Со стороны переживаний также выявлены значительные отличия у учащихся второй группы по сравнению с другими выборками: 37% испытуемых отмечают негативную интенциональность (направленность) переживаний, т.е. наличие внутренних конфликтов, внешнее пассивное поведение, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными процессами, сонливостью, недостаточной активностью, напряженностью и тревогой.
В выборке испытуемых со скрытой формой одаренности наиболее негативно психические состояния влияют на поведение. Так, у 33% испытуемых переживание сопровождается напряжением, у 43% вызывает сомнения в правильности своего поведения и поступков, 27% отмечают в своем поведении наличие непоследовательности действий и неуправляемости поведения.
Представленные результаты демонстрируют, что психические состояния интеллектуально одаренных учащихся с явной формой одаренности характеризуются частотой переживания положительно окрашенных неравновесных психических состояний высокой степени активности, у учащихся со скрытой формой одаренности наиболее часто актуализируются отрицательно окрашенные неравновесные психические состояния высокой и низкой степени активности. Типичные психические состояния учащихся с явной формой интеллектуальной одаренности характеризуются гармоничной структурой, у учащихся со скрытой формой одаренности наблюдается неоднородность структурных компонентов, проявляющаяся в ухудшении продуктивности психических процессов, медленными, затяжными процессами восстановления физиологических проявлений, пассивностью поведения и негативной направленностью переживаний.
Все вышесказанное определяет необходимость организации целенаправленной психологической работы, способствующей эффективной регуляции отрицательных неравновесных психических состояний у детей, имеющих скрытую форму одаренности.
Литература
1. Прохоров А.О. Психология неравновесных психических состояний. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998. -149 с.
2. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. - М.: Феникс, 2002. - С. 142-160.
3. Рабочая концепция одаренности. - М.: Магистр, 1998. - 68 с.
Дубровина Светлана Валериевна - аспирант кафедры психологии развития и возрастной психологии Сибирской академии экономики, права и управления (г. Ангарск). E-mail: [email protected]
Dubrovina Svetlana Valerievna - postgraduate student of developmental psychology and age psychology department of Siberian Academy of Economy, Law and Management (Angarsk). E-mail: [email protected]
УДК 159.9.07 Д. А. Пастухова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлены результаты эмпирического исследования психологической адаптации воспитанников детского дома. Установлена взаимосвязь между психологическими качествами и психологической адаптацией детей. Представлено описание программы психологической адаптации воспитанников и приводятся результаты ее внедрения.
Ключевые слова: воспитанники детского дома, психологическая адаптация, диагностика, корреляционное исследование, параметры психологической адаптации.
D.A. Pastukhova
EXPERIMENTAL STUDY OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE ORPHANS
This article presents the results of empirical research of orphans psychological adaptation. The correlation ofpsy-chological features with psychological adaptation of children is established. The description of the program of orphanage psychological adaptation and the results of its implementation are presented.
Keywords: orphanage, psychological adaptation, diagnostics, correlation research, parameters of psychological adaptation.
Проблема адаптации всегда привлекала внимание ученых, работающих в разных сферах. Как отмечает В.Г. Асеев, это «...одна из важнейших междисциплинарных научных проблем, которая в настоящее время достаточно широко и интенсивно исследуется на медико-биологическом, социальноэкономическом и социально-психологическом уровнях» [1, с. 3]. Данная проблема приобретает особую актуальность в отношении наименее защищенной социальной группы - воспитанников детских домов. Социальные исследования демонстрируют неутешительные результаты воспитания в интернатных учреждениях. Опрос директоров детских домов показал, что от 30 до 50 % выпускников не могут адаптироваться в обществе [2, с. 64].
Для выявления направлений развития адаптационных способностей детей-сирот нами было проведено экспериментальное исследование психологической адаптации воспитанников детского дома, которое включало три основных этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Первый этап имел целью определение параметров психологической адаптации воспитанников детского дома. На втором этапе осуществлялась психолого-педагогическая работа профилактического, коррекционно-развивающего и терапевтического характера с воспитанниками детского дома. Повторная психо-лого-педагогическая диагностика психологической адаптации в экспериментальной и контрольной группах и оценка эффективности проведенной психолого-педагогической работы с воспитанниками детского дома составляли содержание третьего этапа.
Первым шагом экспериментальной работы на констатирующем этапе являлась диагностика психологической адаптации воспитанников детского дома. Всесторонний анализ психологической адаптации воспитанников предполагает изучение адаптации детей в динамике, включая как собственно период пребывания детей в детском доме, так и период с момента утраты ребенком семьи до попадания его в детский дом. В качестве экспериментальной базы исследования психологической адаптации детей-сирот были выбраны ОГОУ «Детский дом г. Братска» и ОГУ СО «Социальный приют для детей и подростков “Олененок”». Выбор последнего обусловлен большим процентом детей, поступающих в детский дом г. Братска из данного приюта.
Детский дом г. Братска относится к учреждениям общего типа. Он находится в Падунском территориальном округе и является единственным детским домом в г. Братске. В детском доме проживают дети в возрасте от 3 до 18 лет. Общее количество детей варьируется по годам в пределах от 90 до 140 детей. Дошкольное отделение представлено группами: 2-й младшей (3-4 года), средней (4-5 лет), старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет). Дети школьного возраста проживают в «семьях». «Семьями» в детском доме называют группы воспитанников разных возрастов, объединенные по определенному принципу. В детском доме г. Братска сформировано 8 семей. Психолого-педагогическая диагностика поводилась на группе, состоящей из воспитанников ОГОУ «Детский дом г. Братска» дошкольного и младшего школьного возраста в возрасте от 3 до 10 лет. Эмпирическое исследование охватывало 4 группы дошкольного отделения и 3 класса школьного отделения: 1 класс (7-8 лет), 2 класс (8-9 лет), 3 класс (9-10 лет). В исследовании приняло участие 102 ребенка, в том числе 62 воспитанника дошкольного возраста и 40 воспитанников младшего школьного возраста. В таблице 1 приведены статистические данные о структуре данной группы испытуемых.
Таблица 1
Половозрастная структура выборки эмпирического исследования
Состав группы Дети дошкольного возраста Дети младшего школьного возраста Всего
младшая группа средняя группа старшая группа подготовительная группа Всего 1 класс 2 класс 3 класс Всего
Девочки 3 7 4 4 18 5 6 4 15 33
Мальчики 13 10 11 10 44 9 8 8 25 69
Итого по детскому дому 16 17 15 14 62 14 14 12 40 102
Девочки 5 5 4 6 20 8 6 7 21 41
Мальчики 4 5 6 6 21 5 6 5 16 37
Итого по детскому приюту 9 10 10 12 41 13 12 12 37 78
Областное государственное учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков “Олененок”» расположен в поселке сельского типа Зяба Братского района Иркутской области. В приюте воспитываются дети от 3 до 14 лет. Общее количество детей в данном социальном приюте варьируется по годам в пределах от 80 до 100 детей. Дошкольное отделение приюта представлено группами: 2-й младшей (3-4 года), средней (4-5 лет), старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет). В приюте «Олененок» сформировано 5 семей. Контрольную группу составили 78 воспитанников приюта, в том числе 41 ребенок дошкольного и 37 - младшего школьного возраста. В таблице 1 приведены статистические данные о половозрастных характеристиках воспитанников приюта.
Для изучения психологической адаптации воспитанников детского дома и детского приюта мы применили пакет тестовых методик: адаптационный лист, карта психологической адаптации воспитанника детского дома, опросник Л.М. Ковалевой, карта наблюдения Д. Стотта, рисуночные методики «Я в школе», «Школа зверей». Результаты оценки уровня психологической адаптации воспитанников детского дома приведены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень психологической адаптации воспитанников детского дома г. Братска
Группа испытуемых Уровень психологической адаптации воспитанников детского дома, чел. Итого
Легкая адаптация Средняя адаптация Сложная адаптация дезадаптация
дошкольники 4 8 21 29 62
в % 6,45 12,90 33,87 46,77 100
младшие школьники 3 8 19 10 40
в % 7,50 20,00 47,50 25,00 100
всего 7 16 40 39 102
всего, в % 6,86 15,69 39,22 38,24 100
В результате проведенного экспериментального исследования было установлено, что у большинства воспитанников детского дома отмечается сложная адаптация (39,22% детей). Дезадаптация также часто диагностируется у воспитанников и составляет 38,24%. Средняя адаптация выявлена только у 15,69% детей, а легкая - у 6,86% воспитанников. Рассматривая уровень психологической адаптации у детей детского приюта «Олененок», необходимо отметить, что у большинства воспитанников отмечается сложная адаптация (39,74% детей). Средняя адаптация диагностируется у 26,92% детей, а дезадаптация - у 24,36% воспитанников. Легкая адаптация составляет 8,97% случаев (табл. 3). В целом по результатам проведенного исследования можно констатировать, что воспитанникам детского приюта, так же как и воспитанникам детского дома, присущ низкий уровень психологической адаптации. При этом наиболее неблагоприятная картина характерна для детей дошкольного возраста.
Таблица 3
Уровень психологической адаптации воспитанников детского приюта “Олененок ”
Группа испытуемых Уровень психологической адаптации воспитанников детского приюта, чел. Итого
Легкая адаптация Средняя адаптация Сложная адаптация дезадаптация
дошкольники 2 8 19 12 41
в % 4,88 19,51 46,34 29,27 100
младшие школьники 2 15 13 7 37
в % 5,41 40,54 35,14 18,92 100
всего 7 21 31 19 78
всего, в % 8,97 26,92 39,74 24,36 100
Следующим шагом экспериментального исследования на констатирующем этапе являлось обоснование параметров психологической адаптации воспитанников детского дома. С этой целью осуществлялась комплексная диагностика воспитанников, а также выявление и оценка корреляционной связи между уровнем психологической адаптации и исследуемыми психологическими качествами воспитанников детского дома. Это позволило прийти к следующим выводам: между психологическими качествами воспитанников и их психологической адаптацией существует зависимость; сильная
прямая корреляционная связь с высоким порогом достоверности установлена между психологической адаптацией и такими психологическими качествами воспитанников, как мотивация общения, саморегуляция поведения, сильная обратная корреляционная связь - с тревожностью и агрессивностью. Таким образом, проведенное экспериментальное исследование на примере воспитанников детского дома г. Братска позволило выделить наиболее важные параметры психологической адаптации. В качестве обоснования состава данных параметров принято условие наличия сильной корреляционной связи между ними и уровнем психологической адаптации.
Эксперимент на формирующем этапе осуществлялся на выборке, в которую вошла экспериментальная группа воспитанников детского дома г. Братска. С учетом выявленного уровня психологической адаптации (легкая, средняя, сложная адаптация, дезадаптация) были определены основные направления психолого-педагогической работы: психопрофилактика, развивающая, коррекционная работа и психотерапия. Профилактической работой, направленной на предупреждение проблем психологической адаптации воспитанников, были охвачены все дети детского дома дошкольного и младшего школьного возраста. Развивающая психолого-педагогическая работа также осуществлялась со всеми воспитанниками и проводилась отдельно в каждой группе дошкольного отделения и каждой семье младших школьников. Коррекционная работа, направленная на формирование эффективных способов психологической адаптации, выполнялась в группах, численность детей в которых варьировалась в зависимости от возраста. Психотерапевтическая работа по формированию навыков адаптивного поведения осуществлялась индивидуально с каждым ребенком дошкольного или младшего школьного возраста, проявляющим дезадаптацию.
Содержанием деятельности по психологической адаптации воспитанников детского дома являлась психолого-педагогическая работа, направленная на преодоление тревожности, агрессивности детей, развитие мотивации и навыков общения, навыков саморегуляции поведения детей как основных параметров психологической адаптации, выделенных нами в процессе исследования. По каждому из основных параметров психологической адаптации были составлены программы групповых и индивидуальных занятий для воспитанников детского дома в возрасте от 3 до 10 лет [4]. В психоло-го-педагогической работе, направленной на психологическую адаптацию воспитанников, мы использовали методы пескотерапии, арттерапии и сказкотерапии как одни из наиболее эффективных в решении профилактических и коррекционно-развивающих задач по проблемам тревожности и агрессивности детей [3, 5].
На контрольном этапе эксперимента осуществлялась повторная диагностика психологической адаптации воспитанников детского дома и приюта. Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики уровня психологической адаптации воспитанников детского дома позволил установить, что доля воспитанников с легкой и средней адаптацией возросла с 6,86 до 31,37% и с 15,69 до 42,16% соответственно. Доля воспитанников со сложной адаптацией и дезадаптацией снизилась с 39,22 до 9,80% и с 38,24 до 16,67% соответственно. Оценивая изменение уровня психологической адаптации воспитанников детского приюта в целом, можно отметить, что доля воспитанников с легкой и средней адаптацией возросла с 8,97 до 14,10% и с 26,92 до 30,77% соответственно. Доля воспитанников приюта со сложной адаптацией и дезадаптацией снизилась с 39,74 до 34,62% и с 24,36 до 20,51% соответственно.
Таким образом, проведение контрольного этапа эксперимента позволило сформулировать следующие выводы:
1) установлено повышение уровня психологической адаптации воспитанников детского дома г. Братска и детского приюта «Олененок» в период исследования. Временной сдвиг показателей психологической адаптации воспитанников детского дома характеризуется как положительный: уровень психологической адаптации, диагностируемый при вторичном обследовании, статистически выше уровня психологической адаптации, диагностируемого при первичном обследовании. Повышение уровня психологической адаптации воспитанников детского дома более выражено в группе детей дошкольного возраста по сравнению с группой детей младшего школьного возраста. Наименьший уровень изменений психологической адаптации воспитанников детского дома по результатам контрольного эксперимента выявлен в группе детей с дезадаптацией. Это свидетельствует о необходимости постановки в качестве приоритетной задачи психолого-педагогическую работу по психологической адаптации с воспитанниками группы риска;
2) для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака (уровень психологической адаптации) в экспериментальной и контрольной группах проводилось сравнение данных пер-
вичного и вторичного исследования с помощью метода t-критерия Стьюдента. Были определены расчетные значения t-критерия Стьюдента в экспериментальной группе (t = -2,25) и контрольной группе (t =-0,26). Обнаружено, что различия в экспериментальной группе статистически достоверны на первом пороге значимости (p<0,05), а различия в контрольной группе не являются статистически достоверными. Так как в экспериментальной группе сдвиг оказался достоверным, а в контрольной - недостоверным, сдвиг в значениях исследуемого признака в экспериментальной группе под влиянием экспериментального воздействия мы считаем доказанным. Положительная динамика изменения показателей психологической адаптации воспитанников детского дома, доказанная с помощью методов математической статистики, подтверждает обоснованность выводов об эффективности проведенной экспериментальной работы и возможность рекомендации использования разработанной программы психолого-педагогической работы в решении задачи психологической адаптации воспитанников детского дома.
Литература
1. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности: сб. ст. - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1986. - С. 3-19.
2. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учеб. пособие. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - 176 с.
3. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы - теория и практика. - М.: Академический Проект, 2000. - 240 с.
4. Пастухова Д.А. Программа психологической адаптации воспитанников детского дома на основе гуманистического подхода. - Братск: БрГУ, 2010. - 32 с.
5. Лабиринт души: терапевтические сказки / под ред. О.В. Хухлаевой, O.E. Хухлаева. - 6-е изд. - М.: Академический проект, 2008. - 176 с.
Пастухова Дарья Александровна - аспирант Братского государственного университета. E-mail: [email protected]
Pastukhova Darya Alexandrovna - postgraduate student of Bratsk State University. E-mail: [email protected]
УДК 370.153. Б.В. Ламаева
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены проблемы отдельных аспектов в музыкальном преподавании в условиях высшей школы, изучено отношение студентов к музыкальной деятельности.
Ключевые слова: музыкальная деятельность, уровень музыкальности, саморегуляция, творческие способности.
B.V. Lamaeva RESEARCH OF STUDENTS' ATTITUDE TO TYPES OF MUSICAL ACTIVITY
The article addresses to the problem of individual aspects in music teaching in higher educational establishment. Students’ attitude to musical activity is studied.
Keywords: musical activity, level of musicality, self-regulation, creativity.
Обучение в вузе по сравнению со школой имеет существенные отличия, к которым относятся: больший объем учебного материала, возможность выбора учебных дисциплин для изучения, самостоятельная подготовка со стороны студентов.
Отсюда повышенные требования к развитости у студентов процессов саморегуляции учебной деятельности (планирования и программирования учебной подготовки, учета значимых условий обучения, контрольно-коррекционных процессов и т.д.) и соответствующих регуляторно-личностных качеств, таких как самостоятельность, инициативность, гибкость.
Существуют особенности, которые характеризуют функционирование всех звеньев их системы саморегулирования студентов и являются одновременно субъектно-личностными свойствами (например самостоятельность).
Для их изучения нами использован разработанный В.Г. Касимовым тест на выявление отношения к конкретной деятельности, который позволяет осуществить унифицированный подход в самых раз-