Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование стратегий идентификации терминов'

Экспериментальное исследование стратегий идентификации терминов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
239
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНОСИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / СТИМУЛЫ / АССОЦИАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ / СТРАТЕГИИ / TERM-SYSTEM / PROFESSIONAL IMAGE OF THE WORLD / INDIVIDUAL MIND / STIMULI / ASSOCIATION REACTIONS / STRATEGIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефимова Марианна Васильевна

В статье рассматривается психолингвистическая трактовка специфики терминологической единицы, функционирующей в сознании индивида. Подчеркивается актуальность профессионального фактора при исследовании значения термина. Обсуждаются результаты ассоциативного эксперимента на материале терминов Интернета и теории музыки и сольфеджио. Выделяются ведущие стратегии идентификации представленных терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specific psycholinguistic interpretation of a terminological unit in individual mind is revealed by the article. The significance of professional factor in term meaning research is emphasized. The results of association experiment on terms of the internet and theory of music and solfeggio are discussed. The main identification strategies of the given terms are introduced.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование стратегий идентификации терминов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 28 (282). Филология. Искусствоведение. Вып. 70. С. 66-69.

М. В. Ефимова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТЕРМИНОВ

В статье рассматривается психолингвистическая трактовка специфики терминологической единицы, функционирующей в сознании индивида. Подчеркивается актуальность профессионального фактора при исследовании значения термина. Обсуждаются результаты ассоциативного эксперимента на материале терминов Интернета и теории музыки и сольфеджио. Выделяются ведущие стратегии идентификации представленных терминов.

Ключевые слова: терминосистема, профессиональный образ мира, индивидуальное сознание, стимулы, ассоциативные реакции, стратегии.

В современных работах слово как достояние индивида исследуется сквозь призму индивидуального сознания, обусловленного национальными, культурными факторами и социальной составляющей, в рамках которой рассматривается участие профессиональной компоненты при изучении специфики восприятия значений терминоединицы. Привлечение профессиональной специфики при исследовании значения термина дает возможность наиболее полно обнаружить основные смысловые связи не только в принадлежности индивида к определенной профессии, но и в его индивидуально-личностных характеристиках.

Проблемы, касающиеся специфики профессионального образа мира, понимаемого нами как не просто высший уровень знаний, умений человека как специалиста в определенной области, но и образ жизни, мыслей, стереотипов специалиста как индивида, освещаются в работах таких ученых, как А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев. Речь идет о профессиональном образе мира в сознании субъекта определенной деятельности, некого «общего языка профессионалов» в отдельно взятой сфере деятельности, который может отражать специфику «профессионального образа мира» и формируется на базе сходного видения мира1.

М. В. Орлова считает, что контекстуальные наименования определяются одновременно «в качестве продукта как индивидуального, так и профессионального творческого акта, актуализирующего значение слова в рамках определенного профессионального пространства»2.

По мнению автора, анализ терминосистем целесообразно проводить не через системные отношения в языковой парадигме, а через отношения носителей данного языка к окружающей действительности, частью которой яв-

ляется и мир их профессий. Носители языка. обладающие профессиональными знаниями и собственными личностными характеристиками, оказывают влияние на условия восприятия и функционирования терминов в рамках заданной профессиональной сферы деятельности. С точки зрения психолингвистической природы проводимого нами исследования, при изучении значения термина значимость приобретают знания индивида о данной лексической единице. Нам представляется важным попытаться выявить то, что стоит за термином в индивидуальном сознании и изучить терминологию как достояние индивида.

С опорой на разработанную А. А. Залевской теорию лексикона человека, в которой слово трактуется как единица ментального лексикона индивида и средство доступа к индивидуальному сознанию3, термин рассматривается нами как средство, при помощи которого индивид находит в памяти знания, выступающие в качестве опоры в процессе познания нового. Значение термина сводится к определенному исходному чувственному образу (зрительному, слуховому, двигательному), который актуализируется прямо или опосредованно вербальными «переходами» и сопровождается эмоционально-оценочным переживанием познающего субъекта. Несмотря на утвердившееся в лингвистике мнение о том, что термины относятся к разряду абстрактных или что «экспрессивно-эмоциональная лексика не находит применения там, где требуется чистая номинация без выражения субъективного и пристрастного отношения к предмету»4, в психолингвистической парадигме констатируется наличие у терминологических единиц «коэффициентов конкретности, образности и эмоциональности», которые являются неотъемлемыми

составляющими психологической структуры значения термина5.

По результатам ранее проведенного пилотажного эксперимента, в качестве стимульного материала нами были отобраны термины двух различных сфер знаний. С одной стороны, молодой, динамично развивающийся язык интернета, с другой - давно действующая в языке данной науки терминосистема теории музыки и сольфеджио с зафиксированными в словарях узкоспециальными терминами с характеристиками монотерминов, такими как системность, однозначность в пределах одной терминоси-стемы, точность и безразличие к контексту, наличие дефиниции, конвенциональность, стилистическая нейтральность6.

В качестве исходных слов-стимулов были выбраны следующие термины интернета: гиперссылка, кэш, клик, рунет, флуд, шлюз, ява-скрипт, контент, хост, бан, оптимизатор, брандмауэр, гейтвей, мультиплексор, гипертекст, виджет, джава, дорвей, киберпространство, реселлер; термины теории музыки и сольфеджио: бас, партитура, полутон, синкопа, такт, аппликатура, затакт, обертоны, септима, сольфеджио, вольта, мелизмы, дубль-бемоль, нотный стан, кантата, пентатоника, кварта, оратория, группетто, мордент (приводятся в порядке предъявления испытуемым). Всего 40 слов-стимулов.

В эксперименте приняли участие 200 человек, которые были разделены на 2 группы: 100 будущих специалистов в сфере технических областей науки и 100 будущих представителей музыкальных профессий. Участниками первой группы стали студенты 1-4 курсов возрастной группы 18-25 лет факультета информатики и робототехники Уфимского государственного авиационного технического университета, респонденты второй группы - студенты 1-4 курсов возрастной группы 16-28 лет сборных факультетов Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова и Уфимского училища искусств. Каждая группа испытуемых (далее - ии.) дважды выступила в эксперименте: 1) в качестве будущих специалистов (на материале терминов изучаемой области знания) и 2) неспециалистов (на материале терминов, не имеющих отношения к их сфере деятельности). В результате общее количество проанализированных анкет составило 400 экземпляров. Респондентам предлагалось написать столько реакций на слово-стимул, сколько приходит в голову «до пустоты в го-

лове». В ходе проведения экспериментального исследования было получено 8000 ассоциативных реакций.

На сегодняшний день большое внимание уделяется вопросам организации и проведения экспериментальных исследований с различными группами ии. с целью выявления стратегий и опорных элементов, используемых носителями языка при идентификации слова-стимула (Т. М. Рогожникова, Р. Н. Гарипова, Л. В. Газизова, С. В. Закорко, Н. М. Ткаченко и др.). По результатам ассоциативных экспериментов, проведенных авторами на материале разных языков с учетом широкого возрастного диапазона ии., в различных условиях и в разное время, на основе выявления характера связи между стимулом и ассоциацией были выделены различные типы ассоциативных реакций и сформулированы стратегии ассоциирования7.

В ходе нашего эксперимента преследовалась цель - проследить специфику процессов ассоциирования у неспециалистов и будущих специалистов, сгруппировать полученные ассоциативные реакции согласно их принадлежности профессионально-ориентированному или обыденному контексту, выделить используемые ии. стратегии и опоры в процессе уяснения значения термина.

На основании наличия ассоциативной связи с поверхностным ярусом лексикона человека нами были выделены следующие формальные реакции: 1) эхолалические (воспроизводящие стимул буквально): ШЛЮЗ - шлюз; 2) фонетические (схожие со стимулами по звукобуквенному комплексу или созвучные с ними): ГЕЙТВЕЙ - глинтвейн; КЛИК - крик; 3) словообразовательные (изменение грамматической формы или словоизменительной парадигмы стимула): КЕШ - кеширование; 4) автоматические (обусловленные исключительно речевым навыком, выработанным в процессе общения): ОПТИМИЗАТОР - идей; 5) многократные (повторяющиеся несколько раз на разные стимулы) ГИПЕРССЫЛКА - Интернет; КЕШ -Интернет; 6) вопросительные: ШЛЮЗ - сетевой шлюз? 7) переводные: ФЛУД - поток,

8) нулевые (отказ от реакции).

Наличие ассоциативной связи с глубинным ярусом ментального лексикона подтверждается многочисленными смысловыми реакциями, среди них:

1) тематические (употребляющиеся в рамках тематически ограниченного контекста или профессионально специфичные), свя-

занные с компьютерными технологиями: ХОСТ - компьютер; с интернет технологиями: КОНТЕНТ - сайт; с web-технологиями: ГИПЕРССЫЛКА - HTML -файл, с телефонными технологиями: ДЖАВА - телефон сотовый; с тематикой «музыкальные инструменты»: СИНКОПА - барабаны; с видами музыкальных произведений: ПАРТИТУРА -симфония; с видами певческих голосов: БАС -тенор; сопрано; с музыкальными профессиями: КАНТАТА - дирижер; буквенные обозначения музыкальных терминов: ОБЕРТОНЫ -звуковое сочетание звуков до до соль до фа ля до ре ре#; числовые обозначения музыкальных терминов: ТАКТ - я; графические обозначения музыкальных терминов:

НОТНЫИ СТАН

схемы: МУЛЬТИПЛЕКСОР

2) ассоциации, основанные на памяти сочетаемости слов, встречаемых: в кинофильмах -ДОРВЕЙ - Дарт Вейдер (фильм «Звездные войны»); в литературе - БРАНДМАУЭР - Лорд Байрон; ВИДЖЕТ - Пушкин; имена политиков, преподавателей - ДЖАВА - Абама; КЕШ -Жернаков; с именами композиторов, певцов, музыкантов: БАС - Шаляпин; Абдразаков; АППЛИКАУРА - Бах; ВОЛЬТА - Моцарт; именем домашнего животного - КЕШ - попугай Кеша; названием географических мест: РУНЕТ - Уфа; ШЛЮЗ - Павловка;

3) реакции - дефиниции (определение стимула): ГИПЕРССЫЛКА - ссылка на какую-либо информацию в системе или часть гипертекстового документа;

4) синонимичные реакции (синонимы и си-миляры): ФЛУД - болтовня, треп;

5) реакции-развертывания: атрибутивные реакции (определение слова через его признак): КИБЕРПРОСТРАНСТВО - глобальный, техническое, огромное; функциональные (выделение функции предмета): РУНЕТ - развлечение; реакции (определяющие стимул через словосочетание) МУЛЬТИПЛЕКСОР - многовходное устройство;

6) конкретные реакции (чем лучше человек знаком с понятием, тем более конкретно он способен объяснить его): ФЛУД - спам; бесполезные сообщения; многократное повторение бессмысленных выражений;

7) абстрактные реакции (высокая степень обобщения): ГРУППЕТТО - музыка;

8) реакции-пояснения (стремление дать дефиницию или объяснить значение слова через определенную близкую ситуацию): РУНЕТ -область интернета в доменной зоне России; много ненужного, да еще в плохом качестве; российская часть интернета; одно из названий интернета; русскоязычные ресурсы интернета; интернет под доменом ги. РФ;

9) реакции с опорой на промежуточный элемент ассоциативного процесса. Выявление данной реакции основано на применении по-стэкспериментального опроса, введенного в научный обиход Т. М. Рогожниковой. Данный метод обнаруживает глубинную связь между стимулом и реакцией, которая не просматривается без привлечения этого инструмента. В данном случае, выявляется необходимая «информация о постоянно недостающем третьем звене дихотомии (стимул-реакция)», речь идет о сращении8. В ходе эксперимента подобные реакции были зафиксированы во всех группах. Например, ЯВАСКРИПТ - (специалист) - Андрей Вахтеров. Между стимулом ЯВАСКРИПТ и реакцией Андрей Вахтеров существует промежуточный элемент - специалист. Только совместный с испытуемым анализ данной реакции позволяет понять, что испытуемый считает себя, даже будучи студентом, достаточно компетентным и владеющим знаниями в данной области, чтобы быть востребованным в этой сфере и зарабатывать денежные средства, он считает себя состоявшимся специалистом.

В ходе проведенного эксперимента было обнаружено активное участие следующих стратегий: 1) на уровне поверхностного яруса лексикона человека - стратегия опоры на формальные мотивирующие элементы, включая стратегию с опорой на морфемный состав слова, стратегию с опорой на звуко-буквенный комплекс слова, стратегию отказа от идентификации; 2) на уровне глубинного яруса лексикона индивида - стратегия отнесения к профессиональной ситуации, стратегия прямой дефиниции, стратегия идентификации стимула через синоним/симиляр, стратегия атрибутивности, стратегия дифференциации, стратегия генерализации, стратегия с опорой на функцию слова, стратегия с опорой на промежуточный элемент ассоциативного процесса.

Таким образом, все полученные реакции на термины-стимулы позволяют выявить спец-

ифику организации ассоциативных полей представленных терминов в сознании неспециалистов и формирующихся специалистов. Проведенный эксперимент показывает, что содержание ассоциативных полей терминов имеет профессиональную специфику, «вытягивая на активное табло сознания» профессионально-ориентированные образы сознания человека9, основанные на перцептивно-когнитивно-аффективном опыте, различных типах знаний с учетом профессиональной составляющей, преобладающей в определенной ситуации языкового употребления. В случае с будущими специалистами наблюдается активизация определенных структур сознания, репрезентирующих знания, мнения, впечатления, которые возникают при интерпретации специфической профессиональной деятельности. В группах неспециалистов в заданной области актуализируются фоновые знания ии., способствующие созданию собственного ассоциативного образа представленного термина. Полученный богатый ассоциативный материал дает возможность обнаружить актуальные для человека психологические значения терминов, которые представляют психическую реальность «живого» слова10 и выходят далеко за границы словарных дефиниций терминологической единицы.

Примечание

1 См.: Лурия, А. Р. Язык и сознание. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.; Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. М. : Смысл, 1997. 287 с.

2 Орлова, М. В. Специфика идентификации компьютерной терминологии (экспериментальное исследование) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Курск, 2008. 22 с.

3 См.: Залевская, А. А. Проблема организации внутреннего лексикона человека. Калинин : Калинин. гос. ун-т, 1977. 84 с.; Залевская, А. А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1990. 204 с.

4 Шмелева, И. Н. Стилистическая характеристика слов с суффиксами субъективной оценки // Современная русская лексикография. Л. : Наука, 1976. С. 170-177.

5 Колодкина, Е. Н. Проблемы психолингвистического исследования термина // Слово и текст в психолингвистическом аспекте. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1992. С. 67-73.

6 См.: Комарова, З. И. О сущности термина // Термин и слово. Горький : Изд-во ГГУ им. Н. И. Лобачевского, 1979. С. 3-12.

7 См.: Галерея ассоциативных портретов : монография / Т. М. Рогожникова и др. ; под общ. ред. Т. М. Рогожниковой. Уфа : Уфим. гос. ави-ац. техн. ун-т, 2009. 448 с.

8 Рогожникова, Т. М. Стратегии ассоциирования и соматические корни семантики // Слово и текст: психолингвистический подход : сб. науч. тр. / под общ. ред. А. А. Залевской. Тверь : Твер. гос. ун-т, 2004. Вып. 3. С. 102-111.

9 Бутакова, Л. О. Специфика цветового восприятия терминологически ориентированных языковых знаков / Л. О. Бутакова, Д. С. Ковальчук // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности : сб. науч. ст. Вып. 4. Н. Новгород : Нижегород. гос. лингв. ун-т им. Н. А. Добролюбова, 2009. С. 55-72.

10 Патсис, М. Ассоциативное поле как инструмент анализа значения слова (на материале греческого языка) : дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.