ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
1 2 Сенченко Н.А. , Реизова А.Н.
1Сенченко Наталья Анатольевна - кандидат культурологических наук, доцент;
2Реизова Алена Николаевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития эмоциональной выразительной речи у детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития эмоциональной выразительной речи у детей раннего возраста. Определены критерии (репродуктивно -речевой, эмоционально-экспрессивный), показатели и уровни развития эмоциональной выразительной речи (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: эмоциональная речь, выразительная речь, художественная литература, критерии, показатели и уровни развития эмоциональной выразительной речи, дети раннего возраста.
На современном этапе развития общества речь все чаще выполняет деловую и информативную функции, что ведет к потере индивидуальности речи, утрате ее эмоциональности. Поэтому проблема развития образности речи, ее эмоциональной выразительности приобретает все большую значимость. Добиться решения этой проблемы можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству, формирования умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. Эмоциональная выразительность является качественной характеристикой речи в связи, с чем она рассматривается как важный показатель речевой культуры личности.
Эмоциональная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску [3].
Становление эмоциональной, выразительной стороны речи детей - сложный процесс. Его особенность проявляется, прежде всего, в том, что малыш сначала воспринимает эмоциональную выразительность речи окружающих, а затем реализует ее в собственной речи [2].
Одним из источников развития чувств, различных глубоких переживаний и открытий для ребенка является художественная литература, которая приобщает его также и к духовным ценностям. Это является конкретным, зримым результатом. Но при этом не менее важно, что занятия с элементами заучивания стихотворений помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, его эстетическое восприятия художественного слова и поэзии в целом.
Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: выразительный меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»; язык волшебных сказок В.М. Гаршина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена; лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н. Толстого; легкие и прозрачные стихи
А.С. Пушкина и А.А. Фета; образный язык маленьких описаний К.Д. Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях С.Я. Маршака, С.В. Михалкова [1].
Достаточно и этих примеров, чтобы понять необходимость познания художественных произведений и понять положительное влияние на развитие детской речи.
В дошкольном возрасте очень важно и необходимо учить детей восприятию и оценке поэтических произведений, воспитанию художественного вкуса, что напрямую формирует выразительную речь.
В экспериментальной части нашего исследования отображена опытно -экспериментальная деятельность, направленная на выявление актуального уровня развития эмоционально -выразительной речи детей раннего возраста. Для исследования была выбрана первая младшая группа детей раннего возраста в количестве 15 человек, педагоги.
В результате анализа психолого-педагогической литературы, на основе компонентов звуковой культуры речи, которая предложена О.И. Лазаренко, были выделены критерии и показатели для оценки уровня развития эмоционально-выразительной речи детей раннего возраста
Репродуктивно-речевой критерий с показателями - сила голоса (умение регулировать громкость (силу) своего голоса в зависимости от содержания высказывания), темп речи (умение ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания).
Эмоционально-экспрессивный критерий с показателями - тембр речи (умение передавать в интонации различные эмоциональные состояния (грустно, весело и т.д.) и различать на слух по-разному тембрально окрашенные фразы).
Также нами был подобран диагностический инструментарий, направленный на выявление критериев и показателей развития эмоционально-выразительной речи детей раннего возраста. Определены уровни эмоционально-выразительной речи детей раннего возраста (высокий, средний, низкий).
Диагностика состояла из 3-х диагностических заданий на оценку силы голоса, темпа и тембра речи. Для подбора этих заданий использовалась методика О.И. Лазаренко, модифицированная нами под возможности детей раннего возраста.
Перед началом проведения диагностических заданий с детьми нами был осуществлен анализ предметно - развивающей среды групп, направленный на выявления использования художественной литературы в работе с дошкольниками по развитию эмоционально -выразительной речи. Необходимо отметить, что данное направление отражено в области речевого развития, в разделе по формированию звуковой стороны речи.
В группе ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. Организуется взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников. Однако это взаимодействие в большинстве случаев носит не регулярный, не целенаправленный характер.
Проведенный анализ показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через ООД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок. Организация воспитательно -образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей находиться на удовлетворительном уровне.
Все задания предлагались детям в игровой форме, в знакомом для детей помещении. Результаты диагностического среза показали, что большинство детей находятся на среднем и низком уровнях развития эмоционально-выразительной речи.
Так, на низком уровне развития эмоционально -выразительной речи находятся 40% детей раннего возраста (6 чел.), на среднем уровне - 46,7% детей раннего возраста
(7 чел.), и на высоком уровне развития эмоционально -выразительной речи находятся 13,3% детей раннего возраста (2 чел.).
Обобщая результаты проведенной диагностики, следует отметить, что больше половины детей испытывают затруднения в регулировании силы (громкости) своего голоса, не умеют регулировать темп речи даже при помощи педагога, не способны передать в голосе различные эмоциональные состояния и с трудом различают на слух по-разному тембрально окрашенные фразы.
Следовательно, на основании полученных результатов на констатирующем этапе исследования, свою дальнейшую деятельность видим в разработке и апробации специального комплекса педагогических мероприятий по развитию эмоционально -выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы.
Список литературы
1. Астафьева О. Детская литература. Выразительное чтение / О. Астафьева, А. Денисова. М.: Академия, 2007. 272 с.
2. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста / С.С. Бухвостова. Курск: Академия Холдинг, 1976. 178 с.
3. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. М.: АСТ. 2008. 222 с