Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование лидерства в стандартных, напряженных, экстремальных и оптимальных условиях совместной деятельности'

Экспериментальное исследование лидерства в стандартных, напряженных, экстремальных и оптимальных условиях совместной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1303
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидер / лидерство / совместная деятельность / социальнопсихологический эксперимент / социальные условия / leader / leadership / joint activity / socio-psychological experiment / social conditions.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Г В. Михайлова, С В. Сарычев

В статье рассмотрены социально-психологические аспекты актуализации лидерства в напряженных и экстремальных условиях совместной деятельности малых молодежных групп. Содержится описание методов исследования, его результатов и практических рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF LEADERSHIP IN STANDARD, INTENSE, EXTREME AND OPTIMAL CONDITIONS OF JOINT ACTIVITY

The article deals with the socio-psychological aspects of the actualization of leadership in tense and extreme conditions of joint activity of small youth groups. The description of methods of research, its results and practical recommendations is contained.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование лидерства в стандартных, напряженных, экстремальных и оптимальных условиях совместной деятельности»

УДК 316.032, 316.454.54

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА В СТАНДАРТНЫХ, НАПРЯЖЕННЫХ, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2018 Г. В. Михайлова1, С. В. Сарычев2

1 преподаватель психологии e-mail: GMihailova3@gmail. com

Курский педагогический колледж

2докт. психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии e-mail: kursk-psychol@ynadex. ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрены социально-психологические аспекты актуализации лидерства в напряженных и экстремальных условиях совместной деятельности малых молодежных групп. Содержится описание методов исследования, его результатов и практических рекомендаций.

Ключевые слова: лидер, лидерство, совместная деятельность, социально-психологический эксперимент, социальные условия.

Исследование феномена лидерства более столетия остается одним из приоритетных направлений в зарубежной и отечественной социальной психологии. За это время сложились различные теоретические и эмпирические подходы к исследованию лидерства. Проблема лидерства изучается курскими психологами с шестидесятых годов двадцатого века. Традиционно представителями курской социально-психологической школы лидерство рассматривается как общее социально-психологическое качество группы по отношению к групповым параметрам [Чернышев и др. 2016], как социально-психологическое явление, заключающееся в осуществлении ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи [Уманский 1980].

В ходе экспериментального исследования нами было установлено, что наиболее полно феномен лидерства актуализируется в рамках напряженных и экстремальных условий совместной деятельности группы. Было выявлено качественное обогащение лидерства в экстремальных условиях совместной деятельности группы, отчетливое выделение лидеров «стратегического» и «тактического» действия, что оптимизировало взаимодействие в группах. Лидерство в указанных условиях не было конфликтным, нами отмечено сотрудничество между лидерами. Лидер стратегический вносит рациональные компоненты в деятельность, намечает отдаленные задачи группы (например, «беречь силы», «держаться»), лидер тактический ведает «технологическими компонентами», конкретизирует работу каждого члена группы, уточняет взаимодействие, вносит в него коррективы [Сарычев 2011].

Условия жизнедеятельности группового субъекта можно идентифицировать как экстремальные в том случае, если они соответствуют ряду критериев: выполняемая деятельность отличается большими физическими нагрузками, однообразностью или постоянной сменой видов деятельности, необычностью или новизной, бесплодностью действий; установка на угрозу моральному или физическому благополучию членов

группы, что порождает высокий уровень ответственности; дефицит времени; социальная депривация или относительная изоляция; поступление избыточной, ложной или недостаточной информации для решения задачи приводит к напряженности распределения внимания, затруднению поиска инвариантных признаков и большой нагрузке на оперативную память, эмоциональной возбудимости и агрессии; одновременное выполнение нескольких видов деятельности, а также при рассогласовании деятельности и ее результатов; внутреннее самочувствие субъекта [Рогачева и др. 2015].

А.М. Столяренко предполагает, что экстремальными называют ситуации, которые связаны с большими объективными и психологическими трудностями, которые обязывают человека к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности [Столяренко 2002]. Другие исследователи склонны относить к таковым все ситуации, которые требуют напряжения тех или иных физиологических или психических функций, причем грань, отделяющая «нормальные» условия от экстремальных, остается достаточно неопределенной [Рогачева и др. 2015].

Как показывает анализ психологической литературы, преобладающим является статический подход к изучению группы в напряженных и экстремальных ситуациях. При таком подходе ситуация, окружение имеет значение лишь постольку, поскольку может вызвать «нарушения», то есть вынужденные изменения процессов, соответствующих природе психологии группы. Исследователи, рассматривающие проблемы совместной деятельности и поведения группы в напряженных и экстремальных ситуациях, делают акцент именно на устойчивости и на том, что с ней связано: стрессоустойчивости, помехоустойчивости, резистентности. Таким образом, учеными подчеркивается отсутствие значительных психодинамических изменений в поведении группы, успешность решения групповых задач, размеренный, спокойно-деловой тон в общении, достаточно быстрое достижение единства мнений и действий и т.п. [Сарычев 2000]. Мы исходим из того, что вышеописанный подход должен быть дополнен динамическим, который более адекватен значительным социальным изменениям в жизни нашей страны и мира.

Считаем, что ведущим методом исследования лидерства в малых социальных группах в экстремальных и напряженных ситуациях совместной деятельности является эксперимент. Мы опирались на следующие соображения. Психологи и социологи, разрабатывающие проблемы эксперимента в общественных науках (В. Вундт, В.Н. Дружинин, А.П. Куприян, Т.В. Корнилова, Д. Кэмпбелл, А.Ф. Лазурский, К. Левин, Б.Ф. Ломов, С. Милграм, Д.С. Милль, В.Д. Небылицын, С. Стауффер, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов и др.), исходили их того, что экспериментальный метод имеет активный характер. Кроме того, по мнению К. Левина, эксперимент в психологии должен давать объяснительную характеристику, объяснять детерминацию человеческого поведения, а не ограничиваться только установлением факта. Эта точка зрения основывается на предположении о динамическом характере причинно-следственных связей и активном содействии исследователя изменениям в объекте. Генеральный путь научного исследования в социальной психологии, таким образом, заключается в движении от теории к эксперименту, цель которого заключается в нахождении психологических закономерностей, установлении законов, предсказании психологических явлений (психологический прогноз) [Сарычев 2007]. Эту нашу позицию разделяют и другие исследователи феномена лидерства, в частности Т.В. Бендас, М.Р. Битянова, Д.В. Беспалов, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др. [Михайлова 2015].

В исследовании лидерства в молодежных группах мы стремимся интегрировать социально-психологический и организационный подходы, то есть изучить потенциал респондентов молодежной среды в рамках организационной типологии лидерства. Отправной точкой для нас является параметрическая концепция групп и коллективов, в рамках которой лидерство рассматривается как структурная единица «блока общих качеств». Личность лидера в группе оказывает на указанные качества группы интегративное воздействие, способствуя повышению организованности группы. А.С. Чернышев подчеркивает, что организованность как показатель общественного блока психологической структуры малой группы проявляется в способности к самоуправляемости и координации взаимодействия [Чернышев 2004].

В то же время, особенности лидерства являются фактором, опосредующим влияние организованности на эффективность группы [Зайцева 1978]. Установлено, что эффективность высокоорганизованных групп в меньшей степени зависит от внешней среды [Сарычев 2008], то есть детерминируется внутренними процессами группы. Для построения типологии лидерства в молодежных группах мы исходим их необходимости учитывать процессуальные аспекты организаторской деятельности лидера в коллективе. Таким образом, на основе анализа социально-психологических исследований мы считаем возможным выделить стратегическое, тактическое и операциональное лидерство в малых молодежных группах, осуществляющих совместную деятельность в напряженных и экстремальных условиях [Михайлова 2015].

В рамках развития концепции лидерства было предложено большое количество типологий лидерства, что подчеркивало ситуативный характер проявления направленности данного феномена. В американской социальной психологии подход к стратегическому и тактическому лидерству заметно отличается от представлений отечественных ученых. Типология делового лидерства получила за рубежом большую популярность. Психология менеджмента, управления и организационная психология базируются на классификации лидерства, предполагающей выделение трех его видов: тактическое, стратегическое и операционное. А в нейролингвистическом программировании типы лидерства рассматриваются как «ступени» лидерского роста: внутреннее, ситуативное, тактическое, стратегическое, законодательное [Тихонов 2016].

Нужно отметить, что стратегическое и тактическое лидерство проявляется в динамике совместной деятельности, следовательно, требует особого подхода. По мнению Л.И. Уманского и А.С. Чернышева, исследовать лидерство следует в динамике [Чернышев 2004]. Сходной позиции придерживается Т.В. Бендас, которая считает, что для диагностики лидерства необходимо использование экспериментальных методов [Бендас 2009].

По нашему мнению, для получения достоверных данных исследования лидерства в молодежных группах необходимо использовать синтезированный подход, объединяя тестирование, построенное на самооценке, групповую оценку деятельности лидера на основе конкретного экспериментального исследования.

Вслед за Д.В. Беспаловым мы считаем, что в исследовательской процедуре, актуализирующей лидерство, необходимо создать условия для осуществления группой совместно взаимодействующей формы организации совместной деятельности [Уманский 1980], при которой задача выполняется при непосредственном взаимодействии каждого члена группы со всеми другими ее членами. Этим положением руководствуется большинство исследователей, обращающихся к методу формирующего естественного эксперимента с использованием приборов-моделей совместной деятельности, спортивно-туристической эстафеты в условиях проектирования развивающих социальных сред [Беспалов 2013].

Нами было организовано и проведено экспериментальное исследование с целью выявления особенностей организационного лидерства в молодежной среде в оптимальных и напряженных условиях совместной деятельности. На первом этапе были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную группу вошли 14 молодежных клубов (240 человек) в возрасте 16-18 лет, проходившие социальное обучение на летних сборах Курской региональной молодежной общественной организации «Объединенный центр "Монолит"». В качестве экспериментального импульса переменной выступало участие испытуемых в реализации программы по формированию самоуправления в молодежных объединениях посредством социального обучения. Условия совместной деятельности можно охарактеризовать как оптимальные и напряженные.

Контрольная группа включала также 240 человек в возрасте 16-18 лет (десять студенческих групп) Областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский педагогический колледж». Исследование проходило в течение учебного года, в рамках мониторинга адаптации студентов к обучению в колледже. Условия совместной деятельности - стандартные и напряженные.

В рамках эксперимента были использованы следующие методы: включенное наблюдение; опрос по «Карте-схеме психолого-педагогической зрелости малой группы»; моделирование совместной деятельности с помощью прибора-модели «Арка».

Было установлено, что в экспериментальной группе центра «Монолит», которая включала 14 объединений, четыре группы находятся на стадии развития «кооперация», остальные десять групп являются коллективами. В ОБПОУ «Курский педагогический колледж» из семи групп три находятся на стадии развития «коллектив», две группы являются «кооперацией», две - «ассоциацией». Таким образом, мы видим разницу внутри сред: социальное обучение и веер деятельностей, представленный в социально-развивающей среде «Монолит», создает оптимальные условия совместной деятельности, в которых развивается молодежная группа, в отличие от стандартных условий развития малой группы в образовательной организации.

Так как организационное лидерство носит процессуальный характер, мы провели формирующий эксперимент с целью выявления моделей актуализации организационного лидерства. Для этого мы организовывали различные формы совместной деятельности и с помощью карты наблюдения за лидерами фиксировали условия актуализации лидерства в оптимальных, стандартных и напряженных условиях совместной деятельности. Эти мероприятия мы разделили по трем формам организации совместной деятельности (ФОСД по Л.И. Уманскому), чтобы выявить наиболее эффективную форму для актуализации лидерства:

• Совместно-индивидуальная деятельность - операция «Уют», зарабатывание денежных единиц - «монолитиков» (Центр); индивидуальные проекты (Колледж).

• Совместно-последовательная деятельность - конкурс социальной рекламы, коллективно-творческие дела (далее в тексте КТД), бизнес-кейс (Центр); КТД (Колледж).

• Совместно-взаимозависимая деятельность - спортивно-туристическая эстафета, включающая сбор аппаратурной методики «Арка», игра «Communication» (Центр); День здоровья, включающий сбор аппаратурной методики «Арка» (Колледж).

При использовании прибора-модели совместной деятельности «Арка» в экспериментальных группах объединенного центра «Монолит» мы установили, что в напряженных условиях (сборка «Арки» на время, с исключением командира) проявляется деловое лидерство: официальный лидер стратегического типа (командир клуба), который не включен в работу, на этапе обсуждения стратегии и тактики дает

эмоциональный настрой группе, формулируя цель на игру, осуществляя ориентацию; его заместитель (тактический лидер) - предлагает и планирует предстоящую совместную деятельность и определяет исполнителей; исполнители - прорабатывают конкретные способы достижения эффективности в работе.

В двух группах появились стихийные лидеры тактического действия, которые обладали знаниями о правильном выполнении задачи, в связи с этим они показали высокий результат, и группа прислушалась к ним [Михайлова 2015].

При проведении исследования в контрольной группе нами были получены следующие результаты: из десяти групп только три показали высокий уровень зрелости группы, остальные семь групп находятся на уровне развития - «кооперация» и «ассоциация» (четыре - «кооперация», три - «ассоциация»). Во всех группах прослеживается ряд особенностей: членов группы объединяет учебная деятельность; в структуре групп есть неформальные лидеры (в среднем по 3 на группу), вокруг них объединяется микрогруппа из последователей. Группам сложно планировать и координировать совместные действия по сбору модели «Арка». Неформальные лидеры оказывают дезорганизационное воздействие на группу. При моделировании напряженных условий совместной деятельности в социально-психологическом эксперименте мы наблюдаем, что лидерами становятся те, кто знаком с работой над аппаратурной методикой, то есть интеллектуальные, стихийные лидеры. Напряженные условия совместной деятельности разобщают группу. Стратегическим лидером в группе является куратор группы, староста - тактический лидер или играет роль «универсального лидера». При исключении куратора группы из совместной деятельности темп работы группы замедлялся, результативность снижалась во всех группах, кроме коллективов. В колледже доминируют такие формы организации совместной деятельности, как совместно-индивидуальная и совместно-последовательная, в отличие от социально-развивающей среды, в которой в полной мере представлены все формы. Следовательно, организационное лидерство в контрольной группе актуализировалось только в высокоорганизованных группах. Таким образом, мы видим, что консолидирующий потенциал учебной деятельности ниже по сравнению с социальным обучением развивающей среды [Михайлова 2015].

В ходе исследования нами было установлено, что в напряженных, оптимальных и стандартных условиях совместной деятельности группы структура лидерства может претерпевать существенные изменения по мере изменения условий и уровня зрелости группы. Таким образом, можно создать модели актуализации организационного лидерства в зависимости от уровня зрелости группы.

Так, для коллектива, как высокоразвитой группы, характерна нормативная модель актуализации лидерства. Так как группа становится коллективом чаще в оптимальных социальных условиях, то данной модели характерен коллегиальный стиль руководства с элементами директивного. Для актуализации модели необходимо последовательное предъявление форм организации совместной деятельности, но наиболее важное влияние будет оказывать совместно-взаимозависимая деятельность (спортивно-туристическая эстафета, игра «Communication»). Проявление типов происходит следующим образом: было установлено, что при дефиците времени и удалении неформального лидера высокоорганизованные коллективы выделяют стратегических, тактических и операциональных лидеров.

В ходе исследования нами были выделены особенности типов организационного лидерства в экспериментальных напряженных условиях совместной деятельности: стратегический лидер обладает установкой на проявление активности в разных сферах жизнедеятельности группы; стремится также осуществлять социальное обучение, создавать себе команду последователей, быть социальным ориентиром для индивидов в

клубе, что приводит к высокому уровню социальной перцепции. Ему присуща авторитарность с элементами демократичности. Стратег выполняет интегративную функцию в коллективе, формулирует цель и миссию, создает психологический настрой группы.

Тактический лидер выполняет функцию заместителя, исполнителя. Он формулирует задачи для коллектива, распределяет роли, чаще берет инициативу в свои руки. Авторитарен. Его деятельность направлена на результативность команды. В некоторых случаях может быть лидером-дезорганизатором.

Операциональные лидеры - исполнители, они присутствуют в высокоорганизованных коллективах. Инициативны, могут работать согласованно без тактического лидера. Разрабатывают пути реализации деятельности. Чаще между такими лидерами устанавливается сотрудничество, не наблюдается конфликтности. Успешны в локальных заслугах, в отдельных видах деятельности [Михайлова 2015].

Таким образом, в зрелой группе всегда есть лидер-стратег, который дает цель, его заместители - тактики - формулируют задачи для лидеров-операционалистов. То есть коллектив обладает большим потенциалом лидеров и способен в оптимальных условиях создавать новых лидеров, отсюда следует, что это модель актуализации лидеров.

Стратегический лидер в оптимальных, стандартных и напряженных условиях остается неизменным во всех группах, но тактическое лидерство в группах низкой организации может вообще исчезнуть. Если группа обладает высоким потенциалом, даже при малочисленности, стратегический лидер может объединять в себе разные роли, что будет проявлением, по нашему мнению, универсального лидерства.

Нужно отметить, что получение данных результатов стало возможным только при организации совместной деятельности членов экспериментальной и контрольной групп в рамках эксперимента. Использование исключительно психодиагностических методов не дает полного представления о динамическом процессе актуализации организационного лидерства в молодежной среде в оптимальных, стандартных и напряженных условиях жизнедеятельности.

Дальнейшие перспективы исследования мы видим в экспериментальном изучении лидерства в экстремальных условиях деятельности малых молодежных групп.

Библиографический список

Бендас Т.В. Психология лидерства. СПб.: Питер, 2009. 448 с.

Беспалов Д.В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). 2013. № 92 (08). С. 1-23. URL: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/14.pdf (дата обращения: 11.03.2018).

Лобков Ю.Л., Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Социально-психологическое исследование лидерства в условиях депривации (в регионах «чернобыльского следа») // Социально-психологические проблемы развития личности: материалы второй Всерос. науч. internet-конференции. Тамбов, 2001. С. 22.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Социальная депривация как фактор формирования ментальности молодежных лидеров // Социально-психологические проблемы ментальности. Смоленск, 1996. С. 46-51.

Михайлова Г.В. Типология организационного лидерства в малой группе // Миссия современного преподавателя: духовность, патриотизм, профессия: сб. науч. тр. участников Междунар. конф. молодых ученых светских и духовных учеб. завед.

«Молодой преподаватель ВУЗа - доверенное лицо государства» в рамках Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество - 2015». Курск, 2015. С. 112-115.

Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е. Психология экстремальных ситуаций и состояний: учеб. пособие. Томск. 2015. 276 с.

Сарычев С.В. Надежность группы в экстремальных ситуациях как социально-психологическое явление // Перспективные информационные технологии и проблемы управления рисками на пороге нового тысячелетия: материалы Междунар. экологического симпозиума в рамках науч. чтений «Белые ночи - 2000». СПб., 2000. С. 379-381.

Сарычев С.В. Социально-психологические механизмы надежности группы // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3 Всерос. съезда психологов: в 8 т. Т. 7. СПб., 2003. С. 55-60.

Сарычев С.В. Исследование надежности малых групп в социально-психологическом эксперименте // Российский психологический журнал. Москва, 2007. Т. 4. № 3. С. 21-34.

Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 262 с.

Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 160 с.

Тихонов А.К. Лидерство [Электронный ресурс] // Вестник НЛП. URL: http://www.vestniknlp.ru/liderstvo/ (дата обращения: 11.03.2018).

Чернышев А.С., Сарычев С.В. Аппаратурная методика «Арка»: диагностика малой группы в совместной деятельности: методическое руководство. СПб., 2016. 55 с.

Чернышев А.С., Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Тенденции исследования молодежного лидерства в курской социально-психологической лаборатории (19642016 гг.) // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций: материалы междунар. конф. по истории психологии «VI московские встречи» 30 июня - 2 июля 2016 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 474-484.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.