УДК 37.015.32
и.А. Усачева ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье рассмотрены особенности проявления профессиональных деструкции, педагогов на основе анализа психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов, представлены результаты экспериментального исследования профессиональных деструкции, педагога.
Ключевые слова: профессиональные деструкции, профессиональные акцентуации, профессиональные деформации, профессиональная отчужденность, стагнация.
Inna Usacheva PILOT STUDY OF PROFESSIONAL DESTRUCTIONS
OF THE TEACHER
Abstract. In article features of manifestation of professional destructions of teachers on the basis of the analysis of the psychologist - pedagogical literature of domestic and foreign authors are considered, results of a pilot study of professional destructions of the teacher are presented. Keywords: professional destructions, professional aktsentuation, professional deformations, professional estrangement, stagnation.
Глубокий анализ научных публикаций по данной проблеме показал, что в современных исследованиях профессиональные деструкции рассматриваются как негативные явления профессиональной деятельности: психологического выгорания и профессиональной деформации. Изучая проблему деструктивного влияния профессии на личность, Э.Ф. Зеер считает, что профессиональная деструкция - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности [1].
Особо актуальной остается проблема изучения и выделения общих факторов, инициирующих развитие профессиональных деструкций. Такими факторами являются: возрастные изменения, профессиональная усталость, профессиональные заболевания и кризисы, напряженные условия труда (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова), интенсивное общение с другими людьми (С.П. Безносов, В.Д. Небылицин), многолетнее выполнение одной и той же деятельности (A.M. Новиков), нововведения (A.B. Филиппов).
Явление профессиональных деструкций характерно для представителей всех социометрических профессий, в том числе и педагогов. Профессиональные деструкции педагогов - это образующиеся в процессе выполнения педагогической деятельности негативные качества, меняющие личность и приводящие к дезинтеграции его профессионального развития, снижению продуктивности труда и эффективности взаимодействия с участниками педагогического процесса [3]. Наиболее полное обобщенное исследование профессиональных деструкций личности педагога представлено в исследованиях отечественных ученых (Э.Ф. Зеер, Е.И. Рогов, Э.Э. Сыманюк, С.А. Рябченко, В.А. Самойлова и др.). К ним относятся: профессионально обусловленные акцентуации, профессиональные деформации, выученная беспомощность, профессиональная отчужденность и стагнация.
В нашем исследовании экспериментально выявлена степень выраженности профессиональных деструкций педагогов общеобразовательных школ, установлена зависимость уровня развития профессиональных деструкций от степени вовлеченности в профессию и степени удовлетворенности профессиональной деятельностью. Общий объем выборки составил 153 педагога в возрасте от 23 до 66 лет. Исследование включало в себя два этапа:
1) изучение степени выраженности профессиональных деструкций педагогов;
© Усачева И.А., 2014
Вестник Университета № 3, 2014
2) изучение степени вовлеченности и удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов.
Для решения поставленных задач нами использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование. Изучение степени удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов позволило сделать вывод о том, что высокий уровень общей удовлетворенности отмечается у 26 % испытуемых. Для этих педагогов характерно проявление интереса к своей профессиональной деятельности, стремление к новым знаниям. Взаимоотношения с коллегами предполагают проявление уважения, партнерства, сотрудничества. 39 % педагогов характеризуются средним уровнем удовлетворенности трудом. Педагоги удовлетворены собственными профессиональными достижениями, но уровень притязаний выражен слабо. Низкий уровень удовлетворенности трудом наблюдается у 35 % респондентов. Педагоги не получают удовлетворения от педагогической деятельности, у них отсутствует интерес и стремление к развитию в профессиональной деятельности.
Высокая степень вовлеченности, а также интерес к работе наблюдается у 24 % испытуемых. Отмечается, что педагоги более мотивированы к получению новых знаний, заинтересованы в результатах собственной профессиональной деятельности.
Средний уровень вовлеченности в профессиональную деятельность мы можем отметить у 45 % респондентов. Для этих педагогов высокий заработок намного важнее удовлетворения от работы, поэтому они готовы ее сменить при любой возможности, так как профессиональная деятельность особого интереса у них не вызывает. 31 % опрошенных педагогов характеризуется низким уровнем вовлеченности в работу. У них отмечается полная или частичная утрата интереса к профессиональной деятельности, к ее субъектам. На фоне этого возможно возникновение деперсонализированного защитного эмоционально-волевого антигуманистического настроя. Педагоги утверждают, что работа неинтересна, не доставляет удовлетворения и не представляет социальной ценности.
Экспериментальное изучение степени выраженности профессиональных деструкций педагогов показало, что более 20 % всех респондентов обладают высоким уровнем выраженности двух и более видов деструкций. Средний уровень развития профессиональных деструкций мы отметили у 43 % респондентов. Это говорит о том, что испытуемые находятся в зоне риска возникновения и развития деструкций. Отсутствие профессионально обусловленных деструкций наблюдается у 42,5 % респондентов. В то же время у некоторых представителей данной группы (18 %) были выявлены высокие значения отдельных видов профессиональных деформаций, что дает нам основание также отнести их к группе риска.
Интерпретация полученных результатов позволила нам сделать вывод о том, что существует зависимость выраженности уровня профессиональных деструкций личности педагогов от степени их вовлеченности в профессиональную деятельность. Среди испытуемых, имеющих высокую степень вовлеченности в профессиональную деятельность, выраженными являются деструкции: профессионально обусловленные акцентуации (демонстративный, гипертимный, эмотивный и экзальтированный типы), а также некоторые виды профессиональных деформаций: авторитарность, доминантность. Проанализировав результаты, мы обратили внимание на то, что педагоги характеризуются чрезмерным усилением некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.
Наиболее часто встречающимися деструкциями личности педагогов при низком уровне вовлеченности в профессиональную деятельность являются профессиональная стагнация (6,2 %), а также сформировавшийся синдром эмоционального выгорания как деформация личности (9,6 %). Снижение уровня профессиональной активности личности, нарастающее эмоциональное истощение,
изменения в сфере общения с субъектами образовательного процесса - все это характеризует профессиональное поведение педагога при проявлении данных деструкций
Не менее значима зависимость между степенью общей удовлетворенности профессиональной деятельностью и выраженностью деструкций. Низкая степень удовлетворенности профессиональным трудом педагогов характеризуется профессиональной отчужденностью (14,6 %), а также профессиональной агрессией (12,3 %). Мы считаем, что для педагогов свойственно состояние потери общности с профессиональной группой, ощущение себя на периферии профессионального сообщества, потеря профессиональной идентичности, эмоциональная неустойчивость, несдержанность.
В профессиональной деятельности педагогов с высокой степенью интереса к работе отмечается высокая контактность в среде коллег, жажда деятельности, обостренное чувство долга, стремление к лидерству, познанию и самопознанию. Низкий уровень вовлеченности в профессиональную деятельность характеризуется снижением качества и эффективности этой деятельности, ориентацией педагога при выполнении трудовых функций на личные, непрофессиональные цели, а не на социальную ценность профессии. Характерными профессиональными чертами личности педагогов с низким уровнем удовлетворенности трудом являются: снижение мотивации, минимизация профессиональных потребностей, постепенная утрата профессиональных и социальных смыслов деятельности, инертность в мышлении, жесткость установок и взглядов, авторитарность, консерватизм.
Таким образом, профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности педагога. С одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение и даже разрушение структур, участвующих в этом процессе. Поэтому предупреждение и преодоление профессионально обусловленных деструкций учителя является важнейшей задачей, так как от ее решения зависит психический климат педагогического коллектива и психическое здоровье детей.
Библиографический список
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2009. - 240 с.
2. Медведева Н.И. Психологическое сопровождение педагога с профессиональными и личностными дест-рукциями / Н.И. Медведева, И.А. Усачева. - М.: Издательство «Юнитех», 2012. - 200 с.
3. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2003. - 336 с.