Задание 6. Адаптированная методика Ю.Н. Кулюткина. Цель: изучение умений решать управленческие задачи.
Процедура выполнения: будущим педагогам ДОО было предложено задание: «Составить управленческую задачу и дать примерные варианты решения с обоснованием».
Диагностический инструментарий, примененный нами на констатирующем этапе эксперимента, включал различные виды аналитико-оценочной деятельности (теоретического, исследовательского, конструктивного и мотивационно-рефлексивного характера). Это дало возможность увидеть и проанализировать уровень развития различных характеристик управленческой культуры у студентов.
Список литературы
1. Багирова З.К. Формирование управленческой культуры будущего руководителя образования / З.К. Багирова : автореф. дисс...канд.пед.наук. Махачкала, 2008. 18 с.
2. Вейс Т.П. Технология формирования управленческой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки / Т.П. Вейс, С.Н. Пилюкова // Психология, социология, 2015. С. 309-313.
3. Горюнова Т.М. Развитие управленческой культуры будущего педагога дошкольного образования: дис. канд. пед. наук: / Т.М. Горюнова. Н. Новгород, 2002. 218 с.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВУ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1 2 Аббасова Л.И. , Гафарова З.С.
1Аббасова Левиза Иловиевна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Гафарова Зарема Серверовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассматривается экспериментальная работа по подготовке будущих воспитателей к организации и руководству театрализованной деятельностью старших дошкольников. Определены критерии, показатели и уровни готовности будущих воспитателей к организации и руководству театрализованной деятельностью старших дошкольников.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, будущие воспитатели, подготовка, организация, дошкольное образовательное организация, старшие дошкольники.
С целью определения уровня готовности будущих воспитателей к организации и руководству театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста мы использовали такие методы как анкетирование, тесты, беседа, анализ, обобщение, синтез, систематизация, математические и статические обработки результатов экспериментальной работы, систематизация, интервью, наблюдение за будущими воспитателями при подготовке к семинарским занятиям по спецкурсу.
Следующим шагом была проведена исходная диагностика уровней готовности будущих воспитателей к организации и руководству театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Мотивационно-ценностная ориентация.
Показатели: наличие устойчивой мотивации, развитие творческого потенциала, способность к самопознанию и саморазвитию, творческий подход к работе.
1. Анкета для студентов «Мое отношение к театрализованной деятельности».
Цель: выявить у студентов наличие интереса, желания и расположения к организации и руководству театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика эмоциональности.
Показатели: самоконтроль за своими эмоциональными проявлениями, эмоциональная экспрессивность.
1. Тест М. Снайдера [1].
Цель: выявить умения осуществлять самоконтроль за собственными эмоциональными проявлениями в процессе общения.
2. Вопросник Л. Е. Богиной.
Цель: выявление эмоциональной экспрессивности и наблюдение за студентами в процессе выполнения заданий на учебных занятиях.
Диагностика профессионально-деятельностного критерия.
Показатели: осознанность, полнота и прочность знаний о театрализованной деятельности, способность к организации и проведению данного вида деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Анкетирование «Готовность к организации и руководству театрализованной деятельности».
Цель: узнать, насколько студенты владеют знаниями о театрализованной деятельности.
Процедура выполнения. Каждому студенту была выдана анкета с 8 заданными вопросами. Участник анкетирования должен ответить на вопросы, варианты ответов.
Критерии оценивания. За каждый правильный ответ студент получил 1 балл. В сумме участник смог получить 8 баллов.
Результаты анкетирования показало, что лишь незначительная часть студентов смогла ответить на вопросы. Большинство студентов затруднялись при ответе что такое «детское творчество», его критерии, методы организации театрализованной деятельности, не смогли выделить особенности театрализованной деятельности детей младшего и старшего возраста, а также указывали, что не готовы к непосредственному руководству данного вида деятельности.
2. Интервьюирование «Особенности организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: определить наличие знаний у студентов об особенностях организации и руководству театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Процедура выполнения. Студентам были предложены следующие темы для размышления: «Какие задачи решает театрализованная деятельность и какое значение и место оно определяет в деском саду?», «Назовите 5 литературных произведений, доступных для детей старшего дошкольного возраста и раскройте его образовательные задачи», «Можете ли Вы построить предложенный план занятия с применением театрализованной деятельности?».
Критерии оценивания. 3 балла получили студенты, которые хорошо понимают, что такое детский театр, его значение и место в детском саду, без затруднений решается строить занятие на основе театрализованной деятельности, могут подобрать 5 и более произведений для детской постановы, выделяют их образовательные задачи; 2 балла получали участники интервьюирования, которые знают важность театрализованной деятельности дошкольников, но при этом не понимают, как организовывать и руководить ею; 1 балл получали студенты, которые не понимают роли театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Результаты интервьюирования показали низкий уровень осведомленности будущих воспитателей о театрализованной деятельности, его значении в детском возрасте. Студенты подчеркивали важность театрализованной деятельности, но не раскрывали ее содержание. При задании подобрать 5 литературных произведений, называли «Репка», «Колобок», «Теремок», то есть называли простые, знакомые всем сказки. Особой сложностью, оказалось, построить предложенный план занятия с применением театрализованной деятельности.
Список литературы
1. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
2. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учеб. пособие для преподавателей / Г.Б. Скок; отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России, 2000. 102 с.
3. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. М.: Владос, 2003. 160 с.
ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО
ПЛАВАНИЮ Завязочникова М.Г.
Завязочникова Маргарита Геннадиевна - преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются результаты педагогического процесса в физическом воспитании на внеурочных занятиях по плаванию, которые зависят от качества учебной и воспитательной работы. Внеурочные занятия для студентов способствуют не только развитию двигательных качеств, но и улучшению здоровья, приобретению жизненно необходимых навыков, хорошим результатам по физическому воспитанию.
Ключевые слова: внеурочные занятия, плавание, физическое развитие, физическое воспитание, студенты.
УДК 37.1174
Занятия внеурочной деятельности «Плавание» способствуют овладению навыком плавания, жизненно необходимым для каждого человека. На занятиях по внеурочной деятельности «Плавание» студенты учатся плавать, закаливаются. Плавание предъявляет высокие требования к координационным способностям занимающегося, равновесию, ориентированию в пространстве, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, чувству ритма.
Систематические занятия плаванием содействуют также развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Оно является одним из важнейших средств закаливания учащихся. При этом укрепляются мышцы рук, ног, спины, улучшается координация движений [2].
Плавание является наиболее эффективной формой физического воспитания студентов, так как развиваются почти все группы мышц.