ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКА
EXPERIMENTAL DIAGNOSTICS OF DIALOGIC COMMUNICATION OF A TEENAGER
Л. И. Шалабаева
В статье изложены результаты эксперимента, проведенного автором, в двух классах средней школы в г. Алматы. Целью исследования являлись особенности развития подростка в диалогическом общении.
Ключевые слова: эксперимент, диалог, подросток, методика.
L. I. Shalabaeva
The article presents the results of an experiment, conducted by the author in two classes of a school in Almaty. The main aim of this experiment was to trace the peculiar features of the development of a teenager during dialogic communication.
Keywords: experiment, dialogue, teenager, method.
Подростковый возраст является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. А именно ведущей деятельностью является общение в деятельности.
Сотрудничество между детьми, интеграция их совместной деятельности обеспечивается посредством диалогического общения конкретных индивидов. Изучение активности общения как деятельности предполагает ответ на вопрос о том, что представляет собой активное участие личности в общении, каковы личностные показатели сформи-рованности активности общения. При ответе на этот вопрос мы основывались на результатах исследований многообразных связей между индивидуально-психологическими особенностями и уровнем активности общения личности.
В настоящее время в психологической литературе можно выделить два основных направления в изучении различных признаков и качеств личности в диалогическом общении.
Во-первых, одно из важнейших направлений в изучении межличностных отношений связано с анализом вну-тригрупповых отношений с точки зрения степени их значимости для каждого из участников (А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. В. Петровский и др.) [1-2].
Во-вторых, изучение индивидуально-личностных особенностей (факторов), оказывающих определенное влияние на развитие диалогичности общения; выявление свя-
зи показателей диалогичности общения и индивидуально-личностных особенностей, а также изучение динамики в пределах подросткового возраста.
Экспериментальная работа осуществлялась в процессе констатирующего эксперимента, где приняли участие два параллельных класса (5 «А» - контрольный, 5 «Б» - экспериментальный, участвовало 80 человек) средней школы № 94 г. Алматы. Исследование проводилось в комплексе методик: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия.
Исходя из этих тенденций, мы отмечаем, что в исследовании, проведенном в рамках изучения межличностных отношений, А. В. Петровским была разработана «трехфак-торная модель значимого другого», согласно которой каждый фактор - это форма метаиндивидной репрезентации личности «значимого другого» [3]. Сочетание трех оснований межличностной значимости - авторитетности (признания окружающими за «значимым другим» права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах), аттракции (способности значимой личности привлекать или отталкивать окружающих, быть социоме-трически избираемой или отвергаемой, вызывать симпатию или антипатию) и власти (институционализированной роли) - отражает особенности детерминации внутригруп-повых статусно-ролевых отношений в группе.
Особенно остро эти процессы протекают в группах, членами которых являются субъекты, находящиеся на этапе восхождения к юности.
Наиболее ярким примером подобных сообществ являются группы ученические, которые чаще всего и выступают той референтной средой, где подросток, занимая определенную позицию в системе межличностных отношений, как бы «тренируется» перед выходом во взрослую жизнь.
В целом анализ специальной литературы позволяет прийти к выводу о том, что:
• во-первых, не вызывает сомнения факт определяющего влияния характера именно неформальной интра-групповой структуры ученической подростковой группы на успешность учебно-воспитательного процесса в целом и на развитие личности учащихся в частности;
• во-вторых, в содержательном плане изучение межличностных отношений разностатусных членов ученических групп оказывается по меньшей мере неполным.
Если говорить о традиционном контингенте испытуемых, то он явно и при этом искусственно ограничивается: исследуются две полярные категории - лидеры и аутсайдеры, а средние члены группы в качестве самоценного статусного слоя попросту не берутся в расчет. Причины этого достаточно ясны: крайние статусные категории проявляются более ярко, и их роль и позицию в группе можно достаточно легко наблюдать (что никак нельзя сказать о среднестатусных, чье положение в группе может быть не так заметно). Между тем среднестатусные члены группы, занимающие промежуточное положение между лидерами и аутсайдерами и имеющие качественные отличия от них, - самая многочисленная часть любой группы; они являются тем самым объединяющим звеном, активность которого во многом и стабилизирует межличностные отношения в группе.
Целью констатирующего эксперимента явилось:
1. Изучение особенностей интрагрупповых взаимоотношений среднестатусных подростков в ученической группе с представителями своей и других статусных категорий.
2. Выявление и анализ личностных особенностей развития общения подростка и его взаимосвязь с диало-гичностью общения детей классной группы, выделенных как диалогичные и недиалогичные (исследование на этом этапе носило сравнительно-аналитический характер).
3. Установление закономерностей взаимосвязи и развития индивидуально-личностных факторов диало-гичности общения в зависимости от предметных уроков: русский язык, литература, математика, ботаника, география (использовались срезы по урокам, создающие картину динамики развития диалогичности общения класса).
Мы предположили, что социально-психологический портрет открытой подростковой ученической группы, характер направленности и уровень ее развития, степень устойчивости и стабильности такого сообщества определяются прежде всего спецификой взаимоотношений представителей среднестатусной категории друг с другом и с группой в целом. Среднестатусные подростки, занимая качественно особую позицию в классе, играют специфическую роль в сфере аттракционных взаимоотношений и взаимодействий одноклассников. Именно среднестатусные члены ученической группы, как правило, обеспечивают и самим себе, и остальным своим одноклассникам необходимое поле эмоционального благоприятствования. Среднестатусные подростки по сравнению с высоко и низкостатусными наиболее заинтересованы в получении исчерпывающей информации об отношении к себе всех без исключения категорий одноклассников и о характере эмоционально-личных взаимоотношений в группе в целом. При этом наибольшую значимость для них имеет позиция самой многочисленной среднестатусной категории. Среднестатусные подростки в меньшей степени, чем представители полярных статусных категорий, ориентированы на статус сверстников при построении
своих взаимоотношений в классе. Адекватно оценивая неформальную структуру власти в группе и личностные особенности сверстников, в эмоционально-отношенче-ском плане именно среднестатусные подростки склонны наиболее активно способствовать сплочению класса. При этом высокостатусные и низкостатусные школьники сами стремятся к идентификации в рамках группы именно со среднестатусными одноклассниками. Индивидуально-личностные факторы оказывают существенное влияние на развитие диалогического общения. Характер и особенности этого влияния могут зависеть от индивидуально-личностных особенностей подростков.
Для проверки справедливости выдвинутых гипотез, помимо целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью реально функционирующих ученических сообществ, опроса компетентных лиц и анализа документального материала, использовался комплекс методик и методических приемов, а именно: социометрия, аутосоциометрия, референ-тометрия, аутореферентометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти, модифицированный вариант техники «репертуарных решеток» Дж. Келли; вычисление средних значений и факторный анализ всех показателей учащихся 5-х классов, выделенным по способностям к диалогичности общения. Для выявления тенденций в изменении индивидуально-личностных особенностей диалогичности общения в зависимости от других детей того же класса использовался непараметрический критерий Манна-Уитни, позволивший осуществить попарное сравнение результатов по диалогичным детям [4].
Результаты проведенного исследования показали, что среднестатусные подростки (а статус определялся по положению испытуемого в неформальной интрагрупповой структуре власти) - социометрически активно избираемая категория. Они получают выборы от всех статусных категорий (что говорит об их устойчиво благоприятном положении в группе) и прежде всего от своей страты. Большое число социометрических выборов получают также лидеры, низкостатусные же подростки непривлекательны в эмоциональном плане для своих одноклассников. Наибольшая взаимность социометрических выборов наблюдается также у среднестатусных учеников и у лидеров (см. таблицу).
Совершенно очевидно, что выявленная эмпирика демонстрирует факт наиболее активной позиции среднестатусных учеников в системе взаимоотношений типа «симпатия»: именно от них получили большинство социометрических выборов представители всех статусных категорий. При этом следует отметить, что среднестатусные учащиеся чаще выбирают одноклассников из своей страты (данные достоверны на 99%-ном уровне значимости). Опираясь на полученные данные, нетрудно прийти к выводу о том, что аутсайдеры становятся малоизбираемыми в социометрическом плане прежде всего именно из-за лидеров. Полное игнорирование низкостатусных учащихся высокостатусными говорит об эмоциональном неприятии, разобщенности, а иногда и противоборстве двух полярных категорий. Таким образом, фактически, как раз статусный слой тех, кто находится посередине, обеспечивает в эмоциональном
Таблица
Социометрические и референтометрические выборы, сделанные и полученные представителями разных статусных категорий (среднеарифметическое значение)
Категории учащихся, получивших выбор(ы) (кого выбирают) Социометрия Референтометрия
Категории учащихся, сделавших выбор(ы) (кто выбирает)
высокостатусные средне-статусные низкостатусные высокостатусные средне-статусные низкостатусные
Высокостатусные 0,28 0,55 0,17 0,17 0,55 0,28
Среднестатусные 0,20 0,67 0,13 0,33 0,42 0,25
Низкостатусные 0,00 0,50 0,50 0,25 0,55 0,20
плане терпимое положение аутсайдеров в группе, что и отражает факт наличия определенного числа социометрических предпочтений, которые среднестатусные ученики отдают низкостатусным. В данном случае можно говорить о том, что среднестатусные подростки в рамках школьного класса играют интегрирующую роль во внутригрупповой жизни сообщества учащихся.
Анализ данных, полученных с помощью аутосоциоме-трической процедуры, однозначно показывает, что средне-статусные подростки ожидают социометрических выборов прежде всего от представителей своей собственной статусной категории (различия статистически достоверны на 99,9%-ном уровне). При этом также зафиксирована тенденция, отражающая ожидание среднестатусных быть выбранными скорее лидерами, чем аутсайдерами. Данный факт может быть объяснен тем, что большее эмоциональное «родство» с лидерами среднестатусных членов ученической группы определяется их субъективной направленностью на повышение интрагруппового статуса и несколько завышенной оценкой своей личностно-социальной привлекательности. На самом деле существенно чаще среднестатусные учащиеся угадывают выборы, которые им отдают представители их собственной категории (данные достоверны на 99,9%-ном уровне значимости). Следует отметить, что лидеры также ожидают получить (и при этом угадывают) социометри-
ческие предпочтения от среднестатусных членов группы (данные достоверны на 95%-ном уровне значимости). Аутсайдеры же ожидают выборов как от среднестатусных одноклассников, так и от представителей своей страты. Отметим, что в целом реальную картину эмоциональных предпочтений в классе наиболее адекватно отражают среднестатус-ные члены ученической группы и лидеры.
Таким образом, использование комплексной методики в изучении особенностей развития диалогического общения подростков дало возможность собрать данные, характеризующие уровни общения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодалев А. А. Личность и общение: избр. тр. М.: Педагогика, 1983. 271 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Петровский А. В. Индивид и его потребность быть личностью // Хрестоматия по психологии личности. Самара: Бахрах-М, 2000. Т. 2. С. 457467.
4. Куликов Л. В. Психологическое исследование (методические рекомендации по проведению). СПб.: Наука, 1994.
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОТРАЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ
THE PROBLEM OF STUDYING THE PSYCHOLOGICAL STRESS OF SENIOR SCHOOL STUDENTS AS A REFLECTION OF THEIR SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT
Е. А. Белова
Статья раскрывает актуальную тему диагностики изменений в сфере образования. Рассматривается проблема инноваций, их влияния на учащихся. Обсуждается и по-новому осмысляется проблема изучения психологического стресса в старшем школьном возрасте. Практическая ценность исследования
E. A. Belova
The article discovers a topical subject of diagnostics of changes in an educational sphere. The article considers the problem of innovation and its influence on students. The article discusses and comprehends in a new way the problem of investigation of psychological stress in the senior school age. Practical value of research is