Научная статья на тему 'Экспериментально-аналитический метод определения поперечной скорости капель после столкновения для оценки эффективности авиационных систем пожаротушения'

Экспериментально-аналитический метод определения поперечной скорости капель после столкновения для оценки эффективности авиационных систем пожаротушения Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
117
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРНОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ КАПЕЛЬ / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИМПУЛЬСА / ПОПЕРЕЧНАЯ СКОРОСТЬ КАПЕЛЬ / DROPS PAIR COLLISION / IMPULSE REDISTRIBUTION / DROPS TRANSVERSE VELOCITY

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Борисов Игорь Викторович

На основе экспериментальных данных о потере импульса продольной составляющей скорости капель после столкновения друг с другом получено выражение средней поперечной скорости капель после столкновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Борисов Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL ANALYTICAL METHOD OF CALCULATION OF DROPS TRANSVERSE VELOCITY AFTER COLLISION FOR EFFICIENCY EVALUATION OF AVIATION FIRE-CONTROL UNITS

This paper presents the mean transverse drop velocity equation is received from experimental data about lengthwise velocity decrease after collision.

Текст научной работы на тему «Экспериментально-аналитический метод определения поперечной скорости капель после столкновения для оценки эффективности авиационных систем пожаротушения»

Раздел III. Электроника, приборостроение, машиностроение

УДК 532,529

И.В. Борисов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ СКОРОСТИ КАПЕЛЬ ПОСЛЕ СТОЛКНОВЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПОЖАРОТУШ ЕНИЯ

На основе экспериментальных данных о потере импульса продольной составляющей скорости капель после столкновения друг с другом получено выражение средней поперечной скорости капель после столкновения.

Парное столкновение капель; перераспределение импульса; поперечная скорость .

I.V. Borisov

EXPERIMENTAL ANALYTICAL METHOD OF CALCULATION OF DROPS TRANSVERSE VELOCITY AFTER COLLISION FOR EFFICIENCY EVALUATION OF AVIATION FIRE-CONTROL UNITS

This paper presents the mean transverse drop velocity equation is received from experimental data about lengthwise velocity decrease after collision.

Drops pair collision; impulse redistribution; drops transverse velocity.

При численном моделировании работы авиационных систем пожаротушения важным фактором, влияющим на адекватность модели, является процесс столкновения капель огнегасящей жидкости. Процесс столкновения необходимо рассматривать как случайный, однако в этом случае для рассмотрения представительной выборки требуются огромные вычислительные ресурсы и мощности. В инженерной практике обычно используют так называемые полуэмпирические модели ,

данных. Однако при таком подходе, а также из-за ограниченных возможностей натурного эксперимента часть данных о поведении капель теряется.

Рассмотрим только парные столкновения капель в терминах снаряда и мишени. Мишенью считается более крупная капля. В приведенной работе [1] модели газокапельного потока процесс столкновения капель представляется следующим образом. За некоторый интервал времени при относительно малой скорости сближения часть снарядов полностью сливается с мишенями, а часть испытывает касательные столкновения, при которых снаряд теряет часть импульса. При относительно высокой скорости часть снарядов испытывает касательное столкновение с потерей импульса, а часть - выбивает из мишени несколько осколков и отскакива-. , -ся. Отскочивший снаряд может при этом потерять часть импульса. В данной схеме столкновений не учитываются во всей полноте экспериментальные данные о дис-

персном составе осколков, с другой стороны, здесь нет неопределенности с им, .

«гипотеза 1» [2] о перераспределении импульса и энергии нового вещества в группе капель, имеющих одинаковую скорость в локальной области пространства (расчетной ячейке) - он равномерно распределяется по всем каплям. Эту гипотезу необязательно связывать с реальным механизмом выравнивания параметров капель, а можно рассматривать как осреднение скорости и температуры внутри группы.

Существуют похожие модели столкновений (см., например, [2-5]). Не претендуя на оригинальность, отметим, что в данной модели:

♦ в схеме столкновений проведено деление осколков на осколки-снаряды (это капли, столкнувшиеся с более крупной каплей, но не изменившие

) ( , крупной капли, испытавшей столкновение);

♦ учтена система координат при использовании экспериментального коэффициента потери импульса Р;

♦ в схеме расчета подробно описана ситуация полного развала крупной капли в результате столкновения с более мелкой каплей-снарядом.

В некотором объеме каждая группа капель 1 имеет характерные диаметр Брь

скорость Wp1, объемную концентрацию ар1 , температуру Тр1 .Для группы 1 возможно столкновение с более мелкими и с более крупными каплями из других групп. Столкновение с каплями такого же диаметра отнесем к случаю столкновения с более мелкими каплями. Рассмотрим эти процессы с использованием того же подхода и обозначений, что и в работе [4]. Для удобства будем использовать две : -, ( , ). -ден коэффициент р уменьшения, скорости отскочивших снарядов в системе коор-.

За время dt столкновение капель группы 1 с каплями группы j может произойти, если центр капли Dpj будет находиться в цилиндре с площадью основания я(Dp1+Dpj)/4 и длиной, образующей |Wp1-Wpj|dt. Вероятность столкновения капель учитывается введением коэффициента захвата еу<1 [2].Одна капля Dp1 с учетом коэффициента захвата еу испытает

п(Dpi+Dpj)2x|Wpi-Wpj|x еухп]Х^/4

соударений с каплями Dpj. Здесь п - число капель группы j в единице объема. Произведение

Ку= п(Dpi+Dpj)2x|Wpi-Wpj|/4

называется константой коагуляции. В единицу времени одна капля диаметром Dpi испытает

Кчх ечХП

столкновений с каплями Dpj. Исход столкновений, которые могут закончиться либо слиянием (коагуляцией) взаимодействующих капель, либо дроблением крупной , , собой математическое ожидание отношения изменения объема крупной капли (мишени) группы 1 к суммарному объему столкнувшихся с ней в течение некоторого времени мелких капель (снарядов) j:

1 , -ские с учетом числа капель в объеме.

Fij=AVi/(2V)j.

При ПОЛНОМ СЛИЯНИИ Fij=1, при дроблении Fij<1, если в осколки переходит часть вещества мишени Fy<0. Способ определения этой величины подробно описан в [1, 2].

В этой модели предполагается, что после столкновения все капли движутся в направлении вектора скорости сближения капель до удара. При таком подходе не , , , может вызвать не соответствующее реальности накопление капель в отдельных . -, .

Интерес представляет ситуация, когда в результате столкновения получается ( - ). -периментов [2] получен коэффициент р уменьшения скорости вторичных капель:

|V’|xcos(V’,Vj)/|Vj|=P=0,08+0,016xWei ,

где i - индекс мишени, j - индекс снаряда, V’ - вектор скорости осколков,

Vj - .

продольный импульс осколков

Px|Vj|=|V’|xcos(V’,Vj),

а поперечная скорость капель Убок (в системе координат мишени до столкновения) определяется из закона сохранения энергии при столкновении:

4nari2+4narj2+MjVj2/2=(Mj+MjFij)Vi_new2/2+ +Mj(1-Fij)(|Vj|P)2/2+4nari_new2+

2 2

+Mj(1-Fij)V6oK /2(4x 1/4)+NOCKOJIK„4nar 2,

где new - параметры капель после столкновения, Fij =(i_new-Mi)/Mj, Mi=4HppOTi3/3 и Mj= ярроГ|3/3 - соответственно масса мишени и снаряда, 4яог2 - энергия сил поверхностного натяжения, N0CK(MKH - число капель-осколков, г0СК0Л1Ш - средний радиус осколков. При записи закона сохранения энергии не учитываем разность темпера-

- . , -ратуру капель. После удара температура капель одинакова и равна Тр_средн, определяемой из соотношения

СТр_cpW(Mi+Mj)= CTiMi+CTjMj.

Следовательно

2 2 2 2 2 V ок —8п0(Ко +ri ri_new +N0CKCHIKHr0CKCHIKH )/[Mj(1-Fij)]+

+[MjVj2-(Mj+MjFij)Vi_new2]/[Mj(1-Fij)]-(|Vj|P)2.

Проблема возникает, когда Fj ~ 1, поэтому определяем число осколков по

[6] ,

актов взаимодействия капель:

Nockchikh = Nhhtb + NneneHa +Nдиcк,

,

NHmb = 4,95+38,68(rjx100+0,085)2-[214,4+5,095x104(rix100-0,2015)2(rjx100)25], ^^ена = 5,095(0,5405x106xyo3-1,368)+6; Уоэ=^о^ш2^02), ^ск = 297,5+23,7 ln(Ev); Ev=|Vj-Vi|2xMiMj/[2(Mi+Mj)].

Вероятность дробления Р в соответствующем режиме: если Ev<Ev_c=0,893x10-6 Дж, то Рнить=1, иначе PHITrb=1,11x10-4xEv-0654; если D<Dc=0,86, то Рпелена=0, иначе Pna]№a=0,685|1-exp[-1.63(D-Dc)]};

D=Ev/Ecy ; Рдиск=1-Рнить x Рпелена .

Определяем общую массу вторичных капель по известной из экспериментов функции распределения [2]:

n(R)=exp[-(lnR-lnR')2/(2-ln^)]/[(^)05xRl^::],

R^-Vr^

где r’ - радиус осколка (не средний!)

lnR’=-1,13 -Wei008xReij065xLpi-0.5Yij-0.25, l^ =0,61Wei-0.15xReij°.11xLpi-0.014xrij-0.016,

где Fij = Dpi/Dpj, Reij = ppDpi|Wpj-Wpi|^np, Lpi = ppxDpjW^np2 - число Лапласа, Wei = pg|Wg-Wpi| xDpj/o. Средний радиус осколков г0СК0Л1Ш и их масса M0CK(mKII определяются из соотношения

Г 3 3

M0CK(HTKH=J |[n(r’/rj)4nppr’ /3]dr’}0^=^^nKHx4npp г0СК0Лки /3.

Интеграл в этом соотношении определяется численно.

Fij [2] -

:

Fij=(Mi_new-Mi)/Mj=(Mi+Mj-^^JIKli-Mi)/Mj=(Mj-^^JIKli)/Mj=1-^^JIKli/Mj.

Эта величина используется для определения в случае, когда исходная Fij~1 (по формулам из [2]).

Полученную поперечную скорость можно перевести в основную (неподвиж-) , импульса и энергии через поверхность рассматриваемого элемента объема (рас).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ципенко А.В. Теория и методы повышения эффективности противопожарных систем на воздушном транспорте: дисс... д-ра тех. наук. - М.: ГосНИИ ГА, 2006.

2. Стернин Л.Е., Шрайбер А.А. Многофазные течения газа с частицами. - М.: Машиностроение, 1994. - 320 с.

3. . .

соплах. - Новосибирск.: Наука, Сибирское отделение, 1988. - 222 с.

4. . ., . ., . .

струя // Проблемы турбулентных течений. - М.: ЦИАМ, тр.№ 1287. - С. 131-144.

5. Шрайбер А.А., Милютин В.Н., Яценко В.П. Гидромеханика двухкомпонентных потоков

. - : . , 1980. - 252 .

6. Low Т.В., List R. Collision, coalescence and breakup of rain-drops. Part I // J. Atmos. ScL, 1982, vol. 39, N 7. - P. 1591-1606; Part II // J. Atmos. Sci., 1982, vol. 39, N 7.

- P. 1607-1618.

Борисов Игорь Викторович

Технологический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

.: 88634371697.

Borisov Igor Viktorovitch

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: 88634371697.

УДК 621. 941.2 - 82.192

В.И. Бутенко, Д.С. Дуров, АД. Захарченко, Р.Г. Шаповалов, Л.В. Гусакова, В.Н. Подножкина, EX. Фоменко, Т.А. Рыбинская, Д.И. Диденко

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Приведена информация о направлениях совершенствования процессов шлифования путем активации подаваемой СОЖ и энергетического подхода к выбору абразивного инструмента, предложен метод поверхностно-пластического упрочнения сварного шва, даны рекомендации по выбору углеродных нанотрубок и конструкционных материалов дета.

Шлифование; активация; сварные швы; нанотрубки; оптимизация; кластерные на;

V.I. Butenko, D.S. Durov, A.D. Zakharchenko, R.G. Shapovalov, L.V. Gusakova, V.N. Podnozhkina, Y.S. Fomenko, T.A. Rybinskaya, D.I. Didenko

PERSPECTIVE CONSTRUCTOR-TECHNOLOGICAL DIRECTIONS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PROCESSES OF MACHINE-BUILDING

MANUFACTURE

The information on directions ofperfection ofprocesses of grinding is given by activation of a submitted lubricating-cooling liquid and power approach in a choice of the abrasive tool, the method of superficial-plastic hardening of a welded seam is offered, the recommendations are given at the choice of carbon nanotubes and constructional materials of details of tribosystems.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Grinding; activation; welded seams; nanonubes; optimization; cluster nanotubes; intensity of wear process.

Современное машиностроительное производство отличается высокой динамичностью развития и активным использованием результатов научных исследований как в области технологии машиностроения, так в смежных научных направлениях. При этом наиболее перспективными становятся конструкторско-технологические направления повышения эффективности машиностроительного производства в не зависимости от его типа и вида.

Известно, что большинство деталей машин подвергается шлифованию, эффективность которого во многом определяется состоянием режущего контура используемого абразивного круга. В этом отношении перспективным является применение в металлообработке шлифования и правки шлифовальных кругов магнитной активации смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) с наложением ультразву-. , -ний способствует ускорению движения СОЖ сквозь сеть капиллярных каналов к зонам контактного взаимодействия инструмента с обрабатываемым материалом. Акустическое распыление СОЖ с помощью энергии ультразвукового поля позво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.