УДК 370.1
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Е.Ю.Игнатьева
EXPERIMENTAL AND INNOVATION WORK IN KNOWLEDGE MANAGEMENT CONTEXT OF AN
EDUCATIONAL ORGANIZATION
E.Y.Ignat'eva
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Современные образовательные организации функционируют в условиях рынка образовательных услуг. Этот факт делает актуальным для них использование способов повышения конкурентоспособности, одним из которых является менеджмент знаний. Анализ экспериментальной и инновационной деятельности с позиции менеджмента знаний позволил выявить ее стратегическое значение для развития образовательной организации и тактическое — помощь в освоении учителями требований ФГОС. Особое внимание в статье уделяется формату опытно-экспериментальной площадки в школе, работающей в сотрудничестве с университетской кафедрой педагогики. Такая форма организации работы обеспечивает успешное выполнение функций менеджмента знаний по генерации, распространению, хранению, коммерциализации, адаптации знаний. Наука в этом случае выполняет свою основную функцию — совершенствовать практику. Обосновывается эффективность экспериментальной и инновационной деятельности в повышении профессиональной компетентности педагогов и, как результат, развитии интеллектуального капитала школы.
Ключевые слова: экспериментальная и инновационная деятельность, образовательная организация, менеджмент знаний, функции менеджмента знаний, школьная опытно-экспериментальная площадка, интеллектуальный капитал, профессиональная компетентность педагога
Modern educational organizations function on the educational services market. This fact makes it necessary for them to use different methods for improving the competitiveness, one of which method is a knowledge management. An analysis of experimental and innovative activities from the knowledge management point of view has revealed their strategic value for development of an educational organization and also tactical value, which is to help teachers to learn the requirements of FGOS. Particular attention is paid to a format of a school experimental platform working in co-operation with a university pedagogical department. Such the organization form of work ensures a successful implementation of the knowledge management functions such as generation, distribution, storage, commercialization and adaptation of the knowledge. Science in this case performs its basic function consisting in improving practice. The article explains the effectiveness of experimental and innovative activities for improving the teacher's professional competence and thereby for development of the intellectual capital of a school.
Keywords: experimental and innovation activities, educational organization, knowledge management, functions of knowledge management, school experimental platform, intellectual capital, teacher's professional competence
Обеспечение процессов модернизации и развития системы образования России возможно только при условии широкого распространения в образовательных организациях экспериментальной и инновационной деятельности. Статья 20 в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» законодательно укрепляет статус этой деятельности, ориентированной на реализацию приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования [1].
Экспериментальная и инновационная деятельность всегда сопровождаются получением нового знания; понятие «инновация» неразрывно связано с понятием «знание». Кроме того, понятие «знание» всегда ассоциируется с образованием: основной багаж знаний мы получаем на различных уровнях в системе образования в соответствующие возрастные периоды. Любая образовательная организация является обучающей по своей основной функции и обучающейся, т.е. такой организацией, где саморазвитие
на основе обучения и самообучения каждого сотрудника и организации в целом, развитие знания составляет сущность ее функционирования, является необходимым условием и ресурсом обеспечения ее развития.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» образование классифицируется как услуга, а значит, к ней применимы все те же подходы, что к иной другой организации, функционирующей в конкурентных условиях. Следовательно, в отношении образовательной организации имеет смысл рассматривать и менеджмент знаний, понимаемый как совокупность процессов и процедур, объединенных понятием «знание» и направленных на повышение конкурентоспособности организации. Деятельность по менеджменту знаний позволяет знания, умения, опыт и коммуникации приобретать, сохранять, адаптировать, распространять, создавать и коммерциализировать [2]. Традиционно знания связываются, прежде всего, с человеком, однако в контексте современной социокуль-
турной ситуации концептуальное понятие «знание» объединяет использование и трансферминг ресурсов различного рода — финансовых, материальных, от-ношенческих, организационных, человеческих. Отметим, что ресурсы отношений, организационные и человеческие принято обозначать как интеллектуальный капитал, а задача по управлению интеллектуальным капиталом сводится к преобразованию его в интеллектуальные активы, которыми пользуется организация. Особенность ресурсов интеллектуального капитала — «они не аддитивны по своей природе — их количество не уменьшается просто от того, что их используют, и их не обязательно становится больше просто от того, что в них инвестируют» [3]. Необходима специально организованная деятельность, результатом которой становится увеличение интеллектуального капитала. В качестве одного из механизмов в организации процесса управления интеллектуальным капиталом в образовательных учреждениях мы рассматриваем экспериментальную и инновационную деятельность.
Процесс вовлечения персонала в инновационную деятельность и поддержания инновационного климата сложен в любой организации. Каждый сотрудник имеет свой функционал, за который с него спрашивают прежде всего, и за который он отвечает. Инновационная работа при этом часто воспринимается как дополнительная, непонятная, без которой вполне можно обойтись, потому что ее эффект не всегда сразу заметен, ведь это трудный и длительный процесс, не исключающий проб и ошибок. И учреждения образования в этом ничем не отличаются от промышленных предприятий. Как известно, в менеджменте знаний обозначились два подхода, различных по пониманию задач и методов реализации управления знаниями. Информационный, или технологический подход базируется на использовании информационных систем, способных сохранять, обрабатывать, передавать массивы данных, имеющиеся в организации. Персонифицирующий, или интуитиви-стский подход акцентирует внимание, прежде всего, на выявлении, сохранении и эффективном использовании знаний сотрудников, особенно их неявном, скрытом компоненте, который в большей степени формирует персональное, личностное знание, неразрывно связанное с индивидуальным опытом.
С позиции менеджмента качества, а обеспечение качества образования сегодня на государственном уровне провозглашается как один из главных приоритетов в модернизации системы образования России, любая работа имеет два обязательных компонента — текущая и работа по совершенствованию. Таким образом, в любой профессии, в любой деятельности всегда должен быть и реально имеется возможность для совершенствования, т.е. инновационная составляющая.
В этом ключе разработан Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)», в котором зафиксированы и провозглашены высокие требования к педагогу (воспитателю, учителю), подразумевающие посто-
янное развитие и самосовершенствование педагогической деятельности. Об этом свидетельствуют, как минимум, следующие формулировки требований в соответствии со стандартом: «участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды», «разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии», «использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся» и др. В этом же ключе выдержан и проект профессионального стандарта «Преподаватель».
В той или иной степени, инновационная работа, конечно, присутствует в любом образовательном учреждении, но часто она не является системной, не ориентирована на стратегические приоритеты в развитии организации, хаотичная, не отличается широким охватом педагогов. Действительно, человек не всегда в состоянии сам организовать процесс самообразования и саморазвития, лежащий в основе инновационной деятельности, многим для этого необходим внешний стимул, организующий фактор, рамочные условия.
В качестве такого формата, создающего и рамочные условия, и внешний стимул, в том числе, и материальный, и моральный, и психологический, мы рассматриваем опытно-экспериментальную площадку, создаваемую на базе школ в сотрудничестве с вузовскими кафедрами педагогики.
Целью этой статьи является обоснование целесообразности формата опытно-экспериментальных площадок (ОЭП) как механизма менеджмента знаний в школе, который, в свою очередь, мы рассматриваем как подсистему менеджмента качества образовательной организации.
Инновационная деятельность неразрывно связана с понятием «новое знание», хотя уровень новизны может быть и различным (как, известно, в классификациях инноваций уровень новизны является одним из оснований и допускает различные значения — от локальных до глобальных), а также реализацией жизненного цикла знания. Новые знания в школе могут быть воплощены в новые образовательные практики, которые будут служить преобразованию образовательного процесса, мышления и культуры педагогов и школьников, а значит, и общества в целом. Менеджмент знаний стоит на утверждении, что новые знания сопряжены с получением добавочной ценности. В случае образовательных учреждений добавочная ценность не имеет прямого финансового выражения, как в случае иных организаций и предприятий, но она несет в себе колоссальную ценностную нагрузку, множественность результатов на уровне эффектов, формирующих будущее страны.
Образовательное учреждение переводится в статус ОЭП по теме, которая выбирается из списка, предложенного комитетом образования города, или предлагается самой образовательной организацией, а значит, отвечает ее стратегическим приоритетам, заведомо обеспечена и подкреплена определенным заделом успешных образовательных практик, согласо-
вана с вузовской кафедрой педагогики, способной обеспечить научно-методическое сопровождение педагогов школы при выполнении проекта.
Коллектив педагогов, приобретающих статус учителей-экспериментаторов, может включать до половины, хотя чаще, до трети общего педагогического состава — таким образом набирается та критическая масса, которая необходима для развития инновационного процесса, способная преодолеть естественное сопротивление коллектива, возникающее при начале инновационной деятельности. Реально состав учителей-экспериментаторов может быть постоянным или переменным, так как по результатам года может проводиться процедура рейтингования, позволяющая выявить наиболее и наименее результативных участников группы. В переменности состава учителей-экспериментаторов есть как положительный момент (в итоге общее количество учителей, приобретших определенный опыт инновационной деятельности, увеличивается), так и негативный момент, выражающийся в том, что не все запланированные результаты оказываются достигнутыми, приходится перестраивать работу ОЭП, настраивать ее с учетом изменившегося состава педагогов в соответствии с заданной темой. Однако с позиции менеджмента знаний положительный момент переменного состава превосходит отрицательный: сотрудник не смог реализовать свой потенциал, не получилось конкретного результата, но его участие не прошло для него даром, потому что он приобрел опыт неуспешной деятельности и ее рефлексии как толчок к дальнейшему развитию.
В процессе опытно-экспериментальной работы повышается профессиональная компетентность педагогов-экспериментаторов, о чем можно судить по количеству статей, выступлений на конференциях и семинарах, содержащих описание и научное обоснование разработанных технологий, средств обучения или диагностики, методических разработок. Экспериментальная и инновационная работа помогает преодолевать самую существенную причину, мешающую освоению федеральных государственных образовательных стандартов учителями школ и преподавателями вузов, которую отмечают М.М.Поташник и М.В. Левит — неготовность учительского и преподавательского состава интеллектуально, на уровне культурного кругозора, по уровню педагогической компетентности (особенно дидактической ее составляющей) к реализации новых требований [4]. Участие в инновационной деятельности способствует как развитию общего кругозора (приходится много читать, общаться с коллегами, формулировать свои мысли и генерировать идеи), так и профессиональной компетентности. Инновационная деятельность неразрывно связана с процессом генерации новых знаний — важнейшим процессом в менеджменте знаний. При научном и психологическом сопровождении научного руководителя, руководителя ОЭП, курирующей вузовской кафедрой, которые в этом случае выступают как консультанты, эксперты, педагоги переживают сложный процесс трансформации неявного знания в явное, осознанное, которое ложится в основу новой технологии, средства, формата образовательной практики.
Педагоги-практики, порождая замечательные идеи, не всегда могут эти идеи довести до описания, обоснованного представления в виде образовательной технологии, формы или средства организации учебной деятельности и т.д. В формате опытно-экспериментальной площадки учителя-практики приобретают недостающие теоретические знания, а педагогическая наука пополняется новыми теоретическими разработками, апробированными на практике и доказавшими свою состоятельность. Наука в этом случае выполняет свою основную функцию — совершенствовать практику.
ОЭП в школе выступает ядром, от которого расходятся инновационные «волны», причем не только внутри школы, но и за ее пределами, ведь результаты работы обсуждаются на педсоветах, семинарах, конференциях. Это не менее важный момент с позиции менеджмента знаний — этап распространения знаний, ибо знание как развивающаяся сущность живет только в развитии, идеи без распространения и развития их другими быстро умирают. Учитель — человек творческий, а значит, усмотрев рациональные зерна в услышанных или увиденных идеях, сможет отобрать интересные для себя и найти им применение в собственной педагогической деятельности.
Этап сохранения знаний как этап создания интеллектуального актива образовательной организации может быть реализован такими способами, как создание в локальной школе сети репозитария педагогических находок, форума для их обсуждения или издание учебно-методических пособий.
Важным элементом в менеджменте знаний является отношенческий капитал, который в рамках ОЭП понимается как приобретение новых контактов среди школ-партнеров, социальных партнеров, информационно-методического центра района, родителей.
Когда речь идет об образовательном учреждении, сложно говорить про этап коммерциализации знаний. Результативность работы ОЭП не приносит в прямом виде финансовую прибыль, но ее влияние отсрочено, на уровне эффектов, таких как повышение имиджа образовательного учреждения, повышение доверия родителей, социальных партнеров, которые, в конечном итоге, проявятся и со временем на финансовом уровне.
С точки зрения достижения стратегических приоритетов периодические отчеты по самооценке о результатах деятельности опытно-экспериментальной площадки являются моментами поиска разрыва в знаниях, необходимых для движения по пути развития [5]. Отчетность задает рамки деятельности, организует активность педагогов, создает эффект здоровой конкуренции.
Таким образом, формат опытно-экспериментальной площадки в сотрудничестве с вузовскими кафедрами педагогики позволяет реализовать следующие идеи, лежащие в основе менеджмента знаний школы:
— создать условия для получения новых знаний и инноваций, содействовать формированию инновационного климата в школе, поддерживать кон-
кретные инновационные идеи, проекты, помогая им реализоваться и удовлетворить творческие потребности педагогов;
— активизировать теоретические знания, служащие основой для осмысленной, эффективной деятельности, перевести их на уровень знаний в действии, т.е. компетенций;
— вычленить наиболее перспективные направления опытно-экспериментальной работы, которые бы помогли выявить и проявить уникальность образовательной среды школы, ее особого места на рынке образовательных услуг;
— создать условия для объединения педагогического коллектива в общем процессе творческого поиска в разработке конкретной темы, значимой для школы, района, города, страны в целом;
— трансформировать неявные, неосознанные знания педагогов в новые образовательные практики, сконструировать на их основе новые модели, технологии, средства. Ориентация на поиск лучших образовательных практик становится ключевой стратегией развития образовательной организации;
— сформировать базы данных образовательных результатов школьников, что создаст возможность анализировать их с целью построения наиболее эффективных индивидуальных образовательных маршрутов, оказания своевременной поддержки и сопровождения;
— формировать интеллектуальные активы школы из наиболее успешных практик (в которых личностное, персональное знание становится организационным, доступным всем педагогам), распространять их посредством внутришкольной локальной сети, специальных сетей (например, социальная сеть работников образования http://nsportal.ru), интернета, посредством семинаров, мастер-классов, формата открытых пространств и других способов с тем, чтобы повысить профессиональную компетентность педагогов и в целом интеллектуальный капитал школы;
— развить общекультурный уровень и профессиональную компетентность учителей школы и пре-
подавателей вуза как носителей интеллектуального капитала, как важнейшего ресурса образовательных организаций.
Полученные теоретические выводы подтверждены практикой работы районной опытно-экспериментальной площадки на базе ГБОУ СОШ № 51 Петроградского района Санкт-Петербурга.
1. ФЗ РФ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. [Электр. ресурс]. URL: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/ (дата обращения: 8.01.2016).
2. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. С.187.
3. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления. СПб.: Высшая школа менеджмента; Издат. дом С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 15.
4. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2015. С. 305-306.
5. Игнатьева Е.Ю. Самооценка в обучающейся организации // Университетское управление: теория и практика. 2006. № 6(46). С. 32-39.
References
1. FZ 273-FZ Ob obrasovanii v Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012g. [Federal Law 273-FZ Education Act of 29.12.2012]. Available at: Шр://минобрнауки.рф/ докумен-™/(accessed 12.05.2015).
2. Gaponenko A.L., Orlova T.M. Upravlenie znaniyami. Kak prevratit znaniya v kapital [Management of knowledge: how to change knowledge into capital]. Moscow, Eksmo Publ., 2008, p. 187.
3. Roos G., Pike S., Fernstrom L. Intellektualnij kapital: praktika upravleniya [Intellectual capital: management practice]. Saint Petersburg, Visshaya shkola menedgmenta, SPbSU Publ., 2008, p. 15.
4. Potashnik M.M., Levit M.V. Kak pomoch uchitelyu v osvoenii FGOS. [How to help developing teachers in GEF]. Metodicheskoe posobie. Moscow, Pedagogicheskoe obchestvo Rossii Publ., 2015, pp. 305-306.
5. Ignateva E.Y. Samoocenka v obuchayuchyejsya organizacii [Self-evaluation in a learning organization]. Universitetskoe upravlenie: teoriya i practika, 2006, no 6(46), pp. 32-39.