментального стенда: - Контур подогрева масла: 1 -термостат; 8 - насос; 3 - теплообменник; - Контур подачи масла в экспериментальный модуль: 2 - основной масляный бак; 7 - масляный насос; 3 - теплообменник; 4 - бак-ресивер; 13 -участок стабилизации потока масла; 6 - экспериментальный модуль; 15 - рабочая (опытная) трубка; 14 - выходной участок; 5 - расходомерный бак для масла; - Контур подачи охлаждающей воды: 11 - линия подачи охлаждающей воды; 9 - уравнительный бак охлаждающей воды; 15 - рабочая (опытная) трубка; 10 - расходомерный бак охлаждающей воды; 12 - линия слива охлаждающей воды; А - Схема измерений экспериментального модуля; Б - Трубный пучок, устанавливаемый в экспериментальный модуль: 1 - стенки модуля (из оргстекла); 2 - рабочая (опытная) трубка; 3 - трубки, моделирующие трубный пучок; 4 -половинки трубок устанавливаемые на стенках модуля; 5 - отверстия для измерения статического давления. Схема измерений экспериментального стенда: 1' - температура стенки

рабочей трубки (5 термопар); 2' - температура воды на входе ^ (термопара) и выходе <»2 (термопара) рабочей трубки и изменение температуры воды в рабочей трубке

(дифференциальная термопара); 3' - температура масла в пучке (3 термопары в стенке трубки первого ряда пучка); 4' - перепад давления масла в пучке ДА (П-образный манометр); 5' -контроль температуры потока масла на входе в пучок (термометр); 6' - расход воды через рабочую трубку; 7' - расход масла через трубный пучок

Конструкция рабочей трубки (калориметра) для исследования показана на рис. 3.

а)

1 ¡0° 180е

Масло \ \Ф/

3 90°

б)

Рис. 3. Калориметрическая трубка (а) и места расположения термопар в поперечном сечении рабочей части профильной витой трубки (б): 1 - медная трубка; 2 - латунная пластинка, скрученная в спираль; 3 - латунная трубка; 4 - трубка из оргстекла; 5 - дифференциальная термопара для измерения температуры воды; 6 - термопары для измерения температуры стенки

Рабочая часть калориметра 1 (рис. 3) длиной 87 мм изготовлена из медной трубки 16х3 мм (медь М1), оканчивается наконечниками 3, выполненными из латунной трубки диаметром 10 мм с толщиной стенки 0,1 мм, на которые насажены цилиндрические втулки 4 из оргстекла. Разработанная конструкция позволила практически исключить торцевые потери теплоты в трубке, а также обеспечить герметичность и достаточную прочность рабочей (опытной) трубки. Внутри рабочей части калориметра установлена латунная пластинка толщиной 0,5 мм, скрученная в спираль, обеспечивающая хорошее перемешивание охлаждающей воды.

Температуры стенки рабочей трубки измерялись с помощью термопар, заделанных в стенку трубки вблизи наружной поверхности и расположенных по периметру в серединном (по высоте рабочей части) сечении трубки.

При использовании ПВТ в качестве рабочей трубки термопары располагались как на выступе, так и в канавке трубки (рис. 3, б). Показания термопар зависели от ориентации измерительного сечения рабочей трубки относительно набегающего потока масла. Однако величина среднего коэффициента теплоотдачи, определяемая по разности температур потока масла и средней температуры стенки рабочей ПВТ, не зависела от ориентации измерительного сечения ПВТ (в контрольных сериях опытов). Во всех основных опытах измерительное сечение ПВТ ориентировано таким образом, что термопара на выступе ПВТ была расположена в лобовой точке относительно набегающего потока масла.

Была поставлена расширенная задача исследований, включающая оценку влияния профилирования как рабочей трубки, так и соседних трубок пучка. Проведены 13 серий опытов для различных вариантов формирования трубного пучка из гладких трубок, ПВТ и ПКТ с различными параметрами профилирования (табл.).

Таблица

Варианты установки ПВТ, ПКТ и гладких трубок в пучке (Он= 16 мм)*

№ серии Параметры профилирования трубок пучка « х Н, мм Параметры профилирования рабочей (опытной) трубки « х Н, мм

1 гладкие гладкая

2 ПВТ 8х0,5 ПВТ 8х0,5

3 ПВТ 8х0,8 ПВТ 8х0,8

4 ПВТ 10х0,5 ПВТ 10х0,5

5 ПВТ 8х0,5 гладкая

6 ПВТ 8х0,8 гладкая

7 ПВТ 10х0,5 гладкая

8 гладкие ПВТ 8х0,5

9 гладкие ПВТ 8х0,8

10 гладкие ПВТ 10х0,5

11 ПКТ 7х0,5 гладкая

12 гладкие ПКТ 7х0,5

13 ПКТ 7х0,5 ПКТ 7х0,5

"Примечание: обозначения см. рис. 1.

Эксперимент планировался в более широком диапазоне изменения величин скоростей и температур масла в сравнении со значениями этих параметров в серийных маслоохладителях турбоустановок мощностью от 6 до 800 МВт [5,8]. Для минимизации количества опытов эксперименты для каждого варианта установки профилированных трубок в трубном пучке проводились при характерных величинах Ием, реализуемых различными сочетаниями скоростей и температур масла в пределах выбранных диапазонов их изменения.

Нагрев масла до требуемой температуры проводился с использованием контура подогрева масла (рис. 2). Измерения проводились на нескольких режимах при различных расходах (скоростях) масла. Стабилизация режима и снятие показаний по 5-6 раз для каждого режима проводились в течение 1 часа. Аналогичным образом проводились измерения при других температурах масла.

Максимальная относительная среднеквадратичная погрешность определения коэффициента теплоотдачи со стороны масла не превышает ±3,7 %, а перепада давления в пучке ±4 %.

Экспериментальные данные для коэффициента теплоотдачи обрабатывались в безразмерном виде, позволяющем обобщить данные по теплоотдаче при различных скоростях и температурах набегающего потока масла:

А

N.. =■

Рг

0,36

РГж

Рг

гст Ум

0,25

= ЛИем),

где - число Нуссельта масла; Ргм - число Прандтля масла;

РГ Рг

отношение чисел Прандтля масла при температурах набегающего потока и стенки трубки; Ием - число Рейнольдса масла, рассчитанное по характерной скорости в узком сечении трубного пучка.

В качестве характерного размера в числах и Ием использован

наружный диаметр гладкой рабочей трубки. © Проблемы энергетики, 2010, № 9-10

Наладка экспериментального стенда и проверка методики измерений проводилась при обтекании маслом пучка гладких трубок. Отклонение экспериментальных данных по теплоотдаче от рассчитанных по известным зависимостям других авторов [4-7] не превышает 10 %.

Основные результаты

По результатам проведенных опытов при обтекании маслом пучков трубок установлено, что коэффициент теплоотдачи на ПВТ в пучке выше, чем на гладких трубках, а эффективность теплообмена на ПКТ в пучке ниже, чем на гладких трубках. На рис. 4, а в качестве примера представлены экспериментальные данные по теплоотдаче для пучков гладких трубок, ПВТ с параметрами профилирования я х Н = 8х0,5 мм и ПКТ с параметрами 7х0,5 мм.

На рис. 4, б, в качестве примера, представлена зависимость относительного числа ^пр/^гл от числа Яем для трубных пучков ПВТ с различными

параметрами профилирования и гладкой (4, 5, 6) или профилированной (1, 2, 3) рабочей трубкой.

Рис. 4. Экспериментальные данные по теплоотдаче в пучках трубок: а) о - гладкие трубки (серия 1, см. табл.), • - ПВТ (8х0,5 мм) (серия 2); □ - ПКТ (7х0,5 мм) (серия 13); — -аппроксимация экспериментальных данных; б) рабочая трубка ПВТ: 1 - серия 2 (8х0,5 мм); 2 -серия 3 (8х0,8 мм); 3 - серия 4 (10х0,5 мм); рабочая трубка гладкая: 4 - серия 5 (8х0,5 мм);

5 - серия 6 (8х0,8 мм); 6 -серия 7 (10х0,5 мм), (табл.)

Максимальный эффект — увеличение теплоотдачи достигает 17,5 % для пучка ПВТ с профилированной рабочей трубкой с параметрами профилирования я = 8 мм, Н = 0,8 мм. В пучках ПВТ с гладкой рабочей трубкой интенсификация теплообмена достигает 5...7 %.

Интенсификация теплообмена при обтекании исследованных пучков ПВТ описывается обобщенной зависимостью

^ пр = ^ гл • ск,

где ск =

0,995 + 0,410£

Ие0,019

Полученная зависимость применима при величинах чисел Ием = 100.. .750, глубине канавки ПВТ Н = 0,5.0,8 мм, шага между соседними канавками ПВТ £ = 8.10 мм, числа заходов профилирования г = 3.

Опытами установлено, что на интенсивность теплообмена в пучке трубок влияние оказывает как профилирование самой рабочей трубки, так и профилирование окружающих ее трубок пучка. При этом на интенсификацию теплоотдачи в пучке большее влияние оказывает профилирование окружающих трубок. Влияние профилирования рабочей трубки менее значительно. Это, по нашему мнению, объясняется тем, что профилирование окружающих трубок пучка вызывает турбулизацию всего потока масла, а профилирование только рабочей трубки приводит к уменьшению толщины пограничного слоя за счет пульсаций скорости в ламинарном пограничном слое на поверхности только рабочей трубки, что незначительно влияет на изменение коэффициента теплоотдачи в сравнении с гладкотрубным пучком.

Необходимо учитывать, что профилирование рабочей трубки по-разному сказывается на интенсивности теплоотдачи в зависимости от того, где установлена эта трубка - в пучке гладких или ПВТ.

Возмущения, возникающие в набегающем потоке масла от окружающих рабочую трубку соседних профилированных трубок, по нашему мнению, изменяют механизм переноса теплоты в пограничном слое от потока масла к стенке рабочей трубки. Так, например, такое изменение механизма переноса теплоты в пучке гладких трубок оказывается на 5.7 % более эффективно, чем пульсации скорости в пограничном слое, вызванные профилированием только рабочей трубки.

На рис. 5 представлены данные по распределению относительного температурного напора по периметру трубки, 8 = (¿м -)/(*м - ¿0), где ¿м, ¿ф, *0 - температура потока масла, температура стенки при текущем угле ф и в лобовой точке по периметру стенки рабочей трубки. Эти данные позволяют уточнить механизмы интенсификации теплообмена в пучках ПВТ, т.к. распределение температур в стенке рабочей трубки определяется изменением толщины теплового пограничного слоя по периметру трубки. Как видно из рис. 5, изменение параметра 8 от угла ф, а следовательно и температур стенки гладкой трубки, более существенно, чем ПВТ.

Экспериментальные данные по гидравлическому сопротивлению пучка гладких трубок в поперечном потоке масла обрабатывались в виде зависимостей

Еим = /(Ием), где Ей = Ар/(р • ) - число Эйлера. Опытные данные для пучка гладких трубок показали хорошее совпадение с расчетами по известным зависимостям [1-7].

Анализ результатов проведенных исследований гидравлического сопротивления пучков гладких, профильных витых трубок и профильных кольцевых трубок в поперечном потоке масла показал, что профилирование трубок пучка в исследованном диапазоне чисел Ием в пределах погрешности эксперимента не приводит к существенному изменению гидравлического сопротивления пучков ПВТ относительно пучка гладких трубок. Возможный рост гидравлического сопротивления исследованных пучков ПВТ и ПКТ со стороны © Проблемы энергетики, 2010, № 9-10

масла за счет профилирования трубок относительно гладкотрубного пучка, по нашему мнению, компенсировался увеличением проходного сечения для потока масла в зависимости от параметров профилирования трубок, которое на 6,5.10,4 % больше, чем в пучке гладких трубок. Учитывая это, для расчета гидравлического сопротивления с масляной стороны в маслоохладителях с трубным пучком, выполненным из профилированных трубок, при значениях чисел Яем =100.750 возможно использование зависимости Еим = /(Ием) для гладкотрубного пучка. На основе полученных результатов экспериментальных исследований уточнены методики расчета маслоохладителей. Эти методики использованы для разработки (проектирования) маслоохладителей с ПВТ, модернизации серийных маслоохладителей, а также для анализа обработки результатов испытаний ранее модернизированных [7, 9] маслоохладителей.

Рис. 5. Зависимость относительного температурного напора от угла ф для гладкой трубки и

ПВТ( яхИ= 8х0,5 мм)

Проверка результатов

Для оценки эффективности применения профильных витых трубок в маслоохладителях турбоустановок проведены сравнительные испытания серийного маслоохладителя МО-11 с гладкими трубками (маслоохладитель системы смазки турбины Р-6-35-10/1,2) и модернизированного маслоохладителя МО-11М с профильными витыми трубками. Параметры профилирования ПВТ (И = 0,5 мм, я = 8 мм) выбраны на основе результатов исследования с учетом опыта эксплуатации натурных аппаратов, изготовленных по разработкам УГТУ-УПИ [7, 9].

Перед проведением испытаний на обоих маслоохладителях проведена очистка трубных досок и внутренней поверхности трубок от отложений. Испытания маслоохладителей проводились при нескольких значениях расхода охлаждающей воды, температур воды и масла.

Методика проведения испытаний одинакова для обоих маслоохладителей. Сначала устанавливался расход охлаждающей воды, при котором температура масла на выходе из маслоохладителя составляла «35 °С. После этого в течение 30 минут маслоохладитель выходил на стационарный режим, далее проводились замеры параметров теплоносителей. Аналогично проводились измерения и при других значениях расхода охлаждающей воды. Были реализованы режимы с

температурой масла на выходе из маслоохладителя ^2м =35.45 °С, расходом

масла См =9.16 м3/ч, расходом воды вв =1,0.11 м3/ч. Измерения параметров

работы маслоохладителей на каждом режиме повторялись три раза. Максимальная относительная погрешность измерения температуры составила 1 %, относительная погрешность измерения расхода составила 1,5 %.

Так как режимы работы маслоохладителей МО-11 и МО-11М в реальных условиях эксплуатации различны, то сравнение серийного (гладкотрубного) маслоохладителя и модернизированного маслоохладителя с ПВТ проводилось расчетным методом с использованием уточненной на основе результатов настоящего исследования методики.

Установлено, что результаты теплогидравлического расчета маслоохладителей по уточненной методике удовлетворительно согласуются с результатами испытаний натурных аппаратов и представлены на рис. 6 (отклонение расчетной величины ¿м от опытной не превышает 1 %).

1 2 3 4 5 6 7№реж

Рис. 6. Результаты испытаний и расчета маслоохладителей: модернизированного - МО-11М (режимы 1-5) и серийного - МО-11 (режимы 6, 7): □ - экспериментальные данные; ■ - результаты расчета маслоохладителей по уточненной методике

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе анализа и обобщения результатов экспериментальных и расчетных данных показано, что применение ПВТ из нержавеющей стали в маслоохладителе МО-11М позволяет получить тепловую производительность модернизированного аппарата как у серийного гладкотрубного (трубки из материала Л68) на всех режимах работы аппарата, обеспечивая при этом повышенный уровень его надежности.

Выводы

1. Проведены сравнительные исследования теплоотдачи и гидравлического сопротивления пучков гладких, профильных витых (ПВТ) и профильных кольцевых трубок (ПКТ) в поперечном потоке масла методом локального моделирования на специально изготовленном экспериментальном стенде; результаты экспериментальных исследований на пучке гладких трубок при этом хорошо согласуются с классическими зависимостями.

2. Установлено, что интенсивность теплоотдачи со стороны масла в пучке ПВТ в диапазоне чисел Яем = 100.750 на величину до 17,5 % выше, чем в пучке © Проблемы энергетики, 2010, № 9-10

из гладких трубок и зависит от параметров профилирования ПВТ и режима течения масла в трубном пучке. Интенсивность теплоотдачи со стороны масла в пучке ПКТ в диапазоне чисел Re„ = 100.750 на величину до 16 % ниже, чем в пучке из гладких трубок. При увеличении числа Rej эффект от профилирования трубок возрастает.

3. Исследовано влияние на теплообмен в пучках с ПВТ профилирования как рабочей трубки, так и совокупного влияния остальных трубок пучка. Повышение эффективности теплоотдачи на ПВТ определяется двумя основными факторами:

- активным воздействием возмущений, возникающих в набегающем потоке масла от окружающих (рабочую трубку) профилированных трубок, влияющих на механизм переноса теплоты в пограничном слое от потока к стенке рабочей трубки;

- пульсациями скорости в пограничном слое на стенке рабочей трубки, вызванными профилированием самой рабочей трубки.

Установлено, что эффект интенсификации теплообмена для трубки (рабочей) в пучке, достигаемый за счет профилирования окружающих трубок пучка, на 5.7 % выше, чем при профилировании только рабочей трубки.

4. Показано, что в исследованном диапазоне чисел Re„ = 100.750 гидравлическое сопротивление пучков гладких трубок, пучков ПВТ и пучков ПКТ в пределах погрешности эксперимента остается практически неизменным; это определяется, с одной стороны, ростом гидравлического сопротивления за счет профилирования трубок, а с другой стороны, увеличением проходного сечения для потока масла в пучках ПВТ в сравнении с гладкотрубным пучком на 6,5.10,4 % в зависимости от параметров профилирования трубок.

5. На основе проведенных исследований уточнена позонная методика теплогидравлического расчета маслоохладителей с гладкими трубками и ПВТ.

6. Проведены сравнительные натурные испытания маслоохладителей — серийного гладкотрубного МО-11 и модернизированного МО-11М с ПВТ. Результаты расчета маслоохладителей по уточненной методике теплогидравлического расчета удовлетворительно согласуются с результатами испытаний натурных аппаратов (отклонение расчетной величины t„ от опытной не превышает 1 %).

Summary

Oil flow features and heat transfer in bundles of smooth and profile tubes are investigated. The effect of neighbouring tubes on investigated tube heat transfer is studied. Correlations have been received for heat transfer calculation of profile tube bundles.

Key words: heat transfer, profile tubes, bundle.

Литература

1. Росинский А.З., Шкловер Г.Г. Влияние конструктивных и параметрических факторов на теплоотдачу и сопротивление маслоохладителей // Теплоэнергетика. 1970. № 4. С. 88-91.

2. Кузнецов Е.Ф. Теплоотдача и сопротивление кожухотрубных маслоохладителей // Энергомашиностроение. 1970. № 3. С. 42-45.

3. Жукаускас А.А. Конвективный перенос в теплообменниках. М.: Наука,1982. 427 с.

4. Пермяков В.А., Левин Е.С., Дивова Г.В. Теплообменники вязких жидкостей, применяемые на электростанциях. Л.: Энергоатомиздат, 1983. 175 с.

5. Берман С.С. Расчет теплообменных аппаратов турбоустановок. М.; Л.: Госэнергоиздат. 1962. 240 с.

6. Методика расчета и проектирования охладителей масла для систем маслоснабжения турбоустановок: РТМ 108.020.126-80. Л.: НПО ЦКТИ, 1982. 76 с.

7. Бродов Ю.М., Аронсон К.Э., Рябчиков А.Ю. и др. Модернизация маслоохладителей паротурбинных установок // Теплоэнергетика. 1999. №12. С. 2427.

8. Повышение эффективности и надежности теплообменных аппаратов паротурбинных установок. 3-е изд., перераб. и доп. / Под общей ред. Ю.М. Бродова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. 466 с.

9. Аронсон К.Э., Бродов Ю.М., Рябчиков А.Ю. и др. Опыт разработки модернизированных маслоохладителей системы маслоснабжения турбин мощностью 800 МВт // Теплоэнергетика. 2009. №8. С. 13-19.

10. Калинин Э.К., Дрейцер Г.А., Копп И.З., Мякочин А.С. Эффективные поверхности теплообмена. М.: Энергоатомиздат, 1998. 408 с.

11. Бродов Ю.М. Перспективные разработки по повышению эффективности и надежности кожухотрубных теплообменных аппаратов паротурбинных установок // Теплоэнергетика. 1998. № 1. С. 25-59.

12. Бродов Ю.М., Аронсон К.Э., Рябчиков А.Ю., Локалов Г.А. Экспериментальное исследование теплообмена при обтекании вязкой жидкостью пучков гладких и профилированных трубок применительно к маслоохладителям турбоустановок // Теплоэнергетика. 2008. №3. С. 13-17.

Поступила в редакцию 19 марта 2010 г.

Бродов Юрий Миронович - д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Турбины и двигатели» Уральского государственного технического университета - УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Тел. 8 (343) 374-59-45. E-mail: [email protected].

Аронсон Константин Эрленович - д-р техн. наук, старший научный сотрудник кафедры «Турбины и двигатели» Уральского государственного технического университета - УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Тел. 8 (343) 326-45-62. E-mail: [email protected].

Рябчиков Александр Юрьевич - д-р техн. наук, старший научный сотрудник кафедры «Турбины и двигатели» Уральского государственного технического университета - УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Тел. 8 (343) 326-45-62. E-mail: [email protected].

Локалов Григорий Александрович - канд. техн. наук, преподаватель кафедры «Турбины и двигатели» Уральского государственного технического университета - УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Тел. 8 (343) 326-45-62. E-mail: [email protected].

Желонкин Николай Владимирович - преподаватель кафедры «Турбины и двигатели» Уральского государственного технического университета - УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Тел. 8 (343) 326-45-62. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.