Литература
[1].Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психол. журнал. 1983. №1. С. 13-29.
[2].Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания. Омск, 2001.
[3].Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера. // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994. С. 5-12.
[4].Кудинов С.И. Кудинов С.С. Психологический анализ типологических проявлений общительности личности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 3, 2008. С. 282-288.
[5]. Кудинов С.И. Выделение типологических особенностей проявления организованности студентов // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. С. 379-388.
[6]. Кудинов С.И. Психологические аспекты организованности школьников с нормальными показателями здоровья и минимальными мозговыми дисфункциями // Записки Российского государственного социального университета. М., РГСУ, 2010. №2. С. 156-160.
[7]. Кудинов С.И. Деформация социального статуса учителя как фактор обуславливающий развитие синдрома профессионального выгорания // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы [Текст] : материалы VI Международной научно-практической конференции; Москва, РУДН, 18-19 апреля 2013 г. / Науч. ред. В.И. Казаренков. М.: РУДН, 2013. С. 606610.
[8].Кудинов С.С. Полифункциональная модель исследования самореализации лчности // Комплексное исследование свойств личности: научная школа А.И. Крупнова: Сборник научных статей. М. : РУДН, 2009. С. 30-40.
Фетисова А.С.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ, РАБОТАЮЩИХ В ПРИРОДООХРАННОЙ СФЕРЕ
В современном мире возникло колоссальное противоречие между потребностями общества для обеспечения собственного развития и возможностями среды удовлетворить эти потребности. Для сохранения системы биосферы, рационализации ресурсопользования, распространения действия этических норм на биологический и неорганический уровни организации материи становится весьма актуальным корректировка системы жизненных ценностей человечества. Важная роль в этой связи сегодня отводится развитию у человека экологического сознания как субъективного, личностного фактора преодоления потребительского отношения к природе, способствующего бесконтрольному использованию ее ресурсов, и смене ценностных ориентаций на бережное взаимодействие с окружающей средой. Принципиальное значение имеет высокий уровень сформированности данного свойства личности у специалистов-управленцев, задействованных, прежде всего, в сфере принятия управленческих и стратегических решений, связанных с экологическими вопросами.
Летом 2012 года на базе Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и среди обычных людей, не связанных с природоохранной деятельностью, было проведено экспериментальное исследование экологического сознания и ценностных ориентаций. Описание проведенного исследования экологического сознания было опубликовано ранее [8]. В настоящей статье приводятся экспериментальные данные по изучению ценностных ориентаций государственных служащих, работающих в сфере природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В исследовании приняли участие 150 человек, из них 112 инспекторов, занимающихся экологическим контролем и надзором в городе Москве и 38 человек, не работающих в сфере экологии.
Все участники исследования были поделены на три группы.
Первая экспериментальная группа (45 чел.) - государственные инспектора, работающие в отделах экологического контроля в административных округах города Москвы, как правило, имеющие профессию «эколог». Непосредственное место работы - офис с выездами на промышленные и озелененные территории города Москвы. В круг их задач входят следующие: предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; осуществление государственного экологического контроля за объектами хозяйственной и иной деятельности; государствен-
ный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений на территории города Москвы.
Вторая экспериментальная группа (67 чел.) - государственные инспектора, которые работают на особо охраняемых природных территориях (парках и лесопарковых зонах) города Москвы, как правило, имеющие профессию «инженер лесного хозяйства», «инженер-эколог», «инженер садовопаркового и ландшафтного строительства», «зооинженер». Непосредственное место работы - лесопарковая зона. В круг их задач входят следующие: сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов, в том числе животного и растительного мира, на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) города Москвы; организация и координация работ по охране, использованию, воспроизводству (в том числе вольерному содержанию и разведению), инвентаризации и мониторингу объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях города Москвы; организация и координация работ по созданию и содержанию экологических троп, веломаршрутов, экскурсионных троп и других рекреационных объектов, и информационных центров на ООПТ города Москвы; организация и координация работ по ведению Красной книги города Москвы на особо охраняемых природных территориях.
Контрольная группа (38 чел.) - люди, не связанные с охраной природы и чьи профессии не связаны с экологией, доминирующие профессии в группе - «инженер», «юрист», «экономист», «врач» и т.п.
Таким образом, можно отметить, что за принцип выборки респондентов бралась их причастность к природоохранной деятельности с целью выявления их мировоззрения и отношения к окружающей природной среде.
Для исследования системы ценностей личности участников эксперимента был использован адаптированный вариант методики «Ценностные ориентации», разработанной М. Рокичем [5; 6]. Автор делит эти ценности на терминальные, или ценности-цели, и инструментальные, или ценности-средства. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться: инструментальные ценности он определяет как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является и с личной, и с общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
Доминирующая направленность ценностных ориентации дает возможность определить вовлеченность либо в сферу труда, либо в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов дает возможность оценить идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей, которые человек рассматривает как нормы поведения.
Для статистического анализа использовался метод выявления значимых различий хи-квадрат. Обработка производилась с помощью статистической компьютерной программы 8Р88-17.
По данным методики ценностных ориентаций М. Рокича получены значимые различия. На рис. 1-3 приведены распределения доминирующих терминальных ценностей в контрольной и экспериментальных группах.
Рис. 1. Распределение доминирующих терминальных ценностей в группе «Экспериментальная-1», где А15 - «равенство (в возможностях)»; А3 - «красота природы и искусства»; А8 - «счастливая семейная жизнь»; ОСТ - остальные ценности.
Как видно из рис. 1, члены группы «Экспериментальная-1» иерархически распределяют доминирующие жизненные цели в досуговой активности, в сфере труда, и в семейно-бытовой сфере. Указание на красоту как смысложизненную ориентацию заставляет вспомнить изречение Томаса Гоббса: «Красота — это обещание счастья». Как правило, ценность красоты природы и искусства отражает стремление компенсировать рутину повседневной жизни.
36%
□ A6
□ A7
□ A4
□ ОСТ
24%
24
Рис. 2. Распределение доминирующих терминальных ценностей в группе «Экспериментальная-2», где А6 - «познание, интеллектуальное развитие»;
А7 - «независимость суждений и оценок»; А4 - «материально обеспеченная жизнь»;
ОСТ - остальные ценности
На рис. 2 у членов группы «Экспериментальная-2» в иерархии доминирующих жизненных целей на первый план выступают включенные в ресурсный образ самоактуализации. Следует отметить, что такое распределение терминальных ценностей характерно для высокомотивированных людей, отражая временную перспективу личности и проектируемую траекторию развития.
Рис. 3. Распределение доминирующих терминальных ценностей в контрольной группе, где А15 - «равенство (в возможностях)»; А3 - «красота природы и искусства»;
А8 - «счастливая семейная жизнь»; ОСТ - остальные ценности
Данные контрольной группы полностью совпадают с данными группы «Эксперимен-тальная-1» (см. рис. 1); т.е. доминирующие жизненные цели иерархически распределяются в досуговой активности, в сфере труда в семейно-бытовой сфере. Это, по-видимому, означает, что по психологическим установкам группа «Экспериментальная-1» чрезвычайно близка к контрольной. На рис. 4-6 показано распределение доминирующих инструментальных ценностей в контрольной и экспериментальных группах.
18%
□ В16
□ В9
□ В2
□ ОСТ
14%
Рис. 4. Распределение доминирующих инструментальных ценностей в группе «Экспериментальная-1», где В16 - «твердая воля»; В9 - «воспитанность»; В2 - «жизнерадостность»;
ОСТ - остальные ценности
Как видно из рис. 4, доминирующие инструментальные ценности группы «Экспери-ментальная-1 » указывают на жизненный стиль, сочетающий целеустремленность с социа-лизированностью и общим позитивным настроем. Подобные результаты характерны для лиц с высокой мотивацией достижения, а в профессиональном плане — для менеджеров высшего звена (чьи установки перенимаются теми, для кого они выступают в качестве референтной группы).
Рис. 5. Распределение доминирующих инструментальных ценностей в группе «Экспериментальная-2», где В1 - «аккуратность»; В4 - «ответственность»; В2 - «жизнерадостность»;
ОСТ - остальные ценности
Доминирующие инструментальные ценности группы «Экспериментальная-2» указывают на жизненный стиль, направленный на успешность в профессиональной сфере, деловое общение, исполнительскую дисциплину. Указанные ценности отражают социальную желательность, поскольку инсталлируются в сознании школьников как наиболее одобряемые значимыми взрослыми. Идеально для грамотных, эффективных чиновников.
Как видно из рис. 6, данные контрольной группы чрезвычайно близки к данным группы «Экспериментальная-1» (см. рис. 4); т.е. доминирующие инструментальные ценности обеих групп почти совпадают. Это согласуется с данными по терминальным ценностям, что позволяет сделать вывод о близости не только стратегических жизненных целей, но и тактических жизненных стилей.
16%
□ В1
□ В4
□ В2
□ ОСТ
16%
47%
13%
B16 B2 B9 ОСТ
Рис. 6. Распределение доминирующих инструментальных ценностей в контрольной группе, где В16 - «твердая воля»; В2 - «жизнерадостность»; В9 - «воспитанность»;
ОСТ - остальные ценности
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Исследование системы ценностей показало сходство жизненных позиций испытуемых групп «Экспериментальная-1 » и контрольной. При этом доминирующие терминальные ценностей иерархически распределяются в сферах труда, в досуговой активности и в семейно-бытовой сфере, а инструментальные отражают типичные для менеджеров стилевые особенности.
2. У испытуемых группы «Экспериментальная-2» в иерархии доминирующих терминальных ценностей на первый план выступают включенные в ресурсный образ самоактуализации. Доминирующие инструментальные ценности этой группы указывают на жизненный стиль, направленный на успешность в профессиональной сфере, деловое общение, исполнительскую дисциплину.
Таким образом, можно сделать вывод, что детерминирующими факторами, влияющими на систему общественно значимых ценностей, являются среда, в которой находится человек, близость к природе, образование (профессия) в сфере экологии, самоактуализация, которые выявлены во Второй экспериментальной группе. Люди, наиболее близко соприкасающиеся с природной средой, являются самоактуализирующимися личностями и способны более успешно развиваться в своей профессиональной сфере.
[1] Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация. Учебное пособие. М., 2012.
[2] Деркач А.А. Самореализация - основание акмеологического развития: монография / А.А.Деркач, Э.В.Сайко. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.
[3] Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. - М: Изд-во РУДН, 2008.
[4] Панов В.И. Методологические проблемы экопсихологии развития // Экопсихологические аспекты развития индивидуальности / Под ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО, 1997. С. 5-21.
[5] Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара, 1998. С. 637 - 641.
[6] Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. C. 143-146.
[7] Фетисова А.С. Психолого-акмеологические факторы потребительского отношения личности к природной среде // Акмеология. 2012. № 3. С. 137 - 141.
[8] Фетисова А.С. Экспериментальное исследование экологического сознания как индикатора потребительского отношения человека к природе // Акмеология. 2013. № 2. С. 64-69.
[9] Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.
Литература