А.Д. Тытарь, Е.Т.Тытарь, А.Ю. Тулынина, Г.А. Дорофеева, А.Ю. Евтушенко
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА В ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ
Понятие психологической устойчивости объединяет целый комплекс способностей [1]: стойкость, стабильность; уравновешенность, сопротивляемость (резистентность).
Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения.
Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности
поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести).
Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.
Целью экспериментальной работы было определено: с целью повышения психологической устойчивости обучить испытуемых приёмам деконцентрации внимания и их использованию в экспериментальной деятельности и обыденной жизни; предложить корректировать свой процесс формирования навыка деконцентрации на основе саморефлексии.
Мы в своём исследовании опирались на понимание рефлексии как направленного на себя интеллектуального действия субъекта. Подобное действие позволяет испытуемому осмыслить происходящее с ним, высказать или описать свои размышления. Рефлексия исследователей в экспериментальном процессе направлена на осмысление видения этого процесса (например, соответствует ли целям эксперимента опыт, полученный и представленный испытуемым).
Схема поведения у психологически неустойчивой личности: задача-мотив -осуществление действий, ведущих к его реализации,- осознание трудности, -негативная эмоциональная реакция, - хаотические поиски выхода, - усугубление осознаваемых трудностей, - возрастание негативных эмоций, - ухудшение функционирования, - понижение мотивации или оборонительная реакция [2].
Поскольку устойчивость протекания психических процессов в процессе деятельности определяет прогноз эффективности в деятельности, а соответственно и безопасность в целом, то ключевой задачей успешности её повышения является построение прогностических показателей состояния динамической
функциональной структуры личности.
Нами проводился психологический тренинг на модели деятельности, расширенный аналог разноцветной таблицы Шульте-Горбова, в которой результирующий показатель включал устойчивость внимания, восприятия, мышления и памяти.
Целевой задачей испытуемым ставилось удержание деконцентрированного внимания при сохранении ритмичности прохождения таблицы. При этом необходимо было рефлексировать ощущения, чувства, эмоции и включать волевую саморегуляцию при нарушении состояния деконцентрации и появлении отвлекающих и дезорганизующих факторов.
Тренинг волевых качеств заключался в прохождении большой размерности таблицы при необходимости разнонаправленного её прохождения нескольких цифровых последовательностей при внешнем контроле выполняемой модельной деятельности управляемой сложности и вводимых информационных воздействиях с целью выведения на границу устойчивости для оценки устойчивости функционирования.
Одновременно фиксировалась последовательность интервалов времени в последовательности прохождения таблицы и пульсограмма, по которой рассчитывались показатели уровня напряжений регуляторных механизмов и уровень регуляторных возможностей. В эксперименте использовалась аппаратнопрограммные средства, разработанные в Инновационной лаборатории психофизиологических исследований (ИЛПИ), рис 1.
В исследовании принимали участие студенты - волонтёры ТРТУ в возрасте 18-27 лет.
В начале экспериментального процесса испытуемых познакомили с приёмами деконцентрации внимания. Далее им было предложено поработать с таблицами Шульте-Горбова, используя первоначально следующие настройки тестовой программы: таблица двухцветная 7 на 7; время прохождения одного испытания -10 минут; считать испытуемому следует поочерёдно цифры одного цвета по возрастанию, другого - по убыванию.
В дальнейшем испытуемым необходимо было усложнять настройки программы по своему усмотрению, чтобы постепенно усложнять себе задание, одновременно применяя во время работы умения деконцентрироваться.
Эксперимент проводился в 2 этапа. 1-й этап - работа испытуемых с таблицами с целью улучшения личного результата их прохождения по таким критериям, как увеличение количества просмотренных таблиц и уменьшение количества ошибок за фиксированный отрезок времени (10 мин.); а также снижение глазодвигательных реакций при поиске очередной цифры за счёт отработки процесса деконцентрации. 2-й этап - работа с таблицами индивидуально и максимально сложными для испытуемого (параметры устанавливаются по усмотрению испытуемых) с целью отработки навыка деконцентрации при добавлении в процессе его работы шумовых помех.
По завершении первого этапа участники эксперимента рассказали о своих субъективных ощущениях успешности освоения метода деконцентрации при работе с таблицами Шульте-Горбова и о пробах применять этот метод в обыденной жизни, в конце высказывания оценили свои умения по 10-бальной шкале.
30 % студентов-волонтёров с таблицами Шульте-Горбова познакомились в процессе эксперимента, поэтому первые одно - два испытания у них были посвящены освоению работы с методикой прохождения таблиц от начала до конца, а примерно со второго или третьего испытания - встраиванию в процесс работы умений деконцентрироваться. 70 % испытуемых были знакомы с методикой и с первого испытания стали практиковаться в применении приёмов деконцентрации. Однако все испытуемые отметили, что выработке устойчивого навыка применения деконцентрации в работе с таблицами мешали такие обстоятельства, как повышенное напряжение глаз при работе с компьютерной версией таблиц; посторонние шумы (в помещении, за окном); личная ситуативная усталость и др.
Среди характерных высказываний о работе с таблицами можно отметить -Д.Ю., 19л.: «При поиске цифр зрению легче «бегать» по экрану, чем использовать устойчивость деконцентрации»; З.Л., 20л.: «При использовании приёмов
деконцентрации цифра «выскакивала» сама. Но удержать процесс деконцентрации после 2-3-х «выскакиваний» очень трудно»; К.Е., 20л.: «Процесс деконцентрации удерживаю неплохо, но в таблице 9х9 не вижу при деконцентрации границ таблицы»; К.Л., 20л.: «Я почувствовала, что процесс деконцентрации получился. В ходе работы часто тревожилась о том, как и что у меня получается. Заметила, что когда за мной наблюдают, у меня ухудшаются результаты»; Д.О., 18л.: «При использовании приёма деконцентрации я знала, в каком месте находится нужная в данный момент цифра. Я её только мышью отмечала»; М.М., 19л.: «Моё умение деконцентрироваться развивалось скачками. Сейчас я чувствую лёгкость при работе с таблицами, результаты у меня хорошие».
Итак, применение приёмов деконцентрации при работе с компьютерным тестом было интересным для волонтёров, однако, с их точки зрения, не лёгким. На данном этапе исследования нельзя однозначно сказать о том, что именно применение приёмов деконцентрации внимания привели обусловили улучшение результатов тренинга.
Поскольку испытуемые ещё в начале эксперимента были сориентированы на то, чтобы полученные знания и развивающиеся умения применять в своей обыденной жизни, то во время обмена мнениями мы услышали следующие высказывания об этом применении - Д.Ю., 19л.: «Во время праздничного гуляния в городе с помощью приёма деконцентрации (просто шла и тренировалась) я в толпе увидела свою сестру. Это было здорово»; К.Ф., 27л.: «Я был искренне удивлён, когда применил способ деконцентрации во время игры в настольный теннис. Я просто видел, куда шарик летит, и всегда его принимал!»; К.А., 19л.: «Освоение приёмов деконцентрации, на мой взгляд, улучшили мои интуитивные способности»; Н.А., 19л.: «Деконцентрация помогла мне шире посмотреть на взаимоотношения с близкими людьми. Мне стало легко, я перестала многого бояться...».
Высказывания студентов-волонтёров позволяют говорить о положительном влиянии применения приёмов деконцентрации внимания в обыденной жизни на их личное мироощущение, взаимоотношения с другими людьми.
Разброс баллов, которые выставили себе испытуемые, оценивая умение применять приёмы деконцентрации - от 5 до 8, средний по группе - 6,4 балла. Испытуемые более чем на 50 %, по их мнению, развили в себе качества, помогающие применять способность деконцентрировать внимание. Однако все отметили неустойчивость этих качеств и желание совершенствовать их в дальнейшем с помощью специальных упражнений.
Интересен тот факт, что одна из испытуемых выставила себе 4 балла (она очень критична к себе), однако, послушав высказывания членов группы и их самооценку, «переоценила» свои умения на 6 баллов.
В процессе эксперимента испытуемые заполняли «Дневники рефлексии».
Анализируя дневниковые записи, мы стремились понять, как испытуемые оценивают своё состояние психоэмоциональной напряжённости, свой уровень обученности саморегуляции, зависимость успешности работы с таблицами от уровня освоения и применения приёмов деконцентрации.
Первый этап
Внимание участников эксперимента приковано к технике прохождения испытания. В дневниках рефлексии отмечалось количество пройденных за 10
минут таблиц Шульте-Горбова (от 1 до 4- максимум), количество допущенных в ходе работы ошибок (от 2 до 24).
Войти в состояние деконцентрации испытуемым удаётся редко и на короткое время (конкретных временных периодов в дневниках не отмечено), чаще поиск очередной цифры таблицы осуществлялся путём «бегания глаз» по экрану.
Уже со 2-го-3-го занятия (после дополнительного теоретико-практического разъяснения испытуемым работы по деконцентрации внимания) отмечается увеличение количества пройденных за 10 мин. таблиц (до 3-4), уменьшение количества ошибок (от 0 до 12), а также возрастание сложности задаваемых испытуемыми себе параметров таблиц (8 на8, 9 на 9, иногда три цвета).
В дневниках читаем: «Сидя за компьютером и выполняя задание, ощущаю напряжение, все мышцы буквально натянуты. Даже, если перед экспериментом настроюсь, расслаблюсь, то по истечении времени, работая с таблицей, чувствую -напряжена. Напряжение и в теле вообще, и особенно глаза напрягаются. Я, как говорят наблюдатели, и руками, и ногами двигаю, и шевелю губами при работе с тестом.», «Когда я нервничаю, реакция затормаживается.» (М.М.,19л.); «При прохождении таблиц я чувствую напряжение только, если слышу посторонние звуки - разговоры людей, хлопанье дверей и пр. Когда ничего не мешает, я как бы замираю, деконцентрируюсь, у меня ничего не двигается, кроме правой руки с мышкой. Кстати, при достижении деконцентрации даже не ощущаю усталости тела и глаз.», «Деконцентрация получается, но не очень надолго. Трудно входить в это состояние, оно легко теряется и трудно восстанавливается... Я не могу ещё обнаружить те процессы в организме, которые позволяют удерживать внимание в течение более длительного времени в состоянии деконцентрации, чем сейчас.» (Ч.Е.,19л.); «Сегодня открыла новый о себе факт - когда устаю деконцентрироваться, расслабляю глаза «до мутного видения» и нужные цифры начинают сами «выплывать», даже если я не осознаю это или вообще не думаю о следующей цифре. Получается, что сознание как бы отключено, а зрение (или мозг?) работает. Жаль, что это происходит только, когда я устаю и отвлекаюсь.» (К.А., 19л.); «Когда концентрируюсь на том, чтобы получилась деконцентрация, теряю внимание при работе с таблицами.» (М.Ю., 19л.).
Таким образом, практически во всех дневниках отмечается напряжение в начале экспериментального периода, которое испытуемым по-разному удалось регулировать уже к середине первого этапа эксперимента за счёт волевой саморегуляции. Состояние деконцентрации волонтёрам удаётся отследить, но зафиксировать на весь период работы с таблицами не удаётся. Отмечаются интересные самонаблюдения за реакциями сознания в процессе тренинга (см. цитату К. А.,19л.).
Второй этап
На втором этапе эксперимента работа испытуемых с таблицами «осложнялась» шумами, подаваемыми через наушники (текст аутогенной тренировки, сопровождаемый различными дополнительными звуками). В самоотчётах испытуемые писали, что удалось пройти по 3-5 таблиц за 15 мин. Ими было допущено от 1 до 24 ошибок.
Скорость прохождения таблиц по сравнению с первым этапом возросла, вероятно, из-за «натренированности» как в работе с таблицами, так и в приёмах деконцентрации внимания.
Отмечалось «выплывание» или «выскакивание» цифр в процессе работы с таблицами, однако устойчивости состояния деконцентрации в течение установленных 15 минут не отметил никто из испытуемых.
Некоторые цитаты:
«.мешают не просто шумы, а характер звуков. Вздохи, их нарастание и убывание вызывало во мне чувство неосознанной тревоги и беспокойства. Я теряю внимание и делаю много ошибок. Во второй раз я почти привыкла к звукам. Деконцентрируюсь, но очень не на долго.» (М.Ю.,19л.).
«На мой взгляд, у меня появился достаточно стабильный уровень удержания состояния деконцентрации, но не высокий.» (Д.Ю., 19л.).
«Состояние деконцентрации практически не нарушалось. Только при слишком больших шумах (барабаны, крики) у меня замедлялась реакция поиска и даже сбой в счёте. Громкие шумы раздражали.» (М.М., 19л.).
«Сначала мне удалось войти в состояние деконцентрации, но как только я пыталась запомнить слова аутогенной тренировки, объёмное восприятие таблиц исчезало. Может быть потому, что в моём представлении возникали те самые расслабленные ноги и руки, о которых шла речь. Очень мешали шумы.» (Ч.Е., 19л.).
«На первой пробе деконцентрация не удалась. Посторонние шумы вызывали много отрицательных эмоций, хотелось скорее прекратить эксперимент. На второй пробе я практически не обращала внимание на звуки, доносящиеся из наушников. Получилось деконцентрировать внимание, но удержать долго - нет.» (З.Л., 20л.).
«Деконцентрация отрывистая, звуковое сопровождение не мешает. Слышу почти все слова и звуки. В состоянии деконцентрации слов не слышу, сосредоточена на цифрах.» (Д.О., 18л.).
Подводя итог второго этапа эксперимента, можно сказать, что шумовые помехи первоначально вызвали у всех испытуемых неприятное ощущение, но только у одного человека состояние деконцентрации обнаруживалось с первой пробы, остальным испытуемым звуки в деконцентрации мешали.
Однако, как было отмечено участниками эксперимента, устойчивость навыка деконцентрации восстановилась уже ко второй пробе, и испытуемым в индивидуальном режиме удавалось слышать отдельные звуки в чередовании с процессом деконцентрации, при этом не испытывать сильного раздражения при потере состояния деконцентрации.
Абстрагироваться от звуков удалось примерно половине испытуемых.
Осмысление процесса развития и уровень своих умений деконцентрироваться в экспериментальной ситуации (работа с таблицами) помогало испытуемым корректировать себя и свою успешность в достижении поставленной цели. Рефлексивная деятельность испытуемых, на наш взгляд, могла оказывать влияние на их поведение в экспериментальном процессе и в обыденной жизни.
На момент написания статьи эксперименты носили постановочный характер, но выбранная методика показала перспективу такого подхода для текущей оценки психологической устойчивости и проведения психологического тренинга для её повышения.
Слмпйлмчвнкп Рпгоний Алокплндрпш
Мах 33
Т 1 Т
ю 27 О 11 21 5 6 16 14 1
9 32 1 17 9 13 11 33 25 2
27 22 15 19 14 20 13 12 8 11
12 30 22 29 16 29 33 7 17 28
Ю 26 15 31 24 32 8 23 28 20
16 4 26 2 30 13 20 23 26 18
Ю 21 21 2 15 3 19 6 27 19
25 8 24 18 25 23 29 6 33 7
31 17 9 12 30 32 28 4 4 31
14 22 3 7 3 18 5 1 5 24
Время эксперимента °-0:7
ЧСС (уд/мим)
б
Рис. 1. Примеры реализации компонентов стенда:
а - стимульная среда, предъявляемая испытуемому; б - результаты эксперимента
В верхнем окне представлена регистрируемая ритмограмма, в нижнем окне реакции испытуемого в процессе прохождения таблицы.
а
120,00
100,00
80,00
60,00
40.00
20.00 0,00
Средние значения ПАПР
95,29
85,70
80,70
71,22
♦" 42,25
36,64
44,07 41,82
" без помехи —- с помехой
1
2
3
4
Среднее значение ИН
без помехи - - * - - с помехой
Рис.2. Результаты обработки ритмограммы
В виде помехи предъявляются дезорганизующие аудиопрограммы. Слева показатель показатель адаптационной реакции, а справа индекс напряжённости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. - СПб., 2004. Куликов Л.В. Глава 4. Психологическая устойчивость личности. - С. 87-115
2. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. 1970 (http://www.psY.msu.ru/people/platonov.html).