КОНТ тнпт
Розум Е. В. Экспериментальная работа по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтных ситуаций в рамках проведения спецкурса // Концепт. - 2014. - № 04
щуто-метлдшесшЛ эЛктрошшй каолпрс^,Ь)пи-2014/1^;;.. р-ЛМм"?
ART 14101 УДК 371.132 49965. - issn 2304-120Х.
Розум Екатерина Викторовна,
соискатель кафедры педагогики ГУ «Южно-украинский педагогический университет им. К. Д. Ушинского», г. Одесса katenka [email protected]
Экспериментальная работа по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтных ситуаций в рамках проведения спецкурса
Аннотация. В статье освещен содержательный аспект спецкурса по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтов в учебно-воспитательной работе с учащимися, определена методика формирования организационных и коммуникативных умений, умений контролировать свои эмоции и толерантного отношения к ученикам и коллегам, умений анализировать свою деятельность и деятельность учащихся, решать разнообразные педагогические и конфликтные ситуации, быстро принимать оптимальные решения в возникающих ситуациях и т. д.
Ключевые слова: спецкурс, конфликт, конфликтная ситуация, толерантность, будущие учителя.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Система высшего образования, по сравнению с другими социальными институтами, отличается разнообразием функциональных, ролевых, межличностных, меж-групповых взаимосвязей. Эти взаимосвязи сложны, неоднозначны, иногда запутанны, поскольку охватывают педагогическую, социальную, психологическую, экономическую, юридическую и многие другие сферы жизнедеятельности.
При таком разнообразии отношений неминуемы столкновения интересов, установок, мнений, позиций, потребностей людей. Эти столкновения проявляются в конфликтах и конфликтных ситуациях, часто имеющих разрушительные последствия. Особенно это касается учителей, деятельность которых насыщена разнообразными конфликтными ситуациями, возникающими в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами по работе и т. д., поэтому формирование готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтов в будущей профессиональной деятельности является важной задачей, стоящей перед высшим педагогическим учебным заведением.
Исследуя проблемы решения конфликтов в педагогическом коллективе, О. Поенко акцентирует внимание на том, что их возникновение обусловлено определенными действиями и характером общения учителя, общей обстановкой в школе, характеризующейся:
- невозможностью учителя прогнозировать на уроке поведение учащихся;
- неожиданностью их поступков, нарушающих запланированный ход урока и вызывающих у учителя раздражение и желание любыми способами предотвратить это;
- недостаточностью информации о причинах происшедшего, что усложняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;
- желанием любыми средствами сохранить свой социальный статус [1].
В нашем исследовании под готовностью будущих учителей гуманитарного профиля к предупреждению и решению конфликтов мы понимаем интегрированное профессиональное качество личности специалиста, включающее знания, умения и
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2014/14101.htm
КОНТ тнпт
Розум Е. В. Экспериментальная работа по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтных ситуаций в рамках ____________________ ______________ проведения спецкурса // Концепт. - 2014. - № 04
шушо-методичесшй эЛктротый щрны р;г
ART 14101 УДК 371.132 49965. - issn 2304-120Х.
навыки, установки, личностные качества, позволяющие предупреждать конфликтные ситуации, а также решать их в случае их возникновения в будущей профессиональной деятельности.
В структуре указанной готовности нами выделены такие компоненты, критерии и показатели их сформированности:
- Мотивационный компонент, который оценивался при помощи побудительного критерия по таким показателям: наличие положительной мотивации к педагогической деятельности, наличие положительной мотивации к достижению успеха.
- Когнитивный компонент, который оценивался при помощи содержательного критерия по таким показателям: наличие знаний по видам конфликтов и причин их возникновения, знание способов предотвращения возникновения конфликтов.
- Аналитический компонент, который оценивался при помощи операционального критерия по таким показателям: сформированность организационных и коммуникативных умений.
- Поведенческий компонент, который оценивался при помощи эмоциональноценностного критерия по таким показателям: умение контролировать свои эмоции; толерантное отношение к ученикам и коллегам.
- Деятельный компонент, который оценивался при помощи оценочного критерия по таким показателям: умение анализировать свою деятельность и деятельность учащихся; умение предотвращать конфликтные ситуации.
В соответствии с выделенными показателями были определены три уровня (высокий, средний и низкий) сформированности готовности будущих учителей гуманитарного профиля к предупреждению и решению конфликтов.
По результатам констатирующего этапа эксперимента было установлено, что преимущественное большинство студентов находилось на низком уровне (46,4%), на среднем уровне - 39,1%, на высоком уровне было зафиксировано всего лишь 14,5%.
С целью повышения уровней сформированности исследуемой готовности в рамках диссертационного исследования был разработан спецкурс «Основы формирования готовности будущих учителей гуманитарного профиля к предупреждению и решению конфликтов». Спецкурс рассчитан на 36 часов, из которых 8 часов отводилось на лекции, 10 часов - на практические занятия, 10 часов - на самостоятельную работу студентов и 8 часов - на выполнение индивидуальных творческих заданий.
Целью спецкурса было формирование и развитие знаний, умений, качеств, являющихся составляющими определенных нами компонентов в структуре готовности будущих учителей гуманитарного профиля к предупреждению и разрешению конфликтов в общеобразовательном учебном заведении, а именно: мотивационного, когнитивного, аналитического, поведенческого, деятельного, которые оценивались при помощи соответствующих критериев: побудительного, содержательного, операционального, эмоционально-ценностного и оценочного.
Задача спецкурса состояла в ознакомлении студентов с видами конфликтов и причинами их возникновения, формировании организационных и коммуникативных умений, умений контролировать свои эмоции и воспитании толерантного отношения к ученикам и коллегам, умения анализировать свою деятельность и деятельность учащихся, решать разнообразные педагогические и конфликтные ситуации, быстро принимать оптимальные решения в возникающих ситуациях и т. д.
В проведении спецкурса приняли участия студенты III курса института языков мира Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского. Заметим, что в ходе спецкурса комплексно реализовывались выде-
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2014/14101.htm
КОНТ тнпт
Розум Е. В. Экспериментальная работа по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтных ситуаций в рамках ____________________ ______________ проведения спецкурса // Концепт. - 2014. - № 04
шушо-летодичесшй эЛктрошшй хурны р;г
ART 14101 УДК 371.132 49965. - issn 2304-120Х.
ленные педагогические условия, способствующие формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтов в учебно-воспитательном процессе, а именно:
- стимулирование развития нравственных и эмоционально-волевых качеств будущих учителей гуманитарных дисциплин;
- создание толерантной образовательно-воспитательной среды в высшем педагогическом учебном заведении;
- насыщение учебно-воспитательного процесса интерактивными методами, способствующими формированию у будущих учителей умений и навыков решения конфликтов.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1. Ознакомительный этап предусматривал приобретение студентами знаний по предотвращению и разрешению конфликтов, средствами реализации педагогических условий на этом этапе выступили: лекции, семинары, диспуты, мини-лекции.
2. Основной этап подразумевал приобретение будущими учителями необходимых умений и навыков при помощи разнообразных тренингов, ролевых игр, работы с педагогическими плакатами, анализа педагогических задач и разрешения конфликтных ситуаций, а также проведения различных внеаудиторных видов работы (просмотр фильмов, игра «Брейн-ринг», фестиваль народов мира).
3. Заключительный этап включал применение студентами знаний, умений, навыков во время прохождения летней и школьной педагогических практик.
Рассмотрим содержательный аспект разработанного спецкурса.
На первой лекции «Сущность и виды конфликтов» при помощи наводящих вопросов выяснялось представление студентов о сущности конфликтов и конфликтных ситуаций, видах конфликтов, между кем бывают конфликты и как их решать. Лекция вызвала большой интерес у студентов, поскольку не было монологической беседы преподавателя, они отвечали на вопросы и имели возможность размышлять, высказывать свою точку зрения.
Лекция прошла продуктивно, поскольку студенты были заинтересованы в вопросах, которые задавал преподаватель, и сами задавали много интересных вопросов. Во время проведения лекции студенты вспоминали, какие конфликты и конфликтные ситуации возникали у них в школьные годы, определяли их виды, находили причины их возникновения и т. д. В ходе такой интерактивной лекции также обращалось внимание студентов на важность развития умений сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к высказываниям однокурсников, умения правильно выражать свои мысли и пр.
Полученный теоретический материал на лекции стал основой для проведения практического занятия в форме деловой игры «Виды конфликтов в современной школе». Студенты были разделены на группы; они сначала придумывали различные конфликтные ситуации, потом выходили перед аудиторией и проигрывали их, в конце ситуации предлагали свои варианты решения ситуаций. Другие группы предлагали свои варианты выхода из предложенной конфликтной ситуации. При помощи этой деловой игры студенты смогли увидеть, какие могут быть конфликты и конфликтные ситуации, и проиграть их, чтобы лучше понять, как надо поступать, чтобы этого избежать.
После лекции и практического занятия студентам было предложено самостоятельно проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по видам конфликтов и написать эссе, в котором были бы раскрыты вопросы: все ли
http://e-koncept.ru/2014/14101.htm
КОНТ тнпт
Розум Е. В. Экспериментальная работа по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтных ситуаций в рамках _____________________ _______________ проведения спецкурса // Концепт. - 2014. - № 04
шушо-методичесшй эЛктротый щрны р;г
ART 14101 УДК 371.132 49965. - issn 2304-120Х.
конфликты являются негативными? Какая польза может быть от конфликта в коллективе учащихся?
В ходе второй лекции-беседы «Причины возникновения конфликтов» были поставлены следующие вопросы: почему возникают конфликты и между кем они возникают? Поскольку студенты на втором курсе на занятиях по психологии, педагогике и этике уже имели возможность немного ознакомиться с причинами возникновения конфликтов, мы построили лекцию-беседу с повторением и углублением материала, целью которой было осознание будущими учителями причин, влияющих на развитие конфликта между участниками педагогического процесса. Заметим, что лекция-беседа вызвала интерес у студентов, поскольку она была не только рассказом педагога, но и диалогом преподавателя со студентами на основании имеющихся у них знаний. Вследствие проведенной лекции студенты смогли понять причины возникновения конфликтов и то, между кем они могут возникнуть.
Для закрепления, наглядности и углубления материала прошедшей лекции студенты получили задание для самостоятельной работы «Подготовка к защите педагогических плакатов», проведение которой предполагалось на практическом занятии. Было предложено придумать педагогические плакаты, на которых изображены конфликты между учеником и учеником, учеником и учителем, учеником и родителями, учителем и родителями, учителем и администрацией.
Заданием для студентов было нарисовать плакаты с различными педагогическими конфликтными ситуациями, придумать причины, вызвавшие конфликт, изображенный на плакате, и предложить свой вариант его решения. Составление педагогических плакатов давало возможность будущим учителям овладеть знанием относительно причин возникновения конфликтов и продумать пути их решений.
Следующая проблемная лекция «Моральные и эмоционально-волевые качества учителя» предусматривала определение необходимых моральных качеств учителей, правил поведения, регулирующих гуманные отношения между людьми в любой ситуации, также умение владеть собой, сдержанность и свободу саморегуляции поведения и власти над собой, что необходимо в экспериментальной работе для формирования готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтных ситуаций.
В ходе проблемной лекции мы использовали метод «мозгового штурма», в котором после постановки задачи можно выдвигать самые невероятные и, казалось бы, самые нелепые способы решения для нахождения ответов на очень сложные вопросы. Студенты были разделены на несколько групп, которые за определенное время должны были предоставить свой вариант решения предложенной проблемы. Внимание было сосредоточено не только на правильности ответа, но и на аргументации, при помощи которой студенты описывали свою точку зрения. При этом мы обращали внимание студентов на необходимость выслушивать различные предложения, корректно относиться друг к другу, сдерживать свои эмоции и т. д.
Для усовершенствования и закрепления знаний, полученных во время проблемной лекции, студентам была предложена самостоятельная работа «Разработка ситуаций, направленных на формирование профессиональных и личностных качеств, необходимых для предупреждения конфликтных ситуаций». Они должны были сами придумать конфликтные ситуации и определить пути их решения, используя различные источники (Интернет, библиотека, педагогическая пресса и др.). Заметим, что такая работа способствовала более прочному усвоению студентами знаний о профес-
rv /j ги
http://e-koncept.ru/2014/14101.htm
КОНТ тнпт
Розум Е. В. Экспериментальная работа по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтных ситуаций в рамках ____________________ _______________ проведения спецкурса // Концепт. - 2014. - № 04
шушо-летодичесшй эЛктрошшй хурны р;г
ART 14101 УДК 371.132 49965. - issn 2304-120Х.
сиональных и личностных качествах, в частности моральных и эмоциональноволевых, которые необходимы учителю для предупреждения конфликтных ситуаций.
Подготовленные во время самостоятельной работы ситуации легли в основу проведения практического занятия. Занятие проходило в виде семинара-дискуссии «Должен ли учитель вмешиваться в конфликты учеников?». Заметим, что дискуссия проходила очень интересно, поскольку студенты высказывали различные мысли о роли и действиях учителя в конфликтных ситуациях между учениками, основываясь на личном жизненном опыте. Нашей основной задачей во время дискуссии было создать доброжелательную обстановку, не «накалять» эмоции участников. После проведения дискуссии студенты сделали выводы о том, что учитель прежде всего должен создать такие условия, чтобы конфликтная ситуация не переросла в конфликт, а для этого нужно научиться слушать учеников, понимать их и уметь сдерживать свои эмоции.
С учетом реализации педагогического условия «Создание толерантной образовательно-воспитательной среды в высшем педагогическом учебном заведении» была разработана лекция-беседа «Толерантная среда учебного заведения как условие предупреждения конфликтов», целью которой было выяснение мнения студентов относительно толерантности учителя. Для этого было поставлено несколько вопросов, например:
- «Должен ли учитель быть толерантным по отношению к коллегам и ученикам?»;
- «Что такое толерантная среда?»;
- «Должен ли учитель знакомить учащихся с культурой, религией, традициями и обрядами других стран?»
Лекция позволила студентам понять важность осведомленности о культуре и традициях разных стран мира, что позволяет более терпимо относиться к представителям других национальностей и вероисповедания.
Для закрепления материала лекции была проведена деловая игра по теме «Должен ли учитель быть толерантным?». В ходе лекции будущие учителя приходили к мнению о том, что часто в школе, да и не только, конфликты возникают из-за непонимания традиций и особенностей поведения людей другой национальности. Это приводит к насмешкам, обидам и в конце концов - к конфликтам. Поэтому учитель должен проводить целенаправленную работу, знакомя детей с традициями, обрядами других стран, воспитывая у них таким образом толерантное отношение к людям любой национальности и религии. С целью получить представление о культуре и традиций разных народов в рамках внеаудиторной работы был проведен «Фестиваль народов мира», на котором студентами были показаны некоторые культурные традиции, обряды разных национальностей.
В ходе спецкурса также проводились различные ролевые и деловые игры, приближенные к будущей профессиональной деятельности; тренинги эмоциональной саморегуляции и коммуникативного общения и т. д.
Полученные в ходе проведения спецкурса знания, умения и навыки студенты использовали и совершенствовали во время прохождения летней и школьной педагогических практик.
Перед практикой студенты были собраны на установочную конференцию, где они получили задание перед практикой, которое предусматривало разработку собственных воспитательных мер по предотвращению конфликтных ситуаций, использование своего портфолио, проверку и совершенствование знаний и навыков, полученных во время практических занятий, внеаудиторных занятий, лекций и во время самостоятельной работы с последующим анализом собственной деятельности, что
http://e-koncept.ru/2014/14101.htm
КОНТ тнпт
Розум Е. В. Экспериментальная работа по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтных ситуаций в рамках ____________________ _______________ проведения спецкурса // Концепт. - 2014. - № 04
шушо-методичесшй эЛктротый щрны р;г
ART 14101 УДК 371.132 49965. - issn 2304-120Х.
осуществлялось с помощью дневника наблюдений во время прохождения практики. Одной из задач, которая должна была отразиться в дневнике, был анализ своей деятельности по предотвращению и решению конфликтных ситуаций. Студенты также анализировали работу более опытных вожатых, которые достигли успеха в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций.
В период летней практики будущие учителя овладели такими умениями:
- устанавливать педагогические правильные отношения с детьми, коллегами и подростками в условиях лагерной смены;
- организовывать различные формы воспитательной работы со школьниками, сочетая коллективную деятельность с индивидуальной;
- ежедневно организовывать и проводить воспитательные мероприятия, которые обеспечивают активный отдых детей и предотвращают возникновение конфликтов;
- углублять и закреплять знания, полученные на лекциях и практических работах в ходе спецкурса;
- применять полученные ранее знания по решению и предотвращению конфликтов;
- осознавать и анализировать свою педагогическую деятельность;
- создавать условия для толерантного общения;
- устанавливать бесконфликтные отношения с детьми и подростками, коллегами, администрацией;
- проводить беседы на морально-этические темы о дружбе, честности, вежливости, чуткости и т. д.
В процессе педагогической практики студентами применяли различные мероприятия: игры, концерты, беседы, прогулки, просмотр кино и др. Они было подготовлены студентами заранее, для того чтобы организовать интересную жизнь в лагере и предотвратить конфликты. Таким образом, студенты закрепили полученные знания на спецкурсе и приобрели новые, которые необходимы для будущей деятельности в реальной практике.
Также студенты проходили педагогическую практику на четвертом курсе в школе. За педагогическую практику в школе будущие учителя овладели такими умениями:
- определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных психолого-физиологических и индивидуальных особенностей учащихся для преодоления и разрешения конфликтов;
- наблюдать за работой учителей-практиков по предотвращению и разрешению конфликтов и анализировать ее;
- подбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять уровень воспитанности и развития учащихся;
- осваивать основные формы внеурочной воспитательной работы с учащимися;
- осуществлять коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе;
- осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности;
- составлять конспекты, сценарии, проводить методический анализ педагогической деятельности.
На протяжении школьной педагогической практики студенты также вели дневник, где фиксировали проделанную работу, оценивали деятельность учителя, анализировали и оценивали свою деятельность, которую они осуществляли на уроках и
http://e-koncept.ru/2014/14101.htm
КОНТ тнпт
Розум Е. В. Экспериментальная работа по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтных ситуаций в рамках проведения спецкурса // Концепт. - 2014. - № 04
щуто-метлдшесшЛ э^трошь* каолпрс^,Ь)пи-2014/1^;;.. р-ЛМм"?
ART 14101 УДК 371.132 49965. - issn 2304-120Х.
во время внеклассной работы, проводили анализ знаний, навыков и умений, которых им не хватало для эффективной будущей деятельности в учебно-воспитательных заведениях.
Заметим, что разработанный спецкурс и прохождение педагогической практики способствовали повышению уровней готовности будущих учителей гуманитарного профиля к предупреждению и решению конфликтов в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Это подтвердили результаты, полученные во время проведения повторного диагностирования.
Так, в экспериментальной группе на низком уровне осталось 8,52% (было -46,4%) будущих учителей; на среднем уровне выявлено 53,2% (было - 39,1%) студентов; высокий уровень показали 38,28% респондентов (было - 14,5%).
Таким образом, внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогического вуза разработанного спецкурса, предусматривающего реализацию выделенных педагогических условий, способствовало повышению результатов уровней готовности будущих учителей гуманитарного профиля к разрешению и предупреждению конфликтов в учебно-воспитательной работе с учащимися.
Ссылки на источники
1. Поенко О. Н. Понимание учителем личности ученика подросткового возраста как фактор решения межличностных и педагогических конфликтов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Киев, 2001. - 199 с.
Ekaterina Rozum,
PhD Student at the chair of pedagogics South Ukrainian National Pedagogical University after K. D. Ushinskiy, Odessa katenka [email protected]
Experimental work on the formation of future teachers, specialised in the prevention and settlement of conflicts within the framework of special course Abstract. The author highlights the substantive aspect of the special course on the formation of readiness of the future teachers to resolve and prevent conflicts in educational work with students; defines the method of forming organizational and communication skills, ability to control their emotions and tolerant attitude towards students and colleagues, skills to analyze its operations and activities students to solve a variety of pedagogical and conflict situations, quickly make the best decisions in emerging situations, etc.
Key words: special course, conflict, conflict situation, tolerance, future teachers.
References
1. Poenko O. N. Ponimanie uchitelem lichnosti uchenika podrostkovogo vozrasta kak faktor reshenija mezhlichnostnyh i pedagogicheskih konfliktov: dis. kand. psihol. nauk: 19.00.07. Kiev, 2001. 199 s. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Осиповой Т. Ю., кандидатом педагогических наук, доцентом;
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт
pu "7 fu
http://e-koncept.ru/2014/14101.htm