Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование газожидкостной форсунки с компланарными каналами'

Экспериментальное исследование газожидкостной форсунки с компланарными каналами Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
282
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / МЕТОДИКА РАСЧЕТА ФОРСУНКИ С КОМПЛАНАРНЫМИ КАНАЛАМИ / ДВУХКОМПОНЕНТНАЯ ГАЗОЖИДКОСТНАЯ ФОРСУНКА ВНУТРЕННЕГО СМЕШЕНИЯ С КОМПЛАНАРНЫМИ КАНАЛАМИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Пелевин Ф. В., Черкина В. М., Мартиросян А. А.

Представлены результаты экспериментальных исследований гидравлических характеристик двухкомпонентной газожидкостной форсунки внутреннего смешения с компланарными каналами. Получены зависимости для определения коэффициента гидравлического сопротивления и коэффициента расхода газожидкостной форсунки. Определено влияние угла взаимного пересечения каналов и их числа в форсунке на величину расходного комплекса и полноту сгорания топлива. Разработана методика расчета форсунки с компланарными каналами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Pilot Study of Gas-Liquid Injector with Complanar Channels

The pilot study examines the hydraulic characteristics of two-component gas-liquid internal blending injector with complanar channels. The resulting dependencies define the hydraulic resistance coefficient and discharge coefficient for gas-liquid injector. The authors formulate the impact of the mutual intersection angle of channels and their numbers in the jet on the amount of discharge complex and combustion efficiency. The research offers a new method for calculating jets with complanar channels.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование газожидкостной форсунки с компланарными каналами»

УДК 525.25

экспериментальное исследование газожидкостной форсунки с компланарными каналами

Пелевин Ф.В.,

доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,

Черкина В.М., доцент,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,

Мартиросян А.А., кандидат технических наук,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва.

The pilot study examines the hydraulic characteristics of two-component gas-liquid internal blending injector with complanar channels. The resulting dependencies define the hydraulic resistance coefficient and discharge coefficient for gas-liquid injector. The authors formulate the impact of the mutual intersection angle of channels and their numbers in the jet on the amount of discharge complex and combustion efficiency. The research offers a new method for calculating jets with complanar channels.

Представлены результаты экспериментальных исследований гидравлических характеристик двухкомпонентной газожидкостной форсунки внутреннего смешения с компланарными каналами. Получены зависимости для определения коэффициента гидравлического сопротивления и коэффициента расхода газожидкостной форсунки. Определено влияние угла взаимного пересечения каналов и их числа в форсунке на величину расходного комплекса и полноту сгорания топлива. Разработана методика расчета форсунки с компланарными каналами.

Ключевые слова: гидравлические характеристики, методика расчета форсунки с компланарными каналами, двухкомпонентная газожидкостная форсунка внутреннего смешения с компланарными каналами.

1. ВВЕДЕНИЕ

С возрастанием цен на нефть становится все более актуальной задача повышения полноты сгорания углеводородного топлива и, следовательно, улучшение экономических показателей тепловых двигателей и камер сгорания различного назначения. Увеличение полноты сгорания способствует экономии топлива и улучшению экологической ситуации.

В настоящее время хорошо известны различные типы струйных, центробежных одно- и двухкомпонентных форсунок [1]. Каждая форсунка имеет свои преимущества, недостатки и область применения. Постоянное стремление улучшить полноту сгорания топлива при малых перепадах на форсунке заставляют конструкторов разрабатывать новые и модернизировать известные типы форсунок, например с компланарными каналами [2]. Известно, что тракты с компланарными

каналами интенсифицируют теплоотдачу за счет взаимной подкрутки струй, турбулизации потока даже при малых числах Рейнольдса [3,4]. Данных о применении их в газожидкостных форсунках внутреннего смешения практически нет, хотя высокая турбулизация потока, даже при малых скоростях движения топлива в компланарных каналах, способствует интенсивному смешению компонентов.

2. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ

Исследования проводились на 6 экспериментальных моделях с углами взаимного пересечения каналов 60°, 90°, 110° и числом парных каналов N6, 10 и 17. Компланарные каналы были симметричными. Влияние ассиметрии каналов на коэффициент гидравлического сопротивления не исследовалось. Число Рейнольдса изменялось от 103 до 105.

Экспериментальные исследования (теневым методом и методом фотографирования) показали, что угол факела распыла форсунки 2а зависит только от угла взаимного пересечения каналов 2р (наблюдалось приблизительное равенство этих углов). Исключение составили перепады давления на форсунке ДР<0,01 МПа, при которых факел прилипает к торцу форсунки (2а~180°). Причина — сильные обратные токи и малая величина осевой составляющей скорости истечения.

Экспериментально была определена минимальная длина компланарных каналов, при которой на выходе форсунки поток имеет полностью сформировавшуюся вихревую структуру. Для этого по длине компланарного тракта вихревых форсунок были установлены отборники давления диаметром 0,5 мм, соединенные с водяным дифференциальным манометром. В каждой экспериментальной модели было установлено 5 отборников давления.

Установлено, что протяженность начального участка, после которого имеет место установившийся вихревой поток, равна 2,5—3 поясам взаимного пересечения каналов. После прохождения этого участка газожидкостной поток полностью формируется и коэффициент гидравлического сопротивления практически не меняется. Дальнейшее увеличение длины компланарных каналов приводит только к увеличению гидравлических потерь без какого-либо изменения структуры вихревого потока.

В результате обработки и обобщения экспериментальных данных была получена эмпирическая формула для определения коэффициента гидравлического сопротивления в компланарных каналах вихревой газожидкостной форсунки ^=1,44-0,034 1п Re+3.39 (2р).

Погрешность аппроксимации составляет не более 3%. Как видно из формулы, на коэффициент гидравлического сопротивления влияют число Рейнольдса и угол 2р. Влияние числа каналов N учитывается числом Рейнольдса. С увеличением Re коэффициент гидравлического сопротивления уменьшается, а при увеличении 2р растет. При постоянном числе Рейнольдса с увеличением N наблюдается уменьшение ^.

Обработка экспериментальных данных проводилась по описанной в специальной литературе методике [3]. Коэффициент гидравлического сопротивления определялся как

\ = {гадр ) / (дхр^2),

где а — эквивалентный гидравлический диаметр канала; ДР. — перепад давления на 1-ом мерном участке; ДХ — расстояние между отборниками давления; р — плотность газожидкостной смеси; W — скорость течения смеси.

Число Рейнольдса определялось по формуле Re=mrf/Fц,

где т — суммарный секундный расход газожидкостной смеси; F — площадь проходного сечения форсунки; ^ — коэффициент динамической вязкости смеси.

Плотность и вязкость смеси определялись по [5]. Плотность газожидкостной смеси определялась по формуле:

Р = ХРж+(1-Х)РГ’

где рж, рг — плотность жидкости и газа, соответственно; х=тж/тг — массовое содержание жидкости в смеси.

Динамическая вязкость смеси определялась как

^=Шж + (1-х) ^

где цж, — коэффициенты динамической

вязкости жидкости и газа, соответственно.

Эксперименты показали, что с увеличением перепада давления на форсунке расход смеси увеличивается. С увеличением угла 2р и при постоянном расходе топлива увеличивается перепад давления на форсунке. С увеличением числа каналов N (при постоянном расходе) необходимый перепад давления уменьшается.

Путем обощения экспериментальных данных для вихревых форсунок и использования известных из гидрогазодинамики зависимостей была получена эмпирическая формула для расчета коэффициента расхода:

йф = 1/[2,444-0.0341п Re+3,39(2p)]0,5 , где угол Р — в радианах.

Расход через форсунку можно определить по формуле:

т = Цф-,р-(2ДРр)0'5 .

Экспериментально установлено, что вихревые форсунки с компланарными каналами устойчиво работают при малых перепадах давления ДР>0,01МПа. Вихревая форсунка является малоперепадной с высоким коэффициентом расхода. При постоянном числе Рейнольдса коэффициент расхода увеличивается с уменьшением угла 2р. Так, для Re=400 при угле 2р=60° коэффициент ^ф = 0.4, при 2р=90°—^ф=0.37, при 2р=110°— йф=0.33.

Для сравнения эффективности вихревой

эксплуатация и ремонт оборудования

форсунки параллельно была испытана штатная центробежная газожидкостная форсунка. При одном и том же перепаде давления на форсунках коэффициенты расхода у центробежной форсунки были по трактам жидкости цф=0.24...0.28, газа Цф=0.11...0.12. Эти результаты указывают на высокую эффективность форсунки с компланарными каналами по сравнению с форсунками, применяемыми в настоящее время.

3. результаты термодинамических исследований

Для проведения термодинамических исследований использовалась установка, позволяющая измерять расходы горючего и окислителя, давление в камере сгорания, перепады давления по трактам горючего и окислителя, тягу двигателя, а также разность температур воды на входе и выходе из охлаждающего тракта. Погрешности измерения расходов горючего и окислителя не превышали 1,5% и 3% соответственно, давлений — 3%, тяги двигателя — 10%, разности температур — 5%.

Экспериментальное значение расходного комплекса определялось по формуле:

В„ = р Е /га„,

Э к кр Г

где тГ=то]+тг — суммарный расход, рк — давление в камере сгорания, Fк¡> — площадь критического сечения камеры.

Теоретическое значение расходного комплекса определялось термодинамическим расчетом с учетом потерь на водяное охлаждение двигателя. Коэффициент фв определялся по зависимости:

Фв =Вэ/ Вт.

Огневые испытания вихревой форсунки с компланарными каналами подтвердили ее высокую эффективность.

Экспериментальные исследования показали, что число парных каналов N и угол их взаимного пересечения оказывают существенное влияние на качество рабочего процесса экспериментального двигателя. Так, при Кт= 1 и увеличении угла 2р с 60° до 110° при постоянном числе парных каналов N=10 значение расходного комплекса увеличилось с 1440 до 1570 м/с, а коэффициента камеры с 0,88 до 0,96. Однако при угле взаимного пересечения каналов 2р=110° наблюдалось термическое разрушение форсунок — следствие уменьшения осевой составляющей скорости истечения и интенсивных обратных токов. Поэтому оптимальным, с точки зрения

безопасной работы и получения высоких удельных параметров, признан угол взаимного пересечения каналов 2р =90°.

Однозначное влияние на качество рабочего процесса в камере сгорания двигателя оказывает и число парных каналов. Так, при увеличении числа каналов с 6 до 17 при постоянном угле 2р = 60°, значение расходного комплекса возросло с 1440 до 1660 м/с, а коэффициента камеры — с 0,88 до 0,99. Это связано с улучшением равномерности распределения компонентов по сечению камеры сгорания. Поэтому при прочих равных условиях необходимо выбирать максимально возможное число парных каналов.

Результаты исследования двухкомпонентной центробежной форсунки показали, что при тех же начальных условиях коэффициент камеры не превышает 0,82.

4. заключение

Получены зависимости для определения коэффициента гидравлического сопротивления и коэффициента расхода газожидкостной форсунки. Определено влияние угла взаимного пересечения каналов и их числа в форсунке на величину расходного комплекса и полноту сгорания топлива. На основе полученных экспериментальных данных создана методика расчета форсунок с компланарными каналами.

список обозначений

ё'экв — эквивалентный гидравлический

диаметр, м;

м> — скорость, м/с;

^ ф — коэффициент расхода форсунки;

V — коэффициент кинематической вязкости, м2/с;

р — плотность, кг/м3;

£, — коэффициент гидравлического сопро тивления;

Re = жаэкв/у — число Рейнольдса;

Кт — соотношение компонентов.

Индексы ф — форсунка;

Г — горючее; ок — окислитель.

Литература

1. Добровольский М.В. Жидкостные ракетные двигатели. М.: Машиностроение, 1968. 396 с.

2. Авт. свид-во. № 1153598 СССР. Пневматическая форсунка для огнеструйной горелки / А.М. Грушенко, С.В. Безуглый, В.В. Спесивцев, А.П. Фурсов // Бюллетень изобретений. 1983. № 12. С. 28.

3. Орлин С.А., Поснов С.А., Пелевин Ф.В. Теплообмен и гидравлическое сопротивление в щелевых трактах с компланарными каналами // Известия вузов. Машиностроение. 1984. № 2. С. 78—84.

4. Говард К.П. Характеристики теплопередачи и гидравлического сопротивления теплообменных поверхностей со скошенными каналами // Энергетические машины и установки. 1965. № 1. С. 85—101.

5. Хьюнт Дж., Холл-Тейлор Н. Кольцевые двухфазные течения. Пер с англ. М.: Энергия, 1974. 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.