УДК 316.032, 316.454.54
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА В СТАНДАРТНЫХ, НАПРЯЖЕННЫХ, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2018 Г. В. Михайлова1, С. В. Сарычев2
1 преподаватель психологии e-mail: GMihailova3@gmail. com
Курский педагогический колледж
2докт. психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии e-mail: kursk-psychol@ynadex. ru
Курский государственный университет
В статье рассмотрены социально-психологические аспекты актуализации лидерства в напряженных и экстремальных условиях совместной деятельности малых молодежных групп. Содержится описание методов исследования, его результатов и практических рекомендаций.
Ключевые слова: лидер, лидерство, совместная деятельность, социально-психологический эксперимент, социальные условия.
Исследование феномена лидерства более столетия остается одним из приоритетных направлений в зарубежной и отечественной социальной психологии. За это время сложились различные теоретические и эмпирические подходы к исследованию лидерства. Проблема лидерства изучается курскими психологами с шестидесятых годов двадцатого века. Традиционно представителями курской социально-психологической школы лидерство рассматривается как общее социально-психологическое качество группы по отношению к групповым параметрам [Чернышев и др. 2016], как социально-психологическое явление, заключающееся в осуществлении ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи [Уманский 1980].
В ходе экспериментального исследования нами было установлено, что наиболее полно феномен лидерства актуализируется в рамках напряженных и экстремальных условий совместной деятельности группы. Было выявлено качественное обогащение лидерства в экстремальных условиях совместной деятельности группы, отчетливое выделение лидеров «стратегического» и «тактического» действия, что оптимизировало взаимодействие в группах. Лидерство в указанных условиях не было конфликтным, нами отмечено сотрудничество между лидерами. Лидер стратегический вносит рациональные компоненты в деятельность, намечает отдаленные задачи группы (например, «беречь силы», «держаться»), лидер тактический ведает «технологическими компонентами», конкретизирует работу каждого члена группы, уточняет взаимодействие, вносит в него коррективы [Сарычев 2011].
Условия жизнедеятельности группового субъекта можно идентифицировать как экстремальные в том случае, если они соответствуют ряду критериев: выполняемая деятельность отличается большими физическими нагрузками, однообразностью или постоянной сменой видов деятельности, необычностью или новизной, бесплодностью действий; установка на угрозу моральному или физическому благополучию членов
группы, что порождает высокий уровень ответственности; дефицит времени; социальная депривация или относительная изоляция; поступление избыточной, ложной или недостаточной информации для решения задачи приводит к напряженности распределения внимания, затруднению поиска инвариантных признаков и большой нагрузке на оперативную память, эмоциональной возбудимости и агрессии; одновременное выполнение нескольких видов деятельности, а также при рассогласовании деятельности и ее результатов; внутреннее самочувствие субъекта [Рогачева и др. 2015].
А.М. Столяренко предполагает, что экстремальными называют ситуации, которые связаны с большими объективными и психологическими трудностями, которые обязывают человека к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности [Столяренко 2002]. Другие исследователи склонны относить к таковым все ситуации, которые требуют напряжения тех или иных физиологических или психических функций, причем грань, отделяющая «нормальные» условия от экстремальных, остается достаточно неопределенной [Рогачева и др. 2015].
Как показывает анализ психологической литературы, преобладающим является статический подход к изучению группы в напряженных и экстремальных ситуациях. При таком подходе ситуация, окружение имеет значение лишь постольку, поскольку может вызвать «нарушения», то есть вынужденные изменения процессов, соответствующих природе психологии группы. Исследователи, рассматривающие проблемы совместной деятельности и поведения группы в напряженных и экстремальных ситуациях, делают акцент именно на устойчивости и на том, что с ней связано: стрессоустойчивости, помехоустойчивости, резистентности. Таким образом, учеными подчеркивается отсутствие значительных психодинамических изменений в поведении группы, успешность решения групповых задач, размеренный, спокойно-деловой тон в общении, достаточно быстрое достижение единства мнений и действий и т.п. [Сарычев 2000]. Мы исходим из того, что вышеописанный подход должен быть дополнен динамическим, который более адекватен значительным социальным изменениям в жизни нашей страны и мира.
Считаем, что ведущим методом исследования лидерства в малых социальных группах в экстремальных и напряженных ситуациях совместной деятельности является эксперимент. Мы опирались на следующие соображения. Психологи и социологи, разрабатывающие проблемы эксперимента в общественных науках (В. Вундт, В.Н. Дружинин, А.П. Куприян, Т.В. Корнилова, Д. Кэмпбелл, А.Ф. Лазурский, К. Левин, Б.Ф. Ломов, С. Милграм, Д.С. Милль, В.Д. Небылицын, С. Стауффер, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов и др.), исходили их того, что экспериментальный метод имеет активный характер. Кроме того, по мнению К. Левина, эксперимент в психологии должен давать объяснительную характеристику, объяснять детерминацию человеческого поведения, а не ограничиваться только установлением факта. Эта точка зрения основывается на предположении о динамическом характере причинно-следственных связей и активном содействии исследователя изменениям в объекте. Генеральный путь научного исследования в социальной психологии, таким образом, заключается в движении от теории к эксперименту, цель которого заключается в нахождении психологических закономерностей, установлении законов, предсказании психологических явлений (психологический прогноз) [Сарычев 2007]. Эту нашу позицию разделяют и другие исследователи феномена лидерства, в частности Т.В. Бендас, М.Р. Битянова, Д.В. Беспалов, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др. [Михайлова 2015].
В исследовании лидерства в молодежных группах мы стремимся интегрировать социально-психологический и организационный подходы, то есть изучить потенциал респондентов молодежной среды в рамках организационной типологии лидерства. Отправной точкой для нас является параметрическая концепция групп и коллективов, в рамках которой лидерство рассматривается как структурная единица «блока общих качеств». Личность лидера в группе оказывает на указанные качества группы интегративное воздействие, способствуя повышению организованности группы. А.С. Чернышев подчеркивает, что организованность как показатель общественного блока психологической структуры малой группы проявляется в способности к самоуправляемости и координации взаимодействия [Чернышев 2004].
В то же время, особенности лидерства являются фактором, опосредующим влияние организованности на эффективность группы [Зайцева 1978]. Установлено, что эффективность высокоорганизованных групп в меньшей степени зависит от внешней среды [Сарычев 2008], то есть детерминируется внутренними процессами группы. Для построения типологии лидерства в молодежных группах мы исходим их необходимости учитывать процессуальные аспекты организаторской деятельности лидера в коллективе. Таким образом, на основе анализа социально-психологических исследований мы считаем возможным выделить стратегическое, тактическое и операциональное лидерство в малых молодежных группах, осуществляющих совместную деятельность в напряженных и экстремальных условиях [Михайлова 2015].
В рамках развития концепции лидерства было предложено большое количество типологий лидерства, что подчеркивало ситуативный характер проявления направленности данного феномена. В американской социальной психологии подход к стратегическому и тактическому лидерству заметно отличается от представлений отечественных ученых. Типология делового лидерства получила за рубежом большую популярность. Психология менеджмента, управления и организационная психология базируются на классификации лидерства, предполагающей выделение трех его видов: тактическое, стратегическое и операционное. А в нейролингвистическом программировании типы лидерства рассматриваются как «ступени» лидерского роста: внутреннее, ситуативное, тактическое, стратегическое, законодательное [Тихонов 2016].
Нужно отметить, что стратегическое и тактическое лидерство проявляется в динамике совместной деятельности, следовательно, требует особого подхода. По мнению Л.И. Уманского и А.С. Чернышева, исследовать лидерство следует в динамике [Чернышев 2004]. Сходной позиции придерживается Т.В. Бендас, которая считает, что для диагностики лидерства необходимо использование экспериментальных методов [Бендас 2009].
По нашему мнению, для получения достоверных данных исследования лидерства в молодежных группах необходимо использовать синтезированный подход, объединяя тестирование, построенное на самооценке, групповую оценку деятельности лидера на основе конкретного экспериментального исследования.
Вслед за Д.В. Беспаловым мы считаем, что в исследовательской процедуре, актуализирующей лидерство, необходимо создать условия для осуществления группой совместно взаимодействующей формы организации совместной деятельности [Уманский 1980], при которой задача выполняется при непосредственном взаимодействии каждого члена группы со всеми другими ее членами. Этим положением руководствуется большинство исследователей, обращающихся к методу формирующего естественного эксперимента с использованием приборов-моделей совместной деятельности, спортивно-туристической эстафеты в условиях проектирования развивающих социальных сред [Беспалов 2013].
Нами было организовано и проведено экспериментальное исследование с целью выявления особенностей организационного лидерства в молодежной среде в оптимальных и напряженных условиях совместной деятельности. На первом этапе были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную группу вошли 14 молодежных клубов (240 человек) в возрасте 16-18 лет, проходившие социальное обучение на летних сборах Курской региональной молодежной общественной организации «Объединенный центр "Монолит"». В качестве экспериментального импульса переменной выступало участие испытуемых в реализации программы по формированию самоуправления в молодежных объединениях посредством социального обучения. Условия совместной деятельности можно охарактеризовать как оптимальные и напряженные.
Контрольная группа включала также 240 человек в возрасте 16-18 лет (десять студенческих групп) Областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский педагогический колледж». Исследование проходило в течение учебного года, в рамках мониторинга адаптации студентов к обучению в колледже. Условия совместной деятельности - стандартные и напряженные.
В рамках эксперимента были использованы следующие методы: включенное наблюдение; опрос по «Карте-схеме психолого-педагогической зрелости малой группы»; моделирование совместной деятельности с помощью прибора-модели «Арка».
Было установлено, что в экспериментальной группе центра «Монолит», которая включала 14 объединений, четыре группы находятся на стадии развития «кооперация», остальные десять групп являются коллективами. В ОБПОУ «Курский педагогический колледж» из семи групп три находятся на стадии развития «коллектив», две группы являются «кооперацией», две - «ассоциацией». Таким образом, мы видим разницу внутри сред: социальное обучение и веер деятельностей, представленный в социально-развивающей среде «Монолит», создает оптимальные условия совместной деятельности, в которых развивается молодежная группа, в отличие от стандартных условий развития малой группы в образовательной организации.
Так как организационное лидерство носит процессуальный характер, мы провели формирующий эксперимент с целью выявления моделей актуализации организационного лидерства. Для этого мы организовывали различные формы совместной деятельности и с помощью карты наблюдения за лидерами фиксировали условия актуализации лидерства в оптимальных, стандартных и напряженных условиях совместной деятельности. Эти мероприятия мы разделили по трем формам организации совместной деятельности (ФОСД по Л.И. Уманскому), чтобы выявить наиболее эффективную форму для актуализации лидерства:
• Совместно-индивидуальная деятельность - операция «Уют», зарабатывание денежных единиц - «монолитиков» (Центр); индивидуальные проекты (Колледж).
• Совместно-последовательная деятельность - конкурс социальной рекламы, коллективно-творческие дела (далее в тексте КТД), бизнес-кейс (Центр); КТД (Колледж).
• Совместно-взаимозависимая деятельность - спортивно-туристическая эстафета, включающая сбор аппаратурной методики «Арка», игра «Communication» (Центр); День здоровья, включающий сбор аппаратурной методики «Арка» (Колледж).
При использовании прибора-модели совместной деятельности «Арка» в экспериментальных группах объединенного центра «Монолит» мы установили, что в напряженных условиях (сборка «Арки» на время, с исключением командира) проявляется деловое лидерство: официальный лидер стратегического типа (командир клуба), который не включен в работу, на этапе обсуждения стратегии и тактики дает
эмоциональный настрой группе, формулируя цель на игру, осуществляя ориентацию; его заместитель (тактический лидер) - предлагает и планирует предстоящую совместную деятельность и определяет исполнителей; исполнители - прорабатывают конкретные способы достижения эффективности в работе.
В двух группах появились стихийные лидеры тактического действия, которые обладали знаниями о правильном выполнении задачи, в связи с этим они показали высокий результат, и группа прислушалась к ним [Михайлова 2015].
При проведении исследования в контрольной группе нами были получены следующие результаты: из десяти групп только три показали высокий уровень зрелости группы, остальные семь групп находятся на уровне развития - «кооперация» и «ассоциация» (четыре - «кооперация», три - «ассоциация»). Во всех группах прослеживается ряд особенностей: членов группы объединяет учебная деятельность; в структуре групп есть неформальные лидеры (в среднем по 3 на группу), вокруг них объединяется микрогруппа из последователей. Группам сложно планировать и координировать совместные действия по сбору модели «Арка». Неформальные лидеры оказывают дезорганизационное воздействие на группу. При моделировании напряженных условий совместной деятельности в социально-психологическом эксперименте мы наблюдаем, что лидерами становятся те, кто знаком с работой над аппаратурной методикой, то есть интеллектуальные, стихийные лидеры. Напряженные условия совместной деятельности разобщают группу. Стратегическим лидером в группе является куратор группы, староста - тактический лидер или играет роль «универсального лидера». При исключении куратора группы из совместной деятельности темп работы группы замедлялся, результативность снижалась во всех группах, кроме коллективов. В колледже доминируют такие формы организации совместной деятельности, как совместно-индивидуальная и совместно-последовательная, в отличие от социально-развивающей среды, в которой в полной мере представлены все формы. Следовательно, организационное лидерство в контрольной группе актуализировалось только в высокоорганизованных группах. Таким образом, мы видим, что консолидирующий потенциал учебной деятельности ниже по сравнению с социальным обучением развивающей среды [Михайлова 2015].
В ходе исследования нами было установлено, что в напряженных, оптимальных и стандартных условиях совместной деятельности группы структура лидерства может претерпевать существенные изменения по мере изменения условий и уровня зрелости группы. Таким образом, можно создать модели актуализации организационного лидерства в зависимости от уровня зрелости группы.
Так, для коллектива, как высокоразвитой группы, характерна нормативная модель актуализации лидерства. Так как группа становится коллективом чаще в оптимальных социальных условиях, то данной модели характерен коллегиальный стиль руководства с элементами директивного. Для актуализации модели необходимо последовательное предъявление форм организации совместной деятельности, но наиболее важное влияние будет оказывать совместно-взаимозависимая деятельность (спортивно-туристическая эстафета, игра «Communication»). Проявление типов происходит следующим образом: было установлено, что при дефиците времени и удалении неформального лидера высокоорганизованные коллективы выделяют стратегических, тактических и операциональных лидеров.
В ходе исследования нами были выделены особенности типов организационного лидерства в экспериментальных напряженных условиях совместной деятельности: стратегический лидер обладает установкой на проявление активности в разных сферах жизнедеятельности группы; стремится также осуществлять социальное обучение, создавать себе команду последователей, быть социальным ориентиром для индивидов в
клубе, что приводит к высокому уровню социальной перцепции. Ему присуща авторитарность с элементами демократичности. Стратег выполняет интегративную функцию в коллективе, формулирует цель и миссию, создает психологический настрой группы.
Тактический лидер выполняет функцию заместителя, исполнителя. Он формулирует задачи для коллектива, распределяет роли, чаще берет инициативу в свои руки. Авторитарен. Его деятельность направлена на результативность команды. В некоторых случаях может быть лидером-дезорганизатором.
Операциональные лидеры - исполнители, они присутствуют в высокоорганизованных коллективах. Инициативны, могут работать согласованно без тактического лидера. Разрабатывают пути реализации деятельности. Чаще между такими лидерами устанавливается сотрудничество, не наблюдается конфликтности. Успешны в локальных заслугах, в отдельных видах деятельности [Михайлова 2015].
Таким образом, в зрелой группе всегда есть лидер-стратег, который дает цель, его заместители - тактики - формулируют задачи для лидеров-операционалистов. То есть коллектив обладает большим потенциалом лидеров и способен в оптимальных условиях создавать новых лидеров, отсюда следует, что это модель актуализации лидеров.
Стратегический лидер в оптимальных, стандартных и напряженных условиях остается неизменным во всех группах, но тактическое лидерство в группах низкой организации может вообще исчезнуть. Если группа обладает высоким потенциалом, даже при малочисленности, стратегический лидер может объединять в себе разные роли, что будет проявлением, по нашему мнению, универсального лидерства.
Нужно отметить, что получение данных результатов стало возможным только при организации совместной деятельности членов экспериментальной и контрольной групп в рамках эксперимента. Использование исключительно психодиагностических методов не дает полного представления о динамическом процессе актуализации организационного лидерства в молодежной среде в оптимальных, стандартных и напряженных условиях жизнедеятельности.
Дальнейшие перспективы исследования мы видим в экспериментальном изучении лидерства в экстремальных условиях деятельности малых молодежных групп.
Библиографический список
Бендас Т.В. Психология лидерства. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
Беспалов Д.В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). 2013. № 92 (08). С. 1-23. URL: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/14.pdf (дата обращения: 11.03.2018).
Лобков Ю.Л., Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Социально-психологическое исследование лидерства в условиях депривации (в регионах «чернобыльского следа») // Социально-психологические проблемы развития личности: материалы второй Всерос. науч. internet-конференции. Тамбов, 2001. С. 22.
Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Социальная депривация как фактор формирования ментальности молодежных лидеров // Социально-психологические проблемы ментальности. Смоленск, 1996. С. 46-51.
Михайлова Г.В. Типология организационного лидерства в малой группе // Миссия современного преподавателя: духовность, патриотизм, профессия: сб. науч. тр. участников Междунар. конф. молодых ученых светских и духовных учеб. завед.
«Молодой преподаватель ВУЗа - доверенное лицо государства» в рамках Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество - 2015». Курск, 2015. С. 112-115.
Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е. Психология экстремальных ситуаций и состояний: учеб. пособие. Томск. 2015. 276 с.
Сарычев С.В. Надежность группы в экстремальных ситуациях как социально-психологическое явление // Перспективные информационные технологии и проблемы управления рисками на пороге нового тысячелетия: материалы Междунар. экологического симпозиума в рамках науч. чтений «Белые ночи - 2000». СПб., 2000. С. 379-381.
Сарычев С.В. Социально-психологические механизмы надежности группы // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3 Всерос. съезда психологов: в 8 т. Т. 7. СПб., 2003. С. 55-60.
Сарычев С.В. Исследование надежности малых групп в социально-психологическом эксперименте // Российский психологический журнал. Москва, 2007. Т. 4. № 3. С. 21-34.
Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 262 с.
Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 160 с.
Тихонов А.К. Лидерство [Электронный ресурс] // Вестник НЛП. URL: http://www.vestniknlp.ru/liderstvo/ (дата обращения: 11.03.2018).
Чернышев А.С., Сарычев С.В. Аппаратурная методика «Арка»: диагностика малой группы в совместной деятельности: методическое руководство. СПб., 2016. 55 с.
Чернышев А.С., Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Тенденции исследования молодежного лидерства в курской социально-психологической лаборатории (19642016 гг.) // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций: материалы междунар. конф. по истории психологии «VI московские встречи» 30 июня - 2 июля 2016 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 474-484.